ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТЬЮ
Щеглова Анастасия Викторовна, Чижова Варвара Антоновна ГБОУВПО МГППУ, г. Москва, Россия
Ключевые слова: память, пространственная память, вербальная память, школьный возраст.
В данной работе рассматривается взаимосвязь вербальной и пространственной памяти. О наличии такой взаимосвязи можно говорить вследствие изучения локализации данных видов памяти: современные исследования указывают на связь пространственной памяти с активностью гиппокампа и делают предположение, что активация процессов гиппокампа участвует в запоминании пространственной информации (ShantanuP. Jadhav, CalebKemere, P. WalterGerman, LorenM. Frank, 2011), исследование вербальной памяти за авторством Биндера показало, что при проведении задач на вербальную память регистрировалась активность в области височной коры и гиппокампа (J. R. Binder, 2008).
Так же был исследован вопрос половых различий, которые могли бы влиять на характеристики памяти: проведенные эксперименты на пространственную память показали, что в большинстве случаев различий обнаружено не было (И. А. Сергеева, 2001). В исследованиях на вербальную память наблюдается либо превосходство девочек, либо отсутствие различий (Maccoby, Jacklin, 1978).
Для выявления характеристик памяти в работе использовались следующие методики: тест избирательного запоминания (SRT), позволяющий выделить вербальную память как отдельный компонент, тест пространственной ра-
бочей памяти (SWM-Spatial Working Memory) оценивающий возможность испытуемого удерживать в памяти и использовать в работе информацию пространственного характера.
Данные методики используются в мировой практике для оценки памяти у больных с поражениями головного мозга. Планируется исследование, в котором данные методики будут проводиться на детях с нейроонкологическими заболеваниями. Данная работа проводилась на типично развивающихся детях с целью сбора нормативных данных.
Для выявления связи между показателями использовался корреляционный анализ.
Полученные результаты позволили заключить, что у детей в норме от 10 до 11 наблюдается тенденция к наличию связи между показателями вербальной и пространственной памяти(г= -0,43; p=0,05). Было выявлено наличие зависимости показателей пространственной памяти от такого фактора, как пол. Конечные результаты дисперсионного анализа показали наличие значимых различий, так как лучшие результаты в тесте показали девочки (показатель F(3, 54)=5,75;p=0,001). В литературе нет однозначного мнения по данному вопросу, так как данные, получаемые разными исследователями, часто противоречивы.
Помимо различия уровня пространственной памяти в гендерных группах исследовались различия вербальной памяти. Дисперсионный анализ показал отсутствие влияния такого фактора, как пол, на показатель вербальной памяти.
Краткий вывод:
1. У детей от 10 до 11 лет в норме может наблюдаться тенденция к наличию связи между двумя видами памяти: пространственной и вербальной. Говорить о наличии такой связи пока не предполагается возможным, так как результаты находятся на грани статистической тенденции.
2. Значимых различий между группами мальчиков и девочек по показателям вербальной памяти обнаружено не было.
3. Были обнаружены значимые различия между группами мальчиков и девочек по показателям пространственной памяти.
Выражается благодарность ГОУ Центр Образования №1830 за помощь в сборе материала.
Финансирование.
Исследование выполнялось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 15-06-08680.
Список литературы:
1."Психология: Учебник для гуманитарных вузов" 2-е изд. /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
2.Бадли, А. Память / Бадли А., Айзенк М., Андерсон М. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 560 с. - (Мастера психологии).
3.Бендас, Т.В. Гендерная психология : учебное пособие / Т.В. Бендас. -Санкт-Петербург : Питер, 2006 - 431 с.
4.Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2001. - 288 с. - (Серия "Психология-классика").
5.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - Москва : Изд-во МГУ, 1973. - 376 с.
6.Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
7.Binder, J.R. Use of preoperative functional MRI to predict verbal memory decline after temporal lobe epilepsy surgery /Binder J.R., Sabsevitz D.S., Swanson S.J., Hammeke T.A, Raghavan M., Mueller W.M. - Epilepsia. - 2008. - Aug. 49(8). -P. 1377-1394.
8.Bushke, H.Evaluating storage, retention, and retrieval in disordered memory and learning /Bushke H., Fuld P.A. - Neurology. - 1974 - Nov. 24(11). - P. 10191025.
9.Frank L. M. Awake Hippocampal Sharp-Wave Ripples Support Spatial Memory / Frank L. M. Shantanu P. Jadhav, Kemere C., German P. W. - Science. -2012 - May 24. - P. 1454-1458.
10.0'Keefe J.A Positioning System, an "Inner GPS" [электронный ресурс]/ O'Keefe J., Moser M, Moser E. I. - 2014. URL:http://www. nobelprize. org/nobel_prizes/medicine/laureates/2014/press. html (дата обращения: 24. 04.2015)