Section 2. Medical Psychology
Kabantseva Anastasiia,
post-graduate of The Engineering and Pedagogical Academy (Charkov), Practicing psychologist, junior research worker of The State Institution "Scientific practical medical rehabilitating diagnostic centre of the ministry of health of Ukraine" E-mail: rdckonst@ukr.net
The importance of drivers' professional reliance in the system of road-traffic safety activities
Abstract: The system analysis "Road — Automobile — Driver" has been represented in the article, in which driver's professional reliance is considered as an important constituent in the structure of road-traffic safety activities. Conducted exploratory tests have supported the actuality of the problem and proposed hypothesis.
Keywords: professional activity, automobile transport driver, "Road — Automobile — Driver" system, specialist's reliability.
Кабанцева Анастасия Валериевна, аспирант Украинской инженерно-педагогической академии, г. Харьков практический психолог, младший научный сотрудник Государственного учреждения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины»,
E-mail: rdckonst@ukr.net
Важность профессиональной надежности водителей в системе организации безопасности дорожного движения
Аннотация: В статье рассмотрена система «Дорога-Автомобиль-Водитель». Профессиональная надежность водителя — это главенствующая составляющая в данной системе и в структуре организации безопасности дорожного движения в целом. Проведенные экспериментальные исследования подтверждают актуальность проблемы и выдвинутую гипотезу.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, водитель автомобильного транспорта, система «Дорога-Автомобиль-Водитель», надежность специалиста.
Постановка проблемы. Смертность вследствие шинстве случаев причина ДТП — человеческий фак-
дорожно-транспортных происшествий занимает тор. При адекватной реакции водителя автомобиль-
первое место в мире по числу погибших, второе — ного транспорта на ситуацию в большинстве случаев
по количеству травмированных людей, и третье место дорожно-транспортное происшествие можно было
между причин смертности населения в мире (после предупредить или избежать вовсе. сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). В связи с вышесказанным проблема профессио-
Среди людей в возрасте от 19 до 40 лет аварийность нальной надежности водителей представляется одной
с летальным исходом занимает первое место. В боль- из актуальнейших в современном обществе.
Анализ исследований и публикаций. Большое количество ученых и уже много лет применяют короткую формулу взаимодействия в системе «Дорога-Автомобиль-Водитель». А. Н. Ситенко, В. П. Козориз и Жорник Е. В. модифицировали данную систему: в каждую составляющую часть добавлено понятие «безопасный», также изменили само содержание понятий [3, 6-9].
Согласно А. Н. Ситенко современными тенденциями и методами обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) выступает:
— безопасная дорога (информировании и аудит безопасности дороги, реализация понятия «умная дорога»);
— безопасный автомобиль (техническая и биотехническая системы автоматической безопасности автомобиля, локальное и глобальное взаимодействие транспортных средств);
— безопасный водитель (оценка психофизиологических параметров (ПФП), нейромоторных реакций (НМР), стиля вождения водителя, а также его восприятие рисков на дороге; учет тренировок ПФП, определение нормативов ПФП и НМР водителя и их оценки с целью исключения непригодных кандидатов на выполнение профессиональной деятельности) [3, 6-9].
Профессор О. А. Панченко утверждает, что психофизиологическая безопасность дорожного движения заключается в проведении систематического контроля психофизиологического состояния водителей, а также экспресс-диагностику готовности к выполнению профессиональной деятельности, в первую очередь, водителей пассажирского автотранспорта [2, 57-60].
Для объективизации состояния водителя и четкого изучения надежности, последняя категория системы должна быть дополнена изучением еще и психологических характеристик личности.
Надежность деятельности человека-оператора связана с категорией эффективности деятельности, влияя на ее результирующие показатели, отражая процессуальную характеристику качества деятельности. При определенных условиях снижение надежности трудового процесса может существенно отразиться на конечных результатах деятельности [1, 6-7].
Для изучения надежности человека-оператора, ее влияния на эффективность и качество работы кон-
Таблица1. - Нарушение когнитивных п
кретной системы управления необходимо исследование тех факторов, которые характеризуют процессуальные особенности операторской деятельности и функциональные проявления трудовой активности человека в этих условиях [1, 6-7].
Оценка надежности человека имеет большое значение при проведении профессионального отбора и допуска специалистов к выполнению профессиональной деятельности.
Оценка надежности водителя, как при проведении профотбора, так и при экспресс-диагностики будет эффективна и достоверной только тогда, когда будут четко выработанные диагностические критерии, чего не существует сегодня в теории и практики безопасности дорожного движения.
Цель статьи: изучить эмоциональное состояние и личностные качества водителей-профессионалов, на основе проведенного исследования разработать методологические основы для формирования критерий надежности.
Изложение основного материала: В исследовании приняло участие 96 водителей-профессионалов. При выполнении работы реализованы методы: анализ документов, профессиография, психодиагностика, методы математической статистики. Психодиагностика респондентов проводилась по разработанному комплексу методик, что предоставил разностороннее исследование проблемы. В комплекс вошли методики: метод выборов цветов М. Люшера, диагностика нервно-психического напряжения Т. А. Немчина, опросник струк-тури темперамента В. М. Русалова, пятифакторный опросник личности «Большая пятерка», методика исследования индивидуальных особенностей восприятия (полезависимость-поленезависимость) Т. П. Зинченко, таблицы Горбова-Шульте, «Запоминание 10 слов» О. Р. Лурия, «Шкалы» Б. Л. По-кровського, «Словесный лабиринт» А. Лачинс, оценка зрительно-моторной реакции. Обработка данных происходила при помощи пакета статистических программ «М^51аЬ>.
Анализ результатов проведенного исследования дал возможность установить нарушения когнитивных процессов водителей или их несоответствие профессиональным требованиям (табл. 1).
1зателей у водителей-профессионалов
Показатели диагностики Процентное соотношение от полной выборки
1 2
Нарушение восприятия 45%,
1 2
Нарушение памяти 43%
Ригидность мыслительных процессов 36%
Снижение скорости зрительно-моторных реакций 25%,
Нарушение эмоциональной сферы 16%
Снижение функции внимания 15%
При исследовании у контингента выявлены наибольшие нарушения восприятия, памяти, мыслительных процессов, около четверти водителей имеют сниженную зрительно-моторную реакцию. Согласно психограмме, представленные показатели являются значимыми для данной категории специалистов, но проведенная диагностика показывает, что транспортным средством управляют водители с сомни-
Таблица 2. - Нарушения показателей эмоционального
тельной надежностью выполнения профессиональной деятельности, тем самым рискуя своей жизнью и жизнью окружающих.
Анализ абсолютных и относительных данных психодиагностики показал нарушения эмоциональной и личностной сфер у водителей, с преобладанием негативной тенденцией в личностной организации (табл. 2).
состояния и личностных особенностей у водителей
Показатели диагностики % соотношение от полной выборки
Низкий уровень предметной эргичности 21.2%,
Низкий темп поведения 14.9%
Низкий уровень пластичности 17%
Высокий уровень эмоциональности 10.6%
Депрессивность 4.3%
Эмоциональное напряжение и стресс 14.9%
Часть контингента с выявленными нарушениями по рассмотренным индивидуально-психологическим особенностям составляют группу риска и, склонны к ошибочным действиям, что несет нарушения благоприятной обстановки на дороге и опасность для участников дорожного движения.
Также в исследовании определялись корреляционные связи между показателями эмоциональной уравновешенности и стажем водительской деятельности респондентов. Значимые связи (р>0,05) установлены между стажем деятельности и эмоциональностью (г = 0,380), стажем и социальной эмоциональностью (г = 0,468), стажем и экстраверсией (г = -0,294).
Стаж работы, как правило, связывают с накоплением человека профессионального опыта, формированием у него комплекса взаимосвязанных профессионально важных качеств, операционализацией психических функций в соответствии со спецификой решением профессиональных задач. Однако, под влиянием неблагоприятных факторов в некоторый момент в становлении психологической системы деятельности могут проявится и деструктивные тенденции.
Благодаря таким тенденциям объясняется обратная связь между стажем работы и проявлением профессионально важных качеств, как поленезависи-
мость, высокое переключение внимания, эффективность функционирования оперативной памяти. Исходя из данных проведенного исследования, можно утверждать, что в качестве одного из деструктивных факторов выступает повышенный уровень эмоциональности водителей, которое вызывается накоплением негативных переживаний в связи с неполноценной организацией процесса труда, напряжением деятельности и общения.
Выводы и перспективы дальнейших исследований: целью оценки профессиональной надежности специалиста выступает определение ресурсов человека и разграничение нормы и патологии. В результате проведенного исследования установлено, что потенциально ненадежными к выполнению профессиональной деятельности по психологическим показателям выступает около 25% выборки, почти 6% — полностью не готовы к выполнению профессиональной деятельности. Анализ полученных данных говорит о важности как медицинского, так и внедрения психологического контроля при экспертной оценке водителей пассажирского автотранспорта.
Перспективными исследованиями выступает разработка четких критериев надежности, основанных на комплексном подходе (с учетом медицинских и психологических показателей), что будет профилактикой отказов в профессиональной деятельности
и будет включена в механизмы оценки готовности осмотры оценочного инструментария истощаемости, к деятельности, а также внедрение в послерейсовые перегрузок и выгорания.
Список литературы:
1. Бодров В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой/В. А. Бодров, В. Я. Орлов. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - С. 6-35.
2. Панченко О. А. Психофизиологический аспект безопасности дорожного движения/О. А. Панченко //Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2012. - № 3 (29). - С. 57-60.
3. Отенко О. М. Наукове планування та державне управлшня системою безпеки дорожнього руху. Першо-черговi завдання/О. М. Сгтенко//Дорожня карта. - 2015. - № 2 (136). - С. 6-9.