МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
В сфере коррупции присутствуют 5 наиболее выделяющихся систем:
• Система сертификации.
• Система правоохранения.
• Земельные отношения и распределения земель .
• Строительство.
• Госзаказы.
В наше время большая часть госзаказов, оказываемых правительству, напрямую связанно со взяточничеством и «откатами». Поэтому все граждане Российской Федерации вынуждены нести издержки. Например, говорят, что рост тарифов на ЖКХ, который обгоняет по росту темп инфляций, является результатом повышения коррупции в стране.
[4] Как вы уже поняли, коррупция в Российской Федерации феномен не новый. На сегодняшний день существуют три причины этого явления: 1) Недостаток СМИ, 2) Отсутствие судебной системы и 3) Отсутствие политической конкуренции. Так же коррупция процветает потому что нет гражданского общества. Поэтому, в таких условиях происходит быстрое формирование коррупции.
[5] Борьба с коррупцией и ее результаты
Указом президента Российской Федерации Б. Ельцина «о борьбе с коррупцией» принятой четвертого апреля 1992 года. Это был один из первых актов который и положил начало в борьбе с коррупцией. Этот указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а так же многое другое. Нарушение требований указа велось к снятию с занимаемой чиновником должности и «иную ответственность в соответствии с действующими законами». А вело наблюдение за всем этим Управление президента Российской Федерации.
Для эффективной борьбы с коррупцией выделяют 3 условия:
1) Общество должно оказывать влияние на государство и его решения.
2) Должна сформироваться группа людей, которые будут готовы к противостоянию коррупции, т.е. нести определенные издержки.
3) Взяткополучатели не должны быть сильнее и влиятельнее тех , у кого они вымогают эти взятки. Но к сожалению, ни одно из этих условий даже не начало функционировать в нашей стране. Коррупцию возможно победить, но только с условием коллективного взаимопомощи, т.е. если обе
стороны будут готовы сотрудничать между собой- равно как с заинтересованностью правительства, так и с заинтересованностью общества.
Список использованной литературы:
1.http://riss.ru/analitycs/27900/
2.http: //moluch.ru/archive/105/24649/
3. Черникова А.Г. Экономика труда: практикум.- М.: Прондо, 2016. - 176с.
© Костарев В.В., 2016
УДК 349.3
И.В. Кручек, преподаватель
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»
г. Симферополь, Российская Федерация
ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ И МАЛОИМУЩИМ ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИМ ГРАЖДАНАМ
Аннотация
В статье анализируются виды и формы государственной социальной с позиций действующего
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
законодательства и современной юридической науки, вносятся предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной социальной помощи.
Ключевые слова
Государственная социальная помощь, малоимущие семьи, набор социальных услуг, социальная доплата.
Виды социального обеспечения без всякого на то преувеличения относятся к основополагающим категориям. Только они позволяют судить о том, каким образом государство оказывает содействие тем, кто не в состоянии себя содержать в силу определенных причин и обстоятельств.
Проблема многообразия видов социального обеспечения является недостаточно исследованной. Юридическая наука вопросу о социально-обеспечительных предоставлениях должного внимания не уделяла. Вопросы правового регулирования отдельных видов социального обеспечения отражались в работах таких представителей отечественной науки, как Аракчеев, Д.В. Агашев, К.Н. Гусов, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Е.Е. Мачульская, А.А. Панова, А.В. Радонова, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова и другие. При этом социально-обеспечительные предоставления рассматриваются косвенно под углом зрения принципа, именуемого в литературе по-разному: многообразие форм и видов, всесторонность, разнообразие и многообразие видов социального обеспечения и т.д. Такой анализ не имеет социально-обеспечительные предоставления самостоятельным объектом познания и не подвергает их глубокому научному осмыслению.
Теория видов социально-обеспечительных предоставлений как таковая, отсутствует, что свидетельствует о существовании серьезного пробела в научных исследованиях.
Представляется, что в целом это сковывает законодательные инициативы, поскольку нормотворческим органам РФ и субъектов РФ не предлагаются заслуживающего внимания идеи по совершенствованию системы социального обеспечения.
В.С. Аракчеев и Д.В. Агашев считают, что под видом социального обеспечения следует понимать то наполненное конкретным содержанием предоставление, которое направляется для нуждающегося гражданина с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. [4, с.58-59].
А.А. Панова определяет вид социального обеспечения как предоставление нуждающемуся человеку какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера, но это всегда именно предоставление, то есть это, пользуясь гражданско-правовой терминологией, передача во владение, пользование и, в большинстве своем, в распоряжение какого-то объекта, который ему необходим для жизнесуществования. [6, с. 360].
Отсюда следует, что под видом социального обеспечения необходимо понимать не любое и не для каждого человека предоставление. Оно
- предоставляется тем, кто нуждается, т.е. категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо имеющихся у них средств недостаточно;
- содержание и объем социально обеспечительного предоставления регламентированы законодательством.
Виды социального обеспечения:
- едины по своей сущности, но различны по своей форме и качеству предоставления,
- имеют государственно-правовой характер и регламентируются исключительно нормами права социального обеспечения;
- имеют строго целевой характер;
- предоставляются с целью оказать человеку государственную помощь, поскольку он находится в трудной жизненной ситуации, из которой не в состоянии выйти без внешнего вмешательства, но государство учитывает, что такое лицо располагает определенными средствами, либо оно утратило источник средств к существованию.
Иными словами, сущность социального обеспечения проявляется в его видах и их содержании.
Форма социально-обеспечительных предоставлений является одним из критериев деления их на виды.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Действующее законодательство закрепляет две формы таких предоставлений: денежную и натуральную. [7, с. 202].
По мнению С.Н. Смирнова, «социальная защита - это комплекс мер, осуществляемых центральным правительством и местными администрациями для поддержки домохозяйств, они оказываются в денежной или натуральной формах».[8, с.284].
В отношении государственной социальной помощи аналогичные формы выделяет Е.Е. Мачульская, однако она именует их видами. [5, с. 216].
Анализируя с учетом вышеизложенного определение государственной социальной помощи, данное в законе №178-ФЗ, можно сделать вывод, что государственная социальная помощь может оказываться в форме либо в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Данный перечень является исчерпывающим. [1].
В то же время в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи», оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Представляется, что вопрос о выделении видов государственной социальной помощи очень важен и носит, помимо теоретического, практический характер в связи с тем, что согласно ст. 4 Закона «О государственной социальной помощи» установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ отнесено к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи.
Неопределенность в отношении видов государственной социальной помощи на федеральном уровне может оказать негативное влияние на законодательство субъектов РФ, дезориентировать нормотворческие органы субъекта РФ и вызвать затруднения в правоприменительной практике.
Представляется целесообразным и своевременным виды государственной социальной помощи, закрепленные ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи», определить как ее формы, а социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары, указанные в ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», определить как виды государственной социальной помощи.
Закон N° 178-ФЗ предусматривает предоставление государственной социальной помощи специальным категориям граждан набора социальных услуг, который включает:
- обеспечения по рецептам необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. По желанию гражданина эти услуги могут быть заменены установленными денежными суммами.
Между тем, критерием, дающим право на получение государственной социальной помощи, является доход лица, а помощь в виде набора социальных услуг оказывается четко определенным категориям граждан, в отношении каждой из которых принят отдельный закон, предусматривающий меры социальной поддержки, предоставление которых связано с наличием у лица определенного статуса. Учитывая, что размер пенсий таких категорий граждан, как правило, превышает средний размер пенсии по РФ, они не могут быть отнесены к категории субъектов-получателей государственной социальной помощи, а набор социальных услуг - к видам государственной социальной помощи.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об исключении из Федерального закона «О государственной социальной помощи» главы 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг и дополнить уже имеющиеся в других законах виды социального обеспечения для этих категорий граждан, мерами, предусмотренными в данной главе.
Закон №178-ФЗ определяет порядок установления и изменения размера такого вида государственной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
социальной помощи как социальная доплата к пенсии в случае:
- изменение величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации,
- изменение (индексация) размеров денежных выплат, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, которые учитываются при определении права на социальную доплату.
В свою очередь денежные эквиваленты отдельных мер социальной поддержки, размеры которых учитываются при определении права на социальную доплату к пенсии, пересматриваются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
а) при изменении размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, условий выбора регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для конкретного гражданина (уровень благоустройства жилого помещения, вид отопления, наличие отопительного периода, состав семьи);
б) при изменении тарифов, применяемых для расчета размера платы за услуги телефонной связи;
в) при изменении тарифов, ставок платы и сборов за транспортные услуги;
г) по заявлению пенсионера исходя из фактически предоставленного объ00ема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год. [2].
Представляется, что фактический объем предоставленных в натуральной форме мер социальной поддержки конкретному пенсионеру не может являться основанием для пересмотра денежных эквивалентов мер социальной поддержки, поскольку не учитывается при его установлении.
Так, денежный эквивалент меры социальной поддержки, предоставляемой пенсионеру в виде скидки с оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, определяется исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации и размера скидки с оплаты жилых помещений и коммунальных услуг; денежный эквивалент меры социальной поддержки, предоставляемой пенсионеру в виде льготного проезда на городском и пригородном транспорте, - исходя из стоимости среднего количества поездок в месяц, рассчитанных для каждого вида транспорта как отношение общего количества осуществленных льготными категориями пассажиров поездок в месяц к численности граждан льготных категорий, имеющих право на предоставление данной меры социальной поддержки и проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, с применением тарифов, ставок платы и сборов за услуги, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в субъекте Российской Федерации на момент оказания пенсионеру транспортных услуг, а также с учетом размера предоставляемой меры социальной поддержки.
Но и абстрагироваться от фактического объема предоставленных в натуральной форме мер социальной поддержки при определении права на социальную доплату и ее размера не представляется возможным, так как это неизбежно приведет к неправомерному решению. Например, в случае установления социальной доплаты с учетом денежного эквивалента льгот по оплате коммунальных услуг или проезда в городском и пригородном транспорте (в случае, если такая льгота установлена законодательством субъекта РФ) гражданину, который проживает в доме-интернате, или ограниченному в двигательной активности гражданину, который не использует льготу на проезд.
Представляется, что заявление пенсионера о фактически предоставленном объеме мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год следует включить в число оснований для изменения размера социальной доплаты к пенсии.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, представляется целесообразным:
1. виды государственной социальной помощи, закрепленные ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи», определить как ее формы, а социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары, указанные в ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», определить как виды государственной социальной помощи;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
2. рассмотреть вопрос об исключении из Федерального закона «О государственной социальной помощи» главы 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг» и дополнить уже имеющиеся в других законах виды социального обеспечения для этих категорий граждан, мерами, предусмотренными в данной главе;
3. предусмотреть в п. 8 ст. 12 закона №178-ФЗ возможность пересмотра размера социальной доплаты к пенсии по заявлению пенсионера исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год, исключив его из числа оснований для пересмотра размера денежного эквивалента мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральном выражении, которые учитываются при определении права гражданина на социальную доплату.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. -1999. - № 29 - Ст. 3699.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года №804н «Об утверждении правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера.// Российская газета. 2009 год, 2 декабря.
3. Постановление Совета министров Республики Крым от 1 декабря 2014 года №486 «Об установлении денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте» / [Электронный ресурс] / Правительство Республики Крым. -Режим доступа: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_236989.pdf
4. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: учеб. пособие. — Томск, 2006. Ч. 1. — 508с.
5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2013. -576 с.
6. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. - 2015. - № 1. - С. 360.
7. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3. - С. 202 - 204.
8. Смирнов С.Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. - М.: Спутник +, 2008. -391 с.
© Кручек И В. 2016 год.
УДК 340
Л.Э.Мартиросова
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ОКАЗАНИЕ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Аннотация
Понятие «услуга» в российском праве имеет размытые границы, а поэтому может толковаться учеными, практиками по-разному. Оказание услуг, согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляют самостоятельный объект гражданского права, непосредственно, являясь, объектом