Научная статья на тему 'Векторы взаимосвязи между характеристиками интеллекта и рейтинговой оценкой знаний бакалавров психолого-педагогических специальностей'

Векторы взаимосвязи между характеристиками интеллекта и рейтинговой оценкой знаний бакалавров психолого-педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ / ДИВЕРГЕНТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЫШЛЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / ВЕКТОРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЧЕТНОГО ПЕРЕВОДА КРЕДИТОВ / INTELLIGENCE / INTELLECTUAL LABILITY / DIVERGENT ABILITIES / THINKING / RATIONALITY OF THINKING / RATING SYSTEM OF KNOWLEDGE ESTIMATION / INTERRELATION VECTORS / EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна

Статья посвящена проблеме совершенствования профессионального педагогического образования с учетом реакций интеллектуальной сферы студентов на балльно-рейтинговую оценку знаний. Осуществлена попытка изучения актуальности Европейской системы зачетного перевода кредитов (European Credit Transfer System) с позиций когнитивно-познавательной активности студентов. Экспериментально обосновано содержание векторов развития системы рейтингового контроля знаний студентов -бакалавров. Исследование поможет разработке новых требований к студентам и расширению их прав в образовательном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION VECTORS BETWEEN CHARACTERISTICS OF INTELLIGENCE AND RATING ESTIMATION OF KNOWLEDGE OF BACHELORS MAJORING IN PSYCHOLOGY AND EDUCATION SCIENCE

The article deals with the improvement of teachers’ professional training taking into consideration the students’ intellectual responses to the score-rating estimation of knowledge. The author makes an attempt to study the relevance of the European Credit Transfer System from the perspective of cognitive activity of students. The paper substantiates experimentally the development vectors of rating control over bachelor students’ knowledge. The study may be implemented in the development of new requirements to students and their empowerment in the field of education.

Текст научной работы на тему «Векторы взаимосвязи между характеристиками интеллекта и рейтинговой оценкой знаний бакалавров психолого-педагогических специальностей»

УДК 37.015.324.2 Чикова Ольга Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Тюменского государственного университета

ВЕКТОРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА И РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКОЙ ЗНАНИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Chikova Olga Mikhaylovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Developmental and Educational Psychology Subdepartment, Tyumen State University

INTERRELATION VECTORS BETWEEN CHARACTERISTICS OF INTELLIGENCE AND RATING ESTIMATION OF KNOWLEDGE OF BACHELORS MAJORING IN PSYCHOLOGY AND EDUCATION SCIENCE

Аннотация:

Статья посвящена проблеме совершенствования профессионального педагогического образования с учетом реакций интеллектуальной сферы студентов на балльно-рейтинговую оценку знаний. Осуществлена попытка изучения актуальности Европейской системы зачетного перевода кредитов (European Credit Transfer System) с позиций когнитивно-познавательной активности студентов. Экспериментально обосновано содержание векторов развития системы рейтингового контроля знаний студентов-бакалавров. Исследование поможет разработке новых требований к студентам и расширению их прав в образовательном поле.

Ключевые слова:

интеллект, интеллектуальная лабильность, дивергентные способности, мышление, рациональность мышления, рейтинговая система оценки знаний, векторы взаимосвязи, Европейская система зачетного перевода кредитов.

Summary:

The article deals with the improvement of teachers' professional training taking into consideration the students' intellectual responses to the score-rating estimation of knowledge. The author makes an attempt to study the relevance of the European Credit Transfer System from the perspective of cognitive activity of students. The paper substantiates experimentally the development vectors of rating control over bachelor students' knowledge. The study may be implemented in the development of new requirements to students and their empowerment in the field of education.

Keywords:

intelligence, intellectual lability, divergent abilities, thinking, rationality of thinking, rating system of knowledge estimation, interrelation vectors, European Credit Transfer System.

Введение балльно-рейтинговой системы как одной из форм интегрального контроля за качеством учебной деятельности позволяет студентам организовать систематическую ритмичную самостоятельную работу по усвоению учебного материала, получить объективные показатели своих знаний по отдельным блокам учебной дисциплины и спрогнозировать ее итоговую оценку [1]. Данные умения особо актуальны для студентов вузов педагогической направленности, поскольку являются профилирующими для современного учителя. Базовым профессиональным конструктом в педагогической деятельности является способность к педагогическому проектированию, предвосхищению достижений обучающихся, оптимизации способов вовлечения в образовательный процесс [2; 3; 4].

Система контроля в российских вузах в свете требований Болонского процесса предполагает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Разработанные критерии оценки знаний дают возможность студенту получить к аттестации дополнительные кредиты. Европейская система зачетного перевода - ECTS (European Credit Transfer System) призвана совершенствовать оценивание знаний и умений студентов, привлекая их самих к этому процессу (С.Д. Резник, М.П. Батура, А.В. Ломако [5], Л.И. Петрова, Л.Д. Плотников, О.М. Чикова [6] и т. д.).

Анализ теоретических подходов и исследований (М.П. Батура, Л.Н. Боброва [7], А.В. Ломако, Г.Ю. Капустина [8], М.А. Холодная [9] и т. д.) показал, что для реализации целей и задач организации контроля знаний студентов с использованием балльно-рейтинговой системы необходимо учитывать особенности интеллектуальной сферы студентов. Тем не менее эта проблема остается малоизученной областью педагогической психологии и педагогики высшей школы. Остаются не до конца решенными многие вопросы в организации образовательного процесса и системы психолого-педагогического сопровождения оптимизации его качества с учетом характеристик интеллектуальной сферы обучающихся в системе рейтинговой оценки знаний.

Целью нашего исследования явилось выявление векторов взаимосвязи характеристик интеллектуальной сферы с рейтинговой оценкой знаний студентов психолого-педагогических специальностей. База исследования: Институт психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». Исследование проводилось в 2014 г. В исследовании приняло участие 54 студента первого курса: специальностей (направлений) педагогического образования «Начальное образование» (13 студентов) и «Изобразительное искусство» (13 студентов) и психолого-педагогического образования по профилю «Психология образования» (28 студентов).

Анализ учебной деятельности студентов проводился на основе учета показателей рейтинговой системы. Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющим присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин (М.П. Батура, Л.Н. Боброва, Л.Ю. Шилин). Интегра-тивная (накопленная) оценка качества работы студентов определялась по анализу оценок всех дисциплин, изученных в первом и втором семестрах и зафиксированных в электронном журнале (программа «Деканат»).

Селекция возможных диагностических процедур [10] для оценки характеристик интеллектуальной сферы позволила сформировать блок диагностических методик, необходимых для нашего исследования: «Психодиагностика стиля мышления», «Опросник для определения типов мышления и уровня креативности», «Тест на рациональность мышления», «Интеллектуальная лабильность». Исследование построено на корреляционном анализе (коэффициент корреляции Пирсона) между интегральной рейтинговой оценкой и 12 характеристиками интеллектуальной сферы: предметное, символическое, знаковое, образное мышление; креативность (дивергентные способности); критический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический стили мышления; рациональность мышления; интеллектуальная лабильность.

Проанализировав 169 корреляционных связей в каждой из экспериментальных групп, мы выявили по три значимых связи, которые являются векторами взаимосвязи между характеристиками интеллекта и рейтинговой оценкой знаний студентов. В группе студентов профиля «Начальное образование» сложились следующие корреляционные связи (рис. 1):

1. Рейтинговая оценка знаний и интеллектуальная лабильность - прямая умеренная корреляционная связь.

2. Рейтинговая оценка знаний и предметное мышление - прямая умеренная корреляционная связь.

3. Рейтинговая оценка знаний и критический стиль мышления - прямая умеренная корреляционная связь.

Рисунок 1 - Векторы взаимосвязи рейтинговой оценки знаний с характеристиками интеллектуальной сферы бакалавров направления «Начальное образование»

Оценка по рейтинговой системе конвергирует с интеллектуальной лабильностью, которая характеризуется хорошей способность к обучению. Это заключается в том, что бакалавр начального образования может быстро и качественно выполнять учебные задания; переключать внимание при выполнении ряда заданий; переходить от процесса слухового и зрительного восприятия к выполнению заданий, что является когнитивной основой выполнения рейтинговых заданий.

Критический стиль мышления таких студентов также можно рассматривать как вектор взаимосвязи с рейтинговой оценкой. Студентам интересны задания, построенные на сравнении имеющейся и новой информации. Они более активны в учебной деятельности. Критически оценивают полученную информацию и ошибки в своей работе. Это позволяет студентам достигать высоких баллов в условиях балльно-рейтинговой системы.

Оценка по рейтинговой системе конвергирует с предметным мышлением. Студенты, которые имеют предметный тип мышления, обладают практическим складом ума, что является основой для будущей профессиональной деятельности учителя.

В экспериментальной группе по направлению «Изобразительное искусство» корреляционные связи выглядят совсем иначе (рис. 2):

1. Рейтинговая оценка знаний и интеллектуальная лабильность - прямая средняя корреляционная связь.

2. Рейтинговая оценка знаний и символическое мышление - прямая умеренная корреляционная связь.

3. Рейтинговая оценка знаний и аналитический стиль мышления - прямая слабая корреляционная связь.

Рисунок 2 - Векторы взаимосвязи рейтинговой оценки знаний с характеристиками интеллектуальной сферы бакалавров направления «Изобразительное искусство»

Оценка по рейтинговой системе в данной группе конвергирует с интеллектуальной лабильностью, которая является не менее важной стороной, как и способность иметь дело с абстрактными символами и отношениями. Это умение приспособится к ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. Интеллектуальная лабильность и символическое мышление являются векторами обучения через использование форм контроля знаний в балльно-рейтинговой системе.

В экспериментальной группе «Изобразительное искусство» преобладает образное мышление и креативность, что свойственно людям с художественным складом ума. Такие студенты обладают способностью к порождению новых идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности, преобразуя информацию с помощью действий с образами и создавая новые продукты (картины, стихи, песни). Учебные проблемы такие студенты решают нестандартным путем, регламентированность системы контроля знаний посредством балльно-рейтинговой системы представляется для них достаточно затруднительной процедурой.

В экспериментальной группе «Психология образования» сложились другие корреляционные связи (рис. 3):

1. Рейтинговая оценка знаний и интеллектуальная лабильность - прямая умеренная корреляционная связь.

2. Рейтинговая оценка знаний и знаковое мышление - прямая слабая корреляционная связь.

3. Рейтинговая оценка знаний и критический стиль мышления - прямая умеренная корреляционная связь.

Рисунок 3 - Векторы взаимосвязи рейтинговой оценки знаний с характеристиками интеллектуальной сферы бакалавров направления «Психология образования»

В группе бакалавров психологии образования, как и в других экспериментальных группах, высокий уровень интеллектуальной лабильности выступает базовым критерием эффективности

обучения в балльно-рейтинговой системе оценивания качества усвоения и обеспечивается активностью и мобильностью процессов когнитивной сферы.

Критический стиль мышления является ключевым фактором для радикальной реорганизации индивидуального учебного опыта в выполнении различных рейтинговых зданий по предметам. От него зависит точность, темп и нестандартность решений, следовательно, и оценка качества обученности по рейтингу.

В группе студентов направления «Психология образования» преобладает знаковое мышление. Они обладают способностью с легкостью выполнять контрольные задания аналитико-син-тетического характера.

Результаты проведенного эксперимента подтвердили идею нашего исследования - векторы взаимосвязи рейтинговой оценки знаний с характеристиками интеллектуальной сферы дифференцированы в соответствии с профилем образования. Проведенное нами исследование актуализирует востребованность для профессорско-преподавательского состава кафедр вуза знания индивидуально-групповых различий обучаемых с целью создания образовательного маршрута студентов, их оптимального вовлечения в процесс самопроектирования [11].

Ссылки:

1. Ивлиева И.А., Панасюк В.П., Чернышова Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. СПб., 2001. 205 с.

2. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога // Образование и наука. 2004. № 4 (28). С. 103-113.

3. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 210-219.

4. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Психологическая структура профессиональной компетенции учителей // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 146-150.

5. Батура М.П., Ломако А.В., Шилин Л.Ю. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий : методическое пособие для преподавателей и студентов. Минск, 2000. 286 с.

6. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения : методическое пособие для преподавателей и студентов. М., 2005. 200 с.

7. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний // Тезисы международной научно-практической конференции. Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. М., 2003. 78 с.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.

9. Голиков Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция : монография. М., 2007.

10. Голиков Н.А. Оптимизация качества жизни учащейся молодежи в условиях полифункционального образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 64-68.

11. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Конвергенция личностных свойств студентов и рейтинговой оценки знаний в вузе педагогической направленности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.