Научная статья на тему 'Великая трансформация: двойное движение в Китае'

Великая трансформация: двойное движение в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КИТАЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / CHINA"S DEVELOPMENT / TRANSFORMATION / SOCIAL POLICY / TRANSITION PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Шаогуанг

Статья посвящена развитию Китая в последние десятилетия. В стране произошла историческая трансформация переход от традиционной «моральной» экономики к рыночной. Великая трансформация рассматривается с точки зрения исторической перспективы, философии, политики, идеологии, социума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The great transformation: the double movement in China

The article is devoted to the development of China during the last few decades. The country passed trough the historical transformation which is transition from traditional moral economy to the market. The "great transformation" is considered through the prism of historical perspective, philosophy, politics, ideology and society.

Текст научной работы на тему «Великая трансформация: двойное движение в Китае»

Зарубежный опыт

Великая трансформация: двойное движение в Китае

Ван Шаогуанг

Карл Полани опубликовал свою знаменитую книгу «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени»1 еще в 1944 году. Несмотря на прошедшие десятилетия, его мысли и взгляды не утрачивают своей актуальности. По его мнению, идея саморегулирующегося рынка утопична: «Такая организационная структура не может существовать долго, не уничтожая человеческую и природную сущность общества. Она физически разрушит человека и преобразует то, что его окружает, в пустыню». Согласно Полани, рынок существует с незапамятных времен, однако рыночная экономика в истории — редкость. Если рыночная экономика существует, она не полностью функциональна. До XIX века экономика всегда была встроена в общество. Такую экономику можно назвать моральной экономикой, поскольку экономическая активность была подчинена политическим, религиозным и социальным отношениям. Однако экономисты — классики XIX века — пытались создать невстроенную, полностью саморегулирующуюся рыночную экономику, которая подчиняет общество рынку. Такая экономика ведет к разрушению общества.

С XIX века человечество переживало «двойное движение — экспансию рынка, спровоцировавшую противодействие, направленное на защиту человеческого бытия и природы». Защитное законодательство и другие меры — характеристики этого противодействия.

От моральной экономики к рыночному обществу

Аналитические выводы Полани полезны для понимания великой трансформации Китая в последние десятилетия. Китайская экономика в традиционном обществе — это моральная экономика. Как писал философ и реформатор 1930-х годов Лианг Шэмин, «в моральном обществе собственность мужа и жены, отца и сына — неделимы. Если родители были живы, собственность сыновей оставалась неделимой. Если родители родителей были живы, собственность 3-х поколений оставалась неделимой. Раздел собственности рассматривался как нарушение справедливости. Однако отношения между членами семьи были противоречивы, и раздельное проживание существенно облегчало

1 Polanyi Karl. The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time, (Boston: Beacon Press, 2001.

жизнь, поэтому возникли новые моральные нормы раздела собственности между родственниками. Сначала все делилось между братьями в случае раздельного проживания. Затем часть собственности более богатых родственников переходила к менее богатым; кроме того, среди родственников, друзей, соседей допускалось брать собственность взаймы, т.е. она должна была быть возвращена, — таковы были нормы справедливого совместного пользования имуществом. В прошлом было привычно давать собственность тем, кто был в большой нужде, так как забота о другом была одной из главных моральных норм. Кроме того, следует дополнить, что существовали ритуальная земля, благотворительные школы, находящиеся в общей собственности кланов, а также общинные зерновые амбары, благотворительные зерновые амбары и школьная земля, которые являлись объектом совместного владения деревенской общины. Все эти ресурсы использовались для помощи бедным и выдачи субсидий на образование»2. Экономические отношения зависели от родственных отношений и этических норм. Раздача собственности другим была более важна, чем собственное накопление.

Образование Китайской Народной Республики в 1949 году привело к радикальным изменениям в структуре ценностей общества. Коллективные и национальные интересы, объявленные высшей социальной ценностью, заменили семейные отношения. Тем не менее хотя этический подтекст изменился, подчинение экономических отношений социальной этике сохранилось. Политика нового режима была направлена на экономическое развитие, однако оно являлось вторичным и рыночные отношения не играли большой роли в общем устройстве экономической системы. При плановой (моральной) экономике два механизма — «мягкое ограничение бюджета» (soft budget constraint) и «железная чаша риса» (iron rice bowl) — помогли встроить экономические отношения в социальные и политические. «Мягкое ограничение бюджета» означает, что деятельность экономической организации (будь то корпорация или правительственные структуры невысокого ранга) не ограничена ее собственными ресурсами. Если такая организация сталкивается с трудностями бюджета, она может рассчитывать на помощь другой организации, в частности правительственных структур высокого ранга. Принцип «выживания» не применим к этой системе. «Железная чаша риса» означает гарантированную пожизненную трудоустроенность. Неважно, насколько хорошо выполняется работа, это не означает потерю работы. Конечно, «мягкое ограничение бюджета» и «железная чаша» не способствуют максимальной компетенции и эффективности. Но они служили двумя опорами для системы плановой экономики, приоритетами которой были обеспечение жизни людей и равенство между экономическими единицами.

При плановой (моральной) экономике коммуна и бригады в сельских районах и секции в городах были не только экономическими институтами, но и социальными и политическими. Они обеспечивали своим членам и трудовую занятость (т.е. зарплату), и социальное благополучие членам их семей (уход за больными и детьми, детские сады, школы, медицинское обслуживание, пенсии, страхование престарелых, обеспечение похорон). Иными словами, коммуны и

2 Liang Shuming, Zhongguo wenhua yao yi (The key principles of Chinese culture). Shanghai: Shanghai People’s Press, 2005. Chapter 5.

бригады в сельских районах и секции в городах вместо правительства обеспечивали благополучие отдельных граждан. Такая ситуация продолжалась до начала экономической реформы 1980-х годов.

С началом экономической реформы изменилась ключевая идеология правительства Китая. Политики высшего ранга отказались от рассмотрения базового благополучия и равенства и, сфокусировавшись на «развитии как приоритете», добивались исключительно экономического роста. А такие понятия, как равенство, трудоустроенность, права и интересы работника, здравоохранение, окружающая среда, национальная безопасность, были забыты и использовались только для решения основной задачи. Лидерами всех уровней была принята теория «просачивания» (trickling down effect), отстаиваемая экономистами неолибералами, согласно которой, когда материальное благосостояние растет, все другие проблемы в конечном счете решаются.

Трансформация китайской моральной экономики в рыночное общество происходила в 3 этапа. На первом этапе (1979-1984 гг.) возник спорадический рынок товаров народного потребления, сыгравший весьма небольшую роль в экономике в целом. Вмешательство правительства оставалось значительным, поэтому преобладала нерыночная система хозяйствования и отношений. Второй этап (1985-1992 гг.) характеризовался возникновением товарной биржи, рынка труда, рынка ценных бумаг, рынка иностранной валюты, земельного рынка. На этой стадии в экономике начали играть важную роль (не затрагивая пока неэкономическую сферу) такие важнейшие рыночные принципы, как эквивалентный обмен, закон спроса и предложения, конкуренция. На третьем этапе (1993-1999 гг.) рыночное общество сформировалось окончательно и превратилось в доминирующий фактор влияния не только в экономической сфере, но и в неэкономической, что создает угрозу целостности общества.

Трансформация разрушила основы моральной экономики. Финансовые отношения между правительственными структурами, существовавшие в соответствии с принципом «все едят из одного котелка», перестроились в «трапезу на разных кухнях», а «мягкое ограничение бюджета» государственных предприятий сменилось «жестким ограничением бюджета». В городах реформа системы трудовой занятости развалила «железная чаша риса», а в сельских районах (хотя жители получили свободу производства) с распадом коммунной системы и введением «системы общей ответственности» (all-round responsibility system) деревни больше не несут ответственности за отдельных жителей. Поскольку сельские коммуны и городские секции лишились социальных функций и превратились в чисто экономические институты, фермеры и рабочие остались без защиты и поддержки. Благополучие отдельных граждан стало зависеть почти полностью от денежных связей.

Значение рыночных достижений может быть измерено степенью товаризации или диапазоном товаров, участвующих в торговых потоках. Рис. 1 отображает пошаговую коммерциализацию здравоохранения. До экономической реформы правительственные ассигнования и страхование в здравоохранении составляли около 80%. Люди сталкивались с проблемой, как найти хорошего врача, но не с проблемой оплаты медицинской помощи.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

0

1965 1975 1979 1981 1983 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005

Рис. 1. Уменьшение доли государственньх расходов в финансировании здравоохранения

В начале экономической реформы социальные выплаты начали постепенно уменьшаться. Однако доля государственных ассигнований продолжала увеличиваться и достигла почти 40%. С середины 1980-х гг. правительственные ассигнования и социальные выплаты существенно сократились. К 2001 г. доля государственных ассигнований в общих расходах здравоохранения уменьшилась до 15,9%, а социальных выплат — до 24,1%, что в сумме составляет 40%. Людям самим пришлось оплачивать медицинские расходы. В 1980 г. такие траты составляли 21%, а с 2000 по 2002 г. они выросли до 60%. Другими словами, китайская система здравоохранения стала системой, спонсируемой в основном частным образом. В развитых странах эта цифра составляет 27%, в странах с переходной экономикой — 30%, в развивающихся — до 42,8%. Система здравоохранения в Китае стала, возможно, самой коммерциализованной3. Для многих сельских и городских жителей визит к врачу стал недостижимой роскошью.

Здравоохранение — не единственная неэкономическая сфера, в которую вторглись рыночные отношения. Другие сферы, в частности образование, также находятся под влиянием рынка. Согласно Полани, с точки зрения исторической перспективы, в результате перехода к рыночным отношениям Китай претерпел беспрецедентную трансформацию от морального общества к рыночному.

3 Wang Shaoguang. China’s Health System: From Crisis to Opportunity. Yale-China Health Journal, Vol. 3 (Autumn 2004): 5-49.

% от общей доли

Оплата частными лицами

Появление защитного противодействия

Согласно Полани, не встроенный в общество, саморегулирующийся рынок — деструктивен. Когда рынок пытается превратить человеческое бытие и естественную среду в товар, он неизбежно разрушит общество и естественную среду. Хотя китайская экономика претерпевает очень быстрый рост в последнюю четверть века, стремление к высокому росту ВВП сопровождается серьезными проблемами. Сначала незаметные, со временем эти проблемы становятся все более очевидными. К концу 1990-х годов такие проблемы, как загрязнение окружающей среды и социальная поляризация между богатыми и бедными (региональная диспропорция, городская и сельская диспропорции, разница доходов в городах и сельских районах), вышли на первый план. Люди заняты реализацией экономического роста, который не обязательно означает социальный прогресс. Увольнения, трудности с устройством в школу и получением медицинской помощи, многочисленные несчастные случаи на производстве дали почувствовать миллионам людей их экономическую и социальную незащищенность.

В такой ситуации «золотая таблетка» рыночной реформы утратила свое действие, и кажущийся консенсус эффективности рыночных усилий улетучился. Те, кто пострадал в начале экономической реформы или получил едва заметную выгоду от реформы, перестали безоговорочно ее поддерживать. Теперь каждый вопрос относительно рынка подвергается сомнению. Эти люди враждебно относятся к коррумпированным чиновникам, злоупотребляющим своей властью и присваивающим государственные деньги. Они враждебно относятся к внезапно обогатившимся нуворишам. Они скептически относятся к самонадеянным ученым, наживающимся на реформе. Все почувствовали, что экономическая реформа в Китае сбилась с пути и должна обрести свой путь гармоничного развития экономики и общества. Это породило защитное противодействие, которое настаивает на пересмотре методов встраивания экономики в общество.

Политики высшего ранга начали анализировать работы Дэна Сяопина, который предостерегал, что, «если возникнет поляризация между бедными и богатыми, а диспропорция между национальностями, регионами, классами, правительственными структурами в центре и в регионах будет усиливаться, все пойдет не так»4. «Цель социализма — не поляризация, цель социализма — сделать всех людей богатыми. Если наша политика ведет к поляризации, мы потерпим поражение». Для того чтобы уменьшить социальную диспропорцию, правительство Китая стало работать над вопросами безопасности и равенства. Если раньше разговоры о справедливости были просто пустым звуком, то теперь лозунгом является новое рассмотрение встраивания экономики в социальные отношения через декоммерциализацию. Декоммерциализация означает рассмотрение основных социальных категорий, таких как здравоохранение, образование, пенсии и др., как основные права человека, а не коммерческий товар. Цель декоммерциализации — обеспечить людям «средства к жизни вне зави-

4 Deng Xiaoping sixiang nianpu (The chronicle of Deng Xiaoping’s thoughts). Beijing: the Central Document Press, p. 453.

симости от рынка»5. Должна быть организована система перераспределения. С одной стороны, люди платят налог согласно их доходу, с другой стороны — люди получают прибыль через социальные выплаты согласно их нуждам. Это то, что происходит в Китае в последнее время.

Если в 1978-1995 гг. Китай занимался экономической политикой, то сейчас — социальной. В табл. 1 представлены основные мероприятия, состоявшиеся в 1999-2009 гг. В следующих двух разделах статьи они будут рассмотрены подробно.

Таблица 1

Новая социальная политика в 1999-2007 гг.

Год Мероприятия

1999- Программа «Идти на запад»

2002- Программа гарантий минимального дохода в городах

2003- Сельская реформа снятия налога; восстановление Кооперативной медицинской системы (КМС)

2004- Понижение аграрных налогов; введение трех типов сельских субсидий

2005- Частичное упразднение аграрных налогов

2006- Упразднение всех аграрных налогов; введение комплексных аграрных субсидий; обязательное бесплатное обучение в западных и центральных сельских областях; общественное жилье для бедняков

2007- Обязательное бесплатное обучение во всех сельских районах; базовое медицинское страхование для всех городских жителей; КМС для 80% сельских жителей; развитие программы минимального дохода городских жителей, развитие программы общественного жилья для сельских бедняков

2008- Всеобщее бесплатное образование; КМС для всех сельских жителей развитие социальной политики

Уменьшение неравенства

В настоящий момент в Китае важно устранить два вида неравенства — разницу в развитии различных областей («региональное неравенство») и разницу в развитии сельских регионов по сравнению с городами («город ское/сельское неравенство»).

1. Уменьшение регионального неравенства

До 1993 года финансовая система в Китае было устроена по принципу «еда на раздельных кухнях». Однако без внешнего притока денег центральные и западные регионы Китая — менее развитые и имеющие меньшие ресурсы — не могли развиваться вровень с другими областями. Реформы, проведенные правительством позволили перераспределить финансовые потоки (см. рис. 2).

5 G0sta Esping-Andersen, The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton: Princeton University Press, 1990, p. 21-22.

млрд юаней

Рис. 2. Финансовый поток из центра в регионы

Согласно статистике Министерства финансов Китая, за период 1994-2005 гг. 10% финансового потока было направлено в восточные провинции, 44% — в центральные провинции, 46% — в западные. Региональная диспропорция значительно сократилась: если в 1994 г. различие в темпах роста ВВП по провинциям было от 12 до 19,5%, то в 2005 г. — от 12,01 до 13.13%.

2. Уменьшение городского/сельского неравенства

Различие в уровне жизни городского и сельского населения в Китае — одно из самых больших в мире. Чтобы уменьшить его, правительство Китая использует в последние годы стратегию «меньше брать с сельских регионов» и «больше давать сельским регионам». Были упразднены аграрные налоги, существовавшие в истории Китая тысячи лет! Сначала в 2004 г. от аграрных налогов было освобождено 8 провинций, а в 12 провинциях эти налоги сокращены на 3% и в 11 — на 1%. Затем в 2005 г. эти налоги в большинстве провинций были сокращены или упразднены. В 2006 г. 900 миллионов китайских крестьян были полностью освобождены от аграрных налогов.

Кроме аграрного налога с крестьян взимались дополнительные поборы. В 2002 г. в 16 провинциях введено освобождение от дополнительных налогов, а также направлено 24,5 млрд юаней из общего финансового потока на поддержку реформ. В 2003 г. от дополнительных налогов освобождены все провинции.

В 1997 г. центральное правительство инвестировало 70 млрд юаней на сельские реформы, из которых три основных пункта — аграрные субсидии, школы и здравоохранение. К 2007 г. размер этих инвестиций возрос до 391,7 млрд юаней.

Проведенные реформы уже дали определенные плоды. Удалось остановить резкое усиление городского/сельского неравенства, имевшее место в 1985-1995 гг., и стабилизировать ситуацию (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение между городским и сельским населением по расходам и доходам

Уменьшение незащищенности

Трансформация разрушила социальные связи, обеспечивавшие социальную защищенность детей, стариков, инвалидов и других слоев населения, которые не могут позаботиться о себе сами. Если в период 1980-1990 гг. правительство не занималось вопросами социальной защищенности, то впоследствии были проведены некоторые реформы.

1. Обеспечение минимального дохода

До середины 1990-х годов нищета считалась свойством в основном сельских районов Китая, однако после этого времени проблема нищеты в городах также стала очевидной. В 1993 г. в Шанхае как первом из регионов была введена система минимального дохода. Затем в 1997 г. была введена Программа городского минимума дохода, которая постепенно охватила все города. Около 22 млн людей получают помощь по этой программе в последние годы (рис. 4).

Нищета среди сельского населения Китая — более серьезная проблема, чем нищета в городах. По данным конца 2007 г., 28,41 млн человек живут в нищете, имея годовой доход меньше 1067 юаней, а у 14,79 млн человек доход не достигает даже 785 юаней в год. В 1997 г. некоторые провинции Китая ввели систему минимального сельского дохода, затем число таких провинций увеличивалось. К концу 2006 г. таких провинций стало 22, а программа помогла 15 млн крестьян (рис. 5). Кроме того, 12 млн крестьян получали социальные пособия. В 2007 г. введена система минимального сельского дохода, т.е. по всей стране и каждому сельскому жителю обеспечен минимальный (пока маленький) доход. Это очень важный исторический момент.

год

Рис. 4. Программа городского минимума дохода

млн человек

45

40

35

30

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 5. Программа сельского минимума дохода

2. Медицинское страхование

На рис. 6 показана динамика введения медицинского страхования городских жителей. Это страхование охватывало служащих — от 15 млн в 1999 г. до 134,2 млн в 2007 г., а также 3/4 всех пенсионеров (к концу 2007 г.), которых много больше, чем служащих. В последние годы вводится также система медицинской помощи для неслужащих, включая детей, неработающих и временных рабочих.

Что касается медицинского страхования сельских жителей, в 2003 г. правительство начало возрождение сельской кооперативной медицинской системы, разрушенной в период проведения рыночых реформ. Отличие новой системы от старой модели в том, что финансы поступают из государственных средств

центральным и западным областям. На рис. 7 отчетливо видно, как эффективно использование государственных средств привело к возрождению системы. Если в 2003 г. система помогала лишь 9,5% крестьян, то в 2008 г. — 91,5% крестьян.

350 300 250 200 150 100 50 0

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

год

Рис. 6. Система основного медицинского страхования горожан

млн человек

□ Городские служащие □ Временные рабочие ■

□ Другие категории, ■ г

I _ _

- - _

г-.

,—.г-11—і 1 1 I 1 п

Рис. 7. Число жителей, вовлеченных в сельскую кооперативную медицинскую систему

3. Страхование несчастных случаев на работе

В 1996 г. начала внедряться система страхования от несчастных случаев на производстве для всех служащих на всех предприятиях. Подразумеваются компенсации в случае травм, увечий, временной потери трудоспособности и при летальных случаях. Первые несколько лет система очень медленно набирала обороты, однако государственное регулирование с 2004 г. привело к тому, что число служащих, получающих помощь по этой программе, к 2008 г. достигло 138.1 млн чел. (около 43% всех служащих), тогда как в 2003 г. это было лишь 45,75 млн чел. (рис. 8). Программа развивается и в последние несколько лет начала охватывать временных рабочих (49,76 млн чел. на конец 2008 г.), в том числе работающих на угольно-добывающем производстве.

год

Рис. 8. Число жителей, застрахованных от производственных травм

4. Пенсионное страхование

В результате начатой в 1991 г. пенсионной реформы число граждан, охваченных этой системой страхования, возросло с 1989 г. по 2006 г. с 48,17 до 165,97 млн чел. Число охваченных служащих официального сектора возросло с 35 до 130%, включив служащих неофициального сектора.

Число городских пенсионеров, получающих деньги по системе пенсионного страхования, возросло с 1989 по 2008 г. с 8,93 млн чел. до 52,93 млн чел., составив 90% пенсионеров (рис. 9). По данным на конец 2008 г., 55% городского работающего населения и 17% временных рабочих участвует в системе.

240 220 200 180 160 140 120 100 80 60 -40 20 0

млн человек

□ Работающие

Пенсионеры

I

I I I I ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я?1 <$ р!4 О?5 От5 о\ <#> г?-* сч4 сО' су5 сФ сФ гД с?3

^ ^ ^ ч<£> ^ ^ ^ ч<£> ^ ч<£> ^ ^ ^ ^ ^ ^

год

Рис. 9. Число граждан, охваченных основным городским пенсионным страхованием

64% из 140 млн пожилых людей живет в сельских районах Китая. Внедрение системы пенсионного страхования в сельских районах поэтому, особенно значимо. Изучение опыта других стран позволило в 1992 г. сформулировать План основного базового пенсионного страхования сельских жителей. Согласно этому плану, премиальный фонд создается самими будущими получателями, чьи субсидии объединяются и координируются государственной политикой. До 1997 г. число сельских жителей, вовлеченных в эту систему, резко возрастало (рис. 10) и достигло 82 млн чел. Однако после 1998 г. стало ясно, что сельские районы еще не совсем готовы к таким переменам, и результаты реформ пошли на спад. Обсуждения и дебаты относительно создания системы пенсионного страхования сельских жителей занимают значительное место в органах государственного управления, в частности в Национальном конгрессе. Провозглашается, что развитие социального страхования и социального обеспечения как горожан, так и сельских жителей очень важно для Китая в данный момент. Недавно в провинциях Шэнданг, Пекин, Чианчжу, Жэйчанг, Энхуи, Сичуань, Ксинчьжэнь введена новая система страхования, основанная на общественных субсидиях.

млн человек

Рис. 10. Число граждан, охваченных сельским пенсионным страхованием 5. Страхование от безработицы

В 1986 году Государственный комитет объявил о Временном регулировании страхования от безработицы для служащих государственных предприятий, что явилось введением страхования от безработицы. Затем в 1993 году было опубликовано «Регулирование страхования от безработицы для служащих государственных предприятий». И та и другая части реформы коснулись только служащих государственных структур.

С середины 1990-х в результате реструктуризации различных предприятий миллионы людей оказались безработными. В 1999 г. правительство ввело «Регулирование страхования от безработицы», которое охватывало не только государственные предприятия, но и коллективные, а также предприятия с зарубежными инвестированием и частные корпорации. Благодаря этому число служащих, участвующих в страховании, выросло с 79,28 млн чел. в 1998 г. до 104,08 млн чел. в 2000 г. Значительные изменения коснулись официального сектора: в 1998 г. системой страхования от безработицы было охвачено 64.3% этих служащих, тогда как в 2000 г. — 92% (рис. 11).

Однако в последующие годы существенного развития этого вида страхования не произошло.

Рис. 11. Число граждан, вовлеченных в систему страхования от безработицы

Почему развитие страхования от безработицы пошло иначе, чем медицинское, пенсионное и страхование от несчастных случаев на производстве? Все 4 вида страхования столкнулись с одинаковыми трудностями в отношении неофициального сектора. Однако почему страхование от безработицы получило наименьшее распространение?

Одна из причин в том, что компенсация в страховом случае составляет всего 20-30% средней зарплаты служащих неофициального сектора, а период выплаты — 24 месяца. Вторая причина в том, что правительство не имеет заинтересованности в развитии этого вида страхования. Целесообразность страхования от безработицы подвергается критике в политических кругах в последнее время.

Заключение

Китай переживает беспрецедентную трансформацию. С начала 1980-х годов в стране происходит переход к рыночной экономике. За последние два десятилетия рыночные отношения настолько укрепились, что охватили все области, предприятия, семью и каждого гражданина. Это наиболее драматические изменения в китайской истории.

При рыночной экономике было создано большое социальное богатство. Люди столкнулись с изменениями, о которых и не мечтали. Однако рыночные механизмы — не только двигатель экономики, но и беспощадный меч. Он неумолимо рубит связи между отдельными людьми и социальными группами. С появлением рыночных механизмов люди, раньше материально зависящие от коллективных отношений и родственных уз, начинают жить лишь на свои личные доходы. Но современное общество полно рисков, которые делают такую жизнь трудной. Трансформация разрушила традиционную систему социальной защиты, и это начало разрушать само общество. Все больше людей, включая политиков высшего ранга, пришли к пониманию, что не все должно быть подчинено рыночным механизмам, что рынок должен работать на общество. Принципиальным механизмом остается рыночный, однако правительство принимает меры для встраивание его в социальные и этические отношения. Правительство стремится к декоммерциализации в областях, связанных с правами человека, обеспечивая всем социальным группам возможность получать блага, достигаемые рыночными отношениями. И хотя Китай столкнулся с серьезными проблемами, нынешнее состояние социальной политики говорит о достижении важного рубежа, значение которого трудно переоценить.

Перевод Я. Тихомировой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.