Научная статья на тему 'Ведическая медицина'

Ведическая медицина Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1886
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДЫ / МЕДИЦИНА / ДРЕВНОСТЬ / ВРАЧЕВАНИЕ / АЮРВЕДА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Симонян Елена Эрнстовна, Макулин Артем Владимирович

На протяжении тысячелетий аюрведические знания передавались устно от учителя к ученику, и только в VI-V столетиях до н. э., когда оформилась письменная традиция на санскрите, появились первые подробные Аюрведические тексты. К началу нашей эры Аюрведа сложилась как высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии. Основываясь на национальной философской традиции, аюрведическая медицина использует лишь природные лекарственные средства региона и в течение двух тысяч лет успешно развивается и высоко ценится в Индии и далеко за ее пределами. Ведическая медицина становится все популярнее с каждым днем среди обывателей, но знания студентов медиков оставляют желать лучшего. Цель работы: разбить стереотип о Западе, как родоначальнике практической медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведическая медицина»

Выводы

1. Среди пациентов с сочетанной травмой, обусловленной суицидальным поведением преобладают лица молодого возраста, страдающие психическими и поведенческими расстройствами в результате употребления алкоголя.

2. Данные настоящего исследования указывают на необходимость превентивной работы с лицами молодого возраста с психическими и поведенческими расстройствами в результате употребления алкоголя.

Литература

1. Шапот Ю. Б., Тулупов А. Н., Бесаев Г. М., Куршакова И. В., Карташкин В. Л., Михайлов Ю. М., Багненко С. Ф. Сочетанная травма // Скорая медицинская помощь, 2007. Т. 8. № 2. С. 56-74.

2. Нечипоренко В. В., Шамрей В. К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики. СПб, 2007. 528 с.

3. Baldessarini R. J., Pompili M., Tondo L. Suicide in bipolar disorder: Risks and management // CNS Spectral, 2006. V. 11. P. 466-471.

4. Baker S. P., O'Neill B., Haddon V. The Injury Severity Score: A method for describing patient with multiple injuries and evaluating emergency care // J. Trauma, 2003. V. 35. P. 497-500.

Ведическая медицина

1 2 Симонян Е. Э. , Макулин А. В.

1Симонян Елена Эрнстовна / Simonyan Elena Ernstovna - студент, лечебный факультет;

2Макулин Артем Владимирович /Makulin Artem Vladimirovich - кандидат философских наук,

заведующий кафедрой, кафедра гуманитарных наук, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Аннотация: на протяжении тысячелетий аюрведические знания передавались устно от учителя к ученику, и только в VI—V столетиях до н. э., когда оформилась письменная традиция на санскрите, появились первые подробные Аюрведические тексты. К началу нашей эры Аюрведа сложилась как высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии. Основываясь на национальной философской традиции, аюрведическая медицина использует лишь природные лекарственные средства региона и в течение двух тысяч лет успешно развивается и высоко ценится в Индии и далеко за ее пределами. Ведическая медицина становится все популярнее с каждым днем среди обывателей, но знания студентов - медиков оставляют желать лучшего. Цель работы: разбить стереотип о Западе, как родоначальнике практической медицины.

Ключевые слова: веды, медицина, древность, врачевание, аюрведа.

Индия считается древнейшим очагом цивилизации, возникшим в начале III тысячелетия до н.э. в долинах рек Инд и Ганг. Ее уникальная культура ничуть не уступает культуре Месопотамии и Древнего Египта. О Древней Индии принято говорить, как о стране мудрецов и в этом большая заслуга целителей, слава о которых разлетелась далеко за пределы страны. В буддийских преданиях сохранилась информация о трех выдающихся врачевателях - Дживаке, Сушруте и Чараке.

С первыми упоминаниями о врачевании и целебной природе растений мы встречаемся в Ведах, особенно в последней из четырёх Атхарваведе. Существует четыре Веды:

1. Ригведа — является сборником гимнов;

2. Яджурведа — труд, посвященный жертвенным формулам;

3. Самаведа — произведение, состоящее из песнопений;

4. Атхарваведа — книга заклинаний.

Атхарваведа - первая индийская рукопись, связанная с медициной. В которой причиной болезни считается проникновение живых агентов. Жрецы-атхарваны определяют их и уничтожают с помощью лекарственных средств, чтобы победить болезнь. Сушрута в медицинском трактате «Гаруда-пурана» считает микробов причиной болезни, а также расскрывает роль гельминтов в этиологии заболеваний. В одном из гимнов описывается заболевание проказой и рекомендуется для лечения применять раджани-аушадхи (растение с тёмными пятнами и чёрными стеблями) из описания которого можно сделать вывод, что речь идет о лишайнике со свойствами антибиотика. Следовательно, Атхарваведа является первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. К тому же в ней детально описаны кости человеческого скелета [1].

Одной из дополнительных вед (упавед) Атхарваведы является Аюрведа (с санскр. "ayus" - «принцип жизни», «длинная жизнь» и "veda" - познание) - традиционное учение об индийской ведической медицине и философская система, чью основу составляют шесть философских школ астики (признающих авторитет Вед).

По мнению доктора наук Сорокиной Т. С. «основные направления традиционной древнеиндийской медицины отражены в двух выдающихся памятниках древней аюрведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.). В более ранней «Чарака-самхита» отражено лечение внутренних болезней и содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Применение этих средств расписано в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» рассматривает оперативное лечение; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 790 лекарственных средств» [2].

Отдельной дисциплиной выделялась помощь женщине в родах. Были подробно расписаны правила личной гигиены и здорового образа жизни, которые необходимо было соблюдать беременным. В одном из трактатов Сушруты описаны врожденные патологии плода, проблемы, возникающие при родах, описывалась тактика проведения кесарева сечения, которое выполнялось при гибели матери во имя спасения жизни ребенка и некоторые способы ведения родов.

В одной из частей своего произведения Сушрута описывает три стадии воспаления, которые имеют значение и сейчас, в начале развития заболевания появляются боли, носящие невыраженный характер; далее происходит усиление боли, появляется отек, местные гиперемия и гипертермия, а также нарушается функция органа или организма в целом; при дальнейшем развитии заболевания отмечается уменьшение отека и усиление гноеобразования [3].

Считается, что Индия была одной из стран Древнего мира, в которой развитие хирургии было самым высоким. Хирурги, не имея особых знаний об антисептике и асептике, добивались неимоверно тщательного соблюдения всех правил чистоты, особенно, во время оперативного вмешательства. Уже в то время хирурги безупречно владели оперативным инструментарием [4].

С особой трепетностью относились к инструментам хирургов, поэтому хранились они в коробках, выполненных из дерева. Хирургический инструментарий

не мог не вызвать восхищения, так как был изготовлен самими лучшими мастерами кузнечного дела, заточка инструментов была настолько совершенной, что без труда можно было рассечь волос.

Перечень операций, проводимых врачевателями очень велик. Это операции по пластике, удалению камней, грыж, также хирурги ампутировали конечности и производили лапаротомию. В своих мемуарах А. Бэшем писал, что врачеватели «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики. Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки».

Необходимо отметить, знания индийцев о человеческом теле были наиболее полными. Вопреки несовершенству методов, которыми обладали врачеватели, они отмечали наличие 300 костей (правда вместе с зубами и хрящами), 900 связок, 107 суставов, насчитывали 9 органов чувств и 24 нерва, 40 главных сосудов и около 700 сосудов, являющихся их ответвлениями. Были выделены некоторые зоны особого внимания, к которым относили ладони, тестикулы, подошву ног, область паха. Их поражение было опасным для дальнейшего существования.

Древнеиндийские хирурги сшивали ткани пеньковыми, льняными нитями, конским волосом и сухожилиями; кровотечения останавливали при помощи золы, давящих повязок, холода; бамбуковые шины, вытяжения и неподвижные повязки использовали при вывихах и переломах костей; применяли особые методы лечения язв, ожогов и опухолей. В качестве обезболивания использовали гашиш, опий, индийскую коноплю, белену, вино. При проведении объемных операций хирурги использовали черных муравьев, намертво прикусывавших края ран. Вдоль краёв раны помещали муравьев таким образом, чтобы они захватывали оба края раны своими челюстями и образовывали ряд скобок. Таким образом, достигалось сближение и дезинфекция краев раны муравьиной кислотой. Разумеется, врачевателям ничего не было известно о данной кислоте и её обеззараживающем действии, но длительный опыт применения подобных «швов» показывал, что при обработке краев раны, таким образом, она заживает без осложнений и нагноений [2].

Диагностика

В Аюрведе, как и в современной медицине, большое внимание уделяется диагностике заболеваний. С точки зрения данного учения заболевания могут быть вызваны различными причинами, например, кармой, дисбалансом, неправильной диетой, греховными действиями, а также влиянием времени, злых духов и многими другими причинами. Врачеватели Древней Индии делали особый упор на пульсовую диагностику. Было описано около 150 видов физиологического и патологического пульса, который различался по скорости, ритму, частоте и силе ударов [5].

Пульсовая диагностика

В традиционной Аюрведической практике врач определял пульс 3 пальцами в 3 разных точках лучевой артерии. Пальцы располагаются так, чтобы II палец (указательный) был ближним к запястью больного. Состояние полых органов исследовалось более поверхностным надавливанием, а плотных - более глубоким. После обследования врач получал 12 разных пульсов и по совокупности их ставил диагноз. Здоровым пульс считался, если сила толчков не изменялась и была равномерной.

Диагностика по языку и другие методы лицевой диагностики

Также одним из важных показателей является состояние языка, особенно учитывалось наличие или отсутствие налета и цвета языка. Так как язык тесно связан с внутренними органами (такими как желудок, печень, почки и др.), в нем выделялись 4 зоны, которые соответствовали этим органам. Например, кончик языка соответствует сердцу и печени, корень - кишечнику, боковые поверхности - почкам, середина - поджелудочной железе и селезенке. Также оценивалось состояние

сосочков языка и их цвет. Но и современная медицина уделяет внимание данному органу, как одному из значимых диагностических признаков, но не так широко. В Аюрведе написано, что «влажность или сухость налета указывает на состояние больного, появление или исчезновение налета - соответственно признак улучшения или ухудшения течения болезни. Диагностика по цвету тела языка заключается в следующем: розовый язык, ровный, без трещин, налета и линий - нормальный цвет языка; бледный язык - истощение, анемия, красный язык - нарушения, особенно в сердце и легких, возможна пневмония с высокой температурой, тяжелые инфекционные заболевания или заражение крови, темно-красный язык - то же самое, только в угрожающем для жизни масштабе, линия, идущая по середине языка, особенно если она с искривлениями, указывает на напряжения в позвоночном столбе, искривление позвоночника и смещение позвонков». Также врачеватели отмечали изменения со стороны губ, которые могут свидетельствовать о наличии патологии, на них, также как на зыке выделялись проекционные линии. Цвету губ тоже отводилась большая роль. Так при патологии сердечно-сосудистой системы они приобретают синюшный оттенок [3].

Диагностика по трем мала

Как и в современной медицине, не последнее место занимает диагностика по трем основным выделениям организма (мала) - поту, моче, калу. Аюрведическое учение придает особую важность соотношению мочи и пота, выделившихся из организма. Эта пропорция зависит не только от здоровья человека, но и от времени года. Если баланс нарушен, возникают болезни (например, при преобладании пота над мочой развиваются болезни почек). Так же как и сейчас, определялся цвет и прозрачность мочи. Мутная моча говорит о патологии в почках или мочевом пузыре. Прозрачная светло-желтая моча - человек здоров. Моча темно-коричневого цвета с зеленым оттенком обычно наблюдается при желтухе. Темно -красный оттенок мочи, наличие крови в моче-уретрит или цистит. При яде в крови моча имеет цвет «крепкого чая» (при укусе змеи или скорпиона), а также при гемолитической желтухе или отравлении. Кроме прозрачности и цвета определяют и запах мочи. В норме у мочи имеется специфичный запах, который изменяется при различных нарушениях. Вонючая моча свидетельствует о накоплении токсинов в организме. Запах прелых яблок возникает при сахарном диабете. Если в моче есть осадок, это может свидетельствовать о воспалительном процессе в мочевом пузыре или почках, а так же о песке или камнях.

Нельзя не отметить, что внимание уделялось и калу. Если кишечник человека поражает опухоль, то кал становится лентовидным. Если дисбаланс вызывает спазмы, то кал выходит круглыми небольшими камешками. Кал больного амебиазом красного цвета и содержит слизь с кровью [6].

Аюрведическая диагностика проводится в строго определенном порядке: расспрос пациента, объективный осмотр, диагностика марма-точек, пульса, трех мала [3].

Фитотерапия и профилактика

Одним из важнейших направлений древнеиндийского врачевания было предупреждение болезней. В глубокой древности уже осуществлялась профилактика заражения оспой, распространенной в Индии. В тексте, датируемом V в. н. э, автором которого является легендарный врачеватель древности Дханвантари, говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка» (Английский врач Эдвард Дженнер открыл вакцинацию против оспы лишь в 1796 г.).

Уже в 1У-П вв. до н. э. существовали строгие правила, в которых было прописан запрет на выбросы нечистот на городские улицы. Были, также, и указаны места для погребения (или сожжения) трупов, описаны случаи, когда необходимо производить

вскрытие, и даже было упомянуто, что тела необходимо покрывать специальным маслом для его сохранения.

Также известно, что в 268—231 гг. до н. э. в Индии уже строили дхарма-шала (лечебницы) и богадельни, которые в Европе появились на несколько веков позже, чем в Индии. Позднее в стране начали сооружать специальные дома для сирот, калек, вдов, увечных и больных [6].

Обучающийся медицине человек обязан овладеть всеми сторонами врачебного дела: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушрута-самхите». Будущий врачеватель по окончании своего обучения произносил проповедь, которая, записана в «Чарака-самхите»: «Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти. Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей. Ваша речь должна быть приятной. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому» [2].

Написанная в I—II вв. н. э., данная проповедь сходна с клятвой древнегреческого врачевателя Гиппократа (III в. до н. э.), что говорит о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

Таким образом, наука о жизни - Аюрведа, сформировалась не отдельно от ведических знаний, а гармонично переплеталась с ним. Несомненно, с ведической цивилизацией нас разделяют века, но Аюрведа не исчезла и смогла выдержать главную проверку - проверку временем.

Предупреждение развития заболеваний, увеличение продолжительности жизни и омоложение систем организма являются основами Аюрведической медицины, к тому же она позволяет понять свою сущность и место в этом мире, благоприятствует жизни и развитию в гармонии с Космосом и достижению духовного просветления. Заключение

В настоящее время популярность Аюрведы стремительно растет вследствие ее целостного подхода к природе, организму человека и высокой духовности. Для миллионов людей нашей планеты аюрведический подход к жизни уже стал неотъемлемой частью их существования.

Литература

1. Бакулев А. Н. Большая медицинская энциклопедия Т. 2. Ангиохолит Аюрведа. М.: Советская энциклопедия, 1957.

2. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). М.: Издательский центр Академия, 2009. 560 с.

3. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. 269 c. Библиогр.: с. 266-270. ISBN 5-8015-0151-7: 194.00.

4. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие для студ.. высш. мед. учеб. Заведений. М.: Гэотар-Медиа, 2010. 528 с.

5. Соловьева Л. Н. Жанр: Обучающая литература, наука о здоровье. Издательство: г. Брянск, 2003. Серия: С. 60. ISBN: 5-94-632-027-0

6. Петровский Б. В. Большая медицинская энциклопедия. Т. 2. Антибиотики. Беккерель, М.: Советская энциклопедия, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.