Научная статья на тему 'Виртуальная реальность мягкой силы в Арктике'

Виртуальная реальность мягкой силы в Арктике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
631
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / РЕАЛЬНОСТЬ / МЯГКАЯ СИЛА / ЭКОЛОГИЯ / ПРИРАЗЛОМНАЯ / ШЕЛЬФ / СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС / ARCTIC PACT-ХХI / ARCTIC / REALITY / SOFT POWER / ECOLOGY / PRIRAZLOMNAJA / SHELF / NORTH POLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукин Юрий Фёдорович

Впервые актуализируются проблемы фактической, бюрократической и виртуальной реальности при использовании мягкой силы в Арктике. Поднимается вопрос о заключении Arctic pact-ХХI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY OF SOFT POWER IN THE ARCTIC

First actualized the problems factual, bureaucratic and virtual reality using soft power in the Arctic. Raises the question of the conclusion Arctic pact-XXI.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность мягкой силы в Арктике»

УДК 32.019.51+323.266/303.032.4

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МЯГКОЙ СИЛЫ В АРКТИКЕ

VIRTUAL REALITY OF SOFT POWER IN THE ARCTIC

© Лукин Юрий Фёдорович, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, главный редактор электронного научного журнала «Арктика и Север». E-mail: lukin.yury@mail.ru

© Lukin Yury Fedorovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Editorin-chief of the Electronic scientific journal "Arctic and North". E-mail: lukin.yury@mail.ru

Аннотация. Впервые актуализируются про- Abstract. First actualized the problems factual, блемы фактической, бюрократической и вир- bureaucratic and virtual reality using soft power туальной реальности при использовании in the Arctic. Raises the question of the conclu-мягкой силы в Арктике. Поднимается вопрос sion Arctic pact-XXI. о заключении Arctic pact-XXI.

Ключевые слова: Арктика, реальность, Keywords: Arctic, reality, soft power, ecology, мягкая сила, экология, Приразломная, Prirazlomnaja, shelf, north pole, Arctic pact-XXI шельф, северный полюс, Arctic pact-XXI

Введение

В данной статье исследуются проблемы использования мягкой силы в Арктике, её воздействие на общественное мнение в трансформирующейся реальности. С этой целью впервые вводятся понятия фактической, бюрократической и виртуальной реальности, отражающих те или иные стороны жизнедеятельности глобального социума на примере арктического макрорегиона. Учитывая научную новизну в постановке проблем статья не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов указанной темы.

Методология исследования основывается на междисциплинарности и общенаучных методах. Используются геополитический и регионологический подходы в обозначении объекта изучения (Арктика, Российская Арктика, АЗРФ), многовариантность, общенаучные (анализ, синтез), а также предметные методы гуманитарных наук - истории, конфликтологии, менеджмента.

Фактическая, бюрократическая и виртуальная реальность

Возникает, прежде всего, потребность в определении основных концептуальных понятий, имеющих прямое отношение к исследуемой проблематике. Начнем с реальности.

Reality (лат. realis - вещественный, действительный) — это всё сущее, всё существующее, действительность, явь, факты, реализм, истинность, подлинная сущность, осязаемость, прочность. В своей совокупности такая реальность - предметная область науки. В нашем случае — это предмет междисциплинарного исследования арктического макрорегиона, но только по вопросу использования мягкой силы, создающей виртуальную реальность.

Мною выделяется три вида существующей в настоящее время реальности.

Во-первых, это фактическая реальность, близкая по своей сути к изложенному выше общему пониманию reality в настоящем времени. Это существующая действительность, факты, явь, человеческие деяния, социальная активность, как говорится «живая жизнь» во всей её красе и мерзости, суете сует. На практике ближе всего к определению истинной сущности и мотивации человеческих деяний видимо находятся правоохранительные органы (полиция, следствие, прокуратура, суд), исключая естественно факты коррупционного искажения реальности и политического давления. Обыденное реальное восприятие действительности присуще многим гражданам. Однако в силу недостаточной информированности, отсутствия специальных знаний обычные люди не всегда могут составить адекватную картину происходящего и подвергаются воздействию мягкой силы в большей степени, чем профессионалы. Процессы, происходящие в арктическом макрорегионе, не являются здесь исключением. Реальные проблемы арктического региона в эпоху Интернета постоянно транслируются на глобальный уровень, и трансформируясь под воздействием инструментов мягкой силы в виртуальную реальность, воспринимаются людьми как фактическая явь.

Во-вторых, пышным цветом в современном обществе сверху до низу по всей вертикали власти и управления процветает бюрократическая реальность. Власть администрирования, бумаги чаще всего так же далеки от реального положения дел, как отражение луной солнечного света. Бюрократический менеджмент основывается на установленных правилах, процедурах, иерархии, разделении труда, на обезличенном и рациональном поведении. Здесь нет изначально злого умысла потому, что в государственном и муниципальном управлении следование инструкциям, регламентам, стандартам менеджмента, игра по правилам преследуют благие цели. Что из этого получается? Об этом можно судить хотя бы на примере работы Правительства России по исполнению майских указов (2012) Президента РФ, когда полностью не выполняются программы переселения граждан из ветхого жилья. Не решаются другие социальные вопросы, хотя принятые постановления формально снимаются ведомствами с контроля как полностью выполненные.

Власть бумаги и формализма господствуют не только в государственном управлении. Многие историки исследуют прошлое преимущественно на основе письменных источников, иногда сознательно искажающих фактическую реальность в угоду правящей элите, или используя пропагандистские антироссийские мифы в духе русофобии, как инструменты мягкой силы направленные против России. Это ещё раз показало обсуждение концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В полной мере всё это относится и к бюрократической реальности настоящего времени в Российской Арктике. Бюрократическая реальность, например, заключается в том, что легитимных границ Российской Арктики (АЗРФ) на самом деле сегодня как бы и нет. Внутренние границы российского государства в высоких северных широтах существуют только в виртуальной реальности. Ещё 15 тому назад на рассмотрение Государственной Думы вносился проект закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Его принятие позволило бы юридически закрепить права России на управление арктическими территориями и акваториями, но закон тогда не был принят, в основном из-за финансовых проблем с бюджетом страны. В письме Правительства РФ от 16 июля 1998 г. отмечалось, что введение ряда экономических и социальных льгот для юридических и физических лиц на 1/5 части территории РФ возможно только за счет существенного сокращения доходной части федерального бюджета и увеличения расходной за счет зачисления в бюджеты субъектов АЗРФ в полном объеме всех налогов и сборов за право пользования природными ресурсами. Значительных бюджетных ресурсов требовали изменения действующего режима налогообложения, введение дополнительных государственных льгот (жилищные субсидии, оплата проезда) лицам, работающим и проживающим в арктической зоне, за счет средств федерального бюджета, а не работодателей, другие меры. Поэтому Правительство РФ не поддержало в 1998 году принятие того законопроекта1.

На заседании Совета безопасности РФ в сентябре 2008 года был обсужден, затем доработан и опубликован 27 марта 2009 года «Российской газетой» важнейший политический документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»2. Пять лет назад была поставлена вполне реальная задача подго-

1 Письмо Правительства РФ от 16 июля 1998 г. N 3596п-П11. Заключение по проекту федерального закона "Об арктической зоне Российской Федерации". URL: http://www.pravoteka.ru/pst/925/462178.html (дата обращения: 19.07.2009).

2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 18.09.2008. Пр.-1969) //Российская газета. - 2009. - 27 марта. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 29.04.2009).

товки нормативных правовых актов РФ об уточнении географических границ Арктической зоны России, в том числе ее южной границы, с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в пределы указанной зоны. Ничего этого так и не сделано, бюрократический воз и ныне там. Многострадальный федеральный закон об АЗРФ, очередной проект которого прошёл в 2012-2013 гг. общественную экспертизу, не принят до сих пор.

Замороженными с 2004 года оказались проекты федеральных законов по северам. В Салехарде (апрель 2004 года) к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям были отнесены полностью или частично территории 27 субъектов РФ с общей площадью 11,9 млн. квадратных километров, что составляло 70% всей территории России, и населением 12,2 млн. человек3. Предполагалось, что развитие районов Севера будет осуществляться с учетом объективно сложившихся условий функционирования экономики и социальной сферы в этих территориях. Среди поставленных задач указывались: упорядочение системы оплаты труда лиц, работающих в северных районах, на основе реформирования действующей системы гарантий и компенсаций с учетом существующих экономических отношений; формирование механизмов компенсаций повышенных затрат региональных и местных бюджетов на обеспечение жизнедеятельности населения и др. Актуальность поставленных в 2004 году задач не вызывала и не вызывает сомнений. Однако трансформация бюрократической реальности в практику жизнедеятельности северных социумов требовала принятия соответствующих законодательных актов и ресурсного обеспечения. Рабочая группа президиума Госсовета РФ по вопросам политики в отношении северных территорий предложила ещё в апреле 2004 года (Салехард) принять закон о районировании Севера (дифференциации северных территорий по условиям проживания). В Государственной Думе после этого длительное время обсуждался пакет о районировании Севера РФ, включающий четыре проекта федеральных законов: «О районировании Севера РФ», «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»4. Никакого продвижения в бюрократической реальности так и не произошло, подготовленные законопроекты снова зависли в Государственной Думе ФС РФ.

3 Заседание президиума Государственного совета №36 «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» 28 апреля 2004 года: URL: http://www.kremlin.ru/text/appears2/ 2004/04/28/97302.shtml (дата обращения: 05.06.2009).

4 Комитет Государственной Думы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока подготовил проект законов о районировании Севера России и государственных гарантиях и компенсациях для северян. URL: http://www.insev.ru/read.php?mm=01&session=313597&dd=19&yy=07&id=290331 (дата обращения: 04.04. 2009).

Арктическая зона Российской Федерации полностью входит в состав районов Крайнего Севера. В условиях очередной заморозки проекта Госпрограммы по социально-экономическому развитию АЗРФ в конце 2013 года, варианты которой также безуспешно разрабатываются уже несколько лет, одной из немногих сегодня реально выполнимых задач становится принятие в 2014 году федерального закона об АЗРФ. Разве так уж обязательно снова наступать на те же самые грабли и увязывать определение южных границ АЗРФ исключительно с льготами населению и преференциями для бизнеса. Их можно определить позднее при принятии других законов о районах Крайнего Севера, а не валить всё сразу в одну кучу, создавая формальные бюрократические проблемы. Арктика нужна России не меньше, чем приоритетные сегодня Дальний Восток и Западная Сибирь. Это не только вопрос внутренней политики, но и важнейшая геополитическая задача. Российская Арктика - самые северные рубежи евразийской цивилизации, наш северный дом, обжитой во времена тысячелетней предшествующей истории. Пора легитимно определить все границы АЗРФ.

В-третьих, виртуальная реальность, которая находит отражение в культуре, искусстве, средствах массовой информации, Интернете, геополитике и внутренней политике при-арктических и других государств, когда желаемое выдаётся за действительность в самой различной привлекательной упаковке. Виртуальная реальность - это прошлое, настоящее и будущее в одном флаконе. Сразу же оговорюсь, что за рамками анализа данной статьи остаются мифотворчество, художественный вымысел, литература, театр, живопись и другие виды искусства, реализм, абстракционизм, постмодернизм и другие измы творческого восприятия реального мира. А также религиозные конфессии и церковные организации, обряды, нормы морали, жизнь на основе императива веры. И всё, что имеет отношение к dream - мечтать, фантазировать, видеть сны, воображать; reality dream - мечтать наяву.

В виртуальной реальности, имеющей прямое отношение к геополитике, обычно использующей средства массовой информации, Интернет и другие ресурсы мягкой силы, больше всего утаивания правды, вранья, недоговорённости, манипулирования общественным мнением и сознанием громадного количества людей во всём глобальном социуме по имени Земля. Господствуют русофобия, известные прагматические принципы прежних столетий (по Макиавелли: "Finis sanctiflcat media"), идеи политического реализма Моргентау (национальные интересы, основанные на власти и могуществе; сила выше права). Но реализуются эти и другие установки в новом исполнении с использованием самых современных технологий (информационно-коммуникационные, IT, социально-психологические), постмодернистской снояви и постмодернистского плюрализма, акций Global Performance. Для до-

стижения своих целей в XXI столетии государства в своей политике, в первую очередь США, НАТО, всё эффективнее используют инструменты мягкой силы, изменяют сознание и поведение людей, дестабилизируют политический ландшафт, организуя и финансируя цветные революции, сея хаос на базе охлократии в разных регионах Земли.

Мягкая сила в Арктике

Жесткая сила с применением насилия повсеместно применяется в острых конфликтных ситуациях, нередко перерастающих в вооруженные региональные конфликты, войны. На основе военного, экономического и финансового могущества США, например, реализуют в глобальном масштабе способность к принуждению, используя, кроме оружия, различные санкции против той или иной страны с неугодным политическим режимом (Ирака, Ирана, Сирии), эмбарго и другие ограничения, вроде т.н. «акта Магнитского». Перманентным очагом насилия и региональных вооруженных конфликтов остаются многие страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Продолжается война в Сирии, для которой правда уже появилось мирное окно возможностей.

Потребность применения жесткой силы не исчезает в XXI веке потому, что насилие, терроризм никуда не исчезли из жизни глобального социума. В современном мире, как отметил В.В. Путин 01.01.2014, множатся очаги насилия и гражданского противостояния, расшатывается система международного права, планету сотрясают перепады экономической конъюнктуры, стихийные бедствия и экологические катастрофы [1]. В состоянии войны с терроризмом в конце XX - начале XXI вв. находится Россия. Ответственность за теракты 29-30 декабря 2013 года в Волгограде взяла, например, на себя радикальная исламистская группировка «Ансар аль-Сунна», с 2003 года действующая в Ираке5.

Не исключается возможность применения военной силы в той или иной форме и в арктическом макрорегионе. Война за ресурсы, пространство, коммуникации в Арктике, попытки интернационализации северных территорий и акватории Северного морского пути в начале XXI века протекают в мирной форме с использованием в основном мягкой силы. Арктическое противостояние во многом остаётся в рамках виртуальной реальности, коррелируемой бюрократической машиной приарктических государств (дипломатия, Арктический Совет, демонстрация военной мощи в ходе учений, обозначение присутствия). Однако риски возникновения локальных вооруженных конфликтов при обострении ситуации де-факто (reality) нельзя сбрасывать со счетов и здесь. Эскалация явной милитаризации Арктики про-

5 Иракские боевики взяли на себя ответственность за теракты в Волгограде.и^: http://www.forbes.ru/news/ 249827-irakskie-boeviki-vzyali-na-sebya-otvetstvennost-za-terakty-v-volgograde (дата обращения: 20.01.2014).

должается, всё более приобретая конфликтный характер с увеличением количества акторов международной политики в этом макрорегионе глобального социума Земли.

Мягкая сила - это управляемое воздействие на умы и сердце, чувства людей, их души для реализации поставленных целей не только в своей стране, но и в глобальном социуме. Направленность мягкой силы в политике имеет эндогенный (внутренний) и экзогенный (внешний) характер. Историческое, научное мифотворчество, информационные и психологические войны, культура, образование, другие используемые ресурсы закладывают базовый фундамент мягкой силы в любых её проявлениях.

В отличие от жесткого могущества к мягкой силе в геополитике, международных отношениях, дипломатии относятся имеющиеся возможности государств для достижения желаемых результатов путем создания позитивного образа (имиджа) страны, распространения массовой культуры, демократических ценностей, привлекательных индивидуальных возможностей, других инструментов власти влияния и создания виртуальной реальности. Мирные на первый взгляд акции оппозиции внутри той или иной страны при этом нельзя назвать ненасильственными, учитывая практику «цветных революций», их последствия, фактически направленные на реальный захват власти. Ярким примером здесь является «украинский майдан» c его блокадой правительственных зданий, оккупацией помещений, погромами, сотнями раненных участников отнюдь не мирных протестных акций и самих полицейских.

Тотальная советская пропаганда, мощно проводимая в СССР под руководством КПСС в 1922-1991 гг., международная политика, деятельность Коминтерна и других подобных организаций по-существу ставила те же самые цели, что и современная мягкая сила. В постсоветский период с целью поддержки населением проводимой государством политики, а также при проведении выборных кампаний в условиях конкурентной политической борьбы широко применяются самые различные политтехнологии, включая «черный пиар» как манипулирование избирателями, акции по созданию негативного образа конкурентов, организации публичных скандалов, использование компромата.

Определяя информацию как силу Joseph S. Nye в известной работе «Мягкая сила. Средства достичь успеха в мировой политике» (2004) подчеркивал, что сегодня большая часть населения мира имеет доступ к этой власти. Поэтому локус контроля (на что обратить внимание), а не сама информация становится дефицитным ресурсом. При этом важнейшим источником мягкой силы становится доверие, репутация. Правительства конкурируют за доверие не только с правительствами других стран, но и с широким кругом альтернатив, вклю-

чая новости СМИ, корпораций, неправительственных и межправительственных организаций, сетями научных сообществ [2].

Дипломатия, часто играя ключевую роль в достижении желаемых результатов на международной арене, уступает внутри страны место общественной дипломатии, социальным сетям и другим институтам гражданского общества, реально формирующим общественное мнение и социальную активность людей. Общественная дипломатия, как взаимодействие с неправительственными организациями и частными лицами, включает ежедневные и стратегические коммуникации; долгосрочные отношения с ключевыми лицами путем предоставления стипендий, обменов, обучения, семинаров, конференций, доступ к медиа-каналам [2, Joseph S. Nye]. Однако решающее влияние при этом, по моему мнению, оказывают социальные условия и качество жизни, фактическая действительность, не выходящая иногда за границы своего родного поселения (Кущевская, Ванино, Амдерма, Архангельск, Диксон, Мурманск, Тикси и т.д.), а не бюрократическая или виртуальная реальность.

n w "

В широком понимании мягкой силы методология управляемого воздействия на сознание и эмоции людей в обществе к началу XXI века всесторонне отработана в менеджменте, маркетинге, управлении конфликтами Это продвижение и защита имиджа (образа) организаций всех видов: PR - пиар, public relations (связи с общественностью), PR-promotion. ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ФГУП «Атомфлот», ОАО ПО «Севмаш» и другие организации сегодня для создания и продвижения своего позитивного имиджа профессионально используют свои сайты в Интернете 6. Хороший пример брендинга территорий в Арктике показывают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Не очень удачно Архангельская область с продвижением дискуссионного неоднозначного бренда «Поморье», фактически трансформировавшимся в норвежский инструмент мягкой силы, как впрочем и сам Баренцев Евро-Арктический регион.

Для мягкой силы в XXI столетии остаётся актуальным комплекс самых разных маркетинговых коммуникаций: реклама, Интернет, ТВ, радио, пресса, точки продаж, дизайн логотипа и упаковки, печатная продукция. Вирусный маркетинг применяет анекдоты, ссылки, видеоклипы, пересылаемые друг другу; партизанский маркетинг - воздействие на малые группы; сарафанное радио («ОБС») - распространение информации от человека к человеку в процессе личного общения. Сегодня к этим приёмам добавляются социальные сети в Интернете, накрутки сердечков и лайков (мне нравится) в контакте, запрограммированные

6 От англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место, сегмент, часть в компьютерной сети».

опросы, фотографии, комментарии и другие способы формирования общественного мнения, мобилизации волонтеров «цветных революций», участников протестных акций.

BU U Ч/ I W W

той или иной мере указанные выше рычаги мягкой силы, информационной войны за арктические ресурсы и пространство задействованы в практике Баренцева Евро-Арктического региона, АгСмс Council, единой сети University of the Arctic, экологических и правозащитных организаций, объединений коренных народов и других стейкхолдеров, имеющих отношение к арктическому макрорегиону. Мягкое могущество экзогенного характера возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами, создаёт позитивный геополитический имидж государства. Преуспели в этом европейские страны и США. Но и Россия, как мне думается, сделала качественный прорыв (успехи российской дипломатии по мирному урегулированию конфликта в Сирии, приоритет позитивных консервативных семейных ценностей, внутренняя социальная стабильность в условиях кризисных ситуаций, социальная сплоченность, научная переоценка исторического прошлого, постепенный уход от исторических мифов и др.).

Самых впечатляющих успехов в Арктике путем мирной экспансии7, использования мягкой силы в увеличении своих полярных владений (территории и акватории) в ХХ-ХХ! веках достигла Норвегия (Шпицберген - Svalbard, Ян-Майен и др.). После одобрения норвежской заявки Комиссией ООН по границам континентального шельфа 09.04.2009 года Норвегии удалось узаконить приращение своего шельфа на 235 тыс. км2. Договор России с Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, ратифицированный в 2011 году, разделил спорный район общей площадью около 175 тысяч км на две равные части. В результате арктические владения Норвегии составляют уже более одного миллиона квадратных километров (1068 км2). Масштабы мирной норвежской экспансии в XX-XXI вв. в Арктике не имеют аналогов в мире и весьма значительны для такой небольшой по населению страны.

Классическим примером способности на практике добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек, достойным занять место в учебнике по истории Арктики, стал визит бывшего госсекретаря США Хилари Клинтон в Норвегию. После переговоров c Х. Клинтон на совместной пресс-конференции 2 июня 2012 года бывший тогда министром иностранных дел Норвегии Й. Сторе провозгласил

7 Экспансия (от лат. expansio — распространение, расширение) понимается как территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида, осуществляемое как мирным путём, так и военным с применением вооруженной силы и ведением военных действий для захвата территории другого государства.

норвежский городок Тромсё «столицей Арктики», а США, своего главного союзника по блоку НАТО, ведущим государством в Арктике [3]. Соловецкий форум в свою очередь назвал в сентябре 2012 года Архангельск столицей Российской Арктики. Однако союзников в России у Архангельска к сожалению почти не нашлось, межрегиональная интеграция и арктическая солидарность напрочь у нас отсутствуют, проигрывая конкуренции между арктическими городами (Мурманск, Салехард) и субъектами АЗРФ.

Между тем, острие копья мягкой силы других государств направлено сегодня в Арктике однозначно против России. По мнению президента Академии геополитических проблем, доктора исторических наук, профессора, генерал-полковника Л.Г. Ивашова XXI век, несмотря на декларируемое окончание «холодной» войны, не стал для человечества более стабильным и безопасным. В эпицентр международной напряженности вышли энергетические проблемы. Острейший дефицит энергоресурсов, на фоне динамичного развития восточных экономик и наращивания энергопотребления странами Запада, Латинской Америки, исламского мира, привел к противостоянию уже не отдельных стран, но цивилизаций и регионов. Мощный вызов в связи с этим России бросает Арктика, формируя новые угрозы её безопасности. В Арктическом регионе в системе геополитических отношений складывается биполярная модель - Россия и все остальные претенденты [4].

Экология как инструмент мягкой силы в Арктике

Одним из главных инструментов мягкой силы в Арктике фактически стала экология. Примеров использования реально существующих проблем с охраной окружающей среды, горячими экологическими точками в качестве мягкой силы для оказания давления на российское государство более чем достаточно. Дважды, например, в августе 2012 г. и в сентябре 2013 г. российская платформа «Приразломная» на шельфе Печорского моря подвергалась атакам международной организации Greenpeace. Для достижения в общем-то благих целей экологи выбрали в рамках «мягкой силы» действия, похожие то ли на пиратство, то ли на хулиганство. Остановить фактическую эксплуатацию платформы «Приразломная» такими акциями Greenpeace не смогла, но вселенский виртуальный шум в прессе, Интернете вполне получился.

Не исключается, что главными целями акций Greenpeace было нанесение России имиджевых потерь, формирование негативного образа ведущей российской кампании «Газпром» и торможение освоения российского шельфа Арктики. Однако этого не произошло.

«Газпром» в своём пресс-релизе 20 декабря 2013 года сообщил, что реально начал добычу нефти на Приразломном месторождении. Это первый в истории России проект по

освоению ресурсов шельфа Арктики, начало масштабной работы «Газпрома» по созданию в регионе крупного центра добычи углеводородов [5]. Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения ожидается в первом квартале 2014 года, всего за год планируется добыть не менее 300 тыс. тонн нефти, а проектный уровень добычи около 6 млн тонн в год будет обеспечен после 2020 года.

Рис. 1. Приразломная. URL: http://www.gazprom-neft.ru/upload/medialibrary/419/AVD40858b.jpg

Нефть Арктики с учетом экологических требований требует огромных затрат, платить приходится за всё, не получая при этом стопроцентных гарантий самоокупаемости и получения прибыли. Общая стоимость проекта по освоению Приразломного месторождения оценивается, например, в 200 млрд рублей. В эту сумму включена стоимость платформы (65 млрд рублей), инфраструктура, а также строительство специального флота из четырех судов, включая 2 танкера ледового класса. В проект уже инвестировано порядка 100 млрд рублей 8. Риски при эксплуатации платформы «Приразломная» в суровых условиях Арктики неизбежны9. Но, и принимаемые Газпромом меры по безопасности бурения и отгрузки нефти в усло-

8 Газпром начал добычу нефти на платформе «Приразломная» с 10-летним опозданием. URL: http://www. news-ru.com/russia/20dec2013/gazprom_print.html (дата обращения: 01.01.2014).

9 Моделирование поведения разлива нефти при эксплуатации МЛСП «Приразломная». Оценка возможности ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти. 14 августа 2012 г. URL: http:// www. green-peace.org/russia/ru/press/reports/14-08-2012-modelirovanie-razlivov-nefti/ (дата обращения: 01.01.2014).

виях повышенного внимания общества к ним вызывают доверие10. «Газпром» утверждает, что «Приразломная» - уникальная платформа рассчитанная на эксплуатацию именно в экстремальных условиях на российском шельфе Арктики11.

Позиция Greenpeace заключается в полном запрете добычи нефти в Арктике. Куми Найду, исполнительный директор Гринпис Интернэшнл заявил ещё 24.08.2012: «Арктика -не место для нефтедобычи. Мы хотим, чтобы нас услышали. И если для этого надо проводить акции - мы будем делать это» [6]. Гринпис добивается создания всемирного заповедника в Арктике, а также запрета на добычу нефти и промышленного рыболовства в арктических водах.

С позицией Greenpeace солидаризируется профессор Высшей школы экономики С.А. Медведев, который заявил: «По-хорошему, у России как у не справившегося и безответственного хозяина Арктику надо отобрать и передать под международную юрисдикцию подобно Антарктиде с полным запретом на хозяйственную и военную деятельность» [7]. По мнению Сергея Медведева Россия проиграет войну за Арктику из-за последствий экологического бедствия, которое там уже происходит и может превратиться в катастрофу. Впоследствии он уточнил свою позицию, что предлагает не отказ от суверенитета государств в пределах существующих границ и территориальных вод, а от исключительных экономических зон, от экономической и военной деятельности в Арктике (Vedomosti.ru 04.10.2013). Профессор Высшей школы экономики предлагает сделать Арктику всемирным природным парком, где всем государствам будет запрещена добыча полезных ископаемых, любая хозяйственная деятельность, а также размещение вооружений. Такая запретительная позиция реально отражает какой-то спектр общественного мнения. На 14-м Соловецком форуме (2011), например, прозвучало предостережение о возможной «мести недр» - проблемах сейсмичности в Арктике возникающих при добыче углеводородов.

Не только в общественных настроениях, но и в бизнесе появляется всё больше сторонников заморозить добычу углеводородов на арктическом шельфе. Компаниям не следует бурить скважины для добычи нефти в Арктике из-за высоких репутационных рисков, - заявил в сентябре 2012 года газете The Financial Times глава французской Total Christophe de

10 В аварийно-спасательный флот у «Приразломной» вошло третье судно. 14 января 2014. URL: http://www. arc-tic-info.ru/News/Page/v-avariino-spasatel_nü-flot-y--prirazlomnoi~voslo-tret_e-sydno (дата обращения: 17.01. 2014).

11 Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» — уникальный в своем роде проект. А уникальность познается в сравнении: «СН» оценила достоинства и недостатки конструкций морских буровых. URL: http://www.gazprom-neft.ru/sibneft-online/archive/2013-december-projects/1096788/ (дата обращения: 01.01.2014).

Margerie12. После утечки газа на нефтяной платформе в Северном море (март 2012) французская Total отказалась от бурения скважин на шельфе и призвала конкурентов, учитывая риски, Арктику лучше не трогать без нужды. Приостановила в 2013 году свою деятельность по разведке и бурению в морях Чукотском и Бофорта компания Royal Dutch Shell. Не стала разрабатывать месторождения нефти на шельфе Аляски британская BP, оценив все издержки на соблюдение экологических стандартов13. Заморожен пока и Штокмановский проект.

Arctic Council в свою очередь принял 15 мая 2013 года панарктический документ «Соглашение в области готовности на случай морского загрязнения нефтью в Арктике и борьбы с ним»14. А накануне заседания Арктического Совета 15 организаций коренных народов подписали совместное заявление против нефтяного освоения Арктики.

В свете возникающих в Арктике проблем при добыче углеводородного сырья очень важен системный анализ угроз и возможностей, чтобы определить приоритеты деятельности, находящиеся не в плоскости виртуальной реальности, а в действительности. Василий Богоявленский, зам. директора по науке Института проблем нефти и газа РАН, не преуменьшая всех существующих рисков, отмечает, например, что на стадии нефтедобычи в мире происходит 1,3 % загрязнений, а за счет аварий и протечки труб в Мировой океан попадает около 35% нефтепродуктов. Большую опасность представляют разливы нефти при транспортировке танкерами и эти риски возрастают. В 2020-м году в Российской Арктике ожидается перевозка морским путем 50-80 миллионов тонн углеводородов, а это означает от 750 до 1100 рейсов танкеров [8].

Проблемы освоения арктических ресурсов колоссальны, риски при транспортировке нефти и газа огромны. Одной из основных причин аварий, разливов является человеческий фактор. Очевидно, что нужны не сколько эмоции, a строго выверенный баланс экономики и экологии; диалог власти, бизнеса, общества и постоянный контроль; обучение и формирование профессиональных компетенций всего персонала; мониторинг и реализация других защитных мер при добыче, транспортировке углеводородов в Арктике. По-существу, такая деятельность и особенно публичная открытость будут самым лучшим ответом любой мягкой силе с той стороны, которая подвергается атаке.

12 Французский нефтегигант раскритиковал бурение в Арктике. URL: http://lenta.ru/news/2012/09/26/total (дата обращения: 04.01.2014).

13 Стоит ли России спешить с освоением арктического шельфа. URL: http://www.vedomosti.ru/library/news/ 9693221/ostorozhno_arktika (дата обращения: 04.01.2014).

14 AGREEMENT on Cooperation on Marine Oil Pollution Preparedness and Response in the Arctic. URL: http:// www.arctic-council.org/index.php/en/events/meetings-overview/kiruna-ministerial-2013/784-illustrated-versions-of-kiruna-documents-available-2 (дата обращения: 03.01.2014).

Борьба за North Pole, континентальный шельф

Северный полюс в XX-XXI столетиях активно осваивается русскими. В 1937 году здесь первой в мире научной станцией «СП-1» был поднят флаг СССР. В 2012-2013 гг. количество дрейфующих научных станций «Северный полюс» достигло уже сорока («СП-40»)15. В текущем году возникли проблемы с финансированием «СП-41»16. В связи с изменениями ледовой обстановки в Арктике Правительство РФ выделяет 1,7 млрд. рублей на строительство самодвижущейся дрейфующей ледостойкой платформы для будущих станций [9].

17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном положении. В наши дни путешествие на Северный полюс, в том числе на атомных ледоколах, стало дорогостоящей туристической поездкой.

Рис. 2. Циркумполярное арктическое пространство вокруг Северного полюса. URL: http://www.victory-cruises.com/graphics1/map_route_pole.jpg

15 Дрейфующая станция «Северный полюс-40». URL: http://www.aari.nw.ru/news/text/2013/ВАЭ300513.pdf (дата обращения: 02.01.2014).

16 Росгидромет просит правительство помочь возобновить работу станции «Северный полюс». 15 января 2014. URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/minfin-otkazalsa-platit_-za-izycenie-arktiki (дата обращения: 17.01. 2014).

В 1962 году советская АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса и водрузила флаг СССР. До этого в 1958 году точку Северного полюса в подводном положении прошла американская АПЛ "Наутилус" 551\1-571. Это мирно-военное арктическое соперничество продолжается до сих пор. АПЛ К-410 «Смоленск» в 2014 году совершит всплытие в географической точке Северного полюса.

Одним из наиболее известных коммерческих проектов в последние годы стала арктическая дрейфующая полярная станция «Барнео», которая в 2013 году функционировала седьмой раз (рис.3). Боярский В.И., директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики, считает её эффективной опорной точкой российского присутствия в Арктике.

Russia

Khatanga

Borneo

Frari г Josef V Land л I

hengeГeh

Severnaya Zamlya

tNortrak

Л ri'.l

Cdj

Longy

)mmvk Havn

Pechora

Syktyvkar

/Vt

с Circle Sea

Faro«

Рис. 3. Боярский В.И. Российская ледовая база «Барнео». - СПб, 4 декабря 2013 года

В большей степени эти и другие проекты, все полярные экспедиции СССР-России и других стран имели и имеют не только научное, экономическое, военное значение, но играют важную роль для формирования позитивного имиджа своего государства в рамках мягкой силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со стороны России пожалуй самым заметным проявлением мягкой силы в Арктике, крупным научным достижением стала экспедиция «Арктика - 2007» под руководством А. Н. Чилингарова. 2 августа 2007 года в точке Северного полюса были совершены погружения в двух аппаратах «Мир». Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата «Мир-1» был установлен флаг Российской Федерации, сделанный для долговечности из титанового сплава.

Появление российского флага на арктическом шельфе взволновало ведущие мировые СМИ. Представитель госдепа США Том Кейси, комментируя итоги российской экспедиции «Арктика-2007» заявил о том, что этот факт не имеет никакого легального значения или эффекта для заявки РФ на морской шельф17. Еще большее раздражение выразил глава МИД Канады Питер Маккей: «На дворе не XV век. Нельзя проехать по миру, установить какие-то флаги, а потом заявлять: ''Это наша территория"»18. Такая реакция была вполне ожидаемой и прямо свидетельствует о том, что Россия очень эффективно использовала тогда свою мягкую силу. Многие страны глобального социума начали после этого события наперебой заявлять различного рода виртуальные претензии на арктическое пространство. В мировой прессе заговорили о том, что в противостоянии России и Запада, похоже, открыт новый, «арктический фронт», называть полярную экспедицию - 2007 «провокацией». Однако никто в мире до сих пор не сделал ничего подобного, не повторил достигнутые Россией в СЛО результаты. Россияне могут гордиться своей страной за эту и другие экспедиции в Арктике, как и первым полетом Юрия Гагарина в космос.

Реальное российское присутствие в Арктике в самых разных формах и проявлениях, не исключая виртуальную реальность как проявления мягкой силы государства, несомненно отвечает национальным интересам России.

Арктический шельф - «главное яблоко раздора»

Континентальный арктический шельф, морское дно СЛО является в настоящее время основной проблемой Великого геополитического передела Арктики в мирной войне за арктические ресурсы, пространство и транспортные коммуникации. Очень важно подчеркнуть,

17 США отрицают юридическое значение флага России на дне океана. 3 августа 2007 г. URL: http://www.vz. ru/news/2007/8/3/ 98524.html (дата обращения: 02.01.2014).

18 URL:http://www.rian.ru/trend/expedition_Arctic_North_Pole_310707/ (дата обращения: 10.09.2008)

что национальные интересы приарктических государств во многом реализуются в настоящее время на вполне легитимной основе международного морского права в полном соответствии с принятой в 1982 году Конвенцией ООН по морскому праву - United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS).

Четыре государства, имеющее морское побережье в СЛО (Дания, Канада, Норвегия, Россия) на основе международного права вполне легитимно установили свои исключительные экономические зоны, законно распространяют свой суверенитет и юрисдикцию на внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, борются в рамках действующих правовых норм за границы континентального шельфа. Кроме США, не ратифицировавших UNCLOS и тем самым фактически как бы игнорирующими международное морское право. Сила есть, зачем право в Арктике? Однако претензии одной из ведущих держав мира на континентальный шельф будут легитимными, если это государство ратифицирует Конвенцию ООН по морскому праву и оформит соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Рис.4. Скотт Хайлимэн, директор международной арктической программы Благотворительного фонда Пью. Охрана арктических рыбных промыслов. URL: http://russiancouncil.ru/arctic2013/presentations/ (дата обращения: 22.12.2013).

В результате определения границ ИЭЗ в центральной части СЛО образовалось арктическое пространство, так называемая зона ООН или международные воды, циркумполярный анклав, расположенные за пределами исключительных экономических зон приарктических государств.

Рис.5. Алексей Иванов (Институт земной коры СО РАН, Иркутск). Снова об арктическом шельфе. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/136209/Troickiii_Variant_2009_%2342_%2824-11-2009%29. html. Государства Арктического региона, распространение их 200-мильных зон и потенциальные зоны за пределами 200 миль, на которые могут претендовать эти государства. Красным жирным цветом выделены спорные регионы между Канадой, Данией и Россией. Схема взята с сайта www.dur.ac.uk/ibru/resources/arctic/Исследовательского центра международных границ Даремского университета (IBRU, Durham University).

Площадь международных вод в центральной части Arctic Ocean составляет 2,8 млн кв. км. На рисунках 4, 5, 6 можно увидеть, о какой циркумполярной акватории СЛО идёт речь и кто претендует на это океанское пространство с позиций действующей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, имея претензии на континентальный арктический шельф.

Площадь расширенного континентального шельфа России за пределами 200-мильной ИЭЗ

05 "с in

Рис.6. Каминский В.Д. Глубинное строение центрального Арктического бассейна (в связи с обоснованием внешней границы континентального шельфа РФ и оценкой углеводородных ресурсов). 8 июня 2010 г. URL: http://www.ocean.ru/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=274 &Itemid=78 (дата обращения: 10.12.2013).

При этом возникает нужда в разрешении конфликта между Данией, Канадой и Россией в связи с их претензиями на околополюсную акваторию, а точнее сказать на морское дно в этом циркумполярном районе Arctic Ocean. Как разрешится конфликт с границами континентального арктического шельфа, - мы сегодня не знаем и можем только прогнозировать различные варианты. Здесь существует некий элемент неопределённости или дипломатической недоговорённости, незавершенности переговорного процесса.

В настоящее время завершается длительный период проведения приарктическими странами многолетних работ, экспедиций, научных исследований в XXI веке в акватории СЛО. Чтобы доказать, что континентальный шельф тянется дальше исключительной экономической зоны, Дания, Канада и Россия должны представить грамотно оформленные по всем правилам заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, как это сделала Норвегия, заявка которой была удовлетворена ещё в 2009 году.

В установленный срок до 07 декабря 2013 года заявку в комиссию ООН подала Канада. На пресс-конференции в Оттаве 09.12.2013 министр иностранных дел Канады John Baird и министр окружающей среды Leona Aglukkaq сделали разъяснение по содержанию этой заявки. Канада претендует на шельф в Атлантике и все научные работы здесь полностью завершены. Однако если наука по Атлантике завершена, то правительство Канады представило по Арктике только самую предварительную информацию ("preliminary information"). Претензии на Северный полюс, на природные ресурсы за пределами 200-мильной ИЭЗ пока не подкреплены наукой. На техническом брифинге в тот же день эксперты Natural Resources Canada, the Department of Fisheries and Oceans and Foreign Affairs пытались объяснить, почему арктическая заявка Канады была неполной, несмотря на годы работы и десятки тысяч картографированных километров арктического морского дна. «Цель состоит в том, конечно, чтобы получить наиболее обширный континентальный шельф для Канады», - пояснил юрист Hugh Adsett. И добавил также, что они не знают, сколько еще работы, что нужно делать, и правительство находится в процессе того, чтобы пытаться понять это [10].

Такое позицирование резко отличается от того оптимизма, который ранее высказывал Dr. Jacob Verhoef, Natural Resource Canada's head of Arctic mapping, в отчете 2011 года. Количество и качество данных превзошли наши первоначальные надежды, - с восторгом писал тогда он. Канада, по его словам, была готова представить свои внешние границы расширенного континентального шельфа и обосновывающую информацию [10]. В декабре 2013 года официальные лица так и не смогли ответить, что же изменилось после 2011 года. Если допустить, что в 2011 году был обычный пиар, то есть элементарное использование мягкой силы, то в 2013 году бумеранг вернулся и Канада несколько испортила свою репутацию. Какие могут быть претензии на Северный полюс, если отсутствуют научно обоснованные доказательства, реальные факты? Нельзя же всё время продвигать только виртуальную реальность, не подкреплённый на деле имидж арктического государства.

Думаю, что читателей нашего журнала вполне закономерно интересует вопрос о том, а готова ли сегодня Россия повторно представить в Комиссию ООН по границам континен-

тального шельфа свою уточненную вторую заявку? Российские научные организации в 20022013 гг. провели в целом огромнейший объём работ по исследованию дна Северного Ледовитого океана и получили материалы, убедительно обосновывающие претензии России на континентальный шельф в Арктике за пределами своей исключительной экономической зоны. В.Д. Каминский, директор ФГУП «ВНИИОкеанология им. И.С. Грамберга», на конференции в Санкт-Петербурге 4 декабря 2013 года заявил, что макет заявки готов (рис.7) и уже проходит согласования в Правительство Российской Федерации.

«t -ЮГ W -12PW <НГ«

l«r I 12Г Е IW С

Рис. 7. Каминский В.Д. Макет российского Представления по ВГКШ в СЛО 2013 г.

Arctic pact - XXI, Арктический саммит, реорганизация Arctic Council ?

В 2014 - 2020 годах борьба за арктический шельф, за морское дно Arctic Ocean, а зна-чити и за арктические ресурсы вступает в завершающуюся фазу. По словам вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина сегодня «разворачивается целая битва, пока еще виртуальная, но с серьезными игроками» за то, кто первый закрепится в этом регионе

«не вербально, а физически» [11]. Горячая война в Арктике де-факто никому не нужна. Но сидеть и ждать, как говорится у нас, «сложа руки у моря погоды» Россия конечно тоже не будет.

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что важнейшей задачей для военного ведомства в 2014 году остаётся развитие инфраструктуры в Арктике, развертывание Национального центра обороны РФ 19. Российская армия и флот начали получать современную технику и вооружение, включая АПЛ четвертого поколения. Модернизируются арктическая сеть аэродромов, системы связи. Корабли и суда обеспечения Северного флота (СФ) продолжат активно осваивать новые районы плавания в Арктике. В летнем периоде 2014 года несколько отрядов кораблей и судов СФ осуществят походы в акваториях Карского моря и моря Лаптевых, чем продолжат начатую в 2012 году работу по изучению новых районов плавания в СЛО. Планируется провести исследования в районе архипелага островов Северная земля. Продолжится изучение навигационно-гидрографической обстановки, корректура карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов в Арктике и проверка их привязки, а также изучение возможностей

плавания судов неледокольного класса в высоких широтах в благоприятный по ледовым

20

условиям период . Эти и другие меры позволят взять под контроль ситуацию и пространство в Российской Арктике.

Заявления НАТО об отмене планов прямого военного присутствия в Арктике при этом можно воспринимать с учетом реально складывающейся» фактической ситуации только как элемент виртуальной реальности мягкой силы в арктическом регионе. И не более того. Постсоветская Россия, наученная горьким опытом предшествующих декларативных натовских обещаний после распада СССР, просто не имеет больше права воспринимать серьёзно подобные заявления с перманентным использованием «двойных стандартов».

«Национальная стратегия Арктического региона» (10 мая 2013) определяет США арктической нацией и обосновывает в качестве первого приоритета обеспечение безопасности в Арктике, охватывающей широкий спектр деятельности; улучшение информированности о деятельности, условиях и тенденциях в этом регионе, которые могут повлиять на безопасность, экологические или коммерческие интересы. США стремятся к росту соответствующего морского, воздушного и космического потенциала, безопасному транзиту, развитию необ-

19 Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу провел первое в новом году селекторное совещание URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more. htm?id=11888945@egNews (дата обращения: 17.01.2014).

20 Одна из приоритетных задач Севернго флота в новом году - дальнейшее осовение Арктики. URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11883864@egNews (дата обращения: 17.01.2014).

ходимой арктической инфраструктуры. Декларируется сохранение Арктического региона как зоны, свободной от конфликтов. Работа в Арктическом совете используется как инструмент продвижения интересов США [12]. Американские ВМС хотят потратить почти $8 млрд на усиление присутствия в Арктике, построить 10 новых ледоколов, обеспечить покрытие арктической зоны спутниковой группировкой 21.

Военная же стратегия США (NMS-2012) в целом нацелена на глобальное превосходстве (global leadership) [13]. По мнению военных экспертов, наиболее эффективным способом действий США против России избрана концепция нанесения первого «обезоруживающего удара» в Арктическом регионе, основу которого являют не баллистические ядерные ракеты, а высокоточное оружие и системы нетрадиционных технологий (беспилотники-роботы, корабли-арсеналы с сотнями дальнобойных крылатых ракет, система ПРО). Системно - сетевые операции проводятся для скрытой дестабилизации шести определяющих подсистем национального развития и обороноспособности РФ: политической, военной, экономической, социальной, инфраструктурной, информационной [4, Ивашов Л.Г.].

Другими словами ставка в войне за арктические ресурсы, пространство и коммуникации делается на сочетание методов применения жесткой и мягкой силы. Думаю, что складывающаяся в Арктике реальная ситуация в условиях моногополярного мира требует обсуждения и выработки возможных вариантов реорганизации АгСмс Council и заключения комплексного панарктического соглашения.

При возникновении конфликтных ситуаций в Арктике для их профилактики и разрешения вполне возможно и необходимо применение пакетного подхода. Заключенный в 2010-2011 гг. договор России с Норвегией ярко продемонстрировал наличие общественной потребности пакетного подхода при разграничении арктического континентального шельфа в СЛО, имея в виду дискуссионные проблемы Шпицбергена, рыболовства, военные угрозы. Поэтому в процессе переговоров важно добиваться заключения договорённостей, системно включающих не только вопросы определения принадлежности континентального шельфа той или иной приарктической стране, но и поиски баланса между экономикой и экологией в арктической среде; сохранения биологических ресурсов, контроля рыболовства; принятия совместных согласованных действий в профилактике морских загрязнений нефтью при разведке, добыче и её транспортировке; проблемы демилитаризации арктического макрорегиона. Это и будет жизненно важный реальный арктический пакет.

21 Американские ВМС хотят потратить почти $8 млрд на усиление присутствия в Арктике. 15 января 2014. URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/amerikanskie-vms-hotat-potratit_-pocti~8-mlrd-na-ysilenie-prisytstvia-v-arktike (дата обращения: 17.01.2014).

Не исключается вероятность принятия «Arctic pact - XXI» или Арктического международного соглашения (договора) в реально создавшихся условиях многополярного мира, которые должна поддержать хотя бы декларативно вся Арктическая G20 22. Общественное мнение вполне созрело к заключению и реализации такого масштабного панарктического соглашения вопреки Илулиссатской декларации, недальновидно подписанной Россией 28 мая 2008 года в Гренландии, легализовавшей монополию региональной арктической пятерки (А5 = Дания, Канада, Норвегия, Россия, США). Проявления интереса к Арктике со стороны нескольких десятков других государств невозможно монополизировать, не создавая искусственно новые очаги напряженности.

Финляндия, с прицелом на грядущий в 2017 году переход к ней председательства в Агс^с Counci, выступила с очень важной инициативой. Премьер-министр Финляндии Jurki Katainen предлагает провести в 2017-2018 гг. Арктическиий саммит с участием президентов и

IT

Юрки Катайнен, премьер-министр Финляндии (Photo: Thomas Nilsen) премьер-министров стран - постоянных членов Arctic Council и стран-наблюдателей. Он также считает возможным продвинуться на пути к превращению Arctic Council в организацию, существующую на основании договора. Ю.Катайнен уверен, что в ближайшие

22 В настоящее время в Арктический совет входит 20 государств мира. Это 8 стран, членов Арктического Совета -Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция, + ещё 12 стран, имеющих статус наблюдателей: Великобритания, Германия, Франция, Польша, Италия, Испания, Нидерланды, Китай, Индия, Сингапур, Южная Корея, Япония. Фактически вполне можно говорить о реальном существовании Арктической G20, включающей страны с различным статусом в Арктическом совете при принятии решений по Арктике.

годы Арктический Совет приобретёт более весомую глобальную роль: «Финляндия всецело поддерживает Совет, подчёркивая его глобальную роль и поддерживая усилия по вовлечению заинтересованных сторон из-за пределов Арктики в его работу» [14].

Российской дипломатии было бы нелогично отвергать предлагаемые варианты обновления международных отношений и разрешения конфликтных ситуаций в Арктике, включая разработку пакта «Arctic pact-XXI», трансформацию Arctic Council из региональной А5 в организацию глобального значения А20, другие возможности. Иначе проблема мирного раздела и освоения Арктики не будет решена и угольки арктических конфликтов будут тлеть ещё длительное время, грозя в любой момент превратиться в пламя костра с непредсказуемыми последствиями в изменяющемся мире.

Заключение

Введение в научный оборот концептуальных понятий фактической, бюрократической и виртуальной реальности во многом позволяет понять механизмы использования мягкой силы в Арктике. Отличаются новизной подходы к системному определению мягкой силы и её реальным проявлениям в арктическом макрорегионе.

Заслуживает внимания и конструктивного обсуждения вопрос о заключении «Arctic pact-XXI» с привлечением арктической G20 ^rctic Council в составе 8 стран - членов и 12 государств - наблюдателей). А также инициатива Финляндии о проведении Арктического саммита и трансформации Аг^ю Council в организацию глобального значения.

Безусловно, обсуждаемая проблематика не исчерпывается одной публикацией. В статье не затрагиваются вопросы культуры, образования, реального положения и статуса коренных народов, проблемы культурной, этнической, религиозной идентичности и многие другие, использующиеся в качестве инструментов мягкой силы и создания виртуальной реальности в арктическом макрорегионе, направленные главным образом против России.

Надеюсь, что статья будет использована в качестве информационного ресурса и позволит ещё не один раз вернуться к виртуальной реальности мягкой силы в Арктике и к оценке складывающейся арктической яви на страницах журнала «Арктика и Север».

Литература

1. Обращение Владимира Путина в связи с началом председательства Российской Федерации в «Группе восьми» 1 января 2014 года. URL: http://news.kremlin.ru/ news/20023 (дата обращения: 01.01.2014).

2. Soft Power: The Means to Success in World Politics - Joseph S. Nye, Jr. Chapter 4 - Wielding Soft Power. URL: http://belfercenter.hks.harvard.edu/files/joe_nye_ wielding_ soft_power.pdf (дата обращения: 31.12.2013).

3. Хилари Клинтон и Йонас Сторе объявили норвежский городок Тромсё столицей Арктики. URL: http://file-rf.ru/news/7583 (дата обращения: 01.01.2014).

4. Ивашов Л.Г. Геополитическая доктрина России и перспективы развития Арктики. -СПБ, 4 декабря 2013 года.

5. Алексей Миллер: «Газпром» стал пионером освоения российского шельфа Арктики. 20 декабря 2013 года. URL: http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/ (дата обращения: 01.01.2014).

6. Куми Найду с платформы «Приразломная». 24 августа 2012 г. URL: http://www. green-peace.org/russia/ru/news/blogs/green-planet/-2/blog/41870/ (дата обращения: 01.01. 2014).

7. Медведев Сергей. URL: http://grani.ru/people/1988/(дата обращения: 01.01. 2014).

8. Богоявленский Василий, зам. директора по науке Института проблем нефти и газа РАН. Не стоит ждать, что Арктика «затопит» рынок нефтью. URL: http://www.arctic-info.ru/Interview/Page/ne-stoit-jdat_--cto-arktika--zatopit~rinok-neft_u (дата обращения: 01.01. 2014).

9. Trude Pettersen. Из-за нехватки финасирования сворачиваются арктические исследования. 15 января 2014. URL: http://barentsobserver.com/ru/articles/2014/01/iz-za-nehvatki-finansirovaniya-svorachivayutsya-arkticheskie-issledovaniya-15-01 (дата обращения: 17.01.2014).

10. Canada's claim to Arctic riches includes the North Pole. Leona Aglukkaq and John Baird talk about the science behind Canada's bid. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/ canada-s-claim-to-arctic-riches-includes-the-north-pole-1.2456773 (дата обращения: 12.12.2013].

11. Рогозин заявил о «целой битве» за Арктику. 20.12.2013. URL: http://ria.ru/ de-fense_safety/20131220/985390684.html#ixzz2o0FFrrYk (дата обращения: 22.12.2013].

12. Barack Obama. Remarks by the President on the Defense Strategic Review. January 05, 2012. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/01/05/remarks-president-defense-strategic-review (дата обращения: 25.02.2012).

13. NATIONAL STRATEGY FOR THE ARCTIC REGION. May 10, 2013. URL: http://www. whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (дата обращения: 20.01. 2014).

14. Thomas Nilsen. Финляндия берётся за Арктический саммит. РОВАНИЕМИ. Премьер-министр Юрки Катайнен хотел бы укрепить Арктический Совет, организовав саммит глав государств и подводя Совет к трансформации к в организацию, существующую на основании договора. 05 декабря 2013. URL: http://barentsobserver.com/ru/ arktika/2013/12/finlyandiya-beryotsya-za-arkticheskiy-sammit-05-12 (дата обращения: 17.01.2014).

Рецензент: Чертова Надежда Андреевна, доктор юридических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.