Научная статья на тему 'Видные ученые XIX в. – уроженцы Вятского края (И. Ф. Яковкин, Ф. Я. Попов, А. Ф. Попов)'

Видные ученые XIX в. – уроженцы Вятского края (И. Ф. Яковкин, Ф. Я. Попов, А. Ф. Попов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вятская губерния / Вятка / Вятская духовная семинария / Казань / Казанский университет / Илья Федорович Яковкин / Николай Иванович Лобачевский / Вятская мужская гимназия / Федор Яковлевич Попов / Александр Федорович Попов. / Vyatka guberniya / Vyatka / Vyatka Seminary / Kazan / Kazansky University / Ilya Fedorovich Ya- kovkin / Nikolai Ivanovich Lobachevsky / Vyatka gymnasium / Fedor Jakovlevich Popov / Alexandr Fedorovich Popov.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В. Б. Помелов

Статья посвящена раскрытию вклада в отечественную науку и просвещение видных ученых – уроженцев Вятского края И. Ф. Яковкина, Ф. Я. Попова и А. Ф. Попова. Первая часть статьи раскрывает факты жизни и деятельности первого вятского ученого-методиста и первого руководителя Императорского Казанского университета Ильи Федоровича Яковкина (1764–1836). Выпускник Вятской духовной семинарии и учительских курсов (учительской семинарии) при Санкт-Петербургском главном народном училище, он прославился как автор первых отечественных учебников «Всемирной истории» в трех частях и «Летоисчислительного изображения Российской истории». Его по праву, наряду с М. В. Ломоносовым, можно считать основоположником отечественной методики преподавания истории в общеобразовательных учреждениях. В 1805–1813 гг. И. Ф. Яковкин стал первым руководителем Казанского университета и внес большой вклад в развитие одного из первых вузов России. Он навсегда вписал свое имя золотыми буквами в историю этого славного учебного заведения. Он был также первым заслуженным профессором университета. В статье также рассказывается о взаимоотношениях И. Ф. Яковкина с рядом известных людей своего времени (М. Бартельсом, С. Я. Румовским, Н. И. Лобачевским и др.), приводятся факты его биографии, впервые собранные воедино в данной статье. Во второй части статьи приводятся биографические сведения об одном из первых вятских ученых и директоров Вятской мужской гимназии Ф. Я. Попове (1784–1840) и его сыне, известном математике А. Ф. Попове (1815–1878/1879). Раскрывается их вклад в науку и развитие образования в Вятке и Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prominent scientists of the XIX century – natives of Vyatka region (I. F. Yakovkin, F. Ya. Popov, A. F. Popov)

The article deals with the disclosure of contributions to domestic science and education of eminent scientists – sons of Vyatka region I.А. Jakovkin, А. Ja. Popov and A. F. Popov. The first part of the article reveals the facts of life and activity of the first scientist-methodist of the Vyatka origin and the first head of the Imperial University of Kazan Ilya Fedorovich Jakovkin (1764–1836). He was a graduate of the Vyatka Theological Seminary and the Teaching courses (Seminary) of the St. Petersburg Main National School. Jakovkin became famous as the author of the first textbooks of «world history» in three parts and «Hystorical images of Russian history». He, by the right, alongside with M. V. Lomonosov, can be considered the founder of the patriotic history teaching methodology in general educational establishments. In 1805–1813 I. F. Yakovkin became the first leader of the Kazan University and made a great contribution to the development of one of the first universities of Russia. He is one of outstanding persons in the history of this glorious institution. He was also the first Emeritus Professor of the University. The article also discusses the relationship of I. F. Jakovkin with a number of famous people of his time (N. Bartels, S. J. Rumovsky, N. I. Lobachevsky, etc.) and other facts of his biography, for the first time gathered together in this article.In the second part of the article biographical information about one of the first scientists and directors of Vyatka gymnasium F. Ja. Popov (1784–1840) and his son, the famous mathematician A. F. Popov (1815–1878/1879) is provided. Their contributions to science and education in Vyatka and Kazan is disclosed.

Текст научной работы на тему «Видные ученые XIX в. – уроженцы Вятского края (И. Ф. Яковкин, Ф. Я. Попов, А. Ф. Попов)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37(28-8Вят)

doi:10.25730/VSU.7606.19.008

Видные ученые XIX в. - уроженцы Вятского края (И. Ф. Яковкин, Ф. Я. Попов, А. Ф. Попов)

В. Б. Помелов

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики,

Вятский государственный университет. Россия, г. Киров. ORCID: 0000-0002-3813-7745. E-mail: vladimirpomelov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена раскрытию вклада в отечественную науку и просвещение видных ученых - уроженцев Вятского края И. Ф. Яковкина, Ф. Я. Попова и А. Ф. Попова. Первая часть статьи раскрывает факты жизни и деятельности первого вятского ученого-методиста и первого руководителя Императорского Казанского университета Ильи Федоровича Яковкина (1764-1836). Выпускник Вятской духовной семинарии и учительских курсов (учительской семинарии) при Санкт-Петербургском главном народном училище, он прославился как автор первых отечественных учебников «Всемирной истории» в трех частях и «Летоисчислительного изображения Российской истории». Его по праву, наряду с М. В. Ломоносовым, можно считать основоположником отечественной методики преподавания истории в общеобразовательных учреждениях. В 1805-1813 гг. И. Ф. Яковкин стал первым руководителем Казанского университета и внес большой вклад в развитие одного из первых вузов России. Он навсегда вписал свое имя золотыми буквами в историю этого славного учебного заведения. Он был также первым заслуженным профессором университета. В статье также рассказывается о взаимоотношениях И. Ф. Яковкина с рядом известных людей своего времени (М. Бартельсом, С. Я. Румовским, Н. И. Лобачевским и др.), приводятся факты его биографии, впервые собранные воедино в данной статье. Во второй части статьи приводятся биографические сведения об одном из первых вятских ученых и директоров Вятской мужской гимназии Ф. Я. Попове (1784-1840) и его сыне, известном математике А. Ф. Попове (1815-1878/1879). Раскрывается их вклад в науку и развитие образования в Вятке и Казани.

Ключевые слова: Вятская губерния, Вятка, Вятская духовная семинария, Казань, Казанский университет, Илья Федорович Яковкин, Николай Иванович Лобачевский, Вятская мужская гимназия, Федор Яковлевич Попов, Александр Федорович Попов.

Публикация данной статьи ставит перед собой целью вывести из плена забвения имена трех славных ученых-педагогов - уроженцев Вятского края И. Ф. Яковкина, Ф. Я. Попова и А. Ф. Попова, которые в свое время внесли значительный вклад в развитие науки и образования, а затем их имена практически канули в Лету. Первая часть статьи повествует об И. Ф. Яковкине, далее наш рассказ идет о Ф. Я. и А. Ф. Поповых.

Императорский Казанский университет имеет богатую историю. Ему было суждено стать третьим - после Московского и Санкт-Петербургского, - отечественным университетом;

© Помелов В. Б., 2019

И. Ф. Яковкин

А. Ф. Попов

он был открыт в 1804 году, вскоре после учреждения в России в 1802 году первых восьми министерств и среди них Министерства народного просвещения. Естественно, что личность первого руководителя Казанского университета Ильи Федоровича Яковкина должна бы была вызывать особый интерес у историков. Однако, как это ни покажется странным, до настоящего времени его исследовательская и организаторская деятельность не получили достаточного освещения на страницах научных изданий. Невероятно, но факт; имя И. Ф. Яковкина, увы, прочно забыто, во всяком случае, на Вятской земле.

Илья Федорович Яковкин родился в 1764 г. в семье священника села Богородского Соликамского уезда Пермской губернии. Получив начальное обучение в доме своего дяди, игумена Соликамского Вознесенского монастыря, восьмилетний Илья был определен на обучение в 1772 г. в Вятскую духовную семинарию. Во время пребывания в семинарии он самостоятельно занимался изучением новых языков, и притом настолько успешно, что оказался в состоянии перевести с французского языка «Историю Роберта, герцога Нормандского», впоследствии изданную в типографии отдельной книгой [13]. В дальнейшем им было написано значительное количество трудов, преимущественно исторического характера [12].

Окончив в 1782 г. курс в семинарии, И. Ф. Яковкин получил в ней должность учителя русской, славянской и латинской грамматики и географии. Но уже в 1783 г. он был вызван в Санкт-Петербург в числе трех лучших выпускников, вместе с И. Мышкиным и Е. Шутихи-ным, для продолжения образования на только что открывшихся учительских курсах при Санкт-Петербургском главном народном училище. Вскоре эти учительские курсы официально стали называться учительской семинарией. В то время это было единственное учебное заведение в России, где можно было получить специальное педагогическое образование.

20 августа 1786 г. состоялся первый выпуск Санкт-Петербургской учительской семинарии. Ее окончили всего 20 человек. Пятая часть выпуска, а именно четыре выпускника, были направлены в город Вятку для работы в местном главном народном училище (далее - ГНУ], которое только начинало свою работу. Это были уроженец Тверской губернии Ефим Виглин-ский, Григорий Тихомиров из Московской губернии, Тимофей Рапинов из Казанской губернии и уроженец села Кырмыж Вятского уезда Вятской губернии Иван Мышкин [3, с. 74].

Можно с уверенностью утверждать, что Вятское ГНУ в начальный период своей работы было укомплектовано учительскими кадрами так хорошо, как никакое другое в России. В Вятском ГНУ было четыре класса, и в каждый класс был направлен выпускник столичной учительской семинарии.

И. Ф. Яковкин также окончил курс обучения в самом первом выпуске учительских курсов и был удостоен звания «Учитель высших разрядов по историческим и географическим предметам». Начиная с 1787 г., он состоял в должности преподавателя истории, географии, русского и латинского языков в придворном певческом корпусе, где Яковкин преподавал также естественную историю и современные языки: французский и немецкий.

В годы работы в столице И. Ф. Яковкин прославился как переводчик иностранных учебников, а в 1787-1789 гг. им был написан и издан один из первых отечественных учебников -«Всемирная история» в трех частях. Первая часть учебника была подготовлена при участии знаменитого педагога того времени Федора Ивановича Янковича де Мириево [10, с. 198-201]; авторство второй и третьей частей полностью принадлежало И. Ф. Яковкину.

Новаторство И. Ф. Яковкина при создании этого учебника состояло в том, что он отказался от господствовавшей в историографии того времени периодизации всемирной истории в соответствии с четырьмя монархиями (Ассиро-Вавилонской, Мидо-Персидской, Греко-Македонской и Римской]. Взамен методист-новатор предложил монографический характер изложения исторических событий (войн, монархий, освоения территорий и т. п.]. Сильная сторона И. Ф. Яковкина как методиста заключается и в том, что в свой учебник он включил достаточно полный анализ экономического состояния общества, вопросы развития искусства, описание быта и культуры народов.

В силу отсутствия в то время в науке общей теории периодизации всемирной истории автор, естественно, не мог создать всеобъемлющей картины исторического процесса. Тем не менее его учебник, несомненно, послужил здоровым и сильным стимулом к созданию учеными-историками более позднего периода такой картины и, разумеется, новых, более совершенных учебников. Учебное пособие И. Ф. Яковкина широко применялось в главных и малых народных училищах в течение ряда лет и стало важной вехой в развитии учебника истории в России [11, с. 64].

Другой важнейшей заслугой И. Ф. Яковкина как методиста стало создание учебника российской истории «Летоисчислительное изображение Российской истории» (Санкт-Петербург, 1798).

Как известно, российская история как самостоятельный учебный предмет вводилась в учебных заведениях России значительно позднее всеобщей истории. Сами сведения по русской истории в XVIII в. были весьма отрывочными. Первые учебники по истории России были написаны еще М. В. Ломоносовым: «Краткий Российский летописец» и «Древняя Российская история (до 1054 г.)». Но после смерти великого русского ученого прошло немало времени, и потребовались новые учебные пособия по истории. Учебник И. Ф. Яковкина следовал в русле работ М. В. Ломоносова. Он был невелик, имел всего 42 страницы [2, с. 122]. Такое ограничение по объему было наложено соответствующей программой обучения. Собственно говоря, школьные учебники и должны отличаться краткостью; в этом случае легче выделить главное в изучаемом материале.

Все учебники Яковкина отличались краткостью, сочетавшейся с энциклопедичностью, и имели характер справочных изданий. В них содержалось много фактов, но, конечно, не всегда прослеживалась связь между ними. Не было четкого разделения на различные исторические эпохи. В основу периодизации ученым были положены периоды царствований. Кратко излагались основные политические, экономические и культурные события в истории России [9, с. 13].

Разумеется, в своих учебниках по российской истории И. Ф. Яковкин не мог прямо раскрыть социальное положение простого народа, но в то же время он сообщает, в частности, о крупных народных восстаниях, и это во времена, когда самодержавие стремилось вытравить в народе память о них. Логичность и последовательность в изложении, строгость в отборе материала, строгий и вместе с тем ясный и популярный язык изложения способствовали популярности и долговечности учебных пособий И. Ф. Яковкина.

Своими трудами он, вслед за М. В. Ломоносовым и В. Н. Татищевым, стал одним из основоположников методики преподавания истории в российской педагогике. В том, что в конце XVIII - начале XIX вв. история как учебный предмет стала рассматриваться как дисциплина важная и необходимая, есть немалая заслуга и И. Ф. Яковкина [8, с. 67].

Учебники И. Ф. Яковкина были написаны для комиссии о народных училищах, которая собиралась открывать, начиная с 1786 г., главные и малые народные училища. Причем в губернских городах открывались главные, а в уездах - малые народные училища.

Но в таком значительном городе, как Казань, в конце 1798 г. состоялось открытие даже не главного народного училища, а гимназии, и для нее формировался учительский персонал. В состав учителей этой гимназии в 1799 г. был определен и И. Ф. Яковкин, с поручением ему исторического и географического классов, иными словами, он становился учителем истории и географии. Он исполнял также обязанности и инспектора классов, говоря современным языком, был заместителем директора по учебной работе, т. е. завучем.

В это время И. Ф. Яковкин уже пользовался большой известностью как преподаватель и как автор учебников, причем учебников новаторских для своего времени. В 1804 г. И. Ф. Яковкин удостоился особой благодарности попечителя учебных заведений губернии Степана Яковлевича Румовского и был назначен исправляющим должность директора, а в 1805 г. был утвержден директором гимназии.

5 ноября 1804 г. император Александр I подписал «Утвердительную грамоту» и «Устав Императорского Казанского университета». 14 февраля 1805 г. - дата официального открытия университета. Некоторые учителя гимназии, в том числе И. Ф. Яковкин, одновременно с исполнением обязанностей гимназических преподавателей были зачислены в штат университета. И. Ф. Яковкин стал ординарным профессором при кафедре российской истории, географии и статистики, а также директором университета.

Как директор И. Ф. Яковкин пользовался расположением и неограниченным доверием С. Я. Румовского; он имел огромный авторитет среди преподавателей в начальный период существования университета. Стиль работы Яковкина можно бы было охарактеризовать как авторитарный; он энергично подавлял малейшие попытки членов совета к проведению в жизнь автономных начал, которые были «дарованы» университетским уставом 1804 года. Такое положение оказалось возможным для Яковкина главным образом ввиду того переходного состояния, в котором находился Казанский университет вплоть до полного его открытия в 1814 г.

А пока университет обходился без выборных ректора и деканов, без разделения на факультеты, без правильно поставленного преподавания - и все это продолжалось до осени

1811 г. Фактически университет был «в полной унии» с гимназией, то есть оба учебных заведения существовали совместно. Ввиду этого Яковкин именовался «профессором-директором». В течение первых десяти лет существования университета он соединял в своем лице звание директора гимназии с фактическими обязанностями ректора университета.

В начальный период деятельности Казанского университета И. Ф. Яковкину пришлось бороться против группы преподавателей, недовольных его методами работы. Особую активность в этой борьбе против профессора-директора проявляли адъюнкты Г. И. Карташевский и И. И. Запольский, профессора П. А. Цеплин, Герман и Каменский. Однако благодаря поддержке Румовского Яковкину удавалось неизменно одерживать верх. К тому же основная часть преподавательского состава поддерживала Илью Федоровича.

Поначалу физические и математические дисциплины вели Запольский и Карташевский, но 5 декабря 1806 г. из-за конфликта с И. Ф. Яковкиным они (и ряд других преподавателей] были уволены. Преподавать математику было поручено наиболее подготовленным студентам. Студенты вели занятия и по некоторым другим дисциплинам. Ситуация изменилась только в 1808 г. с прибытием в университет видных немецких ученых, которых отобрал и пригласил С. Я. Румовский. В феврале 1808 г. в Казань приехал профессор Мартин Бартельс, друг и учитель великого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса. 2 марта он начал читать курс лекций по «чистой математике». В сентябре того же года в университете начал работу известный математик Каспар Реннер, а в 1810 г. - профессор теоретической и опытной физики Броннер и профессор астрономии Литтров.

Между прочим, в эти годы студентом университета был его будущий ректор Н. И. Лобачевский. 31 мая 1809 г. он стал так называемым камерным студентом, получив положительную аттестацию И. Ф. Яковкина, в которой отмечалось не только его хорошее поведение, но и успехи в науках. И действительно, Лобачевский пользовался в университете доверием; именно ему осенью 1809 г. было поручено проверить инвентарь химического кабинета, оставшегося после смерти адъюнкта Эверста. В 1811 г. Лобачевский окончил университет. 26 марта 1814 года 21-летний Н. И. Лобачевский, по ходатайству Броннера и Бартельса, был утвержден адъюнктом чистой математики.

Но вернемся к И. Ф. Яковкину. Смерть С. Я. Румовского 8 июля 1812 г. стала началом конца того полновластного положения в университете, какое занимал И. Ф. Яковкин. Новый попечитель М. А. Салтыков выступил его решительным противником, и в июле 1813 г. И. Ф. Яковкин вынужден был сложить с себя обязанности профессора-директора. В 1814 г. во главе университета стал впервые избранный советом университета ректор Иван Осипович (Иоганн Баптист] Браун (1774-1819], выпускник Венского университета. Он руководил вузом в 1813-1819 гг.

Тем не менее авторитет Яковкина как ученого и профессора оставался значительным. Неслучайно 27 марта 1816 г. он первым был утвержден во вновь введенном в университете почетном звании «заслуженный профессор университета».

Однако в 1819 г. в Казань приехал ревизор М. Л. Магницкий, который дал крайне отрицательное заключение о состоянии дел в университете: он обнаружил хозяйственный беспорядок, склоки, «отсутствие благочестия». Похвалы Магницкого удостоился только физико-математический факультет. В отчетном докладе он предложил вообще закрыть университет, но император Александр I наложил резолюцию: «Зачем уничтожать, лучше исправить». В результате самого М. Л. Магницкого назначили попечителем Казанского учебного округа; ему, естественно, и было поручено «произвести исправление». Для начала Магницкий уволил ректора Брауна и девять профессоров; в том числе он изгнал из университета без пенсии И. Ф. Яковкина, который уже давно не был директором.

Бартельс и другие иностранцы-преподаватели вынуждены были уехать, а 28-летнего Лобачевского, уже успевшего показать незаурядные организаторские способности, назначили, вместо Бартельса, деканом физико-математического факультета. В 1827-1846 гг. Н. И. Лобачевский был ректором Казанского университета, причем он был первым ректором университета из числа его выпускников.

Что касается И. Ф. Яковкина, то в дальнейшем он работал в Санкт-Петербургской учительской семинарии. В сентябре 1827 г., уже после падения М. Л. Магницкого, И. Ф. Яковкин сделал было безуспешную попытку определиться вновь на службу в Казанский университет.

В годы, последовавшие за увольнением его из университета, Яковкин жил в Царском селе, но потом снова переехал в Казань, где и скончался 26 марта (7 апреля] 1836 г. Его дочь Прасковья Ильинична (1794-1858] была женой профессора, барона Егора Васильевича Вран-

геля, который, в свою очередь, приходился троюродным братом Егору Ермолаевичу Врангелю - деду Петра Николаевича Врангеля, который стал, как известно, видным деятелем «белого» движения в годы Гражданской войны в России. Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история...

В 1811 г. в губернском городе Вятке была открыта первая в крае мужская гимназия. В 1819 г. директором Вятской мужской гимназии стал учитель словесности и латинского языка Федор Яковлевич Попов (1784-1840), занимавший эту должность по 1835 г. Он происходил из духовного сословия, был выпускником Ярославской духовной семинарии и Санкт-Петербургского пединститута. Пользовался благосклонностью попечителя учебного округа М. Л. Магницкого.

Важным событием в период директорства Ф. Я. Попова было посещение гимназии 9 октября 1824 г. российским императором Александром I. Он прибыл в сопровождении генерала Дибича и лейб-медика Виллие в 13 часов и пробыл в гимназии около часа. Очевидец Косарев рассказывал: «Входя в гимназию, Государь спрашивал встретивших и сопровождавших его профессора Казанского университета Г. С. Суровцева и Ф. Я. Попова о гимназическом доме: когда он был построен и как приобретен гимназией, о количестве учащихся, куда поступают на работу» [1, с. 17]. Высочайшему «визитатору» были показаны классы, рисунки и изделия учащихся, библиотека, таблицы и др. В 1830 г. Попов получил в награду за службу Высочайший подарок - бриллиантовый перстень с аметистом стоимостью в 1000 р. [6, с. 86].

В заслугу директору Ф. Я. Попову можно поставить то, что ему удалось создать прекрасный педагогический коллектив. Учителя гимназии не только проявляли себя с положительной стороны как педагоги, но и активно занимались научно-исследовательской работой, прежде всего в области местной географии и истории, топографии, метеорологии, изучения флоры и фауны, других богатств Вятского края. Фактически тогдашние учителя были единственными представителями научной мысли в регионах, своего рода светочами знания среди мрака неграмотности.

Подтвердим этот тезис на примере двух учителей гимназии, оставивших яркий след в ее истории. В 1814 г. Министерство народного просвещения поручило учителям «поверить всеобщее землеописание Российской империи в той части ее, которая имеет отношение к Вятскому краю» [4, с. 320]. Смотрители уездных училищ присылали в гимназию описание природы, истории и культуры уездов, в которых они сами работали. Летом была организована серия командировок учителей в уезды. Видным учителем-исследователем первой Вятской мужской гимназии в начальный период ее работы был Александр Яковлевич Некрасов. Он составил обширный труд «Вятская флора» (в 2 т.), «Описание насекомых Вятской губернии» и доставил в Казанский университет атлас из 50 видов растений.

Учитель Василий Яковлевич Баженов зарекомендовал себя как автор трудов по истории, географии и статистике Вятского края. В круг его интересов входили такие темы, как флора и фауна Вятского края, составление гербариев, разыскание серебряной, медной и железной руд в пределах Вятской губернии. Он выступил преемником первого вятского историка Александра Ивановича Вештомова, научные труды которого по исследованию Вятской истории он в 1813 г. взялся продолжить. (Между прочим, Вештомову летом 2018 года в городе Кирове в ознаменование его выдающихся заслуг перед вятской историей был поставлен памятник.)

Вятский губернатор Федор Иванович фон Брадке всячески поддерживал Баженова в деле сбора краеведческих и иных регионально-исторических материалов; губернатор посылал подведомственным учреждениям предписания доставлять Баженову необходимые сведения с мест и предложил педагогу вести с ними личную переписку. Такое же предписание, по просьбе Баженова, сделал директор гимназии смотрителям уездных училищ. В 1816 г. Баженов представил до тысячи «писаных листов», содержащих обработанный, приведенный в надлежащий порядок историко-статистический и топографический материал по Вятской губернии, который был отправлен в Министерство народного просвещения [7, с. 156]. Многие работы В. Я. Баженова печатались в «Ученых записках Казанского университета».

Вятская гимназия неоднократно в период, когда ее директором был Ф. Я. Попов, успешно проходила ревизии. В частности, в 1816 г. ревизоры нашли, что преподаватель истории и географии Баженов и естественной истории Широков, философии и словесности Попов и французского языка Эри по «рачительному отправлению своих обязанностей заслуживают особенной признательности высшего начальства» [1, с. 16].

Директор Ф. Я. Попов ввел в 1819 г. ведение протоколов заседаний педагогических советов. Так, в 1819 г. обсуждались меры к религиозно-нравственному воспитанию учащихся,

отчет Баженова о методе преподавания. Однако вскоре В. Я. Баженов был приглашен на работу в Казанский университет, а другой прекрасный учитель А. Я. Некрасов скончался (в 1821 г.] Это были большие потери для гимназии [5].

Сын Ф. Я. Попова, известный российский математик, механик и физик Александр Федорович Попов родился 17 (29] ноября1815 г. в городе Вятке. Он учился в Вятской гимназии, где, кстати, далеко не сразу пристрастился к математике. В 1835 г. он окончил физико-математический факультет Казанского университета. В 1843 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Теория волнения каплеобразных жидкостей», а в 1845 г. - докторскую диссертацию на тему «Об интегрировании дифференциальных уравнений гидродинамики, приведенных к линейному виду».

В университете А. Ф. Попов был не только учеником гениального российского математика и ректора Казанского университета Н. И. Лобачевского, но стал даже его преемником, получив в 1846 г. должность заведующего и профессора по кафедре чистой математики Казанского университета. Произошло это при следующих обстоятельствах.

1846 год был для Лобачевского тяжелым. 8 февраля умирает его двухлетняя дочь Надежда. В этом же году, по истечении 30 лет службы, министерство по уставу должно было принять решение об оставлении Лобачевского профессором или о выборе нового преподавателя. 11 июня университетский совет сообщил министру, что «не находит никаких причин» отстранять Н. И. Лобачевского от преподавания. Сам Лобачевский в случае отрицательной резолюции просил назначить на свою кафедру чистой математики А. Ф. Попова. В итоге А. Ф. Попов и был назначен заведующим кафедрой. В 1866 г. он был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по математическому разряду. Скончался А. Ф. Попов 31 декабря 1878 г. (13 января 1879 г.] в городе Казани.

Гидростатика и гидродинамика были главным предметом научных занятий А. Ф. Попова. Его гидродинамические исследования, в основном, были посвящены теории сопротивления, испытываемого твердым телом при движении в жидкой среде. Он занимался поиском поверхностей, обеспечивающих наименьшее сопротивление при движении такого тела. А. Ф. Попов был автором значительного количества научных публикаций. Укажем основные работы А. Ф. Попова по гидростатике и гидродинамике, опубликованные в «Ученых записках Казанского университета»: «Теория волнения каплеобразных жидкостей» (1848], «О законах колебания жидкости в цилиндрических сосудах» (1850], «Об условиях движения жидкости, представляющей постоянный ток» (1850] и др. Некоторые работы А. Ф. Попова публиковались во Франции и Германии. Оставил он и воспоминания о Н. И. Лобачевском.

И. Ф. Яковкин, Ф. Я. Попов и А. Ф. Попов внесли свой неповторимый вклад в развитие образования в Приволжском регионе, всемерно содействовали распространению научных знаний. Их судьбы были связаны с судьбой одного из самых выдающихся россиян - Н. И. Лобачевского. Все это дает основание считать, что их научное наследие и просветитель-ско-образовательная деятельность не только заслуживают самой высокой оценки со стороны потомков, но и нуждаются в дальнейшем изучении.

Список литературы

1. Васильев М. Г. История Вятской гимназии за 100 лет ее существования. Вятка, 1911. 256 с.

2. Поварова Е. В. Научно-педагогическая деятельность преподавателей Петербургской учительской семинарии в XVIII в. // Советская педагогика. 1980. № 6. С. 120-126.

3. Помелов В. Б. Первая Вятская мужская гимназия: к 200-летию со времени открытия // Гер-ценка: Вятские записки : научно-популярный альманах. / ред. кол. Н. П. Гурьянова и др. Киров, 2011. Вып. 20. С. 82-104.

4. Помелов В. Б. 100 великих педагогов. М. : Вече, 2018. 416 с.

5. Помелов В. Б. Главные и малые народные училища Вятской губернии (к 225-летию создания системы светского образования в России] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета (Педагогика и психология]. 2011. № 2 (3]. С. 73-81.

6. Помелов В. Б. Из истории Вятской мужской гимназии // Памятная книжка Кировской области и Календарь на 2011 год : информационно-статистический сборник / ред. кол. Н. И. Зорин и др. Киров, 2011. Вып. 8 (57]. С. 319-326.

7. Помелов В. Б. История Вятского образования: XIV-XXI вв. : монография // Поиски утраченного. Т. 2. (Электронный ресурс : CD-R]. Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. 1184 с.

8. Помелов В. Б. Первая мужская гимназия в Вятской губернии (К 200-летию гимназического образования в России] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров, 2011. № 1 (1]. С. 155-163.

9. Помелов В. Б. Первый вятский автор учебников И. Ф. Яковкин // Петряевские чтения 98 : тезисы докладов к чтениям / редакторы Н. Е. Петряева, А. Л. Рашковский. Киров, 1998. 96 с.

10. Помелов В. Б. Содержание и методы работы в Вятском главном народном училище // Начальная школа. 2011. № 7. С. 11-17.

11. Прутковская Р. А. Становление и развитие программы и учебника истории средней школы в России : дис. ... канд. ист. наук. Л., 1968. 230 с.

12. Яковкин И. Ф. Зрелище света, или Всемирное жизнеописание. СПб., 1789. 76 с.

13. Яковкин И. Ф. История Роберта, герцога Нормандского, прозванного Диаволом : пер. с франц. СПб., 1785. 26 с.

Prominent scientists of the XIX century - natives of Vyatka region (I. F. Yakovkin, F. Ya. Popov, A. F. Popov)

V. B. Pomelov

Doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of pedagogy, Vyatka State University. Russia, Kirov.

ORCID: 0000-0002-3813-7745. E-mail: vladimirpomelov@mail.ru

Abstract. The article deals with the disclosure of contributions to domestic science and education of eminent scientists - sons of Vyatka region I.A. Jakovkin, А. Ja. Popov and A. F. Popov. The first part of the article reveals the facts of life and activity of the first scientist-methodist of the Vyatka origin and the first head of the Imperial University of Kazan Ilya Fedorovich Jakovkin (1764-1836). He was a graduate of the Vyatka Theological Seminary and the Teaching courses (Seminary) of the St. Petersburg Main National School. Jakovkin became famous as the author of the first textbooks of «world history» in three parts and «Hystorical images of Russian history». He, by the right, alongside with M. V. Lomonosov, can be considered the founder of the patriotic history teaching methodology in general educational establishments. In 1805-1813 I. F. Yakovkin became the first leader of the Kazan University and made a great contribution to the development of one of the first universities of Russia. He is one of outstanding persons in the history of this glorious institution. He was also the first Emeritus Professor of the University. The article also discusses the relationship of I. F. Jakovkin with a number of famous people of his time (N. Bartels, S. J. Rumovsky, N. I. Lobachevsky, etc.) and other facts of his biography, for the first time gathered together in this article.In the second part of the article biographical information about one of the first scientists and directors of Vyatka gymnasium F. Ja. Popov (1784-1840) and his son, the famous mathematician A. F. Popov (1815-1878/1879) is provided. Their contributions to science and education in Vyatka and Kazan is disclosed.

Keywords: Vyatka guberniya, Vyatka, Vyatka Seminary, Kazan, Kazansky University, Ilya Fedorovich Yakovkin, Nikolai Ivanovich Lobachevsky, Vyatka gymnasium, Fedor Jakovlevich Popov, Alexandr Fedorovich Popov.

References

1. Vasil'ev M. G. Istoriya Vyatskoj gimnazii za 100 let ee sushchestvovaniya [History of Vyatka gymnasium for 100 years of its existence]. Vyatka. 1911. 256 p.

2. Povarova E. V. Nauchno-pedagogicheskaya deyatel'nost' prepodavatelej Peterburgskoj uchitel'skoj semi-narii v XVIII v. [Scientific and pedagogical activity of teachers of the St. Petersburg teachers' seminary in the XVIII century] // Sovetskaya pedagogika - Soviet pedagogy. 1980, No. 6, pp. 120-126.

3. Pomelov V. B. Pervaya Vyatskaya muzhskaya gimnaziya: k 200-letiyu so vremeni otkrytiya [The first Vyatka men's gymnasium: the 200th anniversary of the opening] // Gercenka: Vyatskie zapiski: nauch-no-populyarnyj al'manah - Herzenka: Vyatka notes: popular science almanac / edit. board N. P. Guryanova, etc. Kirov. 2011. Issue. 20. Pp. 82-104.

4. Pomelov V. B. 100 velikih pedagogov [100 great teachers]. M. Veche. 2018. 416 p.

5. Pomelov V. B. Glavnye i malye narodnye uchilishcha Vyatskoj gubernii (k 225-letiyu sozdaniya sistemy svetskogo obrazovaniya v Rossii) [Major and minor public schools Vyatka province (to the 225th anniversary of the establishment of a system of secular education in Russia)] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumani-tarnogo universiteta (Pedagogika i psihologiya) - Herald of Vyatka State Humanitarian University (Pedagogic and psychology). 2011, No. 2 (3), pp. 73-81.

6. Pomelov V. B. Iz istorii Vyatskoj muzhskoj gimnazii [From the history of Vyatka men's gymnasium] // Pamyatnaya knizhka Kirovskoj oblasti i Kalendar' na 2011 god: informacionno-statisticheskij sbornik - Commemorative book of the Kirov region and the Calendar for 2011: information and statistics collection / ed. I. Zorin and others. Kirov. 2011. Issue. 8 (57). Pp. 319-326.

7. Pomelov V. B. Istoriya Vyatskogo obrazovaniya: XIV-XXI vv.: monografiya [History of Vyatka education: XIV-XXI centuries: monograph] // Poiski utrachennogo.T. 2. (Elektronnyj resurs: CD-R) - Search for the lost. Vol. 2. (Electronic resource: CD-R). Kirov. LLC «Raduga-PRESS». 2013. 1184 p.

8. Pomelov V. B. Pervaya muzhskaya gimnaziya v Vyatskoj gubernii (K 200-letiyu gimnazicheskogo obra-zovaniya v Rossii) [The first men's gymnasium in Vyatka province (to the 200th anniversary of gymnasium education in Russia)] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State Humanitarian University. Kirov. 2011, No. 1 (1), pp. 155-163.

9. Pomelov V. B. Pervyj vyatskij avtor uchebnikov I. F. YAkovkin [The first Vyatka author of textbooks I. F. Yakovkin] // Petryaevskie chteniya 98: tezisy dokladov k chteniyam - Petryaevsk reading 98: abstracts of the readings / editors N. E. Petryayeva, A. L. Rashkovskiy. Kirov. 1998. 96 p.

10. Pomelov V. B. Soderzhanie i metody raboty v Vyatskom glavnom narodnom uchilishche [Content and methods of work in the Vyatka main public school] // Nachal'naya shkola - Elementary school. 2011, No. 7, pp. 11-17.

11. Prutkovskaya R A. Stanovlenie i razvitie programmy i uchebnika istorii srednej shkoly v Rossii: dis. ... kand. ist. nauk [Formation and development of the program and textbook of high school history in Russia: dis. ... PhD of hist. sciences]. L. 1968. 230 p.

12. Yakovkin I. F. Zrelishche sveta, ili Vsemirnoe zhizneopisanie [Spectacle of light, or the World biography]. SPb. 1789. 76 p.

13. Yakovkin I. F. Istoriya Roberta, gercoga Normandskogo, prozvannogo Diavolom: per. s franc. [Story of Robert, Duke of Normandy, surnamed the Devil: translated from the French]. SPb. 1785. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.