Научная статья на тему 'Веб-форум как массовое профориентационное мероприятие'

Веб-форум как массовое профориентационное мероприятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ФОРУМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / WEB-FORUM / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION / RESPONSIBLE ATTITUDE / CAREER CHOICE / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килина Ирина Александровна, Килина Диана Валерьевна

В статье рассматривается веб-форум как форма массового профориентационного мероприятия, направленного на развитие профессионального самоопределения, ответственного отношения обучающихся к выбору профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web-forum as a form of mass career-guidance

The author consider a web-forum as a form of mass career-guidance activities aimed at the development of professional self-determination, responsible attitude of students to career choice.

Текст научной работы на тему «Веб-форум как массовое профориентационное мероприятие»

УДК / uDC 37.048.45 И. А. Килина, Д. В. Килина

I. Kilina, D. Kilina

ВЕБ-ФОРУМ КАК МАССОВОЕ ПРОФОРИЕНТАцИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

web-forum as a form of mass career-guidance

В статье рассматривается веб-форум как форма массового профориентационного мероприятия, направленного на развитие профессионального самоопределения, ответственного отношения обучающихся к выбору профессии.

The author consider a web-forum as a form of mass career-guidance activities aimed at the development of professional self-determination, responsible attitude of students to career choice.

Ключевые слова: веб-форум, профессиональное самоопределение, ответственное отношение, выбор профессии, гражданская позиция.

Keywords: web-forum, professional selfdetermination, responsible attitude, career choice, citizenship.

Современное общество по социокультурному укладу относится к постиндустриальному, в рамках которого акцент делается на профессиональное самоопределение. Фактором выбора профессионального пути становятся интересы, склонности, способности личности, т. к. в постиндустриальном обществе реализуется модель «работа для человека», в отличие от существующей ранее модели «человек для работы». Для того чтобы определить, насколько готовы перестроиться специалисты образовательных учреждений, ответственные за профориентацию, в соответствии с новыми условиями включения профориентационной работы в общую систему государственной кадровой политики, введения ФГОС нового поколения, закона «Об образовании в РФ» и т. д., нами проведено анкетирование представителей учреждений интернатного типа (УИТ): заместителей директора по УВР, социальных педагогов, психологов, воспитателей.

К наиболее актуальным проблемам деятельности в сфере профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся они отнесли следующее: отсутствие координации деятельности в сфере профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (36 %

от общего числа респондентов). Вторая проблема заключается в том, что на федеральном и региональном уровнях отсутствуют единые концептуальные и программные подходы (21 % респондентов). В качестве третьей проблемы в формировании профессионального самоопределения воспитанников 21 % опрошенных указали преобладание традиционных, малоэффективных подходов, дефицит современных образовательных и профориентационных технологий. На четвертом месте проблема отсутствия в штатном расписании образовательного учреждения должности специалисов по профориентации и поддержке профессионального самоопределения обучающихся (20 % респондентов); другие проблемы — 2 % (рис. 1).

Опрос представителей общего образования показал, что на первое место они поставили проблему отсутствия в штатном расписании специалистов-профориентаторов, которые проводили бы для обучающихся профориентационные мероприятия. На сегодняшний день эти функциональные обязанности возложены в основном на заместителя директора по учебновоспитательной работе, которые делегируются педагогу-психологу, социальному педагогу или классному руководителю. Отсутствие конкретного специалиста, продуманной системы стимулирования, оплаты его труда, командного и системного подходов к профориентации, социального партнерства, а также современных профориентационных форм и методов приводит к низкой эффективности профориентационной работы на различных уровнях.

В современных социально-экономических условиях отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной профессиональной ориентации молодежи. Существенно меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии с учетом вызовов времени. Однако в Концепции психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся для различных уровней общего и про-

фессионального образования, разработанной ФГАУ «ФИРО», отмечается, что более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов [1].

Для того чтобы педагоги применяли современные профориентационные технологии, им необходимо заниматься самообразованием, повышать квалификацию. Какие формы и методы на сегодня наиболее актуальны и эффек-

тивны в аспекте повышения квалификации специалистов, ответственных за профориентацию в образовательных учреждениях Кемеровской области, показали результаты онлайн-анкетирования, в котором приняли участие 119 человек, осуществляющих выбор до трех позиций из представленных. Первое место по значимости заняли онлайн-мероприятия: вебинар, форум (82 % участников). Далее следовали такие формы, как семинар (57 %), курсы повышения квалификации (41 %), тематические консультации (40 %), научно-практические конференции (29 %), конкурсы (12 %) и др. (рис. 2).

^5

О4

СО

0

н

1

СD CZ X

о

с

о

СD

О

CD

СЦ

О

40

35

30

25

20

15

10

Отсутствие

координации

Отсутствие единых подходов, концепции

Отсутствие

современных

проф.технологий

Отсутствие

штатной

единицы

Другие

проблемы

Рис. 1. Проблемывпрофориентациивоспитанников

90

80

70

^ 60

m

° 50

ё 40 § 30

о

^ 20

10

0

2012 г.

2013 г.

НПК КПК Вебинар Семинар Конкурс Мастер- Круглый

класс стол

Рис. 2. Востребованные педагогами формы повышения квалификации в Кемеровской области

5

0

Так, проведены вебинары по проблемам использования системного подхода, современных форм и методов профориентации, форумы по темам «Профориентация как средство формирования гражданской позиции обучающегося/воспитанника», «Выбор профессии как формирование гражданской позиции молодежи» и др. Если вебинары ориентированы на повышение квалификации педагогов, то в форуме принимают участие и обучающиеся образовательных учреждений разного типа и вида. В связи с этим форум рассматривается нами как современная форма массового профориентационного мероприятия для педагогов и обучающихся, предполагающая определение тем с последующим их обсуждением участниками.

Форум проводится на сайте ГОУ «КРИР-ПО» в течение двух месяцев по определенной теме и носит открытый, общедоступный характер, т. е. любой участник после регистрации на сайте может оставить сообщение и проголосовать за выбранную им позицию темы, вопроса. Модератор ЦПиПС контролирует соблюдение сроков и правил участия в форуме, пишет по завершению аналитическую справку и доводит информацию по его итогам до профессионального сообщества в ходе вебинаров, семинаров, курсов повышения квалификации.

В ноябре — декабре 2012 г. в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Кемеровской области, нами проведен форум «Профориентация как средство формирования гражданской позиции обучающегося, воспитанника», в котором приняли участие 70 педагогов, воспитателей УИТ, обучающихся, осуществлено более 900 просмотров.

По мнению участников, гражданская позиция у подростков ассоциируется с фильмами о войне и зачастую выступает синонимом патриотизма. В образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяется формированию данной позиции обучающихся. Основная часть подростков и молодежи не считают значимыми чувства к Родине.

Чувство любви к малой родине начинается с небольших дел на общее благо города, поселка. Это могут быть обустройство или ремонт детского сада, организация самоуправления в школе, благоустройство двора, посадка деревьев и цветов, защита окружающей среды от загрязнения и т. д. В нашем случае гражданская позиция проявляется в стремлении подростков и молодежи обсуждать и ре-

шать общие социальные проблемы. Важным является и наличие положительного примера для подражания, героя или кумира из профессиональной среды. В совместных мероприятиях, социальных проектах сам педагог может стать таким примером.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Для формирования ее у школьников и студентов в Кемеровской области активно развивается волонтерское движение, проводятся благотворительные акции, организуется «тимуровская» помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам педагогического труда. 100 % участников форума отметили, что гражданская позиция не может быть сформирована только школой, здесь должны подключаться семья и все социальные институты. Данное утверждение подчеркивает необходимость взаимодействия семьи, школы, профобразования и государства в целом, т. к. качества Гражданина формируются и развиваются на протяжении всей жизнедеятельности человека. По мнению участников, вопрос гражданской позиции должен поддерживаться на государственном уровне, как и финансовая поддержка этого направления, а также ограничение СМИ от «вредоносных» телевизионных программ и публикаций.

Тревогу у педагогов вызывает тот факт, что молодежь сформировала иерархию престижных и непрестижных профессий. При этом в число престижных попадают не всегда самые «денежные», чаще всегда близкие к государству профессии: госслужащие, работники муниципалитетов, силовых структур, ФСИНа, — ведь именно они дают чувство максимальной социальной защищенности, позволяют чувствовать принадлежность к элите. А в число «непрестижных» попали рабочие специальности (кстати, достаточно доходные), а также врачи, педагоги. Четко сформировались и территориальные предпочтения молодежи. Немногие хотят быть полезны на своей малой родине: на селе, в маленьком городе, Кузбассе.

Таким образом, педагоги отмечают недостаточный уровень сформированности гражданской позиции обучающихся и потребность в современных формах, методах, необходимых для ее формирования. С другой стороны, сами обучающиеся считают, что главное — это

желание и возможность проявления учебной, социальной, профессиональной активности. Молодежь, которая хочет работать по специальности, приобретая профессию, должна думать о месте будущей работы. Однако многие из них сталкиваются с проблемами трудоустройства. Поэтому возможность вступить в деловой мир, предполагающий самореализацию и получение всех составляющих успеха, должны создавать и взрослые, восстанавливая промышленность, анализируя ее состояние в регионе. Включиться в проблемы города и региона позволяет студентам познавательно-профессиональная деятельность, содержащая создание творческих проектов, научно-исследовательских работ, материалы которых в дальнейшем используются в курсовом и дипломном проектировании. Понимание данного вопроса обучающимися позвооля-ет формировать у них гражданскую позицию и видеть значимость выбранной профессии.

Разделяя мнение участников форума об актуальности проблемы гражданско-патриотического воспитания, мы рассматриваем готовность обучающихся к осознанному профессиональному выбору как один из показателей сформированной гражданской позиции. По результатам форума, 100 % участников соотносят осознанный профессиональный выбор с наличием гражданской позиции у подростков и молодежи. Они считают, что задача взрослых — научить их осуществлять самостоятельный и эффективный выбор с учетом своих способностей, потребностей, интересов, а также потребностей регионального рынка труда и интересов государства в целом. Мнение студенчества в данном опросе во многом совпало с мнением педагогов. Они пишут, что современная молодежь при выборе профессии уже учитывает соотношение спроса и предложения на рабочую силу определенного качества, проявляя гражданскую позицию, т. к. обучающиеся задумываются о том, какие рабочие сейчас нужны городу, государству. Поэтому осознанный выбор профессии — это и есть гражданская позиция. Особую тревогу высказали педагоги детских домов, т. к. основной показатель при выборе профессии — это не только наличие самого учреждения профобразования, но и общежития, где могли бы жить выпускники учреждений интернатного типа. Поэтому свобода выбора профессии для современной молодежи имеет ряд значимых ограничений.

Возьмем более широкое понимание гражданственности, предполагающую цен-

ностно-правовую связь людей (общностей) как граждан с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданская позиция определяет устойчивость государственной системы в целом и личностную «устойчивость» в частности, например способность к осуществлению осознанного выбора, в т. ч. профессионального. Мы задали вопрос участникам форума: «Как Вы считаете, способно ли систематичное, комплексное проведение профориентационных мероприятий в ОУ оказать положительное влияние на формирование устойчивого профессионального выбора как показателя гражданской позиции обучающегося?» Все ответили на него положительно (100 % участников), привели примеры профориентационных мероприятий. Так, на первом месте по количеству представленных мероприятий были: «День профессии», «День выпускника», «Встречи с интересными людьми», «Профессии моей семьи», «День открытых дверей» и др. На втором месте — организация социального партнерства, согласованная работа: ОУ СОШ, УИТ, УПО, предприятие, Центр занятости населения, ЦПиПС ГОУ «КРИРПО». На третье место по значимости при формировании гражданской позиции педагоги определили экскурсии в учреждения профобразования (УПО), на предприятия, а также создание героя, идеала, образа современного представителя рабочей профессии (СМИ, кинематограф, интернет-ресурс, фильмы ОУ ПО/УИТ). Не менее значимым стало и волонтерское движение подростков и молодежи, необходимость оказания им психологической поддержки (диагностика, консультирование, информирование и др.). Также опрошенные отметили важность проведения школами, УИТ совместных с УПО, предприятиями мероприятий: спортивных соревнований, конференций, олимпиад, профессиональных проб, профессиональных и профориентационных конкурсов и др.

В мае — июне 2013 г. прошел областной молодежный форум по теме «Выбор профессии как формирование гражданской позиции молодежи» (около 800 просмотров). Нами проанализированы мнения 47 участников по четырем темам. На предложение: «Какие ассоциативные образы у Вас возникают, когда Вы слышите словосочетание «выбор профессии» были представлены такие ассоциации, как: «...

несколько закрытых дверей, и от того, насколько правильно мы подберем ключи к замкам, будет зависеть успешность или неуспешность в профессии», «супермаркет», «благосостояние», «неизвестность, беспокойство, ответственность перед будущим», «самостоятельность в принятии решений», «проектирование» и др. Причем большинство ассоциаций было обосновано участниками форума. Например, участник под «ником» Учитель аргументирует свою ассоциацию «проектирование, планирование» как начало пути к успеху, к самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем.

В таком многообразии мнений можно выделить ассоциации, вызывающие положительные эмоции обучающихся и воспитанников («благосостояние») и чувство тревоги («беспокойство», «неизвестность»: правильно ли выбрал профиль обучения?). Нами подсчитано, что у 57,5 % участников форума понятие «выбор профессии» вызывает положительные эмоции и у 42,5 % — отрицательные (страх, тревога). По представлению обучающихся, выбор профессии — это смелый, серьезный шаг в самостоятельную жизнь.

При обсуждении вопроса «Как Вы оцениваете уровень своей личной свободы при осознанном выборе профессии? Аргументируйте ответ» участники отметили совершенно разные уровни личной свободы при выборе профессии. Для аналитической обработки результатов опроса и получения количественных показателей нами были выделены три уровня проявления личной свободы при выборе профессии: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень определяется в том случае, когда у учащегося наблюдаются: уровень самооценки неадекватный, неправильное понимание своих способностей, зависимость от внешних обстоятельств, мнений окружающих, средств массовой информации, склонность приписывать ответственность за события своей жизни другим людям. По существу выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

Средний уровень имеет место тогда, когда уровень мотивации старшеклассников при выборе профессии недостаточно сформирован, обучающийся нуждается в совете старших и мнении авторитетов, у него проявляется потребность соответствовать социальным нормам, следовать моде и образцам, принятым в окружении, а также не полностью сформировано представление о своих

способностях. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

Высокий уровень присущ тем, у кого уровень мотивации при выборе профессии полностью сформирован, самооценка адекватная, правильное понимание своих способностей, сформирован уровень притязаний, меньшая зависимость от общественного мнения (т. к. живут по своим внутренним законам), принятие на себя ответственности за все, что происходит в их жизни, чувство внутренней свободы. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, активны и уверены в себе. Это подтверждается достигнутыми успехами ученика в различных видах деятельности.

Таким образом, указали высокий уровень — 45,5 % респондентов, средний — 43 %, и только 11,5 % участников отметили низкий уровень личной свободы при выборе профессии. Это говорит о том, что большинство обучающихся и воспитанников осуществляют выбор в соответствии с собственными убеждениями, интересами. Вероятно, участники описывают «идеальный» вариант выхода из данной ситуации, а не «реальный», так как все привели примеры влияния на выбор профессии семьи или друзей, учителя/педагога, финансового положения семьи и других.

Для уточнения факторов, влияющих на выбор профессии обучающихся и воспитанников, был проведен опрос: «Кто или что оказывает значимое влияние на Ваш выбор профессии: сверстники, друзья, молодежные и юношеские организации, средства массовой коммуникации, семья, педагоги, способности, возможности и др.?». Участники форума обозначили следующие факторы выбора профессии: «престижная профессия»; «по совету школьного психолога»; «профориентационные технологии»; «востребованная профессия»; «пример успешных людей»; «позиция товарищей, подруг»; «позиция учителей, школьных педагогов»; «позиция членов семьи»; «способности и склонности»; «личные профессиональные планы»; «возможность поступить на бюджетное место»; «собственное желание»; «заработная плата по получаемой профессии»; «мечта» старшеклассника»; «наобум».

По значимости первое место обучающиеся отдали членам семьи — 48 %. На втором — по-

зиция учителей, школьных педагогов, а также способности и интересы обучающихся, воспитанников — 24 %. Различные профориентационные технологии (например, беседы; занятия по профориентации; экскурсии, организованные на производстве, в учебные заведения; профессиональные пробы; участие в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах] заняли третье место среди факторов — 19 % респондентов. Далее распределились мнения участников в следующем порядке: востребованная профессия, собственное желание, позиция товарищей, подруг — 14,5 %; «мечта» старшеклассника и возможность поступить на бюджетное место — 9,5 %. Приведенные результаты подтверждают представление о важнейшей роли семьи (родителей и лиц, замещающих их) на процесс профессионального самоопределения подростков. Также немаловажна для обучающихся и воспитанников позиция учителей, школьных педагогов при выборе профессии. Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать у них интерес к рассмотрению жизненных, социальных ориентиров, но и стать «образцом» при реализации их профессиональных перспектив. Как утверждает один из участников: «Самое значимое влияние на мой выбор профессии оказали мои учителя, которые меня учили». Равноправны с позицией учителя в выборе профессии способности и интересы обучающихся, воспитанников. По мнению участника форума: «... Я сам выбираю, где буду работать, ведь работать буду я, а не те, кто посоветовал».

Большое влияние оказывают на обучающихся, воспитанников и современные профориентационные технологии, в том числе форум. Таким образом, мы пришли к выводу, что в основном подростки и молодежь осознанно подходят к выбору своего профессионального пути.

При обсуждении вопроса «Считаете ли Вы, что для формирования профессионального образа необходим прототип успешного профессионала? Если да, то приведите пример успешных людей, которые выступают для Вас образцом в профессиональной сфере» 89,5 % участников форума отметили, что необходим прототип успешного профессионала для формирования профессионального образа, и только 10,5 % в нем не нуждаются. По мнению участников: «. В сегодняшнем обществе наступает время профессионалов. Тех людей, которые своим трудом зарабаты-

вают себе репутацию, капитал и разъезжают на дорогих машинах, живут в уютных и безопасных домах. И все это благодаря своим умениям и навыкам.., когда ты видишь успешных людей, у тебя появляется стимул, тебе хочется быть таким же успешным». Также участникам форума были предложены опросы для голосования:

1. Опрос «Выбор профессии» показал, что 66 % участников выбирают свою профессию, исходя из своих способностей, интересов; 16 % — выбрали по совету родителей или взрослых; 6 % — вслед за друзьями; 6 % — «куда проще поступать», а также 6 % — по принципу «где ближе»; ни один из участников не руководствуется принципом «модная профессия». Данный опрос подтверждает вывод по теме форума «Кто или что оказывает значимое влияние на Ваш выбор профессии?», что при выборе профессии у обучающихся, воспитанников лидирует учет своих способностей, интересов и позиция членов семьи, взрослых.

2. Опрос «Формирование профессионального образа» показал: 54 % участников форума утверждают, что прототип профессионала необходим для формирования профессионального образа, и 46 % — считают возможным привлечение прототипа профессионала в целях формирования профессионального образа. Полученные данные подтверждают вывод о том, что пример профессионала является важным условием для формирования успешного профессионального образа.

Несмотря на то, что участие в форуме приняли педагогические работники и обучающиеся ОУ НПО, СПО, воспитанники УИТ, именно подростки и молодежь с большим интересом обсуждали такие вопросы, как выбор профессии, проблемы и причины выбора будущей профессии, свободу выбора и влияние на него окружающих.

К условиям осознанного и ответственного выбора профессии как одного из показателей сформированности гражданской позиции обучающихся, исходя из результатов форумов, мы отнесли реализацию системного подхода к организации и проведению профориентационных мероприятий в ОУ, координацию данного направления деятельности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения), использование педагогами современных профориентационных технологий. В качестве перспективы деятельности ЦПиПС на следую-

щий учебный год нами рассматривается разработка нормативно-правовой базы: гарантированного минимума профориентационных услуг для различных категорий обучающихся и их семей, организации межведомственного взаимодействия региональной системы образования с учреждениями системы труда и социальной защиты при решении вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся. Существующие в настоящее время административные регламенты профориентационной деятельности направлены на профессиональную ориентацию взрослого населения и недостаточно эффективны при работе с обучающимися учреждений общего и профессионального образования. А также решение вопросов подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

квалифицированных кадров для сферы профориентации, разработки научно-, программно- и учебно-методического обеспечения сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках создания и функционирования экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования».

1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ре-сурс]/педсовет.огд. — 11Р1_: http://pedsovet.org/

1огитАор1с10348.^т1.

УДК / uDC 378 Е. В. Старченко

E. Starchenko

КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВ В ПРОцЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

профессиональных компетенций

CRISES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STuDENTS

of linguistic department of higher education institutes

IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Статья посвящена кризисам профессионального становления студентов языковых направлений, возникающим при формировании профессиональных компетенций в образовательном процессе вуза. Рассматриваются итоги опроса и анкетирования, проведенных среди студентов направлений подготовки «Востоковедение, африканистика», «Востоковедение и африканистика», «Филологическое образование» и специальности «Иностранный язык», направленных на выявление особенностей кризисов профессионального становления студентов языковых направлений и поиск эффективных способов их преодоления.

The article is devoted to the crises of professional development of the students of linguistic department arising during the formation of professional competences in the educational process of higher education institutes. Also it covers the results of an interview, the questionnaire, conducted among graduate students of «Asian, African Studies», «Asian

and African Studies», «Philological education» and «Foreign language» aimed at identifying the features of the crises of professional development of students of linguistic department and to find effective ways of their overcoming.

Ключевые слова: кризисы профессионального становления, профессиональные компетенции, студенты языковых направлений, бакалавр, специалист, выпускник, образовательный процесс.

Keywords: crises of professional

development, professional competencies, students of linguistic department, bachelor, specialist, higher graduate student, educational process.

В рамках перехода от собственно зна-ниевой парадигмы к парадигме компетент-ностной центральным понятием становится личность, более того, личность деятельная, а результатом обучения становятся компетенции, которые проявляются в профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.