Научная статья на тему 'Веб-сервис Prezi. Com в развитии ИКТ-компетентности будущих учителей информатики'

Веб-сервис Prezi. Com в развитии ИКТ-компетентности будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S ICT COMPETENCE / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / COMPUTER PRESENTATION / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INTERACTIVE PRESENTATION / ПРЕЗЕНТАЦИЯ PREZI / PREZI PRESENTATION / WEB-SERVICE / ВЕБ-СЕРВИС PREZI.COM / PREZI.COM WEB-SERVICE / ВЕБ-СЕРВИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронова Е.Н.

Статья посвящена развитию ИКТ-компетентности будущих учителей информатики посредством освоения ими веб-сервиса Prezi.com, предназначенного для разработки интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой. Раскрывается сущность понятия ИКТ-компетентности учителя как ориентации его на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Приводится теоретическое обоснование значимости использования веб-сервиса Prezi.com в учебном процессе. Описана авторская методика изучения веб-сервиса Prezi.com студентами педагогического вуза будущими учителями информатики. Представлены результаты проведенной рефлексии у студентов после изучения ими веб-сервиса Prezi.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREZI.COM WEB-SERVICE IN THE DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS

The article is dedicated to the development of ICT competence of future computer science teachers through the development of the Prezi.com web-service, designed to develop interactive multimedia presentations with a non-linear structure. The work reveals the basics of the concept of ICT competence of the teacher as its orientation to the practical use of information and communication technologies in the teaching process. The theoretical substantiation of the importance of using the Prezi.com web-service in the educational process is given. The author's technique of studying the Prezi.com by the students of a pedagogical university future teachers of computer science is described. The paper presents the results of the students' reflection after studying the Prezi.com web-service.

Текст научной работы на тему «Веб-сервис Prezi. Com в развитии ИКТ-компетентности будущих учителей информатики»

УДК 378

Dronova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

Е-mail: dronova_ekn@altspu.ru

THE PREZI.COM WEB-SERVICE IN THE DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS. The article is dedicated to the development of ICT competence of future computer science teachers through the development of the Prezi.com web-service, designed to develop interactive multimedia presentations with a non-linear structure. The work reveals the basics of the concept of ICT competence of the teacher as its orientation to the practical use of information and communication technologies in the teaching process. The theoretical substantiation of the importance of using the Prezi.com web-service in the educational process is given. The author's technique of studying the Prezi.com by the students of a pedagogical university - future teachers of computer science - is described. The paper presents the results of the students' reflection after studying the Prezi.com web-service.

Key words: teacher's ICT competence, computer presentation, multimedia presentation, interactive presentation, Prezi presentation, web-service, Prezi.com web-service.

Е.Н. Дронова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственныйпедагогичесий университет, г. Барнаул,

Е-mail: dronova_ekn@altspu.ru

ВЕБ-СЕРВИС PREZI.COM В РАЗВИТИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Статья посвящена развитию ИКТ-компетентности будущих учителей информатики посредством освоения ими веб-сервиса Prezi.com, предназначенного для разработки интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой. Раскрывается сущность понятия ИКТ-компетентности учителя как ориентации его на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Приводится теоретическое обоснование значимости использования веб-сервиса Prezi.comm учебном процессе. Описана авторская методика изучения веб-сервиса Prezi.comстудентами педагогического вуза - будущими учителями информатики. Представлены результаты проведенной рефлексии у студентов после изучения ими веб-сервиса Prezi.com.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность учителя, компьютерная презентация, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, презентация Prezi, веб-сервис, веб-сервис Prezi.com.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения, базирующихся на компетентностном подходе, является объективной необходимостью, которая обусловлена изменениями самого общества - оно становится информационным. Современное общество характеризуется возрастанием роли информации и информационных технологий в жизни людей. Происходящая информатизация общества влияет на все его сферы, в том числе и на сферу образования.

В частности, современный учитель должен органично использовать все преимущества информационных и коммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплины и быть способным воспитать у обучающихся потребность реализовать эти технологии на практике. Поэтому сегодня важным является периодическое повышение квалификации учителей в области совершенствования их ИКТ-компетентности, а также развитие ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов.

Раскрывая сущность ИКТ-компетентности учителя, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.П. Лапчик в своей монографии «ИКТ-компетентность педагогических кадров» подчеркивает, что «ИКТ-компетентность - в значительной степени не только знаниевая, но преимущественно личност-но-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе» [1, с. 13]. Иными словами, ИКТ-компетентность учителя характеризуется его ориентацией на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

В данной статье мы остановимся на использовании в учебном процессе такой информационной технологии, как веб-сервис Prezi.com.

Задачи данной работы:

- теоретически обосновать значимость использования веб-сервиса Prezi.comв учебном процессе;

- описать методику изучения веб-сервиса Prezi.comсту-дентами педагогического вуза - будущими учителями информатики;

- описать результаты проведенной рефлексии у студентов после изучения ими веб-сервиса Prezi.com.

Веб-сервис Prezi.com - это облачный сервис, который служит для создания интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой. Интерактивность презентаций

Prezio3Ha4aeT возможность реализации взаимодействия с ними пользователей. Мультимедийность презентаций Prezi означает доступность вставки в них различных видов информации (прежде всего текста, графики, звука и видео). Нелинейность структуры презентаций Preziпринципиально отличает их от «классических» презентаций PowerPoint Impress: в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей одного слайда.

Использование в учебном процессе презентаций Prezi с нелинейной структурой способствует решению важнейшей дидактической задачи: систематизации учебного материала, установлению взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями, пониманию структуры и принципов функционирования разного рода систем. В сравнении с Preziпрезентации PowerPoint Impressуступают по своим инструментальным возможностям в решении этой задачи: на слайдах PowerPoint Impress при соблюдении эргономических требований к оформлению можно разместить лишь небольшой объем информации, причём порой приходится обрывать её на полуслове, переходя от слайда к слайду; Prezi, наоборот, позволяет расположить информацию полно и целостно, её «формат позволяет схематично представить любые классификации, логические отношения, взаимосвязи или иерархии» [2, с. 127].

Кроме этого, нелинейность структуры презентаций Prezi, основанная на технологии масштабирования, позволяет пользователю просматривать её необязательно по тому пути, который задал разработчик [2]. Поэтому презентации Prezi обладают большим потенциалом в реализации личностно-ориентирован-ного обучения.

Презентации Preziв сравнении с классическими презентациями PowerPoint Impressотличает ещё и эффектная подача информации [3]. Эти презентации имеют оригинальный, необычный внешний вид и помогают привлечь внимание аудитории.

Ещё одним аргументом в обосновании целесообразности использования веб-сервиса Prezi.comrn учебном процессе является возможность организации совместной работы в данном сервисе. Работая над презентацией Prezi, можно открыть доступ для совместного редактирования другим пользователям, что позволяет повысить эффективность обучения за счет включения учащихся в совместную познавательную и творческую деятельность [4]. Простота инструментария сервиса Prezi.com, наличие шаблонов и возможность их редактирования позволяют учащимся легко включиться в работу над созданием презентаций в Prezi.

Несмотря на достоинства и педагогический потенциал веб-сервиса Prezi.comосвоение его и использование в практике часто сопряжено с трудностями.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются учителя в ходе изучения данного сервиса, - это англоязычный интерфейс. Данная проблема усугубляется ещё и дефицитом русскоязычной методической литературы, посвященной работе в данном сервисе [5]. В этой ситуации большую помощь в изучении интерфейса Prezi.com оказывает переводчик, встроенный в браузер. Он позволяет сориентироваться начинающим пользователям в структуре рабочего окна веб-сервиса, помогает выяснить смысл всех команд в строке меню, разобраться с информацией в диалоговых окнах.

Ещё одной трудностью, возникающей у некоторых пользователей при работе в Prezi.com, является медленная работа и зависание компьютера. Дело в том, что данный веб-сервис довольно требователен к ресурсам компьютера и скорости сети Интернет, поэтому комфортная работа с Prezi возможна только при выполнении этих условий.

Несмотря на вышесказанное, веб-сервис Prezi.com, запущенный разработчиками в 2009 году, с каждым годом приобретает всё большую популярность. Инструментарий его развивается, в апреле 2017 г. была выпущена новая версия Prezi- PreziNext, которая предоставляет ещё более удобную среду для разработки интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой.

Активизация внимания к использованию веб-сервиса Prezi. сотв образовательной практике обуславливает целесообразность изучения его в студенческой аудитории педагогических вузов. В частности, в Алтайском государственном педагогическом университете нами организуется изучение данного веб-сервиса студентами третьего курса дневного отделения, обучающимися по специальности «Информатика и Математика», в рамках дисциплины «Компьютерные технологии обучения».

Опишем методику изучения Prezi.com.

Первый этап: пропедевтический. Он заключается в систематизации знаний студентов о требованиях, предъявляемых к оформлению презентаций, в расширении и углублении умений студентов в разработке презентаций формата PowerPoint Impress. Данный этап реализуется на втором курсе обучения студентов в рамках дисциплины «Информационные технологии».

Второй этап: мотивационный. Он осуществляется в рамках лекционного занятия по дисциплине «Компьютерные технологии обучения», изучаемой студентами на третьем курсе. На этом этапе следует продемонстрировать слайд презентации PowerPointили Impress, на котором будет располагаться объёмная схема или таблица, а поэтому размер шрифта демонстрируемого текста будет недостаточно крупным. Возникает вопрос: «Как увеличить размер шрифта в демонстрируемом тексте, не нарушив логической целостности предъявляемой информации?»

Третий этап: изучение теоретического материала. Реализуется в рамках лекционного занятия по дисциплине «Компьютерные технологии обучения». Рассматриваются следующие вопросы: 1) назначение веб-сервиса Prezi.com, отличия презентаций Preziот презентаций формата PowerPoint Impress; 2) достоинства и недостатки веб-сервиса Prezi.comдля русскоязычных пользователей; 3) сравнительный анализ возможностей новой версии Prezi- PreziNext(функционирующей с апреля 2017 г) и старой версии - PreziClassic; 4) регистрация пользователей в веб-сервисе Prezi.com и особенности тарифных планов; 5) основы работы в веб-сервисе Prezi.com.

При организации лекционного занятия целесообразно:

- опираться на субъектный опыт обучающихся (возможно в студенческой аудитории найдутся студенты, ранее знакомые с Prezi.com);

- разработать демонстрационный материал к лекции в формате Prezi;

- показать примеры презентаций Prezi для самостоятельного выявления студентами их отличия от презентаций формата PowerPoint Impress.

Четвертый этап: формирование практических умений. Реализуется в рамках лабораторных занятий по дисциплине «Компьютерные технологии обучения». Студентам предлагается самостоятельно разработать презентацию в веб-сервисе Prezi. com, причём учитывать не только инструментальные возможности веб-сервиса и эргономические требования к представлению информации, но и методические особенности в разработке обучающих презентаций (в связи с тем, что студенты третьего курса

уже начинают изучать дисциплину «Методика обучения информатике»). Примерные задания для индивидуальной работы:

- разработайте презентацию в Prezi (платформа на выбор - PreziNext или PreziClassic) по теме «Сравнительный анализ PreziNext и PreziClassic»;

- разработайте презентацию в PreziNext по теме «Основные шаги работы в PreziNext»;

- разработайте презентацию в PreziNext по теме «Вставка объектов на слайды презентации в PreziNext»;

- разработайте презентацию в Prezi (платформа на выбор - PreziNext или PreziClassic) по теме «Разработка презентаций в Prezi с собственным дизайном»;

- разработайте презентацию в Prezi (платформа на выбор - PreziNext или PreziClassic) по теме «Настройка доступа к презентации Prezi других пользователей»;

- разработайте презентацию в Prezi (платформа на выбор - PreziNext или PreziClassic) по теме «Билл Гейтс - человек изменивший мир».

Преподаватель на занятии оказывает консультативную помощь студентам.

Пятый этап: публичное представление индивидуальных работ. Реализуется на лабораторном занятии по дисциплине «Компьютерные технологии обучения». Студенты поочередно представляют свои работы в аудитории, после чего организуется их коллективное обсуждение. Целесообразно предварительно обсудить и конкретизировать критерии оценки работ (соответствие оформления презентации эргономическим требованиям, уровень структурированности информации, широта использования инструментов веб-сервиса Prezi.com и др.).

После изучения веб-сервиса Prezi.comу студентов, общее количество которых равнялось 23 чел., была проведена рефлексия относительно усвоения ими данного учебного материала. Студентам было предложено шесть вопросов. Представим их содержание и полученные результаты.

Вопрос 1: «Оцените полезность веб-сервиса Prezi.com для учителя по шкале от 1 до 10 (1 - минимальный уровень, 10 -максимальный уровень)». Для анализа полученных результатов ответы студентов были отсортированы в порядке возрастания: 3 3 4 5 5 5 5 5 6 7 7 7 7 7 7 7 8 8 8 10 10 10 10. Далее была найдена медиана полученного вариационного ряда как значение, которое делит упорядоченное множество данных пополам: 7. Полученное числовое значение 7 позволяет говорить о том, что группа испытуемых оценила полезность веб-сервиса Prezi.comна уровне выше среднего.

Вопрос 2: «Для каких целей целесообразно применять веб-сервис Prezi.com на уроках в школе?». Большинство опрашиваемых студентов (18 человек) ответили «для наглядного представления учебного материала». И только 5 человек от общего количества опрашиваемых указали другие цели: «Для упорядочивания информации», «С целью развития информационной культуры учащихся - умения пользоваться мировыми информационными ресурсами», «Для организации нестандартных уроков», «Для активизации внимания учащихся непривычным форматом презентации», «Для организации внеклассной работы с учащимися».

Вопрос 3: «Оцените сложность освоения веб-сервиса Prezi. com для вас по шкале от 1 до 10 (1 - минимальный уровень, 10 -максимальный уровень)». Для анализа полученных результатов ответы студентов были отсортированы в порядке возрастания: 1 1 1 1 3 3 3 3 3 3 4 5 5 5 5 6 7 7 8 8 9 10 10. Была найдена медиана данного вариационного ряда: 5, значение которой позволяет говорить о средней оценке сложности освоения веб-сервиса Prezi. com студентами исследуемой группы.

Вопрос 4: «Какие плюсы презентаций Prezi вы выделили для себя?». Студенты указали: «Удобный интерфейс», «Хранение в облаке», «Разнообразие шаблонов», «Интересная демонстрация слайдов», «Зависимость только от сети Интернет», «Большие возможности», «Наличие бесплатного тарифа», «Автоматическое сохранение». Два человека указали на отсутствие достоинств в презентациях Prezi.

Вопрос 5: «Какие минусы презентаций Prezi вы выделили для себя?». Были получены следующие ответы: «Нельзя скачать презентацию в бесплатном тарифе», «Англоязычный интерфейс веб-сервиса», «Новая версия PreziNextработает не на всех браузерах», «Не все типы шрифтов в веб-сервисе поддерживают русский язык», «Требует сети Интернет».

Вопрос 6: «В чём вы видите отличия презентаций Prezi от презентаций PowerPoint и Impress?». Четыре человека отве-

тили, что не видят различий между Prezrn классическими презентациями в PowerPoint Impress. Однако большинство студентов указали, что отличия презентаций Preziесть: «В Preziнеобычная форма подачи материала, более интересная», «В Prezi нелинейная структура презентации», «Презентация Preziхранится в облаке, сохраняется автоматически», «В Preziпроще работать с мультимедиа», «Презентация Preziболее интерактивная», «Он-лайн-работа в Prezi не зависит от установленного ПО на компьютере, открывается Prezi при демонстрации всегда корректно», «Презентацию Preziболее сложно создать».

Библиографический список

Подводя итог, отметим, что презентации в формате PrezM-меют свои отличительные особенности, но они не должны повсеместно заменять собой презентации в формате PowerPoint Impress, они должны дополнять «классическую» наглядность, используемую в учебном процессе, внося свой вклад в решение дидактических задач. Вместе с тем, освоение инструментария веб-сервиса Prezi.com сопряжено с трудностями, что сдерживает его широкое использование. Но, несомненно, освоение данного веб-сервиса положительно влияет на развитие ИКТ-компетент-ности как настоящих учителей, так и будущих.

1. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Омск: Издательство ОмГПУ, 2007.

2. Магомедова М.М. Разработка презентаций, созданных с помощью онлайн-сервиса Prezi.com. Современные проблемы управления и регулирования: инновационные технологии и техника:сборник международной научно-практической конференции Пенза: Наука и просвещение, 2016: 126 - 130.

3. Ершова О.В. Использование потенциала мультимедийной презентации в педагогическом взаимодействии. Образование и наука. 2016; 5 (134): 176 - 193.

4. Гриневич Л.А. Модернизация образовательного контента с внедрением технологий Web 2.0. в учебный процесс. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 194 - 196.

5. Ситникова Д.Д. Онлайн-сервис Prezi.com, как инструмент для создания и распространения учебный презентаций. Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования: сборник IV Всероссийской методической конференции. Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2015: 216 - 219.

References

1. Lapchik M.P. IKT-kompetentnost'pedagogicheskih kadrov. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2007.

2. Magomedova M.M. Razrabotka prezentacij, sozdannyh s pomosch'yu onlajn-servisa Prezi.com. Sovremennye problemy upravleniya i regulirovaniya: innovacionnye tehnologiii tehnika:sbornik mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Penza: Nauka i prosveschenie, 2016: 126 - 130.

3. Ershova O.V. Ispol'zovanie potenciala mul'timedijnoj prezentacii v pedagogicheskom vzaimodejstvii. Obrazovanie i nauka. 2016; 5 (134): 176 - 193.

4. Grinevich L.A. Modernizaciya obrazovatel'nogo kontenta s vnedreniem tehnologij Web 2.0. v uchebnyj process. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 194 - 196.

5. Sitnikova D.D. Onlajn-servis Prezi.com, kak instrument dlya sozdaniya i rasprostraneniya uchebnyj prezentacij. 'Elektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sreda vuza: problemy formirovaniya, kontekstnogo napolneniya i funkcionirovaniya: sbornik IV Vserossijskoj metodicheskoj konferencii. Kirov: «Raduga-PRESS», 2015: 216 - 219.

Статья отправлена в редакцию 07.03.18

УДК 378

Zlobina Yu.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: zlobyi@yandex.ru

Sorokina M.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: soro.maria2013@yandex.ru

EVALUATION OF EFFICIENCY OF VARIOUS KINDS OF EXTRACURRICULAR WORK IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The article presents an analysis of various types of extracurricular activities from the positions of the competence approach in education as one of the priority in teaching Russian as a foreign language. The research is based on the monitoring of students. The effectiveness of extracurricular activities in a university is assessed in the process of teaching Russian as a foreign language. Properly organized extracurricular work in teaching foreign students' groups is an important aspect of the educational process and must meet the requirements of modern education in the information society. The work states that the competence approach promotes the formation of competencies that are necessary for students.

Key words: competence approach, competence, Russian as foreign language, extracurricular activities.

Ю.И. Злобина, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул,

E-mail: zlobyi@yandex.ru

М.О. Сорокина, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул,

E-mail: soro.maria2013@yandex.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Статья посвящена анализу различных видов внеучебной деятельности с позиций компетентностного подхода в образовании как одного из приоритетных в обучении русскому языку как иностранному; на основе мониторинга студентов оценивается эффективность внеучебной деятельности в ВУЗе в процессе преподавания русского языка как иностранного. Правильно организованная внеучебная работа в обучении иностранных студенческих групп является важным аспектом учебного процесса и должна соответствовать требованиям современного образования в условиях информационного общества; компетентност-ный подход способствует формированию необходимых для учащегося компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, русский язык как иностранный, внеучебная деятельность.

Современная концепция информационного общества предполагает возрастающую роль знаний и информации, которые становятся источником и возможностью развития новой личности в условиях мирового сообщества. Приобретение новых знаний, умений, навыков и потребность в их перманентном обновлении становятся фундаментом личности нового типа - «информаци-

онного человека», поэтому сфера образования сегодня является ключевой в жизни каждого. Личность в информационном обществе получает новые возможности для реализации своих способностей и возможностей, для развития которых необходимы современные подходы в образовании. По мнению С.Л. Троянской, образованный человек - «это тот, для которого вхождение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.