Научная статья на тему 'Виды государственных услуг, оказываемых ОВД физическим и юридическим лицам на возмездной основе'

Виды государственных услуг, оказываемых ОВД физическим и юридическим лицам на возмездной основе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4507
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды государственных услуг, оказываемых ОВД физическим и юридическим лицам на возмездной основе»

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

виды государственных услуг, оказываемых ОВД физическим

И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НА ВОЗМЕЗДНОй ОСНОВЕ

В.И. Числов

(адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России)

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации1 данное министерство возглавляет систему органов внутренних дел; непосредственно определяет основные направления их деятельности в целях выполнения возложенных на них задач; обеспечивает выполнение органами внутренних дел федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их полномочий.

Специфика органов внутренних дел России заключается в том, что:

- являясь органами исполнительной власти, выполняя возложенные на них задачи, органы внутренних дел вступают в различные общественные отношения как представители государства, наделенные властными полномочиями2, т.е. служат одним из рычагов государственного управления3.

- органы внутренних дел используют меры правового принуждения, т.е. только они вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения и привлекать его к уголовной или административной ответственности.

1 См.: - СЗ РФ. - 1996. - № 30. - Ст. 3605.

2 Киричук И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук.

- М., 1991. - С. 52.

3 См.: Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М., 1990. - С. 14.

- органы внутренних дел, выступая в общественных отношениях от имени государства, строят свою деятельность по принципу императивности, предполагающему подчиненность, юридическое неравенство субъектов.

В настоящее время органы внутренних дел России в соответствии с возложенными на них правоохранительными функциями оказывают населению ряд государственных услуг, в т.ч. и на возмездной основе.

Деятельность органов внутренних дел в процессе решения задач, связанных с их компетенцией, предполагает возможность вступления их в имущественные и личные неимущественные отношения, т.е. наличие у них субъективных прав и обязанностей, что практически обеспечивает им возможность совершать сделки как юридическому лицу.

Исследуя вопрос о статусе и, соответственно, компетенции структурных элементов системы МВД России, выступающих в качестве стороны по гражданско-правовому договору, представляет интерес предложенное О.Ю. Ручкиным группирование органов системы МВД России с точки зрения возможности их участия в хозяйственнодоговорной деятельности. В связи с этим О.Ю. Ручкин предлагает разделить органы системы МВД России на три группы.

По его мнению, первую группу образуют органы внутренних дел, для которых хозяйственная деятельность совпадает с выполнением основных задач. К данной группе относятся отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел и некоторые другие подразделения.

Вторую группу образуют органы внутренних дел, для которых участие в обязательственных отношениях является частью тех специфических, правоохранительных функций, которые они выполняют при решении своих основных задач. Например, услуги медицинского вытрезвителя, информационные услуги ОВД, охрана общественного порядка на договорной основе местной милицией, возмездные услуги государственной автомобильной инспекции и многие другие.

Третью группу образуют органы внутренних дел, для которых несвойственно вступление в гражданско-правовые отношения, т.к. выполнение данными органами и подразделениями своих специфических функций не связано с вовлечением их в хозяйственную деятельность. Так, службу уголовного розыска и отдел по борьбе с экономическими преступлениями трудно представить как участников в обязательственных отношениях. Хотя можно допустить оказание платных услуг подразделениями третьей условной группы, например, взаимодействие на договорной основе с частнодетективными и охранными агентствами по поводу предоставления оперативной информации, использование которой последними не приведет к нарушению прав и свобод личности. К тому же указанное взаимодействие довольно часто встречается в деятельности детективных и охранных предприятий. Как правило, руководителями детективных и охранных предприятий являются бывшие ответственные работники правоохранительных органов (МВД, ФСБ, различных спецподразделе-ний), которые неофициальными путями получают необходимую информацию у бывших коллег по работе в правоохранительных органах1.

Следует отметить, что при названной О.Ю. Ручкиным классификации услуг, оказываемых ОВД, необходимо определить объем компетенции рассматриваемых органов. Компетенция ОВД устанавливается

1 См.: Ручкин О.Ю. Организационно-правовые аспекты участия органов внутренних дел РФ в договорных обязательствах: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 1997. - С. 38-39.

государством путем издания соответствующих норм, в силу чего она часто предстает как явление не только государственновластное, но и юридическое2. Это по своей сути совокупность властных прав и обязанностей, необходимых органам внутренних дел для выполнения задач, поставленных перед ними3.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации к компетенции органов внутренних дел отнесено:

- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение защиты всех форм собственности;

- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление, раскрытие и расследование преступлений;

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел;

- совершенствование работы с кадрами, их профессиональная подготовка.

В связи с этим, услуги, оказываемые ОВД, целесообразно классифицировать по направленности деятельности:

1) Услуги, направленные на обеспечение сохранности имущества собственников. Данный вид услуг оказывается таким специально созданным подразделением МВД России, как вневедомственная охрана. Так, в соответствии с Положением

о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 5894, вневедомственная

2 См.: Караканов В.Е. Совершенствование оперативного управления горрайорганами в системе МВД, УВД. - М., 1979. - С. 13.

3 См.: Ручкина Г.Ф. Гражданская правосубъектность органов внутренних дел Российской Федерации (организационно-правовые аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. - М.,1997. - С. 75.

4 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 507.

охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (в дальнейшем - вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. При этом следует отметить, что для вневедомственной охраны характерно совпадение выполняемых функций с теми целями, во исполнение которых она создана и функционирует.

Данный вид услуг оказывается на возмездной основе, что способствует развитию и совершенствованию материально-технической базы органов внутренних дел.

В настоящее время вневедомственной охраной при органах внутренних дел заключаются различные гражданско-правовые договоры, такие как:

- договор о централизованной охране квартир и других помещений с личным имуществом граждан;

- договор об охране объектов (договор об охране объектов с имуществом юридических лиц, оборудованных средствами охранно-пожарной сигнализации);

- договор об экстренном вызове милиции вневедомственной охраны в случае угрозы личной и имущественной безопасности;

- договор о сопровождении грузов собственника;

- некоторые другие договоры.

Помимо функций по обеспечению сохранности имущества собственников, в деятельности вневедомственной охраны возможно оказание следующих видов услуг на платной основе, весьма актуальных в настоящее время: проведение инспектирования объектов с целью выявления их технической укрепленности и способности противостоять преступному посягательству; проектирование систем сигнализации; поставка и внедрение вычислительной техники и систем контроля доступа на объекты; обслуживание охранной и тревожной сигнализации на неохраняемых объектах и т.д.

2) Образовательные услуги. Эти услуги оказываются высшими учебными заведениями Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ст. 29 ФЗ «О

высшем и послевузовском профессиональном образовании»1 закреплено положение, согласно которому высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не противоречит его основной деятельности. Кроме этого, следует отметить положение, предусмотренное п. 10 ст. 41 Закона «Об образовании»2, где закреплено право государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Положения данных статей в полной мере применимы к высшим учебным заведениям системы МВД России, т.к. законодательство Российской Федерации в области образования распространяет свое действие на образовательные учреждения всех видов, находящихся на территории РФ.

Следовательно, высшие учебные заведения МВД России могут на договорной основе оказывать платные образовательные услуги. Необходимо отметить, что если обучающиеся в высших учебных заведениях МВД России на платной основе не являются сотрудниками милиции, то нормативные правовые акты МВД России, устанавливающие специальные нормы в области образования, для них не действуют, в данном случае подлежит применению исключительно законодательство об образовании и ведомственные нормативные правовые акты, не противоречащие ему. Средства, полученные в результате оказания платных образовательных услуг, и имущество, приобретенное за их счет, поступают в самостоятельное распоряжение высшего учебного заведения МВД России.

1 См.: СЗ РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 4135.

2 См.: СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

3) Услуги, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Рассматриваемые услуги оказываются Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Госавтоинспекция). При этом следует отметить, что деятельность Госавтоинспек-ции обусловлена целями исполнения государственно-властных полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Иные цели, преследуемые Госав-тоинспекцией, не могут противоречить основной цели деятельности данного подразделения МВД России, т.е. если функции, осуществляемые Госавтоинспекцией, не выходят за рамки основной служебной деятельности, то Госавтоинспекция может оказывать услуги на договорной основе. Так, в качестве примера можно назвать услуги по сопровождению транспортных средств и грузов. В соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г.)1 сопровождение патрульным автомобилем ГАИ осуществляется на договорной основе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года №446 «О мерах по усилению безопасности дорожного движения при проведении в Российской Федерации спортивных мероприятий вне специальных спортивных сооружений»2, подразделения Госавтоинс-пекции вправе на возмездной договорной основе обеспечивать контроль за соблюдением установленных правил и стандартов в сфере безопасности дорожного движения при проведении спортивных мероприятий вне специальных спортивных сооружений. Так, например, при массовых забегах, велогонках участников соревнований сопро-

1 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1996.

- № 6.

2 См.: СЗ РФ. - 1994. - № 3. - Ст. 226.

вождают патрульные автомобили Госавто-инспекции.

При этом средства, полученные в результате оказания услуг, направляются на улучшение материально-технической базы подразделений Госавтоинспекции.

4) Услуги медицинского характера. Данный вид услуг предоставляется учреждениями здравоохранения МВД России в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезноортопедической и зубопротезной помощи. В соответствии с «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»3, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27, цены на медицинские услуги устанавливаются согласно с законодательством Российской Федерации.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении МВД России.

Прием пациентов на обследование и лечение в учреждениях здравоохранения системы МВД России по договорам на предоставление медицинских услуг за плату осуществляется в соответствии с заключенными договорами с юридическими и физическими лицами.

К данному виду услуг можно отнести и услуги, оказываемые медицинским вытрезвителем при ОВД. В настоящее время деятельность этого учреждения регулируется Положением «О медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел городского (районного) Совета народных депутатов», которое утверждено Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года № 106. В соответствии с данным положением лицу при нахождении в медицинском вытрезвителе помимо услуг, связанных с медицинским обслуживанием, оказываются и такие услуги гражданско-правового характера, как:

3 См.: СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 194.

- услуги, связанные с хранением личных вещей, денег, ценностей и иных предметов, изъятых при досмотре у лица, доставленного в медицинский вытрезвитель;

- услуги, связанные с предоставлением: койко-места, постельных принадлежностей, душа и т.д.

При этом следует отметить, что плата за оказываемые виды услуг производится отдельно от административного штрафа и подлежит взносу на текущие счета медицинского вытрезвителя в учреждениях Сбербанка Российской Федерации.

5) Услуги, направленные на охрану общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий. Данный вид услуг оказывают подразделения патрульно-постовой службы, подразделения милиции особого назначения, подразделения вневедомственной охраны и др. Данные подразделения на возмездной договорной основе обеспечивают охрану общественного порядка:

- в местах проведения массовых мероприятий, таких, как культурно-зрелищные, спортивные, коммерческие соревнования, конкурсы и выступления, а также при проведении митингов, шествий и т.д.;

- в местах повышенной криминоген-ности, среди которых можно назвать казино, клубы и другие развлекательные заведения.

Отношения по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в местах проведения массовых мероприятий возникают между соответствующими подразделениями органов внутренних дел и организаторами массовых мероприятий.

6) Услуги, связанные с выполнением функций лицензирования и контроля. Эти услуги оказываются подразделениями лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД России. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, Министерство внутренних дел России осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

- негосударственная (частная) охранная деятельность;

- негосударственная (частная) сыскная деятельность;

- торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;

- торговля патронами к оружию;

- экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

- коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

- деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Под лицензированием, в соответствии с названным Законом, понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

На основании действующего законодательства осуществление указанных выше видов деятельности разрешается только после получения в органах внутренних дел специального разрешения (лицензии). За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается в настоящее время лицензионный сбор. За предоставление лицензии взимается единовременный лицензионный сбор, оплата которого производится в установленном порядке через учреждения банков Российской Федерации. Лицензии выдаются органами внутренних дел после уплаты лицензионного сбора. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензии определяются Министерством финансов РФ. Средства, поступившие за выдачу лицензий на текущие счета, используются органами внутренних дел на обеспечение своей деятельности, связанной с лицензионно-разрешительной работой.

Оплата за бланки удостоверений личности частных детективов и охранников,

журналы, книги учета и другую документацию, связанную с обеспечением исполнения органами внутренних дел законодательства

о частной детективной и охранной деятельности, может осуществляться как через учреждения банков Российской Федерации для зачисления на текущие счета МВД, УВД (ГУВД), так и наличными деньгами в кассу органов внутренних дел по платежным документам, выдаваемым финансовыми службами МВД, УВД (ГУВД). Поступившие денежные средства остаются в распоряжении органов внутренних дел и направляются на восстановление кассовых расходов по соответствующим статьям сметы.

7) Услуги, направленные на предоставление во временное пользование частным детективным и охранным предприятиям, службам безопасности на предприятиях огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, специальных средств. Так, в соответствии с Приказом МВД России от

2 декабря 1992 года № 442 «О некоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и охранной деятель-ности»1 ОВД могут предоставлять во временное пользование частным детективным и охранным предприятиям, службам безопасности на предприятиях огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, специальные средства.

При получении во временное пользование огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, специальных средств частные детективные и охранные предприятия (объединения), службы безопасности на предприятиях представляют в хозяйственные управления (отделы) МВД, УВД (ГУВД) письменное обязательство о возмещении в случае их утраты материального ущерба применительно к порядку, предусмотренному для возмещения стоимости утраченного военного имущества (в пятикратном размере временного тарифа).

За предоставление данного вида услуг частные детективные и охранные предприятия (объединения), службы безопасности

1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1993. - № 3.

на предприятиях вносят плату в учреждения банков Российской Федерации по платежным документам, выдаваемым финансовыми службами органов внутренних дел. Поступившие на текущие счета МВД, УВД (ГУВД) денежные средства за выданное во временное пользование оружие, боеприпасы и спецсредства в размере стоимости их приобретения органами внутренних дел направляются на восстановление кассовых расходов органов внутренних дел. Оставшаяся часть денежных средств после совершения каждой операции перечисляется в доход федерального бюджета.

8) Услуги, направленные на предоставление учетной и архивной документированной информации. Эти услуги оказываются информационными центрами МВД России соответствующих уровней. Указанные подразделения в соответствии с Приказами МВД России: от 7 декабря 1998 года № 797 «Об утверждении Положения о Главном информационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28 марта 2002 года № 288 «Об утверждении Типового положения об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России» и др., оказывают в установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России порядке и в соответствии с компетенцией рассматриваемых подразделений информационные и иные услуги на договорной, в т.ч. на возмездной основе.

9) Услуги экспертно-криминалистического характера. В соответствии с приказом МВД России от 15 июля 1999 года № 520 «Об утверждении устава государственного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»» источником формирования имущества центра, в числе других, являются доходы от оказания платных работ (услуг) в области экспертнокриминалистической деятельности. Центр вправе осуществлять платное оказание услуг в области экспертно-криминалистической деятельности и иной необходимой

Юридическая наука и правоохранительная практика для обеспечения его работы, не противоречащей основной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. На основе тарифов, утвержденных в установленном порядке, центр может оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги. Доходы, получаемые от оказания услуг в области экспертно-криминалистической деятельности и любой иной деятельности,

необходимой для обеспечения его работы, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение центра и учитываются отдельно.

Таким образом, при рассмотрении даже неполного перечня услуг, оказываемых ОВД на возмездной основе, следует признать, что данные услуги являются государственными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.