Научная статья на тему 'VIII съезд национального союза производителей молока'

VIII съезд национального союза производителей молока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VIII съезд национального союза производителей молока»

VIII съезд Национального союза производителей молока

Coioj

'/Ikv.

С

m

I

7 февраля 2017г. в Москве на территории ^ ВДНХ прошел VIII съезд Национального союза производителей молока. В Съезде приняли участие представители профильных министерств и ведомств, органов управления АПК регионов России, производители и переработчики молока Таможенного союза, а также другие заинтересованные участники рынка. В рамках Съезда подведены итоги прошедшего 2016г., а также рассмотрены задачи на 2017г.

С вступительным словом к участникам съезда обратился заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Двор-кович. Он приветствовал участников съезда - представителей одной из самых непростых и вместе с тем одной из самых значимых отраслей АПК. Зная, какие большие задачи стоят перед отраслью, A.B. Дворкович пожелал всем, кто трудится в молочной промышленности успешного выполнения намеченных задач, а участникам Съезда — успешной работы.

На Съезде выступили Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачёв, а также председатель правления Национального союза производителей молока Союз-молоко А.Л. Даниленко.

На съезде было отмечено, что, по предварительным итогам 2016 г., на российском рынке молока и молочной продукции продолжились сокращение производства сырого молока, повышение зависимости от импорта, незначительное расширение экспортных поставок, снижение потребления молочной продукции. Учитывая это, перед молочной отраслью сегодня стоят две ключевые задачи. Во-первых, необходимо снизить зависимость от импорта, обеспечив его замещение продукцией собственного производства. При этом Доктриной продовольственной безопасности определен минимальный порог доли

отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов на уровне 90 %. Во-вторых, необходимо довести повышение потребления молочной продукции населением до рекомендуемой нормы -325 кг на человека. Для этого нужно повысить объем производства сырого, прежде всего товарного, молока.

К сожалению, в 2016 г. на рынке молока и молочной продукции продолжились стагнация производства сырого молока и сокращение поголовья коров, но одновременно начали формироваться и новые тренды.

Производство сырого молока в целом снижается, но производство товарного молока не уменьшается за счет повышения молочной продуктивности коров в сельхозор-ганизациях: в 2015 г. произведено

20.1 млн т товарного молока (+2,0 % к уровню 2014 г.), в 2016 г. (оценка) -около 20,3 млн т ( + 0,9 % к 2015 г.), в том числе в сельхозорганизациях

14.2 млн т молока (+2,5 %).

Увеличение объемов сравнительно дешевого импорта молочной продукции в I полугодии и снижение (вместе с удорожанием) во втором, что связано с сохранением низких цен на мировом молочном рынке в январе-апреле и начавшимся их повышением в мае-августе 2016 г. Импорт сыров в 2016 г. может оказаться выше уровня 2015 г. на 5 % (до 192 тыс. т), творога - на 8 % (до 27 тыс. т), сухого обезжиренного молока (СОМ) - на 16 % (до 131 тыс. т), сухого цельного молока (СЦМ) - на 37 % (до 42 тыс. т), сливочного масла и других молочных жиров - на 3 % (до 99,0 тыс. т), сырных продуктов -на 3 % (до 96,0 тыс. т). Вместе с тем, импорт цельномолочной продукции может сократиться на 7 % (до 238 тыс. т), маргаринов и спредов - на

8 % (65,0 тыс. т). В ближайшие месяцы объемы импортных поставок, вероятнее всего, будут сокращаться под влиянием планомерного повышения мировых цен. При этом расширение экспортных поставок молочной продукции продолжится, но более медленными темпами.

Наблюдается снижение темпов наращивания внутреннего производства молокоемких продуктов (сыров, творога, сливочного масла и СОМ) из-за дефицита сырья: производство сыров в 2016 г, по оценкам Союзмолоко и АЦ МШ^ешБ, увеличилось на 3 %, до 463 тыс. т (в 2015 г. - на 18 %), сырных продуктов -на 1 %, до 136 тыс. т (в 2015 г. - на 18 %), при этом производство творога и творожных продуктов сократилось на 2 %, сливочного масла - на 4, СОМ - на 2 %.

Снизилась доля фальсифицированной молочной продукции до 7-8 % (в 2015 г. около 10 %).

Увеличилось потребление молочной продукции населением за счет импортных поставок в I полугодии и снизилось - во второй половине 2016 г. (по итогам года по группе молочной продукции снижение потребления может составить в среднем около 1 %. Приказом Минздрава России от 19.08.2016 № 614 обновлена норма потребления молочной продукции - 325 кг на человека в год (ранее 320-340 кг.). При этом для молочных продуктов с пониженным содержанием жиров (молоко, кефир, йогурт 0,5-1,5 %-ной жирности, творог 0-9 %-ной жирности) и сыров нормы потребления повысились, для остальных продуктов снизились.

Следует отметить повышение экспортной активности производителей молочных продуктов: в 2015 г. отмечено увеличение экспорта только цельномолочной продукции (в 2 раза), мороженого (+9 %) и сырных продуктов (+2,9 %). По предварительным оценкам, за 11 мес экспорт молочных продуктов вырос на 11 %, в том числе цельномолочной продук-

НОВЫЕ ИДЕИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

ТЕМА НОМЕРА

ловье коров; объем импорта молочной продукции; себестоимость внутреннего производства молока и уровень мировых цен. В весенне-летний период, вероятно, произойдет незначительное сезонное снижение цен с последующим их ростом, при этом среднегодовой уровень цен на сырое молоко может увеличиться

ции - на 20 %, молочных жиров - на 17, сыров - на 3, сырных продуктов -на 35, мороженого - на 32 %. Однако темпы наращивания экспортных поставок во втором полугодии снизались из-за дефицита ресурсов.

Объем государственной поддержки молочной отрасли увеличился на 44 %, до 38,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - на 72 %, до 26,8 млрд руб. Это способствовало восстановлению инвестиционной активности и реализации новых проектов в области производства и переработки молока, модернизации и реконструкции производства.

В августе-декабре 2016 г. на сырьевом рынке молока наблюдался ускоренный рост цен, которые к концу декабря 2016 г. повысились на 23,9 руб./кг, что на 10 % выше уровня

2015 г. Причин несколько. Во-первых, на рынок традиционно оказал влияние сезонный фактор; во-вторых, дефицит товарного молока повысил спрос на него со стороны перерабатывающих предприятий; в-третьих, повышение мировых цен на молочную продукцию в апреле-мае и в осенне-зимний период (в том числе со стороны Республики Беларусь) повлекло за собой сокращение объемов импортных поставок молочной продукции в Россию во второй половине

2016 г. В результате товарные ресурсы внутреннего рынка молочной продукции сокращались, рынок сжимался, формируя дополнительный спрос на отечественное сырье; в-четвертых, повышение цен стало отложенным эффектом повышения себестоимости производства в 2014-2015 гг. из-за девальвации национальной валюты, что не подкреплялось соответствующим повышением доходов сельхозтоваропроизводителей.

Уровень цен на сырое молоко на территории России в краткосрочной перспективе продолжит формироваться под влиянием общей экономической ситуации в стране, а также конъюнктурных факторов, действующих на молочном рынке: объем производства товарного молока и пого-

в пределах 5-7 % (более интенсивный рост будет ограничен платежеспособным спросом). Таким образом, снижения цен на внутреннем молочном рынке в 2017 г. ожидать не стоит, однако темпы роста цен в I квартале, вероятно, снизятся, что будет обусловлено в том числе сокращением платежеспособного спроса населения.

В 2017 г., по оценкам Со-юзмолоко и АЦ МШ^ешБ, тенденции 2016 г. (стагнация производства, сокращение поголовья коров, снижение объемов производства молока в хозяйствах населения и увеличение в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозор-ганизациях) могут сохраниться и даже усилиться из-за снижения инвестиционной активности в молочной отрасли, что приведет к дальнейшему сокращению производства в случае отсутствия дополнительной поддержки со стороны государства. Вместе с тем, производство сырого молока в 2017г. может увеличиться за счет интенсификации производства в сельхозорганизациях и наращивания производства в К (Ф) Х и ИП. Валовой объем производства при этом может составить 31,0-31,1 млн т, в том числе товарного молока -20,5-20,6 млн т.

В сложившихся условиях модернизация производства, повышение эффективности молочной отрасли и ее финансовое оздоровление, наращивание объемов производства молока, повышение качества молочной продукции и снижение зависи-

мости от импорта невозможны без участия государственного сектора. Ключевыми задачами государства должны стать:

1. Обеспечение повышения доходности производителей молока путем субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части капитальных затрат на создание и модернизацию перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства.

2. Поддержка переработчиков молока путем возмещения капитальных затрат на создание и модернизацию предприятий по переработке молока в размере не менее 35 % сметной стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта), возмещение части затрат на уплату

процентов по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и модернизацию перерабатывающих предприятий.

3. Разработка и реализация комплекса мер немонетарного регулирования отрасли: интервенции, технические регламенты, снижение административной нагрузки, в том числе отказ от электронной ветеринарной сертификации в отношении готовой молочной продукции.

4. Доработка нормативно-правовой базы для реализации в 2017 г. механизма закупочных и товарных интервенций для снижения влияния сезонного фактора на ценовую конъюнктуру молочного рынка в сезон «большого молока» в 2017 г.

5. Разработка долгосрочной (не менее чем на 15 лет) стратегии развития молочной отрасли Российской Федерации с фиксированным комплексом инструментов регулирования и мер поддержки отрасли, выделение объемов поддержки отдельными статьями в федеральном бюджете.

6. Ужесточение ответственности (кратное увеличение штрафов) за нарушение технического регламента ЕАЭС при маркировке молочной продукции, в частности, при отсутствии на этикетке информации о наличии жиров немолочного происхождения и реализации молокосодержащей продукции под видом молочной.

7. Стимулирование потребления молока и молочных продуктов через программу внутренней продовольственной помощи, развитие инфраструктуры системы социального питания, стимулирование потребления мо-

лока и молочных продуктов (по аналогии с программой Союзмолоко «Три молочных продукта в день»).

Комплексное решение обозначенных задач позволит обеспечить восстановление и развитие молочной отрасли, создать условия для увеличения объемов производства молока и молочных продуктов, снизить количество попадаемой на прилавки некачественной продукции.

Резолюция VIII Съезда национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО

Основными факторами, влияющими на развитие молочной отрасли в последние годы, остаются сохранение специальных экономических мер в отношении ряда основных стран - поставщиков молочной продукции - и снижение располагаемых доходов населения на фоне кризисных явлений в экономике. В то же время Доктриной продовольственной безопасности определена цель - самообеспечение России молоком и молочными продуктами на уровне 90 %. По итогам 2016 г. уровень самообеспечения молоком и молочной продукцией, по расчетам Союзмолоко и АЦ МНкпешБ, снизится до 78,9 %, а по товарному молоку - до 71,7 %.

В 2016 г. Союзмолоко отмечает следующие тенденции: увеличение объемов производства товарного молока и отдельных видов молочных продуктов;

снижение доли фальсифицированной молочной продукции с 10 до 7 %;

повышение экспортной активности производителей молочных продуктов;

снижение волатильности на сырьевом рынке в сезон «большого молока» в результате ожидаемых интервенционных закупок и повышенного спроса на сырье;

увеличение объемов государственной поддержки молочной отрасли на 44 %, в том числе из федерального бюджета -на 72 %;

сокращение потребления молочной продукции в России с 239 кг на человека в год в 2015 г. до 237-238 кг;

рост импорта, в том числе из Республики Беларусь, что связано с сохранением низких цен на мировом молочном рынке в I полугодии 2016 г.

В 2016 г. при непосредственном участии Союзмолоко были решены следующие задачи:

разработан проект Программы повышения эффективности работы племенного молочного скотоводства при участии бизнеса и научного сообщества;

увеличена доля возмещения части прямых затрат для молочной отрасли с 20 до 30 %;

усилен контроль за качеством поставок и реэкспортом через Республику Беларусь;

подготовлена нормативно-правовая база для проведения товарных и закупочных интервенций в 2017 г.;

на 56 % увеличен объем субсидий из федерального бюджета на 1 кг товарного молока;

проведены заседания комиссии по отбору инвестпроектов к субсидированию процентной ставки по кредитам и возмещению капитальных затрат, закрыты долги перед инвесторами;

достигнута договоренность о переносе электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) для готовой молочной продукции, направлено соответствующее предложение в Правительство.

Для выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности необходимо обеспечить конкурентоспособность молочной продукции и установить привлекательные условия для инвесторов, для чего в 2017 г. необходимо принять следующие меры:

1. Перейти к учету товарного молока в официальных документах: Госпрограмме развития сельского хозяйства, Доктрине продовольственной безопасности РФ и национальном докладе о ходе реализации и результатах госпрограммы;

2. Разработать нормативно-правовую базу и внедрить с 1 января 2018 г. пилотный проект по системе идентификации скота;

3. Доработать совместно с Минсельхозом России и обеспечить принятие Программы повышения эффективности работы племенного молочного скотоводства;

4. Внести необходимые для стабильной работы отрасли поправки в Технический регламент на молоко и молочную продукцию и прочие законодательные акты, в том числе в части исключения норм по лейкозу КРС;

5. Ввести «единую молочную субсидию» с сохранением объемов поддержки на долгосрочный период;

6. Отложить введение системы ЭВС на товары, на которые до вступления в силу Приказа № 648 не оформлялись и не выдавались ветеринарные сопроводительные документы, провести в 2017-2018 гг. мониторинг внедрения системы ЭВС, по результатам которого определить возможность, сроки и порядок внедрения ЭВС для готовой молочной продукции;

7. Реализовать механизм закупочных и товарных интервенций для снижения скачков цен в сезон «большого молока» в 2017 г.;

8. Разработать механизмы стимулирования спроса на молочную продукцию и приведения фактического уровня потребления к нормам Минздрава России.

Предложенные меры обеспечат восстановление спроса и устойчивое развитие молочной отрасли в 2017 г. и на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.