Научная статья на тему 'Важный этап в познании ценностных основ журналистики (учебное пособие проф. В. А. Сидорова «Аксиология журналистики». СПбГУ - СПб, 2016. 200 с. )'

Важный этап в познании ценностных основ журналистики (учебное пособие проф. В. А. Сидорова «Аксиология журналистики». СПбГУ - СПб, 2016. 200 с. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важный этап в познании ценностных основ журналистики (учебное пособие проф. В. А. Сидорова «Аксиология журналистики». СПбГУ - СПб, 2016. 200 с. )»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ^ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 14(235). Выпуск 30 179

ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОЗНАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (Учебное пособие проф. В.А. Сидорова «Аксиология журналистики».

СПбГУ - СПб, 2016. 200 с.)

А.П. Короченский А.Р. КогосЬетку

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: [email protected]

Работа В.А. Сидорова выполнена в русле мирового научного дискурса по проблемам журналистики и массовых коммуникаций в целом, поскольку в ней учтены и критически проанализированы воззрения как российских, так и видных зарубежных исследователей в области философии, коммуникативистики, социологии, лингвистики, политологии и других областей гуманитарного научного знания. Этот труд характеризуется высоким уровнем философской культуры, вносит существенный вклад в теоретическое осмысление современной журналистики и ее отношений с социумом, чему способствует четкость использованных дефиниций, корректность научной терминологии. Сформулированные теоретические положения подтверждаются многочисленными примерами из журналистской практики и современных социальных отношений, что способствует оптимальному усвоению изложенного материала.

Отмечая, что «...сама ценностная природа функционирования журналистики в теоретико-журналистских построениях затрагивается только косвенно, что входит в противоречие со сложившейся социально-политической практикой массмедиа как в стране, так и в мире в целом», В.А. Сидоров обозначает значимость, важность рассмотрения аксиологической проблематики в рамках журналистской науки. Научная актуальность заявленной темы и ее проработки представляется безусловной - учитывая, в частности, тот факт, что до настоящего времени не публиковались работы, в которых она была бы представлена столь масштабно и системно (изданные ранее коллективные монографии сегодня представляются первыми шагами на подступе к комплексному раскрытию проблематики аксиологии журналистики, произведенному в рецензируемом тексте).

Распределение материала по разделам работы логично, отвечает ключевым авторским посылкам и задачам системного представления такого многомерного явления, каковым является аксиология журналистики.

Как бесспорное достоинство работы необходимо отметить живой, яркий стиль презентации в ней сложного и объемного теоретического материала, что будет способствовать его усвоению студентами.

На наш взгляд, особо значим в работе раздел, посвященный методологии и методике аксиологического анализа журналистских и иных медиатекстов. Преподавательская практика свидетельствует, что практическое приложение знаний из области аксиологии журналистики вызывало у студентов трудности, связанные с несформированностью методов изучения аксиологической составляющей медийного содержания. В связи с этим наблюдался разрыв между приобретенным теоретическим знанием и возможностью его применения в журналистской практике. Наличие раздела о методах ценностного анализа медиатекстов помогает преодолеть этот разрыв.

В аннотации работы встречаем следующее утверждение: «Особенность настоящего пособия в том, что в учебном плане факультета журналистики нет соответствующей дисциплины - понимание ее необходимости только начинает прокладывать себе дорогу». В связи с этим возникает вопрос: любое учебное пособие призвано помогать в освоении материала определенного курса, но в данном случае такой курс пока не существует, так следует ли издавать рецензируемый текст именно в формате пособия?

180 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ РЯ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 14(235). Выпуск 30

Безусловно, текст В.А. Сидорова создает убедительные предпосылки для основания и развития новой учебной и научной дисциплины - аксиологии журналистики. В аннотации содержится разъяснение: «...настоящее пособие в своем замысле и насыщении современным теоретическим материалом носит актуальный характер, и должно найти свое место в учебно-методическом обеспечении разных учебных курсов, среди которых следует назвать «Социологию журналистики и массовых коммуникаций», «Современные философские концепции в журналистике», «Политическая пропаганда и политическая коммуникация», «Нормативное регулирование политической коммуникации», «Этносоциальные проблемы политической коммуникации», «Журналистика, культура и политика» и др. Поскольку пособие претендует на учебно-методическое обеспечение названных дисциплин, в его тексте содержатся вопросы для самопроверки, имеющиеся в конце каждого раздела.

Представленный текст свидетельствует о масштабности научного кругозора его автора, способности к интегрированному рассмотрению масштабных проблем журналистского дела и связей журналистики с современным обществом. На наш взгляд, резензируемый текст представляет собой весьма основательный научный труд, являющийся одним из первых фундаментальных опытов теоретических изысканий в формирующейся ныне новой исследовательской области - философия журналистики. Глубокое, системно-комплексное содержание работы и научно-библиографический аппарат также подтверждают ее монографичность. И очевидно, что учебное пособие В.А. Сидорова может быть представлено читателю и в этом качестве. Однако, учитывая прагматическое значение рассматриваемых в работе проблем, наличие раздела о методологии и методике практического ценностного анализа медиатекстов, вполне оправдано ее издание в статусе учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.