УДК 342.4
ВЕРНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ - ОСНОВА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье подчеркивается наличие твердых конституционных основ происходящих преобразований. Отмечается рациональная легитимность действующей Конституции РФ, признанной народом России как выражения консенсуса социальных слоев и политических сил. Провозглашается курс на конституциализацию правовой системы государственно-правовой жизни, существенная роль в реализации которого принадлежит Конституционному Суду РФ. Последний формирует направления конституционно-правовой политики.
Ключевые слова: конституция, реализация конституции, текущее законодательство, правовая жизнь, конституционно-правовая политика, охрана конституции, Конституционный Суд РФ, Конституционная Федерация.
Качественная модернизация общества и государства современной России происходит на твердой конституционной основе, на базе Конституции Российской Федерации 1993 года Российская Федерация с точки зрения позитивного права функционирует как конституционное государство. Конституция Российской Федерации своим содержанием выражает принципы демократии, свободы и справедливости, закрепляет неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, отвечающие международно-правовым стандартам, адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социально-правового прогресса.
Конституция Российской Федерации, ее рациональная легитимность признаны гражданским обществом, российским народом как выражение консенсуса основных социальных слоев и политических сил общества. Обладая весьма высокой степенью абстракции и качеством системности, Конституция РФ позволяет выразить всю смысловую и содержательную ее глубину. Все это создает прочную юридическую базу, основу для разнообразного динамичного развития правовой системы в соответствии с изменением социально-политической, экономической и нравственно-духовной ситуации в обществе и государстве. Имея универсальный, надотраслевой характер, Конституция РФ приобретает значение общеправового мировоззрения, государственной идеологии и национальной идеи.
Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет верховенство, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ непререкаема, составляет правовую основу всей системы законодательства, судебной и иной правоприменительной практики.
Конституционные установления являются общеобязательными для всех субъектов права. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы и подзаконные нормативные акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, либо признанные таковыми Конституционным Судом Российской Федерации, не должны применяться судами и другими правоприменителями.
Непосредственное действие Конституции РФ, прежде всего, относится к конституционным положениям, определяющим права и свободы человека и гражданина. В ст. 18 Конституции Российской Федерации закреплено: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной им исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием».
Н.В. ВИТРУК
Российская академия правосудия
На прямое действие Конституции Российской Федерации в судебной практике обращает внимание Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»1. Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, если суды приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности суды обязаны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако такое обращение не ограничивает непосредственное применение ими Конституции Российской Федерации, которое призвано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции Российской Федерации и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции Российской Федерации во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Конституции Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства2.
В Конституции Российской Федерации провозглашены общегражданские, общечеловеческие ценности и идеалы, прежде всего, права и свободы человека и гражданина в их сочетании с обязанностями и ответственностью. Но конституционные цели и идеалы — это еще не сама реальность. Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее и последовательнее идет реализация Конституции Российской Федерации, всех ее положений и установок, чем полнее используется ее демократический и нравственно-правовой потенциал.
Реализация Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, в законотворчестве (нормотворчестве) путем принятия законов и подзаконных актов, которые конкретизируют конституционные положения, во-вторых, в судебной и иной правоприменительной практике, и, в-третьих, в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц при обязательном соблюдении конституционных положений.
Существенное повышение роли и значения Конституции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, последовательная реализация конституционных установлений — есть объективная потребность, тенденция и условие социально-правового прогресса, суть конституционноправовой политики в современной России. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин справедливо отмечает: «Общество, которое не умеет и не хочет жить по действующей Конституции, не сможет жить и по любой другой»3.
Необходимо последовательно формировать устойчивые установки конституционно-правового мышления и поведения, позитивной конституционной ответственности, повышения качества правомерного поведения, направленного на реализацию конституционных установлений.
В правовой, конституционно-правовой политике необходим курс на консти-туциализацию правовой системы российского общества, общественно-политической и государственной жизни в стране, на решение актуальных проблем, связанных с формированием рыночной экономики, институтов демократии, реального федерализма и, главное, с достижением высшей цели — обеспечением достоинства человека, его прав и свобод и иных конституционных ценностей. Конституциализация есть нарастающий процесс реализации конституционных принципов, норм и иных установ-
1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
2 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. №19-П «По делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
3 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. С. 63-64.
лений в законотворчестве в сфере частного и публичного права, в судебной и иной правоприменительной практике, в контрольно-надзорной деятельности по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Существенную роль в интенсификации конституциализации играют решения и правовые позиции Конституционно -го Суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
В современных научных исследованиях усилия ученых должны быть направлены не на поиски мнимых пробелов и противоречий, дефектов в тексте Конституции РФ, а на разработку механизмов реализации положений Конституции РФ, на ее обеспечение, охрану и защиту.
Ряд ученых пишет о развитии, преобразовании, трансформации, модернизации, содержания Конституции Российской Федерации, пытаясь «подправить», дополнить, «доформировать» его без изменения текста Конституции путем, во-первых, нового истолкования, интерпретации и, во-вторых, принятием федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также посредством парламентской и судебной практики, конституционных обычаев и обыкновений правоприменительной практики (А.А. Кондрашов, В.А. Лебедев, М.А. Митюков и др.)4.
Текущее (отраслевое) законодательство регулирует конкретные виды общественных отношений путем как конкретизации отдельных конституционных положений, так и самостоятельного их регулирования, в том числе в целях использования правового потенциала Конституции Российской Федерации. К отраслевому регулированию предъявляется лишь одно требование: оно не должно противоречить Конституции Российской Федерации. Отраслевое законодательство, а тем более юридическая практика, не восполняет пробелы и не разрешает противоречия Конституции РФ, которых у нее нет, не развивает и не наполняет ее новым содержанием, так как такое в принципе невозможно и такую цель не преследует отраслевое (текущее) законодательство.
Составной частью процесса реализации Конституции Российской Федерации служит ее верное, адекватное понимание, интерпретация, официальное и неофициальное толкование, охватываемые понятием конституционной герменевтики как теории и практики, искусства познания смысла конституционных положений в контексте современного историко-культурного и социально-правового развития5. Речь идет о ступенях, глубине познания объективного смысла (духа) Конституции Российской Федерации, в основе которого лежит воля и консенсус общества.
Официальное толкование Конституции Российской Федерации, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации и являющееся окончательным, снимает неопределенность и мнимые противоречия в ее понимании. Новое истолкование и интерпретация в условиях развивающихся общественных отношений возможно, но оно не может противоречить конституционным установлениям и не может их изменять.
Текст Конституции РФ имеет резервы для интерпретации применительно к новым жизненным условиям. Особая роль в интерпретации Конституции Российской Федерации принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Его решения являются общеобязательными для всех субъектов права и по юридической силе они приравниваются к юридической силе самой Конституции Российской Федерации. Такой же юридической силой обладают и общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2005 года в связи с конституционно-правовой оценкой нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предполагающего участие в нем как законодательного (представительного) органа государст-
4 Конституция как символ эпохи / Под ред. С.А. Авакьяна. Т. 1. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2004.
5 Кравец И. А. Конституционная герменевтика: понятие и признаки // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 17. / Под ред. В.Ф. Воловича. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. С. 33-38.
венной власти субъекта Российской Федерации, так и Президента Российской Федерации, отметил: «Поскольку положения Конституции Российской Федерации проявляют свое регулятивное воздействие как непосредственно, так и посредством конкретизирующих их законов в определенной системе правового регулирования, притом в развивающемся социально-историческом контексте, правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в результате интерпретации, истолкования тех или иных положений, Конституции Российской Федерации применительно к проверявшемуся нормативному акту в системе прежнего правового регулирования и имевшей место в то время конституционной практике, могут уточняться либо изменяться, с тем чтобы адекватно выявить смысл тех или иных конституционных норм, их букву и дух, с учетом конкретных социально-правовых условий их реализации, включая изменения в системе правового регулирования».
В то же время следует помнить, что в процессе толкования конституционных установлений выявляется их истинный смысл, а не внесение изменений в их содержание. Интерпретатор лишен абсолютной свободы выбора, границы его усмотрения обусловлены распространяющейся на всех субъектов конституционных правоотношений обязанностью соблюдать Конституцию РФ и не допускать ее изменения под видом толкования.
Реализуя принцип самоограничения, Конституционный Суд Российской Федерации должен быть крайне осторожен в попытках наполнения конституционных положений новым содержанием без изменения самого текста Конституции в силу конкретно-исторической обстановки, других обстоятельств экономического, политического и иного характера, т.е. в силу целесообразности, без достаточного конституционного обоснования.
Эффективность и полнота реализации Конституции Российской Федерации зависит от степени разработанности юридического механизма реализации разнообразных конституционно-нормативных средств регулирования общественных отношений и социальных условий их использования. В целях последовательной реализации Конституции Российской Федерации должна быть создана эффективная система ее обеспечения.
Система обеспечения Конституции Российской Федерации в деятельности органов публичной власти и должностных лиц представляет собой меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочнение режима конституционности, т.е. состоит из двух блоков. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.
Профилактика конституционных нарушений означает выявление причин и условий нарушения Конституции, устранение этих причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям Конституции. К такого рода факторам относятся экономическая и политическая нестабильность, непрофессионализм, коррупция, низкая правовая культура должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед правомерностью и т.д.
Реализация конституционных установлений предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий, т.е. положительно действующих условий, факторов и средств как внутри той или иной структуры публичной власти, так и вне ее. Следует различать общие (экономические, политические, духовно-культурные, психологические, управленческие и др.) и специальные, в том числе правовые гарантии реализации конституционных положений. Правовые гарантии реализации конституционных положений включают: юридический механизм действия и реализации Конституции (установление юридических фактов, процедур осуществления конституционных положений, мер стимулирования и поощрения и др.).
Конституционные установления могут быть нарушены умышленно либо в силу ошибки со стороны законодателя, так и правоприменителей. Иными словами, Конституция РФ в своей реализации может дать сбои. Возникает необходимость охраны и защиты Конституции Российской Федерации.
Охрана Конституции РФ состоит в установлении правовых гарантий охраны, а именно в законодательно закрепленных мерах выявления конституционных нарушений и мерах их профилактики, в мерах пресечения, в мерах надзора и контроля за состоянием реализации конституционных установлений, защиты и меры ответственности за совершенные конституционные нарушения.
В защите конституционных установлений участвуют все органы публичной власти. Особая роль отводится судам, осуществляющим правосудие в различных формах — в виде конституционного и иного судебного контроля, прямого применения положений Конституции РФ при разрешении гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел.
Так, за десять с лишним лет Конституционный Суд Российской Федерации накопил достаточно большой положительный опыт по обеспечению прямого действия Конституции Российской Федерации, исключая из правового поля Российской Федерации положения законов — федеральных и субъектов Российской Федерации, — не соответствующих Конституции Российской Федерации, либо корректируя правоприменительную практику в контексте конституционно-правового истолкования законов. В повышении эффективности осуществления конституционного (конституционноуставного) правосудия в Российской Федерации необходимо завершить создание системы конституционно-уставного правосудия, в плане как структуризации, так и разграничения полномочий по осуществлению конституционного контроля между органами конституционного правосудия, судами общей и арбитражной юрисдикции.
На базе ценностей и идеалов, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, российское общество и государство мучительно ищут собственный путь развития, пытаясь не копировать практику безудержного индивидуализма, абсолютизации частной собственности и частной жизни, культивирования свободы без какой-либо ответственности и ограничений, игнорирования общепринятых традиций, моральных ценностей. Всем этим негативным образцам и процессам следует противопоставить гармонию общественных, групповых и личных интересов, сочетание социальной справедливости и формального равенства. Благодаря этому Конституция РФ может обеспечить стабильность, устойчивость, силу и прочность, прогрессивное развитие гражданского общества и правового государства, прав и свобод человека и гражданина, других конституционных ценностей.
В целях обеспечения прямого действия и реализации, охраны и защиты Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации необходимо продолжение правовой и судебной реформы, формирование нового конституционно-правового мышления, уважения к конституции, искоренение правового нигилизма на всех уровнях власти, развитие системы правового воспитания и юридического образования с целью подготовки юристов нового поколения.
Реализация Конституции РФ может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на свободное гражданское общество, на развитие его институтов (партии, общественные объединения, свободные средства массовой информации) и легитимную, сильную, авторитетную власть, реализующую политику правовыми средствами в условиях твердого правопорядка, конституционности и законности, сочетания динамизма и устойчивого прогрессивного социально-экономического, политического и духовного, культурного развития. Нельзя полагать, что Конституция РФ зиждется на утверждении индивидуального эгоизма, как считают некоторые ученые. В основе взаимоотношений личности, общества и государства лежит гармония общественных, корпоративных и личных интересов.
Рациональная, прагматичная конституционно-правовая политика предполагает постановку осуществимых целей, выбор адекватных, эффективных способов ее реализации. В частности, она должна формировать условия для соблюдения конституционного принципа социальной справедливости, для ликвидации огромного разрыва в положении различных социальных слоев общества, должна создавать равные стартовые условия для каждого в отстаивании, защите прав и свобод.
В осуществлении конституционно-правовой политики важное значение имеет учет реалий российской действительности, соблюдение лучших традиций правовой культуры и учет правовых ценностей, укоренившихся в образе жизни и поведении индивидов и всего народа (например, учет и культивирование коллективистских и нравственных начал).
Приоритетными направлениями конституционно-правовой политики в правовой сфере являются следующие:
— создание устойчивой нормативно-правовой основы, развитие законодательства, основанного на новых принципах общественного и государственного строя — принципах свободного гражданского общества, демократии и правового государства и других, закреплённых в Конституции современной России. Нельзя считать, что с принятием Конституции РФ в 1993 году проведение конституционной реформы завершено. Это лишь начало глобального процесса конституциализации отраслевого (текущего) законодательства в сфере частного и публичного права. Необходимы серьёзные меры по урегулированию всех форм собственности, рыночных отношений, свободы договоров, добросовестной конкуренции. Новые подходы необходимы в законодательстве в социальной сфере, по регулированию трудовых отношений в целях усиления коллективистских начал, социальной ответственности капитала, по оказанию социальных услуг, социального обеспечения;
— самостоятельными направлениями конституционно-правовой политики являются формирование правовых основ складывания и функционирования институтов гражданского общества, системы народовластия (референдум, выборы и др.), политической системы общества (политические партии, общественные объединения);
— нуждается в конкретизации конституционно-правовая политика по реализации конституционных принципов разделения властей, федерализма, местного самоуправления, проведения административной реформы: остаётся актуальной задачей дальнейшая разработка и реализация судебной реформы (обеспечение доступа к правосудию, создание специализированных судов и форм судопроизводства, подготовка кадров и др.);
— особую специфику имеет конституционно-правовая политика в сфере правореализационной деятельности, прежде всего органов публичной власти, их должностных лиц. В основе этой деятельности должны быть положены принципы конституционности и законности, усиление конституционного и общего контроля и надзора. Особая роль в осуществлении конституционного и конституционно-уставного контроля принадлежит Конституционному Суду РФ, органам конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации, а также судам общей и арбитражной юрисдикции, мировым судьям;
— в правоохранительной и правозащитной деятельности акцент следует перенести на её реальность и эффективность, на профилактику правонарушений, на восстановление нарушенных прав, свобод и обязанностей в сочетании со справедливым возмездием, наказанием за совершённые преступления и другие правонарушения. Необходима большая организационная, воспитательная работа по адаптации граждан к новым условиям в отстаивании и защите своих прав, свобод и законных интересов, к использованию всех предусмотренных законом правовых средств защиты;
— в российском обществе и в современном мире возникли новые угрозы и вызовы, связанные с международным терроризмом, локальными конфликтами, техногенными и природными катастрофами и катаклизмами, наркобизнесом, национальной организованной преступностью и другими новыми явлениями и процессами. Объективно это ставит проблему формирования и развития конституционно-правовой безопасности общества, государства и каждой личности. Есть угрозы и внутреннего порядка — это всеобщая криминализация экономической и иных сторон жизни, коррупция на всех уровнях функционирования публичной власти, ксенофобия, правовой нигилизм и правовой романтизм законодателей, разрыв правового пространства в условиях конституционной федерации. Эти факторы актуализируют проблему реализации, охраны и защиты Конституции РФ, всех её установлений.
Список литературы
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. №19-П «По делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25.
3. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки.
4. Конституция как символ эпохи / Под ред. С.А. Авакьяна. Т. 1. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2004.
5. Кравец И.А. Конституционная герменевтика: понятие и признаки // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 17. / Под ред. В.Ф. Воловича. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004.
FIDELITY OF THE CONSTITUTION - A BASIS OF PROGRESSIVE DEVELOPMENT
OF MODERN RUSSIA
N.V. VITRUK
The Russian academy ofjustice
In article presence of firm constitutional bases of occurring transformations is underlined. Rational legitimacy of the operating Constitution of the Russian Federation recognized as the people of Russia as expression of a consensus of social strata and political forces is marked. The course on konstitutionalization legal system of the state-legal life is proclaimed, the essential role in which realization belongs to the Constitutional Court of the Russian Federation. Last forms directions of a konstitutsionno-legal policy.
Key words: the constitution, constitution realization, the current legislation, a legal life, the konstitutsionno-legal policy, constitution protection, the Constitutional Court of the Russian Federation, the Constitutional Federation.