Научная статья на тему 'Виды мер конституционно-правового принуждения'

Виды мер конституционно-правового принуждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6576
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-правовое принуждение конституционно-правовое принуждение меры основания классификация цель / legal enforcement constitutional legal enforcement measures bases classification aim

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володько Ирина Александровна

Анализируются существующие классификации мер государственно-правового принуждения в целях выявления оптимального основания классификации мер конституционно-правового принуждения, позволяющего отразить его системность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINDS OF CONSTITUTIONAL LEGAL ENFORCEMENT MEASURES

Different classifications of legal enforcement are analyzed in this article to finding an optimal base for classification of constitutional legal enforcement measures, that can demonstrates its systematic character.

Текст научной работы на тему «Виды мер конституционно-правового принуждения»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 55-63.

УДК 342

ВИДЫ МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

KINDS OF CONSTITUTIONAL LEGAL ENFORCEMENT MEASURES И. А. ВОЛОДЬКО (I. A. VOLODKO)

Анализируются существующие классификации мер государственно-правового принуждения в целях выявления оптимального основания классификации мер конституционно-правового принуждения, позволяющего отразить его системность.

Ключевые слова: государственно-правовое принуждение; конституционно-правовое принуждение; меры; основания; классификация; цель.

Different classifications of legal enforcement are analyzed in this article to finding an optimal base for classification of constitutional legal enforcement measures, that can demonstrates its systematic character.

Key words: legal enforcement; constitutional legal enforcement; measures; bases; classification; aim.

В современных исследованиях, посвя-щённых проблеме государственно-правового принуждения, существует ряд точек зрения по вопросу о существовании различных видов мер (форм) государственно-правового принуждения. При этом в новейших исследованиях отдельные классификации государственно-правового принуждения используются применительно к отраслевым видам государственно-правового принуждения [1].

Конституционно-правовое принуждение, как и родовое понятие, также являясь многоплановым и сложным, сочетающим в себе не только правовую сущность, но и социальные и психологические аспекты, характеризуется и различными формами своего проявления. В конечном итоге, содержательная основа различных форм конституционно-правового принуждения заключается в конкретных мерах принуждения.

По мнению И. С. Сурковой, под формой конституционно-правового принуждения следует понимать обособленную группу принудительных мер, имеющих определённую частную цель, фактическое и юридическое основания применения, что обуславливает способ принудительного воздействия, а также характерные для этой группы мер правовые последствия либо их отсутствие [2].

Меры (формы) государственно-правового принуждения по действующему российскому законодательству различны, что и отражается в отдельных основаниях их классификаций, предпринятых в различных отраслях правовой науки.

Существенный вклад в разработку проблемы классификации мер государственно-правового принуждения внесли учёные-адми-нистративисты, в первую очередь Д. Н. Бахрах и Б. В. Россинский. Именно Д. Н. Бахрахом был сформулирован и доказан тезис о том, что принуждению свойственен характер системности, что и позволяет классифицировать его на отдельные группы, а также тезис о неоднородности государственного принуждения, что обусловило наличие различных оснований для классификации.

С. Н. Кожевников, избрав в качестве основания классификации цель применяемых мер, выделил меры предупредительного воздействия, меры пресечения правонарушений, меры защиты субъективных прав и обязанностей, меры юридической ответственности [3]. В. В. Серегина подразделяет государственно-правовое принуждение на отдельные формы по следующим основаниям: 1) предмету правового регулирования; 2) предметному содержанию направленности ограничения;

© Володько И. А., 2014

3) органам (субъектам), применяющим меры принуждения; 4) нормативным основаниям; 5) фактическим основаниям применения мер принуждения; 6) способу обеспечения общественного порядка и правовым последствиям применения мер принуждения [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что классификация форм государственно-правового принуждения вполне подготовлена всем ходом развития научных идей и представлений о государственно-правовом принуждении.

Вместе с тем, признавая значимость приведённых оснований для классификации, необходимо уделить особое внимание такому основанию классификации государственно-правового принуждения, которое позволило бы отразить не только его правовую, но и социальную и психологическую сущность, характер воздействия государственно-правового принуждения на общественные отношения.

Представляется, что таким основанием является цель применения мер государственно-правового принуждения, поскольку именно цель, являясь моделью конечного результата применения принуждения, выражающегося в определённом поведении субъекта права, позволяет отразить специфику государственно-правового принуждения в первую очередь как социального регулятора. А поскольку норма права sui generis содержит в себе определённую модель поведения, то классификация форм государственно-правового принуждения по критерию цели неизбежно будет носить помимо социального ещё и правовой характер и, в конечном счёте, будет являться комплексным основанием классификации, как и само классифицируемое явление с его социально-психолого-правовой сущностью и неоднородностью. При этом классификация мер государственно-правового принуждения по целевому критерию позволит использовать метод научного моделирования, в частности исследовать объект (конституционно-правовое принуждение) путём построения и изучения упорядоченного набора предположений о его сложной системе (модели) [5]. Также классификация конституционно-правового принуждения по целевому критерию позволит выявить степень эффективности правового воздействия в рамках определённых правоотношений: сопоста-

вляя цель определённой меры конституционно-правового принуждения с конкретным поведением субъекта права, можно определить эффективность осуществленного правового воздействия и при необходимости скорректировать его.

Основа для научных изысканий в данном направлении была заложена Б. Т. Базы-левым, который в 1968 г. предложил по критерию цели применяемых мер государственно-правового принуждения выделять следующие формы их осуществления: 1) юридическую ответственность; 2) принудительное восстановление нарушенного права; 3) процессуальное обеспечение материальных правоотношений; 4) административное предупреждение правонарушений; 5) административное пресечение правонарушений; 6) охрану правопорядка при чрезвычайных обстоятельствах [6]. В. В. Серегина, обобщая выводы многих учёных, также приходит к выводу, что действующей правовой системе свойственны следующие основные меры го -сударственно-правового принуждения: а) меры пресечения; б) меры превентивные, предупредительные; в) меры правовосстанови-тельные; г) юридическая ответственность.

Иногда цель применения государственно-правового принуждения и соответствующий ей способ обеспечения правопорядка объединяют в одно основание классификации. В частности, по такому основанию классификации Н. В. Макарейко выделяет:

1) предупредительные (превентивные) меры;

2) меры пресечения; 3) меры защиты (право-восстановительные меры) 4) юридическую ответственность [7]. М. А. Латушкин, М. М. Магомедрасулов по целевому критерию выделяют: 1) меры предупреждения; 2) меры пресечения; 3) меры восстановления (защиты); 4) меры ответственности [8]. Е. А. Цыганкова также по целевой направленности подразделяет меры государственно-правового принуждения на предупредительные, пресекательные, правовосстановитель-ные (меры защиты), меры юридической ответственности, обеспечительные меры, понимая под целью последних обеспечение правовых процедур [9]. По нашему мнению, приведённая классификация наиболее полно отражает воздействие государственно-правового принуждения на конституционно-пра-

вовые отношения и является однородной в рамках заданного основания классификации.

Таким образом, вышеизложенные представления позволяют сделать вывод, что классификация государственно-правового принуждения по целевому критерию далека от своего завершения, хотя и получила довольно широкое распространение в науке, создав определённые предмодельные разработки.

Учитывая, что сегодня целый ряд авторов именуют все меры конституционно-правового принуждения мерами (санкциями) конституционно-правовой ответственности [10], необходимо предметно рассмотреть каждую меру конституционно-правового принуждения, выделенную по целевому критерию, с тем чтобы обосновать её прежде всего телеологичекую специфику, несводимость её к мерам (санкциям) конституционно-правовой ответственности и, таким образом, дать ответ на вопрос, поставленный В. О. Лучи-ным: «Почему же всё-таки нельзя отождествлять юридическую ответственность с принуждением?» [11].

Меры конституционно-правового предупреждения. Под предупреждением необходимо понимать извещение, данное заранее о чем-нибудь, предупреждение [12]; приятие мер для отвращения чего-либо [13]. Целью применения данной меры конституционно-правового принуждения является как общая, так и частная превенция. Общее предупреждение заключается в том, что угроза наступления неблагоприятных последствий, адресованная неопределённому кругу субъектов конституционно-правовых отношений, предотвращает наступление конституционных конфликтов и их последующую трансформацию в конституционно-правовые деликты (конституционные правонарушения).

Субъектами, которым данная угроза адресована, являются индивидуальные и коллективные участники конституционно-правовых отношений, сомневающиеся в необходимости соблюдения конституционно-правовых норм. Специальная превенция адресована лицу, которое своими действиями (бездействием) создало возможность наступления неблагоприятных последствий в виде конституционного конфликта, но пока не предвидит в полном объёме наступление неблагоприят-

ных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предусмотреть.

Таким образом, главное назначение данной меры - предупредить возникновение возможных конституционных конфликтов, в принципе нарушения конституционных норм и обеспечить тем самым безопасность личности, общества и государства. Данные меры применяются вне зависимости от наличия вины и не преследую цель наказания (кары). Согласно аксиоме, что болезнь легче предотвратить, чем лечить, меры конституционно-правового предупреждения направлены именно на предотвращение «болезни» - кон -ституционного конфликта.

Выделение данной меры конституционно-правового принуждения основано также на предупредительной функции правовой нормы, в том числе конституционно-правовой, в соответствии с которой путём угрозы применения государственно-правового принуждения «неустойчивые» граждане удерживаются от совершения деяний, способных причинить вред утвердившимся общественным отношениям [14].

Меры конституционно-правового пресечения. Под пресечением при грамматическом толковании необходимо понимать прекращение чего-нибудь сразу, остановку резким вмешательством [15]. Данные меры имеют целью прекращение противоправного поведения [16].

Если меры конституционно-правового предупреждения не достигли своей цели и конституционный конфликт возник, но, вместе с тем, ещё не наступили его материальные последствия (политический кризис, нарушение прав и свобод человека и гражданина и т. д.), необходимы адекватные меры для своевременного пресечения противоправного поведения с тем, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия. Данные меры отличаются от конституционно-правовой ответственности тем, что они лишь создают условия для привлечения впоследствии лица к конституционно-правовой ответственности, что, однако, не является их самоцелью; их цель - на конкретном этапе развертывания конституционного конфликта пресечь его и тем самым предотвратить тяжкие для человека, общества и государства последствия и

лишь потом решить вопрос о применении мер конституционно-правовой ответственности.

Меры конституционно-правового восстановления (защиты) нацелены на охрану, обеспечение субъективных прав физических и юридических лиц тогда, когда они сами не способны в силу определённых причин осуществлять свои права [17]. При грамматическом толковании под восстановлением необходимо понимать приведение в прежнее состояние [18].

С. С. Алексеев рассматривает защиту права в целом как государственно-принудительную деятельность, направленную на осуществление «восстановительных» задач -на восстановление нарушенного права, обеспечение юридической обязанности [19]. Именно поэтому различные авторы не проводят дифференциации между мерами защиты и мерами восстановления нарушенного права. С. Н. Кожевников также считает, что меры защиты в основном преследуют право-восстановительные цели и не связаны с виновностью или невиновностью нарушителя. В. Н. Протасов дополнительно отмечает, что отсутствие вины - характерный признак оснований применения мер защиты [20]. Интересна точка зрения О. Э. Лейста, который видит отличие мер защиты от юридической ответственности в том, что первые применяются за правонарушения, обладающие зачастую минимальной степенью общественной опасности, или деяния, представляющие собой правовую аномалию, незначительные отклонения от нормального правопорядка, не приобретающие характер правонарушений [21].

На основании вышеизложенного можно утверждать, что меры конституционно-правового восстановления (защиты) подчинены цели восстановления нормального состояния конституционно-правовых отношений путём принуждения их субъектов к надлежащему исполнению возложенных на них юридических обязанностей, тем самым обеспечивая стабильность конституционного правопорядка.

Таким образом, каких-либо иных неблагоприятных последствий, кроме принуждения к исполнению своих обязанностей, данные субъекты не претерпевают, что не позволяет сводить меры конституционно-правового восстановления (защиты) к конституционно-правовой ответственности.

Конституционно-правовая ответственность. Важнейшей и в то же время сложнейшей формой конституционно-правового принуждения является юридическая ответственность за нарушение норм конституционного права. Несмотря на большое количество исследований данного явления, плюрализм авторских дефиниций, конституционно-правовая ответственность всё ещё остается terra incognita российского конституционного права, несмотря на то, что сам факт существования конституционно-правовой ответственности уже не оспаривается и может считаться установленным [22].

А. А. Кондрашев характеризует консти-туционно-правовую ответственность как правовое явление, имеющее две стороны: негативную в качестве ответственности за правонарушение и позитивную, или политическую, как последствие правомерного, но ошибочного поведения в рамках принципа разделения властей или просто как принуждение, реализуемое властным субъектом в отношении подвластного в целях эффективной реализации властных полномочий [23]. М. П. Авдеенкова и Ю. А. Дмитриев определяют конституционно-правовую ответственность как установленный нормами конституционного права особый вид юридической ответственности, представляющий собой ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти должностными лицами и органами публичной власти [24]. По нашему мнению, данная позиция даёт наиболее точное представление о конституционно-правовой ответственности как о виде юридической ответственности. Несмотря на то, что иные определения конституционно-правовой ответственности также имеют право на существование, указание на политический и моральный (так называемая позитивная юридическая ответственность) аспекты конституционно-правовой ответственности ничего не даёт для уяснения природы и социального назначения последней, а только привносит неопределённость в вопрос об основаниях её наступления, равно как и смешивает юридическую ответственность с иными видами социальной ответственности. В силу вышеизложенного необходимо поддержать и другой значимый тезис, выдвинутый М. П. Авдеен-ковой и Ю. А. Дмитриевым, о том, что кон-

ституционно-правовая ответственность, несомненно, обладает всеми признаками, присущими иным видам юридической ответственности, опирается на общие принципы юридической ответственности и является мерой государственно-правового принуждения [25].

В силу сформулированного критерия классификации в дальнейшем необходимо установить особую цель конституционно-правовой ответственности по отношению к другим мерам конституционно-правового принуждения.

По мнению Р. Л. Хачатурова и Д. А. Ли-пинского, конституционная ответственность выполняет регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную и воспитательную функции [26]. М. П. Авдеенкова и Ю. А. Дмитриев отмечают, что конституци -онно-правовая ответственность - это не только кара за нарушение конституционно-правовых норм, в данном случае имеет место и правовосстановительная функция [27].

Несомненно, что конституционно-правовая ответственность преследует цель превенции, как общей так и специальной, однако в меньшей степени, нежели меры конституционно-правового предупреждения. При этом цель восстановления нарушенного общественного порядка также присуща конституционно-правовой ответственности. Вместе с тем указанные цели не являются генеральными, сущностными для конституционно-правовой ответственности, в отличие от такой цели, как кара.

При этом под карой необходимо понимать осуждение, отрицательную оценку совершённого деяния, выражающуюся в несении каких-либо лишений конституционно-правового статуса лицом, совершившим опасное для общества деяние. Общераспространенно утверждение, что всякая кара состоит в наложении на правонарушителя страданий и лишений [28]. В этой связи кон -ституционно-правовая ответственность не является исключением, поскольку её санкции содержат наибольший потенциал принуждения по сравнению с иными мерами конституционно-правового принуждения. В частности, никакая другая из исследованных нами мер конституционно-правового принуждения не имеют своей целью кару правонарушите-

ля. При грамматическом толковании под карой также понимается наказание, возмездие [29].

Таким образом, как справедливо отмечает В. В. Серегина, особенностью, присущей только юридической ответственности, в данном случае конституционной, является государственное и общественное осуждение и порицание личности и деяния виновного. Иные формы государственно-правового принуждения не сопровождаются таким порицанием и осуждением [30].

Представляется спорным утверждение, что целью конституционно-правовой ответственности является воспитание правонарушителя. Ранее нами было отмечено, что конституционно-правовому принуждению как виду государственно-правового принуждения свойственен особый характер принудительных мер, а именно: изъятие, ограничение, а иногда и прекращение конституционно-правового статуса. Таким образом, конституционно-правовому принуждению в меньшей степени свойственен характер личного воздействия, по сравнению, например, с административно-правовым и уголовно-правовым принуждением. Например, такая мера уголовно-правового принуждения, как уголовное наказание, имеет своей целью исправление осуждённого, что предусмотрено ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку содержит строго личное принуждение, обращённое к личности правонарушителя, его правам и свободам (лишение свободы, ограничение свободы, принуждение к труду и т. д.).

В качестве примера можно отметить, что довольно сложно «перевоспитать» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, распущенный в связи с принятием им нормативного правового акта, противоречащего федеральным законам, изданным по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, в случае если в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения, установившего такое несоответствие, данная коллизия не будет устранена. Поскольку допущенный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации конституционно-право-

вой деликт не может свидетельствовать о наличии у депутатов неких асоциальных установок, требующих устранения в ходе воспитания, в данном случае в принципе невозможно говорить о перевоспитании применительно к коллективным субъектам конституционно-правовых отношений.

В то же время отрешение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от занимаемой должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, также не носит воспитательного характера, поскольку в данном случае лицо, замещающее должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не является социально опасным, а лишь не имеет определённых управленческих и конъюнктурных навыков, необходимых для получения доверия Президента Российской Федерации и надлежащего, с точки зрения федеральной власти, исполнения своих должностных обязанностей. Вместе с тем отсутствие данных навыков не является дефектом воспитания, в связи с чем и не может быть восполнено путём применения мер воспитательного характера.

Учитывая также тот факт, что субъекты конституционно-правовых отношения должны обладать полной дееспособностью, т. е. достигнуть возраста 18 лет, а, как гласит народная мудрость, воспитание ребёнка подобно резьбе по камню, в то время как воспитание взрослого - рисованию по песку, воспитание в качестве цели конституционно-правовой ответственности в принципе не может быть реализовано.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что меры конституционно-правового предупреждения, пресечения, восстановления (защиты) не могут быть сведены к мерам конституционно-правовой ответственности по двум главным причинам. Во-первых, по цели их применения: несмотря на то, что конституционно-правовой ответственности свойственны в определённой степени цели вышеперечисленных мер конституционно-правового принуждения, тем не менее «специализация» конституционно-правовой ответственности - именно кара, не свойственная никакой другой мере конституционно-

правового принуждения цель. Именно поэтому нельзя согласиться с утверждением Н. М. Колосовой о том, что каждая мера конституционной ответственности (предупреждения, взыскания и пресечения) направлена и на пресечение неблагоприятных последствий, и на наказание правонарушителей, и на восстановление нарушенных отношений [31]. И во-вторых, конституционно-правовую ответственность отличает особое основание её наступления (conditio sine qua non) - конституционно-правовой деликт (конституционное правонарушение), без которого наступление конституционно-правовой ответственности невозможно, в отличие от применения иных мер конституционно-правового принуждения. В частности, как отметила В. В. Серегина, особенность юридической ответственности в отличие от иных форм государственно-правового принуждения состоит в специфике оснований её применения: фактическим основанием её применения является только состав правонарушения, предусматривающий указанный вид санкции [32].

Меры конституционно-правового обеспечения. Данный вид мер конституционно-правового принуждения выделяется немногими исследователями, в связи с чем представляется необходимым обосновать его самостоятельность в системе конституционно-правового принуждения. Выделяя обеспечительные меры в качестве самостоятельных, Е. А. Цыганкова отмечает, что данные меры государственно-правового принуждения имеют своей целью обеспечить правовые процедуры, в рамках которых происходит рассмотрение дела, вынесение по нему решения, а также исполнение вынесенного решения [33]. По мнению И. П. Жаренова, особый интерес при целевой классификации го -сударственно-правового принуждения вызывают меры процессуального обеспечения, главная особенность которых состоит в том, что они не устанавливаются и применяются в целях принятия окончательного решения по делу, а преследуют промежуточные цели, носят вспомогательный характер и сопряжены с обязательной процедурностью [34]. Справедливое выделение указанными авторами данной меры конституционно-правового принуждения связано прежде всего с тем, что конституционно-правовое принуждение реа-

лизуется, по нашему мнению, в форме правоприменения.

В настоящее время не существует единого мнения по вопросу о том, как связаны между собой правоприменение и государственно-правовое принуждение. Именно поэтому проблема принуждения в правоприменении сегодня занимает одно из центральных мест в общей теории права и является наименее разработанной.

Современные исследователи, основываясь на позициях, сформулированных С. С. Алексеевым и И. Я. Дюрягиным [35], традиционно рассматривают реализацию права в четырех её основных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение [36]. При этом критериями для такого определения чаще всего служат характер и направленность правореализующего поведения.

Вместе с тем многие правоведы, исследуя правоприменение как особую форму реализации права и изучая принуждение в качестве одного из способов воздействия на волю и поведение участников общественных отношений, в том или ином контексте затрагивали отдельные вопросы, касающиеся соотношения принуждения и правоприменения. Так, например, В. В. Серегина отмечает, что с точки зрения внешне выраженных форм принуждение как социально-правовое явление приобретает характер правоприменительного процесса, конкретной правовой деятельности по применению принудительных мер в строгом соответствии с процедурно-процессуальными нормами [37]. С. С. Алексеев отмечал, что применение права является единственным каналом, через который фактически осуществляется государственное принуждение в правовом регулировании [38].

Вместе с тем для конституционного права совершенно справедливы установленные общей теорией права четыре случая объективно необходимого правоприменения. В частности, правоприменение как форма реализации права необходимо в случае возникновения потребности в государственно-правовом принуждении, которое требуется при ненадлежащем исполнении субъектом правоотношений возложенной на него юридической обязанности, а также при обнаружении правонарушения и невозможности са-

мостоятельного разрешения спора, необходимости определения соответствующей меры взыскания при участии специальных органов, наделенных властными полномочиями разрешать конфликтные ситуации между сторонами правоотношений и принимать по ним конкретно-определённые правовые акты [39].

Таким образом, именно данный случай правоприменения позволяет установить существующую связь между правоприменением и конституционно-правовым принуждением, которая заключается в том, что если конституционно-правовые отношения требуют применения мер конституционно-правового принуждения, то нормы права, закрепляющие данные меры принуждения, реализуются в форме правоприменения.

Таким образом, все виды мер конституционно-правового принуждения применяются в особых процессуальных формах. При этом гарантиями соблюдения данных процессуальных форм и выступают соответствующие меры конституционно-правового обеспечения.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что меры конституционно-правового обеспечения оказывают властное воздействие на действия инстанций конституционно-правового принуждения, обеспечивая строгое соблюдение ими процессуальной формы при применении мер конституционно-правового принуждения (предупреждения, пресечения, восстановления (защиты) и конституционно-правовой ответственности). Данные меры служат средством обеспечения актов применения конституционного права и самого правоприменительного процесса в целом, поскольку соблюдение правоприменительной процедуры (процессуальной формы) является одной из важнейших гарантий законности применения мер конституционно-правового принуждения вне зависимости от конкретной применяемой меры. Данное обстоятельство и обусловило необходимость выделения мер конституционно-правового обеспечения, поскольку от их применения зависит законность применения иных мер конституционно-правового принуждения, а также их самостоятельность в системе мер конституционно-правового принуждения, поскольку никакая иная мера не достигает целей мер конституционно-правового обеспечения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конституционно-правовое принуждение, являясь сложным и многоплановым явлением, тем не менее, обладает свойством системности, что позволяет классифицировать его по целевому критерию, не позволяющему сводить меры конституционно-правового принуждения только к конституционно-правовой ответственности.

1. См., напр.: РазгильдиеваМ. Б. Теория финансово-правового принуждения и сферы его применения : дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2011. - С. 367.

2. Суркова И. С. Конституционно-правовое принуждение, применяемое к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2008. -С. 26.

3. Кожевников С. Н. Меры защиты в советском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Свердловск, 1968. - С. 9.

4. Серегина В. В. Государственное принуждение по советскому праву. - Воронеж : Изд-во Во-ронежск. ун-та, 1991. - С. 74.

5. Максуров А. А. Идеальные модели эффективности юридических процессов (на примере координационной юридической практики) // Законодательство и экономика. - 2010. - № 3.

- С. 17.

6. Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Киев, 1968. - С. 16.

7. Макарейко Н. В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка : дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1996. - С. 125-145.

8. Латушкин М. А. Обеспечение законности применения мер государственно-правового принуждения (теоретико-правовой анализ) : дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2010. -С. 72 ; Магомедрасулов М. М. Особенности принуждения в правовом государстве : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 85.

9. Цыганкова Е. А. Принуждение как метод осуществления государственной власти : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 133-134.

10. См., напр.: Виноградов А. В. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000.

11. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 273.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азбуковник, 1999.

- С. 582.

13. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - М. : Институт новой экономики, 2007. - С. 729.

14. Филимонов В. Д. Норма права и её функции // Государство и право. - 2007. - № 9. - С. 10.

15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. -С. 584.

16. Кокотов А. Н. Конституционно-правовое принуждение // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1.

17. Там же.

18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. -С. 99 ; Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - С. 74.

19. Алексеев С. С. Общая теория права. - Т. 1. -М., 1981. - С. 280.

20. Цит. по: Левков А. А. Меры защиты в российском праве : дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2002. - С. 24.

21. Цит. по: Там же. - С. 25.

22. Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности : монография. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. - С. 652.

23. Кондрашев А. А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. - М. : Изд-во московского университета, 2011. - С. 466.

24. Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право в Российской Федерации : курс лекций : в 9 т. - Т. 1 : Основы теории конституционного права. - М. : Весь Мир, 2005. - С. 285.

25. Там же. - С. 286.

26. Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Указ. соч. -С. 656.

27. Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Указ. соч.

- С. 324.

28. Сорокин П. А . Преступление и кара, подвиг и награда : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.

- М. : Астрель, 2006. - С. 169.

29. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. -С. 265.

30. Серегина В. В. Указ. соч. - С. 107.

31. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - М., 2000. -С. 113-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Серегина В. В. Указ. соч. - С. 106.

33. Цыганкова Е. А. Указ. соч. - С. 134.

34. Жаренов И. П. Государственное принуждение в условиях демократизации общества : дис. . канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 87.

35. См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в советском государстве. - М. : Юрид. лит., 1966. - С. 93-94 ; Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. - Свердловск : Изд-во Свердловск. юрид. ин-та, 1973.

- С. 8, 10, 19.

36. См., напр.: Синюков В. Н., Григорьев Ф. А. Правовая система: Вопросы правореализа-ции : учебное пособие. - Саратов : СВШ МВД РФ, 1995. - С. 109-113 ; Налоговое право России : учебник для вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Ю. А. Крохина. - М. : НОРМА, 2003. - С. 220.

37. Серегина В. В. Указ. соч. - С. 36.

38. Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. - Т. 2. - Свердловск, 1973. -С. 208.

39. См.: Кожевников С. Н. Реализация права и законность в российском обществе. - Н. Новгород, 2000. - С. 17 ; Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 247 ; Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 1999. - С. 416 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.