Научная статья на тему 'Виды обеспечения готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления'

Виды обеспечения готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут / готовность к выбору индивидуального образовательного маршрута / профессиональное становление

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туркина А. В.

В статье речь идет о видах правового, ресурсного и организационного обеспечения готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления. Раскрываются понятия: «готовность», «индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления», «обеспечение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туркина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views legal, organising and resource provision of students" readiness to work out an individual educational route in professional formation. Such notions as «readiness», «individual educational route in professional formation» and «provision» are disclosed.

Текст научной работы на тему «Виды обеспечения готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления»

ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВЫБОРУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Работа предоставлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. В. Акулова

В статье речь идет о видах правового, ресурсного и организационного обеспечения готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления. Раскрываются понятия: «готовность», «индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления», «обеспечение».

Ключевые слова: готовность, студент, выбор, обеспечение, маршрут.

The article views legal, organising and resource provision of students' readiness to work out an individual educational route in professional formation. Such notions as «readiness», «individual educational route in professional formation» and «provision» are disclosed.

Key words: route; provision; readiness; student; choose.

Одной из важнейших особенностей современного образовательного пространства высшей школы является предоставление студенту возможности выбора образовательных программ, выработки собственного «смысла» изучаемого материала, выбора темпа продвижения в образовании’ .

Существуют разные подходы к пониманию индивидуального образовательного маршрута. Так, маршрут рассматривается как образовательная программа , как дифференцированная образовательная про-3

грамма , как путь восхождения студента к

б 4 й

образованию , как вариативныи личност-

но направленный учебный план5.

В данной статье под индивидуальным образовательным маршрутом профессионального становления студента будем понимать путь освоения профессиональной образовательной программы, самостоятельно прокладываемый студентом с целью профессионального и личностного самоопределения и самореализации при осуществлении преподавателем педагогической поддержки.

В педагогической практике наблюдаются трудности реализации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам профессионального становления. Студенты во многом не готовы взять на себя ответственность за выбор образовательного маршрута профессионального становления, не обладают необходимой информацией и поддержкой для выбора. Их необходимо подготовить к этой деятельности.

Уточним понятие «готовность». Выделяют несколько смысловых оттенков понятия «готовность»:

1)вооруженность знаниями,умениями, навыками;

2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий; 3) согласие, решимость совершать какое-либо дей-

6

ствие .

В понимании готовности к построению маршрута профессионального становления студента предпочтительней позиция, отражающая способность студента к реализации своей программы действий, направленной на профессиональное саморазвитие и самоопределение.

Конечным результатом подготовки к построению маршрута является становление студента как профессионала, следовательно, построение маршрута рассматривается как способ достижения этой цели. Готовность к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления студента - это результат подготовки и целостное состояние личности, выражающееся в ее целях, мотивах, уровне овладения знаниями, навыками, опыте творческой деятельности, направленности на профессиональное самоопределение.

Что означает обеспечение готовности студента к выбору маршрута?

В исследовании Н. В. Чекалевой доказано, и мы разделяем ее мнение, что обеспечение готовности студента к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления - это новое системное качество профессионального образования - совокупность средств обучения и технологий их использования, которые проектируются преподавателем в целях организации самостоятельной образовательной и учебно-профессиональной

7

деятельности студента .

Рассмотрим виды обеспечения готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления.

Правовое обеспечение готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления — это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационной системы, регламентирующих порядок получения.преобразования и использования информации.

Правовое обеспечение готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления становится важным условием гарантии соблюдения прав студента на выбор и помощь при построении маршрута.

Можно выделить несколько примеров правового обеспечения готовности студентов к построению маршрута:

1. Контракт на обучение - содержит список курсов, запланированных студентом, и количество БСТ8, получаемых за каждый курс.

2. Аттестат успеваемости - содержит список пройденных студентом курсов, количество внутренних или национальных зачетных единиц.

3. «Лист сверки» - указывается, от какой учебной единицы или модуля он/она будет освобожден/а после успешного завершения обучения за границей.

4. Академическая справка - предоставляет информацию о работе, проведенной студентом, и полученных результатах.

5. Европаспорт - содержит достижения студента за определенный промежуток времени,не только учебные, но и вне-учебные.

6. В ряде вузов создаются центры регистрации маршрутов, которые ведут учет и контроль за соблюдением норм и правил составления маршрута, рассчитывают сроки выполнения и изменения маршрута.

Ресурсное обеспечение готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления - это совокупность средств и возможностей для создания необходимых условий при осуществлении какого-либо процесса. Примерами ресурсного обеспечения являются:

1. Каталог курса, который содержит общую информацию об определенной образовательной программе и общих вопросах обучения в вузе.

2. Путеводитель, в котором содержится аннотированная учебная программа по каждой дисциплине учебного плана; пакет учебно-методических материалов по каждой дисциплине: тематический план курса, тезисы лекций, планы практических занятий, тесты, экзаменационные вопросы и др.

3. Справочники-путеводители, размещенные на электронном сайте университета, включают: рабочий учебный план специальности на весь период обучения; формы контроля и методику расчета показателей академической успеваемости студента; основные правила организации учебного процесса; права и обязанности студента.

4. Кружки, организации, дополнительные курсы, которые предоставляют студентам возможность расширить навыки в разных видах профессиональной деятельности, раскрыть свой творческий потенциал.

Организационное обеспечение готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель на основе определенных процедур и правил для создания необходимых условий для осуществления какого-либо процесса.

Приведем примеры организационного обеспечения готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления:

1. Служба тьюторов, которая предоставляет возможность проконсультироваться на счет выбора и построения маршрута.

2. Служба сопровождения, которая предлагает различные психологические тренинги, направленные на самоопределение, повышение самоконтроля и т. д.

3. Электронный помощник, с помощью которого предоставляется возможность получения on-line консультации по вопросу составления и выбора своего маршрута.

4. Объединение студентов в организацию по схожести интересов - например, на основе национального, религиозного принципа. Такое объединение обычно помогает студентам адаптироваться к жизни в вузе, углубленно изучать выбранную область интересов, расширить круг знакомств.

В ходе исследования разработано ресурсное обеспечение готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления, которое представляет собой информационно-обучающий пакет. В нем уточняется информация о конкретной образовательной программе вуза, дается ин-

формация о дополнительных возможностях вне учебной деятельности, а также информация о правах студента.

Апробация ресурсного обеспечения готовности студентов к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления позволила определить требования, которые студенты предъявляют к содержанию информационного пакета: содержание пакета должно соответствовать государственному образовательному стандарту и образовательной программе; содержать примеры из жизни, иллюстрирующие теоретические понятия; информация должна быть представлена компактно, лаконично, без дублирования; иметь аналог в электронном виде; предоставлять возможность самостоятельной работы с пособием (возможно, в форме пособия-тетради).

Экспертиза информационного пакета профессорско-преподавательским составом РГПУ им. А. И. Герцена подтвердила необходимость таких пакетов в подготовке студентов к построению и выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале болонского процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный путь студента вуза как предмет педагогического исследования. Новое в педагогических исследованиях. Вып. 1.: Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена / Под ред. А. Г. Козловой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Нестор, 2004. С. 147-157; Образовательная программа - маршрут ученика / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: ЮИПК, 1998. Ч. 1.

Воробьева С. И. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: Авто-реф. дис. ... докт. пед. наук. СПб, 1999.

4

Богословский В. И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: Дис. на соис. учен, степени докт. пед. наук. СПб., 2000.

Модернизация общего образовании: вариативный личностно направленный учебный план школы: Книга для администратора школы / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Бреста», 2002.

Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Т. Ломова и др. М., 1983. С. 445.

7

Чекалева Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.