УДК 658.513 В.А. Ковалев
Администрация Кемеровской области А.Ф. Павлов ФГУП НЦ ВостНИИ
Ведомственный надзор, производственный контроль и внутренняя инспекция
Анализируется место и роль различных организационных форм контроля и надзора в хозяйственной деятельности угольных организаций Кузбасса. Показывается, что для системы хозяйственного управления ведомственная инспекция не является адекватной организационной структурой
Введение
События последних лет на угольных шахтах Кузбасса и России, связанные с возникновением крупных аварий, заставили обратить особое внимание общественности на усиление ответственности персонала в вопросе охраны труда и промышленной безопасности. Вышел закон Кемеровской области «Об усилении ответственности за нарушения условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности». В угольных компаниях предпринимаются действия по усилению надзорной и контрольной деятельности. В дополнение к действующим системам ведомственного надзора и производственного контроля отдельными компаниями вводится внутренняя инспекция.
В статье не ставится вопрос об обосновании необходимости использования той или иной формы надзорной и контрольной деятельности. Этот вопрос сугубо хозяйственный. Здесь всего лишь делается попытка проанализировать цели, задачи и необходимые условия для эффективного использования каждой из указанных форм надзорной, контрольной и инспекционной деятельности применительно к охране труда и промышленной безопасности. Ведомственный надзор
Ведомственный надзор - оперативная деятельность руководителей всех уровней хозяйственного управления компанией от управляющего директора до мастера производственного участка включительно по текущему контролю своевременности и качества выполнения подконтрольными работниками их функциональных обязанностей, в том числе по охране труда и промышленной безопасности.
Ведомственный надзор является составной частью:
- системы управления персоналом, а через это - системы управления производством, в том числе системы управления охраной труда и промышленной безопасностью;
- служебной деятельности каждого руководителя аппарата управления компанией, аппарата управления предприятием и его подразделением.
В ведомственном надзоре обязаны участвовать все руководители аппарата управления компанией, её предприятий и подразделений.
Неисполнение требований о ведомственном надзоре для них должно рассматриваться как нарушение внутреннего трудового распорядка и подлежать дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения, как неисполнение должностных обязанностей, требований к нормированному объему и качеству работ и подлежать браковке на общих основаниях, изложенных в трудовом законодательстве о приемке и браковке работ.
Целью ведомственного надзора для каждого руководителя должно быть обеспечение стратегических интересов компании - безопасного и эффективного её функционирования и развития путем обеспечения высокой компетентности, инициативы, исполнительской дисциплины и ответственности подконтрольных ему работников, включая работников рабочих профессий.
Задачами ведомственного надзора являются:
- оценка производственной деятельности подконтрольных работников - руководителей, специалистов и работников рабочих профессий, в том числе по охране труда и обеспечению промышленной безопасности;
- воспитание инициативы, исполнительской дисциплины, компетентности и ответственности работников при выполнении ими возложенных на них производственных функций, в том числе требований охраны труда и промышленной безопасности при проектировании, возведении и эксплуатации производственных объектов;
воспитание у работников стремления к взаимодействию в интересах успеха целого, обеспечению устойчиво безопасной и устойчиво эффективной деятельности отдельных предприятий и компании в целом;
воспитание у работников стремления и умения заблаговременно обнаруживать и предотвращать назревающую для жизни и здоровья людей и имущества организации опасность.
Производственный контроль
Производственный контроль - оперативная деятельность всех работников компании и её подразделений, заключающаяся в слежении, оценке и принятии ими оперативных упреждающих мер по обеспечению безопасного и эффективного функционирования и развития объекта, их деятельности и управляемого ими процесса.
Производственный контроль является составной частью производственной деятельности каждого работника, в особенности специалистов и работников рабочих профессий компании.
Неисполнение ими требований о проведении производственного контроля рассматривается как:
- нарушение внутреннего трудового распорядка и подлежит дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения;
- неисполнение должностных обязанностей, требований к нормированному объему и качеству их работ и подлежит браковке на общих основаниях, изложенных в трудовом законодательстве о приемке и браковке работ.
Целью производственного контроля является обеспечение стратегических интересов организации и каждого её работника - безопасного и эффективного функционирования и развития компании и ее подразделений путем своевременного выявления и предотвращения возможных инцидентов, аварий, производственных травм, производственно обусловленных заболеваний и иного ущерба компании.
Задачами производственного контроля являются:
- слежение и оценка состояния подконтрольного объекта и управляемого процесса;
- заблаговременное принятие упреждающих мер по предотвращению отклонений подконтрольного объекта и управляемого процесса от нормированных, приемлемых состояний, в том числе по охране труда и промышленной безопасности.
Организация ведомственного надзора
Первые руководители компании, руководители дирекций и управлений аппарата управления компании вместе с ведущими специалистами образуют систему ведомственного надзора компании.
Структура системы ведомственного надзора компании повторяет многоуровневую, иерархическую структуру управления и сохраняет структуру соподчинения и ответственности работников аппарата управления компанией.
Система ведомственного надзора входит в систему управления компанией, прежде всего, как информационно-аналитическая система для первых руководителей и руководителей дирекций и управлений компании.
Ведомственный надзор руководителями аппарата управления компанией организуется и осуществляется в соответствии с положениями о дирекциях и управлениях компании, должностных инструкций, требований нормативных правовых документов по охране труда, промышленной и экологической безопасности, документов производственно-технического назначения (проекты, паспорта, схемы и т. п.).
Каждый руководитель аппарата управления компании в плане исполнения своих должностных обязанностей по ведомственному надзору деятельности работников аппарата управления компании периодически в оперативном плане обязан осуществлять внутриведомственный надзор в форме маршрутного контроля рабочих мест предприятий и их подрядных организаций с последующим внесением замечаний, предложений и распоряжений:
по вопросам своей компетенции - непосредственно в свои распоряжения;
по вопросам компетенции вышестоящего руководителя компании - в Книгу замечаний и предложений, хранящуюся в аппарате управления этого руководителя компании.
Каждый руководитель аппарата управления компанией в плане исполнения своих обязанностей по ведомственному надзору деятельности работников производственных подразделений компании в Книгу замечаний, предложений и распоряжений обязан:
а) вносить предложения или распоряжения (с учетом своей компетенции) приостанавливать работы при обнаружении нарушений правил и норм охраны труда, угрожающих жизни и здоровью людей или ведущих к возникновению аварий или иного ущерба;
б) вносить предложения о привлечении к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности работников предприятия за нарушения трудовой и производственной дисциплины, выразившихся в форме:
нарушения ими правил безопасного поведения и правил безопасного ведения работ;
непринятия к своим подчиненным должных мер воздействия за допущенные ими нарушения правил безопасного поведения и правил безопасного ведения работ;
непринятие своевременных мер воздействия по предотвращению предвидимой опасности;
в) осуществлять браковку работ на подконтрольных им объектах;
г) вносить предложения о поощрении отдельных работников за проявленные ими действия и мужество по обеспечению безопасности труда и эффективности производства.
Замечания, предложения и распоряжения не должны ограничиваться техническими вопросами обеспечения безопасности и эффективности производства.
Объектом ведомственного надзора должны быть компетентность, исполнительность, ответственность подконтрольных работников, руководителей и специалистов аппарата управления компанией и предприятий, подконтрольные объекты которых были посещены и обследованы.
Координация ведомственного надзора компании по отдельным направлениям деятельности (производственная служба, служба главного механика, служба главного энергетика и др.) осуществляется руководителями дирекций и управлений компании, которые несут всю полноту ответственности за организацию системы ведомственного надзора и состояние промышленной безопасности во всех производственных объектах компании в части, относящейся к их деятельности.
Организация производственного контроля
Специалисты аппарата управления компанией, осуществляющие разработку решений по организационно-техническому обеспечению производства, в том числе и по охране труда, промышленной и экологической безопасности, обязаны:
оценивать надежность и безопасность разрабатываемых ими инженерных решений, в том числе и по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности;
контролировать своевременность и качество выполнения принятых к исполнению разработанных ими инженерных решений, в том числе и по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности;
участвовать в комплексных и целевых обследованиях состояния охраны труда, промышленной и экологической безопасности, организуемых компанией или контролирующими организациями.
Специалисты аппарата управления компанией под общим руководством руководителей специализированных дирекций и управлений в соответствии с требованиями нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности в плановом порядке осуществляют контроль состояния производственных объектов компании, а на этой основе делают оценку эффек-
тивности организации системы управления производством, эффективности организации системы производственного контроля.
Начальник управления по охране труда и промышленной безопасности компании в соответствии с комплексным планом охраны труда и промышленной безопасности обязан периодически организовывать и проводить комплексные и целевые обследования состояния безопасности труда по отдельным производственным объектам, привлекая для этого специалистов аппарата управления компании и предприятий, а при необходимости и сторонних организаций.
Координация производственного контроля компании по отдельным направлениям деятельности (производственная служба, служба главного механика, служба главного энергетика и др.) осуществляется руководителями управлений и дирекций компании, которые несут всю полноту ответственности за организацию системы производственного контроля и состояние промышленной безопасности во всех производственных объектах компании по направлениям их деятельности.
Внутренняя инспекция
Деятельность внутренней инспекции как составной части системы управления производством, в том числе охраной труда и промышленной безопасностью, заключается в проверке своевременности и полноты исполнения подконтрольными работниками их функциональных обязанностей, в том числе по охране труда и промышленной безопасности.
Внутренняя инспекция, как и ведомственный надзор, и производственный контроль, является составной частью системы управления персоналом, а через это - системы управления производством, в том числе её системы управления охраной труда и промышленной безопасностью. Однако, в отличие от ведомственного надзора и производственного контроля, инспекционная деятельность является не составной, а основной и единственной служебной деятельностью инспектора, что и отличает его от руководителя и специалиста. Если в ведомственном надзоре обязаны участвовать все руководители аппарата управления компанией и её подразделений, то инспекторов несравнимо меньше.
Целью внутренней инспекции, как и ведомственного надзора, и производственного контроля, является обеспечение стратегических интересов компании - безопасного и эффективного её функционирования и развития путем обеспечения высокой компетентности, инициативы, исполнительской дисциплины и ответственности руководителей и специалистов, входящих в аппарат управления компанией и её подразделений и всего персонала компании, включая работников рабочих профессий.
Задачи внутренней инспекции также схожи с задачами ведомственного надзора и производственного контроля, но более узкие:
оценка деятельности руководителей и специалистов аппарата управления компанией, в том числе по охране труда и обеспечению промышленной безопасности;
оценка деятельности руководителей и специалистов аппарата управления подразделениями компании, в том числе по охране труда и обеспечению промышленной безопасности;
оценка состояния производственных объектов компании, в том числе охраны труда и промышленной безопасности;
оценка состояния системы управления производством, в том числе охраны труда и промышленной безопасности на производственных объектах компании.
Организация внутренней инспекции
Организация внутренней инспекции осуществляется в разных компаниях по-разному. Вместе с тем все работники внутренней инспекции находятся в прямом подчинении компании, а в организационном плане подражают государственной инспекции, всячески подчеркивая свою независимость от руководителей филиалов и их подразделений.
Отличия в деятельности и предназначении внутренней инспекции от ведомственного надзора и производственного контроля заключаются в следующем. Если система ведомственного надзора и производственного контроля охватывает и вовлекает весь персонал компании от генерального или управляющего директора до работников рабочих профессий, то во внутреннюю инспекцию вовлекается, как правило, не более 10-12 человек. Это специализированная группа службы охраны труда и промышленной безопасности компании, то есть работники аппарата управления компанией.
Выводы
Производственный контроль и ведомственный контроль существуют столько, сколько существует производственная и иная коллективная деятельность. С ведомственной инспекцией иначе. Как структурное подразделение, она то возникает, то ликвидируется. Например, ведомственная инспекция по охране труда и промышленной безопасности входила в аппарат управления Министерством угольной промышленности. Свое существование она прекратила вместе с министерством. Компания «Росуголь» пыталась возобновить ведомственную инспекцию, но её усилия в этом направлении оказались безуспешными.
Побудительным мотивом современного движения по созданию внутренней инспекции угольных компаний явились выводы комиссий по расследованию аварий на угольных шахтах о недостаточной эффективности как систем производственного контроля угольных предприятий, так и горного надзора Ростехнадзора России.
Надо признать, что с введением внутренней инспекции явно выражается недоверие первых руководителей компании к руководителям филиалов и производственных подразделений, полагая, что последние не выполняют своих функций по ведомственному надзору и производственному контролю. Руководители филиалов и производственных подразделений, безусловно, понимают, что внутренняя инспекция является выражением недоверия к той информации, которую они представляют первым руководителям компании, и потому к внутренней инспекции относятся и будут относиться, по меньшей мере, сдержанно.
Создание внутренней инспекции может даже привести к ухудшению ситуации. Создание такой специализированной структуры в аппарате управления компанией может вызвать, например, такую реакцию: «...теперь есть, кому всем этим... заниматься, вот пусть и занимаются, а наше дело - метры и тонны.». Такая позиция не нова. Подобное часто можно слышать в адрес работников службы вентиляции, службы охраны труда.
Анализ показывает, что цель и задачи внутренней инспекции почти те же, что и ведомственного надзора и производственного контроля, но способы их достижения иные. Если внутренняя
инспекция существует, то её деятельность, в первую очередь, должна сводиться к контролю эффективности функционирования систем ведомственного надзора и производственного контроля, а не к подмене их деятельности. Подмена и замещение системы ведомственного надзора и производственного контроля внутренней инспекцией в принципе невозможна.
При достижении достаточно эффективной деятельности руководителей аппарата управления компании, филиалов и их подразделений в ведомственном контроле, а специалистов и работников рабочих профессий - в производственном контроле необходимость и смысл во внутренней инспекции теряется. Поэтому возникшее стремление к созданию в структуре отдельных угольных компаний внутренней инспекции следует воспринимать явлением временным и не лучшим способом повышения эффективности управления персоналом, производством, в том числе охраной труда, промышленной и экологической безопасностью со стороны первых руководителей компании.