Научная статья на тему 'Веб-эпидемия как принцип сетевой самоорганизации'

Веб-эпидемия как принцип сетевой самоорганизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / НОВОЕ СЕТЕВОЕ ЕДИНСТВО / СМАРТМОБ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зыховская Наталья Львовна

Статья посвящена рассмотрению тенденции к новому единству в сети Интернет, проявляющейся в появлении такого явления, как смартмоб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-эпидемия как принцип сетевой самоорганизации»

10. Лаптева, О. А. Живая русская речь с телеэкрана [Текст] / О. А. Лаптева. - М: ЛКИ, 2007. - 520 с.

11. Манипуляция и невербальное общение [Электронный ресурс]. - URL: http://www. studfiles.ru/preview/2976866/ (дата обращения 03.03.2017).

12. Нугуманова, Л. А. Невербальная коммуникация в телевизионном общении [Текст] / Л. А. Нугуманова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.; [Электронный ресурс]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11818 (дата обращения: 26.04.2017).

13. Светана, С. В. Телевизионная речь [Текст] / С. В. Светана. - М: Издательство Московского университета, 1976. - 154 с.

14. Смирнова, Н. Н. Специфика русского и английского невербального общения [Текст] / Н. Н. Смирнова II Проблемы психолингвистики. - М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1975. - С. 74-75.

15. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция [Текст] / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов II Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990.

16. Чанышева, 3. 3. Лексические средства обозначения паралингвистических компонентов речи в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / 3. 3. Чанышева. - М., 1979. 23 с.

17. Якубинский, Л. П. Избранные работы. Язык и функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. - М.: Наука, 1986. - 207 с.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА

ЗагидуллинаМ. В. Где граница языка жестов и «жестов, понятных участникам коммуникации», как говорится в правилах дорожного движения?

Артишевский Э. В. Думаю, точной границы нет. Но моей задачей было привлечь внимание к отсутствию профессионального единого языка - при том, что на самом деле потребность в таком языке есть, несомненно. Это целая коммуникативная задача - разработать язык жестов для профессиональной отрасли (журналистики). Ведь материал исследования составил опрос 17 респондентов и 12 телеоператоров, а в результате всего три общие команды.

Зыховская Н. Л. А были такие команды, которые вообще отличались полной уникальностью?

Артишевский Э. В. Главный принцип такой уникальности - ситуативность. То есть человек действительно показывает что-то понятное. Что нельзя истолковать как-то двояко. Но при отсутствии единого языка все равно возникает двойственность толкования жеста.

Загидуллина М. В. Мне кажется, было бы важно сузить проблему. Речь должна идти об экстравербальной коммуникации профессионального типа. Тема очень интересна и с точки зрения теории коммуникации, и как практически ориентированный проект.

Зыховская Н. Л.

ВЕБ-ЭПИДЕМИЯ КАК ПРИНЦИП СЕТЕВОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению тенденции к новому единству в сети Интернет, проявляющейся в появлении такого явления, как смартмоб.

Ключевые слова: интернет, сетевая самоорганизация, новое сетевое единство, смартмоб.

Ставшее хрестоматийным понятие «одиночество в Сети», возникшее в связи с одноименным романом польского писателя Януша Леона Вишневского, уже не на художественном уровне постулировало идею «одинокой толпы» Д. Рисмена - разрозненных сетевых контактов, не рождающих ощущения экзистенциального единства в глобальном пространстве информационных коммуникаций.

Активное развитие новых медиа, переход к усложняющимся информационным технологиям («цифровой поворот» или «digital turn»), лавинообразный характер которых укладывается в формулу «трех V»: объем (volume), скорость (velocity), многообразие (variety) [2. С. 7] казалось бы в большей мере свидетельствуют об обезличенности и разрозненности хаотичных контактов участников сетевого взаимодействия. Неслучайно, исследователями долгое время отмечалась связь между Интернет-активностью и прогрессирующим состояниям эмоциональной и социальной дезадаптации личности [5].

Тем не менее, именно в виртуальном взаимодействии субъектов всё отчетливей проявлены признаки нового сетевого единства и стремление к кооперации. Мысль о том, что информационное пространство может рассматриваться как основа формирования чувства солидарности аудитории не нова. Но в отличие от традиционных медиа (ТВ, пресса, радио), обладающих, по мысли Ж. Бодрийара свойствами анти-коммуникативности нетранзитивности - «безответной речи», лишь симулирующей ответ [1. С. 220], Интернет-коммуникации формируют интеграционную основу сплочения, в значительной мере определяя содержание и структуру идентичности, образуя собирательный образ «мы». Именно такие коммуникации становятся для современной аудитории новыми агентами влияния, обладающими существенным потенциалом, явно выраженными преимуществами перед традиционно-официальными СМИ:

- актуальность восприятия и частота присутствия в жизни пользователя;

- образно-визуальная подача контента;

- повседневная интерактивность социальные медиа традиционно воспринимаются именно как неформальный канал взаимодействия, повседневный тип связи;

- эффект личного участия, идентификация с проблемой - особый тип идентификации пользователя с воспринимаемой проблемой;

- иллюзия поддержки, солидарности, присоединения к большинству.

В данном материале мы лишь схематично обозначим наиболее характерные, с нашей точки зрения, направления сетевого взаимодействия и кооперации. При рассмотрении категории «сетевое взаимодействие» следует опираться на парадигму сетевых теорий, отраженных в трудах Р. Коллинза, Дж. Коулмана, Б. Уэлмана, Р. Берта, исследующих объективные модели связей, объединяющих членов общества на различных основаниях, а также взаимодействия между субъектами и, используемыми ими, ресурсами (в данном случае, информационными) - создающими особую «сетевую культуру», о которой писал классик изучения виртуального взаимодействия Мануэль Кастельс [3].

Актуальной и набирающей всё большую популярность формой сетевого взаимодействия становятся смартмобы. В самом обозначении смартмоба заметна отсылка к флеш-мобам («вспышка толпы» или «мгновенная толпа») - предварительно согласованная массовая акция, в которой группа людей планирует определенные действия, воплощает задуманное в реальности и расформировывается. Ключевым аспектом эффектности флешмоба становится спонтанность начала и внезапность появления. Особенности смар-тмобов видятся именно в коммуникации и взаимодействии участников посредством сети Интернет. Смартмобы, как прогрессивная технология оперативной передачи информации, реализовают в социальных сетях особую форму взаимодействия участников, выбирающих тот или иной информационный повод для последующей сетевой кооперации и самоорганизации. Наиболее характерными примерами можно считать:

- проект «Я не боюсь сказать», предполагающий рассказы реальных жертв агрессии, в том числе и сексуальной, или психологического давления;

- привлечения внимания общественности к жертвам террористических атак («Я -Шарли», «#питермыстобой»),

- флешмоб с публикацией фотографий сторонников оппозиционного политика Алексея Навального с лицами, окрашенными в зеленый цвет как после нападения на него в Барнауле, где неизвестный облил оппозиционера зеленкой (#зеленыйНавальный);

- многочисленные акции жертвования, привлечения внимания к проблеме (флешмоб #ра-бочийполдень в поддержку трудовой занятости людей с ментальными нарушениями, фонд «выход» #будем людьми (поддержка людей с аутизмом), #ЯВерюВБумерангДоброты - размещение на своей странице фото любой вещи, которую человек планирует пожертвовать;

- акции «Меня не взяли», или фотопоток на тему 90-х.

Визуальная репрезентация актуальных событий и новостных поводов, как рефлексивно-ироничный опыт их осмысления, находит отражение в многочисленных интернет-демотиваторах и мемах. Тематическая направленность мемов и демотиваторов многообразно-вариативна, но в их активных распространениях Интернет-сообществом заметна четкая ориентация на фиксацию социокультурных «раздражителей». В трактовке Ю. Ха-бермаса - это особая публичная сфера, обеспечивающая возможность широкого общественного диалога, своеобразная легальная платформа каждодневного общения и обмена комментариями.

Своеобразной формой коллективного Интернет-творчества, особого проявления сетевого фольклора можно считать феномен «пирожков». «Пирожок» (в своей канонической форме) - это четверостишие, написанное четырёхстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм. Л. Е. Клемят трактует «пирожки» как явление, развивающееся в духе постмодернизма, выделяя в них следующие важнейшие черты постмодернизма: «интертекстуальность, иронию и черный юмор, креативные и игровые аспекты, апелляцию к различным художественно-историческим эпохам, взаимодействие со средствами масс-медиа» [4. С. 87]. Сегодня количество авторов и читателей этого типа поэзии постоянно растет, а в тематических группах социальной сети «ВКонтакте» число подписчиков увеличивается на одну-две тысячи сторонников жанра в неделю. Несмотря на авторский характер самого сочинения (об условности и неразличимости которого за сетевым псевдонимом или никнеймом, говорят исследователи [6]) «пирожки» моделируют именно тип «коллективного рождения» и сопричастности каждого подписчика сетевого сообщества.

Таким образом, явление нового сетевого единства демонстрирует трансформацию средств коммуникации в Интернет-пространстве, позволяя фиксировать создание новой коммуникативной реальности, основанной на единстве и равнозначности социальных, политических, экономических составляющих.

Список литературы

1. Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа [Текст] / Ж. Бодрийар // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии РАН. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999.

2. Канаркус, К. Машина Больших Данных [Текст] / К. Канаркус// Сети. -2011. -№ 4. -С. 18-26.

3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культуры: Пер. с англ. [Текст] / Под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М. : ГУ-ВШЭ, 2000.

4. Клемят, Л. Е. Новое в интернет-поэзии XXI века: стихи-«пирожки» как явление постмодернизма [Текст] / Л. Е. Клемят // Scripta manent. - 2014. - № 20. - С. 81-87.

5. Корытникова, Н. В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий [Текст] / Н. В. Корытникова // Социологические исследования. - 2010. -№ 6. - С.70-79.

6. Прокофьева, В. Ю. Жанровые трансформации поэтической миниатюры в непрофессиональной сетевой литературе: пирожки [Текст] / В. Ю. Прокофьева// Современные исследования социальных проблем. - 2014. -№3 (19). - С. 75-81.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА

ЗагидуллинаМ. В. Флэшмоб и смарт-моб - есть ли между этими событиями серьезная разница?

Зыховская Н. Л. Флэшмоб - явление оффлайн-действительности, а смарт-моб - исключительно интернет-пространство.

ЗагидуллинаМ.В. А сколько вообще людей участвует обычно в такой акции?

Зыховская Н. Л. Больше тысячи. Тысяча - это просто ориентир для установления того, состоялось ли событие вообще.

Артишевский Э. В. Важен возрастной момент. Скажем, в таких больших движениях, где надо перешагнуть барьер личного стыда, 1 % зрелых и старшего возраста людей признаются, а среди молодых - 14%. Я эти цифры даю на основании статистики обращения к психологам, на «горячие линии» ит.п.

Ботряков В.Д. Я не знал о такой зависимости.

Артишевский Э. В. А каковы мотивы участия в таких акциях?

Зыховская Н. ^.Прежде всего, это сбрасывание психологического стресса и способ обратиться к близким людям - своеобразное придание статуса. Это артикуляция невыразимого - того, для чего в собственном словаре личности места не нашлось. И в центре такого смартмоба может быть любая проблема, которая благодаря таким действиям станет публичной. Например, люди с ограниченными возможностями здоровья. Если бы о них не говорили на уровне крупных публичных акций, то кто бы знал о них вообще?

Артишевский Э. В. То есть всегда двигателем будет сочувствие?

Зыховская Н. Л. Наверное, не только сочувствие. Но оно (и другие гуманистические ценности) выдвинутся на первое место.

Шакиров С. М. Я убежден, что мотивы у мужского и женского насилия различны, как и мотивация либо последствия.

ЗагидуллинаМ. В. Насколько я поняла, очень важно видеть, как конструируется переход от собственно артикуляции проблемы, обретения ею имени и статуса, к социализации самих людей, стоящих за этой проблемой. Ведь все равно главная задача - возвращение в общество, преодоление травмы и обретение уверенности в себе и в окружающих. Это принципиально иной тип социализации.

ЗыховскаяН. Л. Да, я соглашусь, что самое главное - преодоление пост-травматического синдрома.

Терентьев И. О.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Текст доклада отсутствует.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА

Загидуллина М. В. Импортозамещение в информационной среде - вопрос чисто российский? Политический? Или это общая тенденция стран разрабатывать собственные независимые от глобальных сетей решения в сфере информации?

Терентьев И. О. На мой взгляд, это общая тенденция периода информационных войн. Ведь если сейчас Google закрыть, половина людей вообще не будут знать, куда кинуться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.