Научная статья на тему 'Великая Победа: наследие и наследники'

Великая Победа: наследие и наследники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1345
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОБЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великая Победа: наследие и наследники»

К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Война сопутствует роду людскому с тех пор, как первый пещерный человек впервые решил уничтожить своего соперника. Можно сказать, что история человечества — это история бесконечных войн. За почти сорок столетий человеческой истории уничтожены десятки тысяч племен, королевств и империй, погибли сотни миллионов человек. Многократно в отношении многих народов осуществлялся геноцид. Первые события такого рода описаны еще в Библии. В ней рассказывается, как еврейские племена под предводительством Иисуса Навина захватили Святую землю и провели освященный Богом геноцид, перебив всех мужчин, женщин и детей в захваченных городах. В 1853-1864 гг. в городе Нанкине почти 10 лет продолжалась резня, в результате которой население этой провинции сократилось на 70%.

Ужасы войны известны всем. Однако год от года количество войн и конфликтов все увеличивается. Только в прошлом XX веке на земном шаре произошли две мировые войны и около 900 локальных войн и военных конфликтов. С 1900 по 1914 гг. было 35 войн и конфликтов, т. е. 2,5 в год; с 1917 по 1933 гг. — 78, т. е. 3,5 в год; с 1946 по 1995 гг. — 780, т. е. 15,6 в год. Во всех этих войнах и конфликтах только убито более 120 млн. человек, почти 400 млн. человек искалечено. С начала 1990 по конец 2000 гг. имели место более

100 войн (19 войн в год), в которых участвовали 70 государств.

По количеству больших и малых войн, по масштабам людских потерь и жестокости XX век намного превзошел все предшествующие столетия. На всем его протяжении не было и года, когда бы в той или иной части света не шла война.

Самой масштабной, самой жестокой и кровавой была Вторая мировая война (19391945 гг.), которая длилась 2195 дней (6 лет). В ней участвовала 61 страна, общая численность населения этих стран — 1 млрд. 700 млн. человек, т. е. 80% мирового населения. Нейтральными были всего 6 стран. В ходе войны общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, ранено 35 млн. человек. В действующие армии было призвано 110 млн. человек. Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн. долларов. Материальные затраты достигли 60-70% национального дохода воевавших государств. Война сопровождалась колоссальными разрушениями уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

Победа антигитлеровской коалиции имела громадное и неоценимое значение для всей последующей истории человечества — от мая 1945 г. и до конца человеческой эволюции.

И. М. Ильинский Великая Победа: наследие и наследники

Эта Победа была бы невозможной без участия во Второй мировой войне Советского Союза — его народа, его армии, его полководцев. Участие СССР во Второй мировой войне началось с июня 1941 г. — с момента вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну. Это была война народная, война Отечественная, война великая. Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. По стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. На долю нашей страны выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией. В гигантских сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе.

Если бы не мощь СССР, если бы не фантастическое мужество и самоотверженность советского народа, если бы не потрясающий героизм советских солдат и офицеров, если бы не ум, выдающийся военный талант и железная воля советских полководцев, то никакая бы Америка, никакая Великобритания не одолели Гитлера и его могучую военную машину. А это значит, что, скорее всего, в мире и сегодня бы господствовала фашистская идеология, властвовали нацисты, а огромное большинство ныне процветающих европейских стран, иных народов и наций находились в положении рабов и лишь мечтали о свободе и демократии. Ведь целью Второй мировой войны было установление мирового господства Германии, построение тысячелетнего рейха.

Именно благодаря Великой Победе советского народа в четырехлетней Великой Отечественной войне эволюция человечества в направлении прогресса, свободы и демократии не была прервана, а продолжается.

Для тех, кто знает действительную историю Второй мировой и Великой Отечественной войн, кто в ладах со своей совестью и способен смотреть на вещи честно и непредвзято, этот вывод не подлежит сомнению. Однако за 60 лет в мире и в нашей стране произошло множество разительных перемен, народились новые поколения, которые живут, учатся и воспитываются в совершенно новых социально-экономических условиях, совершенно иной духовной и нравственной атмосфере.

Сегодня, например, уже 34% опрошенных 18-35-летних россиян не знают даже того, с каким событием связана дата 22 июня 1941 г., а еще 8% ошибаются в ответе на этот вопрос (данные общероссийского исследования ROMIR monitoring, 2003).

В преддверии 60-летия Победы средства массовой информации немало внимания уделяют теме войны. На телеэкранах появляются фильмы, которые напоминают о подвиге народа. Однако, по нашим опросам выпускников школ, из исторических фильмов лишь 7% запомнили «А зори здесь тихие», 4% — «Семнадцать мгновений весны».

В журнале «Диалог» (2000, №4, с. 56) я встретил выдержку из сочинения одного одиннадцатиклассника, который писал: «Все в стране прекрасно понимали, что Гитлер готовится к нападению, но Сталин запретил обороняться, что едва не привело к поражению. Да что же это за люди — наши деды! Они не смогли расправиться со слабоумным диктатором даже под угрозой собственной гибели! Ну как их можно после этого уважать?»

Факт, что многие молодые люди перестают говорить «наша Родина», «наша страна», «наша армия», «наши герои», «мы победили», заменяя подобные выражения отстраненным «эта страна», «сталинский режим», «советский» или «коммунистический» тоталитаризм и т. п.

Искажение исторического сознания, утрата исторической памяти — это факт, который уже нельзя не признать. Рушится связь времен, преемственность поколений. Явле-

ние это пагубно для нашей страны, которая ныне крайне нуждается в духовных и нравственных опорах, в традициях и ценностях, без которых нацию сплотить невозможно.

Почему и как это произошло? Винить нам тут надо прежде всего наших младорефор-маторов, нашу новую власть первой волны, которые в угаре борьбы со всем «советским» и «коммунистическим» с помощью сонма угодливых журналистов, писателей и горе-исследователей сознательно фальсифицировали отечественную историю, не пощадив даже самого святого — память миллионов

о погибших в Великой Отечественной.

Некоторые из газет, журналов, теле- и радиопрограмм не могут остановиться и по сей день.

Даже сейчас, в год всенародного праздника Победы, например, газета «Аргументы и факты» продолжает раскапывать материалы о панике и мародерстве в Москве перед угрозой захвата столицы гитлеровскими войсками. В другом номере рассказывается, будто в московское ополчение люди шли лишь потому, что рассчитывали на льготы и возможность уклониться от призыва в армию. Газета пишет: «Для московских и подмосковных рабочих такие условия представлялись весьма неплохими. Но то рабочие, мыслящие здраво и практично. Настроения среди ополченцев из среды служащих, и особенно студенчества, рвущихся в настоящий бой, выглядели более наивно»1.

Публикаций о войне с таким переосмыслением задним числом событий достаточно. В «Известиях» приводится высказывание 16-летней девушки: «Говорят, что на фронте к женщинам относились очень трепетно. А я недавно прочитала в журнале, что женщин насиловали, били, а потом еще и подписку брали, что они никому об этом не расскажут. Мне интересно: это правда или в журнале написали просто ради сенсации?»2.

Молодой россиянин находится в недоумении: «Как может быть такая победа — «Ве-

ликой»? Кому и чему верить? Что есть правда

о войне?».

Казалось бы, ответы на эти вопросы должны дать школа, уроки отечественной и мировой истории, учебники и учителя. Но в 90-е годы российская школа испытала нашествие «историков», на деньги и по заказам западных фондов написавших нашу историю «по-новому», то есть лживо. Эти учебники бесплатно рассылались школам, они заполонили полки школьных библиотек. Согласно этим учебникам, мы жили и живем не в великой стране с великой культурой, а в стороне от цивилизованного мира, в дикой провинции, удерживаемой в повиновении лишь силой репрессий, с правителями — авантюристами, недоумками, убийцами. И хотя события Великой Отечественной войны в этих «произведениях» не обходились стороной (ибо это невозможно сделать), представлены они главным образом как мозаика дат, имен и статистических данных.

Описывая предвоенные годы, авторы учебников не видят в СССР ничего, к чему можно было бы отнестись одобрительно. Война рассматривается как схватка двух кровожадных диктаторских режимов, ни к одному из которых школьники не должны испытывать ни малейшей симпатии. Такой подход в конечном итоге разрушает чувство причастности сегодняшней молодежи к событиям и людям той эпохи. В чем сходятся авторы такого рода учебников, так это в оценке количества жертв нашего народа в ходе войны, которая подается исключительно в одном ключе: как много мы потеряли!

Вытаптываются имена патриотов, сеются семена скепсиса в отношении подвигов Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина, Николая Гастелло, Юрия Смирнова, героев-панфиловцев, моло-догвардейцев-краснодонцев, ставших символами любви к Родине для многих поколений.

Даже маршалу Жукову не нашлось места, к примеру, в так называемом учебнике по

1 АиФ-Москва. 2005. №9. С. 40.

2

2 Известия. 2005, 2 марта. Электронная версия.

новейшей истории XX века Кредера. Затеян пересмотр итогов Второй мировой войны. История Великой Отечественной подменена историей Второй мировой войны, внимание акцентируется на поражениях нашей армии, решающим же боевым действиям Советской Армии уделяется несколько строк. В том же духе сделаны учебник И. И. Долуцкого «Отечественная история. XX век», пособие Л. М. Пятецкого «История России для абитуриентов и старшеклассников. XX век», в которых нет ни одного светлого пятна в истории России. И. И. Долуцкий вообще не использует понятие «Великая Отечественная война», говорит только о Второй мировой войне.

Что касается итогов войны, смысла и значения нашей Победы, то на страницах сегодняшних учебников, как правило, дифирамбов ей не поют и восторга по поводу освобождения Европы от фашизма не выражают. С точки зрения тех же Л. М. Пятецкого и И. И. Долуцкого, победа не принесла нашей стране ничего, кроме усиления власти Сталина, укрепления тоталитаризма. «Вскормленная кровью народа, — пишет И. И. Долуцкий, — система ожила, помолодела, раздвинула свои границы». Ему вторят авторы другого учебника: «...Отстояв Родину от фашизма... народ-победитель упрочил сталинскую тиранию, освятил неприкосновенность административно-командных методов управления. Благодаря обильно пролитой крови тирания обрела второе дыхание, ее власть распространилась на пол-Европы, затормозив естественный ход исторического развития». Последняя фраза весьма показательна признанием «неестественности» победы Советского Союза, противоречившей, оказывается, не чему-нибудь, а самому ходу истории! Следуя этой логике, нетрудно задаться вопросом: а зачем вообще нужно было побеждать фашизм? Чего ее вспоминать, эту победу, раз после нее жить стало еще хуже, а «плохой Сталин» даже укрепил свою власть? Зачем помнить героев войны?

Печально, но факт: не только российские «историки», но и некоторые «политики» пы-

таются изобразить Советский Союз главным виновником и провокатором войны, а его победу над фашистской Германией «военным счастьем», «чистой случайностью».

За последние несколько лет благодаря усилиям общественности и Министерства образования многое исправлено. Но и в самых новых учебных изданиях для школ, ссу-зов и вузов все еще можно найти следы предвзятого подхода к теме Великой Отечественной войны. В учебнике А. А. Данилова «Отечественная история» война даже не выделена в отдельную тему, а отнесена к теме «Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.» Итоги в Великой Отечественной войне в учебнике В. В. Артемова и Ю. Н. Лубченкова «История Отечества с древнейших времен до наших дней» (М., 2002) описаны так: «Основной урок, который был вынесен в результате масштабных военных действий, — любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет страдания людям. Следовательно, нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы».

Однако не все можно объяснить только внутренними причинами. Чрезвычайно силен и внешний фактор.

Запад уже давно всячески пытается принизить роль СССР во Второй мировой войне. 10 лет назад, когда в Вашингтоне праздновали 50-летие Победы, Россию не пригласили на это торжество. Опросы американских граждан показывали, что около 40% не знали даже о том, что СССР воевал с Германией, а 20% были убеждены, что Советский Союз воевал с Америкой на стороне Гитлера. Это и явилось причиной создания в начале 70-х гг. прошлого века телекиноэпопеи «Unknown war» («Неизвестная война»).

Некоторое время назад мадам президент Латвии хамски отозвалась о ветеранах Великой Отечественной. Как большой успех расценивается приезд президента США Д. Буша в Москву на празднование 60-летия Победы.

Слышать и знать это горько и обидно. Ибо все эти страны и народы, как и все чело-

вечество, 80% которого было вовлечено во вторую мировую войну, должно бесконечно благодарить Советскую Армию, российский и русский народ особенно за ту безмерную жертву, которую они положили на алтарь Истории человечества, и тот бессмертный подвиг, который они совершили.

В свете всего вышесказанного хочу остановиться, прежде всего, на вопросе о вкладе союзных стран в разгром гитлеровской Германии. Ибо наши «новомыслы» (они же — фальсификаторы истории) считают его открытым. Некоторые утверждают, что «архитектором» победы являлись США. Тот же И. И. Долуцкий в своем учебнике (с. 47) пишет: «...это же мы (и то не по своей воле) присоединились к Англии, воевавшей целый год в одиночку против фашистской Германии. Это наша война стала вторым фрон-том»1. Однако, все было совсем не так. Возьмем главные страны-победители.

Для Франции война началась 10 мая 1940 г. и продолжалась всего 44 дня. 10 июня правительство покинуло Париж, а 14 июня он был сдан немцам без боя, хотя у Франции была возможность для дальнейшей борьбы: она имела первоклассную, хорошо вооруженную армию, желавшую сражаться с фашизмом. Был народ, победивший Германию в первой мировой войне и готовый идти на жертвы ради победы. Но руководство страны преднамеренно вело дело к капитуляции. После окончания войны президент Франции Петен был осужден верховным судом и приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением, а премьер-министр Лаваль казнен как изменник.

Великобритания поначалу весьма успешно противостояла Гитлеру, особенно в воздухе. Немецкие ВВС несли тяжелые потери. Однако сегодня «почему-то» мало кто вспоминает и мало кто знает о том, что уже в конце мая 1940 г. Великобритания была на грани капитуляции. Дело в том, что в мае 1940 г. немецкие танки, находившиеся на ос-

трие клина группы армий «А», прошли через Арденны и вышли в тыл англо-французским войскам. Это была одна из самых блестящих операций Гитлера. 21 мая немцы вышли на берег Ла-Манша, отрезав основные силы англичан и французов и приготовившись к их полному уничтожению. И вдруг 24 мая, когда танки Гудериана уже неслись к Дюнкерку — последнему порту, оставшемуся в руках союзников, в войска пришел странный, до сих пор не объясненный историками приказ Гитлера: «Прекратить наступление на Дюнкерк. Удерживать побережье Ла-Манша». Гудериан и его офицеры лишились дара речи. Гитлер сам остановил молот, который должен был сокрушить оказавшихся на дюн-керкской наковальне англичан. Тем временем британцы, воспользовавшись неожиданной передышкой, стали спешно эвакуироваться из Дюнкерка, задействовав сотни больших и малых кораблей, вплоть до яхт и катеров. Только 26 мая Гитлер разрешил продолжать наступление, но было уже поздно — англичане окопались, подготовившись к обороне, и удерживали Дюнкерк до утра

4 июня, дав возможность спастись почти 340 тыс. англичан и французов.

Гитлер сам по нечаянности предотвратил неизбежную капитуляцию Великобритании и позволил ей продолжить войну вплоть до 8 мая 1945 г., когда пал Третий рейх, в мае 1940-го не использовавший свой шанс уничтожить английскую армию в Дюнкерке.

Соединенные Штаты Америки... На их счету немало успешных операций. Но они воевали на чужих территориях. Ни один немецкий солдат не ступил на их землю. Ни одна бомба не упала на их территорию. Однако американцы искренне верят, что Германию победила именно их страна — США. И не знают

о том, что военная операция в Арденнах, которая была очень плохо подготовлена, потерпела бы провал, если бы не наступательная операция советских войск. Здесь Рузвельту помог Сталин -за которым стоял СССР.

1 Цит. по: Никифоров Ю. События Великой Отечественной войны в кривом зеркале новейших учебников // Диалог. 2000. №4. С. 56.

Могут сказать: «Зачем рассуждать о том, что было бы, если... Что было, то и было». Допустим, хотя рассуждать все же стоит. Но вот неопровержимый факт, вот момент истины: за всю вторую мировую войну Соединенные Штаты, Англия, Франция уничтожили всего 14% вооруженных сил фашистской Германии и ее сателлитов. Итоговые цифры потерь вооруженных сил Германии на советско-германском фронте — 6046 млн. человек (всего общие потери 7051 млн. человек). Потери армий сателлитов — Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии, Испании (Голубая дивизия) — составили на советско-германском фронте 1005 млн. человек. Таким образом, боевые потери Германии и сателлитов составляют 7 млн. 51 тыс. человек, то есть 86% потерь Германии и сателлитов приходится на Восточный фронт1.

Таков ответ на первый и главный вопрос

о том, каков вклад в общую Победу каждой из стран-победительниц и для кого из них эта Победа является воистину Великой. Одновременно это и ответ на вопрос, почему мы не должны, не имеем права никому дарить нашу Победу, позволять преумалять и порочить нашу Историю, которая учит нас науке Побеждать в любой, даже самой смертельной ситуации.

Теперь о цене, которую каждая из стран заплатила за общую и «свою» долю Победы.

Франция потеряла 84 тыс. человек убитыми, и 1,5 млн. солдат и офицеров сдались немцам в плен. Стоимость разрушений в результате войны — 21 млрд. долларов.

Великобритания потеряла убитыми 386 тыс. человек. Стоимость разрушений — 6,8 млрд. долларов.

США за 6 лет Второй мировой войны потеряли убитыми 259 тыс. человек (по другим данным — 322 тыс.), 800 тыс. ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести. И никаких потерь от разрушений в ходе войны. США оказались единственной страной, которая в результате войны укрепила

свои экономические, политические и военные позиции в мире. Индекс промышленного производства в 1944 г. достиг 235 (в 19351939 гг. — 100). В 1946 г. США давали 62% всей промышленной продукции капиталистического мира против 36% в 1938 г.. Прибыли американских корпораций в годы войны увеличились в 3,5 раза.

Советский Союз заплатил за Победу самую большую цену, никоим образом не сравнимую с утратами других стран — участниц антигитлеровской коалиции.

На международной научной конференции, состоявшейся в марте 1995 г. в Институте российской истории РАН в Москве, большинство экспертов сошлись на таких цифрах: Советский Союз потерял в общей сложности 26 млн. 600 тыс. человек. В том числе из 18 млн. мирных жителей около 8 млн. 500 тыс. человек погибли на оккупированных и прифронтовых территориях от голода, бомбежек, артобстрелов, тяжких условий жизни, непосильного труда. Еще

2 млн. 165 тыс. погибли на принудительных работах в Германии. Число преднамеренно уничтоженных в результате гитлеровской политики геноцида (расстрелянных, погибших в гетто, тюрьмах, концлагерях) составило примерно 7 млн. 450 тыс. человек. Общие безвозвратные потери списочного состава Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками — 8 млн. 668 тыс. человек. В наши потери вошли предатели Родины, перешедшие на сторону врага: власовцы, бандеровцы, формирования «СС» с Украины, из Прибалтийских республик, Средней Азии. Всего более 1 млн. человек.

Необходимо учесть также потери в войне с Японией. В СССР разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень, 32 тыс. заводов и фабрик, разграблено 98 тыс. колхозов, 2890 МТС. Стоимость разрушений в СССР составила почти половину от 260 млрд. долларов — общей суммы разрушений во всех странах мира, на территории которых шла война2.

1 Цена агрессии // Военно-исторический журнал. 1989, №9.

2 Источник здесь и ранее: http://www.bereg.ru/sprav info/inform/vov.shtml. — 05.07.2001.

Военные потери Германии в разных источниках оцениваются по-разному: от 6,5 млн. до 9,4 млн. человек убитых, раненых, пропавших без вести1.

Говорят, что цена, заплаченная народами СССР за победу над агрессором, была чрезмерно велика. Надо сказать, что стремление определить «стоимость» Победы, которая видится «слишком дорогой», — само по себе бессмысленно, не говоря уже о его безнравственности.

Отвлечемся сейчас от анализа причин, по которым наша страна понесла столь тяжкие потери. Несомненно, что-то следует списать на ошибки высшего руководства. Но главное все же в другом. Из 8,5 млн. вооруженных сил Германии и 29 дивизий и 16 бригад ее союзников в восточной группировке войск у границ СССР было сосредоточено 5,5 млн. человек, т. е. 2/3 всей военной мощи Германии. Группировка фашистских войск превосходила по численности советские войска на западной границе (не забудем о Японии,

о восточных границах СССР) в 1,9 раза, по танкам — в 1,5 раза, по самолетам нового типа — в 3,2 раза.

Нельзя не принимать во внимание объективные обстоятельства: прошло всего девятнадцать лет после того, как наша страна вышла из двух длившихся 8 лет подряд кровопролитных войн: Первой мировой (19141918 гг.) и Гражданской (1918-1922 гг.), в ходе которых было убито, умерло от ран, разного рода эпидемий и болезней более 10 млн. человек2.

Не забудем, что новой, советской власти (что бы о ней сегодня ни говорили) было отроду всего 24 года, что ей досталась в наследство аграрно-лапотная, к тому же до основания разрушенная, почти сплошь неграмотная страна, которая бешеными тем-

пами только-только создавала свою индустрию и современную (по тем понятиям) армию. Советская экономика к началу Великой Отечественной войны превзошла дореволюционный объем промышленного производства в 8 раз. Вот почему она смогла дать фронту боеприпасов в 14 раз больше, чем экономика царской России в годы первой мировой войны.

И все же страна еще не была готова к войне в полной мере.

Примем во внимание, что нападение на СССР было внезапным, что страна лишь готовилась, но еще не была готова к обороне, что война эта для нас была оборонительной, освободительной, но никак не агрессией, как пытаются представить это сегодня некоторые мифотворцы. Об этом стоит сказать особо.

Сам Гитлер на секретном совещании 14 августа 1939 г. утверждал, что «Россия не собирается таскать каштаны из огня для Англии и уклонится от войны»3. На совещании 22 июня 1940 г. Гитлер вновь заявил: «Русские не хотят войны»4. 31 июля 1940 г. Гитлер впервые официально сообщил о своих планах войны против СССР. Гальдер записал в своем дневнике: «Начало — май 1941 г. Продолжительность операции — 5 месяцев. Цель — уничтожение жизненной силы России»5.

Руководитель прессы Третьего рейха Фриче сказал на Нюрнбергском процессе: «Должен заявить, что никаких оснований к тому, чтобы обвинять Советский Союз в подготовке военного нападения на Германию у нас не было. В своих выступлениях по радио я прилагал все усилия к тому, чтобы запугать народы Европы и население Германии ужасами большевизма»6. Фриче говорил также: «...Наша вина в войне против Восто-

1 Вторая мировая война М., 1996. С. 682.

2 Мировая война в цифрах. М.-Л., 1934. С. 21.

3 Гальдер Ф. Военный дневник. М., 1968. Т. 1. С. 38.

4 Там же. Т. 2. С. 61.

5 Там же. Т. 2. С. 81.

6 Полторак А. И. От Мюнхена до Нюрнберга. М., 1960. С. 137.

ка — стопроцентная. Это была коварная и неспровоцированная агрессия»1.

Сказанного достаточно, чтобы сделать главный вывод. Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, все ужасы и страшные потери, мы победили. Величие Победы состояло в том, что враг был разбит наголову и подписал Акт о своей полной и безоговорочной капитуляции на условиях, продиктованных странами-победительницами, среди которых СССР был главной силой.

К сожалению, для подавляющего большинства людей именно этим и ограничивается представление о Победе. Однако это лишь ее военная часть. Существует еще политическая сторона Победы. Лишь взятые в совокупности, военная и политическая составляющие дают полное представление о Победе, делают эту Победу Великой.

Разгромив совместно с союзниками Германию и ее сообщников, СССР не только спас свою свободу и независимость, но и внес решающий вклад в освобождение десяти стран Европы и двух стран Азии с населением в 183 млн. человек, утвердил себя в новом международно-правовом и геостратегическом положении, вместе с союзными государствами осуществил меры по установлению послевоенного миропорядка, по искоренению фашизма и осуждению военных преступников, явился соучредителем и членом Организации Объединенных Наций, стал постоянным членом Совета Безопасности ООН, где получил право вето при решении крупных проблем международной безопасности. В соответствии с решениями Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций и условиями Парижских договоров 1947 г. Советский Союз получил самые справедливые границы, узаконил вхождение в свой состав Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Закарпатской Украины, области Петсамо (Печенга), Кенигсберга и прилегающего к нему района, Южного Сахалина и Курильских островов; в порядке компенсации за понесен-

ный ущерб от фашистской агрессии и оккупации СССР в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций получил репарации, демонтировал и ввез к себе 4389 предприятий из Германии, Польши (немецкая Силезия), Австрии, Венгрии, Чехословакии и Маньчжурии; получил одну треть трофейного военного и торгового флота. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира.

Вот то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям нашей страны после Победы в Великой Отечественной войне. Плюс огромный духовный и нравственный капитал, гордость за свой народ и свою страну.

На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской Армии долгое время являлись важнейшим воспитательным средством развития преемственности традиций между различными поколениями.

Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступали высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военнопатриотического воспитания подрастающего поколения. Празднование Дня Великой Победы являлось поистине всенародным праздником, важнейшим фактором консолидации не только наших соотечественников, но и союзников, многих других государств, проявлявших благодарность и признательность стране, выполнившей великую освободительную миссию в борьбе с фашизмом.

По логике вещей теперь я должен порассуждать о том, что же сталось с плодами этой Великой Победы за 60 прошедших лет. Но на это у меня нет времени. К тому же,

1 Полторак А. И. От Мюнхена до Нюрнберга. М., 1960. С. 137.

если не все, то многое всем известно и понятно. Уже на закате существования СССР, но особенно на этапе «перестройки», во второй половине 1980-х гг., историческая память, целый ряд величайших событий отечественной истории стали полем политико-идеологической борьбы. В конце 1980-х-начале 1990-х гг. объект атаки, все более расширяясь, переместился на ключевые моменты и переломные события советской эпохи, в первую очередь на героические страницы и особенно высшие символы Великой Отечественной войны. В 1991 г. под воздействием внешних сил и внутренних причин рухнул СССР. Развал СССР ознаменовал начало качественно нового этапа геополитической эволюции России. На отдельных направлениях она оказалась отброшенной практически к границам XVII в., вновь потеряла большую часть выходов к морям на своей европейской территории, лишилась значительной части ресурсной базы, военной инфраструктуры, прямых сухопутных выходов к Центральной и Западной Европе. Произошел «сдвиг» всей территории на север и восток, а на новых рубежах появились не только экономически слабые соседи, но и конфликтогенные зоны, особенно на южном направлении, а также демографический «вакуум» в Сибири и на Дальнем Востоке.

Очевидно, что Россия уже не сверхдержава. Во многих отношениях она предельно ослаблена и по-прежнему находится в створе национальных интересов основных стран Запада и, прежде всего, США, которые говорят о партнерских отношениях с нашей страной, заявляют, что они хотели бы видеть Россию сильной и процветающей. Что касается меня, то я, как и многие люди, немало пожившие на белом свете, немало повидавшие и достаточно хорошо понимающие смысл ныне происходящего в мире, ко всем этим заявлениям отношусь крайне скептически.

Вопрос о том, что же происходит сегодня в мире, крайне сложен и чрезвычайно многопланов. Но если взглянуть на Происходящее предельно широко, если мыслить Пространством и Временем, то есть исторически, гео-

политически, то мы вынуждены объяснять все происходящее все в тех же категориях войны. На наших глазах происходит очередной передел мира, в мире идет новая мировая война, одной из основных целей которой является расчленение, а еще лучше — уничтожение России как геополитической силы. Для многих такие мысли звучат как очередная «страшилка». Люди привыкли ассоциировать войну только с движением вражеских армий, захватом и прямой оккупацией территории одного государства другим. Не видя этого, они теряются: ведь на российской территории нет чужих солдат, пикирующих самолетов, разрывов бомб. Пока нет...

В 1999 г. я опубликовал книгу «О “культуре” войны и Культуре мира», в которой достаточно ясно представил сущность войны нового типа. Многие из присутствующих получили ее при регистрации. На эту тему в последние годы издано немало книг и статей. Факт четвертой мировой войны признан некоторыми видными государственными деятелями США (бывшим директором ЦРУ Д. Вулси, вице-президентом США Р. Чейни и др.). О том, что против России внешними силами ведется война, обмолвился и Президент России В. В. Путин.

Исследователи и специалисты в области политологии, социологии, футурологии и глобалистики многих стран давно уже говорят и пишут о завуалированных формах и методах агрессии, о психотропном империализме и радиотелевизионном неоколониализме, о психоэлектронном и радиотелевизионном рабстве. Основная цель психотронного империализма как проявления сатанизма — создание послушного, пассивного человека, «общечеловека» без национальности и родины, превращение народа в массу, легко управляемую, бессмысленную, бездумную, безумную. В ходе этой войны уничтожается патриотизм и духовный мир человека, его нравственный и интеллектуальный потенциал. Личность деградирует, разрушается или становится объектом неоколони-альной политики государства. Зато целыми, не разрушенными остаются заводы, пред-

приятия, здания и сооружения, леса, поля и воды.

Человека пытаются искусственно лишить целого ряда собственно человеческих качеств. Речь идет о создании не совсем человеческого существа. В начале XX в. немецкий ученый В. Зомбарт писал: «Кто наблюдал то пестрое разнообразие, которое приходится встречать среди эмигрантов на палубе большого американского парохода; чье сердце радовалось тем разнообразным одеяниям, наречиям, привычкам и песням, которые еще господствуют тут, кто заметил, что такой же самый многоцветный мир растворился за одно или два поколения в сером скучном, монотонном: «American man’e» (Американце), — того охватит ужас перед будущностью человеческого рода... »

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступая в Гамбурге, Фридрих фон Хайек еще в 1984 г. заметил, что для существования либерального (в его понимании) общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он выделил инстинкт солидарности и сострадания. Величие проекта современного индустриализма видится некоторым в том, чтобы превратить человека в некий новый биологический вид.

Прислушаемся к словам известного сербского политолога Д. Калаича: «В современном мире существует проект создания «серой расы». Человеческой биомассы, лишенной своих корней. Один из его идеологов, Жак Аталли, видит грядущее человечество как «новых кочевников». Как людей, живущих по принципу «перекати-поле». Они движимы только потребительским инстинктам и превращаются в «экономических животных».

Всем известно, что социально-психологическая обработка людей и целых народов существует давно. Сильнейшее психоэнергетическое и идеологическое манипулирование сознанием населения вела нацистская пропаганда в Германии. Весьма успешно это делалось и в Советском Союзе. Теперь многие знают, что в этой работе весьма преуспели и западные страны и, прежде всего, США,

особенно в период «холодной» войны, которые мыслят себя оплотом свободы и демократии.

И сегодня решением этих задач на Западе заняты специальные институты и лаборатории, разрабатывающие разного рода социальные и политические технологии, с помощью которых в одной стране народ «вдруг» «сердцем голосует» за непопулярного и полуживого человека, в другой, избирая его своим президентом, совершает «революцию роз», в третьей — «оранжевую революцию» и т. п.

Особым объектом манипулирования как со стороны внутренних, так и внешних политических сил является молодежь. Как ни парадоксально и как ни печально это признать, но у некоторых политиков и закордонных манипуляторов в главном и основном цели в отношении к молодежи сходятся: деморализовать, убить гордость за свою страну, лишить чувства не только патриотизма, но и национального самосохранения.

В позапрошлом году мы провели исследование среди студентов Москвы и Московской области, которое содержало вопрос: «Гордитесь ли вы своей страной?». «Да» ответили 51,6%; «нет» — 15,6%; почти треть (32,8%) затруднились с ответом. Можно комментировать эти данные и так: замечательно, что больше половины гордятся страной. Можно усомниться в точности цифр. Но тенденция в них схвачена, а суть ее в том, что патриотизм перестал для множества россиян быть ценностью высшего порядка. Это, прежде всего, относится к массе молодых. На вопрос этой же анкеты: «Если бы Вам предложили выгодный контракт, который предполагает выезд за границу на постоянное место жительства, Вы бы согласились?» — 41,7% опрошенных нами студен-тов-гуманитариев из лучших государственных вузов Москвы ответили «да» и еще 31,5% затруднились с ответом. Чувство родины в таком случае не срабатывает, оно ослаблено. Неудивительно: в ослабленной стране всегда есть условия, ослабляющие патриотизм. Тем более если из уст многих

вроде бы видных людей можно услышать, что «патриотизм — это последнее прибежище негодяев...».

Одним словом, ситуация в молодежной среде непростая. По этому поводу я мог бы говорить долго: при регистрации многие получили мою книгу «Молодежь и молодежная политика». Исследователи нашего вуза, начиная с 1991 г., подготовили для Правительства РФ шесть докладов «О положении молодежи в РФ», в том числе два — при моем авторском участии и под моим научным руководством. Сейчас я не стану вдаваться в детали, а выскажу только несколько мыслей на тему «Что делать?»

Хочу сказать о государственной молодежной политике, инициатором разработки которой в нашей стране я был еще в 1986 г.

Чем дальше, тем больше выхолащиваются ее основные принципы, и остается серия поверхностных мероприятий, мало кого затрагивающих. Надо продолжить работу по правовому закреплению концепции государственной молодежной политики, направленной на инвестиции в молодежь.

Но практика последних 15 лет показала, что рассчитывать только на государство в этой сфере неправильно. Без активности структур гражданского общества — среди них и Всемирный Русский Народный Собор — ничто не сдвинется с места. Вновь, как и много лет назад, ставлю вопрос об общественной молодежной политике, в реализации целей которой могли бы принять участие и ветераны Великой Отечественной войны.

«Поезда памяти», отправившиеся в преддверии праздника по местам главных битв той войны, уже показали, что ветеранам есть что сказать молодежи. Надо развернуть движение по записи и публикации воспоминаний участников войны, написанию молодежью вместе со старшими историй своих семей.

Бывают времена, когда одних увещеваний недостаточно. Подобно тому, как святой Феофан Затворник требовал самых решительных государственных мер по борьбе с пропагандой безбожия, так сегодня с предельной

решительностью надо выступить против пропаганды духовного и нравственного растления молодежи, ибо она таит в себе неотвратимую угрозу гибели России. Пропаганда растления должна быть объявлена государственным преступлением и означать неотвратимость сурового наказания ее организаторов перед судом по законам, которые необходимо принять.

Нам надо заняться действительной подготовкой молодежи к обороне Отчизны. А это вопросы здоровья молодежи, ее физического развития, здорового образа жизни. Не все будут служить в армии, но готовность к обороне должна оставаться делом народа и государства. Надо вновь обратиться к опыту сдачи норм на значки БГТО и ГТО, когда физкультурная работа среди молодежи утверждалась как дело патриотическое.

Общественные структуры должны взять на себя инициативу проведения общественно-государственной экспертизы учебной литературы по отечественной и мировой истории, рекомендованной Министерством образования, УМО для изучения в школах, ссузах, вузах. Речь идет не о цензуре, а о постановке этого важнейшего направления формирования патриотического сознания молодежи под контроль общества. В целом следует выступить за широкое привлечение молодежных и детских общественных объединений, других структур гражданского общества к разработке и реализации государственных программ, которые не будут состоять из одних памятных дат и допризывной подготовки юношей, а станут по своему содержанию, по пониманию патриотизма центральным звеном государственной молодежной политики.

Нашей заботой должен стать и общественный контроль над средствами массовой информации в вопросах освещения истории нашей страны, Великой Победы в частности. Многое здесь невозможно без участия государства и находящихся под контролем государства каналов телевидения, прессы. Но хотя бы в этих пределах надо последовательно продвигаться вперед.

Многое смогут сделать вузы, негосударственные в том числе. Возрождение воспитательной работы в вузах уже показало, что путь этот правильный, что без ведения планомерной, обширной и профессионально грамотной работы по формированию исторического сознания молодого поколения, уважения к своей стране, понимания ее исторической роли в мировых процессах не сложится поколения Победителей, успехи которых будут достигаться уже на иных полях — не в битвах армий, а на территориях Культуры Мира.

Теперь хочу сказать о том, чего нельзя делать ни в коем случае.

В отношении к молодежи, к России, к Великой Победе не должно быть никакой истерики. К тем, кто берет на себя труд сплочения нации на ценностях патриотизма, я обращаю свой призыв: не оплевывайте нынешнюю молодежь, не очерняйте ее, не навешивайте ярлыки типа «потерянное поколение», «Иваны, не помнящие родства» и т. п.

Ведь есть закон, он непреложен. Исконный смысл его таков: Там нет хорошей молодежи, где нет хороших стариков.

Поколения, как бы они ни отличались, связаны цепью времен, общим историческим прошлым. Не надо задаваться вопросами о том, как повели бы себя нынешние молодые на месте их дедов: нельзя допускать повторения событий того времени.

Сегодня важно осознать простую истину: у нас нет другой истории, кроме истории России. У нас нет иной молодежи, кроме молодежи России. Из этого, думаю, нам следует исходить и в оценке уровня патриотизма в стране, и в действиях, направленных на сохранение в памяти новых поколений итогов Великой Победы. Понимая, что молодежь разная, мы должны сосредоточиться на поддержке тех, кто готов включиться в конкретные дела в интересах России. И не обязательно целой страны — своего региона, района, города, села, своего вуза, школы, своего предприятия. Этому ядру активной молодежи и следует адресовать поддержку — моральную и материальную. Здесь смыкаются

интересы государства и гражданского общества. В построении новой России нам нельзя надеяться ни на кого, кроме как на самих себя. Более того, как писал Ф. М. Достоевский, «Россия сама спасается и весь мир спасает».

В этой связи несколько слов о книге «Что значит быть русским сегодня?» (М.: МосГУ, 2005), подготовленную к изданию в Институте гуманитарных исследований МосГУ. Она — часть большой исследовательской работы, которую мы назвали «Русский проект». Предыстория такова. В 2003 г. около 600 молодых россиян из почти двух сотен городов и сел приняли участие в конкурсе сочинений «Что значит быть русским сегодня?» В число организаторов конкурса входили государственные структуры и некоторые общественные объединения. В числе последних были и такие, которые известны как организации супернационалистического толка. Наш университет включился в конкурс, когда уже первый этап завершился: сочинения были написаны и собраны организаторами. Почитав сочинения, мы увидели, что никакого великодержавного шоу у тех, кто на него делал ставку, не получилось. А причина — в самих ребятах, которые поняли тему совсем не так, как некоторые того хотели. Юные авторы рассказали о себе, своей жизни, своих впечатлениях. С великой любовью к Отчизне, с гордостью за Россию и с болью за нее. Вопреки тону СМИ они в Русском вопросе не оказались циничными насмешниками. Вопреки презрению русских националистов к евреям, кавказцам, всем «чужеродцам» и «чужеверцам» они почти всегда проявляют толерантность. Вообще — находят ответы на Русский вопрос зачастую совсем не там, где от них могли бы ожидать взрослые. Сочинения, среди прочего, показали, какое огромное значение имеют уроки русского языка и литературы в школах. Многие авторы апеллировали к русской классике, искали в ней не только цитаты из Пушкина, Тютчева, Есенина, но, прежде всего, масштаб мысли, масштаб чувства. Учителя школ, особенно в отдаленных местах, продолжают играть огромную роль в становлении жизненных

позиций молодых россиян. Книга, изданная навстречу IX Всемирному Русскому Народному Собору, — лишь часть проекта. Мы намерены издать все пришедшие на конкурс сочинения и далее изучать эту тему.

Читая сочинения этих молодых людей, многие из которых по возрасту еще дети, я думал о том, что многие взрослые могут поучиться у них тому, как надо любить Русь, дорожить Родиной. Их молодое, но ясное национальное самосознание не желает потакать тому, что унижает достоинство России и, значит, их личное «я». В их сочинениях присутствует и тема Великой Победы. Скажу так: «Вот на таких молодых людей мы и должны возложить свои надежды. Вот они и есть наши подлинные наследники — наследники Великой Победы. Вот они и спасут, и возвысят, и возвеличат Россию».

Хочу сказать и о том, о чем ныне говорить не модно, но без чего России не выжить и не возвыситься, — о геройстве, подвижничестве и подвиге. Герои и подвижники самим фактом своего существования очищают жизненное пространство от демонических, разрушительных сил, низменных мыслей и деяний.

Однако герои и подвижники, роль которых в жизни нашей страны была огромной во все века, не появляются из ниоткуда. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Георгий Жуков имели своих учителей. Например, Дмитрия Донского, которому во время Куликовской битвы было 30 лет, наставлял Сергий Радонежский. Александру Невскому, когда он разбил тевтонцев, было всего 22 года... Эти люди и тысячи им подобных в решающую минуту истории нашей страны отдавали народу светлую энергию своего ума, своей души и своей воли, и тем спасали наше Отечество.

Все эти люди наследовали у своих предков традиции беззаветного служения Отечеству, несли в себе все накопленные веками знания о том, зачем дается человеку жизнь и как ему следует ее прожить. Главная радость для

героя и подвижника — отдача своих знаний и сил другим людям. Жизнь требует больше отдавать и брать столько, сколько необходимо, чтобы жить. Действие с обратным знаком есть разрушение, деградация, смерть. Отдавание себя другим есть воистину божественный признак настоящего Человека — героя и подвижника.

Героем не будет тот, кто бесплодно прожигает жизнь.

Героем станет тот, кто дорожит жизнью, но готов к самопожертвованию ради общего блага, созидания мира, спасения своего народа и своей страны. Герой стремится быть там, где герои и подвижники, там, где необходим его героизм.

Подвиг творится с малых лет, от раннего возраста.

Вот почему забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании. Иначе страна наша не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных революций, конфликтов и войн.

Дряхлому народу понятия «герой» и «подвижник» обременительны и противны. Россия — страна молодая, российский, русский народ — народ молодой. Нам предстоит восхождение и возвышение. Нам без героев и подвижников не обойтись. Мы должны добиться того, чтобы дети мечтали стать героями, примеряли к себе качества и героическую историю своих отцов, дедов и прадедов, свершивших огромное множество славных дел, среди которых особо высится Великая Победа в Великой Отечественной войне.

Пусть не устрашат никого слова «герой», «подвижник», «подвиг». Некоторый подвиг требуется от каждого человека. Каждый, кто изо дня в день, из года в год во весь свой ум, изо всех сил исполняет свою работу и свой долг и тем улучшает качество своего труда, уже совершает подвиг. В этом случае, даже если он действует, прежде всего, ради себя, он принесет неизбежно пользу и дру-

гим. Подвиг — понятие, зовущее к ясной

цели. Подвиг совсем не обязательно требует особых условий и обстоятельств, особого места и времени. Подвиг совершается там, куда тебя поставила судьба. Обстоятельства лишь пробуждают героя. А сила, которая направляет его поступки в драматическое мгновение, предзакладывается в душу воспитанием.

В сознании народов, населяющих бывшие территории Советского Союза, живет чувст-

во высокого патриотизма, национальной гордости и личного достоинства, порожденное многими славными делами и, прежде всего — Великой Победой. Оно проявляется в виде героического и самоотверженного взрыва патриотических чувств, направленных на защиту Отечества, когда возникает угроза агрессии. Так было в 1612 и 1812 гг. Так было в 1918-1919-1920 гг. Так было в 1941-1945 гг. Так быть должно. Верю, что так и будет впредь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.