Научная статья на тему 'Виды рисков предприятия (на примере производства сыров) и методы их страхования с применением производных финансовых инструментов'

Виды рисков предприятия (на примере производства сыров) и методы их страхования с применением производных финансовых инструментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9396
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ / ОПЦИОНЫ / СТРАТЕГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО СЫРА / RISKS / RISK HEDGING / OPTIONS / STRATEGY / CHEESE PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таболина Эллина Витальевна

В условиях растущих производственных и рыночных рисков, компании вынуждены применять эффективные методы и подходы для их оценки и страхования. Ситуация, сложившаяся на рынке сыров в 2008-2009 подчеркивает необходимость страхования одного из наиболее важных рисков производителей значительного изменения рыночных цен на производимую продукцию. В виду того, что сыры являются биржевым товаром, одним из таких методов, является использование производных финансовых инструментов опционов и фьючерсов. В статье рассмотрены возможные стратегии хеджирования рисков производителей сыра при помощи опционов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The enterprises risk aspects (in terms of cheese production) and the methods of their hedging using derivatives

As production and market risks increase companies are forced to use effective methods and approaches to risk valuation and hedging. 2008-2009 cheese market situation emphasizes the necessity of hedging one of the major producers' risks significant change in cheese prices. Since cheese is an exchange commodity one of the methods of risk hedging is using derivatives options and futures. The article addresses possible strategies of cheese producers' risk hedging using options.

Текст научной работы на тему «Виды рисков предприятия (на примере производства сыров) и методы их страхования с применением производных финансовых инструментов»

ВИДЫ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА СЫРОВ) И МЕТОДЫ ИХ СТРАХОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Таболина Эллина Витальевна, Аспирантка, преподаватель кафедры ЭФ-2

Московского государственного университета приборостроения и информатики

Аннотация. В условиях растущих производственных и рыночных рисков, компании вынуждены применять эффективные методы и подходы для их оценки и страхования. Ситуация, сложившаяся на рынке сыров в 2008-2009 подчеркивает необходимость страхования одного из наиболее важных рисков производителей - значительного изменения рыночных цен на производимую продукцию. В виду того, что сыры являются биржевым товаром, одним из таких методов, является использование производных финансовых инструментов - опционов и фьючерсов. В статье рассмотрены возможные стратегии хеджирования рисков производителей сыра при помощи опционов.

Ключевые слова: Риски, Страхование рисков, Опционы, Стратегия, производство сыра.

Контакты автора: evita-elf@va.ru

THE ENTERPRISES RISK ASPECTS (IN TERMS OF CHEESE PRODUCTION) AND THE METHODS OF THEIR HEDGING USING DERIVATIVES.

Tabolina E. V., a graduate student

Moscow State University of instrument engineering and computer science

Annotation. As production and market risks increase companies are forced to use effective methods and approaches to risk valuation and hedging. 2008-2009 cheese market situation emphasizes the necessity of hedging one of the major producers’ risks - significant change in cheese prices. Since cheese is an exchange commodity one of the methods of risk hedging is using derivatives - options and futures. The article addresses possible strategies of cheese producers’ risk hedging using options.

Key words: risks, risk hedging, options, strategy, cheese production.

Согласно проведенного Институтом Конъюнктуры Аграрного Рынка исследования1, в России исторически сложилась низкая культура потребления сыра. Этому есть несколько объяснений:

-Стереотип потребления сыра в России значительно отличается от европейских традиций. Сыр потребляется не как самостоятельное блюдо, а как сопутствующий продукт.

-Сыр не является продуктом первой необходимости. Высока ценовая эластичность спроса. В период вынужденного сокращения затрат на питание его потребление сокращается, при росте доходов происходит переход на потребление более дорогих и качественных сыров.

-Потребители ориентируются при выборе сыров не на марку и компанию-производителя сыра, в большей степени на такие категории, как - вкусные и невкусные, дорогие и доступные по цене.

В итоге, результат сложившейся ситуации - отсутствие у потребителя выраженного предпочтения отечественным маркам, в отличие от большей части других продуктов питания, и низкий объем потребления сырной продукции в целом.

Согласно данным исследования, потребление сыра в России на душу населения в год составляет около 3 кг - это в 2 раза меньше рекомендованной нормы. Для сравнения, во Франции потребление сыра составляет около 20 кг в год, в Германии -17, в Чехии - 13, Польше - 12, Литве - 8.

Сначала определим, что риск - это возможность наступления события, которое может оказать влияние на достижение целей компании. Риск сам по себе существует всегда, основная задача снизить возможность возникновения рисковой ситуации (события) или минимизировать последствия. Рисковое событие - это случай или ситуация, возникающая в результате действия внутренних или внешних факторов (обуславливающих существование риска как такового), которое оказывает влияние на деятельность компании и достижение поставленных целей2.

Основные риски, с которыми могут столкнуться производители сыров:

-Производственные риски (нарушение технологий производства, поломка оборудования)

-Риски прогнозирования (объемов производства, продаж)

-Логистические риски (проблемы с грузоперевоз-чиками, парком транспортных средств, затаривание складов)

-Риск персонала (нехватка квалифицированной рабочей силы, задействованной в закупке сырья, производстве и продаже продукта)

1 Исследования Института Конъюнктуры Аграрного Рынка. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ikar.ru/

2 Филина Ф. Н. Риск-менеджмент/Филина Ф. Н. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008 г. - 232 стр. - іБВИ 978-5-47600645-9.

Таболина Э. В.

ВИДЫ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ИХ СТРАХОВАНИЯ

-Рыночные риски (возможность повышения конкуренции в данном сегменте рынка и, как следствие, снижение запланированных продаж сыров; сезонное снижение объемов надоев молока, как следствие дефицит сырья; снижение объемов потребления)

-Риски взаимодействия с поставщиками сырья (нарушение сроков и других условий контрактов)

-Имиджевые риски (низкое или плохое качество продукции, как следствие возникновения проблем с технологией, потеря у потребителя доверия к производителю (бренду)).

Как уже было отмечено выше, сам риск ликвидировать невозможно, поэтому приходится иметь дело с его проявлением. Так, например, ошибки в прогнозировании объема продаж, на которое впоследствии опираются аналитики, планирующие производство, могут привести к следующим последствиям:

-снижение показателя ожидаемой прибыли компании;

-нехватка продукции для исполнения договорных обязательств с дистрибьюторами, и как следствие потеря доли рынка;

-избыток готовой продукции, т.е. затоваривание складов, и как следствие реализация большого объема продукции по сниженной цене.

Сезонные колебания объемов надоев молока влекут за собой дефицит (избыток) сырья и готовой продукции, что в свою очередь влечет за собой значительное колебание цен как на сырье, так и на конечный продукт.

В условиях растущих производственных и рыночных рисков, компании вынуждены применять эффективные методы и подходы для оценки рисков и их страхования3.

Ценовая конъюнктура российского рынка сыров.

Согласно проведенному автором статьи анализу, период с конца 2007 и начала 2008 года на российском рынке твердых сыров характеризовался значительным падением цен на продукцию отечественных заводов-производителей - более чем на 20%. Столь существенное снижение цен было во многом обусловлено ошибками в прогнозах спроса на сыры и ценовой конкуренцией со стороны стран-импортеров (в основном Беларусь и Украина). Средняя цена за 1 кг продукции у производителя в сентябре 2007 составляла более 175 руб., но уже в марте 2008 из-за перенасыщения рынка и ценового демпинга со стороны Беларуси (средняя себестоимость производства сыров в Беларуси ниже, чем в России на 15-30%) цена опустилась ниже 150 руб ./кг. Многие российские производители понесли серьезные убытки в размере нескольких со-

3 Кукин П.П., Шлыков В.Н., Пономарев Н.Л., Сердюк Н. И. Анализ и оценка риска производственной деятельности/ Кукин П.П., Шлыков В.Н., Пономарев Н.Л., Сердюк Н. И. / Для высших учебных заведений/ - М.: Высшая школа, 2007 г. -328 стр. - іБВИ 978-5-06-005358-6.

тен миллионов рублей за период с начала февраля 2008 по конец мая 2008 года (в июне цены стабилизировались, а впоследствии начался их медленный рост).

Начало 2009 года в некотором роде повторило ситуацию годовой давности. Начавшийся еще в декабре 2008 года рост цен на сыры утратил сою динамику, и наметились тенденции к развороту в сторону снижения. К тому же, ввиду развития кризисной ситуации в российской экономике, существенно сжался потребительский спрос на эту, и без того не очень популярную у потребителя, категорию продуктов питания.

К концу апреля 2009 года ожидается серьезное падение цен производителей сыров на 10-15% по сравнению с серединой марта. Причиной этому служит продолжающееся падение спроса и обширная экспансия на российский рынок производителей Беларуси и Украины.

Все это подчеркивает необходимость серьезного анализа, оценки и страхования одного из наиболее важных рисков производителей сыров - значительного изменения рыночных цен на производимую продукцию.

Алгоритм процесса оценки риска:

-Подготовка к оценке рисков (выбор методов, сбор информации, формирование экспертной группы);

-Утверждение перечня рисков для проведения оценки;

-Анализ возможности проведения качественной и количественной оценки для каждого риска;

- Качественная оценка рисков;

-Количественная оценка рисков;

-Построение карты рисков;

-Внесение информации в паспорта и реестр рисков;

-Формирование перечня актуальных рисков для разработки способов реагирования.

Применительно к описанным выше характерным для производителя сыров рискам, более всего подходят такие методы их оценки, как:

-VaR (Исторические, Параметрические, Имитационное моделирование);

-Сценарный анализ;

-Анализ чувствительности;

-Стресс-тестинг.

-Страхование рисков предприятия.

Среди многих подходов к страхованию (хеджированию) рисков предприятия особенный интерес для изучения и применения на практике представляет применение производных финансовых инструментов (опционов) и сложных стратегий, построенных с их использованием.

Опционы и другие деривативы предоставляют уникальные возможности по ограничению влияния колебаний рыночных цен на деятельность производителей, потребителей и инвесторов в базовые активы. Стоимость хеджирования адекватна цен-

ности услуг. «Хеджи» не дешевы, но они обеспечивают стабильность бизнеса. Приоритетом хеджирования является снижение рисков4.

Опционы, которые обращаются на межбанковских и биржевых рынках, дают покупателю право (но в отличие от фьючерса - не обязательство) на исполнение договоренностей в оговоренный срок и по ранее оговоренной цене. Другими словами продавец опциона обязан выполнить условия договора по первому требованию покупателя.

Многие компании пренебрегают хеджированием рисков, считая, что данные действия не принесут им ничего хорошего, а только потеряют вложенные деньги. Особенно актуально хеджирование рисков сырного производства (как и любого другого) в условиях кризисного и нестабильного рынка.

Поскольку сыр является биржевым продуктом, то компания-производитель может осуществить хеджирование риска неблагоприятной ценовой конъюнктуры, используя опционы.

Значительным преимуществом применения финансовых инструментов является возможность их комбинации, что позволяет создать гибкую стратегию хеджирования.

Одной из таких стратегий является стратегия «Барьерный форвард». Суть данной стратегии заключается в следующем:

Одновременно осуществляется приобретение опциона Пут и продажа опциона Колл с одинаковой ценой исполнения контракта, при этом опцион Колл является барьерным, т.е. существует условие, при котором он «оживает» («Кпоскт» Колл опцион).

Реализация стратегии позволяет компании, производителю сыров, застраховать себя от снижения рыночной цены на свою продукцию - покупка опциона Пут (права продать по установленной ранее цене). В то же время встречная продажа опциона Колл (приобретение обязательства продать по цене исполнения опциона) частично компенсирует издержки компании по выплаченной премии на покупку Пута, а условие барьера, установленного выше текущей рыночной цены, позволяет уменьшить вероятность наступления собственных обязательств. Таким образом, компания всегда сможет реализовать свое право продажи продукции по установленной цене при этом, не обременяя себя лишними обязательствами и понеся сравнительно небольшие издержки на страхование своих рисков5.

Подводя итог, можно утверждать, что любой производитель может столкнуться с возникновением целого ряда рисковых ситуаций и должен себя максимально обезопасить от нежелательных по-

4 Саймон Вайн Опционы: Полный курс для профессионалов/ С. Вайн - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г. - 466 стр. - іБВІЧ 978-5-9614-0443-2.

5 Шапкин А.С., Шапкин В.А. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций/ Шапкин А.С., Шапкин В.А. - Дашков и Ко, 2009 г. - 544 стр. -іБВІЧ 978-5-394-00062-1.

следствий. Самый очевидный и часто встречающийся риск - неблагоприятную ценовую конъюнктуру на рынке продукции данного предприятия, можно эффективно страховать, используя различные финансовые инструменты. Развитие биржевой практики хеджирования рисков с применением опционных стратегий для нефинансовых активов (таких как сыр, молоко, зерно) позволит значительно повысить эффективность деятельности предприятий и обеспечит стабильность рынка производимой ими продукции.

Список использованной литературы.

Монографии:

Кукин П.П., Шлыков В.Н., Пономарев Н.Л., Сердюк Н. И. Анализ и оценка риска производственной деятельности/ Кукин П.П., Шлыков В.Н., Пономарев Н.Л., Сердюк Н. И. / Для высших учебных заведений/ - М.: Высшая школа, 2007 г. - 328 стр. -!ББМ 978-5-06-005358-6.

Саймон Вайн Опционы: Полный курс для профессионалов/ С. Вайн - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г. -466 стр. - !ЭБЫ 978-5-9614-0443-2.

Филина Ф. Н. Риск-менеджмент/Филина Ф. Н. - М.: ГроссМе-диа, РОСБУХ, 2008 г. - 232 стр. - !ЭБЫ 978-5-476-00645-9.

Шапкин А.С., Шапкин В.А. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций/ Шапкин А.С., Шапкин В.А. - Дашков и Ко, 2009 г. - 544 стр. - !ББЫ 978-5-39400062-1.

Интернет-документы:

Исследования Института Конъюнктуры Аграрного Рынка. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ikar.ru/

Рецензия

В условиях кризиса возрастает неопределенность во всех отраслях и секторах промышленности. Производители вынуждены особенно строго и внимательно подходить к прогнозированию своей деятельности и выявлению потенциальных рисковых ситуаций. В этой связи, предлагаемая автором к решению проблема актуальна. Используя рекомендуемые методики, автор статьи рассмотрел на примере сырного производства основные риски предприятия и предложил новый метод по страхованию риска связанного с изменением рыночной цены на производимую продукцию, одного из наиболее неуправляемых рисков.

Предложенный метод использования опционной стратегии для хеджирования рисков предприятия пищевой промышленности и проработка исследуемой темы, позволяют констатировать методическую и практическую значимость и рекомендовать статью Таболиной Э.В. к публикации в рецензируемом журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Рецензент к.э.н., доцент Зайцева Г.А.

Московский государственный университет приборостроения и информатики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.