Научная статья на тему 'Ветровая защита и биоклиматический комфорт в ландшафтной архитектуре'

Ветровая защита и биоклиматический комфорт в ландшафтной архитектуре Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1540
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ВЕТЕР / ВЕТРОИНЖЕНЕРИЯ / ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / ЛАНДШАФТНЫЕ ЗДАНИЯ / ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ / ВЕТРОВАЯ ЗАЩИТА / БИОКЛИМАТИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / ВЕТРОПРОНИЦАЕМОСТЬ / КРУПНОМЕРЫ / ЖИВЫЕ ИЗГОРОДИ / КИНЕТИЧЕСКИЕ СКУЛЬПТУРЫ / КИНЕТИЧЕСКИЕ ВЕТРЯКИ / ГАЗООТВОДНЫЕ ЛОТКИ / WIND / WIND POWER ENGINEERING / LANDSCAPE ARCHITECTURE / LANDSCAPE BUILDINGS / LANDSCAPE AND ARCHITECTURAL STRUCTURES AND COMPLEXES / WIND PROTECTION / BIOCLIMATIC COMFORT / WIND PERMEABILITY / LARGE-SCALE / HEDGES / KINETIC SCULPTURES / KINETIC WINDMILLS / GAS VENTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Трубицына Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы взаимовлияния ветрового режима и ландшафта. Приводятся примеры объектов ландшафтной архитектуры в высокотехнологичных и наукоемких сферах, таких как пусковые площадки космического летательного аппарата. Ветрозащита описана как результат работы ветроинженерии и средство повышения биоклиматической комфортности. Раскрыты понятия из области ландшафтной архитектуры, проанализировано ее влияние на климат и на древесно-кустарниковую растительность и полевые агрокультуры. Описано явление воздухопроницаемости для оптимальной работы ветрозащитных конструкций и ориентации геопластики и дендропластики. В работе приведена классификация типов ландшафта с описанием их элементного состава, а также различных категорий пейзажа. Внесено предложение рассматривать ландшафт как территориальный комплекс, а ландшафтные здания, ландшафтно-архитектурные сооружения как объекты ландшафтной архитектуры, обладающие свойствами ветрозащиты и воздухопроницаемости. Так сформулировано понятие ландшафтно-архитектурного комплекса как единой группы ландшафтно-архитектурных объектов, расположенных на территории и связанных общей системой коммуникаций, функций, технических элементов и визуального образа. Дальнейшее исследование строится на обосновании использования термина «ансамбль» применительно к объектам ландшафтно-архитектурного комплекса и на выявлении их конструктивных и планировочных особенностей, способных повлиять на параметры ветрозащиты и воздухопроницаемости. Сделан вывод о частом совпадении благоприятного для фауны ветрового режима и мимикрии объектов ландшафтной архитектуры. Анализируются сочетания в ландшафте функций ветрозащиты и эстетики с разбором таких элементов ландшафтной архитектуры, как живые изгороди и ветрозащитные свойства посадок зеленых насаждений. Приведены примеры ветроинженерных малых архитектурных форм в виде движущихся от воздушных потоков скульптур, которые также меняют скорость и направление ветра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WIND PROTECTION OF LANDSCAPE ARCHITECTURE

The article discusses the interaction between the wind regime and the landscape. Examples of objects of landscape architecture in high-tech and science-intensive spheres, such as the launch pad of a spacecraft, are given. Wind protection is represented as a result of work on wind power engineering and a means of increasing bioclimatic comfort. The terms of landscape architecture are disclosed and mutual influence on the climate and impact on woody-shrub vegetation and field crops are analyzed. The phenomenon of air permeability for optimal operation of windproof structures and orientations of geoplastics and dendroplastics is described. In this paper, a classification of terrain types is described with a description of their elemental composition, as well as various categories of landscape. The proposal to consider the landscape as a territorial complex, and landscape buildings, landscape-architectural structures as objects of landscape architecture possessing properties of wind protection and air permeability was introduced. Thus, the concept of a landscape-architectural complex as a single group of landscape-architectural objects located on the territory and connected by a common system of communications, functions, technical elements and a visual image is formulated. Further research is based on the rationale for the use of the term ensemble in relation to the objects of the landscape and architectural complex and the identification of their design and planning features that can affect the parameters of wind protection and air permeability. The paper concludes that frequent coincidence of favorable for the fauna wind regime and mimicry of landscape architecture objects. The combination in the landscape of functions for wind protection and aesthetics is analyzed with analysis of such elements of landscape architecture as hedges and windproof properties of green plantations. In the work examples of wind engineering small architectural forms are shown in the form of sculptures moving from air streams, which also change the speed and direction of the wind. All this is generalized in further directions of research within the framework of the designated terrain theme, bioclimatic comfort and wind protection.

Текст научной работы на тему «Ветровая защита и биоклиматический комфорт в ландшафтной архитектуре»

УДК 551.5:711 DOI: 10.22227/1997-0935.2017.6.619-630

ветровая защита и биоклиматический комфорт в ландшафтной архитектуре

H.A. Трубицына

Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), 105005, г. Москва, ул. Казакова, д. 15

АННОТАцИЯ. В статье рассматриваются вопросы взаимовлияния ветрового режима и ландшафта. Приводятся примеры объектов ландшафтной архитектуры в высокотехнологичных и наукоемких сферах, таких как пусковые площадки космического летательного аппарата. Ветрозащита описана как результат работы ветроинженерии и средство повышения биоклиматической комфортности. Раскрыты понятия из области ландшафтной архитектуры, проанализировано ее влияние на климат и на древесно-кустарниковую растительность и полевые агрокультуры. Описано явление воздухопроницаемости для оптимальной работы ветрозащитных конструкций и ориентации геопластики и дендропластики. В работе приведена классификация типов ландшафта с описанием их элементного состава, а также различных категорий пейзажа. Внесено предложение рассматривать ландшафт как территориальный комплекс, а ландшафтные здания, ландшафтно-архитектурные сооружения — как объекты ландшафтной архитектуры, обладающие свойствами ветрозащиты и воздухопроницаемости. Так сформулировано понятие ландшафтно-архи-тектурного комплекса как единой группы ландшафтно-архитектурных объектов, расположенных на территории и связанных общей системой коммуникаций, функций, технических элементов и визуального образа. Дальнейшее исследование строится на обосновании использования термина «ансамбль» применительно к объектам ландшаф-тно-архитектурного комплекса и на выявлении их конструктивных и планировочных особенностей, способных повлиять на параметры ветрозащиты и воздухопроницаемости. Сделан вывод о частом совпадении благоприятного для фауны ветрового режима и мимикрии объектов ландшафтной архитектуры. Анализируются сочетания в ландшафте функций ветрозащиты и эстетики с разбором таких элементов ландшафтной архитектуры, как живые изгороди и ветрозащитные свойства посадок зеленых насаждений. Приведены примеры ветроинженерных малых архитектурных форм в виде движущихся от воздушных потоков скульптур, которые также меняют скорость и направление ветра.

КЛЮчЕВЫЕ СЛОВА: ветер, ветроинженерия, ландшафтная архитектура, ландшафтные здания, ландшафтно-ар-хитектурные сооружения и комплексы, ветровая защита, биоклиматическая комфортность, ветропроницаемость, крупномеры, живые изгороди, кинетические скульптуры, кинетические ветряки, газоотводные лотки

ДЛЯ цИТИРОВАНИЯ: Трубицына Н.А. Ветровая защита и биоклиматический комфорт в ландшафтной архитектуре // Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. Вып. 6 (105). С. 619-630. DOI: 10.22227/1997-0935.2017.6.619-630

Л

ф

WIND PROTECTION OF LANDSCAPE ARCHITECTURE

N.A. Trubitsyna

State University of Land Use Planning (GUZ), 15 Kazakova str., Moscow, 105005, Russian Federation

ABSTRACT. The article discusses the interaction between the wind regime and the landscape. Examples of objects of landscape architecture in high-tech and science-intensive spheres, such as the launch pad of a spacecraft, are given. Wind protection is represented as a result of work on wind power engineering and a means of increasing bioclimatic

comfort. The terms of landscape architecture are disclosed and mutual influence on the climate and impact on woody- H shrub vegetation and field crops are analyzed. The phenomenon of air permeability for optimal operation of windproof

structures and orientations of geoplastics and dendroplastics is described. In this paper, a classification of terrain types is ^

described with a description of their elemental composition, as well as various categories of landscape. The proposal to —

consider the landscape as a territorial complex, and landscape buildings, landscape-architectural structures as objects of r

landscape architecture possessing properties of wind protection and air permeability was introduced. Thus, the concept of a q

landscape-architectural complex as a single group of landscape-architectural objects located on the territory and connected «<

by a common system of communications, functions, technical elements and a visual image is formulated. Further research ^

is based on the rationale for the use of the term ensemble in relation to the objects of the landscape and architectural O

complex and the identification of their design and planning features that can affect the parameters of wind protection and 2

air permeability. the paper concludes that frequent coincidence of favorable for the fauna wind regime and mimicry of 1

landscape architecture objects. The combination in the landscape of functions for wind protection and aesthetics is analyzed 2

with analysis of such elements of landscape architecture as hedges and windproof properties of green plantations. In the gg

work examples of wind engineering small architectural forms are shown in the form of sculptures moving from air streams, T which also change the speed and direction of the wind. All this is generalized in further directions of research within the framework of the designated terrain theme, bioclimatic comfort and wind protection.

О *

KEY WORDS: wind, wind power engineering, landscape architecture, landscape buildings, landscape and architectural structures and complexes, wind protection, bioclimatic comfort, wind permeability, large-scale, hedges, kinetic sculptures, kinetic windmills, gas vents 1

О

FOR CITATION: Trubitsyna N.A. Vetrovaya zashchita i bioklimaticheskiy komfort v landshaftnoy arkhitekture [Wind 5 Protection of Landscape Architecture]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2017, w vol. 12, issue 6 (105), pp. 619-630. DOI: 10.22227/1997-0935.2017.6.619-630

© Трубицына Н.А., 2017 619

Ландшафт и ветровой режим повсеместно влияют друг на друга, при этом элементы ландшафта могут создавать ветровые тени для людей и животных, что влияет на биоклиматическую комфортность среды и безопасность в условиях сурового климата. Следует отметить что на сегодняшний день ландшафт в значительной мере антропогенно преобразован и содержит сложные системы и сооружения, которые особо интересны и уникальны с точки зрения аэродинамики и ветрозащиты. К примеру, сооружение пусковой площадки космического летательного аппарата включает в себя множество технически важных объектов, составляющих в сумме стартовый комплекс для взлета ракеты-носителя. Важным является, что помимо технологических аспектов при проектировании учитывается также ландшафтная архитектура и ее ветроинжене-рия. Сердцевидное ложе лотка, отводящего струи выхлопа ракетных двигателей, рассматривается как геопластическое ландшафтное сооружение. Оно рассчитывается так же, как и летательные аппараты, его поверхности просчитаны и строго выверены для правильного и управляемого движения выхлопов (рис. 1).

Термин «ландшафтная архитектура» обычно означает вертикальную планировку и озеленение застройки, парков и садов. Соответственно, проблемы биоклиматического комфорта в этих объектах рассматриваются крайне редко.

На самом же деле аэродинамика природных объектов ландшафтной архитектуры и ветроинже-нерия ее сооружений не являются новым направлением исследований. На тему ландшафтной ве-

тровой защиты написано определенное количество трудов. Она находит применение даже в обычных садах и огородах: известно, что сильный ветер может нанести вред растениям. Его резкие порывы ускоряют процесс испарения влаги из тканей растений и почвы. Зимой сильный ветер особенно опасен для вечнозеленых растений. Кроме того, сильные порывы ветра ломают ветки деревьев и вызывают полегание злаков. Овощным культурам необходимо создать благоприятный микроклимат, например, путем обустройства вокруг грядок бордюров из вечнозеленого самшита. Ветрозащитные сооружения особенно необходимы на открытой местности и на окраинах застроенных участков. Образующиеся вихри представляют опасность даже для устойчивых растений. Идеальное ветрозащитное сооружение должно быть воздухопроницаемым. Оно снижает скорость ветра и не дает образоваться вихрям, одновременно не лишая растения жизненно необходимого кислорода. Деревянные заборы и плетни отвечают всем необходимым требованиям надежного ветрозащитного сооружения. Их эффективность повышается за счет озеленения быстрорастущими лианами (рис. 2). Живые изгороди имеют большую декоративную и, главное, практическую ценность. Для создания живых изгородей подходят быстрорастущие, глубокоукореняющиеся деревья и кустарники, хорошо переносящие обрезку (рис. 3). Ветрозащитное сооружение должно стоять вертикально на пути преобладающего направления ветра (в наших широтах это восточное и западное направления) [1]. Здесь проявляются начальные основания и геопластики и дендропластики.

Рис. 1. Газоотводный лоток космических стартов с облицованным ложем

Очевидно, что большая часть ландшафтных объектов размещается под открытым небом. Следовательно, вопросы работы с ветровыми потоками воздуха становятся актуальными. Для упрощения понимания рассматриваемой сферы необходимо привести типологию ландшафтной архитектуры, разработанную совместно с профессором М.Ю. Лимонадом.

Ландшафтная архитектура — это архитектура не только открытых, как считалось до сих пор, но и крытых крышами и навесами пространств, решенных средствами гео- и дендропластики, а также частично закрытых пространств природоподобных зданий и сооружений, размещенных в формируе-

мом ландшафте, это искусство формирования информационно и чувственно содержательной гармоничной среды жизнедеятельности для человека с использованием компонентов ландшафта и искусственных объектов среды. Этот вид архитектуры имеет практически все архитектурные свойства. Но вместе с тем у ландшафтной архитектуры есть и свои особенности в решении определенных задач, в т.ч. касающихся безопасности и комфортности.

В ландшафтной архитектуре существует своя, ландшафтная застройка, которая тоже имеет мор-фотипы, в частности исторические, что видно по историческим паркам и садам [2].

Ш О

территориальные объекты нашей среды относятся к ландшафтам. Отсюда вытекает, что градостроительство занимается формированием застроенных рельефов — застройки. В классическом ландшафтоведении ландшафт — это тип или вид природного территориального комплекса (ПГК). Но застроенные территории можно отнести не к ПтК, а скорее, к архитектурно-территориальным комплексам (АтК). Практика показывает, что ландшафтом считают и искусственно созданный территориальный комплекс, даже не природный, а построенный. Именно таковы архитектурный (арххора в развитие понятий В.И. Вернадского) и городской ландшафты. Сельский ландшафт — тоже вид АтК. Он тесно связан с природным. Сельский ландшафт в меньшей степени преобразует природный, чем это происходит в городском. Основные типы ландшафта:

• ПтК — естественные природные и искусственные природоподобные;

• АтК — ПтК с встроенными ландшафтно-ар-хитектурными объектами или отдельными зданиями и сооружениями;

• ландшафты застройки — городские, сельские, производственные, коммунальные, культовые, выставочные.

• архитектурные ландшафты — ландшафты отдельных застроенных зданиями и сооружениями участков, группы зданий и компактно расположенные комплексы. Рельеф не только земель, но и самой застройки становится рельефом застроенных ландшафтов.

Искусственно созданный территориальный комплекс из природных компонентов, имитирующий природное окружение, является произведением ландшафтной архитектуры. В узком понимании, ландшафтная архитектура — это создание компактных сооружений (и даже зданий) из природных и имитирующих стихийно возникший природный фон компонентов.

Подобные ландшафты можно отнести к первой категории.

Вторая категория — пейзаж — является свойством и следствием наличия первой категории, она обусловлена наличием наблюдателя. Пейзаж — это вид местности, наблюдаемая ее картина. это визуальное представление ландшафта. В частном случае, пейзаж — жанр искусства, изображающий ландшафт — какую-либо местность. это отражение ландшафта в сознании или в произведении искусства, образ ландшафта, порождаемый его обликом.

Определим здание как пространственный объект, ограниченный или огражденный со всех шести сторон; объект с меньшим числом огражденных сторон — сооружение. Необходимо уточнить, что здание определяется возможностью поместить в него людей, это обязательное требование. элементы, входящие в состав здания, ограниченные также с шести сторон, называются помещениями, а в ландшафтном сооружении их аналоги, которые могут иметь меньшее число ограниченных сторон, — ложеманами (рис. 4).

Если рассматривать ландшафт как территориальный комплекс, преобразуемую территорию или отдельный участок (малую территориальную форму), то это явно предметы градостроительной деятельности. Соответственно, такие ландшафтные произведения надо признать ландшафтно-градо-строительными, что никак не умаляет их архитектурное значение. Но при переходе к иному масштабу произведения, где проектируются ландшафтные здания и сооружения, малые формы, мы встречаемся лицом к лицу с ландшафтно-архитектурными объектами. Они и образуют архитектурный ландшафт.

Под произведениями ландшафтной архитектуры понимают проекты и построенные по ним объекты, формирующие искусственные ландшафты

(О X

о >

с во

N ^

2 о

н *

о

X 5 I н

о ф

Рис. 4. ложеманы — ландшафтные аналоги помещений в зданиях

(природные, архитектурные, природно-архитектур-ные с различной степенью взаимопроникновения природной и архитектурной составляющих, а также ландшафтные здания, ландшафтно-архитектурные сооружения и их комплексы, которые обладают параметрами ветрозащиты и воздухопроницаемости).

Ландшафтная архитектура — явление неоднородное, в ней присутствует несколько родов, связанных с преобразованием тех или иных ландшафтных сред.

В область ландшафтной архитектуры должны быть включены геодендропластическая архитектура и такие понятия родов ландшафтной архитектуры как спелеоархитектура (пещерная), песчаная, снежная и ледяная архитектура, акваархитектура (подводная и наземная водная) — по смыслу и по материалам своих конструкций явно ландшафтные. Все это важно, кроме прочего, при назначении мер безопасности, включающих в себя и вопросы безопасной эвакуации.

Ландшафтно-архитектурный комплекс — целостная сложная группа ландшафтно-архитектур-

ных объектов, размещенная на единой территории и связанная общей системой коммуникационных путей; она организована по функциональным, техническим и эстетическим признакам. Если эти объекты обладают художественной образностью и целостностью композиции, их можно назвать ансамблем. Ландшафтно-архитектурный ансамбль — завершенный композиционно и функционально ландшафтно-архитектурный комплекс (рис. 5). Ландшафтные здания, т.е. здания, образующие собой часть искусственного ландшафта в природном окружении, — объект ландшафтной архитектуры, включающий в себя закрытые пространства-помещения, но ограждениями таких помещений являются природоподобные или живые (зеленые) стены, своды и перекрытия (рис. 6). Такие зеленые конструкции могут быть каркасными и бескаркасными. Ландшафтно-архитектурные сооружения — приро-доподобные сооружения в ландшафте, выполненные из ландшафтных конструкций и имеющие хотя бы одну неограниченную сторону, в т.ч. находящиеся под открытым небом [3].

Рис. 5. Ланшафтно-архитектурный комплекс копии форума Цезаря в Риме с архитектурно-ландшафтным аналогом

храма Цезаря (автор — аспирант Антонов С.О)

00

Ф

0 т

1

О У

Т

0 2

1

К)

В

г

3

у

о *

О

Рис. 6. Ландшафтные здания — надежное ветровое укрытие

Ш О

Одним из важных свойств всех ландшафтно-архитектурных объектов является их мимикрия под окружающий их исходный ландшафт. Оно позволяет им маскироваться в природном окружении или становиться его органической частью. Именно такие объекты могут быть средой, для которой создается благоприятный ветровой режим, быть средствами формирования такого режима или же выполнять одновременно обе эти функции.

Биоклиматическая комфортность среды — это ее воздушный микроклимат, когда температура и влажность воздуха является оптимальной для живых организмов и, в первую очередь, для людей при движении воздушных потоков, обеспечивающих необходимый воздухообмен. Как сочетание факторов среды биоклиматическая комфортность обладает характеристиками скорости ветра, температуры и влажности в различных диапазонах. Диапазоны этих параметров отличаются от требований по вентиляции в капитальных зданиях, так как в этом случае существует особенность, характерная именно для ландшафтных сооружений и комплексов, — это ветрозащита (скорость потоков в ветровой тени до 5 м/с) при соблюдении минимальной аэрации в летний период (движение воздушных масс со скоростью свыше 1 м/с) [4].

Ветрозащитная функция реализуется в ландшафтном строительстве различными средствами — созданием заграждений, живых изгородей, формированием сооружений и их ложеманов с особым обустройством. Практика показывает, что строительство глухих стен и заборов приводит к образованию застойных зон. Защитное сооружение должно обладать определенной ветропроницаемостью.

Дендропластической формой ветрозащиты может стать высадка крупномерных деревьев. Высаженные в ряд деревья напоминают живую изгородь, только больших размеров. Это не только красиво, но и очень практично. Во-первых, такая изгородь будет скрывать все, что происходит на

участке, во-вторых, это дополнительная защита от недоброжелателей, а в-третьих, деревья являются прекрасной защитой от ветра (рис. 7). Деревья просто необходимы на участке, тем более, если участок имеет большие размеры, а при правильном выборе деревьев можно улучшить микроклимат. Чтобы в полной мере защитить участок от ветра, стоит выбирать определенные виды деревьев, желательно одного вида, с густой кроной, ветвистые, посаженные на небольшом расстоянии друг от друга. Известно, что при высаживании в один ряд лиственных растений снижается интенсивность ветра на 25...35 %, а без листвы — всего лишь на 5 %. Вечнозеленые растения, посаженные в один ряд, защищают участок на 40.60 %, а посаженные в два ряда — на 60.80 %. Важно, чтобы корни растений развивались в почву, а не на ее поверхности, иначе при сильном ветре они могут упасть. Единственной проблемой является долгий период роста деревьев. Пока деревья не достигли больших размеров, можно защищать участок другими способами.

Живая изгородь — замечательный способ не только скрыть участок от ветра, но и украсить его. Кустарники в живой изгороди не полностью заслоняют территорию от ветров, что не является необходимым, так как участок всегда должен вентилироваться. Можно выбрать любые растения и скоординировать плотность их посадки, а соответственно, и интенсивность вентиляции (см. рис. 7). Для защиты живая изгородь должна быть довольно высокой, приблизительно 3 м. Хорошо подойдут кустарники черемухи, сирени, боярышника, кизильника, бузины, среднерослые виды ели, туи или пихты. Свою функцию защиты кустарники начнут выполнять только по прошествии нескольких лет после посадки — это единственный существенный недостаток [5].

Ветрозащиту можно выполнить и сочетанием приемов, например, устройством живой изгороди над подпорной стенкой. эффективным может быть

(О X

о >

с во

N ^

2 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н *

о

X 5 I н

о ф

Рис. 7. Ветрозащитная живая изгородь

применение геопластики террас для укрытия за ними ложеманов для различных функций. Перепад уровней земли с устройством гротов может стать хорошей мерой для создания ветрового комфорта. то же можно сказать и о сооружениях, размещаемых в полукотлованах или в открытых выработках (рис. 8). Ландшафтные здания, спрятанные в складках рельефа или встроенные в рельеф, способны создать благоприятный ветровой режим (рис. 9).

Выращивание крупномерных деревьев — процесс долгий, но продуктивный. Для микроклиматического воздушного регулирования может рассматриваться как перспективный прием создания арбоархитектурных зданий и сооружений. Они создаются из живых деревьев, посаженных по особо разработанному плану, нередко с последующим переплетением кроны. Подобный подход стал популярным во многих странах. Правда, основные функции арбоархитектурных зданий и сооружений не связаны с биоклиматическим комфортом, но и

не замечать положительного микроклиматического эффекта не стоит.

Наиболее красочный пример — опыты голландского художника Маринуса Бойзема. На юге провинции Нидерландов Флеволанд им было высажено 178 тополей в особой последовательности так, чтобы их расположение повторяло конструктивные особенности собора Парижской Богоматери, и получился De Grone Kathedraal — Зеленый собор (рис. 10). По прошествии 10 лет и достижении деревьями 30-метровой высоты объект был открыт для посещения [6].

Такой же прием применен автором проекта базилики Рождества в парке-музее «Подмосковная Палестина», находящейся в долине реки Истра около Новоиерусалимского монастыря (рис. 11).

В 2005 году в Крыловском государственном научном центре прошло введение в эксплуатацию первой в России ландшафтной аэродинамической трубы — специализированной экспериментальной

Рис. 8. Ландшафтное здание, находящееся в полукотловане Н

способны создать благоприятный ветровой режим

установки для проведения испытаний ландшаф-тно-архитектурных сооружений. Размеры рабочей части, технологическое оборудование и оснащение самыми современными системами измерений делают эту установку единственной в России и луч-

шей в мире по возможностям решения аэродинамических проблем таких архитектурных объектов, как высотные здания, жилые кварталы, стадионы, большепролетные мосты, аэропорты [7]. Но это не единственная труба такого рода. В НИУ МГСУ

Рис. 10. Ландшафтное сооружение («зеленый собор») способно создать ветровой комфорт

за счет своей ветропроницаемости

0) 1*1

Рис. 11. Проект ландшафтного сооружения «Церковь Рождества в Новом Иерусалиме»

есть аэродинамическая лаборатория и большая градиентная аэродинамическая труба для аналогичных испытаний и исследований [8].

Говоря о плюсах биоклиматического комфорта, следует упомянуть равнинные гонки на парусных колесных яхтах по степям и пустыням (рис. 12). Для такого спорта дикий пустынный ландшафт с сильными ветрами, равно как и тундра для парусных колесных нарт, — наилучший вариант рельефа (рис. 13). Ландшафтные объекты здесь наиболее полезны на местах старта и финиша.

На прибрежных песчаных равнинах имеются также кинетические скульптуры Тео Янсена, которые передвигаются с помощью ветра. Голландский художник и кинетический скульптор тео Янсен изучал физику в университете Делфта. Свои научные познания он применил в искусстве, сосредоточившись с 1990 года на конструировании скульптур, которые напоминают скелеты вымышленных животных (рис. 14).

Скульптуры тео Янсена из пластиковых труб самостоятельно передвигаются по пляжу благодаря

Рис. 14. Янсен и его кинетическая скульптура — ландшафтный ветроход, украшение берегового пейзажа

Ш О

(О X

о >

с во

N ^

2 о

н *

о

X 5 I н

о ф

энергии ветра [9]. Подобные предметы искусства можно считать кинетической частью обновленного ландшафта пляжа. Помимо повышения комфорта, они вносят новизну и эстетику в пейзаж.

Кроме того, кинетический скульптор Энтони Хау создал ряд новых произведений искусства (рис. 15). Американский художник работает со специализированным программным обеспечением, с помощью которого возможно сначала цифровое, а впоследствии — механическое изготовление каждого металлического фрагмента скульптуры. Даже низкие скорости ветра приводят в действие установку из десятков вращающихся компонентов [10].

Подобные ветровые сооружения способны и сами способствовать усилению ветровых потоков. Их можно отнести к малым формам ландшафтной архитектуры. Возможно их полезное применение не только как предмета искусства, но и в практическом отношении.

таким образом, необходима дальнейшая разработка в рамках представленных выше классификаций климатических типологий ландшафтов и их сооружений для выявления возможностей формирования климата и организации ветрозащиты для ландшафтных сооружений. Польза от развития исследований очевидна с точки зрения определения

Рис. 15. Кинетические ветряки ждут своего места в ландшафтной архитектуре

Рис. 16. Разнообразие форм лотков космических стартовых комплексов. Их роль — отводить вредные и опасные газовые потоки

и формирования биоклиматической комфортности городской застройки и ландшафтов. При этом наиболее востребованы исследования ветрозащитых свойств ландшафта для сооружений высокотехнологичных и наукоемких объектов.

Стоит напомнить, что специальной областью ландшафтной ветроинженерии являются газоотводные лотки и иные сооружения стартовых космических комплексов. Формы их проектируются и рассчитываются исходя из особенностей ракет-носителей (рис. 16). Их формы крайне разнообразны:

оврагоподобные, прямые, сердцеобразные, конические и трапециевидные. Каждый из этих вариантов можно отнести к проработанной геопластике ландшафта.

Существование ветра и ландшафта как архитектурного, так и природного, взаимозависимо. Задача аэродинамики и ландшафтной архитектуры состоит в изучении и создании благоприятной среды на основе этих двух природных и антропогенных явлений.

литература

1. Долженкова Е.И., Калашников Д.В. Моделирование ветрозащитных конструкций // Вестник ландшафтной архитектуры. 2015. № 5. С. 32-36.

2. Трубицына Н.А., Лимонад М.Ю. О ландшафтном архитектурном языке // Архитектон: известия вузов. 2014. № 48. Ст. 4.

3. ЛимонадМ.Ю., Ацюковский В.А., Трубицына Н.А. и др. Основы общей теории архитектуры в дисциплине «Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды». М., 2016. 520 с. (Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов. Избранные проблемы архитектурной типологии)

4. Дуничкин И.В., Поддаева О.И., Чурин П.С. Оценка биоклиматической комфортности городской застройки. М. : Изд-во МГСУ, 2016. Режим доступа: http://mgsu.ru/ resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdamya/izdamya-otkr-dostupa.

5. Колбин Д.С., Оленьков В.Д. Исследование ветрового режима с целью аэрации и ветрозащиты городских территорий // Вестник Пермского национального иссле-

Поступила в редакцию в мае 2017 г. Принята в доработанном виде в мае 2017 г. Одобрена для публикации в июне 2017 г.

Об авторе: трубицына Наталья Анатольевна — аспирант кафедры архитектуры, Государственный университет по землеустройству (гуз), 105005, г. Москва, ул. Казакова, д. 15, natu.natuca@yandex.ru.

довательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2011. № 1. С. 36-39.

6. Алешин В. Зеленый Notre Dame de Paris в Нидерландах // Livejournal. Режим доступа: http://vakin. livejournal.com/210711.html.

7. Соловьев С.Ю. Аэродинамическая устойчивость большепролетных мостов // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 5. С. 47-50.

8. Поддаева О.И., Дуничкин И.В. Расчетно-экспе-риментальные исследования ветровых воздействий для жилых комплексов в Москве // Промышленное и гражданское строительство. 2016. № 4. С. 42-45.

9. Рейзбих Е.И., Поморов С.Б. Кинетическое искусство в архитектуре и дизайне // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И.И. Пол-зунова. 2009. № 1-2. С. 193-197.

10. Абсолютна гармония искусства с природой: кинетические ветряные скульптуры Энтони Хау // Музей дизайна. Мебель, интерьеры, свет, декор. Режим доступа: http://museum-design.ru/the-absolute-harmony-of-art-with-the-nature-in-kinetic-wind-sculptures-by-anthony-howe.

Л

Ф

0 т

1

s

*

о

У

Т

0 s

1

К) n

г

3 у

о *

references

s

I h О Ф 10

1. Dolzhenkova E.I., Kalashnikov D.V. Modelirovanie vetrozashhitnyh konstruktsiy [Modeling windproof structures]. Vestnik landshaftnoj arhitektury. [Herald of Landscape Architecture]. 2015, no. 5, pp. 32-36. (In Russian)

2. Trubitsyna N.A., Limonad M.Yu. O landshaftnom arhitekturnom yazyke [On Landscape Arthitecture Language]. Arhitekton: izvestija vuzov [Architecton: News of the Universities]. 2014, no. 48, p. 4. (In Russian)

3. Limonad M.Yu, Atsyukovskiy V.A., Trubitsyna N.A. et al. Osnovy obshchey teorii arkhitektury v distsipline «Prob-lemy kompozitsii v arkhitekture i dizayne sredy» [Fundamentals of the General theory of Architecture in the Discipline «Problems of Composition in Architecture and Design of the Environment»]. Moscow, 2016, 520 p. (Aktual'nye i maloi-zuchennye problemy arkhitektury zdaniy, sooruzheniy i kom-pleksov. Izbrannye problemy arkhitekturnoy tipologii [Actual and Poorly Studied Problems of Architecture of Buildings, Structures and Complexes, Selected Problems of Architectural Typology]) (In Russian)

6. Dunichkin I.V., Poddaeva O.I., Churin P.S. Otsenka bioklimaticheskoy komfortnosti gorodskoy zastroyki [Assessment of the Urban Development Bioclimatic Comfort]. Moscow, MGSU Publ, 2016. Available at: http://mgsu.ru/ resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa. (In Russian)

7. Kolbin D.S., Olenkov V.D. Issledovanie vetrovogo rezhima s tsel'yu aeratsii i vetrozashhity gorodskih terri-torij [Study of the Wind Regime for the Purpose of Urban Areas Aeration and Wind Protection]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo uni-versiteta. Stroitel'stvo i arhitektura [Perm National Research

Polytechnic University Bulletin. Construction and Architecture]. 2011, no. 1, pp. 36-39. (In Russian)

8. Aleshin V. Zelenyy Notre Dame de Paris v Niderlan-dah [Green Notre Dame de Paris in the Netherlands]. Livejournal. Available at: http://vakin.livejournal.com/210711. html. Date of access: 10.05.2017. (In Russian)

9. Solovev S.Yu. Aerodinamicheskaya ustoychi-vost' bol'sheproletnykh mostov [Aerodynamic Stability of the Long-Span Bridges]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation]. 2016, no. 5, pp. 47-50. (In Russian)

10. Poddaeva O.I., Dunichkin I.V. Raschetno-eksperimental'nye issledovaniya vetrovykh vozdeystviy dlya zhilykh kompleksov v Moskve [Computational and Experimental Studies of Wind Effects for Residential Clusters in Moscow]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2016, no. 4, pp. 42-45. (In Russian)

11. Reyzbikh E.I., Pomorov S.B. Kineticheskoe iskusstvo v arhitekture i dizayne [Kinetic Art in Architecture and Design]. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta im. I.I. Polzunova [Bulletin of the Polzunov Altai State Technical University]. 2009, no. 1-2, pp. 193-197. (In Russian).

12. Absolyutna garmoniya iskusstva s prirodoy: ki-neticheskie vetryanye skul'ptury Anthony Howe [Absolutely between the Harmony Art and the Nature: the Kinetic Wind Sculptures by Anthony Howe]. Muzey dizayna. Mebel', inter'ery, svet, dekor [Museum of Design. Furniture, Interiors, Light, Decor]. Available at: http://museum-design.ru/the-absolute-harmony-of-art-with-the-nature-in-kinetic-wind-sculptures-by-anthony-howe. (In Russian)

m о

Received in May 2017.

Adopted in revised form in May 2017.

Approved for publication in June 2017.

About the author: Trubitsyna Natalja Anatolevna — postgraduate student, Architecture Department, State University of Land Use Planning (GUZ), 15 Kazakova str., Moscow, 105005, Russian Federation; natu.natuca@ yandex.ru.

(O X

о >

с

IQ

<N

s о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H >

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.