Научная статья на тему 'Вьетнам в условиях глобального финансово-экономического кризиса (некоторые аспекты внутренней и внешней политики 2008-2009 гг. )'

Вьетнам в условиях глобального финансово-экономического кризиса (некоторые аспекты внутренней и внешней политики 2008-2009 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
651
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / VIETNAM / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / FOREIGN AND DOMESTIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурашева Галина Федоровна

В статье показано как Вьетнам противостоит ударам извне. Чтобы противостоять опасностям правительство Вьетнама использует средства мобилизации внутренних и внешних ресурсов. На фоне кризиса, правительство Вьетнама приняло эффективные меры для укрощения инфляции, стабилизации макроэкономики, и для обеспечения социальной защищенности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the picture of how Vietnam meets external challenges. To withstand the hazards Vietnam's government uses the means of mobilizing domestic and international resources. Against the backdrop of the crisis, the Vietnamese government has assumed effective measures to subdue inflation, to stabilize macroeconomics, and to ensure social security for the people.

Текст научной работы на тему «Вьетнам в условиях глобального финансово-экономического кризиса (некоторые аспекты внутренней и внешней политики 2008-2009 гг. )»

© Мурашева Г. Ф.

ИВ РАН

ВЬЕТНАМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (некоторые аспекты внутренней и внешней политики 2008-2009 гг.)

Глобальный финансово-экономический кризис негативно повлиял не только на экономику Вьетнама, но на все аспекты национальной жизни, в результате чего определенная доля присущего Вьетнаму динамизма была явно утрачена.

Как видно из публикуемых материалов, правительственных заседаний, во Вьетнаме не сразу осознали всю серьезность надвигающегося кризиса, признаки которого уже давали о себе знать. Нельзя в то же время сказать, что он застал правительство СРВ врасплох. Еще в апреле 2008 г. правительство разработало 8 «способов» обуздания инфляции, много делало для стабилизации макроэкономики, боролось с коррупцией, принимало меры по реформированию административной сферы (май 2008)1. Позитивно оценивая вступление в ВТО, правительство учитывало, что «многие страны, вступив в ВТО, буквально погрузились в нищету и голод», поэтому во Вьетнаме более тщательно стали изучать все плюсы и минусы пребывания в ВТО, анализируя, что было упущено за последнее время, с тем, чтобы понять, как членство в ВТО повлияло, например, на динамику состояния бедности и нищеты, с тем, чтобы извлечь уроки на будущее 2.

В середине 2008 г. во Вьетнаме преобладали позитивные оценки социально-экономического развития. Премьер-министр Нгуен Тан Зунг в июле 2008 г. считал, что «несмотря на сложности в мировой экономике и стихийные бедствия в стране, можно сказать мы добились многого. За

5 месяцев 2008 г. общая обстановка в стране в основном была стабильной, во многих областях сохранялся рост. Сельское хозяйство и промышленность увеличивали производство. Объем экспорта увеличился на 46%. Зарегистрированные иностранные инвестиции составляют 15,329 млрд. долл., что на 160,8% больше, чем за то же время 2007 г.».

«С такими темпами» - считал Премьер, - «мы ... можем ставить цель роста экономики на 7% в 2008 г., что будет хорошим фундаментом для следующего года»3.

Именно поэтому, как позже сказал сам Нгуен Тан Зунг «в духе революционной наступательности была поставлена цель выполнить намеченные на 2008 г. планы, чтобы затем в 2009 и 2010 гг. продолжать успешно выполнять 5-и летний план 2006-2010 гг.»4.

Однако ситуация в 2008 г. во Вьетнаме осложнилась в связи с тем, что выросшая уже в первом квартале инфляция, к середине года достиг-

ла высоких показателей, возник серьезный торговый дефицит, а с конца 2008 г. наметился спад в экономике5. В этой обстановке правительство сделало акцент на укрощении инфляции, сохранении макроэкономической стабильности, обеспечении социальной защищенности и поддержании разумного роста экономики. При этом укрощение инфляции стало приоритетом6. Предложенные правительством 8 мер борьбы с инфляцией, среди которых - стимулирование экспорта, сокращение импорта, регулирование рыночных цен, «организация» торговли внутри страны для повышения внутреннего спроса, меры по обеспечению социальной защиты и т.д. ... продолжали действовать.

В конце 2008 г. Правительством было принято постановление, имеющее силу закона о страховании безработных (ВНТК) .

Уже к концу 3-го квартала 2008 г. удалось справиться с инфляцией, экономика на макроуровне в основном стабилизировалась, рост экономики в 2008 г. сохранился на уровне 6,23%.

Азиатский банк развития (АБВ) в сентябре 2008 г. высказал прогноз о сохранении темпов роста вьетнамской экономики в 6,5% в 2008 г., но снижении их до 6% в 2009 г. Затем, по прогнозу банка, Вьетнам будет в течение двух последующих лет идти в русле мировой тенденции замедления роста, после чего в 2010-11 г. будет мощно восстанавливаться

»-»8

вместе с мировой экономикой .

Представитель Международного валютного фонда (МВФ) заявил в октябре 2008 г., что экономическая обстановка во Вьетнаме улучшилась по сравнению с периодом 2-х - 3-х месяцев тому назад. Аналогичную оценку сделал Всемирный банк (WB), оценив текущую обстановку как улучшившуюся по сравнению с серединой года. К тому же оба специалиста считали, что молодая финансовая система Вьетнама непосредственно не подвергнется влиянию факторов, которые разрушили многие банки США, но экономика, конечно, почувствует на себе сильные удары

9

этого кризиса .

В действительности инфляция и глобальный кризис нанесли мощный удар по вьетнамской экономике, в итоге производство во всех ее отраслях и в сфере услуг снизилось, рынки для экспорта сократились. Страна от приоритетной борьбы с инфляцией перешла к борьбе с сокращением роста экономики. Это было также не менее трудным делом, по словам премьер-министра Нгуен Тан Зунга, и даже более трудным, из-за ограниченности потенциала Вьетнама и продолжающегося глобального финансового кризиса и экономического спада10.

Правительство обратило внимание на обстоятельства, которые могут помочь вьетнамской экономике извлечь благоприятные моменты и отыскать скрытые возможности в общей неблагоприятной картине глобального экономического спада и финансового кризиса:

1) Рыночная экономика в обстановке стабильности во Вьетнаме развивается и совершенствуется; 2) рост экономики на 6,23% в 2008 г. несмотря на трудные условия, говорит о большом потенциале развития; 3) внутренний рынок демонстрирует разносторонний спрос на товары и услуги; 4) производственный потенциал народа велик и не до конца мобилизован; 5) зарубежные инвесторы, доноры верят в перспективы развития Вьетнама, в его безопасность и стабильность.

Правительство подчеркнуло определяющую роль государства в создании благоприятных условий для бизнеса, для мобилизации производства, с целью поднять экономику. Было признано, что при действующем принципе одинакового подхода к разным секторам производства, во время кризиса надо сосредоточиться на поддержке малого и среднего бизнеса, а также тех производителей, которые обеспечивают много рабочих мест и тех, кому труднее всех.

Правительство через финансово-денежную политику старалось не допустить существенного сокращения экспорта, от которого зависит жизнеобеспечение миллионов работников в различных отраслях экономики и 70% ВВП11.

Была поставлена цель расширять внутренний рынок, увеличивая внутреннее потребление, для чего почти 87 млн. населения со средним подушным доходом в 17 млн. донгов в год потенциально обещает большие возможности.

Расширение внутреннего рынка было признано «не только первостепенным требованием, в условиях сужающегося экспорта но важным направлением в строительстве независимой суверенной экономики в контексте глобализации и международной интеграции». «Надо усвоить такой подход, - говорил премьер-министр Нгуен Тан Зунг: - внутренний рынок - это основа, внешний рынок важен в бизнес-стратегии предприятий. Нужна такая политика, чтобы вьетнамский бизнес развивался бы-

12

стро и устойчиво на внутреннем и международных рынках» .

В условиях серьезных непосредственных угроз социальноэкономическому развитию страны Правительство 11.12.2008 приняло Резолюцию № 30/2008 NQ-CP о неотложных мерах, направленных против спада экономики, на сохранение экономического роста, обеспечение социальной защищенности. Одновременно были намечены меры для создания еще более благоприятных условий для экспорта и импорта товаров, что включало модернизацию таможенной службы (ИМ quan)13.

Правительство предложило пять направлений борьбы с кризисом: преодолевая трудности, стимулировать производство и экспорт. Мобилизовать весь потенциал для стимулирования инвестиций и потребления. Обеспечивать социальную защищенность и продолжать борьбу с нищетой. Проводить эффективную финансово-денежную политику.

Действовать четко и адекватно сообразуясь с реальной обстановкой. Большая роль при этом отводилась научному прогнозу14.

В результате принятых мер правительство не допустило спада экономики в 2008 г. (рост 6,23%). Экспорт вырос на 30%. Прямые иностранные инвестиции составили 64 млрд. долл., что почти в 3 раза больше чем в 2007 г.15.

Затем, однако, поступательное развитие Вьетнама замедлилось.

Уже в апреле 2009 г. премьер-министр Нгуен Тан Зунг заявил, что прогнозируемый на 2009 г. экономический рост надо будет снизить с 6,5 до 5%. «Несмотря на то, что экономический спад затронул все области, особенно экспорт и инвестиции, экономика в целом сохранила стабильность, а 1 квартал 2009 г. показал рост в 3,1%», - сказал премьер-министр. Это самый низкий показатель квартального роста с начала кризиса, но многие эксперты во Вьетнаме и заграницей видели позитивные сигналы в том, что Вьетнам входит в число 12 стран мира (из 170) с ростом экономики в этот период 16.

«Чтобы получить запланированный годовой прирост ВВП в 5% страна должна добиться по крайней мере роста в 6,5% в последний квартал 2009 г.» - сказал премьер-министр Нгуен Тан Зунг на очередном ежемесячном заседании правительства 1 сентября 2009 г. Министр планирования и инвестиций и министр финансов заверили правительство, что рост ВВП в 2009 г., возможно, несколько превысит 5%. Индекс потребительских цен снизится до 7% с предполагаемой ранее цифры 10%. Бюджетный дефицит будет несколько меньше предполагаемых 7%. По-

17

казатель бедности в стране будет удерживаться вокруг 12% . Правительство обсудило план социально-экономического развития на 2010 г., была поставлена цель добиться роста ВВП в 6,5%; увеличение доходов от экспорта - 6%; была установлена сумма инвестиций на развитие в 41,7% от ВВП. В числе других задач было указано на снижение индекса роста потребительских цен (ниже 7%), сокращение рождаемости, создание рабочих мест для 1,6 млн. чел., включая отправку 85 тыс. человек 18

заграницу .

Такие оптимистические планы правительства СРВ говорят о том, что страна в основном справляется с кризисом, и правительство намерено приложить все силы, чтобы «добиться более высоких показателей роста в ближайшие годы, поддерживать макроэкономическую стабильность, гарантировать социальную защищенность и продолжать улучшать материальную и духовную жизнь народа, эффективно интегрироваться в глобальную экономику, поддерживать политическую стабильность, оборону, безопасность. выполнить все задачи плана социальноэкономического развития на 2006-2010 гг.»19.

Что касается политической обстановки, то в 2008-2009 гг. во Вьетнаме, по утверждению западных экспертов, продолжалось соперни-

чество внутри правящего класса между личностями и концепциями, ме-

20

жду консерваторами и «прогрессивно мыслящими политиками .

«Политбюро ЦК КПВ даже публично давало советы по экономике Нгуен Тан Зунгу. Это - беспрецедентный шаг, который отражает разные походы внутри правительства к проблемам экономического кризиса» -писала газета «Стрейтс Таймс»21.

Однако в целом западные аналитики, в отличие от прошлых лет, не склонны драматизировать «раскол» внутри вьетнамского политического класса. Более того, наличие двух «партий» во власти некоторые рассматривают в положительном ключе как своего рода систему сдержек и противовесов.

Тем более, что в решении главной текущей национальной проблемы - преодоления трудностей развития в связи с глобальным финансовым кризисом, правительство и партия, считают эксперты, в неблагоприятных обстоятельствах традиционно работают «единым фронтом». И хотя многое зависит от исхода текущей кризисной ситуации, сейчас

Партия и Г осударство твердо стоят на стороне премьер-министра Нгуен

22

Тан Зунга - считают эксперты .

* * *

Свою роль в борьбе с финансово-экономическим кризисом играла внешняя политика СРВ, продолжая выполнять свою главную функцию по обслуживанию нужд экономики.

Она не только не сбавляла темпов, но наращивала их, действовала активно, проявляя такие свои базовые черты как многовекторность и диверсификацию международных отношений, развивала связи с действующими и потенциальными партнерами, искала новые возможности

буквально на всех континентах, традиционно стремясь «обернуть вызов

23

в шанс» . Несмотря на то, что кризис тяжело ударил по крупным тор-

говым партнерам Вьетнама - США, Японии, ЕС, Австралии, Вьетнам продолжал успешно развивать эти направления своей внешнеэкономической деятельности, одновременно осуществляя поиск альтернативных рынков в Латинской Америке, Африке, на Ближнем Востоке.

Вьетнамская научная мысль и политическая практика по-разному отнеслись к оценке кризиса, который пришел в мир из США. В то время как вьетнамские ученые назвали кризис «поворотом к банкротству проекта либеральной экономики по-американски», подчеркивая, что мир

24

вступает в новую экономическую эпоху , деидеологизированная внешняя политика СРВ прагматично продолжала курс на развитие и укрепление сотрудничества с крупными индустриальными странами, прежде всего США и Японией, чтобы использовать их потенциал в своих национальных интересах.

Вьетнамо - американские отношения

В 2008 г. США занимали пятое место среди крупных инвесторов во Вьетнаме с общим капиталом около 5,5 млрд. долл. с более чем 1000 американскими предприятиями, действующими во Вьетнаме25.

За 5 месяцев 2008 г. объем торговли между Вьетнамом и США составил 5,5 млрд. долл. США находятся на 3-ем месте (объем двусторонней торговли в 2007 г. 11 млрд. долл.) из 100 стран, которые ведут торговлю с Вьетнамом26.

Вьетнам в своем восприятии США исходит из факта, что эта страна продолжает оставаться самой мощной экономикой, обеспеченной са-

27

мым высоким научным потенциалом в мире . Несмотря на экономический спад в связи с финансово-экономическим кризисом, американская

экономика продолжала демонстрировать рост, хотя и значительно за-

28

медленный . Вьетнамское руководство понимает также заинтересованность США в развитии отношений со странами АТР с растущей экономикой, к числу которых принадлежит Вьетнам. Это обеспечивает ему позиции равноправного партнера и возможность проявлять твердость в отстаивании своих национальных интересов.

Успешным был первый официальный визит в США премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга в июне 2008 г. по приглашению Президента США Дж.У. Буша. За последние годы, особенно с 2005 г. отношения между странами вышли на такой уровень, когда обмен визитами высокопоставленных лиц Вьетнама и США совершался ежегодно. Важной вехой вьетнамо-американских взаимоотношений был визит в 2005 г. в Вашингтон бывшего тогда премьер-министра СРВ Фан Ван Кхая. В 2006 г. президент Дж. Буш был во Вьетнаме. В 2007 г. состоялся визит Президента Вьетнама Нгуен Миня Чиета в США. Кроме того страны обменивались многочисленными делегациями разных рангов и сфер деятельности, включая экономику. В совместных заявлениях в 2005 и 2006 гг. стороны выразили желание установить «отношения конструктивного партнерства, дружбы, многостороннего сотрудничества на

29 тэ

основе равенства, взаимоуважения и взаимовыгоды» . Во время визита Нгуен Тан Зунга (июнь 2008) стороны подтвердили готовность развивать двусторонние отношения по этой формуле, а также поддержали ранее высказанную идею об учреждении нового механизма диалога высших руководителей по вопросам политики, обороны, а также решили сделать обмен по вопросам стратегии и безопасности постоянным и более глубоким30.

Хотя Нгуен Тан Зунг целью своего визита называл «повышение и укрепление взаимовыгодных отношений сотрудничества с США прежде всего в экономике, торговле и инвестициях, считая это двигателем развития отношений в других областях - образовании, подготовке кадров, науки, технологий и экологии», текст совместного вьетнамо-

американского Заявления (июнь 2008) показывал, что стороны повернули также и к военному сотрудничеству31.

Во время визита Нгуен Тан Зунга обе стороны заявили, что инициируют переговоры по двустороннему Соглашению об инвестициях (BIT). Дж. Буш подтвердил, что Вашингтон, внимательно рассматривает просьбу Вьетнама о предоставлении ему статуса, обеспечивающего таможенные льготы (GSP), а также просьбу Вьетнама о признании рыночного характера вьетнамской экономики. Просьба о предоставлении Вьетнаму льготного таможенного режима (GSP) была актуальной и в ноябре 2008 г. во время встречи зам. премьер-министра СРВ Хоанг Чунг Хая с Г оссекретарем США К. Райс. Вьетнамская сторона при этом дала понять, что в преодолении кризиса, который ударил по вьетнамской экономике, вьетнамские руководители рассчитывают на преимущества

32

от партнерских отношений с США .

В ходе визита Нгуен Тан Зунга обеими странами было принято решение продолжать уже ведущийся диалог по экономике и для решения всех гуманитарных вопросов, оставленных войной. Дж. Буш, как и в прошлом, подтвердил поддержку со стороны США суверенитета, безо-

33

пасности и территориальной целостности Вьетнама .

Как следствие договоренностей в июне 2008 г. уже в начале октября 2008 г. в Ханое состоялся первый «стратегический диалог» между Вьетнамом и США. В делегацию Вьетнама, которую возглавлял зам. министра иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь входили представители министерств иностранных дел, обороны и безопасности34.

Незадолго до визита Нгуен Тан Зунга в США, в Ханое прошел 13ый раунд диалога по правам человека, который ведут США и Вьетнам, где Вьетнам доказывает, что «забота о правах человека и реализация этих прав - всегда была приоритетом, основой и идеологией вьетнам-

35

ской юриспруденции» . Согласие Вьетнама на ведение такого диалога может быть понято, как стремление канализировать раздражающую проблему в формат напрямую не влияющий на магистральную линию вьетнамо-американских отношений. Одновременно «Нян зан» перепечатывает обширные статьи из «Жэньминь жибао» с резкой критикой Китаем ситуации с правами человека в США36.

Нгуен Тан Зунг в ходе визита встретился с группой исполнительных директоров [CEO], членов соответствующего союза деловых людей высшего звена.

Призывая инвестировать в экономику Вьетнама, Нгуен Тан Зунг сказал, что Вьетнам создает условия для иностранных инвесторов равные с теми, в которых находятся отечественные бизнесмены. На встрече с Нгуен Тан Зунгом представители различных кампаний выражали желание делать долгосрочные инвестиции во Вьетнам, особенно в такие отрасли, где возможности США особенно велики, а именно информаци-

онные технологии, финансово-банковский сектор, образование и подготовка кадров37.

Нгуен Тан Зунг также посетил 4-ое заседание вьетнамоамериканского консультативного совета по «проблемам повышения конкурентоспособности», где специалисты Совета высказали несколько предложений-рекомендаций о том, как сохранить рост экономики и сократить инфляцию и в целом стабилизировать макроэкономи-

38

ку Вьетнама .

За время пребывания в США Нгуен Тан Зунг встретился с бывшим Государственным секретарем США Мадлен Олбрайт, и с сенатором Б. Обамой - тогда советником по иностранным делам Сената. Барак Обама высоко оценил достижения Вьетнама особенно в экономике и в искоренении бедности и нищеты, а также выразил желание сотрудничать с Вьетнамом в области образования, подготовки кадров, информационных технологиях. и т.д.39. Позже, уже в качестве кандидата от демократов на пост Президента США Барак Обама выступал за углубление отношений с АСЕАН и подписание Договора о дружбе и сотрудничестве с АСЕАН (ТАС), что, по мнению американцев, открывало им путь в Восточноазиатский саммит40.

Вьетнам, безусловно, следит за возможными переменами внешней политики США, проводимой Администрацией Б. Обамы. Там не прошли мимо заявленного Госсекретарем США Хилари Клинтон намерения США активизировать политику в Азии.

Заявление Х. Клинтон о новом курсе американской политики в регионе ЮВА, её статья в «Бангкок Пост» «США и страны ЮВА - старые друзья перед лицом новых вызовов» и, наконец, подписание с АСЕАН Договора о дружбе и сотрудничестве (ТАС), который не замечали прежние администрации в Вашингтоне - свидетельство большего внимания к региону.

Некоторые вьетнамские эксперты считают, что американская внешнеполитическая стратегия при Б. Обаме поменяла три своих приоритета. Во-первых, США вернулись в АТР. Во-вторых, поменялся стиль американской дипломатии, где от «жесткой силы» все больше переходят к «мягкой силе», а унилитерализм - сменяется мультилитера-лизмом. В-третьих - изменилась сама сущность политики: США меньший акцент делают на традиционные сферы безопасности (военные угрозы, контртеррористические акции), и все больше переходят к нетрадиционным сферам безопасности - таким как экономическое развитие, социальная сфера, здравоохранение, экология41.

Кое-что из сказанного подтверждается вьетнамским опытом. Обращает на себя внимание интерес США к проекту Большого Меконга, который проявился в ходе впервые организованной по инициативе Х. Клинтон встречи в рамках совещания министров иностранных дел

АСЕАН в июле 2009 г. в Пхукете с представителями 4-х стран, имеющих отношение к проекту Большого Меконга - Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Вьетнама42.

До последнего времени в этом проекте инициативную роль играла и продолжает играть Япония. Вьетнам, будучи заинтересованным в развитии программ по Меконгу, т.к. они означают развитие больших, но отсталых территорий центрального Вьетнама, надеется на конструктивное сотрудничество и с Японией и с США.

Вьетнамо - китайские отношения

В 2008 г. новое качество приобрели вьетнамо-китайские отношения. В ходе визита Г енсека ЦККПВ Нонг Дык Маня в Китай в мае-июне 2008 г. стороны договорились «поднять двусторонние отношения на новую высоту», на уровень всестороннего стратегического партнерства по формуле 16 иероглифов - добрососедства, всестороннего сотрудничества, долгосрочной стабильности, устремленности в будущее, и в духе «четырех хорошо»: «хорошие соседи, хорошие друзья, хорошие това-

43

рищи, хорошие партнеры» .

Формула «16-ти иероглифов» и «4-х хорошо» была признана официальной правовой базой отношений Вьетнама и Китая высшими руководителями обеих стран соответственно в 1999 и 2000 гг.44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние годы отношения двух стран развивались очень динамично. Их характерной чертой стал систематический обмен делегациями самого разного уровня. Только с 2001 по 2008 гг. Председатель КНР, Генсек КПК Ху Цзиньтао три раза был с дружеским официальным визитом во Вьетнаме. С вьетнамской стороны Генсек ЦК КПВ Нонг Дык Мань четыре раза посетил Китай. Помимо обмена делегациями высшего руководства ежегодно страны обмениваются более чем 100 делегациями на уровне министерств, отраслей, организаций на местах45.

Обе стороны учредили много механизмов сотрудничества на уровне министерств, отраслей, непосредственно в приграничных районах. Особого внимания заслуживает Комиссия по регулированию дву-

г 46

стороннего сотрудничества во всех областях .

Среди причин дальнейшего сближения двух стран, побудивших их поднять отношения на уровень стратегического партнерства, не последнее место занимала изменившаяся в 2008 г. международная обстановка с обозначившимися признаками экономического кризиса. «Обе страны преодолевают не малые трудности из-за серьезных перемен в мире и регионе. Спад мировой экономики, снижение цен на зерно, подъем цен на нефть. На этом фоне визит Ген. Секретаря Нонг Дык Маня в Китай подтверждает, что Партия, Г осударство и народ Вьетнама считают укрепление и развитие дружбы и сотрудничества с Китаем. в интересах обоих народов» - писала газета «Нян зан» в дни визита 47.

Главным мотивом, на наш взгляд, к дальнейшему сближению с Китаем для Вьетнама явилась растущая мощь этой соседней страны, а также ее тесные, хотя и противоречивые отношения с США, которые отличает значительная экономическая взаимозависимость.

«Мир должен усвоить новую роль Китая. Америка определенно ее усвоила, когда в конце июля (2009 г.) президент Барак Обама приветствовал новые китайско-американские связи как политический краеугольный камень столетия» - замечал автор A. Times в августе 2009 г.48.

Вьетнамское видение Китая как мировой державы и связанное с этим стремление и далее развивать с ним тесное стратегическое партнерство, которое означает доверительность в политике, эффективность в двустороннем сотрудничестве во всех областях, включая межпартийных и межгосударственный аспект, нашли отражение в приветственном послании вьетнамских лидеров китайскому руководству по случаю 60-й годовщины образования КНР (1 октября 1949 - 2009 гг.). В послании отмечалось, что Китай превратился в ведущую мировую державу по совокупной национальной мощи, страну, роль и позиции которой на международной арене приобрели новую высоту, а его замечательные достижения за 30 лет реформ и открытости дали импульс общемировому раз-

49

витию .

За 30 лет реформ Китай сохранил рост ВВП на высоком уровне, в среднем в 9,8%, что почти в три раза выше среднего мирового показателя. В 2007 г. ВВП Китая достиг 24.950 млрд. юаней (в 1978 г. - 360 млн. юаней), в результате чего страна вошла в четверку самых крупных эко-

50 т/* »_»/'">»_» »_/ »_/

номик мира , а по сути дела Китай стал 3-ей экономической и мощной военной державой мира и играет важную роль в регионе и на глобальном уровне. Взяв курс на дальнейшее сближение с Китаем, Вьетнам действовал также в логике стратегии АСЕАН, где позиции Китая в последние годы укрепились как никогда.

Назвать партнерство с Китаем стратегическим вьетнамскую сторону, возможно, побуждало и то обстоятельство, что к этому времени у Вьетнама уже сложились подобные отношения с такими странами как Россия, Индия. С Японией Вьетнам продвигался «в направлении к стратегическому партнерству»51. Отсутствие стратегического партнерства с Китаем вызывало вопросы и может быть даже мешало Вьетнаму ус-

52

танавливать такие отношения со странами и далее ... .

Но, став стратегическим партнером Вьетнама, Китай, скорее всего не оказался просто в ряду стран, уже имевших этот статус. Принципиальным отличием стратегического партнерства Вьетнама и Китая является идеологическая близость Партий, и именно эта компонента двусторонних отношений была доминирующей в ходе визита Нонг Дык Маня в Пекин.

В целом обращает на себя внимание первичность политических мотивов (особенно с китайской стороны), которые определяют новый этап вьетнамо-китайских отношений, названных стратегическим партнерством. Об этом говорят слова Вэнь Цзябао: «Китай всегда придавал значение отношениям с Вьетнамом. На основе замечательных (прекрасных) политических отношений, две страны продолжат развивать экономические связи, торговлю, поднимая их на новую высоту, продвигая крупные проекты в области промышленности, строительства, инфраструктуры. Две страны должны использовать более эффективные методы, которые бы отвечали потребностям развития обеих стран»53.

Китайская сторона в лице У Банго - председателя Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей - указывала на строительство социализма как общую цель, связывающую Вьетнам и Китай. Цивилизационная и культурная однотипность, наличие сходных проблем, требующих решения сообща, требуют усиления отношений сотрудничества, обмена опытом, учебы друг у друга - считали в Китае. Переход к стратегическому партнерству с точки зрения китайских руководителей создает дополнительную прочную базу для дальнейшего развития всесторонних, стабильных отношений в интересах народов

54

двух стран .

Основное содержание вьетнамо-китайского стратегического партнерства во вьетнамской трактовке в основном сводится к следующему:

1) Обе стороны продолжают последовательно строить свои отношения в соответствии с формулой из 16 иероглифов и в духе «4-х хорошо» и направляют отношения между своими Партиями, государствами и народами по указанному пути «не допуская чтобы какие-либо силы, какие-либо причины разорвали солидарность и традиционную дружбу двух стран». 2) Обе стороны объединены единой целью - строительством социализма и успешным его завершением. На новом этапе взаимоотношений обе стороны будут обмениваться накопленным опытом в теории и практике социализма, в партстроительстве, управлении государством, в развитии экономики и культуры55. 3) Новая форма взаимоотношений предполагает постоянные консультации, взаимопомощь в решении разного рода вопросов, взаимодействие в региональных и международных делах.

Среди новых аспектов взаимоотношений на этапе стратегического партнерства - намерение сторон сохранять традицию тесных контактов высших руководителей обеих стран и установление горячей линии между ними, чего раньше не было ни на межпартийном ни на межгосударст-

56

венном уровне .

Китай и Вьетнам решили усилить роль Комиссии по управлению двусторонним сотрудничеством, общему планированию и реализации всестороннего сотрудничества двух стран во всех областях. С вьетнам-

ской стороны Комиссию возглавляет министр иностранных дел Фам За

57

Кхием, а с китайской стороны - госсоветник Да Бинго .

Обе стороны решили создать механизм по обмену и сотрудничеству между соответствующими структурами ЦК обеих партий; углублять обмен опытом в области теории и практики социализма, строительства Партии, управления государством; продолжать проводить теоретические Конференции между двумя партиями, сотрудничать в области подготовки руководящих кадров, управленцев. Углубление сотрудничества по линии ЦК партий особенно касалось отделов по внешней политике (ban doi ngoai) и отделов пропаганды.

Обе стороны договорились всемерно поддерживать и развивать бизнес двух стран в направлении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в области инфраструктуры, промышленного производства, энергетики, подготовки кадров, добыче и обработке полезных ископаемых и в др. важных областях. 58.

Особенно важным для Вьетнама было решение обсудить и подписать пятилетний план двустороннего торгово-экономического сотрудничества в котором утвердить сферы и первостепенные проекты сотрудничества, и, с одной стороны, сохранить рост объема двустороннего сотрудничества, а с другой - найти эффективные способы для сокращения торгового дефицита Вьетнама59.

В первую половину 2009 г. из-за кризиса торговый оборот между Китаем и Вьетнамом достиг более 8,5 млрд. долл., что означало снижение на 18,4%. Но вьетнамский экспорт в Китай составил несколько более 2,1 млрд. (рост в 3%), в то время как объем импорта равнялся более 6,4 млрд. (снижение на 23,7%).

Вьетнамский дефицит по импорту т.о. составил 4,3 млрд. долл., что означало снижение на 32,8% по сравнению с тем же периодом 2008 г. Таким образом, несмотря на глобальный экономический спад, экспорт Вьетнама в Китай в первую половину 2009 г. вырос на 3%. В целом вьетнамские эксперты считают китайский рынок потенциально выгодным для страны, несмотря на то, что торговый дефицит пока является большой проблемой для Вьетнама60.

Китай продолжает оставаться самым крупным торговым партнером Вьетнама с общим объемом торговли около 21 млрд. долл. в 2008 г.61. К 2010 г. Вьетнам и Китай планируют увеличение объема торговли до 25 млрд. долл.

В ходе переговоров с китайской стороной Вьетнам выразил надежду на помощь, льготные кредиты, на крупные инвестиционные проекты китайского бизнеса во Вьетнаме. Сейчас Китай инвестирует в более чем 600 проектов стоимостью более 2 млрд. долл.62.

Таким образом, можно считать, что договоренности между двумя странами создали условия для успешного исполнения «Соглашения о

расширении и углублении двустороннего торгово-экономического сотрудничества», предполагающего предоставление преимуществ для каждой из сторон - Вьетнама и Китая на взаимовыгодной основе63.

Для успешного претворения в жизнь всех решений высших руководителей две стороны наметили ряд конкретных мер, которые нашли отражение в Совместном Заявлении, подписанном в результате визита Нонг Дык Маня в Пекин 1-го июня 2008 г.64.

В соответствии с соглашением об углублении обмена опытом в теории и практике социализма в начале ноября 2008 г. в Ньячанге (Вьетнам) прошла 4-ая вьетнамо-китайская теоретическая конференция на тему «Сельское хозяйство, крестьяне, деревня: некоторые вопросы теории и практики; опыт Вьетнама, опыт Китая», организованная руководством обеих Партий на уровне Политбюро. Конференции предшествовали партийные решения, принятые соответственно на 7-ом пленуме ЦК КПВ и 3-ем пленуме ЦК КПК по вопросу, который в Китае называют «сань нун» (крестьянство, деревня, сельское хозяйство), а во Вьетнаме стали называть <4аш по^», что является буквальным переводом с китайского.

7-ой пленум ЦК КПВ (10-го созыва) состоялся в августе 2008 г., где наряду с другими документами, была принята Резолюция «О сельском хозяйстве, крестьянстве, деревне» (1аш по^). Речь шла о развитии современной и устойчивой сельскохозяйственной системы и усилении роли партии в обеспечении деревни современной социальноэкономической инфраструктурой65.

Резолюция отмечала определенные успехи сельского хозяйства во Вьетнаме, также как обеспечение продовольственной безопасности страны, рост экспорта сельскохозяйственной продукции и даже рост уровня научно-технологического обеспечения и в целом улучшение инфраструктуры села, определенные результаты в деле искоренения нищеты и голода. Вместе с тем подчеркивалось, что развитию сельского хозяйства не хватает устойчивости, темпы роста снижаются, конкурентоспособность отрасли низкая, велик разрыв между богатыми и бедными, между деревней и городом, возникает много социальных проблем. 66.

3-ий пленум ЦК КПК 17-го созыва состоялся в октябре 2008 г. Выступивший с речью Ху Цзиньтао говорил о «стимулировании развития и реформе деревни с целью создания новой обстановки для усиления работы по строительству самобытного социализма» в Китае67.

Почти синхронное проведение в Китае и Вьетнаме пленумов по развитию деревни, а затем организация научной конференции на эту тему только еще одно свидетельство наличия важных однотипных проблем развития, которые побуждают обе страны искать общие ответы с учетом, разумеется, особенностей каждой из них, теперь уже в рамках «стратегического партнерства».

В рамках вьетнамо-китайского стратегического партнерства состоялся визит в Пекин премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга в октябре 2008 г., в ходе которого обе стороны наметили много конкретных мер по усилению торгово-экономического сотрудничества и выработали общий план по активизации всеобъемлющего сотрудничества во 68

всех сферах .

Китайская сторона оценила визит Нгуен Тан Зунга именно как проявление отношения стратегического партнерства и всестороннего со-

69

трудничества .

Сам Нгуен Тун Зунг целью своей поездки в Китай назвал необходимость вместе с китайскими руководителями «конкретизировать содержание всестороннего стратегического партнерства, считая сотрудничество в торговле и по инвестициям в качестве приоритета, с тем, чтобы довести объем двусторонней торговли к 2010 г. до 25 млрд. долл., а торговлю Вьетнама с о. Хайнань до 1 млрд.»70.

Во время посещения острова Хайнань и экономической зоны вокруг порта Ингхай, Нгуен Тан Зунг заявил, что Вьетнам хочет расширить сотрудничество с пров. Хайнань, для чего необходимо наладить морское сообщение через общий для обеих стран Тонкинский залив. Нгуен Тан Зунг напомнил, что Китай - самый крупный торговый партнер Вьетнама. Он подчеркнул, что большие объемы двусторонней вьетнамо-китайской торговли (в 2007 г. - 16 млрд. долл., в 2008 г. по прогнозу - 21 млрд. долл., а в 2010 г. - 25 млрд. долл.)71 обеспечиваются главным образом за счет приграничных районов Вьетнама и Китая, и здесь велика роль порта Ингэхай, откуда грузы могут пойти морским путем во вьетнамские порты Хайфон, Дананг и Хошимин, что значительно сократит пути и удешевит транспортные перевозки72. В октябре 2009 г. Нгуен Тан Зунг возглавил вьетнамскую делегацию с визитом в две западные провинции Китая (Сычуань и г. Чунцин), чтобы стимулировать сотрудничество Вьетнама с этими китайскими регионами в области экономики, торговли, инвестиций, туризма, науки и технологий «в целях углубления

73

всестороннего стратегического партнёрства между обеими странами» .

Черты отношений стратегического партнерства отмечались сторонами и в ходе визита в марте 2009 г. во Вьетнам китайской военной делегации высокого ранга которая была принята Нгуен Тан Зунгом. Руководитель делегации Народно-освободительной армии Китая назвал свой визит еще одним подтверждением отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Вьетнамом и Китаем и подчеркнул, что в «период трудностей из-за финансово-экономического кризиса, обе стороны должны сотрудничать, преодолевая вызовы и продолжая победное продвижение вперед». Со своей стороны Нгуен Тан Зунг напомнил, что в двух освободительных войнах Китай помог Вьетнаму обрести незави-

74

симость .

Этому визиту предшествовал официальный визит военной вьетнамской делегации во главе с зам. министра обороны Нгуен Кхак Нгуе-

75

ном в Китай в декабре 2008 г. .

Сотрудничество в военной сфере подтвердил дружественный визит в Китай в июле 2009 г. делегации главного политического Управления ВНА, принятой Начальником главного политического Управления Китайской Народно-Освободительной армии (НОАК) Ли Цзинаем, который оценил сотрудничество между двумя армиями с точки зрения все-

76

стороннего партнерства .

Крупным политическим событием в отношениях Вьетнама и Китая в этих странах считают завершение работ по демаркации сухопутной границы. После 8-и лет переговоров и установки пограничных знаков две правительственные делегации 31.12.2009 в Ханое опубликовали соответствующее совместное Заявление, в котором это событие называется «имеющим важное историческое значение во вьетнамо-китайских отношениях, свидетельство отношений стратегического партнерства во

77

всеобъемлющем сотрудничестве»77.

Во время визита Нонг Дык Маня в Китай в мае-июне 2008 г. стороны договорились закончить работы по демаркации сухопутной границы в 2008 г. и в короткие сроки подписать новый документ о порядке управления границей, продолжать исполнять все договоренности о сотрудничестве в Тонкинском заливе.

Относительно чувствительных «вопросов на море» (подразумевается спор из-за принадлежности островов Спратли и Парасельских в Южно-Китайском море) стороны тогда договорились аккуратно соблюдать соответствующие совместные подходы высших руководителей двух Партий и государств; совместно поддерживать стабильность обстановки в Южно-Китайском море (Восточное море), через мирные переговоры искать основной и долгосрочный способ, приемлемый для обеих сторон; одновременно изучать и обсуждать вопросы совместной эксплуатации (в тексте - развития) [морских богатств]. Все эти положения нашли отражение в Совместном вьетнамо-китайском заявлении от 1 июня 2008 г.78.

Завершение демаркации границы на суше вьетнамская сторона оценила не только как конкретизацию нового качества вьетнамокитайских отношений - стратегического партнерства во всеобъемлющем сотрудничестве, но и «что более важно - как событие, которое показывает, что если у стран есть политическая воля, есть добрая воля вести переговоры на основе уважения международного права, взаимоуважения, сочетания разума и чувства (со 1у со йпИ) - то обязательно можно найти взаимоприемлемые меры, которые поддержат народы обеих стран для решения всех вопросов, которые есть во взаимоотношениях двух стран»79. Последнее, разумеется, относится к отложенному спору из-за

суверенитета на острова Южно-Китайского моря, ситуацию вокруг которых Китай и Вьетнам теперь эвфемистично называют «морскими вопросами». В ситуации много неясного. Позиция Китая в последнее время отличается сдержанностью, но поскольку Китай является одним из главных ирредентистских государств в мире, а его претензии в ЮжноКитайском море распространяются на 80% его поверхности, неизвестно как долго он будет сохранять сдержанность80. Кроме того, переговоры Вьетнама и Китая по «морским вопросам» как бы исключают остальных претендентов в ЮВА на эти островные территории, что вызывает вопросы и усложняет ситуацию.

Вьетнамо - японские отношения

Отношения Вьетнама с Японией в последнее время развивались по

формуле «в направлении стратегического партнерства в интересах обеих

81

стран» . Растущая роль Вьетнама в АСЕАН и регионе делает его в глазах Японии потенциально серьезным игроком в региональных процессах. Для Японии, бедной природными ресурсами и со стареющим населением важно, что Вьетнам - страна богатая полезными ископаемыми, с

молодым, образованным населением, обещает большие возможности

82

для сотрудничества в разных областях .

Для Вьетнама Япония представляет интерес для сотрудничества как по линии АСЕАН, где Япония очень активна, так и на двусторонней основе, что для Вьетнама, скорее всего, имеет приоритетное значение.

Япония поддержала идею АСЕАН о построении Сообщества АСЕАН к 2015 г. и для преодоления разрыва в развитии среди стран АСЕАН через помощь менее развитым странам Ассоциации, к которым относится Вьетнам, пытается укрепить свое влияние в регионе.

Япония активно участвует в проекте развития субрегиона Большого Меконга, и, в частности, специальное финансирование со стороны Японии предназначено для развития т.н. экономического коридора Восток-Запад, в котором активное участие принимает Вьетнам.

Коридор (highway), протяженностью 1450 км через территории четырех стран АСЕАН в субрегионе Большого Меконга - Лаоса, Мьянмы, Таиланда и Вьетнама, свяжет Индийский и Тихий океан. Большое значение он имеет для беднейших районов Центрального Вьетнама, которые получат возможность развивать торговлю, транспорт, энергоснабжение, и сотрудничать с соседними странами. Цель проекта - сокращение разрыва в развитии стран АСЕАН полностью соответствует нацио-

83

нальным интересам Вьетнама .

Вьетнам является одним из крупнейших получателей (реципиентов) помощи от Японии по линии ОПР (официальная помощь развитию). За период 1992-2009 гг. Вьетнам получил от Японии самую объемную помощь более чем в 13 млрд. долл., из которых, свыше 1,4 млрд. долл. было безвозмездной помощью. Эта сумма составила 30% помощи по

линии ОПР, которую Вьетнам получил от всего мирового сообщества с 1982 по 2009 гг., что делает Японию самым крупным «донором» для

84

Вьетнама . В начале 2008 г. Япония заявила о намерении увеличить сумму займов Вьетнаму по ОПР до 709 млн. долл. на первую половину

85

2008 г. . «Официальная помощь развитию, которую Япония представляет Вьетнаму, способствует продвижению стран к отношениям стратегического партнерства», писала «Нян Зан» в феврале 2009 г.86. Однако в

2008 г. Япония приостановила помощь Вьетнаму по линии ОПР в связи с коррупционным скандалом, в котором были замешаны Японский представитель компании Pacific Company International (PCI) и глава Департамента транспорта Хошимина, который отвечал за проект строи-

87

тельства шоссейной дороги Восток-Запад . Премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг выразил сожаление по поводу решения Японии в одностороннем порядке прекратить помощь Вьетнаму «что имело нехороший резонанс и повлияло на добрые двусторонние отношения дружбы между Японией и Вьетнамом»88. О заинтересованности Японии не портить отношения с Вьетнамом говорит то, что уже 23.02.2009 м.и. д. Японии На-касоне заявил о возобновлении помощи Вьетнаму по линии ОПР в размере 83,2 млрд. йен (приблизительно 900 млн. долл.) на 2009 финансовый год89. Решению предшествовала работа совместной вьетнамояпонской антикоррупционной комиссии.

Помощь в объеме 900 млн. долл. предназначалась для четырех конкретных проектов: железнодорожная система Ханоя, проект водоотводных сооружений в Ханое, проект по отводу воды и улучшению экологии в Хайфоне, ремонт нескольких дорог и мостов в стране.

«Почему Япония возобновила помощь ОПР Вьетнаму»? - На этот вопрос газеты «Нян зан» Во Хонг Фук - министр планирования и инвестиций Вьетнама ответил: «Недавно правительство Вьетнама и Японии проверили как используются средства ОПР и пришли к выводу, что во Вьетнаме как нигде в мире самым эффективным образом используется эта помощь ... То, что Япония возобновила помощь по ОПР Вьетнаму после определенного перерыва показывает оценку Японией партнерских отношений с Вьетнамом, а также демонстрирует усилия Вьетнама по улучшению правовой основы и конкретных мер по более эффективному использованию проектов ОПР, включая борьбу с коррупцией»90.

Объем двусторонней торговли между Вьетнамом и Японией в

2008 г. составил 17 млрд. долл., что означает рост на 40%, а сумма зарегистрированных прямых японский инвестиций во Вьетнам к этому вре-

91

мени составила также около 17 млрд. долл. .

25 декабря 2008 г. Вьетнам и Япония подписали Соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве, переговоры о котором велись с января 2007 г.; документ, под называнием «Соглашение об экономическом партнерстве [VJEPA]», содержит выгодные для Вьетнама

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

статьи в плане экспорта на японский рынок. Его подписали в Токио м.и.д. Японии Накасоне и министр промышленности и торговли СРВ Ву Хой Хоанг. Важно подчеркнуть, что Япония по этому случаю впервые заявила, что будет тесно сотрудничать с Вьетнамом чтобы в скором при-

92

знать Вьетнам страной с рыночной экономикой .

УШРЛ снизит таможенные тарифы на товары обеих стран, усилит их сотрудничество через либерализацию торговых услуг и снимет дру-

93

гие проблемы двусторонних экономических отношений .

Вьетнам высоко оценил роль премьер-министра Японии Фукуды в деле развития вьетнамо-японских отношений, когда тот объявил о своей отставке 01.09.2008 и выразил уверенность, что отношения дружбы, всестороннего сотрудничества в направлении стратегического партнерства, которое определило руководство двух стран, будут развиваться и дальше94.

2009 год отмечен важными событиями в японо-вьетнамских отношениях. В феврале состоялся визит принца Нарухито во Вьетнам, в апреле - официальный визит в Японию Г енсека КПВ Нонг Дык Маня, за которым последовал визит премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зун-га. В ходе этих визитов Вьетнам и Япония пришли к соглашению об установлении отношений сотрудничества на базе стратегическо-

95

го партнерства .

Когда к власти в Японии пришел Юкио Хатояма, победив на выборах 30 августа 2009 г., Вьетнам выразил надежду на более «сильное»

96

стратегическое партнерство с его правительством .

Уже в сентябре 2009 г. Юкио Хатояма заявил об увеличении помощи по ОПР для Вьетнама на 2009 г., а президент Вьетнама Нгуен Минь Чиет в интервью японским журналистам 28 октября 2009 г. выразил уверенность, что при решимости высшего руководства и совместных усилиях народов двух стран вьетнамо-японские отношения будут устойчиво развиваться и стратегическое партнерство будет реализовано. «Япония - один из наиболее важных партнеров Вьетнама в экономике,

97

торговле и инвестициях», - сказал президент .

7 ноября 2009 г. премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг вел переговоры с Юкио Хатоямой, в ходе которых они обязались продвигать двусторонние японо-вьетнамские отношения, а также отношения между Японией и странами субрегиона Меконга, в число которых входит Вьетнам. Переговоры состоялись в рамках первого саммита Меконг-Япония, организованного японской стороной в Токио; там же Вьетнам взял на себя проведение второго саммита Меконг-Япония в 2010 г. Оба премьера обязались укреплять и развивать вьетнамо-японское стратегического партнерство, которое включает все сферы сотрудничества от политики и экономики до культуры.

Юкио Хатояма оценил результаты деятельности вьетнамского правительства по поддержанию экономического роста в условиях глобального кризиса, а также обещал продолжать помогать Вьетнаму в реализации крупных проектов по достигнутым ранее соглашениям, что включает high way Север-Юг, скоростную железную дорогу Север-Юг, а также технопарк Хоалак. Правительство Японии рассматривает также и другие проекты - строительство терминала 2 в международном аэропорту Нойбай, инфраструктуры международного порта в Хайфоне, а также космического центра Хоалак. Нгуен Тан Зунг и Юкио Хатояма решили и далее продвигать двустороннее сотрудничество в области безопасности, обороны, спасательных работ, в образовании и подготовке специалистов, а также координировать работу на региональных и международных форумах, особенно в 2010 г., когда Вьетнам станет председателем АСЕ-

98

АН, а Япония будет проводить саммит АТЭС98.

1 Нян Зан, 03.06.08.

2 Там же.

3 Нян Зан. 3.06.08.

4 Нян Зан. 2.01.09.

5 Нян Зан. 1.03.09.

6 Нян Зан. 2.01.09: т.е. отказались от первоначальной установки “и укрощение инфляции и сохранение экономического роста”. См.: Нян Зан, 3.06.08.

7 Нян Зан. 17.12.2008.

8 Нян Зан. 17.09.08.

9 Нян Зан. 7.10.2008.

10 Нян Зан. 2.01.09.

11 Нян Зан. 26.01.09.

12 Нян Зан. 2.01.09.

13 Нян Зан. 11.02.09.

14 Нян Зан. 2.01.09.

15 Нян Зан. 1.03.09.

16 Outlook, May 2009, № 65, с. 7; Национальное собрание на своей 5-ой сессии 12-го созыва запланировало снижение роста ВВП с 6,5% до приблизительно 5% на весь 2009 г. Vietnam. № 607. July 2009, с. 64.

17 Нян Зан. 3.09.09.

18

Там же.

19 Нян Зан. 3.09.09.

20 Carlyle A. Thayer "Hanoi Party Tricks” Wall Street Journal June 19, 2008.

21 The Straits Times, 28.04.2008.

22 Asian Survey, v. XLIX, № 1 Jun/Feb 2009, c. 189.

23

См. статью м.и.д. Вьетнама Фам За Кхиема, Нян Зан. 1.01.09.

24 Нян Зан. 27.11.2008; 19.12.2008.

25 Нян Зан. 22.06.2008.

26 Нян Зан. 24.06.2008.

27 Tommy Koh. Why the US will still be № 1 in 2039. The Straits Times,

07.10.2009.

28 Tommy Koh. Why the US will still be № 1 in 2039. The Straits Times,

07.10.2009.

29 Нян Зан. 22.06.2008.

30 Нян Зан. 26.06.2008; Нян Зан. 1.01.2009.

31 Нян Зан. 25.06.2008, 27.06.2008; О военном аспекте вьетнамоамериканского сотрудничества см. также Мурашева Г.Ф. Политика Вьетнама в АСЕАН (2007-2008) в сб. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. М. 2008, с. 187; Интерес США к Вьетнаму продемонстрировали визиты в Ханой зам. торгового представителя США Дж. Вероно (август 2008), а также зам. Госсекретаря США Дж. Негропонте (сент. 2008), имевшие целью продвижение договоренностей, достигнутых ранее. Asian Survey, 2009. № 1, с. 191.

32 Нян Зан. 19.11.2008.

33 Нян Зан. 26.06.2008.

34 Нян Зан. 07.10.2008.

35 Нян Зан. 30.05.2008.

36 Нян Зан. 02.03.2009.

37 Нян Зан. 25.06.08.

38 Нян Зан. 25.06.08.

39 Нян Зан. 24.06.08.

40 Мурашева Г.Ф. Вьетнам в АТР (политика диверсификации и много-векторности). Восток-Запад 2007-2008. М. 2009, с. 235.

41 http://www.atimes.com/atimes/printN.html

42 г-р

Там же.

43 Нян Зан. 1.06.08; 2.06.08; Дословно вьетнамское определение характера вьетнамо-китайских отношений на новом этапе звучит как «quan he doi taс chien l □ ос toan dien» - отношения партнерского всестороннего стратегического сотрудничества. Нян Зан. 03.06.2008.

44 Г.Ф. Мурашева. Отношения Вьетнама и Китая в конце XX - начале XXI вв. (идеологический аспект). Восток. 2007. № 4, с. 103.

45 Нян Зан. 30.05.2008.

46 Нян Зан. 03.06.2008.

47 Нян Зан. 30.05.2008.

48 http://www.atimes.com

49 Нян Зан. 29.09.2009.

50 Нян Зан. 19.12.2008.; достижения Китая за последние годы столь велики, что даже японские интеллектуалы задаются вопросом "не являем-

ся ли мы свидетелями конца Pax America и начала Pax Sinica. Straits Times. 07.10.2009.

51 Нян Зан. 14.12.2008.

52

С Японией перешли на уровень стратегического партнерства в 2009 г.

53 Нян Зан. 4.06.08.

54 Нян Зан. 01.06.2008.

55 Нян Зан. 03.06.2008.

56 Нян Зан. 02.06.2008.

57 Нян Зан. 29.09.2009.

58 Нян Зан. 02.06.2008; 03.06.2008.

59 Нян Зан. 03.06.2008. Для Вьетнама это решение было особенно важно, т.к. дефицит в торговле с Китаем достиг серьезного уровня. В январе

2009 г. Вьетнам импортировал из Китая товаров на 774 млн. долл., а экспортировал только на 286 млн. долл. В 2008 г. импорт из Китая составил сумму 15,6 млрд. долл. из 20-21 млрд. долл. общего объема двусторонней торговли. http: //en gli sh.vietnamnet. vn/biz/2009/03/838285/

60 http://www.mofa.gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns090814093 906/new

61 Нян Зан. 25.08.2009.

62 Нян Зан. 01.06.2008; 22.10.2008; М. и. д. СРВ Фам За Кхием, выступая на Конференции по торгово-экономическому сотрудничеству с Китаем 09.09.2008 в Ханое сказал, что Китай имеет возможность продолжать увеличивать инвестиции, чтобы войти в группу десяти крупных инвесторов во Вьетнам. Нян Зан. 10.09.2008.

63 Нян Зан. 30.05.2008.

64 Нян Зан. 02.06.2008.

65 Нян Зан. 18.07.2008.

66 Нян Зан. 18.07.2008.

67 Жэньминь жибао. 13.10.2008.

68 Нян Зан. 01.01.2009.

69 Нян Зан. 21.10.2008.

70 Нян Зан. 22.10.2008.

71

Нян Зан. 21.10.2008; Остров Хайнань и вьетнамская Куангнинь стали провинциями-побратимами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

72 Нян Зан. 22.10.2008.

73 http://mofa. gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns091016144733/new

74 Нян Зан. 24.03; 25.03.2009.

75 Нян Зан. 05.12.2008.

76 http://mofa. gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns090724081541 /new

77 Нян Зан. 02.01.2009; 15.01.2009.

78 Нян Зан. 02.06.2008; 03.06.2008.

79 Нян Зан. 23.02.2009.

80 M. Richardson. Balancing stability and desire for Expansion. The Straits Times, 07.09.2009.

81 Нян Зан. 14.12.2008.

82

Вьетнам занимает 13-ое место в мире и 3-е в ЮВА по численности населения, которое к апрелю 2009 г. составляло 85,8 млн. человек с ежегодным приростом в 1,1 млн., что является демографической проблемой для страны. Asia Pacific Review, v. 18. 2009, № 1, с. 108; Outlook, № 69, Sept. 2009, с. 7.

83 http://www.mofa.gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns04008071050 039/ns07082

84 Нян Зан. 25.02.2009.

85 Asia Pacific., с. 112.

86 Нян Зан. 25.02.2009.

87 Нян Зан. 17.08.2008.

88 Нян Зан. 14.12.2008.

89 Нян Зан. 25.02.2009.

90 Нян Зан. 01.04.2009.

91 Нян Зан. 14.12.2008; 04.03.2009.

92 Нян Зан. 31.12.2008.

93 Нян Зан. 24.03.2009; В этом же месяце - 01.12.2008 Япония подписала с АСЕАН Соглашение о Зоне свободной торговли (FTA). В нее вошли Лаос, Бирма, Сингапур и Вьетнам, т.к. эти четыре страны выполнили все необходимые юридические формальности. Остальные 6 стран присоединятся к соглашению по мере готовности. Нян Зан. 02.12.2008.

94 Нян Зан. 04.09.2008.

95 VNA. 19.09.2009.

96 Нян Зан. 01.09.2009.

97 http://www.mofa.gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns091029095101 /new

98 http://www.mofa.gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns091109102122 /new

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.