Научная статья на тему 'Великая Отечественная война как главная тема брянского текста'

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1225
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
локальный текст / культурный ландшафт / артефакты / мемориальные объекты / произведения искусства / историческая память / local text / cultural landscape / artifacts / commemorative objects / works of art / historical memory

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вороничева Ольга Викторовна

В качестве особой знаковой системы – носителя определенной информации, выраженной различнымиязыками культуры, рассматривается среднерусский город, в полной мере принявший на себя удар фашист-ской Германии.Актуальность работы определяется следующими факторами: 1) тема Великой Отечественной войныотносится к наиболее значимым в российской истории; ее актуальность повышается в связи с попыткамифальсифицировать факты, явления и события 70-летней давности; 2) смена ценностных ориентаций со-временного общества обусловила интерес к культурологическому потенциалу городской культуры, в томчисле художественной литературы как образно-эмоционального компонента национального наследия;3) культурное пространство города является воспитывающей средой, следовательно, его преобразование исмысловое насыщение должно опираться на результаты научного поиска.Исследование выполнено в рамках семиотического подхода к изучению города (Н. П. Анциферов,В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, З. Г. Минц и др.), который базируется на понимании его какносителя текстуально организованной культурной информации, заключающей в себе социальную и историче-скую память общества. Учитывается мысль о преимущественно филологической основе локального текста.Целью исследования является определение специфики брянского текста, посвященного Великой Оте-чественной войне. Пласт культурной информации о ней сгруппирован по трем основным темам:1) партизанское сопротивление; 2) Брянский фронт; 3) судьбы мирных жителей. Обоснована зависимостьоблика и характера города от его исторической судьбы; выявлена особая значимость Великой Отечест-венной войны в истории Брянска, описаны способы сохранения памяти о ней в брянском тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT PATRIOTIC WAR AS A MAJOR THEME OF THE BRYANSK TEXT

A central Russian town which bore the brunt of Nazi Germany to the full extent is examined in this paper as a special sign system – a certain medium expressed by various languages of culture. The relevance of the study is determined by the following factors: 1) the theme of the Great Patriotic War is among the most important topics of Russian history; its importance increases due to attempts to falsify the facts, phenomena and events of 70 years ago remoteness; 2) change of value orientations of modern society has led to the interest in culturological potential of urban culture, including fiction as both figurative and emotional component of the national heritage; 3) the cultural space of the town is a raising environment, hence its transformation and semantic saturation should be based on the results of scientific inquiry. The research was performed within the framework of semiotic approach to the study of the town (N. Antsiferov, V. Toporov, IU. Lotman, B. Uspenskii, Z. Mints and some others), which is based on an understanding of the town as a medium of textually organized cultural information, comprising in itself social and historical memory of the society. The thought of mainly philological basis of the local text is taken into account. The aim of the study is to determine the specific character of the Bryansk text, devoted to the Great Patriotic War. The layer of cultural information about it is grouped under three main themes: 1) guerrilla fighting resistance; 2) Bryansk Front; 3) the fates of civilians. The dependence of the image and character of the town on its historical destiny is substantiated in the paper; a special significance of the Great Patriotic War in the history of Bryansk is revealed; the ways to preserve the memory of it in the Bryansk text are described.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война как главная тема брянского текста»

УДК 355/359

О. В. Вороничева

канд. филол. наук,

Брянский государственный инженерно-технологический университет

E-mail: voronicheva.olga@yandex.ru

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА КАК ГЛАВНАЯ ТЕМА БРЯНСКОГО ТЕКСТА

В качестве особой знаковой системы - носителя определенной информации, выраженной различными языками культуры, рассматривается среднерусский город, в полной мере принявший на себя удар фашистской Германии.

Актуальность работы определяется следующими факторами: 1) тема Великой Отечественной войны относится к наиболее значимым в российской истории; ее актуальность повышается в связи с попытками фальсифицировать факты, явления и события 70-летней давности; 2) смена ценностных ориентаций современного общества обусловила интерес к культурологическому потенциалу городской культуры, в том числе художественной литературы как образно-эмоционального компонента национального наследия; 3) культурное пространство города является воспитывающей средой, следовательно, его преобразование и смысловое насыщение должно опираться на результаты научного поиска.

Исследование выполнено в рамках семиотического подхода к изучению города (Н. П. Анциферов, В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, З. Г. Минц и др.), который базируется на понимании его как носителя текстуально организованной культурной информации, заключающей в себе социальную и историческую память общества. Учитывается мысль о преимущественно филологической основе локального текста.

Целью исследования является определение специфики брянского текста, посвященного Великой Отечественной войне. Пласт культурной информации о ней сгруппирован по трем основным темам: 1) партизанское сопротивление; 2) Брянский фронт; 3) судьбы мирных жителей. Обоснована зависимость облика и характера города от его исторической судьбы; выявлена особая значимость Великой Отечественной войны в истории Брянска, описаны способы сохранения памяти о ней в брянском тексте.

Ключевые слова: локальный текст, культурный ландшафт, артефакты, мемориальные объекты, произведения искусства, историческая память

Для цитирования: Вороничева, О. В. Великая Отечественная война как главная тема брянского текста / О. В. Вороничева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 4 (44). - С. 159-165.

Генерируемую локусом текстуально организованную систему значений принято называть локальным текстом. Наиболее полно вопросы его исследования были раскрыты в трудах тартуско-московской семиотической школы, яркими представителями которой являются В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, З. Г. Минц и др. Эта научная школа своим объектом выбрала не географию или городскую архитектуру, а литературу о городе. Мысль о том, что «локальные тексты культуры имеют преимущественно филологическую базу...» [5] подтверждается накопленным сегодня литературным материалом. Появление ряда работ, посвященных текстам провинциальных горо-

дов, детерминировано «вошедшей в повседневность глокализацией, точнее, процессом концептуализации локальных текстов культуры» [6, с. 27]. Осмысление города как символического целостного пространства создает условия для его динамичного развития, задает нравственные ориентиры, формирует эмоционально комфортные условия жизни: «Человек не выносит смысловой и ценностной пустоты места, где он живет, ему насущно необходимо его осмыслить и ценностно упорядочить, вписав тем самым в свой мир» [1, с. 5]. Кроме того, локальный текст генерирует социальную и историческую память общества: «Любой исторический город - это аккумулятор памяти, лич-

159

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. В. Вороничева

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста

ной, исторической, литературной, мифологической» [2, с. 10].

Разновидностью локального текста является брянский текст; нас интересует та его часть, которая воплощает в себе знания и представления современного человека о Великой Отечественной войне.

Военная тема занимает особое место в брянском тексте [Подробнее см.: 4, с. 305-306], поскольку Брянск создавался как город-крепость и с первых дней своего существования был готов к обороне и отражению удара противника. Судьбу местности во многом определяло ее пограничное положение, закалившее характеры и сформировавшее оборонное сознание защитников и жителей. Оно, вкупе с особым ландшафтом города, находящегося почти в центре Русской равнины на естественной возвышенности - на высоких холмах, господствующих над Десной: «На семи ветрах / На восьми холмах / Разметались твои угодья» (В. Динабургский), было неоднократно поэтически осмыслено брянскими авторами при характеристике исторической миссии древнего Брянска и его готовности в любой момент отразить натиск врага: «На зеленых холмах, как на страже, / Окаймленный раздольной Десной...» (В. Динабургский); «В веках ты, и добрый и строгий, / Как витязь былинный стоишь», «Россию от бед прикрывала / Твоя богатырская грудь» (И. Жупанов).

За 1030-летнюю историю Брянск многократно разрушался врагом. По сути, с этого и началась его история. В результате междоусобной войны Новгород-Северского, Черниговского и Киевского князей Брянск был сожжен. Уцелевшие жители возродили город на Покровской горе - на 5 км ниже по течению Десны. В 1246 г. князь Роман Михайлович из разоренного ханом Батыем Чернигова переехал в спасшийся от татарского нашествия Брянск, превратил его в стольный город почти всей юго-западной Руси и расширил границы Брянского княжества до самого Днепра.

Брянск являлся древним щитом Москвы, играл важную роль в обороне русских земель и русского государства. В XVII - XIX вв. он был

главным опорным пунктом русского войска на юго-западных рубежах государства. Город героически оборонялся от войска Лжедмитрия II, укреплялся Петром I как важный опорный пункт оборонительной линии Смоленск -Брянск - Чернигов, относился к разряду важнейших стратегических объектов и находился под особой защитой армии в войну 1812 г. В первые же месяцы Великой Отечественной на три долгих года Брянск оказался за линией фронта. Оккупация породила мощную волну сопротивления, заставила поднять некогда спасшую Россию от Наполеона «дубину народной войны». За всю новую и новейшую историю не было для города испытания более страшного и кровавого.

Облик современного Брянска во многом определен трагедией Великой Отечественной: за годы оккупации древний город подвергся масштабным разрушениям и после освобождения был отстроен практически заново. Поэтому сегодня в культурном ландшафте мы можем наблюдать не свидетельства древнего прошлого, а огромное количество мемориальных объектов и мест, напоминающих о трагедии 19411943 гг.: «Каждый день оккупации, каждый сантиметр легендарного брянского леса связаны с именами наших земляков, подвиг которых переоценить невозможно» [8]. Дорогие брянцам имена и значимые военные события стали заметной частью брянского текста благодаря их материализации в городском пространстве, воплощению в художественных образах и научных текстах. Пожалуй, сегодня не существует ни одной сферы культуры города, в которой не звучала бы тема Великой Отечественной войны. Так, стали традиционными сентябрьские научные конференции соответствующей тематики, созданы сотни произведений в музыке, литературе, живописи, театре, работают тематические музеи и экспозиции.

Брянский «военный» текст отличается смысловой целостностью и единством, четко структурирован и достаточно равномерно представлен во всем культурном пространстве города. Накопленный за более чем семь десятилетий пласт культурной информации о Ве-

160

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. В. Вороничева

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста

ликой Отечественной войне можно сгруппировать по 3 основным темам: 1) партизанское сопротивление; 2) Брянский фронт; 3) судьбы мирных жителей.

Партизанская и воинская слава - это наиболее значимая страница истории нашего края. Как центр партизанского движения Брянск и вошел в историю войны. Поэтому неслучайно гимном Брянской области стала песня А. Софронова и С. Каца «Шумел сурово брянский лес», первыми исполнителями и слушателями которой были партизаны Трубчевского района. Широко известна в России «Песня брянских партизан» (музыка Д. Кабалевского, слова В. Лебедева-Кумача).

Информация о народных мстителях органично вписана в брянский текст; в частности, она широко используется в городской топонимике. Так, улицам областного центра присвоены имена М. И. Дуки, Д. Н. Медведева, А. И. Виноградова, М. П. Ромашина, А. Д. Бондаренко, Д. Е. Кравцова, А. П. Коршунова, А. А. Морозовой и т. д. Имя Партизан носит главная площадь Брянска, служащая постоянным местом проведения митингов и торжеств. На ней установлен памятник партизанам и воинам - освободителям Брянска (1966 г., скульптор А. П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ и А. Н. Колчин), который является одним из неофициальных символов города: «На площади эпоху битв, / как на ладони, держит город» (А. Дрожжин). На постаменте с группой партизан размещены строки стихотворения А. Соф-ронова: «Шумел сурово брянский лес, / Спускались синие туманы, / И сосны слышали окрест, / Как шли с победой партизаны».

Лес - один из самых устойчивых и многогранных образов брянского текста. Именно этому естественному объекту - главному природному достоянию Брянщины - суждено было навсегда стать и главным символом партизанского сопротивления, и хранителем исторической памяти. Важное свидетельство тому -народное творчество времен Великой Отечественной, в частности пословицы и поговорки, собранные студентами Брянского государственного университета под руководством до-

цента В. Д. Глебова: «Брянский лес - всей страны защитник», «Брянские чащобы для фашистов страшнее гроба», «Чем глубже в лес, тем хуже для СС», «Партизанская слава - фашистам отрава», «Брянские леса и реки похоронили врагов навеки» [9].

В брянском лесу расположен единственный в России мемориальный комплекс «Партизанская поляна», являющийся визитной карточкой Брянщины, и стоянка партизанского отряда имени Виноградова «Круглое озеро».

В поэтических произведениях лес предстает «партизанским суровым приютом»

(В. Динабургский), надежным защитником в борьбе с врагом: «Огнем дышала канонада, / Земля взлетала до небес, / Но партизанские отряды / Укрыл надежно Брянский лес» (Н. Агеев). Неслучайно лес порой выступает аналогом дома и родины: «леса русского былинный образ / от Родины моей неотделим!» (В. Козырев). В поэме Н. Поснова «И слышу голоса» командир, напутствуя партизан перед заданием, напоминает, что в родном лесу «помогут деревья и склоны». Благодаря возникающим ассоциациям с русской поговоркой дома и стены помогают происходит расширение границ отчего дома до пределов малой родины. Николай Грибачев в стихотворении «Дома» подчеркивает единство судьбы лирического героя и брянского леса, глубинную связь с родной землей, в которую он вернулся «обойдя полмира»: «И снова шепчет надо мной, / Как в юности, наш Брянский лес!..», «...И после серых прусских ив, / Саксонских сосен под луной / До боли дорог лес родной.»

Как естественный, нерукотворный памятник многовековому ратному прошлому осмысливается брянский лес в одноименном стихотворении Виктора Козырева. Для выявления содержательной насыщенности пространства хронотоп леса предельно насыщается: чередой проходят образы князя Всеволода, Кудеяра, Пересвета, Петра I и его державных сподвижников. Помнит наш лес и трубчевскую дружину, и купцов из Рума, и гитлеровские орды; по нему прошелся веселый топор первых строителей молодого российского флота. Соотнесе-

161

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. В. Вороничева

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста

ние достаточно строго локализованного пространства леса с длительным по протяженности и разнообразным по содержанию эпическим временем позволяет сфокусировать в едином топосе судьбоносные исторические события, подчеркнув их значимость для региона и страны в целом. Характерно, что время измеряется не веками, годами или днями; его течение передается пространственными образами. В стихотворении наблюдаем контрастное сочетание временных слоев: вечного (первая и последняя строфы) и эпического. Благодаря кольцевой композиции (подчеркнуто динамичное историческое время встраивается в рамки вечного) время получает философское осмысление, а восприятие истории происходит сквозь призму памяти и абсолютных ценностей. В контекст вечного времени вполне вписывается образ медных сосен - свидетелей былинной славы Руси. Мачтовые сосны, глубоко укорененные в родную почву и устремленные ввысь, надежно соединяют землю и небо, преходящее и вечное. Густотой временного ряда подчеркивается особая ценность брянского леса как культурноисторического объекта. Та же мысль о его вневременном значении отчетливо проступает в строках Н. Грибачева: «А по вершинам голос ветра, / Как голос вечности самой». Образ сурового для врага леса постепенно трансформируется в символ вечной памяти и скорби по погибшим и исстрадавшимся людям: «В Брянском лесу тишина, тишина. / В Брянском лесу отгремела война, / И над могилами тех, что мертвы, / Желтое солнце стекает с листвы» (Н. Грибачев).

Брянский лес был «суровым приютом» не только для партизан. Здесь в годы Великой Отечественной войны побывали многие известные фронтовые журналисты и писатели, выполнявшие боевое задание: Александр Серафимович, Павел Антокольский, Константин Федин, Всеволод Иванов, Борис Пастернак, Константин Симонов, Илья Эренбург, Валентин Катаев, Вадим Очеретин, Александр Кри-вицкий и др. На Брянском фронте воевали Василий Гроссман, Василий Росляков, Григорий Брянцев, Овидий Горчаков, Леонид Ленч; были ранены Иосиф Уткин (под Почепом) и Михаил

Луконин (под селом Негино Суземского района). Здесь же пролегла дорога из окружения Сергея Наровчатова. В трагическом октябре 1941-го в стихотворении «Осень» он изобразил лес как изолированный топос, некий тихий остров вне суеты, грязи, смерти и ужаса войны. Здесь «в тихих ладонях ветры несут / Кленовое золото высшей пробы», а «на юру, выгорая дотла, / Спеша на тщеславье богатство выменять, / Сыплют червонцами вяз и ветла». Лес ассоциируется с вневременными и внепространственными ценностями и вместе с тем получает предельно конкретные пространственные характеристики: «Я даже забыл, что идет война, / А чтоб до войны до этой добраться, / Лишь из лесу выйди - дорога видна, / И шесть километров в сторону Брянска».

Тесно связана с нашим краем фронтовая судьба поэта Евгения Долматовского, который в 1943 г. участвовал в боях за освобождение Брянщины и тогда же написал «Попутную песню», обретшую вторую жизнь благодаря Марку Фрадкину. Будучи напечатанным в газете «Красная звезда», стихотворение вдохновляло солдат, с боями двигавшихся к западным границам, на творческую переработку произведения и добавление названий новых освобожденных городов. Более четверти века базируется в 60-й школе единственный в России музей Брянского фронта [7]. В нем полноценно представлена информация о восьми командующих, подчеркнута колоссальная разница между Брянским фронтом 1941 и 1943 гг., разработаны тематические экскурсии для всех возрастных групп учащихся. Имя Брянского фронта носит одна из 60 улиц города, в названиях которых увековечена память о героях и событиях Великой Отечественной. В Брянске есть улицы 50 Армии (сформированной в июле - августе 1941 г. и состоявшей в основном из уроженцев Брянской и Орловской областей), Брянской Пролетарской дивизии (ее полки за отличные боевые действия были награждены орденами Суворова третьей степени), М. М. Попова (последнего командующего Брянским фронтом, июль - октябрь 1943 г.), П. И. Батова, И. Х. Баграмяна, И. И. Федюнинского, А. В. Гор-

162

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. В. Вороничева

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста

батова (командующие армиями Брянского фронта), Ф. Ф. Абашева (командир дивизии, участвовавшей в штурме Брянска 17 сентября 1943 г.), Д. В. Емлютина (начальника отдела штаба Брянского фронта, затем командира Объединенных партизанских отрядов и бригад, действовавших на территории Брянской и Орловской областей). В годонимах воплощена и тема Победы: в честь этого события названы улицы (Победы и 9 Мая) и переулок (Победы). Городская топонимика убедительно подтверждает тот факт, что на Брянщине воспитана целая когорта талантливейших летчиков - героев Советского Союза: П. М. Камозин, В. Н. Бузинов, И. Б. Катунин, В. Г. Щёголев, Б. М. Афанасьев,

С. С. Азаров, В. Е. Ковалев, И. Е. Кустов.

В культурном ландшафте города представлены военные памятники людям разных профессий, приближавшим победу на фронте и в тылу: гвардейским танкистам 11-й армии Брянского фронта (1967, танк Т-34/85 с бортовым знаком 242 - номером первого танка, ворвавшегося в оккупированный город); ремонтникам танков (танк Т-34); артиллеристам (1967, 120миллиметровое орудие на бетонном постаменте); воинам-металлургам, погибшим в годы войны (1967, скульптор Ю. Гаврилов, архитектор В. Марголис); воинам-водителям (1968, скульптор П. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гай-дученя); героям-рабочим Брянского машиностроительного завода, сражавшимся в составе экипажа построенного брянскими машиностроителями бронепоезда № 2 «За Родину» (1968); летчикам (1975, реактивный истребитель МиГ-17); медикам, погибшим в годы войны (1970-е гг.); Ковавшим Победу трудом - токарному станку (1980); учителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1981, скульптор А. Кобелинец); военным журналистам (1990, 2005); железнодорожникам (2014, скульптор А. Ромашевский). Как видим, подавляющее большинство мемориалов относятся к советской эпохе: правящая партия и правительство того времени признавали важность увековечивания ратного подвига брянцев как «наиболее действенной формы военно-патриотического воспитания молодежи» [10, с. 20].

Эмоционально насыщенные страницы брянского текста посвящены трагедии мирных жителей. Картину разрушенного после оккупации края воссоздали художники, писатели, композиторы, скульпторы. Особое место в ней занимают Мемориальный комплекс мирным жертвам Великой Отечественной войны «Ха-цунь» - первый в России памятник уничтоженным фашистами селам и деревням, каких только на Брянщине после войны было больше тысячи; мемориальная плита памяти мирных жителей (пр-т Московский, у завода «Литий»); памятник жертвам нацизма в сквере «Лесные Сараи» (2000-е).

Пропитана скорбью и состраданием поэзия брянских авторов о том времени: «Брянщина гордая, Брянщина бедная / выжжена, вытоптана / оккупацией, / будто прошел сатана...» (А. Дрожжин), «От Карачева летит зола Хацу-ни, / Ой да от Карачева черна зола Хацуни, / Пепел Речечки доносит от Клинцов» (А. Мехедов). Мысль о том, что брянский характер ковался в лихую годину, звучит во многих поэтических тестах: «А когда полыхала планета, город вышел на битву с врагом...» (И. Швец). Иносказательно выражена она и в стихотворении И. Жупанова «На аллее юности». Пустившие глубокие корни березы «калечил осколочный град», «мучали рваные раны», «над ними бесились бураны», но они по-прежнему «шумят, и никто им не страшен» -«В них русская удаль и сила, / В них брянская стойкость видна». «Брянская стойкость» стала сущностной чертой и поколения детей войны: «Была война. И мы не гнулись. / В селе мы были за отцов» (А. Якушенко), «В пору сплошных лихолетий / Наша судьба состоялась» (Н. Ивакин), «Было детство, а помнится пламя. / Продолжается в сердце война» (Е. Кузин).

Весь край и сам Брянск как его центр являются воплощением памяти о своих защитниках: «Знают здесь, как дается победа, / и здесь помнят всегда о былом. / Партизанская площадь согрета и цветами, / и Вечным огнем»

(И. Швец); «Я за честь почитаю / великую жить в краю / партизанских легенд» (В. Динабург-ский). В стихотворении Николая Агеева «Брян-

163

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. В. Вороничева

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста

ская земля...» в качестве рефрена после каждого четверостишия повторяются строки: «Память крепкая, / Партизанская / У тебя, земля, / Земля брянская...» Величайшая жертва, принесенная краем на алтарь Победы, дает основание Е. Лебкову осознавать Брянск как священный топос: «Ты, как храм на священной крови. / Величаю тебя: Партизанск!». Само существование топоса обретает глубинный культурный смысл, а его назначение ассоциативно связывается с архаическими представлениями о необходимости очищения земли от пролитой крови (освящение мест, где пролилась кровь, - обряд, известный многим культурам; например, храмы «на крови» в русской традиции). Беречь память о трагических днях - в этом А. Мехедов видит высокую миссию поэта: «Не росой умыты ясные поляны, / Не взойдет на них забвения трава, / Вы звените, песни новые Бояна».

Итак, специфика геополитического положения в полной мере сказалась на военной судьбе Брянска и формировании облика и характера города-воина, игравшего важную роль в защите

русских земель. Однако из великого множества испытаний, выпавших на судьбу города, в брянском тексте наиболее полно и разносторонне сохраняется память о Великой Отечественной войне. Ее история полноценно представлена в культурном пространстве современного города, является одной из приоритетных тем научного и художественного поиска на Брянщине. Сложившаяся ситуация вполне соответствует статусу Брянска как города воинской и партизанской славы, принявшего на себя один из главных ударов фашистской Германии. Мемориальные объекты, артефакты, произведения искусства и научные изыскания помогают сохранить историческую память, заставляют пережить великий, «как шар земной», долг перед каждым бойцом, который «Из списков храброго полка // Осколком острым вычеркнут» (А. Екимцев). Память о Великой Отечественной, являясь одной из основных культурных ценностей не только Брянска, но и региона в целом, формирует стили поведения населяющих его людей и наделяет их «чувством особого переживания пространства» [3, с. 237].

1. Абашев, В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века / В. В. Абашев. -Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. - 404 с.

2. Абашев, В. В. Неосязаемое тело города. Опыт работы со смыслом / В. В. Абашев // Антропологический форум. - 2010. - № 12. - С. 10-17.

3. Беспалова, Ю. М. Региональная культура в социокультурном пространстве России / Ю. М. Беспалова // Словцовские чтения - 99: тезисы докладов, сообщений науч.-практ. конф. / под ред. Н. Д. Яблонского. -Тюмень, 1999. - С. 236-238.

4. Вороничева, О. В. Историко-культурные ценности брянского текста литературы / О. В. Вороничева // Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психологопедагогических, естественно-научных и экономических исследований: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Брянского гос. ун-та им. академика И. Г. Петровского и 20-летию филиала университета в г. Новозыбкове (Новозыбков, 15-16 окт. 2015 г.). - Брянск: БГУ, 2015. - С. 296-306.

5. Люсый, А. П. Крымский текст и семантические войны [Электронный ресурс] / А. П. Люсый // Русская идея: сайт политической консервативной мысли. - Режим доступа: http://politconservatism.ru/experiences/krymskiy-tekst-i-semanticheskie-voyny. - Дата обращения: 23.08.2015.

6. Люсый, А. П. Самосемиозис: культурологические измерения / А. П. Люсый // Человек. Культура. Образование: науч.-образоват. и метод. журн. - 2013. - № 1. - С. 26-34.

7. Музей истории Брянского фронта [Электронный ресурс] // Брянщина - край партизанский. - Режим доступа: http://old.bryanskobl.ru/projects/ravnenie/museum/front/index.html. - Дата обращения: 16.11.2014.

8. Нефёдова, А. Память партизанская. Новый праздник Брянщина заслужила [Электронный ресурс] / А. Нефёдова // Аргументы и факты - Брянск. - 2009. - 24 июня. - № 26 (402). - Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/_/online/bryansk/402/03_01. - Дата обращения: 6.03.2015.

9. Пословицы и поговорки Брянской области / сост., вступ. ст., подгот. текстов и примеч. В. Д. Глебов. -Брянск, 2008. - 325 с.

10. Турлаев, С. Памятники боевой славы - в образцовое состояние / С. Турлаев // Блокнот агитатора. - 1973. -№ 12 (168). - С. 21-29.

Получено 02.09.2015

164

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

О. В. Вороничева

Великая Отечественная война как главная тема брянского текста

O. Voronicheva

Candidate of Philological Sciences, Bryansk State Engineering Technological University E-mail: voronicheva.olga@yandex.ru

GREAT PATRIOTIC WAR AS A MAJOR THEME OF THE BRYANSK TEXT

A central Russian town which bore the brunt of Nazi Germany to the full extent is examined in this paper as a special sign system - a certain medium expressed by various languages of culture.

The relevance of the study is determined by the following factors: 1) the theme of the Great Patriotic War is among the most important topics of Russian history; its importance increases due to attempts to falsify the facts, phenomena and events of 70 years ago remoteness; 2) change of value orientations of modern society has led to the interest in culturological potential of urban culture, including fiction as both figurative and emotional component of the national heritage; 3) the cultural space of the town is a raising environment, hence its transformation and semantic saturation should be based on the results of scientific inquiry.

The research was performed within the framework of semiotic approach to the study of the town (N. Antsife-rov, V. Toporov, IU. Lotman, B. Uspenskii, Z. Mints and some others), which is based on an understanding of the town as a medium of textually organized cultural information, comprising in itself social and historical memory of the society. The thought of mainly philological basis of the local text is taken into account.

The aim of the study is to determine the specific character of the Bryansk text, devoted to the Great Patriotic War. The layer of cultural information about it is grouped under three main themes: 1) guerrilla fighting resistance; 2) Bryansk Front; 3) the fates of civilians. The dependence of the image and character of the town on its historical destiny is substantiated in the paper; a special significance of the Great Patriotic War in the history of Bryansk is revealed; the ways to preserve the memory of it in the Bryansk text are described.

Keywords: local text, cultural landscape, artifacts, commemorative objects, works of art, historical memory

For citing: Voronicheva O. 2015. Great Patriotic War as a major theme of the Bryansk text. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture andArts. № 4 (44): 159-165.

References

1. Abashev V. 2000. Perm' kak tekst. Perm' v russkoy kul'ture i literature XX veka [Perm as a text. Perm in the Russian culture and literature of the 21 century]. Perm: Publisher house of Perm State University. 404 p. (In Russ.).

2. Abashev V. 2010. The intangible body of the city. Working with meaning. Antropologicheskiy forum [Forum for anthropology and culture]. № 12: 10-17. (In Russ.).

3. Bespalova IU. 1999. Regional culture in the Russian socio-cultural space. Slovtsovskie chteniya - 99 [Slovt-sov’s reading - 99]. Iablonskii N., ed. Tyumen. P. 236-238. (In Russ.).

4. Voronicheva O. 2015. Historical and cultural values of the Bryansk text literature. Regional'nye aspekty sovre-mennykh istoriko-pravovykh, filologo-kul'turologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh, estestvenno-nauchnykh i ekonomicheskikh issledovaniy [Regional aspects of the modern historical-legal, philological, cultural, psychological and pedagogical, natural sciences and economic research]. Bryansk. Bryansk State University. P. 296-306. (In Russ.).

5. Liusyi A. Crimean text and semantic wars [Electronic resource]. Russkaya ideya [Russian idea]. Available from: http://politconservatism.ru/experiences/krymskiy-tekst-i-semanticheskie-voyny (accessed 23.08.2015). (In Russ.).

6. Liusyi A. 2013. Oneself-semiozis: culturological measurements. Kul'tura. Obrazovanie [Culture. Education]. № 1: 26-34. (In Russ.).

7. Museum of the Bryansk front history [Electronic resource]. Bryanshchina - kray partizanskiy [Bryansk is a partisan region]. Available from: http://old.bryanskobl.ru/projects/ravnenie/museum/front/index.html (accessed 16.11.2015). (In Russ.).

8. Nefedova A. 2009 June 24. Guerrilla’s memory. Bryansk deserved a new holiday [Electronic resource]. Argu-menty i fakty - Bryansk [Arguments and facts - Bryansk]. № 26 (402). Available from: http://gazeta.aif.ru/_/online/bryansk/402/03_01 (accessed 6.03.2015). (In Russ.).

9. Glebov V. 2008. Poslovitsy i pogovorki Bryanskoy oblasti [Proverbs and sayings of the Bryansk region]. Bryansk. 325p. (In Russ.).

10. Turlaev S. 1973. Monuments of military glory - into a model state. Bloknot agitatora [The Agitator's Notebook]. № 12 (168): 21-29. (In Russ.).

Received 02.09.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

165

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.