ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
УДК 336.025
Т.Г. Ильина
ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО И МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Рассматриваются проблемы финансового, денежно-кредитного и валютного регулирования экономики на основе обобщения имеющихся теоретических воззрений об их классификациях и сферах применения и последующего сопоставления с выявленными тенденциями в современной экономике и новыми условиями их реализации.
Ключевые слова: виды и методы финансового, денежно-кредитного и валютного регулирования, тенденции развития современной экономики, классификации видов и методов регулирования, государственное регулирование, саморегулирование, общественное регулирование.
Смена технологического уклада мировой экономики, постепенный переход к информационному обществу и внедрение новых технологий, глобальная трансформация рынков и экономических интеграционных объединений стран и в связи с этим обострение конкуренции вплоть до финансово-экономической войны, проявляющиеся в экономических санкциях, активное вовлечение в экономический оборот широких слоев населения и необходимость поддержания баланса интересов с другими субъектами экономики - все это новые реалии экономического развития, которые требуют нового механизма денежно-финансового регулирования экономики на всех уровнях, введения новых более эффективных и гибких методов и инструментов.
Кроме того, как отмечают многие ученые, методы, средства, инструменты и рычаги финансового и монетарного регулирования не исследованы на сегодняшний день до конца, остается множество нерешенных задач, касающихся вмешательства государства в экономику. [1. С. 35-38].
Поэтому в данной статье на основе обобщения уже имеющихся видов и методов финансового и монетарного регулирования экономики и анализа новых условий их реализации мы попытаемся выявить существующие проблемы и предложить усовершенствованные или новые направления их применения.
Начнем с обобщения теоретических воззрений о классификации видов и методов финансового и монетарного регулирования.
Монетарное регулирование - это совокупность мероприятий и мер ЦБ, реализуемых через специальные методы и инструменты, совместно с правительством или независимо от государства в области денежных и кредитных отношений в стране или группе стран, направленных на поддержание эффективной экономики и её стабильности, на обеспечение занятости, низкого уровня инфляции и ценовой стабильности, эффективности денежно-кредитной системы.
В зависимости от целей денежно-кредитная политика делится на два вида: стратегическая и текущая. Стратегическая устанавливает ориентиры на определенный период, с учетом экономической политики государства. Текущая осуществляется в соответствии с более конкретными и доступными целями (регулирование объема денежной массы, валютного курса и т. д.).
В зависимости от методов и результатов регулирования выделяются два основных типа денежно-кредитной политики:
1. Рестрикционная - политика «дорогих денег», регламентирует деятельность денежнокредитной системы путем ограничения объема кредитных операций КБ и повышения уровня процентных ставок с целью уменьшения объема денежной массы в обращении, сдерживания инфляции, оздоровления платежного баланса, сглаживания циклических колебаний деловой активности.
2. Экспансионистская - политика «дешевых денег», которая характеризуется понижением процентных ставок, увеличением объемов кредитования КБ, приростом количества денег в обращении, экономическим ростом [2. С. 122-125]
Финансовое регулирование - целенаправленное и последовательное использование форм и методов воздействия на субъектов хозяйствования (А.А. Коростылев, Д.А. Полторецкий), оказание влияния на поступательное развитие экономики и экономическое равновесие на каждом конкретном периоде ее функционирования [3.
С. 38-41].
Обычно, когда говорят о механизме финансового или монетарного регулировании, то имеют в виду «классическое» рыночное либо «кейнсианское» государственное. При этом рыночное регулирование предполагает регулирование всех отношений на основе спроса и предложения на финансовых рынках через организованный механизм (рынок, биржа). По мнению С.Н. Третьяковой, рыночное лучше заменить на более точное понятие - негосударственное регулирование. Негосударственное денежно-кредитное регулирование, прежде всего, осуществляется самими кредитными организациями [4]. Государственное -
43
Ильина Т.Г.
44
регулирование, осуществляемое специализированными финансовыми институтами, которым государство делегировало данное право (обычно это центральные банки), или органами государственной власти.
В современном мире в чистом виде эти виды регулирования уже не встречаются, действует смешанный или так называемый гибридный вид режима регулирования, который предполагает их сочетание.
М.А. Эскиндаров объясняет это тем, что сегодня наблюдается процесс взаимопроникновения и интеграции различных секторов финансового рынка, усиление влияния бюджетного сектора, развитие форм совместной деятельности (например, КБ и страховых организаций), развития рынка микрофинансирования [5. С. 4-
9].
Поэтому данная классификация является несколько устаревшей и требует дополнений, так как современная экономика отличается наличием огромного числа профессиональных и непрофессиональных участников финансовых рынков, финансовых и денежно-кредитных отношений, которых не всегда устраивают результаты рыночного и государственного регулирования, так как не достигается баланс интересов всех участников. Поэтому стихийно сформировались такие направления финансового и монетарного регулирования, как саморегулирование в среде профессиональных участников, а также общественное регулирование в среде непрофессиональных участников и по-
требителей финансовых и денежно-кредитных продуктов и услуг. Они реализуются через создание саморегулирующих организаций, ассоциаций и общественных объединений страховых организаций, микрофинансовых институтов, финансовых консультантов и т. д., а также обществ по защите прав и интересов потребителей, частных инвесторов и т. д. По сути, данная классификация должна отражать интересы всех субъектов экономики, а значит, и их возможности по реализации регуляторных функций, т. е. возможности влияния на процессы, происходящие в финансовой и монетарной сферах.
Такое поведение можно объяснить, руководствуясь теорией структурализма, предложенной С. Краснером, согласно которой сильные субъекты экономики (государство) стремятся максимизировать свою власть через введение различного рода регулирующих режимов, а средние и мелкие субъекты - объединяться, чтобы улучшить свои позиции и иметь возможность участвовать в механизмах управления [6. С.185-205].
Механизмы такого взаимодействия появляются с учетом общих принципов и правил, а по мере того как они развиваются, создаются более специфические нормы по более узким тематикам. Иными словами, механизмы возникают при низком уровне правовой и организационной закрепленности, а когда набирают силу и эффективность, приобретают более институциональный характер [7. С. 226-255].
Рис. 1. Виды финансового и монетарного регулирования в зависимости от регуляторного механизма, отражающего интересы субъектов финансовых и монетарных отношений
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
I
ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО И МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Методы прямою и косвенною государственного регулировании
ЕЗид ре!улиро-вапия Классификация методов [ 1еречеи]> метод он и имсгрумептин
Прямое регулиро- вание Правовые методы Л иценз ирование; регистрация; регламентация; лимитирование; введение запретов; квотирование; установление минимального уровня заработной платы, установление максимального уровня цен, введение стандартов; введение норм и нормативов; введение тарифов; введение ограничений; установление режимов ценообразования, конвертируемос ти ит.д.; установление порзщка осуществление операций; установление размера обязательной маржи
Административные методы Проведение экспертиз; выдача государственных гарантий; разработка и реализация юсу дарственных пренрамм; сграховапие рисков и защита интересов субъектов финансовых и moj [erapi 1 ых o n ал i ie ми й; организация и проведение ч орюн, надзор тл.тс и контрольные мероприятия
Косвенное регулирование ч)есопомии-ческие методы Мопе'гарные методы: А) денежно-кредитные: - учетная ставка; - ключевая ставка, - операции на открытом рынке; - синьораж; - кредитные льготы; - т ар ют ирование; - управление государствеиттым долгом; - целевое кредитование; 1>) валютные: - вал куп i 1 >[ е и m ер] ? е и ц и и, - ревальвация (девальвация), - деверсификация валютных резервов Налоговые методы: - налоговые ставки; - налотные льтоты; - налоговые кредиты; - налотные вычеты; - режим амортиза] гии; - изменение состава налогов; - изменение пилотной базы; - изменения в составе налогоплательщиков. Таможенные методы: А) тарифные методы: - изменение ставок вывозных таможенных пошлин; - изменение ставок ввозных пошлин; - замена одного вида ставки на друтй; - замена одного вида таможенных пошлин на другие; -введение или отмена тарифных преференций; - введение или отмена тарифных квот; - применение или отмена сезонной пошлины; - введение тарифных континентов; - применение компенсационных пошлин, использование епециалы1Е.1х или временных обязан-] [остей; - введение нлн отмена антидемпинговых пошлин
45
Ильина Т.Г.
46
Б) нетарифные методы:
Методы прямого ограничения импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
- лицензирование и квотирование импорта;
- антидемпинговые пошлины;
- импортные депозиты (экспортные ограничения);
- компенсация платы;
- система минимальных импортных цен.
Методы прямого ограничения внешней торговли:
- таможенные формальности;
- технические стандарты и нормы;
- санитарные и ветеринарные нормы;
- требования к упаковке и маркировке, разливу;
Методы стимулирования экспорта:
- штрафы.
Бюджетные методы:
- субсидии;
- субвенции;
- дотации;
- бюджетные кредиты;
- государственные инвестиции;
- государственный и муниципальный заказ;
- предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях;
- государственные и муниципальные гарантии;
- льготное кредитование и страхование (бюджетное субсидирование процентных ставок по кредитам, или страхового тарифа);
- долевое финансирование;
- компенсации.
Методы индикативного планирования:
- прогнозы;
- установление ориентиров роста_________________________________
Все эти виды регулирования взаимосвязаны. Схематично эта взаимосвязь внутри национальной экономики отражена на рис. 1. Если же рассматривать экономику, интегрированную в мировое хозяйство, то вышеуказанная схема должна быть дополнена еще одним видом регулирования - международным, отражая заграницу как субъекта экономики. Тем более, что преобладающая роль банковских и финансовых институтов в условиях глобализации мировой экономики будет неуклонно снижаться, уступая по значимости деятельности международным финансовокредитным организациям, которые, по мнению Е.М. Поддубного и С.В. Солониной, играют ключевую роль в процессе глобализации валютного рынка, так как являются регуляторами всей мировой финансовой системы: располагают крупными денежными
фондами; являются крупнейшими кредитными организациями в мире; решения данных организаций обязательны для исполнения их членами [8. С.201-204].
Относительно новыми и недостаточно разработанными с точки зрения методологии в данной классификации являются саморегулирование и общественное регулирование. Обобщая практику и мнения специалистов, выделим наиболее распространенные методы саморегулирования:
- разработка квалификационных требований, этических правил и норм поведения профессиональных участников;
- подготовка и переподготовка кадров;
- контроль за соблюдением квалификационных требований, этических правил и норм;
- информирование финансовых институтов данного сегмента о важных изменениях в законодательстве, правилах и нормативах;
- защита интересов при разработке новых законопроектов, при возникновении спорных ситуаций и т. д.;
- выработка предложений по устранению проблем и развитию данного сегмента финансового рынка.
По нашему мнению, необходимо также добавить такие методы, как сбор и анализ информации, формирование положительного имиджа, составление и публикация списков и рейтинга участников, сотрудничество с государственными и общественными институтами регулирования.
Общественное регулирование пока представлено только организациями по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг, основными формами работы которых являются помощь в спорных ситуациях и консультирование. Такие организации должны иметь возможность влиять на принятие законов и выработку
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО И МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
экономической политики, публично выражать интересы потребителей, открыто показывать их проблемы, а также инициировать программы и проекты по финансовому обучению и повышению финансово-инвестиционной активности населения.
Еще одна общепринятая классификация регулирования - в зависимости от методов и инструментов воздействия на поведение субъектов финансовых и денежно-кредитных отношений или их непосредственного участия в этих отношениях - делит его на два вида: прямое и косвенное. Но, данная классификация рассматривается только при изучении государственного регулирования. Поэтому сама собой возникает мысль о необходимости разработки и применения данной классификации для саморегулирования и общественного регулирования. Для этого изучим и обобщим уже имеющуюся информацию по данному вопросу. Выделяют методы прямого и косвенного государственного регулирования, показанные в таблице.
Необходимо отметить, что такое деление условное, так как многие методы включают одновременно и административно-правовые и экономические меры. Такие комплексные методы приобретают в настоящее время все большую популярность. Это объясняется появлением сложных комбинированных механизмов и инструментов как на финансовых рынках и в денежно-кредитной системе, так и в экономике в целом, которые объединяют множество операций и продуктов на разных сегментах, т. е. отражают региональные и межотраслевые взаимосвязи. К подобным методам можно отнести:
- методы регулирования территориальных пропорций;
- финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований;
- методы финансового регулирования территориальной структуры.
- методы финансового регулирования социальной структуры общества;
- методы координации ДКП и государственной финансовой политики, например бюджетно-налоговой политики [9. С. 16-26], и др.
По нашему мнению, данная классификация должна быть дополнена не только комплексными методами, но и методами моральноидеологического и психолого-педагогического регулирования. Как уже говорилось ранее, современные финансовые и монетарные отношения отличаются активным вовлечением населения, формированием большого класса частных непрофессиональных инвесторов, поведение и ожидания которых существенно влияют и на финансовую, денежно-кредитную и валютную
системы, и на экономику в целом. Современная финансовая наука относительно недавно начала изучать данный феномен, в связи с чем появилось новое научное направление - поведенческие финансы. Данная теория возникла при изучении поведения участников финансовых рынков, так как было замечено, что психология влияет на принятие решений частных инвесторов при совершении спекулятивных операций. Но, к сожалению, методы вербального и невербального регулирования недостаточно изучены, особенно в монетарной сфере.
Педагогические методы, связанные с воспитанием и обучением населения, направленные на повышение его финансовой грамотности, связанные с формированием финансовой культуры и повышением инвестиционной активности, также очень важны. Так, например, Е.А. Бермес и Р.Р. Яррулин отмечают, что необходимо вернуть доверие общества к страховщикам и повысить уровень страховой культуры населения и социальной значимости страхования [10. С. 165-169].
И в последнее время этому стали уделять огромное внимание в различных странах. Например, в РФ разработана и внедряется государственная Программа повышения финансовой грамотности населения, которая уже дает определенный положительный эффект, но, к сожалению, данная программа целевая и имеет ограниченные сроки реализации.
Мы считаем, что необходима систематическая, постоянная работа со стороны регулирующих органов и институтов по финансовому воспитанию и обучению населения с целью стимулирования его инвестиционной активности и регулирования инвестиционного поведения. Это объясняется тем, что финансовые, денежно-кредитные и валютные отношения наиболее мобильные и быстроразвивающиеся с точки зрения внедрения новых передовых технологий, появления новых финансовых продуктов и услуг и т.д. Это подтверждают исследования многих экономистов. Так, например, Т.С. Малахова отмечает чрезвычайную активность рынка производных финансовых инструментов и в то же время необходимость укрепления инфраструктуры его управления [11. С. 7].
Более того, мировая экономика находится на пороге перехода к информационному обществу и смены технологического уклада, что повлечет за собой еще более мощные и серьезные изменения, вплоть до смены денежнокредитного механизма, введения новых так называемых кибервалют.
Необходимо также учитывать тенденции к трансформации международной финансовой инфраструктуры, экономической интеграции,
47
Ильина Т.Г.
48
появлению новых экономических союзов, таких как ЕАЭС, БРИКС и др. Все это потребует применения новых, более передовых и эффективных методов наднационального и межгосударственного регулирования. По мнению Л.Н. Красавиной, либеральная модель регулирования потерпела крах, поэтому глобальное финансовое регулирование будет развиваться по пути введения глобальных правил, стандартов и регламентации деятельности ТНК и ТНБ, усиления международного банковского надзора [12. С. 13-21].
Выделяют следующие типы регулирования [13. С. 85-109]:
- институциональный - базируется на административно-бюрократических установках выстраивания власти;
- функциональный - базируется на коор-ди- нации и взаимодействии регуляторов на уровне горизонтальных связей и обмене информации в рамках официальных соглашений и совместных рабочих органов;
- смешанный - параллельное существование двух предыдущих типов, но с лидирующим функ циональным регулятором.
В связи с глобализацией и появлением теории мегарегулирования каждый тип регулирования был поделен на три уровня регулирования [14. С. 21-27]:
- микрорегулирование - надзор за отдельными участниками рынка для обеспечения правил предоставления услуг и защита клиентов;
- регулирование - решение вопросов конкуренции и обеспечения условий территориального и отраслевого покрытия;
- мегарегулирование - включение финансовых рынков и решение экономических задач.
При этом нельзя забывать о сегодняшней кризисной ситуации в мировой экономике, которая продолжается уже более десятилетия, а также о финансово-экономической войне, которая проявляется в виде экономических санкций. Для большинства стран при этом актуальным становится вопрос о разработке антикризисных, защитных механизмов регулирования, механизмов финансирования в условиях ограниченного доступа к международным рынкам капитала.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
1. На сегодняшний момент существует две общепринятых классификации финансового и монетарного регулирования: первая -по субъектам и механизму регулирования и вторая - в зависимости от направленности воздействия методов и инструментов регулирования.
2. В финансовой и монетарной сферах, а
также в целом во всей мировой экономике происходят глобальные изменения, которые потребуют трансформации уже имеющихся методов регулирования и разработки и применения новых, более совершенных.
3. Сопоставление имеющихся общепринятых классификаций видов и методов финансового и монетарного регулирования с тенденциями дальнейшего развития экономики позволили нам усовершенствовать эти классификации, дополнив их следующим образом:
- по субъектам и механизму регулирования: рыночное и государственное регулирование было дополнено саморегулированием (для профессиональных участников финансовых рынков, объединенных в саморегулируемые организации с целью защиты своих интересов), общественным регулированием (для непрофессиональных участников финансовых рынков и потребителей продуктов и услуг финансовой и денежно-кредитной систем путем их объединения в общества защиты прав потребителей, частных инвесторов и т. д.), а также при рассмотрении открытой экономики - международным регулированием (для международных институтов регулирования);
- в зависимости от направленности воздействия методов и инструментов регулирования: прямое и косвенное регулирование было дополнено смешанным или комбинированным (комплексным, сочетающим прямые и косвенные методы), а также новыми видами регулирования - социально-психологическим, педагогическим (в большей степени для вербального и невербального, а также воспитательного воздействия на инвестиционное поведение и активность населения), защитным и антикризисным.
Литература
1. Койбаева М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 35-38.
2. Ильина Т.Г., Беспалова О.В. Организация деятельности Центрального банка: учеб. пособие / под ред. А.А. Земцова. Томск: Изд. дом ТГУ, 2014. 348 с.
3. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 3841.
4. Третьякова С.Н. Некоторые теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования в России. http:// itterref.ru/ otrmaotrotrqasujg.html
5. Эскиндаров М.А. Переход к «кросс-секторному» регулированию финансового рынка: фактор стабильности национальной экономики или новый вид системного риска // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 5. С. 4-9.
6. Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Organization. 1982. No 36 (2). P. 185-205.
7. Гиакаглини Ф.Д.В. Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц // Государственное управление.
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
I
ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО И МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Электронный вестник. 2014. Вып. 46. С. 226-255.
8. Поддубный Е.М., Солонина С.В. Глобализация валютного рынка в системе мировых финансовых отношений // Terra economicus. 2010. Т. 8, № 4, ч. 3. С. 201-204.
9. Мищенко С.В. Механизмы координации денежнокредитной и бюджетно-налоговой политики. // Изв. С.-Петер. ун-та экономики и финансов. 2012. № 2. С. 16-26.
10. Бермес Е.А., Яррулин Р.Р. Страхование в России: тенденции, проблемы и перспективы развития // Вестник ОГУ. 2013. № 8. C. 165-169.
11. Малахова Т.С. Трансформация мировой валютной системы в условиях финансовой турбулентности: ав-
тореф. дис. ... канд. экон. наук / КГУ. Краснодар: Центр «Универсервис», 2012. 22 с.
12. Красавина Л.Н. Тенденции развития международных валютных отношений в условиях глобализации мировой экономики // Деньги и кредит. 2011. № 11. С. 13-
21.
13. Маскутов Ю. Эта идея несвоевременна и пагубна // Национальный банковский журнал. 2007. № 4.
С. 47.
14. Ильина Т.Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России // Проблемы учета и финансов. 2013. № 2(10). С. 21-27.
49