Научная статья на тему 'Верификация концепции власти М. Вебера на примере политической культуры Великобритании и России'

Верификация концепции власти М. Вебера на примере политической культуры Великобритании и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1373
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ГОСПОДСТВО / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / ХАРИЗМА / ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POWER / SUPREMACY / LEGITIMACY / LEADERSHIP / CHARISMA / ELITE / POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Красненко Ольга Анатольевна

Данная статья содержит основные результаты диссертационного исследования «Эвристические возможности концепции власти Макса Вебера в исследованиях политической культуры». На основании изучения ряда работ немецкого социолога, посвященных проблемам политики, его концепция формулируется и анализируется как целостная, логически непротиворечивая система взаимосвязанных идей. Одновременно проводится проверка актуальности теоретико-методологических положений концепции на примере политической культуры Великобритании и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing of M. Weber's conception of power on the example of political culture of Great Britain and Russia

This article contains the main results of the scientific research: «Cognitive possibilities of Max Weber's conception of power in the research of political culture». We formulate and analyze conception of the German sociologist as a whole consecutive system of the bound ideas on the basis of study of his political works. Testing of the theoretical thesis actuality on the example of political culture of Great Britain and Russia is conducted simultaneously.

Текст научной работы на тему «Верификация концепции власти М. Вебера на примере политической культуры Великобритании и России»

Социология, культурология, философия

УДК 316:321 O.A. Красненко*

Верификация концепции власти М. Вебера на примере политической культуры Великобритании и России

Данная статья содержит основные результаты диссертационного исследования «Эвристические возможности концепции власти Макса Вебера в исследованиях политической культуры». На основании изучения ряда работ немецкого социолога, посвященных проблемам политики, его концепция формулируется и анализируется как целостная, логически непротиворечивая система взаимосвязанных идей. Одновременно проводится проверка актуальности теоретико-методологических положений концепции на примере политической культуры Великобритании и России.

Ключевые слова: власть, господство, легитимность, лидерство, харизма, элита, политическая культура.

O.A. Krasnenko*. Testing of M. Weber’s conception of power on the example of political culture of Great Britain and Russia.

This article contains the main results of the scientific research: «Cognitive possibilities of Max Weber’s conception of power in the research of political culture». We formulate and analyze conception of the German sociologist as a whole consecutive system of the bound ideas on the basis of study of his political works. Testing of the theoretical thesis actuality on the example of political culture of Great Britain and Russia is conducted simultaneously.

Keywords: power, supremacy, legitimacy, leadership, charisma, elite, political culture.

Методологический индивидуализм, использование идеальных типов для анализа политических явлений и попытка избежать ценностных суждений присущи Максу Веберу при изложении им своих теоретических взглядов на проблемы политической власти. Целью данной статьи является реконструкция основных теоретико-методологических положений его концепции власти и их верификация на примере политической культуры Великобритании и России.

Изучение трудов М. Вебера, затрагивающих проблемы политической власти, - «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Национальное государство и народнохозяйственная политика», «Парламент и правительство в новой Германии», «Протестантская этика и дух капитализма»

- позволяет выявить следующие блоки теоретических положений концепции: «власть, господство, легитимность», «проблемы политической власти в национальном государстве» и «этические аспекты политической власти».

Начнем с характеристики первого блока. Феномен власти в интерпретации Вебера носит, с одной стороны, вероятностный, а с другой стороны, многоликий характер. «Власть обусловлена просто шансом действующего лица на то, чтобы навязать свою волю другому индивиду даже при условии сопротивления со стороны последнего»1. Существуют разные виды власти: социальная власть, т.е. власть, основанная на красоте, знании, престиже и т.д.; экономическая власть, т.е. власть, основанная на обладании финансами, средствами производства и т.д.; политическая власть, т.е. власть, признаваемая в силу закона, традиции, харизмы и поддерживаемая возможностью использования легитимного насилия. Для целей нашего исследования нас интересует только последняя ее разновидность.

По мнению Вебера, политика характеризуется господством, осуществляемым одними людьми над другими; само же господство является институализированной формой власти. Следовательно,

* Красненко, Ольга Анатольевна. Аспирант СПбГУ, факультет социологии. Россия, 192029, г. Санкт-Петербург, ул. Ткачей д. 24, кв. 13. Моб.: 8 (921) 590-90-27. E-mail: olga7919@mail.ru.

* Krasnenko, Olga Anatolievna, PhD student of Saint Petersburg State University, faculty of sociology. Russia, 192029 Saint Petersburg, Tkachei Str. 24-13.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

политическая власть - наиболее сильная форма власти, подкрепленная соответствующими социальными институтами и предполагающая наличие господина в системе отношений и подчинение ему. В «Экономике и обществе» Вебер имеет в виду в первую очередь политическую власть (господство), предполагающую возможность не только давать приказания, но и обязанность подчиняться им. Если подчинение отсутствует, то можно говорить о чем угодно, только не о господстве.

Основания для повиновения «снизу» (основания легитимности) могут быть разными - это и материальная заинтересованность управляемых, получающих выгоды от данного режима, или же их элементарная слабость, неорганизованность, выражаемая в неспособности ему противостоять. Однако сам М. Вебер в качестве классифицирующего признака выбирает моральную убежденность подчиненных в праве господина на власть. Исходя из этих внутренних мотивов (убеждений), вызывающих повиновение масс, он выводит свою типологию господства: традиционное, легально-рациональное и харизматическое.

В «Хозяйстве и обществе» Вебер разрабатывает детальную характеристику каждого типа господства. Традиционное господство он в свою очередь разбивает на несколько подвидов: геронтократическое, патриархальное, патримониальное и феодальное. Легально-рациональное господство означает господство порядка обезличенных законов и правил, а основными его субъектами являются политики и чиновники. При этом бюрократия обладает рядом преимуществ перед выборными должностными лицами, т.к. в силу своей обезличенности и постоянства имеет монопольный доступ к определенным видам служебной информации. Немецкий социолог разрабатывает «кодекс» поведения бюрократии, чтобы уменьшить ее тенденции к злоупотреблению властью. В целом Вебер, при условии соблюдения этических правил, в отличие от своего предшественника К. Маркса, положительно расценивает появление и функционирование бюрократического аппарата. Следующий тип господства -харизматический, основан на необыденном даре господина (харизме) и безоговорочной вере в него его последователей. «Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционной силы “ratio”, которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным жизненным формам и к “миру” вообще»2. Партийный лидер, по мнению Вебера, самый распространенный тип носителя политической харизмы в условиях плебисцитарной демократии.

В наше время легально-рациональный тип господства характерен как для политической культуры Великобритании3, так и для политической культуры России. В первом случае он представлен выборными политиками (членами парламента и кабинета министров) и рядовыми чиновниками. Во втором случае -категорией А государственных служащих (Президент, премьер-министр, депутаты Государственной Думы) и вспомогательными категориями чиновников Б, В. Партийное харизматическое лидерство более характерно для политической культуры Великобритании, его носитель обычно становится премьер-министром. В случае с Россией харизматический лидер приходит к власти либо при помощи оппозиционного общественного движения, либо формирует это движение (политическую партию) уже после своей инаугурации. Традиционное господство, представленное властью монарха, сохранилось только в Великобритании.

Второй блок «Проблемы политической власти в национальном государстве» представлен теоретическими положениями о формировании единой нации, сохранении и расширении территории, эффективном управлении. Анализируя феномен государства, Вебер акцентирует свое внимание в первую очередь на следующих его аспектах: нация и территория, а также насилие как специфическое средстве поддержания легитимного порядка внутри него. По мнению англо-американского исследователя наследия Вебера, Франка Паркина, для социологии немецкого ученого вообще свойственна терминология жестокости, принуждения и насилия: «Там, где преобладает гармония и порядок, не всегда отсутствует угроза использования силы. Внутри бархатной перчатки всегда находится железный кулак»4.

В своей фундаментальной работе «Хозяйство и общество» Вебер последовательно проводит идею о том, что нация и государство - это два образования, необходимые друг другу для совместного выживания. При этом нация должна стать государством, чтобы защищать границы своего культурного сообщества от «эрозии» и посягательств со стороны «приветливых» соседей5, в свою очередь, и государство должно стать нацией, чтобы заложить основы внутреннего единства. «Нация - это понятие, которое в результате эмпирических исследований однозначно не определяется. Оно свидетельствует о том, что нация в определенный момент требует наличия чувства солидарности между определенными человеческими группами для сохранения единства»6. Анализ политиче ской культуры Великобритании и России показывает, что сегодня формирование единой национальной идентичности затруднено обратными процессами мультикультуризма и международными стандартами соблюдения прав человека.

Любое государство для существования и развития должно занимать определенный географический ареал (территорию). Вебер, в отличие от К. Маркса, который также акцентирует внимание на «насилии» как средстве поддержания господства внутри государства, первым заявляет о необходимости защиты территориальных границ данного образования. Однако Маркс не считает нужным защищать территорию политического союза господства и подчинения, т.к. полагает, что в случае социальной революции пролетариат захватит государственную власть и сделает весь мир своим домом без границ (идея мировой социалистической революции). Вебер видит назначение государства (именно национального государства) не только в том, чтобы защищать свои границы, но и в том, чтобы их расширять. Он считает, что каждое мощное политическое образование стремится к увеличению своих территорий и тем самым к росту

своего влияния по отношению к другим государствам. Следовательно, пограничные государства представляют собой потенциальную угрозу друг другу, т.к. нуждаются в дополнительной территории для роста «организма». Сегодня задача защиты территориального единства государства осуществляется посредством членства стран в соответствующих военно-политических блоках. При этом возможности по расширению территорий современных государств фактически исчерпаны, т.к. мир поделен, что закреплено в международных актах. Альтернативой территориальной экспансии современного «государственного организма» может служит увеличение его экономического, политического и культурного влияния в глобальном масштабе.

Эффективность управления государством, по мнению Вебера, зависит от следующих составляющих

- баланс власти, соответствие состава правящей элиты уровню развития общества, развитая политическая культура населения. При этом баланс власти должен базироваться на смешение трех типов господства7

- традиционного (монарх), легально-рационального (бюрократия) и харизматического (партийный лидер). Сегодня это требование выполняется только для политической культуры Великобритании, что отчасти объясняет ее стабильность и процветание. «Монархия - это традиция, связанная в сознании британцев с имперским могуществом их страны, ушедшим в историю, и одновременно единственный институт, символизирующий преемственность власти. По мнению ряда конституционных историков, при проведении социальных и политических реформ корона благодаря ее постоянству и нейтральности служит одним из стабилизирующих факторов общественной жизни, конституционным прикрытием для радикальных преобразований и углубления демократии»8. В целом Вебер при разработке своей «социологии власти» всегда ориентируется на Великобританию как на воплощение идеала общественно-политического устройства.

Соответствие состава правящей элиты социально-экономическому уровню развития общества -следующее условие эффективности государственного управления. В работе «Национальное государство и народнохозяйственная политика» Вебер утверждает, что опасно и несовместимо с интересами общества, когда политическая власть в капиталистическую эпоху находится в руках класса, переживающего экономический упадок (т.е. юнкеров-феодалов), и еще хуже, когда ею располагают классы политически незрелые (т.е. пролетариат)9. Это требование выполняется для политической культуры Великобритании, т.к. состав правительства здесь соответствует постиндустриальному этапу развития ее общества.

Немецкий социолог полагает, что развитию политической культуры населения способствует политическое воспитание. «Мы видим противоположность политическому воспитанию, когда пытаемся сформулировать параграфы вотума недоверия, направленные против мирного социального будущего нации, или же когда ВгасЫиш 8аеси1аге (светская власть - прим. авт.) шарит в поисках руки Церкви для опоры светских властей»10. В процессе исследования политической культуры Великобритании и России выявлено, что не только политическое воспитание, но и религиозное мировоззрение11 оказывает значительное влияние на уровень развития политической культуры населения. Так, кальвинистский элемент англиканства (отсутствие права исповеди и необходимость доказывать свою избранность методическим трудом) обуславливает политическую активность населения Британии, а его лютеранская составляющая, характеризующаяся созерцательностью мировосприятия и покорностью в отношении с властями, является залогом политической стабильности системы. Православная религия - основная причина сохранения подданнической политической культуры в России, для которой характерны устойчивые поведенческие образцы опекунства и иждивенчества ее представителей. «Раб!.. Эта ужасная язва, которая нас изводит, в чем же ее причина?.. Откуда у нас действие религии наоборот? Не знаю, но мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся!»12 Следовательно, для развития активистской политической культуры населения необходима не только политическая социализация, но и Реформация православия, дополненная сменой поколений.

Совокупность теоретических положений Вебера, посвященная этическим аспектам политической власти, носит спорный и неоднозначный характер, с точки зрения их приемлемости в реальной политике, хотя, конечно, она не лишена оригинальности и стоит того, чтобы быть проанализированной в качестве составной части его концепции власти. Так, политические мыслители разных времен и народов признают наличие противоречия между морально одобренной целью осуществления политической власти (онтологического добра) и средствами ее достижения. Некоторые из них решают данную дилемму в пользу реализуемой цели, ибо любая деятельность, в т.ч. и политическая, оправдывается только ее эффективностью. Среди сторонников данного подхода можно упомянуть Н. Макиавелли «Государь», Т. Гоббса «Левиафан», С.Г. Нечаева «Катехизис революционера». Другая часть мыслителей (И. Кант, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, В.С. Соловьев), наоборот, полагают, что любое политическое действие обусловлено нравственными нормами, т.е. признается приоритет нравственно одобренных средств над эффективностью осуществления политической власти. Например, И. Кант утверждает, что «истинная политика не может сделать шага, не присягнув морали»13.

Сам М. Вебер является представителем неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), которое наделяет религиозную сферу исключительным статусом в качестве ориентира для других сфер культуры. По мнению Ч. Тернера, Вебер поначалу пытается поддерживать целостность этого этического императива, но, в конце концов, не может. «Вебер действительно наделяет “политическое” исключительным статусом. В то время как религия, сексуальность, искусство, наука и даже экономическая сфера могут быть определены в терминах отличия, свойственных им, “политическое” является единственной сферой, которую он не определяет в терминах системы ценностей, установленных неокантианством»14. Ученый осознает, что политическая власть не всегда бывает эффективна, когда благие цели реализуются с помощью

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

благих средств. «Ибо если вывод акосмической этики любви гласит: “Не противостоять злу насилием”,

- то для политика имеет силу прямо противоположное: ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответственен ты»15. В качестве иллюстрации справедливости данного утверждения можно привести пример изоляционистской политики из истории Великобритании, проводившейся в период между Первой и Второй мировой войнами с целью поддержания мира мирными средствами. «Многие демократы Запада и США отпрянули с поля репрезентации самого по себе, став сбивчивыми и двусмысленными защитниками разоружения, нежестокости, мира “любой ценой”. Это сформировало культурный фрейм изоляционистской политики Британии и США... Возможно, агрессивные амбиции милитаристского нацизма сделали невозможным поддержание этой двусмысленности, в которой прибывали Британия и США вплоть до начала второй мировой войны и ее середины»16. Таким образом, М. Вебер, формально находясь в стане последователей И. Канта в отношении вопросов осуществления политической власти, фактически является сторонником первой группы мыслителей, которые признают приоритет целей политики над использованием нравственных средств.

Мы утверждаем, что для того, чтобы цели политики были оправданы, нужно повысить нравственные требования к тем, кто стремится взять «бразды правления» в свои руки. Такой же точки зрения придерживается и Платон. В своем «Государстве» он последовательно доказывает, что власть в обществе должна принадлежать мудрецам-правителям, ведущим аскетический образ жизни и не предающимся земным благам, при этом лучшей формой правления может быть только аристократия (т.е. власть избранных). Наш отечественный социолог П. Сорокин также считает необходимым ужесточение тестирующего механизма по отношению к тем, кто управляет обществом, приводя примеры из жизни правящих элит Древнего Китая и Индии. «В Индии аристократия и аристократическая элита оказываются просеянными через два самых серьезных сита: семья и школа. Ее тестировали биологически, интеллектуально и нравственно. В результате мы имеем самую могущественную аристократию, отобранную биологически и социально»17. В современной Великобритании разработаны и эффективно используются морально-этические кодексы для регулирования поведения каждой категории государственных служащих.

Однако Вебер предлагает выбор целей и средств политики отдать на усмотрение харизматическому лидеру, ибо последний наделен такими необходимыми качествами, как глазомер, дистанция по отношению к себе/к другим и ответственностью, а, следовательно, может принимать объективно оправданные решения. «Ибо здесь коренится мысль о призвании (Вегиі1) в его высочайшем выражении»18. При этом категория политической ответственности заслуживает особого внимания, т.к. именно на ней Вебер строит свою «этику ответственности», которой должен следовать тот, кто призван осуществлять политическую власть. В современном понимании политическая ответственность означает совпадение обещаний политиков с их реальной практикой, а также соотношение между реальными проблемами в обществе и их осознанием политиками. «Ответственность власти - это эффективное руководство страной, обеспечивающее ее движение вперед в экономике, социальной, духовно-нравственной, культурнообразовательной, научно-технической, оборонной и других сферах»19. Содержание понятия политической ответственности может быть усилено добавлением в нее этической компоненты и, следовательно, превращением последней в категорию нравственной ответственности субъекта власти, которую следует понимать не как ответственность за чистоту своих поступков, но как способность взять ответственность за жизнь другого человека.

Сам М. Вебер понимает политическую ответственность как «ответственность перед политической деятельностью»: «Она (страсть - прим. автора) не сделает вас политиком, если, являясь служением “делу”, не сделает ответственность именно перед этим делом главной путеводной звездой вашей деятельности»20. Категории ответственности соответствует категория вины, которая в трактовке Вебера приобретает следующее содержание: «Поэтому я теперь могу сказать: это копанье в чувствах вины, которое я часто встречаю, - болезнь. Совершенно такая же, как в области религии - самобичевание, в сексуальной - мазохизм»21. Сопоставляя понимание Вебером обоих понятий (вины и ответственности), мы можем говорить скорее о политической безответственности созданного Вебером образа политика по призванию, чем о его ответственности за последствия политического выбора.

К сожалению, подобное понимание политической ответственности (ответственности власти) Вебер, видимо, заимствует из лютеранского, а не кальвинистского религиозного контекста, для которого свойственно более строгое понимание данной категории в виду невозможности покаяния. Это и неудивительно - ведь и сам исследователь является в первую очередь носителем лютеранского религиозного мировоззрения. В соответствии с данным направлением религиозной мысли верующему достаточно принять «простодушный вид» кающегося за непредвиденные последствия своих действий в мистическом общении с Богом и этого будет достаточно для отпущения грехов. «В лютеранстве же “ипіо шуйіса” (“единение с богом”. - прим. авт.) сверх того сочеталось с глубоким ощущением греховности и осознанием себя недостойным милости Божьей, что должно служить предпосылкой “роепіїепйа quotidiana” (“ежедневного покаяния” - прим. авт.), направленной на сохранение в душе лютеранина смирения и наивного простодушия, необходимых для прощения грехов22. Сложность и неоднозначность нравственной стороны осуществления власти заставляет Вебера полностью не отказываться от христианской этики в данной сфере: «И постольку этика убеждения и этика ответственности не суть абсолютные противоположности, но взаимодополнение, которые лишь совместно составляют подлинного человека, того, кто может иметь “призвание к политике”»23.

С «высоты» сегодняшнего дня мы полагаем, что решение этических проблем власти (выбор между целями и средствами, где этическое значение целей не определено, обладание средством насилия) в духе

Вебера, который возлагает на политика по призванию огромные надежды за правильный выбор целей и средств политики, совершенно недопустимо. Только государственный деятель, соответствующий высоким нравственным требованиям, может эффективно управлять государством и отвечать за последствия своих действий. Следует отметить, что нравственный уровень правящей элиты в целом очень сильно влияет на управляемое большинство и может направлять государство на разные пути развития. Это утверждение подтверждает и история самой Германии в XX в., когда примерно одинаковый уровень нравственности народа при разном уровне нравственности представителей власти приводил к совершенно разным результатам развития общества: к бюргерскому самодовольству благополучного мещанства (Вемайрская республика), к бесчеловечной пассионарности нацизма (политический режим А. Гитлера), к всеобщему прозрению и очищению нации покаянием (формирование ФРГ при участии Великобритании и США).

Следует отметить, что отношения власти имеют двухсторонний характер, поэтому ответственность за эффективное управление страной несет и само население, которое должно обладать активистской политической культурой, способной контролировать субъект власти и противостоять его произволу, инициируя досрочный отзыв парламентариев, роспуск парламентов и судов и т.д., если очевидны злоупотребления и вредоносность осуществляемой политики. Таким образом, двухсторонние политические отношения предусматривают двухстороннюю политическую ответственность.

Итак, верификация концепции власти М. Вебера на примере политической культуры современных обществ показывает, что его теоретические положения, содержащие требования поддержания баланса власти, соответствия типа элиты уровню развития общества, воспитания активистской политической культуры его членов, сохраняют свою актуальность и сегодня, а, следовательно, могут быть использованы не только для описания соответствующей политической системы (политической культуры), но и для выработки рекомендаций по ее усовершенствованию. Теоретические же положения, касающиеся построения единой национальной идентичности, территориальной экспансии национального государства и «этики ответственности» харизматического лидера в настоящее время устарели, поэтому мы предлагаем заменить их на более современные альтернативы: формирование многонационального государства, увеличение политико-экономической мощи страны, повышение нравственных требований к лицам, претендующим на политическую власть.

Список литературы

1. Вебер, М. Национальное государство и народнохозяйственная политика // Политические работы. - М., 2003.

2. Вебер, М. Парламент и правительство в новой Германии // Политические работы. - М., 2003.

3. Вебер, М. Политика как призвание и профессия // Избранное : Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2006.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное : Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2006.

5. Вебер, М. Харизматическое господство // Социологические исследования. - 1988. - № 5.

6. Вебер, Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. - М., 2007.

7. Виноградов, В. Н. Лорд Пальмерстон в европейской дипломатии // Новая и новейшая история. - 2006. - № 5.

8. Кант, И. К вечному миру. Философский проект // Кант И. Собр. соч. : в 8 т. - Т. 7. - М., 1994.

9. Серебрянников, В. В. Ответственность власти // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 1996. - № 8.

10. Остапенко, Г. С. «Всенародная бабушка» королева Елизавета II // Международная жизнь.

- 2006. - № 6.

11. Сорокин, П. А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

12. Шпакова, Р П. Макс Вебер о становлении демократии в России // Социс. - 2003. - № 3.

13. Чаадаев, П. Я. Философские письма // Статьи и письма. - М., 1989.

14. Almond, G., Verba, S. Civic culture. - Cambridge, 1963.

15. Alexander, J. On the social construction of moral universals: the «Holocaust» from war crime to trauma drama // Matters of Culture : Cultural Sociology in Practice. - 2004.

16. Marx, K. Capital. Vol. III. - Moscow, 1959.

17. Parkin, F. Max Weber. - L., 1993.

18. Turner, Ch. Modernity and Politics in the Work of Max Weber. - L., 1995.

19. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft. - Tubingen., 1972.

20. Weber, M. Economy and Society. - N.Y., 1968.

Literature

1. Weber, M. National state and economic policy // Political works. - Moscow, 2003.

2. Weber, M. Parliament and government in the new Germany // Political works. - Moscow, 2003.

3. Weber, M. Politics as a vocation // Selected : Protestant ethics and spirit of capitalism. - Moscow, 2006.

4. Weber, M. Protestant ethics and spirit of capitalism // Selected : Protestant ethics and spirit of capitalism. - Moscow, 2006.

5. Weber, M. Charismatic supremacy // Sociological researches. - 1988. - № 5.

6. Weber, Marianna. Max Weber’s life and works. - Moscow, 2007.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

7. Vinogradov, V. N. Lord Palmerston in European diplomacy // New and newest history. -2006. - № 5.

8. Kant, I. To the eternal world. Philosophical project // Kant I. Collection of works in 8 volumes. - V

7. - Moscow, 1994.

9. Serebryannikov, V. V. Responsibility of power // Representative power: monitoring, analysis, information. - 1996. - № 8.

10. Ostapenko, G. S. The «Common grandmother» queen Elisabeth II // International life. - 2006. - № 6.

11. Sorokin,P.A. Social stratification and mobility // Man. Civilization. Society. - Moscow, 1992.

12. Shpakova, R. P. Max Weber about democracy in Russia // Sociological researches. - 2003. - № 3.

13. Chaadaev, P. Y. Philosophical letters // Articles and letters. - Moscow, 1989.

14. Almond, G., Verba, S. Civic culture. Cambridge, 1963.

15. Alexander, J. On the social construction of moral universals: the «Holocaust» from war crime to trauma drama // Matters of Culture : Cultural Sociology in Practice. - 2004.

16. Marx, K. Capital. Vol. III. - Moscow, 1959.

17. Parkin, F. Max Weber. - L., 1993.

18. Turner, Ch. Modernity and Politics in the Work of Max Weber. - L., 1995.

19. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft. - Tubingen., 1972.

20. Weber, M. Economy and Society. - N.Y., 1968.

1 Weber, M. Wirt Pchaft und Ge Pell Pchaft. Tubingen., 1972. p. 122.

2 Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5. C. 142.

3 См.: Almond, G., Verba, P. Civic culture. Cambridge, 1963. P 12.

4 Parkin, F. Max Weber. L., 1993. P. 71.

5 См.: Виноградов, В.Н. Лорд Пальмерстон в европейской дипломатии // Новая и новейшая история. 2006. № 5. C. 194.

6 Weber, M. Wirt Pchaft und Ge Pell Pchaft. Tubingen., 1972. P 528.

7 См.: Вебер М. Парламент и правительство в новой Германии // Политические работы. М., 2003. C. 236.

8 Остапенко, Г.С. «Всенародная бабушка» королева Елизавета II // Международная жизнь. 2006. № 6. C. 157, 158.

9 См.: Вебер М. Национальное государство и народнохозяйственная политика // Политические работы. М., 2003. C. 36.

10 Там же. С. 38.

11 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.. 2006. С. 49, 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Чаадаев, П.Я. Философские письма // Статьи и письма. М., 1989. С. 60, 61.

13 Кант, И. К вечному миру. Философский проект // Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М., 1994. С. 49.

14 Turner, Ch. Modernity and Politic P in the Work of Max Weber. L., 1995. P. 149.

15 Вебер М. Там же. C. 521.

16 Alexander, J. On the Pocial con Ptruction of moral univer Pal P: the «Holocau Pt» from war crime to trauma drama // Matter P of Culture: Cultural Pociology in Practice. - 2004. P. 202.

17 Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C. 413.

18 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. C. 487.

19 Серебрянников В.В. Ответственность власти // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 8. C. 18.

20 Вебер М. Там же. - C. 517.

21 Вебер Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. М., 2007. C. 508.

22 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. C. 88.

23 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. C. 527.

УДК 316. 477

О.В. Лукичее*, Н.Н. Шестакова**, С.А. Ширнова***

Молодежная политика и гражданское общество1

В статье рассмотрены место и роль молодежных и детских общественных объединений в системе молодежной политики, участие этих организаций в становлении гражданского общества. Определена результативность деятельности молодежных и детских организаций с позиций направленности их работы, а также даны оценки перспективных и текущих ожиданий молодежи и ее объединений от государства.

* Лукичев, Олег Васильевич - заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии, член Криминологической ассоциации России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 19S206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (S12) 744-70-19.

** Шестакова, Наталия Николаевна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики (ИПРЭ) РАН. Россия, 199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 3S. Тел. (S12) 316-27-65. (р.т. 744-70-19). E-mail: nnshestakova@mail.ru.

*** Ширнова, Светлана Анатольевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики (ИПРЭ) РАН. Россия, 199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 3S. Тел. (S12) 316-27-65. (р.т. 744-70-19) E-mail: vikaS07@yandex.ru.

* Lukichev, Oleg Vasilievich, honored lawyer of the Russian Federation, Cand.Sc. (Law), professor, professor of the department of criminology, a member of Criminological Association of the Russian Federation.

** Shestakova, Natalia Nikolaevna, Cand.Sc. (Engineering), senior research fellow of the Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences (IPRES) RAS. Russia, 199013, St.-Petersburg, Serpukhovskaya str., 3S.

*** Shirnovа, Svetlana Anatolievna, Cand.Sc. {Economics}, senior research fellow of the Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences (IPRES) RAS. Russia, 199013, St.-Petersburg, Serpukhovskaya str., 3S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.