Научная статья на тему 'Виды межотраслевого перелива капитала в современной экономике'

Виды межотраслевого перелива капитала в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПЕРЕЛИВ КАПИТАЛА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / MOVEMENT OF THE CAPITAL / INTERSECTORAL FLOW AN OF THE CAPITAL / THE STATE AND PRIVATE INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко П. М.

В современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения национальных приоритетов в структурной перестройке экономики, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINDS OF AN INTERSECTORAL FLOW OF THE CAPITAL IN MODERN ECONOMY

In modern economy the market mechanism of an intersectoral movement of the capital, based on equalization of rate of profit, is supplemented with the adjustable mechanism based on the state investments for maintenance of national priorities in structural reorganisation of economy, support of difficult infrastructural projects and innovative development of the country.

Текст научной работы на тему «Виды межотраслевого перелива капитала в современной экономике»

имосвязь как с внешними факторами рыночной среды, так и с внутренними факторами, определяющими организацию хозяйственной деятельности предприятия;

- подходы к определению экономической устойчивости можно объединить в два направления: динамическое - основанное на определении устойчивости с позиции динамики протекающих внутренних и внешних экономических процессов; статистическое - когда экономическая устойчивость рассматривается с позиции результатов финансово -хозяйственной деятельности;

- данная категория должна определять ориентацию на конечный результат - устойчивое экономическое развитие предприятия.

1. Захарчук Е.А. Экономическая устойчивость и теория катастроф: точки соприкосновения. Екатеринбург: Институт УрО РАН, 2006.

2. Злобин Б.К. Концепция экономической устойчивости хозяйственных систем. М.: Экономика, 2000.

3. Камаев В.Д. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). М.: Экономика, 1993.

4. Каммаев А. О. Методические основы управления экономической устойчивостью строительного предприятия в условиях рынка: дис. ...канд. экон. наук. Махачкала: Дагестанский гос. технич. ун-т. 2000.

5. Каспиров А.В. Управление устойчивым развитием промышленного предприятия: дис. ...канд. экон. наук. Саратов: СГСЭУ, 2001.

6. Литвененко И.А. Экономическая устойчивость корпоративных хозяйственных систем в России: дис. .канд. экон. наук. М.: РАГС, 1996.

7. Мерзликина Г. С. Экономическая состоятельность производственных систем. М.: Высшая школа, 1997.

8. Митюшин В. С. Система управления экономической устойчивостью строительных организаций: дис. .канд. экон. наук. М.: Моск. гос. строит ун-т, 1999.

9. Райзберг Б. Рыночная экономика. М.: Деловая жизнь, 1993.

10. Рощин В.И. Экономическая устойчивость предприятий и реализация их экономических интересов: дис. .канд. экон. наук. Чебоксары: Чуваш. гос. ун -т, 2000.

11. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: учебник. М.: Зерцало, 1998.

12. Чупров С.В. Диагностика устойчивости промышленного предприятия: системно-методологические проблемы и подходы. Иркутск: БГУЭП, 2004.

13. Шеврина Е.В. Оценка экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий: автореф. .дис. канд. экон. наук. Челябинск, 2000.

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1998.

П.М. Шевченко

УДК 338.3

ВИДЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ПЕРЕЛИВА КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения национальных приоритетов в структурной перестройке экономики, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

Ключевые слова: движение капитала, межотраслевой перелив капитала, государственные и частные инвестиции.

P.M. Shevchenko

KINDS OF AN INTERSECTORAL FLOW OF THE CAPITAL IN MODERN ECONOMY

In modern economy the market mechanism of an intersectoral movement of the capital, based on equalization of rate of profit, is supplemented with the adjustable mechanism based on the state investments for maintenance of national priorities in structural reorganisation of economy, support of difficult infrastructural projects and innovative development of the country.

The key words: movement of the capital, intersectoral flow an of the capital, the state and private investments.

Капитал, стремящийся к собственному самовозра-станию, действует не в вакууме. Он оперирует в достаточно агрессивной среде себе подобных субъектов, которые также стремятся к собственному самовозраста-нию. Такая среда не может быть ничем иным, как кон -куренцией (ареной борьбы за более выгодные условия производства и обмена (сбыта продукции)). Концепция рынка строится на том, что все экономические субъекты равны перед юридическими нормами и законами и не получают политических преференций от государства, поэтому более выгодных условий производства и реа-

лизации можно достичь, только победив в экономическом соревновании с себе подобными, добившись или меньших, чем у других, издержек производства и реализации товаров, или более высокого технического уровня производства (что тоже в конечном итоге сказывается на размерах издержек).

Понятно, что в результате борьбы капиталов друг с другом (конкуренции) появляются некие среднеобщественные издержки производства и сбыта продукции. Очевидно, что если у какого-то из капиталов будут индивидуальные издержки ниже этих среднеобщественных,

то этот капитал будет выигрывать, получая большую прибыль (разница между выручкой и издержками) по сравнению с капиталами, чьи издержки почему-то оказались выше среднеобщественных. Межотраслевая конкуренция выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. В итоге создается некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен. Такие условия характерны только для совершенной конкуренции, когда никакие обстоятельства не препятствуют переливу капитала, а все субъекты рынка одинаково осведомлены о ценах и величинах прибыли.

Вместе с тем, анализируя движение капитала в российской экономике, можно обнаружить факты, свидетельствующие о нарушении описанного выше динамического равновесия. На протяжении последних пятнадцати лет капиталы устойчиво перетекали в добывающие топливно-энергетические отрасли (среднее значение по годам - 14,5%, максимум - 17,5% (2001 г.)), обрабатывающие производства (среднее значение по годам - 15,8%, максимум - 16,4% (2004 и 2005 гг.)), транспорт (среднее значение по годам - 17%, максимум -19,2% (2001 г.)), сферу услуг (среднее значение по годам -17,7%, максимум - 25,3 (1995 г.)). Таким образом, интенсивное инвестирование и рост объемов основного капитала в одних отраслях сопровождается сокращением инвестирования в других отраслях. Настораживает сокращение инвестиций в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (-0,2%), производство транспортных средств и оборудования (-0,5%), строительство (-1%).

Очевидно, что любое производство носит ярко выраженный общественный характер: каждое предприятие включено в систему разделения труда и удовлетворяет конкретные общественные потребности. Поэтому в какую бы отрасль капитал ни вкладывался, он требует равных условий для возрастания или, что то же самое, равной нормы прибыли. Если норма прибыли в какой-либо отрасли устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покидают ее, и общественная потребность в товарах этой отрасли остается неудовлетворенной. Тем не менее есть целый ряд отраслей, инвестиции в которые характеризуются более низкими значениями практически всех основных показателей инвестиционной привлекательности:

- долгим сроком окупаемости,

- высокой стоимостью (объемом капиталовложений),

- наличием избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пикового» спроса,

- большими техническими, экономическими и политическими рисками,

- длительным периодом амортизации основных производственных фондов,

- значительным воздействием на окружающую среду, экономическое и социальное развитие местного сообщества, большим числом органов регулирования, различиями в статусе каждого из них и разнообразием их целей.

Проекты, которые имеют слишком большие сроки окупаемости, высокие риски, низкую норму отдачи на вложенный капитал, как правило, являются недостаточно привлекательными или недоступными для частных инвестиций. К таким направлениям относятся:

- создание и развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение;

- создание и развитие элементов национальной инновационной системы;

- обеспечение реализации институциональных преобразований.

Если мы будем надеяться только на рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, то в данных отраслях будет наблюдаться устойчивое недопроизводство благ. Зная об этом, государство может использовать прямые (инвестиции из государственного бюджета, федеральные целевые программы) и косвенные (фискальные) методы стимулирования движения капитала в нужном направлении. Задача управления движением капитала перед государством стоит всегда, но в период кризиса она актуализируется.

Для интенсификации структурных преобразований российской экономики в ноябре 2005 г. был создан Инвестиционный фонд Российской Федерации. Напол -нение фонда происходит за счет разницы между доходами федерального бюджета, формирующими Резервный фонд, при базовой цене на нефть и базовой цене, уменьшенной на 1 дол. США за баррель, а также за счет экономии на процентных платежах при досрочном погашении государственного внешнего долга. В законе о федеральном бюджете на 2006 г. впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объемом 69,7 млрд руб., на 2007 г. - 72 млрд руб.

Государственная поддержка в рамках Инвестиционного фонда означает, что инвестиционные проекты должны финансироваться исключительно на условиях софинансирования с частным сектором. При этом частный инвестор должен будет вложить минимум 25% средств. Государство поддерживает крупные инвестиционные проекты (стоимостью не менее 5 млрд руб. в течение пяти лет), а экономическая эффективность за счет реализации проекта должна обеспечивать рост валового регионального продукта на 25% в течение

10 лет. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4% и не более 11%. Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа - инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Господдержка из инвестиционного фонда будет осуществляться в трех форматах:

- прямое софинансирование проектов;

- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;

- система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете и эти средства не «сгорают» по итогам года).

Будут использоваться два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность.

В количественные критерии входят:

- общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;

- бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);

- финансовая эффективность (внутренняя норма доходности , сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

В феврале 2006 г. Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на сред-

ства Инвестиционного фонда. В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами по -ступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.

26 июля 2006 г правительственная комиссия одобрила 4 первых проекта, претендующих на софинанси-рование из Инвестиционного фонда. 3 августа правительственная комиссия одобрила еще 3 проекта. Общая стоимость семи проектов составит 667,7 млрд руб. Их финансирование из Инвестфонда запланировано на уровне 164 млрд руб. Каждый из проектов будет оформлен инвестиционным соглашением. Среди них:

- строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» вокруг Санкт-Петербурга протяженностью

46,4 км. Сумма реализации проекта составляет

82.7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств;

- строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта - 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб. Начало строительства - 2007 г.;

- комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить

358.7 млрд руб. (из Инвестфонда - 34,22 млрд руб.). Средства предлагается потратить на развитие транспортной инфраструктуры и на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Также планируется построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Поро-женский завод ферросплавов, Богучанское энерго-ме-таллургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс;

- строительство Нижнекамского нефтеперерабаты -вающего комплекса в Татарстане, предложенного компанией «Татнефть». Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда - 16,5 млрд руб.);

- создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области (представлено компанией «Норильский никель»). Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда - 40,9 млрд руб.);

- строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1

Москва - Минск. Его стоимость - 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда - 10,01 млрд руб.). Проект внесен Федеральным дорожным агентством. Инвестор будет определен по результатам концессионного конкурса, после чего доля госучастия в строительстве дороги может быть снижена;

- строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта - 26 млрд руб. (из Инвестфонда - 8,8 млрд руб.). Этот проект будет реализовываться в рамках концессии.

27 декабря 2007 г. инвестиционная комиссия при Правительстве России приняла решение о выделении из Инвестиционного фонда России 26,9 млрд руб. на строительство новой фабрики по производству микросхем по технологии 0,045 - 0,065 мкн. Общая стоимость проекта, который будет реализовывать компания «Ситроникс», - 58 млрд руб. Компания получит 51%, а государство - 49 % [1].

В 2007 г. инвестиционные проекты осуществлялись по следующим отраслям экономики:

45% - на развитие транспортной инфраструктуры;

30% - на развитие промышленных отраслей;

10% - на реализацию проектов в области ЖКХ;

5% - на создание инновационной инфраструктуры;

10% - на другие отрасли народного хозяйства [2].

В 2008 г. суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов, т.е. прямые вливания в экономику Российской Федерации превысили 1 трлн руб. Объем фонда в 2009 г. составит 156,5 млрд руб., однако в связи с уменьшением конъюнктурных доходов к 2010 г. ожидается сокращение бюджета фонда до 100,0 млрд руб.

Поскольку формирование Инвестиционного фонда основано на аккумулировании средств, полученных при экономии на процентах по внешнему долгу и остаточном принципе экономии от Резервного фонда, а также в связи с неопределенностью конъюнктурных доходов, можно говорить о непостоянном источнике доходов фонда. Следовательно, и расходы носят разовый, непостоянный характер. В этих условиях невозможно проведение планомерной, долгосрочной политики в области инновационного развития.

Еще одним источником финансирования фундаментальных исследований и инноваций являются федеральные адресные инвестиционные программы. Таких программ в настоящее время 47 (таблица). Наиболь-

Финансирование федеральных целевых программ в 2009 - 2011 гг.

Направление 2009 г. 201 0 г. 2011 г.

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

ВСЕГО 1 161,1 100 1 287,9 100 1 356,8 100

Транспорт 373,1 32,1 494 38,4 617,8 45,5

Развитие регионов 205,1 17,7 205,2 15,9 207,4 15,3

Национальная оборона 99,1 8,5 99,1 7,7 83 6,1

Развитие атомного ЭПК 87,4 7,5 96,8 7,5 113 8,3

Инновации и наука 76,2 6,6 86,3 6,7 88,2 6,5

Жилье 75,5 6,5 65 5,0 Нет данных 0,0

Космос 65,2 5,6 44,8 3,5 52,4 3,9

Культура 33,7 2,9 20,8 1,6 18,5 1,4

Реформирование институтов 28,52 2,5 32,92 2.6 31,02 2,3

Экология, окружающая среда 27,6 2,4 35,5 2,8 38,5 2,8

Гражданская авиация, техника 23,6 2,0 31,4 2,4 44,6 3,3

Село 17,3 1,5 24,1 1,9 28,4 2,1

Спорт 15,3 1,3 13,8 1,1 11,3 0,8

Образование 12,3 1,1 11,6 0,9 Нет данных 0.0

Здравоохранение 10 0,9 13,1 1,0 12,6 0.9

Прочие 11 0,9 12,9 1,0 9,7 0.7

ший удельный вес по объему финансирования в 2009 г. приходится на транспорт (32,1%), развитие регионов (17,7%), национальную оборону (8,5%), развитие атомного ЭПК (7,5%), инновации (6,6%) и т.д. Можно отметить значительную положительную динамику в запланированных расходах на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры (с 32,1% в 2009 г. до 45,5% в 2011 г.), по остальным направлениям расходы увели -чиваются незначительно.

Планируя переход к инновационной модели развития экономики, основанной на интеллектуальном капитале и внедрении передовых информационных технологий на всех звеньях производственного цикла, государство пока решает ключевые задачи в таких областях, как инфраструктура, топливно-энергетический комплекс, создание высококвалифицированной рабочей силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меры экономической политики направлены на увеличение конкурентоспособности отраслей, не связанных с сырьевыми секторами, и стимулирование инновационной экономики. Эта стратегия главным образом состоит из государственных интервенций для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговых льгот, программ обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Такие меры необходимы для преодоления «рыночных провалов» при создании новых отраслей промышленности с возрастающим эффектом от масштаба, распространения знаний или координации видов деятельности и институтов для поддержания новых рынков.

С целью решения специфических проблем развития конкретных секторов экономики, а также точечной настойки инструментов государственной поддержки применительно к конкретному сектору Правительством Российской Федерации разрабатываются и реализуются дополнительные антикризисные меры, направленные на поддержку развития экономики и ведущих секторов, наиболее уязвимых к возмущениям на финансовом рынке и ухудшению условий банковского кредитования, которые позволят обеспечить сохранение темпов и качества роста экономики в условиях мирового финансового кризиса. Минпромторгом России 31 декабря 2008 г. приказом № 485 была создана Комиссия по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли. Предложения указанной Комиссии по мерам государственной поддержки предприятий направлены:

- на пролонгацию или рефинансирование действующих кредитов на пополнение оборотных средств;

- на предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков;

- на содействие в получении кредитных ресурсов, в том числе на льготных условиях, для реализации инвестиционных проектов компаний;

- на компенсацию процентных ставок по кредитам;

- на увеличение уставного капитала предприятий.

В качестве приоритетных направлений государство

выделяет отрасли, обеспечивающие инновационное развитие страны пятого и шестого технологических укладов.

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов. В качестве прямых мер в 2009 г. предусмотрены:

- создание специализированной лизинговой компании с уставным капиталом до 40 млрд руб. в целях осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории Рос -сийской Федерации;

- перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», на внесение взноса в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» в размере 3 млрд руб.;

- внесение в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» 10 млрд руб., в том числе 7 млрд руб. за счет перераспределения выделенных Минтрансу России средств федерального бюджета.

Косвенные меры государственного регулирования движения капитала предполагают бюджетные ассигнования для предоставления российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 г. на осуществление лизинговых операций с автомобильной техники российского производства, в объеме 1 млрд руб., а также компенсацию в полном объеме затрат ОАО «Российские железные дороги» на перевозку в Дальневосточный федеральный округ легковой автомобильной техники, произведенной на территории РФ, и поставляемой производителем этой техники.

Авиационная промышленность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 497 от 16 апреля 2008 г. на основе ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» формируется интегрированная структура предприятий газотурбинного двигателестроения. Объединение основных государственных активов в области двигателестроения (федеральных пакетов акций группы предприятий пермской и самарской двигателестроительных коопераций, а также ОАО НПО «Сатурн» и ФГУП Научно-производственное предприятие «Мотор» (г. Уфа) после его акционирования) было принято с целью устранения технологического отставания отрасли. В этой связи образование холдинга двигателестроительных предприятий позволит консолидировать научную и производственную базу отрасли для решения задач по созданию высокотехнологичной техники и повышению конкурентоспособности продукции.

Дополнительное финансирование в объеме

12,5 млрд руб. будет направлено на проведение НИОКР по 16 критическим технологиям, которые позволят создать газотурбинные двигатели нового поколения для гражданской авиации. Для реализации этого проекта сформирована кооперация предприятий, зафиксиро -ванная Генеральным соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между основными авиа- и двигателестроительными организациями, среди которых Инженерный центр ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация», ЦИАМ им. П.И. Баранова, ГНЦ РФ «ВИАМ» и ряд других.

Оборонная промышленность. В федеральном бюджете предусмотрены значительные государственные средства на поддержку ОПК (Гособоронзаказ, ФЦП, субсидии по экспорту, на техперевооружение и др.). Предусмотрено увеличение объемов субсидий организациям-исполнителям государственного оборонного заказа на осуществление основной деятельности

до 1 - 5 млрд руб., субсидий с целью предотвращения банкротства - на 3 млрд руб., а также увеличение объемов авансирования платежей, субсидирование процентной ставки и предоставление госгарантий по кредитам, проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций стратегически важных предприятий.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение, лесопромышленный комплекс, машиностроение для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности. Предусматривается предоставление бюджетных ассигнований российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на срок до 5 лет.

Нанотехнологии. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) учреждена Федеральным законом №139-ФЗ 19 июля 2007 г. для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Корпорация решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со зна-

чительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров - частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, например центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и фондов раннего инвестирования. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд руб., которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 г.

Таким образом, в современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения национальных приоритетов в структурной перестройке экономике, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

1. Голицына А. Полезный микрон // Ведомости. 2007. № 247 (2021). 28 дек.

2. Пресс-релиз заседания Правительства РФ от 07.02.2008 г. // иК1_: http://www.government.ru/content/governmentactivity/ rfgovernmentsession/2008/i070208/materials/5529292.htm

УДК 338.45:662.7 С.Н. Бышов

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРУКТУРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Показаны проблемы развития нефтегазового комплекса в современных условиях, связанные с истощением освоенных месторождений и необходимостью более полного извлечения нефти и газа. Определена роль в этом процессе малых и средних предприятий. Показаны основные направления развития малого бизнеса в структуре нефтегазового комплекса.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, малый и средний бизнес, стимулирование развития, совершенствование законодательства.

S.N. Bishov

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE STRUCTURE OF OIL

Are shown the problems of the development of natural gas complex under the contemporary conditions, connected with the exhaustion of the mastered layers and the need for the more complete extraction of oil and gas. The leading role in this process of small and average enterprises. Basic trends in development of small business in the structure of natural gas complex are shown.

The key words: natural gas complex, the small and mid-sized business, the stimulation of development, the improvement of legislation.

Преодоление монополистических тенденций в российском нефтегазовом комплексе связывается не с разрушением крупных нефтегазовых компаний, играющих в настоящее время одну из важнейших ролей в обеспечении условий финансовой и политической стабильности нашей страны, а со стимулированием создания и развития независимых малых и средних предприятий. В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства в нефтегазовой сфере стало экономически необходимым для преодоления монополизма и диктата производителей, избавления от структурных перекосов, инерционности крупных

компаний, использующих в основном традиционные методы планирования и сбыта.

Несмотря на то что в нефтегазовом комплексе функционируют крупные компании, существуют значительные барьеры вхождения в отрасль, технология нефтедобычи имеет свою специфику Возможность развития малого и среднего бизнеса в нефтегазовой сфере связана особенностями стадий эксплуатации месторождений нефти и газа и их привлекательности для крупных компаний. На первой, допоисковой, стадии происходит сбор общих геологических данных о наличии нефти и газа и не требуется специальных затрат на поиски

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.