Научная статья на тему 'Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения'

Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ВЕБИНАР / WEBINAR / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / TEACHING TOOL / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / СЕМИНАР / WORKSHOP / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ / FEEDBACK FROM THE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCE / TELE-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Гладков Алексей Владимирович, Сундеева Марина Олеговна, Татаренко Мария Андреевна

Дистанционное образование предполагает наличие большого объема самостоятельной работы. Одним из средств организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения является вебинар, включающий в себя последовательные доклады, презентации, ответы на вопросы, происходящие в режиме реального времени посредством сети Интернет. Вебинары это формат мероприятий, обладающий немалым числом неоспоримых преимуществ, особенно для организации самостоятельной работы студентов. Использование аудиовизуальных материалов обеспечивает высокий уровень запоминания, не исключая разнообразия видов деятельности, а также позволяет в полной мере обеспечить обратную связь с преподавателем. С другой стороны, благодаря применению высокотехнологичной аппаратуры каждый слушатель имеет возможность общаться с преподавателем онлайн, задавать ему интересующие вопросы, но при этом не испытывать психологических барьеров, связанных с дискомфортом общения на публике. При этом преодолению психологического барьера будут способствовать дифференцированный подход и ориентация на индивидуальное обучение. В статье представлены результаты опроса студентов и выпускников Мининского университета и Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова о масштабности распространения и эффективности применения вебинаров для организации самостоятельной работы студентов. Выяснилось, что большинство студентов желают организации самостоятельной работы студентов, используя Интернет, но не знают о целях, возможностях, обучающей специфике и результативности вебинара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Гладков Алексей Владимирович, Сундеева Марина Олеговна, Татаренко Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBINARS AS A MEANS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE DISTANCE LEARNING

Distance education requires a large amount of independent work. One of the ways the organization of independent work of students in distance learning is a webinar that includes successive reports, presentations, questions and answers, taking place in real time over the Internet. Webinars a format of events, which has a considerable number of indisputable advantages, especially for the organization of independent work of students. The use of audiovisual materials ensures a high level of remembering, not excluding the diversity of activities and allows you to fully provide feedback to the teacher. On the other hand, through the use of high-tech equipment, each student has the opportunity to communicate with the teacher online, ask him questions, but it does not feel psychological barriers associated with the discomfort of communication to the public. At the same time overcome the psychological barrier will contribute to a differentiated approach and a focus on individual training. The article presents the results of a survey of students and graduates Mininskogo University and Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of Engineering Troops AI Proshlyakova the magnitude of the spread and effective use of webinars for the organization of independent work of students. It turned out that most of the students are willing to organization of independent work of students using the Internet, but do not know about the objectives, opportunities, training specificity and effectiveness of the webinar.

Текст научной работы на тему «Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения»

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Гладков Алексей Владимирович и др. ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...

УДК 378.147

ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2016

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород (Россия) Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Гладков Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент ФКГВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ», Тюмень (Россия) Сундеева Марина Олеговна, студентка Татаренко Мария Андреевна, студентка ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород (Россия) Аннотация. Дистанционное образование предполагает наличие большого объема самостоятельной работы. Одним из средств организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения является вебинар, включающий в себя последовательные доклады, презентации, ответы на вопросы, происходящие в режиме реального времени посредством сети Интернет. Вебинары - это формат мероприятий, обладающий немалым числом неоспоримых преимуществ, особенно для организации самостоятельной работы студентов. Использование аудиовизуальных материалов обеспечивает высокий уровень запоминания, не исключая разнообразия видов деятельности, а также позволяет в полной мере обеспечить обратную связь с преподавателем. С другой стороны, благодаря применению высокотехнологичной аппаратуры каждый слушатель имеет возможность общаться с преподавателем онлайн, задавать ему интересующие вопросы, но при этом не испытывать психологических барьеров, связанных с дискомфортом общения на публике. При этом преодолению психологического барьера будут способствовать дифференцированный подход и ориентация на индивидуальное обучение. В статье представлены результаты опроса студентов и выпускников Мининского университета и Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова о масштабности распространения и эффективности применения вебинаров для организации самостоятельной работы студентов. Выяснилось, что большинство студентов желают организации самостоятельной работы студентов, используя Интернет, но не знают о целях, возможностях, обучающей специфике и результативности вебинара.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, вебинар, дистанционное обучение, высшее образование, средство обучения, информационные технологии, семинар, обратная связь с преподавателем, профессиональные и общекультурные компетенции.

WEBINARS AS A MEANS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE DISTANCE LEARNING

© 2016

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia) Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Gladkov Aleksei Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor A. Marshal I.Proshlyakova University Tyumen (Tyumen higher Military-Engineering Command University),

Tyumen (Russia) Sundeeva Marina Olegovna, student Tatarenko Maria Andreevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia) Abstract. Distance education requires a large amount of independent work. One of the ways the organization of independent work of students in distance learning is a webinar that includes successive reports, presentations, questions and answers, taking place in real time over the Internet. Webinars - a format of events, which has a considerable number of indisputable advantages, especially for the organization of independent work of students. The use of audiovisual materials ensures a high level of remembering, not excluding the diversity of activities and allows you to fully provide feedback to the teacher. On the other hand, through the use of high-tech equipment, each student has the opportunity to communicate with the teacher online, ask him questions, but it does not feel psychological barriers associated with the discomfort of communication to the public. At the same time overcome the psychological barrier will contribute to a differentiated approach and a focus on individual training. The article presents the results of a survey of students and graduates Mininskogo University and Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of Engineering Troops AI Proshlyakova the magnitude of the spread and effective use of webinars for the organization of independent work of students. It turned out that most of the students are willing to organization of independent work of students using the Internet, but do not know about the objectives, opportunities, training specificity and effectiveness of the webinar.

Keywords: independent work of students, webinar, tele-education, higher education, teaching tool, information technology, workshop, feedback from the teacher, professional and general cultural competence.

Постоянное развитие информационных технологий, их совершенствование, переход на совершенно иной уровень виртуальных отношений и общения неизбежно ведут к изменениям информационной образовательной среды вуза. В настоящее время широкое распространение в образовательной сфере получили различные интернет-технологии, многочисленные обучающие программные продукты и виртуальные занятия в режиме

on-line, вебинары, которые могут проходить в форме семинаров, дискуссий, конференций [1]. Новые образовательные технологии, активные методы обучения направлены на создание условий для самостоятельного усвоения информации студентом, которые смогут позволить ему применять необходимый набор знаний, умений и качеств, необходимых в современных условиях, сформировать умения использовать приобретенные

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Гладков Алексей Владимирович и др. педагогические

ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ... науки

знания в иных аспектах в дальнейшей образовательной и трудовой деятельности, нестандартно принимать решения в различных ситуациях, критично оценивать общепринятые факты, анализировать их, а также отстаивать свое мнение [2].

Внедрение современных информационных образовательных технологий в учебный процесс повысило уровень развития образования на качественно новый уровень за счет осуществления наглядной показательности программ, которые позволяют создавать различные модели, участвовать в экспериментах, проводить исследования, создать новые виды интерференции между преподавателем и студентом [3]. Использование информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов позволяет существенно увеличить возможности для всех участников процесса: уменьшение времени на поиск информации, а также доступ к требуемому материалу, увеличение скорости развития содержательной части образования, увеличение качества персонификации образовательного процесса, его ориентации на конкретные личностные качества [4].

Дистанционная форма обучения, которая подразумевает трансляцию знаний на расстоянии, в наши дни уже приобрела статус традиционной формы обучения. На современном этапе развития образования дистанционное образование предполагает навыки обращения с новейшими информационными технологиями, умение работать с текстом и наличие соответствующего электронного обеспечения всех участников процесса - обучаемых и обучающих [5].

Организация самостоятельной работы студентов, являющейся обязательной частью учебного процесса вуза, определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана [6]. От трети до двух третей общего объёма учебного времени выделяется на самостоятельную работу. Тенденция идет к увеличению времени на самостоятельную работу [7]. Организация самостоятельной работы носит системный характер на протяжении всего времени обучения студентов [8-11]. С целью оптимизации самостоятельной познавательной деятельности составляются индивидуальные планы работы студентов, выступают не только средством информирования студентов о необходимом объеме самостоятельно усвоенных знаний, но и позволяет осуществить правильное распределение учебного времени и их индивидуальные усилия для достижения желаемого результата [12]. Очевидно, что при организации самостоятельной работы студентов любая технология дистанционного обучения предполагает наличие в своей структуре двух компонентов, которые неразрывно взаимосвязаны: организация деятельности студента и контроль данной деятельности [13-16].

При правильном внедрении в образовательный процесс интернет-технологии могут помочь преподавателю при организации самостоятельной работы студентов, позволят развить у них навыки автономной деятельности, что будет способствовать более качественному усвоению изучаемого материала и применению его на практике, а в конечном итоге приведет к повышению эффективности высшего образования [17].

За последние несколько лет большую популярность приобрели вебинары, предсталяющие собой мероприятия, которые проходят в онлайн режиме, зачастую похожие на обычные семинары, которые включают в себя последовательные доклады, презентации, ответы на вопросы, при этом все происходит в режиме реального времени посредством сети Интернет [18]. Вебинар - слово, образованное от «web» плюс «seminar» и применяется для обозначения различных онлайновых мероприятий: семинаров, конференций, дискуссий, встреч, презентаций. В ходе вебинара связь между участниками поддерживается через Интернет, с помощью установленного на компьютере или специального веб-приложения [19].

Вебинары - это формат мероприятий, обладающий

немалым числом неоспоримых преимуществ, особенно для организации самостоятельной работы студентов. Существенными достоинствами вебинаров являются минимальные затраты на их подготовку, низкая себестоимость, возможность привлечения большого количества слушателей, экономия времени [20]. Прежде всего, для участия в вебинаре не нужно никуда ехать, не нужно заботиться о помещении для проведения мероприятия. Это позволяет очень существенно сократить расходы. От студентов не требуется лишних усилий, не связанных с самим процессом обучения. Вебинар позволяет студентам приобретать необходимые знания, находясь у персонального компьютера в комфортной для работы обстановке. Преподаватели имеют возможность работать со студентами, делиться опытом и знаниями, находясь в любой точке земного шара [21].

Вебинар предоставляет огромные возможности для организации самостоятельной работы студентов, позволяет работать над совершенствованием общекультурных и профессиональных компетенций [22]. Для освоения навыков работы с программами, необходимыми для проведения вебинаров в интернет-пространстве, существуют видеоуроки, специальные пособия, опубликовано немало статей и книг [23].

В процессе вебинара как вида занятия преподаватель и каждый студент обеспечены индивидуальным оборудованием (персональным компьютером, микрофоном и видеокамерой), используется необходимый дидактический материал (презентации, видеоматериалы, таблицы, схемы и т.д.), для осуществления контроля применяются опрос, чат и др. [24].

Использование аудиовизуальных материалов обеспечивает высокий уровень запоминания, не исключая разнообразия видов деятельности, а также позволяет в полной мере обеспечить обратную связь с преподавателем [25]. С другой стороны, благодаря применению высокотехнологичной аппаратуры каждый слушатель имеет возможность общаться с преподавателем онлайн, задавать ему интересующие вопросы, но при этом не испытывать психологических барьеров, связанных с дискомфортом общения на публике. При этом преодолению психологического барьера будут способствовать дифференцированный подход и ориентация на индивидуальное обучение [26].

Вебинар, обладая основными характеристиками традиционного семинара, представляет собой его более сложную форму. Это связано с непрерывным аудиовизуальным контактом слушателя и преподавателя. Последний находится в виртуальном пространстве относительно студентов, поэтому аудиоинформация воспринимается проще. Можно в полной мере использовать средства невербального общения: мимику, жесты, артикуляцию.

Важным достоинством вебинара является то, что ве-бинар можно записать и впоследствии использовать для повторного просмотра, формирования библиотеки веби-наров, самоанализа преподавателем содержания, стиля и техники речи вебинара [27]. Видеозаписи вебинара важны для слушателей, которым требуется больше времени для анализа полученной информации, более активного и глубокого ее усвоения. Таким образом, именно ориентация на индивидуальные особенности каждого студента позволяет эффективно использовать вебинар при организации самостоятельной работы студентов [28].

С целью получения достоверной информации о масштабности распространения и эффективности применения вебинаров организации самостоятельной работы студентов мы провели опрос среди студентов и выпускников Мининского университета и Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова. Его главной задачей являлось получение информации об осведомленности молодежи о возможностях вебинаров и желании участвовать в них с целью организации своей АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Гладков Алексей Владимирович и др. ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ..

самостоятельной работы. Опрос проводился при помощи социальной сети, что было обусловлено следующими факторами: высокой частотностью посещения социальных сетей среди студентов; опорой на действующих пользователей интернет-ресурсов; опорой на наиболее просвещенную аудиторию в сфере информационно-коммуникационных технологий.

По результатам проведенного опроса выяснилось, что большинство студентов (82% опрошенных) желают организации самостоятельной работы студентов, используя Интернет, но не знают о целях, возможностях, обучающей специфике и результативности вебинара (34%). Данные опроса свидетельствуют о низком уровне информированности молодежи о своих образовательных возможностях. Повышенный интерес к вебинарам подтверждает желание студентов использовать информационно-коммуникационные технологии и их образовательный потенциал организации самостоятельной работы студентов. Анализ данных опроса позволил также выявить следующее. Нежелание некоторых студентов и выпускников организации самостоятельной работы студентов при помощи вебинаров было связано с незнанием сути технологии, неготовностью к изменению традиционного образовательного процесса, неуверенностью в результативности участия в них, неимением возможности постоянного пользования Интернетом. Желание применять новейшие технологии в качестве одного из основных образовательных компонентов было обусловлено экономией времени, а также финансовых затрат; готовностью к переходу к полномасштабному дистанционному обучению. Незнание того, что представляет собой вебинар, объяснялось отсутствием возможности постоянного пользования интернет-ресурсами и компьютерными технологиями, низким уровнем заинтересованности в обучении с помощью информационно-коммуникационных технологий. Студенты, участвующие в вебинарах с целью дополнительного образования, подтвердили, что они необходимы как один из основных компонентов в дистанционном обучении. Результаты опроса свидетельствуют о необходимости поиска и внедрения новых образовательных технологий для повышения заинтересованности студентов в организации самостоятельной работы с использованием компьютера и сети Интернет, реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений вебинар позволяет студентам более качественно осваивать теоретический материал учебной дисциплины, получать консультацию преподавателя, слышать мнение другого участника курса, формировать свои общекультурные и профессиональные компетенции. Преподавателям вебинар позволяет обеспечить научно-педагогическую и методическую поддержку самостоятельной работы студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние//Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 454-458.

2. Айдынбай Т. Ж., Шуйтенов Г. Ж. Вебинары и видеоконференции в системе дистанционного обучения // Наука, техника и образование. 2015. №4 (10) С.83-89.

3. Ваганова О.И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения// Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6). С. 12.

4. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения/Д.С. Костылев, Е.А. Костылева, Л.И. Кутепова//Перспективы науки. -2015. -№ 4 (67). -С. 23-25.

5. Инженерно-педагогическое образование: Мето-

дология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008.-225 с.

6. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения/О.И. Ваганова, О.Е. Ермакова//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 3 (11). -С. 14.

7. Гладкова М.Н. Интегративно-дифферен-цированное содержание профессионально-педагогического образования: Монография.-Н.Новгород: Изд-во ВГИПА,2004.-109с.

8. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.

9. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.

2014. № 4 (5). С. 62-64.

10. Железнякова Г.А. особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал.

2015. № 3 (12). С. 41-44.

11. Энбом Е.А., Иванова В.А. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 79-82.

12. Амирова Е. А. Об использовании вебинара в дистанционном обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №8-2 (38) С.15-17.

13. Павлов В.Ю., Люсев В.Н. «Технология дистанционного обучения» с точки зрения педагогической науки // Современные информационные технологии. 2010. № 11. С. 111-113.

14. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

15. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

16. Морозова И.Г. Повышение инфокоммуникацион-ной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 79-80.

17. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.

18. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. 2 (2). С. 14. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle//Общество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 9394.

19. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла/Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 226-228.

20. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

21. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 15

22. Кутепов М.М. Технология формирования про-

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Гладков Алексей Владимирович и др. ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...

фессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 24 с.

23. Разумова Н. А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник НВГУ. 2013. №1 С.69-70.

24. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 163 с.

25. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

26. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориен-тированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография/Нижний Новгород, 2013. 186с.

27. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. О современных подходах к совершенствованию иноязычной подготовки в магистратуре. В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. Нижегородский институт управления, 2015. С. 314-316.

28. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза/А.В. Гладков: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 Н.Новгород, 2006. -147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.