Научная статья на тему 'Великий сын России'

Великий сын России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКСИМ ГОРЬКИЙ / MAXIM GORKY / МИРОВАЯ СЛАВА / WORLD / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / СОБЫТИЯ / EVENTS / ЭПОХА / ERA / POPULATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спиридонова Лидия Алексеевна

Небывалая популярность молодого Горького сделала его всемирно известным писателем. В первые годы ХХ века его произведения уже были переведены на двадцать иностранных языков. Писатель всегда пытался решить важнейшие общественно-политические, исторические, философские, этические, эстетические проблемы, которые волнуют и людей ХХI века. Он откликался на все значимые события эпохи: «хождение в народ», распространение марксистских идей, первая русская революция, события 1917 г., первая мировая и гражданская войны, смерть Ленина и партийная борьба в СССР, политические процессы 1930-х гг., индустриализация, коллективизация, культурное строительство. Он умирал, когда на страну надвинулась угроза фашизма, разоблачению которого он посвятил все последние годы жизни. В статье рассматриваются основные черты творчества Горького, принесшие ему всемирную славу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The great son of Russia

The unprecedented popularity of young Maxim Gorky made him a world famous writer. Even in the first years of the 20th century, his works were translated into twenty foreign languages. The writer always tried to solve the major social, political, historical, philosophical, ethical, aesthetic problems concerning not only himself but the people of the 20th century. He responded to all significant events of the said era: populism, the spread of Marxist ideas, the Russian Revolution of 1905-1907, events of 1917, World War I and the Russian Civil War, the death of Lenin and the Communist Party power play in the USSR, the political processes of the 1930s, industrialisation, agricultural collectivisation and construction of proletarian culture. He died when his motherland faced the threat of fascism, to the denunciation of which he devoted all the last years of his life. The article discusses the main features of the creative work of Maxim Gorky, which brought him glory worldwide.

Текст научной работы на тему «Великий сын России»

УДК 821.161.1.09"20"

Спиридонова Лидия Алексеевна

доктор филологических наук, профессор Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, г. Москва

spirlid@mail.ru

ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ

Небывалая популярность молодого Горького сделала его всемирно известным писателем. В первые годы ХХ века его произведения уже были переведены на двадцать иностранных языков. Писатель всегда пытался решить важнейшие общественно-политические, исторические, философские, этические, эстетические проблемы, которые волнуют и людей ХХ1 века. Он откликался на все значимые события эпохи: «хождение в народ», распространение марксистских идей, первая русская революция, события 1917 г., первая мировая и гражданская войны, смерть Ленина и партийная борьба в СССР, политические процессы 1930-х гг., индустриализация, коллективизация, культурное строительство. Он умирал, когда на страну надвинулась угроза фашизма, разоблачению которого он посвятил все последние годы жизни. В статье рассматриваются основные черты творчества Горького, принесшие ему всемирную славу

Ключевые слова: М. Горький, мир слава, проблемы, события, эпоха.

Всемирная слава пришла к Горькому, когда ему исполнился 31 год. В 1899 г. восемь произведений из недавно опубликованных «Очерков и рассказов» были переведены на семь иностранных языков, а в первые годы ХХ в. уже на 20 языков. Художник М. Нестеров писал в 1901 г.: «Какой вихрь успеха у нас и за границей переживает сейчас Горький. Это один из популярнейших писателей Европы, и все это в 5-6 лет» [8, с. 158]. О том же свидетельствовал в 1902 г. известный критик Л.Е. Оболенский, который даже попытался объяснить, «в чем причина такой быстрой и широкой всемирной славы» [9, с. 87]. Признав, что Горький пользуется огромным вниманием во всем мире (его переводят, о нем пишут критики, о нем спорят), Оболенский заметил: «Я не говорю уже о Франции, но даже в суровой и негостеприимной Англии солиднейшие ежемесячные журналы посвятили в прошлом году М. Горькому по нескольку статей. В Германии и Америке тоже» [9, с. 87].

Говоря о причинах популярности Горького, Оболенский утверждал, что Чехов и Горький, каждый по-своему, талантливо отразили характерные черты не только русской, но и европейской жизни. Он писал: «Это - всеобщее явление какого-то душевного измельчания, духовной приниженности и падения, разложения жизни и тоскливого брожения. Везде упадок высших идеалов и борьбы за них, везде господство чисто промышленных целей и планов, измельчание характеров, чувств, идеалов; везде пессимизм и крайнее отрицание, создавшее на Западе Шопенгауэров и Ницше» [9, с. 97]. Секрет популярности Горького Оболенский увидел в том, что он «нашел в своей лире песни совсем иного рода, песни надежды и веры, бодрящие, заставляющие подняться "ехсеЫог", проникнуться энтузиазмом <...> сама русская жизнь, народная русская жизнь выдвинула другого певца, представляющего противоположный полюс - надежды, бодрости, веры, смелости <...> Явился Максим Горький. И вот чем объясняется его небывалый успех» [9, с. 98].

Успех и в самом деле был небывалый. Обозреватель газеты «Волгарь» С. Яковлев в статье «Иностранцы о Горьком» привел отзывы девяти известных иностранных критиков о раннем творчестве писателя. Все они отмечали такие характерные черты его произведений, как романтизм и пессимизм. Критик Алкали даже утверждал, что после Шопенгауэра он «самый решительный пессимист в Европе», ибо «дух Байрона и Клейста снова возродился в Горьком» [11, с. 2]. Литературовед Нор-ден отметил необычное сочетание детской наивности и глубокой жизненной философии в его творчестве; К. Скапинелли писал: «Горький - Прометей, приносящий с неба на землю священный огонь, социальный реформатор, даже в известном смысле апостол» [11, с. 2].

Анализируя повесть «Трое», К. Гольм заметил, что она «не теряет ничего при сравнении даже с "Преступлением и наказанием" Достоевского». Диллон писал: «Подобно двум нитям, проходящим почти через все произведения Горького, две системы этики противопоставляются в них одна другой: христианство и его отрицание» [11, с. 2]. Поражает отзыв графа де Суассона, который назвал главным свойством Горького аристократизм и сравнил его бродяг с героями Ницше. Он писал: «Его бродяга не что иное, как олицетворение индивидуализма. Он враг всяких цепей, как железных, так и золотых». Главным героем Горького критик назвал «дух человеческий в его бесконечном искании правды» и заметил: «В своих бродягах Горький достиг самого высокого символизма, вдохновенной и утонченной аллегории» [11, с. 2].

В том же году литературный обозреватель журнала «Русский вестник» (№ 7) поместил критические статьи о Горьком иностранных писателей Мельхиора де Вогюэ, Георга Брандеса и Диллона. В 1904 г. появилась книга «Иностранная критика о Горьком», в которую были включены статьи известных зарубежных авторов из английской, немецкой, французской, шведской, датской, итальянской, испанской печати. Слава писателя росла, как

10

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

© Спиридонова Л.А., 2018

снежный ком. Об этом свидетельствует реакция известных во всем мире представителей литературы, науки, искусства и общественных деятелей на арест Горького в январе 1905 г и заключение его в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Протесты и манифестации в защиту писателя с требованием немедленно освободить его прокатились по всему миру.

Общественные организации Западной Европы в Германии, Италии, Англии, Франции, Австрии, Дании, Норвегии, Финляндии и в других странах собрали миллионы подписей под петициями в его защиту. Не удивительно, что вся дальнейшая жизнь Горького была под пристальным вниманием поклонников и недругов, друзей во всем мире и злопыхателей всех национальностей. Прошло 150 лет со дня его рождения, но информационная война не утихает вокруг писателя, который всегда был на переднем крае ожесточенной идеологической борьбы в мире.

М.А. Нексе писал: «Духовная жизнь человечества, развиваясь, проявляется время от времени настолько своеобразно, что все существенные ее черты концентрируются в одной единственной личности. Одним из таких избранных является Максим Горький» [цит. по: 7, с. 5]. Перечитывая его произведения сегодня, мы удивляемся глубине постижения исторических событий, актуальности многих мыслей и пророческому предвидению будущего. Писатель всю жизнь пытался решить важнейшие общественно-политические, исторические, философские, этические, эстетические проблемы, которые волнуют и людей ХХ1 века.

Часто находясь в центре событий мирового значения, Горький запечатлел в своем творчестве эпоху войн и революций, процессы кардинальной переоценки ценностей, зарождение и развитие нового типа сознания, возникновение социалистической культуры. Он откликался на все важнейшие события эпохи: «хождение в народ», распространение марксистских идей, первая русская революция, события 1917 г., Первая мировая и Гражданская войны, смерть Ленина и партийная борьба в СССР, политические процессы 1930-х гг., индустриализация, коллективизация, культурное строительство. Горький умирал, когда на страну надвинулась угроза фашизма, разоблачению которого он посвятил все последние годы жизни. Сохранились сказанные в бреду слова писателя: «Будет война... Нужно готовиться...» [1, с. 47].

После 1928 г. Горький фактически стал руководителем литературы нового мира, возникающего не только в России, но и на всей планете. Об этом свидетельствовал вышедший в 1960 г. восьмой том «Архива А.М. Горького» «Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами». В нем представлены письма к Горькому крупнейших литераторов и общественных деятелей 23 стран, содержащие

высочайшую оценку творчества и личности писателя. Среди них Б. Шоу, Г. Уэллс, С. Цвейг, Б. Брехт, Д. Голсуорси, А. Барбюс, Э. Синклер, Г. Брандес, Ф. Элленс и многие другие. Р. Роллан, который был связан с Горьким двадцатилетней перепиской и добрыми дружескими отношениями, писал ему, поздравляя с 50-летием: «...вся Ваша жизнь связана с концом старого мира и возникновением среди бурь мира нового. Вы были как бы гигантской аркой между прошлым и будущим, да и поныне служите аркой между Россией и Западом. Я склоняюсь перед аркой. Она возвышается над дорогой» [6, с. 20].

Об огромной популярности Горького в мире свидетельствуют фундаментальные иноязычные библиографии: «Горький во Франции» (Париж, 1968), «Максим Горький в Германии» (Берлин, 1968) и др. Но внушительнее всего выглядят письма самого Горького к иностранным корреспондентам, опубликованные во второй серии его полного собрания сочинений - «Письмах» - в конце ХХ - нач. ХХ1 в. Первое из них написано 26 мая (8 июня) 1901 г. в США. Обращаясь к издателям старейшей американской фирмы «Сыновья Ч. Скрибнера», Горький дает им «исключительное право издания» повести «Фома Гордеев» и других своих произведений в Америке. В те же годы началась переписка с переводчицей этой повести И. Хепгуд, немецким режиссером М. Рейнгардтом, основателем Берлинского театра, где с огромным успехом шли пьесы Горького и многими другими деятелями культуры. Последние письма написаны незадолго до смерти писателя - П. Рутенбергу, Р. Роллану, А. Мальро и др.

Общее количество иностранных адресатов писателя достигает 400, но и эта цифра не окончательная. Большое число писем (он, по собственному признанию, написал их 20000) не разыскано или пропало. Один только перечень имен корреспондентов Горького поражает своей значимостью и разнообразием. В нем государственные и политические деятели (Б. Муссолини, Т. Масарик, Э. Эррио), известные социал-демократы (К. Каутский, А. Бебель,, М. Хилквит), ученые и философы (Г. Джемс, Ф. Нансен, А. Лабриола, Э. Ферри, А. Каун), издатели и редакторы разных зарубежных изданий, журналисты и литературоведы, простые рабочие и даже дети. Если учесть, что Горький получал десятки тысяч писем из всех уголков земного шара, можно понять, почему его называли писателем «европейски знаменитым» и «всемирно услышанным».

Философско-эстетическая мысль Горького всегда была устремлена к идеалам разума, добра, человечности и справедливости. Его волновали вопросы веры и безверия, соотношение религии и социализма, свободы и необходимости, права сильного и защиты слабого, правды и «утешающей лжи», индивидуализма и коллективизма, гуманиз-

ма и насилия. Прославляя Человека с большой буквы, он искренне верил, что мир может изменить активная созидательная работа нового героя -пролетарского революционера. «Бог-народушка», которого он воспевал в повести «Исповедь», был для писателя символом религии будущего, новой веры, которая перестроит мир по законам правды и справедливости.

Горького довольно долго привлекала идея «собирания» людей в единого Человека, становящегося богом - «народушкой бессмертным». Возникнув под влиянием идей американского прагматизма и философии А. Богданова, В. Базарова и А. Луначарского, идеалистический мотив богостроительства, прозвучавший в повестях «Мать» и «Исповедь», рассорил Горького с Лениным и другими большевиками-ленинцами. Но именно так, как новую веру, понимал писатель идеи социализма и, соответственно, задачи социал-демократии. В 1906 г. он писал: «Да здравствует эта новая религия, которая освободит бедных от оков бедности, а богатых - от позорного бремени золота и предрассудков » [4, с. 168].

Горьковское понимание социализма как способа обновления не только экономической, но и духовной жизни общества с помощью всестороннего развития Человека было фактически синтезом марксистских и ницшеанских идей. Этот симбиоз в те годы был характерен не только для русских, но и для европейских мыслителей. Поставив на место Бога «призрак коммунизма», западные социал-демократы тоже размышляли о социализме как способе гармонизации мира и человека. Познакомившись в Европе с К. Каутским и А. Бебелем, Горький поверил в необходимость пропагандировать «социалистическое религиозное сознание», считая, что лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» означает не только призыв к классовой борьбе с капиталом, но и необходимость выработать коллективистское самосознание пролетариата. В статье «Разрушение личности» (1908) он убежденно доказывал, что индивидуализм неминуемо ведет к деградации человека, а сплоченный общими идеями коллектив способен творить чудеса.

Побывав в 1906 г. в Америке, познакомившись с профессорами Колумбийского и Гарвардского университетов, с философом У Джемсом и другими лекторами «философской школы», с американскими социалистами-фабианцами [см.: 10], Горький заинтересовался концепцией прагматизма, в центре которой был человек с его конкретными интересами и переживаниями. Рассуждая о том, что мысль - это функция познания, прагматисты пытались определить понятие «сверхчеловеческой личности», которая, якобы, исполняет особенно ценные человеческие намерения. Поскольку они рассматривали два аспекта «чистого опыта» - материальный и духовный - допускалась возмож-

ность существования Абсолюта (иначе говоря, Бога). Религию прагматисты считали вторжением подсознательного в человеческую жизнь и результатом свободного выбора человека.

Нетрудно заметить, что некоторые стороны философии прагматизма были не чужды Горькому. Певец Человека с большой буквы, он всегда ратовал за свободу волеизъявления и мысли. 24 ноября 1899 г. он писал И.Е. Репину, что «человеку очень нужна свобода, и в свободе думать по-своему он нуждается больше, чем в свободе передвижения» [3, т. 1, с. 377]. Как мы видим, философские взгляды Горького складывалась под воздействием не только русских, но и общемировых идей, распространенных в начале ХХ в. Его богостроительство, безусловно, отразило мысли, свойственные «другим большевикам», основавшим на Капри партийную школу, не признанную Лениным и его сторонниками. Но не только. Сама мысль о «многообразии религиозного опыта» у человека будущего была близка попыткам французских якобинцев создать новую «республиканскую религию» для народа, идеям английских позитивистов и американских прагматистов. При всем том Горький резко отличался и как мыслитель, и как революционер не только от «опортунистов-бернштейнианцев», но и от фабианцев или итальянских «левых социалистов». Осуждая реформаторство всех видов, он верил, что только революционные преобразования могут изменить мир и самого человека.

Создавая в Америке повесть «Мать» как новое «Евангелие» для пролетариата, писатель скептически относился к попыткам прагматистов приспособить веру в Бога к реальным потребностям американских бизнесменов. В очерке «Один из королей республики» он создал обобщенный сатирический портрет американского миллионера, который рассуждает о религии, необходимой народу: «Религия -масло. Чем обильнее мы будем смазывать ею машину жизни, тем меньше будет трение частей, тем легче задача машиниста <...> Социалисты - песок в машине жизни, песок, который проникая всюду, расстраивает правильную работу механизма. У хорошего правительства не должно быть социалистов <... > Для этого все его члены должны быть избираемы в среде миллионеров. Так!» [5, с. 299-302].

Рисуя портрет одного из тех, кто управляет миром и сегодня, Горький прибегает к разрушительной аллегории в духе Кафки: перед ним сидел не человек, «это были прежде всего длинные эластичные руки. Они охватили весь земной шар, приблизили его к большой темной пасти, и эта пасть сосет, грызет, жует нашу планету...» [5, с. 195]. Знакомясь с новейшими научными и философскими течениями в мире, Горький тем не менее критически осваивал их, принимая лишь те, что не расходились с его собственными взглядами. Около 16(29) июня 1906 г. он сообщил одному из основателей американской

социалистической партии М. Хилквиту: «Сейчас пишу большую повесть "Мать" - это хроника роста революционного социализма среди рабочих фабрики. Вот, пускай американцы купят и поучатся у русских рабочих понимать социализм» [3, с. 194].

Считая социализм новой религией, с чем никак не мог согласиться Ленин, Горький ратовал не за насильственное подавление враждебных элементов в ходе классовой борьбы, а за гармонизацию мира и самого человека в процессе творчества новой жизни. Размышляя о путях обновления мира, он развивал мысль о духовном «воскрешении» русского народа, расширяя тем самым понятие «революция». Можно сказать, что знакомство Горького с последними достижениями мировой мысли, которое продолжалось всю его жизнь, помогало писателю глубже понять психологию толпы и духовное своеобразие русского народа, предугадать дальнейшие пути развития мира.

Мучительно переживая за судьбы России, Горький пытался постичь «русскую идею» в совокупности сложных проблем ХХ в. Начав изучение национального характера с феномена босячества, он показал и самоотверженных героев народничества, и фанатиков идеи социализма, и тоскующих от нелепой жизни купцов и фабрикантов, и просто российских «жителей», изуродованных тяжкой российской историей. Россия, воссозданная художественным талантом писателя, стала известна всему миру. В «пестрых душах» горьковских героев уживаются и положительные, и отрицательные черты национального характера: непокорность и рабская психология, человеческое и звериное, святое и грешное. Пролетарский революционер Павел Власов из повести «Мать» и «взыскующий града Господня» Матвей из «Исповеди» выражают две разные ипостаси национального характера: бунтарь и странник. Но, осуждая слабые стороны «окуровской Руси» (пассивность, невежество, анархизм, смирение), Горький верил, что русский народ все-таки добьется лучшего будущего.

Октябрьский ураган 1917 г. заставил писателя задуматься о революции как явлении национальном. Гражданская война поразила его своей жестокостью, проявляемой с обеих сторон. Активность людей, которую писатель всегда высоко ценил, выразилась в стремлении разрушить весь мир «до основанья», уничтожить традиционные ценности и привычный уклад жизни. А рождение нового мира происходило в муках и ошибках, ибо, по мнению Горького, еще не были созданы предпосылки духовного обновления народа. Крестьянская Русь казалась ему той силой, которая может уничтожить численно небольшой революционный отряд пролетариата.

В 1917-1918 гг. особенно остро выявились разногласия Горького с руководством нового государства. Их суть он впоследствии сформулировал так:

«... помню, что не человек для революции, а революция для человека. И разумеется, мне страшна и противна бессмысленность стихийных и раздраженных сил. Мне мучительно дороги жизнь и работа людей, неустанно творящих культурные ценности в наши мрачные дни» [5, с. 259]. Призывая перестроить мир по законам разума и справедливости, Горький был далек от мысли оправдать бунт, «бессмысленный и беспощадный», способный лишь развязать низменные инстинкты толпы. Но он верил в созидательные силы русского народа, поэтому, порицая его за дикость и невежество, склонность к анархизму и даже жестокость, он призывал интеллигенцию отдать «таланты, умы и сердца наши российскому народу для воодушевления его к разумному творчеству новых форм» [2, с. 56]. Вернувшись на родину и осознав те перемены, которые произошли в стране, Горький пересмотрел свое мнение о «русской жестокости». Он писал: «...есть жестокость, возникающая в народе из чувства мести за те бесчисленные и цинические мучения, которые он пережил, и есть жестокость самозащиты народа, окруженного тайными и явными предателями, непримиримыми его врагами» [5, с. 303].

Горький был истинным сыном жестокого ХХ в. Он отразил в своем творчестве не только войны и революции, но и весь накал ожесточенной идеологической борьбы двух миров, весь спектр духовных исканий своего времени. Думая о судьбах России, он столь же глубоко размышлял о сущности европейской и даже мировой цивилизации, интересовался проблемами противостояния Востока и Запада, концепцией Шпенглера о «конце Европы» и проблемой соотношения национального и общечеловеческого. Вмешавшись в нескончаемый спор о «русском вопросе», он ответил на него всесторонним исследованием внутреннего мира россиянина, талантливо показав в своем творчестве все типы и характеры русского человека, и процесс развития его самосознания.

Будучи одним из последних просветителей своего времени, Горький всю общественную деятельность подчинял пропаганде научных и культурных достижений своего времени, считая, что только они, а не культ «желтого Дьявола» могут преобразить мир. Социальную революцию он не мыслил без революции культурной. Считая, что Россия - не Европа, но и не Азия, он упорно боролся с пережитками «азиатчины», понимая под ними косность, пассивность, отсутствие творческой инициативы и желания перестроить жизнь на новых, более справедливых началах.

Можно лишь удивляться прозорливости писателя, почувствовавшего в самом начале ХХ в. первые симптомы глобализма и вседозволенности, ныне ставших угрозой для существования мира. Именно Горький первым заговорил об опасности

фанатизма идей, доводящих до террора, и о деспотизме, прикрывающемся лозунгами демократии.

В последние годы жизни, ратуя за создание советской культуры и цивилизации, всемерно помогая их становлению, Горький предвосхищал споры о судьбах мира, разгоревшиеся в ХХ1 в. Ставя и по-своему пытаясь решить глобальные мировоззренческие проблемы (о национальном и многонациональном, о подлинном гуманизме и псевдореволюционности, об издержках технического прогресса, борьбе с природой и продлении человеческой жизни), писатель намного опередил свое время. Многие из поднятых им вопросов до сих пор актуальны. Над ними бьется и не находит правильных ответов человеческая мысль. Теперь уже речь идет не только о свободе мысли и совершенствовании личности, но об ее безопасности, жизнеобеспечении и защите. Поднимающий голову фашизм, который Горький называл «идеологией лавочников», опять ведет мир к Апокалипсису новой мировой войны, которая разворачивается на территории объединенной Европы.

2(15) ноября 1907 г. К. Каутский писал Горькому: «...если Толстой учит меня понимать Россию, которая была, то Ваши работы учат меня понимать Россию, которая будет, понять те силы, которые вынашивают новую Россию» [3, т. 8, с. 481]. В ХХ1 в. Горький стал восприниматься как провозвестник грядущей России, не только советской, но и демократической. Противостояние глобализма и антиглобализма не отменяет горьковской мечты о свободном развитии всех стран и всех наций в рамках многополярного мира. Его голос звучит сегодня во всех странах, помогая людям подумать о судьбах мира, понять загадку русской души и задуматься о Человеке и смысле его жизни.

Библиографический список

1. Вокруг смерти Горького: Документы, факты, версии. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - 244 с.

2. Горький М. Несвоевременные мысли. - Пг., 1918. - 68 с.

3. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. - М.: Наука, 1997-2017.

4. Горький М. Полное собрание сочинений. Ху-дожественные произведения: В 25 т. - М.: Наука, 1970. - Т. 5. «Трое». Рассказы, наброски. 18991901. - 574 с.

5. ГорькийМ. Собрание сочинений: В 30 т. - М.: ГИХЛ, 1953. - Т. 24. Статьи, речи, приветствия. 1907-1928. - 576 с.

6. М. Горький и Р. Роллан: Переписка. (19161936) // Архив А.М. Горького. Т. XV. - М.: Наследие, 1995. - 544 с.

7. Нергардт Ф. Максим Горький. - Копенгаген, 1931. - 45 с.

8. Нестеров М. Из писем. - Л.: Искусство, 1968. - 449 с.

9. Оболенский Л.П. А.П. Чехов и Максим Горький // Живописное обозрение. - 1902. - № 1. - С. 87.

10. Спиридонова Л.А. Горький и философия прагматизма // Традиции в русской литературе. Международный сборник научных трудов. -Н.-Новгород, 2014. - С. 81-90.

11. Яковлев С. Иностранцы о Горьком // Волгарь. - 1902. - 10 июля.

References

1. Vokrug smerti Gor'kogo: Dokumenty, fakty, versii. - M.: IMLI RAN, 2001. - 244 s.

2. Gor'kij M. Nesvoevremennye mysli. - Pg., 1918. - 68 s.

3. Gor'kij M. Polnoe sobranie sochinenij. Pis'ma: V 24 t. - M.: Nauka, 1997-2017.

4. Gor'kij M. Polnoe sobranie sochinenij. Hudozhestvennye proizvedeniya: V 25 t. - M.: Nauka, 1970. - T. 5. «Troe». Rasskazy, nabroski. 18991901. - 574 s.

5. Gor'kij M. Sobranie sochinenij: V 30 t. - M.: GIHL, 1953. - T. 24. Stat'i, rechi, privetstviya. 19071928. - 576 s.

6. M. Gor'kij i R. Rollan: Perepiska. (19161936) // Arhiv A.M. Gor'kogo. T. XV. - M.: Nasledie, 1995. - 544 s.

7. Nergardt F. Maksim Gor'kij. - Kopengagen, 1931. - 45 s.

8. Nesterov M. Iz pisem. - L.: Iskusstvo, 1968. -449 s.

9. Obolenskij L.P. A.P. CHekhov i Maksim Gor'kij // ZHivopisnoe obozrenie. - 1902. - № 1. - S. 87.

10. Spiridonova L.A. Gor'kij i filosofiya pragmatizma // Tradicii v russkoj literature. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov. -N.-Novgorod, 2014. - S. 81-90.

11. Yakovlev S. Inostrancy o Gor'kom // Volgar'. -1902. - 10 iyulya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.