Научная статья на тему 'Важность профессиональной надежности водителей в системе организации безопасности дорожного движения'

Важность профессиональной надежности водителей в системе организации безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ACTIVITY / AUTOMOBILE TRANSPORT DRIVER / “ROAD / AUTOMOBILE / DRIVER” SYSTEM / SPECIALIST’S RELIABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / СИСТЕМА «ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ-ВОДИТЕЛЬ» / НАДЕЖНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кабанцева Анастасия Валериевна

В статье рассмотрена система «Дорога-Автомобиль-Водитель». Профессиональная надежность водителя это главенствующая составляющая в данной системе и в структуре организации безопасности дорожного движения в целом. Проведенные экспериментальные исследования подтверждают актуальность проблемы и выдвинутую гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of drivers’ professional reliance in the system of road-traffic safety activities

The system analysis “Road Automobile Driver” has been represented in the article, in which driver’s professional reliance is considered as an important constituent in the structure of road-traffic safety activities. Conducted exploratory tests have supported the actuality of the problem and proposed hypothesis.

Текст научной работы на тему «Важность профессиональной надежности водителей в системе организации безопасности дорожного движения»

Section 2. Medical Psychology

Kabantseva Anastasiia,

post-graduate of The Engineering and Pedagogical Academy (Charkov), Practicing psychologist, junior research worker of The State Institution "Scientific practical medical rehabilitating diagnostic centre of the ministry of health of Ukraine" E-mail: rdckonst@ukr.net

The importance of drivers' professional reliance in the system of road-traffic safety activities

Abstract: The system analysis "Road — Automobile — Driver" has been represented in the article, in which driver's professional reliance is considered as an important constituent in the structure of road-traffic safety activities. Conducted exploratory tests have supported the actuality of the problem and proposed hypothesis.

Keywords: professional activity, automobile transport driver, "Road — Automobile — Driver" system, specialist's reliability.

Кабанцева Анастасия Валериевна, аспирант Украинской инженерно-педагогической академии, г. Харьков практический психолог, младший научный сотрудник Государственного учреждения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины»,

E-mail: rdckonst@ukr.net

Важность профессиональной надежности водителей в системе организации безопасности дорожного движения

Аннотация: В статье рассмотрена система «Дорога-Автомобиль-Водитель». Профессиональная надежность водителя — это главенствующая составляющая в данной системе и в структуре организации безопасности дорожного движения в целом. Проведенные экспериментальные исследования подтверждают актуальность проблемы и выдвинутую гипотезу.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, водитель автомобильного транспорта, система «Дорога-Автомобиль-Водитель», надежность специалиста.

Постановка проблемы. Смертность вследствие шинстве случаев причина ДТП — человеческий фак-

дорожно-транспортных происшествий занимает тор. При адекватной реакции водителя автомобиль-

первое место в мире по числу погибших, второе — ного транспорта на ситуацию в большинстве случаев

по количеству травмированных людей, и третье место дорожно-транспортное происшествие можно было

между причин смертности населения в мире (после предупредить или избежать вовсе. сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). В связи с вышесказанным проблема профессио-

Среди людей в возрасте от 19 до 40 лет аварийность нальной надежности водителей представляется одной

с летальным исходом занимает первое место. В боль- из актуальнейших в современном обществе.

Анализ исследований и публикаций. Большое количество ученых и уже много лет применяют короткую формулу взаимодействия в системе «Дорога-Автомобиль-Водитель». А. Н. Ситенко, В. П. Козориз и Жорник Е. В. модифицировали данную систему: в каждую составляющую часть добавлено понятие «безопасный», также изменили само содержание понятий [3, 6-9].

Согласно А. Н. Ситенко современными тенденциями и методами обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) выступает:

— безопасная дорога (информировании и аудит безопасности дороги, реализация понятия «умная дорога»);

— безопасный автомобиль (техническая и биотехническая системы автоматической безопасности автомобиля, локальное и глобальное взаимодействие транспортных средств);

— безопасный водитель (оценка психофизиологических параметров (ПФП), нейромоторных реакций (НМР), стиля вождения водителя, а также его восприятие рисков на дороге; учет тренировок ПФП, определение нормативов ПФП и НМР водителя и их оценки с целью исключения непригодных кандидатов на выполнение профессиональной деятельности) [3, 6-9].

Профессор О. А. Панченко утверждает, что психофизиологическая безопасность дорожного движения заключается в проведении систематического контроля психофизиологического состояния водителей, а также экспресс-диагностику готовности к выполнению профессиональной деятельности, в первую очередь, водителей пассажирского автотранспорта [2, 57-60].

Для объективизации состояния водителя и четкого изучения надежности, последняя категория системы должна быть дополнена изучением еще и психологических характеристик личности.

Надежность деятельности человека-оператора связана с категорией эффективности деятельности, влияя на ее результирующие показатели, отражая процессуальную характеристику качества деятельности. При определенных условиях снижение надежности трудового процесса может существенно отразиться на конечных результатах деятельности [1, 6-7].

Для изучения надежности человека-оператора, ее влияния на эффективность и качество работы кон-

Таблица1. - Нарушение когнитивных п

кретной системы управления необходимо исследование тех факторов, которые характеризуют процессуальные особенности операторской деятельности и функциональные проявления трудовой активности человека в этих условиях [1, 6-7].

Оценка надежности человека имеет большое значение при проведении профессионального отбора и допуска специалистов к выполнению профессиональной деятельности.

Оценка надежности водителя, как при проведении профотбора, так и при экспресс-диагностики будет эффективна и достоверной только тогда, когда будут четко выработанные диагностические критерии, чего не существует сегодня в теории и практики безопасности дорожного движения.

Цель статьи: изучить эмоциональное состояние и личностные качества водителей-профессионалов, на основе проведенного исследования разработать методологические основы для формирования критерий надежности.

Изложение основного материала: В исследовании приняло участие 96 водителей-профессионалов. При выполнении работы реализованы методы: анализ документов, профессиография, психодиагностика, методы математической статистики. Психодиагностика респондентов проводилась по разработанному комплексу методик, что предоставил разностороннее исследование проблемы. В комплекс вошли методики: метод выборов цветов М. Люшера, диагностика нервно-психического напряжения Т. А. Немчина, опросник струк-тури темперамента В. М. Русалова, пятифакторный опросник личности «Большая пятерка», методика исследования индивидуальных особенностей восприятия (полезависимость-поленезависимость) Т. П. Зинченко, таблицы Горбова-Шульте, «Запоминание 10 слов» О. Р. Лурия, «Шкалы» Б. Л. По-кровського, «Словесный лабиринт» А. Лачинс, оценка зрительно-моторной реакции. Обработка данных происходила при помощи пакета статистических программ «М^51аЬ>.

Анализ результатов проведенного исследования дал возможность установить нарушения когнитивных процессов водителей или их несоответствие профессиональным требованиям (табл. 1).

1зателей у водителей-профессионалов

Показатели диагностики Процентное соотношение от полной выборки

1 2

Нарушение восприятия 45%,

1 2

Нарушение памяти 43%

Ригидность мыслительных процессов 36%

Снижение скорости зрительно-моторных реакций 25%,

Нарушение эмоциональной сферы 16%

Снижение функции внимания 15%

При исследовании у контингента выявлены наибольшие нарушения восприятия, памяти, мыслительных процессов, около четверти водителей имеют сниженную зрительно-моторную реакцию. Согласно психограмме, представленные показатели являются значимыми для данной категории специалистов, но проведенная диагностика показывает, что транспортным средством управляют водители с сомни-

Таблица 2. - Нарушения показателей эмоционального

тельной надежностью выполнения профессиональной деятельности, тем самым рискуя своей жизнью и жизнью окружающих.

Анализ абсолютных и относительных данных психодиагностики показал нарушения эмоциональной и личностной сфер у водителей, с преобладанием негативной тенденцией в личностной организации (табл. 2).

состояния и личностных особенностей у водителей

Показатели диагностики % соотношение от полной выборки

Низкий уровень предметной эргичности 21.2%,

Низкий темп поведения 14.9%

Низкий уровень пластичности 17%

Высокий уровень эмоциональности 10.6%

Депрессивность 4.3%

Эмоциональное напряжение и стресс 14.9%

Часть контингента с выявленными нарушениями по рассмотренным индивидуально-психологическим особенностям составляют группу риска и, склонны к ошибочным действиям, что несет нарушения благоприятной обстановки на дороге и опасность для участников дорожного движения.

Также в исследовании определялись корреляционные связи между показателями эмоциональной уравновешенности и стажем водительской деятельности респондентов. Значимые связи (р>0,05) установлены между стажем деятельности и эмоциональностью (г = 0,380), стажем и социальной эмоциональностью (г = 0,468), стажем и экстраверсией (г = -0,294).

Стаж работы, как правило, связывают с накоплением человека профессионального опыта, формированием у него комплекса взаимосвязанных профессионально важных качеств, операционализацией психических функций в соответствии со спецификой решением профессиональных задач. Однако, под влиянием неблагоприятных факторов в некоторый момент в становлении психологической системы деятельности могут проявится и деструктивные тенденции.

Благодаря таким тенденциям объясняется обратная связь между стажем работы и проявлением профессионально важных качеств, как поленезависи-

мость, высокое переключение внимания, эффективность функционирования оперативной памяти. Исходя из данных проведенного исследования, можно утверждать, что в качестве одного из деструктивных факторов выступает повышенный уровень эмоциональности водителей, которое вызывается накоплением негативных переживаний в связи с неполноценной организацией процесса труда, напряжением деятельности и общения.

Выводы и перспективы дальнейших исследований: целью оценки профессиональной надежности специалиста выступает определение ресурсов человека и разграничение нормы и патологии. В результате проведенного исследования установлено, что потенциально ненадежными к выполнению профессиональной деятельности по психологическим показателям выступает около 25% выборки, почти 6% — полностью не готовы к выполнению профессиональной деятельности. Анализ полученных данных говорит о важности как медицинского, так и внедрения психологического контроля при экспертной оценке водителей пассажирского автотранспорта.

Перспективными исследованиями выступает разработка четких критериев надежности, основанных на комплексном подходе (с учетом медицинских и психологических показателей), что будет профилактикой отказов в профессиональной деятельности

и будет включена в механизмы оценки готовности осмотры оценочного инструментария истощаемости, к деятельности, а также внедрение в послерейсовые перегрузок и выгорания.

Список литературы:

1. Бодров В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой/В. А. Бодров, В. Я. Орлов. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - С. 6-35.

2. Панченко О. А. Психофизиологический аспект безопасности дорожного движения/О. А. Панченко //Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2012. - № 3 (29). - С. 57-60.

3. Отенко О. М. Наукове планування та державне управлшня системою безпеки дорожнього руху. Першо-черговi завдання/О. М. Сгтенко//Дорожня карта. - 2015. - № 2 (136). - С. 6-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.