А.В. АБУКАЕВА
ВЕРБАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОСТТОЛКИНИСТСКО-РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ЯВЛЕНИЕ ПОСТФОЛЬКЛОРА
Современная культурная ситуация характеризуется сменой фольклорной парадигмы. На место традиционного фольклора приходят трансформированные формы и новообразования современной культуры. Объектом пристального внимания исследователей становится молодежная культура. Ставится вопрос о постфольклорной природе вербального творчества молодежных субкультур.
«Толкинистское» сообщество как одна из форм объединения молодежи остается заметным явлением в современной культуре. Эта субкультура в настоящее время имеет ряд качественно новых тенденций в своем развитии: с одной стороны, происходит расширение круга литературных источников, с другой - выдвижение на первый план так называемых ролевых игр, которые во многом определили «лицо» сообщества в его современном состоянии и повлекли за собой стремление их участников к воспроизведению этнического и культурного колорита различных исторических эпох (феномен исторической реконструкции). Обе тенденции взаимно связаны, дополняют одна другую и отражают стремление современной молодежи к использованию множества культурных кодов в рамках одного «текста».
Определения, отражающего многоуровневость и многообразие подсистем сообщества, в исследовательской практике не существует. Представляется возможным употребление термина, предложенного в рамках движения, - «по-сттолкинистско-ролевая субкультура». Его появление связано с утверждением участников сообщества о том, что толкинисты и ролевики - это разные люди и даже разные субкультуры. Приставка «пост-» указывает на активно развивающийся процесс расширения источниковедческой базы движения: жанр фэнтези обширен и воздействует всем своим многообразием на картину мира участников субкультуры.
Возможность дифференциации направлений внутри сообщества обусловливается доминирующим видом деятельности той или иной подсистемы. Так, для толкинистов основным видом «жизни» внутри сообщества является изучение наследия Дж.Р.Р. Толкина, творчество по мотивам его произведений; для ролевиков - участие в ролевых играх различной тематики, в том числе и по произведениям Толкина; для реконструкторов - воссоздание тех или иных материальных или духовных атрибутов реальных исторических эпох. При этом объединяющим подсистемы явлением становится сам факт субкультурно значимой деятельности определенной эстетики (самодеятельного творчества в широком смысле) как одной конкретной формы, так и их совокупности.
Существование определенного типа сообщества, отличного по ряду признаков как от массовой культуры, так и от ряда других молодежных субкультур, приводит к возникновению специфической эстетики, находящей выражение в вербальном творчестве данной общности.
Одной из основных особенностей создания и распространения текстов в сообществе является их существование как в устной, так и в письменной форме (чаще всего в электронной).
Действительно для произведений, бытующих в сети Интернет, характерно своеобразное преломление таких основополагающих категорий фольклора,
как устность, безличность, традиционность, вариативность, синкретизм, полифункциональность и др [1]. Каждая из них имеет отношение и к посттол-кинистско-ролевой субкультуре.
Что касается устной формы бытования, она обнаруживается, прежде всего, в ситуации исполнения произведений. Можно даже говорить о своеобразном репертуаре текстов «для исполнения». Причем этот репертуар отличается в различных ролевых тусовках в зависимости от пристрастий их участников. Интересно, что выбор текста (речь идет в первую очередь о песенных жанрах) не зависит от места исполнения, хотя некоторая обусловленность присутствием в субкультурном локусе, конечно, имеется.
При этом категория устности, как центральная категория фольклора, переосмысливается в творчестве участников толкинистско-ролевой субкультуры как установка на «устность» [2]. Создавая собственные художественные тексты, участники сообщества часто ориентируются на принципы создания произведений весьма отдаленных исторических эпох. Обычными их персонажами являются барды, менестрели, устные поэты древности или средневековья, которые используют именно фольклорные типы сказительства. Данную «установку» можно рассматривать и как один из способов идеологического доказательства субкультурного бытия. Не случайно создатели произведений «отказываются» от авторства: текст приписывается какому-либо персонажу. Например, поэма Скади «Брин-Мирддин» имеет подзаголовок «Повествование, слышанное автором от бродячего певца...».
Можно говорить и о видоизменении в рамках сообщества традиционного для фольклора соотношения критериев анонимности/коллективности/безличности. Действительно, в большинстве случаев толкинистские тексты имеют авторское происхождение, однако в настоящее время при смене поколений внутри сообщества, трансляции субкультурной традиции это авторство «стирается». Новые участники знакомятся с текстами в ситуации их исполнения людьми, которые могут и не знать авторов текстов или иметь о них ошибочное представление.
Реализация авторского начала осуществляется в целом так же, как и в ряде других молодежных субкультур, использующих виртуальную среду как способ обмена информацией. Однако имеется и некоторая специфика. Дело в том, что для участников субкультуры некоторые «ники» ассоциируется с определенной личностью (Скади, Лора Провансальская, Джем, Йовин и т.д.). Тем не менее вне субкультурного контекста данные имена воспринимаются как любой другой обезличенный виртуальный образ.
Коммуникативный акт в посттолкинистско-ролевой субкультуре происходит следующим образом: участник сообщества знакомится с его эстетикой (литература фэнтези, ролевые игры, «историческая реконструкция» и т.д.) и выбирает для себя область субкультурно значимой деятельности. Взаимодействие с эстетическим ядром субкультуры осуществляется посредством текстов, что соответствует представлениям о техническом коммуникативном акте «писатель-читатель». Но, обращаясь к привычным в субкультуре образам и мотивам, он может создать и собственное произведение, тем самым пополняя фонд субкультурных текстов и поддерживая субкультурную традицию, которая, в свою очередь, складывается из ряда компонентов. Известно, что литературные пристрастия участников сообщества довольно разнообразны: от образцов классического фэнтези до современной научной фантастики, от литературы античности, средневековья до постмодернистских текстов.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о наличии в рамках вербального творчества посттолкинистско-ролевой субкультуры традиционного начала. И это не случайно. Универсальность категории традиции известный ученый Б.Н. Путилов обнаруживал «на всем пространстве культуры». Он писал о реализации данной категории в самых различных формах и на самых разных уровнях творчества. Б.Н.Путилов считал, что именно традиционное начало является «основой функционирующей системы и источником создания новых систем» [3, с. 40]. И, действительно, в посттолкинистско-ролевой субкультуре уже можно говорить о существовании некоторых, ставших традиционными для сообщества способах передачи информации, жанров (например, песни, байки, художественные отчеты с различных мероприятий), приемов их создания (переделки популярных песен как прием создания текстов определенной тематики и др.).
В этом плане представляется возможным говорить и о своеобразном синкретизме текстов, генерируемых посттолкинистско-ролевым сообществом. Синкретизм в традиционном фольклоре понимается как нерасчленение ряда художественных компонентов. Так же и художественное творчество участников данной общности представляет собой в первую очередь сложное сочетание текста и музыки. Нередко к тому или иному тексту создаются иллюстрации, а в последнее время и видеоролики, отражающие, с точки зрения их создателей, суть того или иного произведения.
Следует обратить внимание и на реализацию в сообществе категории вариативности. Под ней в традиционном фольклоре понимается обычно видоизменение «каких-либо устойчивых данных, существующих в традиции<...>. Варьируют не только слово, но и музыку, и действия, варьирует весь комплекс, относящийся к сфере исполнения, к функциональным связям» [3, с. 190]. Применительно данному сообществу можно говорить о вариантах произведений в зависимости от ситуации исполнения.
Что касается самих произведений, то степень вариативных различий в них чаще всего близка к нулевой. Варианты одного и того же «текста» различаются созвучными именами собственными, названиями, отдельными словами, порядком строф и количеством куплетов.
Установка, с одной стороны, на творчество, с другой - на игру, определила полифункциональный характер творчества в субкультуре. Естественно, что основной из функций можно считать эстетическую. Именно она дала толчок формированию сообщества и основных составляющих его картины мира. В процессе становления и формирования сообщества, наряду с ней, на первый план выходила, например, информативная функция: нужно было познакомить большой круг участников субкультуры с малоизвестными и малодоступными сюжетами, не включенными в текст «Властелина колец». В настоящий момент преобладающая функция - игровая. Так, создание обширного корпуса стихов и песен на толкиновские сюжеты было связано с желанием участников субкультуры заполнить внеигровое время (вечеринки, посиделки), художественно оформить игровое пространство (создание репертуара «своих» песен). В связи с этим можно говорить и о некой социально-элитарной функции - возможности разграничения «своего» и «чужого» пространства. В ряде смеховых жанров просматривается и своеобразно оформленная дидактическая функция. Так, например, байки, высмеивающие условность игровых реалий или несоответствие качеств игрока и персонажа, в некотором роде объясняют стремление игрового сообщества к улучшению материального воплощения игровых реа-
лий. Ряд песен и стихов комически представляют стремление молодых участников сообщества называться громкими именами центральных персонажей литературы фэнтези. Также дидактизм можно заметить в ряде баек и нарративов, рассказывающих о неосторожном обращении с сакральными реалиями (традиционными молитвами, обрядами), в результате которых происходят странные, необъяснимые явления.
В настоящее время не зафиксированы тексты, выполняющие ритуальномагические функции в сообществе. При этом можно говорить о создании псев-домагических текстов и имитации ритуальных комплексов в рамках игрового пространства. Однако в большинстве своем они носят импровизационный характер. С другой стороны, известны прецеденты приписывания конкретным текстам каких-либо магических свойств. Так, в Республике Марий Эл многие участники посттолкинистско-ролевой субкультуры приписывают некоторым текстам особую «погодную магию».
Кроме устной формы хранения и распространения текстов, толкинистско-ролевое сообщество активно использует и письменные формы, прежде всего электронные, что и сближает данные тексты с бытующими в электронных сетях. Активно используются и средства виртуальной коммуникации.
В целом вербальное творчество участников посттолкинистско-ролевой субкультуры, или литературы фэндома, соответствует современной пост-фольклорной ситуации [4]. Оно находится на грани собственно художественного творчества и так называемой «наивной литературы».
В целом генерируемые субкультурой тексты могут быть дифференцированы, как минимум, по двум основаниям - творчество поклонников творчества Дж.Р.Р. Толкина и ролевиков. Соответственно выделяются две большие области словесного творчества: 1) посттолкинистское творчество (использующее мотивы и образы как собственно толкиновской эпопеи и других произведений в жанре фэнтези, так и исторической литературы, мифологических и фольклорных систем); 2) ролевое творчество (связанное с движением ролевых игр различной тематики).
Каждая из этих областей включает в свой состав прозаические и стихотворные жанры. При этом в условиях игры как те, так и другие приобретают элементы драматической формы (инсценировки, диалоги, массовые сцены или их комбинации). Установка на игру объясняет и появление внутри каждой разновидности произведений серьезных и смеховых.
Кроме внутренней дифференциации коммуникативного поля субкультуры, имеет место и проницаемость границ сообщества - в результате некоторые тексты становятся общими для ряда молодежных сообществ. Примером может служить творчество популярной группы «Мельница», ее тексты известны и любимы как в толкинистской субкультуре, так и в других молодежных сообществах. А формирование субкультуры вокруг литературного источника (культовой книги) определяет существенное влияние на нее со стороны профессиональной литературы и массовой культуры.
Таким образом специфическое преломление основных фольклорных категорий в вербальном творчестве постолкинистско-ролевой субкультуры связано с его постфольклорной природой. Это позволяет рассматривать обширный массив поэзии и прозы как систему, оперирующую массой традиционных культурных кодов при создании собственных произведений.
Источники и литература
1. Картина мира в молодежной культуре. Йошкар-Ола: РИО МарГУ, 2006. С. 7-75. (главы 1, 2).
2. Рукомойникова В.П. Виртуальный фольклор: за и против / В.П. Рукомойникова. Йошкар-Ола: РИО МарГУ, 2004. С. 24.
3. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. СПб.: Наука, 1994.
5. Современный городской фольклор. М.: РгГу, 2003. С. 11.
АБУКАЕВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА родилась в 1981 г. Окончила Марийский государственный университет. Старший лаборант кафедры русской и зарубежной литературы Марийского университета. Участница проекта «Концепция мира и человека в молодежной культуре (на материале городского фольклора Республики Марий Эл)», поддержанного грантом РГНФ в 2005-2006 гг. № 05-04-24401 а/в. Область научных интересов - фольклор и постфольклор, вербальное творчество молодежных субкультур. Автор 3 научных публикаций.