Научная статья на тему '«Видел только что-то синее. . . " (именование в ситуациях затруднённого восприятия)'

«Видел только что-то синее. . . " (именование в ситуациях затруднённого восприятия) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / ОНОМАСИОЛОГИЯ / НОМИНАЦИИ / ВОСПРИЯТИЕ / LEXICON / ONOMACIOLOGY / NOMINATION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шейдаева Светлана Григорьевна

В работе С. Г. Шейдаевой исследуются особенности зрительного, слухового, обонятельного, вкусового восприятия и наименование человеком предметов и явлений действительности. Автор проводит лингвистический анализ рассказа В. М. Гаршина «Четыре дня» и подчеркивает важность актов именования для познания окружающего мира, в особенности в новых обстоятельствах, в необычных и экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Just have seen something blue … (nomination in the situation of problematic perception)

In the article the author examines the peculiarities of human visual, audio, olfactory, tactile perception and nominating some objects and phenomenon by the human. The author gives the linguistic analysis of the story Four Days by V.M. Garshin and underlines the importance of nominative acts for study of the world around, especially in the new circumstances, unusual and extreme situations.

Текст научной работы на тему ««Видел только что-то синее. . . " (именование в ситуациях затруднённого восприятия)»

С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО

С.Г. Шейдаева

«ВИДЕЛ ТОЛЬКО ЧТО-ТО СИНЕЕ...»

(ИМЕНОВАНИЕ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ)

Окружающий мир воспринимается нами пятью органами чувств: зрением (внешние характеристики объектов), слухом (восприятие звуков), органами осязания (ощущения, получаемые от прикосновения кожи к чему-нибудь), обоняния (распознавание запахов) и вкуса. Давно замечено, что среди значений, порожденных чувственным восприятием мира, наиболее развиты и тонко дифференцированы в языке зрительные впечатления. Напротив, значения, относящиеся к результатам слухового и, в особенности, вкусового, обонятельного, осязательного восприятия, в большей степени диффузны, внутренне дискретны. Трудно, например, сформулировать признак, отличающий вкус вишни от вкуса яблока, запах левкоя от запаха сирени или ландыша, - пишет Н.Д. Арутюнова1.

Лексика незрительного восприятия в русском языке сравнительно бедна. В речи обычно используются словосочетания с названием конкретного предмета: вкус вишни, запах сирени. Как отмечают исследователи, самой малочисленной среди эмпирийных прилагательных яв-

2

ляется группа слов, характеризующих запах.

В ходе эксперимента, который проводился нами в рамках спецкурса по ономасиологии (Ижевск, УдГУ), студентам было предложено назвать некий предмет, показанный им на доли секунды (коробочка с гремящими внутри дискетами). В результате во всех наименованиях промелькнувшего неизвестного предмета (25 единиц) оказалась отраженной его форма («какая-то коробка», «что-то вроде шкатулочки», «мыльница») и лишь в двух случаях еще и

1 Арутюнова Н.Д. .Язык и мир человека. М.: .Языки русской культуры, 1999. С.42.

2 Григоренко О.В. О некоторых особенностях отражения в языке процессов чувственного познания мира // Материалы Первой междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике: В

2 ч. Ч. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. С. 51-54. (С. 52).

Светлана Григорьевна Шейдаева — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории языка и речевой коммуникации Удмуртского государственного университета (г. Ижевск).

звук, причем один раз - косвенно (мыльница -«внутри стучит мыло»).

В процессе естественного восприятия и распознавания предметов возникает также немало помех, связанных и с самим познающим субъектом, и с тем, что во внешнем мире свойства объектов могут проявляться с разной степенью интенсивности и не всегда поддаваться точному обозначению при помощи языковых средств.

Нас привлек рассказ В.М. Гаршина «Четыре дня» (1877 г.), в котором использовано достаточно много неопределенных номинаций типа «что-то красное»; «что-то темное, высокое»; «что-то острое и быстрое» - всего 12 на 11,5 страницах текста. Весь рассказ представляет собой воспоминания героя о его ранении на поле боя, о том, как он лежал четыре дня в лесу, не найденный санитарами. Известно, что сам Гаршин был участником русско-турецкой войны, начавшейся в апреле 1877 г., был ранен в сражении при Аясларе (Болгария), и этот рассказ написан под свежими впечатлениями пережитого на войне.

Герой рассказа «привязан» к одной точке пространства, он практически не может сдвинуться с места, и информация поступает к нему только по зрительному и слуховому каналам, которые к тому же иногда отказывают: «я увидел»; «я вижу»; «нужно повернуть голову, чтобы посмотреть»; «я открываю глаза, вижу те же кусты»; «ничего я не вижу сквозь них»; «я слышу»; «я от слабости ничего не слышу»; «не могу расслышать» и т.д. (к числу слуховых оценок относятся также слова, передающие полное молчание).

Вообще-то, перед нами не собственно поток речи, а, скорее, поток мыслей человека. Автор словесно оформляет то, что ощущал и о чем думал его герой, лежа один в лесу после ранения. В момент непосредственного восприятия окружающей действительности внешняя речь отсутствовала. Наличие неопределенных номинаций в тексте отражает незаконченность когнитивного процесса в сложной для человека ситуации. «Именованию фрагментов действи-

тельности предшествует процесс их понимания субъектом»3.

В рассказе из общего количества номинативных единиц с неопределенной семантикой шесть - чисто зрительные (две из них связаны с воспоминаниями героя из довоенной жизни, а не с наблюдаемым пространством), одна - чисто слуховая, кроме того, в пару соединены одна слуховая и одна зрительная номинации, а также два наименования отражают внутренние ощущения героя. Во всех случаях неопределенные номинации имеют грамматическую категорию среднего рода, которая, конечно же, обусловлена самой формой местоимения «что-то», однако безликость среднего рода добавляет дополнительный оттенок неясности, неопределенности в семантику наименований (что это - предмет? зверь? человек?).

В группе номинаций, отражающих визуальные признаки предметов, в четырех случаях зафиксирован цвет, в одном - размер, в двух -сочетаются признаки цвета и размера. Вот два примера фиксации в неопределенных номинациях цветового признака объекта: «Сквозь опушку показалось что-то красное, мелькавшее там и сям», «Я не слышал ничего, а видел только что-то синее; должно быть, это было небо. Потом и оно исчезло». В первом случае герой замечает яркий цвет, выделяющийся на общем фоне, хотя носитель этого цвета так и остается неузнанным. Возможная логика дальнейшего осмысливания такова: это люди (так как цветовые пятна двигаются, значит это не предметы, но и не животные, поскольку они обычно не имеют такого цвета).

В первом примере объект сам попадает в поле зрения наблюдателя (зрительное воприя-тие, в отличие, например, от вкусового, отражает и статику, и динамику) - «показалось что-то», а во втором случае объект статичен и активен сам человек, который, лежа на спине, открывает глаза и смотрит вверх. В обоих примерах один цветовой признак позволяет герою верно, хотя и предположительно, идентифицировать объект. Узнавание по одному признаку оказалось возможным благодаря старым знаниям: субъект видит нечто синего цвета в определенном месте - вверху. Сам путь скрытой логической цепочки подобен здесь структуре загадки: синее и вверху - что это? (небо).

В других случаях, когда в подобных единицах обозначения фиксируется по два зри-

тельных признака (цвет и размер), номинативно-когнитивная структура фрагмента текста завершается полной идентификацией объекта зрительного восприятия: «Надо мною - клочок черно-синего неба, на котором горит большая звезда и несколько маленьких, вокруг что-то темное, высокое. Это кусты. Я в кустах: меня не нашли!»; «В ту минуту, когда я собираюсь ложиться, широкая бледная полоса лунного света ясно озаряет место, где я лежу, и я вижу что-то темное и большое, лежащее шагах в пяти от меня. Кое-где на нем видны блики от лунного света. Это пуговицы или амуниция. Это - труп или раненый».

В обоих примерах цветовой признак связан со световыми ощущениями, характером освещенности предмета: «вокруг что-то темное», «я вижу что-то темное». Сам по себе этот признак никакой дифференцирующей силы не имеет, он чисто выделительный: герой замечает лишь некоторое сгущение темноты в определенном месте, свидетельствующее о присутствии какого-то объекта. Вне контекста имеют малую различительную силу и оба размерно-оценочных признака, выраженных прилагательными -«что-то высокое» (размер по вертикали) и «что-то большое» (общий контур). В обоих случаях узнавание достигается благодаря вписанности объектов в пространственный фон: нечто «вокруг» субъекта («Это кусты»), нечто «лежащее шагах в пяти». В последнем примере заключительную точку в опознавании ставит добавочное цвето-световое ощущение - блики на металлических частях амуниции, хорошо известные герою из его прошлого опыта. В результате и наступает момент узнавания. Как писал Вл.Соловьев, «при всяком данном ощущении вспоминаются прежние такие же ощущения и через это настоящее ощущение узнается или различается в своем определенном чувственном качестве... Восприятие основано главным образом на деятельности воспоминания»4.

Чисто слуховые ощущения отражены всего в одном примере (для слуховой оценки характерно описание разнообразных звуков, связанных с проявлениями деятельности человека, общества, природы): «Одним ударом я вышиб у него ружье, другим воткнул куда-то свой штык. Что-то не то зарычало, не то застонало». Объект характеризуется через динамический признак, обозначенный глаголами, но при этом так ли уж неизвестен данный объект? Выше по

3 Романов Г. С. Номинация, референция и когнитивные структуры знаний // Языковая номинация. Тезисы докл. мевуз. науч. конф. Минск: МГЛУ, 1996. С. 37.

4 Соловьев Вл. Восприятие (чувственное) // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1895. Т. 13.

С. 281.

тексту это «что-то» прямо именуется «огромным толстым турком». Таким образом, в данном случае использование неопределенной номинации после названия совершенно определенного, конкретного - всего лишь стилистический прием, подчеркивающий смутность восприятия героя и «обезличенность» для него противника (здесь форма среднего рода для обозначения лица мужского пола особенно явно несет оттенок безликости).

Рассмотрим фрагмент, в котором это неопределенное «что-то» оказывается воспринятым сразу двумя каналами — слуховым и зрительным: «Что-то хлопнуло, что-то, как мне показалось, огромное пролетело мимо; в ушах зазвенело. “Это он в меня выстрелил”, — подумал я».

С одной стороны, двойное использование местоимения «что-то» свидетельствует о самостоятельности двух впечатлений — звукового («что-то хлопнуло») и зрительного («что-то огромное пролетело»), но, с другой стороны, субъект логически объединяет их как причину и следствие, в результате чего и становится возможным получение так называемого «выводного знания»: был выстрел. «Восприятие есть сложный и постепенный процесс, хотя обыкновенно мы не сознаем раздельно его моментов»5.

Остальные случаи использования неопределенных номинаций связаны с внутренними ощущениями героя: «Что-то острое и быстрое, как молния, пронизывает все мое тело от колен к груди и голове, и я снова падаю. Опять мрак, опять ничего нет»; «Но вы с Машей, должно быть, и не услышите о моих муках. Прощай, мать, прощай, моя невеста, моя любовь! Ах, как тяжко, горько! Под сердце подходит что-то... » В обоих этих примерах на первый план выдвигается, казалось бы, активность названных объектов («что-то подходит»; «что-то пронизывает»), однако это всего лишь метафоры, так как описываются субъективные внутренние ощущения героя, а не материальные предметы внешнего мира. В первом случае называются такие признаки, как интенсивность ощущения («что-то острое») и длительность его во времени («что-то быстрое»).

Единственный пример вкусового ощущения находим в самом конце рассказа, когда герой уже найден санитарами: «Через полминуты мне льют в рот воду, водку и еще что-то. Потом все исчезает». Здесь оказываются опознанными из трех только две первые жидкости (вода и

5 Соловьев Вл. Восприятие (чувственное) // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1895. Т. 13. С. 281.

водка), хорошо известные герою по предшествующему опыту, а третья обозначается неопределенно - «и еще что-то» (это либо какое-то новое вкусовое ощущение, либо нерасчленен-ность впечатления).

Таким образом, неопределенные номинации, выраженные местоимением «что-то», используются в рассмотренном тексте для указания на реалии как внешнего, так и внутреннего мира. По своим функциям данные номинации являются, прежде всего, фиксаторами неизвестных или неузнанных объектов внешнего мира. В речи, в тексте неопределенное понятийное содержание местоимения сужается при помощи его квалитативной характеристики, а фоновые знания позволяют приблизительно очертить круг предметов и явлений, которые могут составить понятийное содержание суб-станции6. Наиболее характерными функциями неопределенных местоименных слов в художественном тексте И.Н. Левина называет: «1) репрезентацию состояния окружающей среды; 2) фиксацию местонахождения персонажа в пространстве; 3) указания на область знания/незнания персонажа; 4) репрезентацию

психического состояния персонажа; 5) репрезентацию физиологического состояния персонажа, а также 6) обозначения непонятного или неизвестного объекта»7.

Человек, попадая в новые, непривычные для него жизненные обстоятельства, оказывается перед необходимостью постижения новых связей и отношений между явлениями, предметами, людьми. Процесс познания мира, который длится всю жизнь, в такие моменты ускоряется, поскольку человек вынужден усваивать много новой информации и формировать новое знание для существования (выживания) в непривычной среде.

Важность актов именования для познания окружающего мира несомненна. Человек осознает и понимает только то, что может адекватно назвать; он постоянно ищет вербальное соответствие тому или иному факту действительности. Нередко известный объект приходится заново узнавать в новых обстоятельствах, и этапы процесса познания фиксируются в различных по степени точности номинативных единицах.

6 Пристинская Т.М. Семантический и прагматический аспекты приблизительных номинаций // Структура и семантика простого, сложного и осложненного предложения. Л., 1988. С. 44-53. (С. 49).

7 Левина И.Н. Функции неопределенных местоименных слов в произведениях А.П. Чехова // Синтаксис текста и текст синтаксиса. СПб: РГПУ, 1992. С. 112-118. (С. 113).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.