Научная статья на тему 'Вербальный символизм чувственного образа'

Вербальный символизм чувственного образа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
663
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чувственный образ / осмысленный образ / Символ / Язык / слово / знак / значение / личностный смысл

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградова Н. В.

Рассмотрены особенности понятия «чувственный образ» в связи с его отношением к языку. Показана роль языка (знаковой системы) как связующего звена между чувственной реальностью и человеческим сознанием, а также символизм слова и образа по отношению к реальности. Выявлено, как соотносятся слово (знак) и осмысленный образ, охарактеризованы способы влияния языка (речевой деятельности) на формирование этого образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вербальный символизм чувственного образа»

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 165.19:159.937.22

ВЕРБАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА © Н. В. Виноградова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 254 78 15.

E-mail: natavin-71@mail.ru

Рассмотрены особенности понятия «чувственный образ» в связи с его отношением к языку. Показана роль языка (знаковой системы) как связующего звена между чувственной реальностью и человеческим сознанием, а также символизм слова и образа по отношению к реальности. Выявлено, как соотносятся слово (знак) и осмысленный образ, охарактеризованы способы влияния языка (речевой деятельности) на формирование этого образа.

Ключевые слова: чувственный образ, осмысленный образ, символ, язык, слово, знак, значение, личностный смысл.

То, как человек воспринимает окружающий мир, определяется, в первую очередь, его органами чувств. На протяжении веков философы, пытаясь раскрыть тайны познания, вели споры о том, насколько можно доверять нашим чувствам. Исторически сложилась традиция противопоставления чувственного и рационального познания. В настоящее время в науке на передний план выходят междисциплинарные исследования, а особенностью современного этапа развития научных знаний является синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов. Философское понимание проблем сознания и познания требует обращения к исследованиям в области частных наук, таких, как психология, языкознание, когнитивные науки. Исходя из определения чувственного образа как отражения в сознании объектов окружающей реальности, в данной статье мы рассмотрим, насколько тесно при этом взаимодействуют мышление и чувственный опыт. А так как одним из основных «орудий» мышления является язык, то выясним:

1) особенности понятия «чувственный образ» в связи с его отношением к языку;

2) как соотносится слово (знак) и осмысленный образ и какое влияние оказывает язык на формирование этого образа.

Категория образа является одной из основных в психологии, эстетике и, конечно, философии.

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский в своей работе «Основы теоретической психологии» указывают, что «категория психического образа изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании» [1, с. 139]. По мнению авторов, образ можно рассматривать и как «реальность психической жизни самой по себе» [1, с. 139].

Важность образа как отображения действительности подчеркивает А. А. Леонтьев, который утверждает, что «психологическая теория должна строиться вокруг взаимоотношений отображения (образа) и деятельности (процесса)» [2, с. 69].

Не останавливаясь подробно на психологической стороне вопроса, подчеркнем, что любой образ - это «чувственная форма психического явле-

ния, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику» [3, с. 342]. На стадии чувственного познания образами являются образы восприятия (перцептивный образ, перцепт). Образы представления (представления памяти и воображения) традиционно считаются переходным этапом от чувственного познания к рациональному мышлению. Хотя в реальной жизни, на наш взгляд, очень сложно провести четкую границу даже между восприятием и представлением. Ведь для того чтобы у человека сложился целостный образ явления или предмета, недостаточно одного лишь воздействия стимулов на органы чувств. На самом деле это сложный психофизиологический процесс декодирования поступающей информации, требующий соответственно наличия определенной информации в памяти человека. Схематически это можно изобразить так: восприятие = ощущение + представления памяти. Следовательно, эти два образных явления (восприятие и представление) тесно взаимодействуют, постоянно пересекаясь. Например, для опознания какого-либо предмета в сознании человека должен храниться образ этого предмета. Мы распознаем яблоко по внешнему виду или по вкусу, потому что в нашей памяти уже существует данный образ.

Остановимся более подробно на проблеме хранения информации, в том числе и образной, в памяти. Этот вопрос - один из фундаментальных для когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы человека. На этот счет существует три концепции: гипотеза двойного кодирования, концептуально-пропозициональная гипотеза и радикальная теория образов [4, с. 276-301]. В соответствии с первой точкой зрения (Пэвио, Бауэр, Брукс), информация представлена в памяти двумя способами: невербальным образным и вербальным символьным процессами, так как есть слова более образные (например, слон, оркестр) и менее образные (например, контакт, добродетель). В пользу этой гипотезы говорят результаты психологических и неврологических исследований, подтверждающие различие функций правого (ориентированного на

образно-чувственное восприятие) и левого (поддерживающего функции обобщения, абстракции) полушарий головного мозга. Вторая концепция (Андерсон, Пилишин) предполагает, что, хотя человек и переживает субъективно образ, но в основе его лежит иной когнитивный компонент. В памяти хранятся вербальные и визуальные интерпретации событий, не являющиеся образными. Радикальная теория образов (Бугельски, Шепард, Подгорный) утверждает, что определенная информация в уме представлена исключительно в виде образов. Бугельски говорит, что «все слова абстрактны и конкретны одновременно», а их значением является «оживление прошлых сенсорно-перцептивных реакций» [4, с. 292]. Ряд отечественных ученых

(А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов, Т. Н. Ушакова, А. А. За-левская) придерживаются мнения, что знания закодированы не в форме знаков языка, а в форме «фреймов», совокупном и обобщенном знании о типовых ситуациях, предметах или явлениях [5, с. 217]. Несмотря на то, что объем научных данных о психике человека, его когнитивных возможностях постоянно растет, дать точный ответ на вопрос, что такое сознание, и как в нем хранится информация, ученые пока не могут. Результаты экспериментов во многом подтверждают гипотезу двойного кодирования. Однако трудно не согласиться с Бугель-ски, что каждый человек воспроизводит явления и предметы в соответствии с хранящимися в его памяти чувственными образами.

В данной статье мы рассмотрим более подробно чувственный образ в связи с его отношением к слову и языку как речевой деятельности. С этими проблемами непосредственно связано современное направление - психолингвистика. Однако вопросы соотношения слова, окружающей реальности и осмысленного образа интересовали философов с глубокой древности. Древнегреческий философ Парменид указывал на необходимость соответствия слова, мысли и бытия. Центральное место философия языка занимала во многих философских направлениях ХХ века. В концепциях неопозитивистов, она выступала как некоторый синтез логического, лингвистического и математического подходов. Для герменевтики понимание письменного текста - условие осмысления социального бытия, которое осуществляется через вживание во внутренний мир автора. В данной статье мы будем обращаться к отечественным мыслителям, в чьих трудах поднимаются проблемы слова, языка, символа. Это произведения Г. Г. Шпета, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева.

К анализу слова следует подходить с двух позиций, рассматривая его как знак и как понятие, несущее определенную смысловую нагрузку. На важность этого момента указывал Г. Г. Шпет, называя слово «значащим знаком» или «знаком со значением». Само по себе слово-знак (название какого-либо предмета или явления) не имеет ничего общего с этим предметом или явлением, не от-

ражает их сущности. Но именно благодаря осмыслению этих слов (знаков) в сознании рождается представление (образ) указанных предметов или явлений. То есть чувственное восприятие слов накладывается на уже существующую в памяти информацию и вызывает соответствующие образы в сознании. Слово-знак превращается в слово-понятие с определенным значением, к которому присоединяются субъективные составляющие, что, в свою очередь, приводит к формированию личностного смысла и, следовательно, индивидуального образа предмета. По Г. Г. Шпету, именно «эйдетическое содержание» несет «смысл и значение понятия» [6, с. 310]. В то же время при помощи знаков мы можем «материализовать» существующие в нашем сознании образы. То есть происходит обратный процесс: знаки замещают образы. В письменной речи существуют свои особенности. Здесь процесс кодирования проходит две ступени: на первой образы сознания превращаются в устные (возможно мысленные) слова, а на второй - кодируются уже с помощью письменных знаков-символов.

Г. Г. Шпет, следуя за Платоном, Плотином, Спинозой и Гегелем, рассматривает и «эйдос» как знак, чтобы глубже проникнуть в саму сущность. Близок к нему и М. М. Бахтин, говоря, что «образ должен быть понят как то, что он есть, и как то, что он обозначает» [7, с. 381]. Здесь мы видим символический элемент в образе, так как «символ в самом широком смысле слова как раз и есть такая конструкция, которая функционирует не изолированно, не дискретно, а всегда как указатель на нечто иное, чем она сама» [8, с. 248]. По мнению М. М. Бахтина, именно «переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу» [7, с. 381]. Если же слово мы понимаем как знак, то и здесь мы сталкиваемся с символами, в данном случае, лингвистическими, в которых определенной единице выражения соответствует определенная единица содержания. При этом существуют разные варианты интерпретации этих символов, зависящие, в первую очередь, от контекста.

Итак, слову как образующему элементу речи в сознании соответствует определенный образ. В некоторых случаях одно и то же слово, например, в русском языке может вызвать в памяти разные образы (слова-омонимы), либо разные слова-знаки -один и тот же образ (синонимы). «И если слова, воздействующие на анализаторы человека, слова как второсигнальные раздражители представляют типичную форму кодов (в данном случае речевых) то образы слов есть психическое отражение этих кодов» [9, с. 11].

Сенсорно-перцептивная основа словесного (вербального) образа складывается в процессе онтогенеза. С первых дней жизни ребенок познает мир через чувствование, память его постепенно обогащается тактильно-кинестетическими, зрительными и слуховыми ощущениями. При этом

психологи подчеркивают значимость аутослуховых ощущений (или обратной слуховой связи), особенно на начальных этапах обучения речи. Все это подкрепляется эмоциональной составляющей, в результате чего в сознании ребенка складывается определенный образ, соответствующий тому или иному слову. Интересные результаты демонстрируют исследования, выявляющие особенности детского языкового мышления. Они показывают, что слова-стимулы, как правило, вызывают у детей предметные ассоциации-образы. Например, музыка: пианино, мандолина. То есть «процесс ассоциирования ребенка направлен от слова к внешнему миру, в котором он находит соответствующую предметную ситуацию» [9, с. 15]. Формирование речевых навыков детей основывается на концентрирующихся на зрительных, осязательных, обонятельных, слуховых, вкусовых ощущениях, реакциях, связанных с деятельностью с предметом. С возрастом в процессе накопления вербального опыта человек приобретает способность абстрактного мышления и, если речь идет о значении слова, оперировать научными и профессиональными терминами.

Для понимания как онто-, так и филогенетического развития речи важное значение имеют научные исследования последних десятилетий. Доктор биологических и филологических наук Т. В. Черниговская особо выделяет открытие зеркальных нейронов профессором Джакомо Риззолатти из Парм-ского университета, подтверждающее насколько важна имитация для познавательного развития, для возникновения самого языка и рефлексии как основы человеческого сознания. Зеркальные нейроны -это клетки коры мозга, которые активируются, когда субъект делает что-то сам или наблюдает за выполнением действий кем-либо другим. Риззолат-ти и Арбиб говорят о существовании зеркальных систем, присутствующих практически во всех отделах мозга. Роль их заключается, по-видимому, в том, что благодаря реакции этих систем, человек способен воспринимать действия мгновенно. «Картинка фиксируется корковыми нейронами, заставляя наблюдателя прочувствовать эту операцию, как бы выполнив ее лично. Это и есть способ, которым мы воспринимаем чье-то действие - посредством чувства, а не размышления» [10, с. 92]. Зеркальные системы работают и при сопереживании эмоций, воспоминании о них, а также при предвидении действий и т.п. Судя по всему, это нейропсихологическое открытие проливает свет и на проблему формирования образов в нашем сознании. Ведь образы - это отражение внешних объектов в нашем сознании, которое часто связано с нашей деятельностью в целом или выполнением какого-либо конкретного действия.

Рассмотрим еще один вариант интерпретации лингвистических символов. Важный момент при восприятии слова - его звуковой состав. Серьезную роль и здесь играет вербальный опыт субъекта. При его недостатке человек оказывается неспособен

сформировать образ предмета или явления, обозначенного словом. Он ориентируется не на значение, а на морфемный состав слова. Например, со словом «мечта» могут ассоциироваться слова «меч», «мачта», не имеющие ничего общего с реальным значением слова. Можно сказать, что в данном случае сознание остается на уровне знака, но не значения. Как мы видим, для настоящего понимания слова необходимо сочетание нескольких взаимосвязанных факторов. Во-первых, это наличие вербального, а в более широком смысле, социального опыта индивида. Второй, не менее важный фактор - это направленное мышление. Скорее всего, каждый сталкивался с таким явлением, когда поступающая информация не воспринимается осознанно. Например, человек может читать текст, но при этом «думать о другом». То есть, казалось бы, зрительное восприятие присутствует, однако воспринимается только слово как знак. Для восприятия же смыслового значения слова необходимо активное участие мышления. Налицо факт тесного взаимодействия чувственного восприятия и мышления.

Серьезное внимание психолингвисты уделяют проблеме соотношения понятий значения и личностного смысла. Значение - это объективированное знание, выработанное обществом. Личностный смысл отражает специфику функционирования этих значений в процессе познания мира конкретными личностями. Иными словами, значение - это эталон познавательной деятельности, относительно независимый от интересов, мотивов и т. п. отдельного субъекта. Личностный смысл же - это то, что складывается в индивидуальном сознании в результате человеческой деятельности. Итак, значение - это обобщенный образ, исторически складывающийся в коллективном сознании, а личностный смысл - это индивидуальный образ.

Человек воспринимает окружающий мир через предметные значения, которые и являются компонентами образов. Психологи и психолингвисты (А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев), обращаясь к наследию М. М. Бахтина, вводят понятие «образ мира», которое понимается как «отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» [2, с. 268]. В этой связи вновь приобретают актуальность уже упоминавшиеся понятия значения и личностного смысла. Мы можем говорить о существовании индивидуальных и инвариантных образов мира. Человеческое сознание непрерывно движется в актуально воспринимаемом образе мира, т. е. постоянно переключается с одного предмета на другой. При этом может изменяться и уровень осознанности означенного образа предмета. Образ мира многомерен, как и сам мир. Личностному смыслу соответствует индивидуальный образ мира, а инвариантные образы - это своеобразные абстрактные модели, показывающие общее в восприятии мира разными индивидами.

Утверждение В. Г. Попова, что «язык одно из наиболее эффективных и универсальных средств моделирования реальности», а лингвистические модели «необходимы не только как способ передачи сообщений друг другу, но и как материал для изучения той объективной действительности, которая стоит позади реальности, воспринимаемой чувствами и выражаемой словами» [11, с. 15], не вызывает сомнения. Если подойти к изучению письменного текста с точки зрения моделирования, то текст, записанный при помощи букв, является знаковой моделью какого-либо явления, события, объекта реального мира, т.е. лингвистической моделью. Воспринимая при помощи органов зрения (читая) эту модель, человек создает в сознании образ соответствующего явления, события, объекта. То есть знак сам по себе вызывает сложнейшую реакцию (цепь превращений) в нервной системе человека. Слова-знаки (буквы) ^ чувственное восприятие знаков ^ расшифровка слова ^ соотнесение (сравнение) с образами памяти ^ воссоздание соответствующего образа. Как мы видим, расшифровать (прочитать) слово недостаточно. Человек должен обладать определенным запасом знаний (хранить в памяти образы), чтобы соотнести расшифрованное понятие с этими образами и сделать вывод об их соответствии. Здесь опять-таки просматривается тесная связь чувственного и логического.

Известно, что для одного и того же объекта можно построить множество различных моделей. Буквенную модель текста можно заменить записью при помощи звуков, то есть фонетической транскрипцией устной речи. Несмотря на то, что человек воспринимает разные знаки, образ восприятия складывается одинаковый. Например, слово «люди» фонетически мы можем записать как [л'уд'и], но от этого значение, а следовательно, и образ в сознании не изменится.

Какое же влияние оказывает речевая деятельность на процесс формирования индивидуальных образов? Интересно то, что язык, являясь выражением наших мыслей, может оказывать и определенное влияние на их возникновение. Язык способен включаться в процесс восприятия на том или ином этапе, а также воздействовать на характер и продуктивность восприятия. Можно рассмотреть несколько вариантов влияния речи на восприятие. Во-первых, это называние и категоризация воспринимаемого. Наблюдая какой-либо объект, мы при помощи речи (чаще внутренней) сразу называем его и относим к определенному классу (если, конечно, это знакомый объект). Например, нож относится к классу острых предметов. Во-вторых, уточнение воспринимаемого. Если предмет незнакомый, в мозг поступает информация только о внешних признаках этого предмета. Если же кто-то назовет его, то восприятие человека перестраивается, а образ, возникший в сознании, уточняется.

В. А. Ковшиков и В. П. Глухов в качестве примера

приводят слово «станок» [5, с. 222]. Непрофессионал по внешнему виду не всегда может определить, чем является некое сложное сооружение до тех пор, пока ему не скажут название. Зная же название объекта, человек воспринимает уже целостный образ, учитывая логические связи между его отдельными частями. Третий очень важный способ влияния языка на формирование образа - это установка. Всем известны примеры, когда портреты одних и тех же людей разные люди воспринимали по-разному в зависимости от вербальной установки. Другой пример - восприятие температуры. Если человека заранее настроить, что предмет очень горячий, то он может обжечься. Здесь мы видим как положительное, так и отрицательное влияние языка на формирование образа. Словесные установки могут привести к искажению образа.

Еще одной характерной чертой языка, связывающей его с чувственным восприятием, является способность соединять в словосочетаниях ощущения разных модальностей. Часто можно услышать такие выражения, как «теплые» или «холодные» цвета, «мягкий голос», «сладкий запах» и т.п. То есть языковыми средствами создается более яркий чувственный образ. Ведь не зря существует такое понятие, как «образная речь», в основе которой лежат именно чувственные образы, хранящиеся в памяти человека.

Кроме указанных особенностей речевой деятельности, остановимся на вопросах, связанных с языком как средством общения. Процесс общения предполагает наличие как минимум двух сторон (субъектов). Вербальный образ, передаваемый одним субъектом, трансформируется в слуховой образ, воспринимаемый другим. Очень важно для позитивного общения, чтобы вербальный и слуховой образы были адекватны друг другу. В правильном осмысливании сказанного не последнюю роль играет эмоционально-психологическое состояние как говорящего, так и слушателя. Часто смысл высказывания может меняться в зависимости от интонации, что, в свою очередь, может исказить воспринимаемый образ. Интонация выражает субъективный мир чувств, эмоций и оценок говорящего, влияющий на восприятие информации. Иначе говоря, результативность общения напрямую зависит, с одной стороны, от того, насколько совпадают личностные смыслы слов у субъектов коммуникации, с другой - от интонационно-эмоциональной окраски высказывания.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Применительно к речевой деятельности человека термин «чувственный образ» отражает, прежде всего, результат воздействия слова как знака на органы чувств. Причем для возникновения чувственных образов от речевых раздражителей требуется более активное участие мышления, чем в случаях с другими раздражителями. Чувственный образ отражает реальность, и слово

отражает реальность, то есть и образ, и слово (знак) в определенной степени являются символами этой реальности. В этом символе и «встречаются» «обозначаемое и обозначающее» (по А. Ф. Лосеву), реальность и слово (знак) или реальность и образ.

Язык фактически является связующим звеном между внешним миром и сознанием человека. С одной стороны, он выражает мысли, с другой -отражает явления, события и предметы окружающей реальности. Расшифровывая слова-знаки, либо, наоборот, зашифровывая в них существующие в сознании образы, мы создаем индивидуальный образ мира, что способствуют нашему пониманию действительности. Язык (речь) совмещает в себе признаки чувственно воспринимаемого явления и абстрактно-логического. Слова в форме кодов воздействуют на слуховой или зрительный анализатор и первоначально воспринимаются органами чувств. Далее для раскодирования этих слов требуется направленная работа мышления. И лишь после этого в сознании возникают осмысленные образы. То есть можно сказать, что осмысленные образы являются психическим отражением кодов, воздействующих на сенсорную систему человека в виде слов. Но для того чтобы эти образы сформирова-

лись адекватно, человек должен иметь определенный опыт, как вербальный, так и социальный.

Кроме того, язык в форме речевой деятельности способен оказывать определенное влияние на формирование образов, выполняя ряд функций. Это называние и категоризация, уточнение воспринимаемого, установка на восприятие. Также слова и словосочетания могут усиливать чувственные образы, существующие в сознании человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА М., 1998. 528 с.

2. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

3. Большой психологический словарь / Под. ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.

4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.

5. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ: Астрель, 2007. 318 с.

6. Шпет Г. Г. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. 376 с.

7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

8. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

9. Салихова Э. А., Рублик Т. Г. Особенности становления языковой личности. Уфа: Восточный университет, 2005. 192 с.

10. Мозг и есть Вселенная // Человек. 2008, №2. С. 89-93.

11. Попов В. Г. Физическая реальность и язык. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 248 с.

Поступила в редакцию 01.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.