Научная статья на тему 'Великая отечественная война в свете общественного мнения молодежи'

Великая отечественная война в свете общественного мнения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2185
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС МОЛОДЕЖИ К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ О ПОДВИГАХ УЧАСТНИКОВ ГЕРОИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ / ГЕРОИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ / THE INTEREST OF YOUNG GENERATION TO THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE AWARENESS OF YOUNG GENERATION ABOUT THE DEEDS OF PARTICIPANTS OF HEROIC EVENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зориктуева Анастасия Владимировна

В статье на материалах опроса общественного мнения молодежи Республики Бурятия рассматриваются информированность подрастающего поколения о Великой Отечественной войне, отношение молодых людей к боевым подвигам старшего поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зориктуева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE LIGHT OF PUBLIC OPINION POLL OF YOUNGER GENERATION

In the article the awareness of younger generation about Great Patriotic War, their attitude to the battle deeds of older generation based on the materials of public opinion poll of younger generation of the republic of Buryatia are considered.

Текст научной работы на тему «Великая отечественная война в свете общественного мнения молодежи»

УДК. 303.425.6

А.В. Зориктуева

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СВЕТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье на материалах опроса общественного мнения молодежи Республики Бурятия рассматриваются информированность подрастающего поколения о Великой Отечественной войне, отношение молодых людей к боевым подвигам старшего поколения.

Ключевые слова: интерес молодежи к Великой Отечественной войне, информированность подрастающего поколения о подвигах участников героических событий, героические события глазами современной молодежи.

A.V. Zoriktueva

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE LIGHT OF PUBLIC OPINION POLL OF YOUNGER GENERATION

In the article the awareness of younger generation about Great Patriotic War, their attitude to the battle deeds of older generation based on the materials of public opinion poll of younger generation of the republic of Buryatia are considered.

Keywords: the interest of young generation to the Great Patriotic War, the awareness of young generation about the deeds ofparticipants of heroic events.

Автор настоящей статьи в марте-апреле 2010 г. провел опрос общественного мнения среди учеников старших классов и студентов высших учебных заведений г. Улан-Удэ. Общий объем выборки составил 220 человек. Целью опроса послужил анализ отношения современной молодежи к Победе в Великой Отечественной войне. Половозрастная структура опрошенных соответствует половозрастной структуре учеников старших классов и студентов высших учебных заведений г. Улан-Удэ.

При отборе выборочной совокупности использована многоступенчатая выборка. Были выбраны четыре школы, имеющие определенное различие по степени удаленности от центра города и по своему статусу: гимназия и обычная школа. В каждой школе отобран один выпускной класс, где проведен сплошной опрос учеников.

Выборка студентов осуществлялась во всех государственных вузах города (Бурятский государственный университет, Восточно-Сибирский технологический университет, Восточно-

Сибирская академия культуры и искусств и Бурятская государственная сельскохозяйственная академия), а также в Бурятском филиале Томского государственного университета. С каждого курса отобрано по одной группе, где был проведен сплошной опрос. В Бурятском филиале Томского государственного университета -только студентов 5 курса, обучающихся по специальности «государственное и муниципальное управление».

Безусловно, отношение к историческим событиям и их оценка зависит от степени осве-

домленности о них. Ответы на вопрос «Участвовали ли Ваши родственники в Великой Отечественной войне?» показали, что 14% респондентов не осведомлено об участии своих родственников в этой войне. Идентичные результаты были получены социологами Ставрополя [1].

Из числа осведомленных об участии своих родственников в Великой Отечественной войне только каждый третий знает подробности их боевого пути. Остальные же выбрали вариант ответа «не знаю». Объяснить, почему сложилась такая ситуация, пожалуй, не очень сложно. С одной стороны, в условиях возросшей напряженности ритма жизни многие семьи не успевают уделять достаточное внимание своим детям и не находят время для привития интереса к истории своей семьи и своих родственников. Иными словами, в настоящее время утрачивается эмоциональная связь со старшим поколением, осуществляемая путем передачи жизненного опыта и знаний от старшего поколения к последующему. Поэтому значительная часть современной молодежи о Великой Отечественной войне узнают на уроках истории и из фильмов, а не из рассказов родных и близких людей, переживших войну. С другой же стороны, наблюдаемое в наши дни нарушение преемственности поколений в определенной мере связано с неразработанностью молодежной политики. До недавнего времени молодежная политика, ядром которой является гражданско-патриотическое воспитание, находилась на периферии государственной политики, так как в 1990-е годы Россия была попросту не готова к борьбе с множеством но-

2011/6

вых для нее экономических, политических и социальных вызовов.

Для того чтобы определить отношение молодежи к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, мы предложили ответить на ряд вопросов, первый из которых звучал следующим образом: «Приближается 9 мая - День Победы. Что для Вас означает этот праздник?». Как показал опрос, для 56% респондентов это, прежде всего, национальный праздник России и одновременно важный, значимый день. Значит, 56% опрошенных воспринимают его как знаменательный всенародный праздник. Вместе с тем 42% молодежи склоняются к мнению, что День Победы - это праздник только ветеранов войны, и примерно 2% опрошенных указали, что 9 мая для них является обычным выходным днем. Как видим, 44% респондентов дистанцируются от празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Значительность количества молодежи, дистанцирующейся от праздника, посвященного Дню Победы, во многом обусловлена ослаблением чувства сопричастности к деяниям своих предков, отдавших свои силы за независимость и самостоятельность страны; а также неразвитостью гражданско-патриотического воспитания.

На вопрос «Как Вы относитесь к мероприятиям, посвященным Дню Победы: экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами, акции типа «георгиевская ленточка» и т.д.?» 76% опрошенных ответили, что положительно относятся к названным мероприятиям как к своеобразной памяти о героическом военном прошлом страны, 16% респондентов указали «скорее положительно, чем отрицательно». Индифферентную позицию по отношению к мероприятиям, посвященным Дню Победы, заняли около 9% опрошенных. Как видим, лица, доказывающие важность встреч с носителями информации о Великой Отечественной войне и целесообразность сохранения и развития военной символики, встречаются значительно чаще, чем скептики.

Среди мероприятий, посвященных Дню Победы, существенное место занимают встречи с носителями памяти о войне. Между тем число участников Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше. Так, 1 апреля 2010 г. число участников Великой Отечественной войны в целом по нашей стране составило 291 368 человек [2], что примерно на 60% меньше, чем в конце 2006 г. [3]. В Бурятии наблюдаются идентичные темпы снижения количества ветеранов Великой Отечественной войны.

Анализ возрастной структуры ветеранов Ве-

ликой Отечественной войны, проживающих в Бурятии, показал, что среди них доминируют люди, родившиеся в 1920-х годах (примерно 60%). Между тем в патриотическом воспитании молодежи огромную роль играют встречи молодого поколения с очевидцами различных сражений, многие из которых имеют героическое значение.

По данным нашего опроса, значительную часть молодежи в празднике, посвященном Дню Победы, привлекает не столько историческая значимость события, сколько сам факт праздника и его внешнее проявление в виде салютов, шествий и т.д. На вопрос «Как в вашей семье принято отмечать 9 мая?» 42% опрошенных выбрали вариант «посещают праздничные парады и салюты». Почти четверть (23%) респондентов проводят время за просмотром телепередач, фильмов о войне, трансляции парада, а 15% опрошенных данный праздник проводят с друзьями. И только порядка 7% респондентов занимают активную общественно-политическую позицию, связанную с организацией различных мероприятий и непосредственной заботой о ветеранах.

О высокой достоверности приведенных данных свидетельствует ситуация, выявленная в ходе социологического опроса, проведенного в городе Ставрополе. 42,6% респондентов намеревались принять участие в общественных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы, 15,2% заявили, что праздник отметят в кругу друзей и 20,8% «еще не определились» [4].

Идентичность данных, полученных в разных регионах нашей страны, служит свидетельством схожести менталитета современной молодежи.

Следует отметить, что беспрецедентная по своему масштабу подготовка к празднованию Победы в Великой Отечественной войне, инициированная и координированная государственной властью, была направлена на формирование чувства гордости за свою страну и на осознание величия победы. Эта героико-патриотическая акция не осталась незамеченной современной молодежью. Неслучайно 91,4% опрошенных заявили, что значение Великой Отечественной войны сегодня не становится меньше, поскольку это относится к самой большой победе России на протяжении всей ее истории. Только 5,5% респондентов отметили, что Великая Отечественная война - это просто факт истории, а 3,1% опрошенных не смогли оценить значение этой победы и поэтому выбрали вариант «затрудняюсь ответить».

Имеющийся разброс оценки значения Победы в Великой Отечественной войне является

закономерным явлением и говорит о существовании плюрализма мнений, соответствующего канонам демократического общества. Плюрализм мнений, способствуя развитию размышлений и дискуссий, способствует формированию базовых ценностей, то есть формированию наиболее глубинного слоя человеческого сознания, а также оставляет возможность обсуждения иных взглядов. Без обсуждения иных взглядов и иных мнений невозможно уяснить подлинную истину, сущность вопроса. В данном случае подлинное значение Победы в Великой Отечественной войне.

Ведущую роль в формировании интереса молодежи к Великой Отечественной войне играют внешние по отношению к семье источники - средства массовой информации, книги и журналы. На это указали 75,5% опрошенных. 23,2% респондента отметили, что основным источником информации о Великой Отечественной войне являются рассказы родных и знакомых. 1,4% опрошенных указали, что эта тема не интересует их.

Частота упоминаний о роли внешних по отношению к семье источников информации, особенно средств массовой информации, в получении сведений о Великой Отечественной войне говорит о том, что содержание транслируемых материалов во многом корреспондирует с ценностями различных групп населения, в том числе и молодежи, а также связана с «отзвуком» политических мероприятий, инициированных органами власти страны накануне проведения праздника, посвященного Дню Победы. А для формирования устойчивого мнения о роли Великой Отечественной войны в защите интересов государства необходима систематическая трансляция всесторонней информации о патриотизме народа и о вкладе государства в защиту фронтовиков, базирующаяся на долгосрочной информационной политике. Подобный подход особенно нужен для молодежи, потому как это, с одной стороны, одна из самых восприимчивых групп населения, а с другой - она попала в ситуацию кардинального разрыва с ценностями предшествующего поколения.

В этой связи следует отметить, что экономические трудности, социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и т.д., наблюдаемые за годы трансформации российского общества, привели к заметной утрате патриотических ценностей. Было время, когда государство отстранилось от участия в процессе патриотического воспитания, поэтому выросло целое поколение людей, оказавшихся в определенном нравственно-идеологическом вакууме.

Ответы учащейся молодежи г. Улан-Удэ на вопрос «Как Вы считаете, насколько хорошо преподают историю Великой Отечественной войны в вашей школе или вузе?» распределились следующим образом:

- 64,1% респондентов отметили вариант ответа «меня все устраивает»;

- 35,9% опрошенных не удовлетворены объемом информации, получаемым в учебных заведениях, и хотели бы получать больше информации.

Данная закономерность не носит региональный характер. Подобная картина фиксируется в опросах, проводимых и в других регионах нашей страны. В частности, в Ставрополе каждый третий респондент, указывая учебные занятия в качестве основного источника информации о Великой Отечественной войне, считает, что «это событие недостаточно полно рассматривается в стенах учебных заведений» [5].

Неудовлетворенность объемом информации, получаемым во время учебного процесса, говорит о том, что повсеместно значительная часть молодежи осознает важность изучения истории Великой Отечественной войны, хочет ее знать, поэтому критически относится к объему информации, преподаваемой в соответствии с действующей учебной программой.

Для того чтобы выяснить, насколько молодежь патриотична, мы задали вопрос «Считаете ли вы себя патриотом страны?». Больше половины опрошенных (55%) дали положительный ответ, 19% респондентов затруднились ответить, а 26% отметило, что у молодого поколения потеряны те качества, которые были у старшего поколения, особенно бескорыстное и добровольное служение своему народу, своей Родине.

Молодежь достаточно критично относится к себе и собственным нравственным качествам. Только 24 % отметило наличие у молодого поколения таких качеств, как любовь к Родине, самоотверженность, мужество, смелость, честность, преданность, готовность к самопожертвованию. Остальные же ответили, что у сегодняшней молодежи нет названных качеств, у нее иные ценностные ориентации: индивидуализм, меркантильность, рационализм и т.д. Среди студентов и школьников распространено мнение, что сегодня каждый за себя, все пытаются извлечь выгоду для себя любой ценой.

При этом по данным социологического опроса, проведенного Социологическим центром РАГС в 20 субъектах Российской Федерации в июне 2010 г., доля респондентов, считающих себя патриотами России, составляет 84,3%. В 2009 г. к этой категории причисляли себя 80,7%

2011/6

респондентов, 2007 г. - 78,8%, 2005 г. - 81,3%. В то же время в различных социальных группах количество людей, считающих себя патриотами, различно. Так, среди молодежи до 24 лет - 79,1 %, среди лиц старше 50 лет - 86,9% [6].

Обобщая вышесказанное, можно заявить, что современная молодежь не является монолитной. Среди них есть лица, а их немало, у которых слабо развиты основные составляющие патриотизма: духовно-нравственное осознание важности любви и преданности своему Отечеству; социально-патриотическое чувство, связанное с преемственностью поколений; военнопатриотический менталитет, направленный на привитие гордости к военной истории и воинским традициям и т.д.

Названные проблемы во многом связаны с тем, что по большому счету сегодня в России нет общенациональной патриотической идеи, направленной на обеспечение безопасности государства, общества и личности. Сегодня в стране происходит поиск идеи, которая могла бы определять поведение, мотивацию и сознание граждан.

Литература

1. http://www.ssarss.ru.

2. Вестник пенсионного фонда России. - 2010. - №2. -С. 37.

3. Вестник пенсионного фонда России. - 2007. - № 1. -С. 31.

4. Покида А.Н. Специфика патриотических чувств россиян//Власть - 2010. - №12. - С.124-129.

Зориктуева Анастасия Владимировна - соискатель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, гю Улан-Удэ, darb@rambler.ru.

Zoricktueva Anastasiya Vladimirovna - competitor of the department of state and municipal management at Buryat State University, darb@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.