Научная статья на тему 'Вера как экзистенциальная ценность'

Вера как экзистенциальная ценность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1055
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ВЕРА / ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ / PHILOSOPHY / FAITH / EXISTENTIONALIZM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Омельчук Роман Константинович

Проанализированы различные подходы к исследованию проблемы веры. Истина личностной экзистенции рассмотрена как тотальная раскрытость жизненных ценностей сознанию человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELIEF AS AN EXISTENTIAL VALUE

Various approaches to the problem of faith are discussed. The verity of personal existence is viewed as a total openness of life values to the self.

Текст научной работы на тему «Вера как экзистенциальная ценность»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Р.К. ОМЕЛЬЧУК

аспирант

ВЕРА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

За всю историю развития философской мысли существовали различные подходы к исследованию проблемы веры, однако она находила в большей степени гносеологическое решение и в меньшей — онтологическое и аксиологическое. Гносеологический подход рассматривает веру в связи с задачей отыскания достоверного знания, гносиса (гр. gnosis — познание). Философия XX в., выдвинув на первый план проблему человека как свободной в своем выборе индивидуальности, предоставила новый теоретико-методологический аппарат для раскрытия веры такой, как она есть для самого человека. Вера, изучаемая посредством только гносеологического подхода, отрывается от феномена жизни, который понимается в качестве осознанного и осмысленного процесса становления бытия человека. В действительности же вера неизбежно требует ее изучения в онтологическом ракурсе, способном реально приблизить человека к пониманию своего предназначения.

Выступая в роли только лишь одного из инструментов познания, альтернативного эмпирическому и рациональному опыту, вера теряет свое бытийно-ценностное значение, или экзистенциальную ценность. Гносеологический анализ не является достаточным для полного раскрытия феномена веры, поскольку обращен ко всеобщим основаниям, дающим возможность рассматривать познавательный результат как выражающее реальное положение вещей знание, а не к индивидуальным механизмам, функционирующим во внутреннем мире человека1. Онтология и аксиология, сосредоточенные на проблеме существования человека, переживающего свое бытие в мире, и его внутренней жизни, дают принципиально новое понимание веры, которая представляется в качестве жизненно важного и личностно ценного феномена.

Бытийная вера личности характеризуется особым взглядом на вещи и руководством особой системой экзистенциальных ценностей. Вера здесь — это интегральный феномен, раскрывающий ценностные ориентации,

направленность, тенденциозность поведения и характеризующий личность в качестве субъекта отношений. Ценностная ориентация веры, выступая как обобщенный показатель направленности интересов, духовных потребностей, запросов личности, включает в себя три важнейших компонента: смысловой, на основе которого происходит раскрытие бытия и становление ценностного отношения к нему; эмоциональный, передающий переживание человеком своего отношения к ценностям; поведенческий, проявляющийся в готовности действовать2. Существенную роль в этой ситуации играет тот факт, что вера представляет собой внерациональный фактор. Онтологически вера выступает в качестве основания apriori для личности, поскольку именно она придает особую экзистенциальную ценность тем или иным смыслам человеческой жизни. Иными словами, вера судит о значимости тех ценностей, которые человек свободно выбирает в своей собственной жизни.

Основные черты человеческой жизни определяются посредством таких понятий, как: значение, смысл; ценность, значимость; цель, намерение3. В достижении таких общепринятых и общезначимых экзистенциальных ценностей, как истина, добро, красота, полнота бытия, заключается цель осмысленной и ответственной человеческой жизни. Такие философы, как С. Кьеркегор, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др., отмечали необходимость отдать свою жизнь в борьбе за достижение самой возвышенной цели. Обнаружение такой цели и сознательный выбор ее в качестве господствующего смысла собственного существования являются исключительным правом, прерогативой индивидуальной веры.

Именно поэтому наряду с такими экзистенциальными ценностями, как истина, добро, красота и т.д., вера, на наш взгляд, представляет собой основополагающую ценность человеческой жизни. Дело в том, что человек постоянно пытается найти себя, раскрыть истину своего присутствия в мире. Вера в данном случае выступает в качестве особой

© Р.К. Омельчук, 2006

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

экзистенциальной ценности, которую она придает тем или иным смыслам человеческой жизни. Обоснуем это положение.

Человек как целостность целей, отношений и идеалов способен к самоорганизации своей жизни. Данный фактор человеческого бытия выражается в «открытости и воспроизведении в целесообразной деятельности тотальности мира»4. Тотальность мира входит в жизнь человека посредством его целей, делая неизбежным поиск идеалов. Именно через цель человек выражает свое отношение к миру, поскольку деятельность сознания человека проявляется в целеполагании, а преследуемая цель есть мера осознанности бытия5. Осмысление своей жизни на фоне целостности мира выражается в самоотчуждении как желании изменить свою наличность через отказ от негативных сторон своей личности. В тот момент, когда человек начинает жить внутренними, глубинными целями, в качестве некоего идеала возникает представление о себе истинном. Стадия формирования идеала тесно связана с экзистенциальными ценностями, которые в качестве идеала имеют для личности первостепенное значение. Согласно И. Канту, идеал принципиально недостижим и скорее указывает направление на цель, чем задает образ самой цели. Такой идеал руководит человеком больше через чувство верного направления, чем через ясный образ результата. Однако в идеале человек видит абсолютную гармонизацию собственной личности и через движение по направлению к идеалу стремится к самообретению. «Восприятие бесконечностей идеала таким образом трансформируется в веру как регулятивный принцип поведения, преодолевающий, компенсирующий индивидуальную ограниченность и конечность существования»6. Вера представляет собой единство, с одной стороны, возможности внутреннего преодоления наличного «я» и, с другой стороны, возможности внутреннего бытия «я» истинного.

Такое представление о вере как единстве самоотчуждения и самообретения служит предпосылкой для становления целостной личности, индивидуальности. Если истина, нравственное добро, красота являются фундаментально ценными для личностной экзистенции в качестве определенного идеала, то вера является таковой в качестве необходимого условия достижения этого идеала. Вера выступает фундаментальной жизненной

ценностью в той степени, в какой она способствует проявлению в человеке упомянутых идеалов. Рассматривая веру в качестве многоступенчатого процесса становления личности истинной, мы используем понятие «истина-вера». Истина-вера есть «бытие-рас-крывающее, или раскрытие», а сама истина есть «бытие-раскрытое, или раскрытость»7. Истина личностной экзистенции, таким образом, есть тотальная раскрытость жизненных ценностей сознанию человека, целиком и полностью реализуемая в процессе становления веры как раскрытия. И истина, и вера являются характеристиками бытия, одинаково неотъемлемыми для личности и потому одинаково ценными. Однако вера — это ценность, лежащая в основе прочих жизненных ценностей: именно вера проявляет идеалы, которые имеют первостепенную ценность для человека. Онтологическое приближение человека к трансцендентальному бытию ценностей, основанное на реализации в своей жизни истины, добра или красоты, подразумевает веру в существование таких идеалов. Но чтобы человек поверил, ему нужна свобода: личностное бытие в мире подразумевает неограниченную свободу выбора человека в условиях его ограниченных возможностей. Вера как экзистенциальная ценность уже является свободной и потому представляет собой именно фундаментальную экзистенциальную ценность.

Вера присутствует в человеке даже в том случае, когда прочие ценности никоим образом не участвуют в процессе его становления. Справедливо утверждать, что человек по своей природе устремлен к какому-либо идеалу постольку, поскольку им движет вера. Вера, таким образом, является естественным состоянием человека независимо от того, насколько его потенциальность приблизилась к актуальности. Не обладая какой бы то ни было истиной об объекте, человек способен верить в свои представления о нем. «Человек, прежде всего, верит в то, что соответствует его установкам, убеждениям, идеалам»8. По этой причине можно отметить, что человек способен верить даже в то, что объективно лишено ценности, но субъективно является благом. В.П. Барышков в этой связи отмечает: «Благом является свое. Свое означает не принадлежащее мне, а мне соответствующее, соответствующее моим представлениям, моему жизненному опыту, моему укладу жиз-

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

Р.К. ОМЕЛЬЧУК

ни»9. По мнению философа, свое и чужое, а не хорошее и плохое — главное в человеческой оценке. Однако мы считаем, что истинная вера (истина-вера) проявляется в том, что человек не оценивает, а ценит. Оценка всегда связана с разумным разделением на свое и чужое, ценить же можно только сердцем, объективно рассматривая и свое, и чужое. Следовательно, на последней онтологической глубине вера находится в связи с ценностным отношением, а не с отношением оценивания.

Ценностное отношение веры формируется на основе общезначимых, всеобщих, абсолютных ценностей, тогда как отношение оценивания формируется на основе индивидуальной экзистенции. Такой подход к вере, сущность которого заключается в постоянстве поиска экзистенциальных возможностей и личностного смысла, характеризует ее как уникальную экзистенциальную ценность. Нахождение личностного смысла посредством веры характеризует ее как индивидуальную (субъектную) ценность. Таким образом, вера как феномен личностного отношения к идеалу, как искание индивидуального смысла имеет индивидуально-экзистенциальную ценность, а вера как феномен, присущий каждой личности, имеет всеобщую (абсолютную) ценность. В свою очередь, соединение личностного феномена веры и всеобщего феномена веры дает представление о вере как фундаментальной экзистенциальной ценности.

Представители русской религиозной философии (В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Ф.М. Достоевский, Л. Шестов) положили начало рассмотрению веры как ценности, особенно отмечая важность ее интегрирующей и смыслообразующей функций. Такие характерис-

тики веры есть основание для того, чтобы подлинная вера сама являлась твердой опорой экзистенциальным ценностям. Рассматривая веру в таком аспекте, мы вплотную подошли к следующему выводу: вера, понимаемая в качестве индивидуально-экзистенциальной ценности, представляет собой способ сущностной самореализации человека. Находясь в основании внутреннего мира человека и раскрываясь через свои функции (интегрирующую и смыслообразующую), вера как экзистенциальная ценность не просто служит фундаментом для прочих ценностей, а выступает в качестве конституирующего начала собственного «я» личности.

Примечания

1 Лекторский В.А. Теория познания // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1975. Т. 25. С. 436-437.

2 Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991. С. 86.

3 Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре / предисл. и пер. Ж. Дрогалиной // Человек. 1993. № 1. С. 9.

4 Бурак П.М. Самоотчуждение в цели, самообре-тение в идеале, самопреодоление в вере: трихотомия и тотальность // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: тез. докл. респ. межвуз. науч. конф., Гродно, 19-21 мая 1992 г. Гродно, 1992. Ч. 2. С. 58.

5 Ср.: Спиркин А.Г. Сознание // Большая советская энциклопедия. Т. 24 (1). С. 129-131.

6 Бурак П.М. Указ. соч. С. 59.

7 Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Би-бихина. М., 1997. http://lib.prometey.org/down/z1sq3 47t8tiem2qlpyouvkmpbs69huq7/ haidegger_marti_bytie_ i_vremja.txt.

8 Чупрова А.А. Становление духовного опыта российского правосознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2004. С. 12.

9 Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов, 2001. С. 64.

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.