Научная статья на тему 'Важность формирования психофизических качеств в процессе физического воспитания студентов'

Важность формирования психофизических качеств в процессе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Н.Г.

В статье дан анализ результатов опроса студентов о влиянии физической нагрузки на формирование психофизических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важность формирования психофизических качеств в процессе физического воспитания студентов»

ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

© Ефремова Н.Г.1

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье дан анализ результатов опроса студентов о влиянии физической нагрузки на формирование психофизических качеств.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, стресс, психическая саморегуляция, физическая нагрузка, здоровый образ жизни.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта, как одного из приоритетных направлений социальной политики государства, обеспечивающего развитие человеческого потенциала России. В связи с этим, на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости повышения массовости занятий физической культурой и спортом, как составляющей части здорового образа жизни.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи сложна и многогранна. Исследования показывают, что за годы обучения в ВУЗе число здоровых студентов уменьшается на 25,9 %, а хронических больных увеличивается на 20 % [1, с. 53]. Следовательно, одной из важнейших проблем современной психологии и физиологии является изучение механизмов и закономерностей процесса адаптации организма к различным условиям среды. Приспособление человека к любой деятельности является сложным, многоуровневым процессом, который касается различных функциональных систем организма [5, с. 426].

Современная среда жизни завысила планку требований к физическому состоянию организма человека. Каждый человек переживает множество различных воздействий на свой организм. И зачастую, воздействия неблагоприятные, и они сказываются на нашем здоровье.

Все субъективные восприятия разнообразных жизненных явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряжения). К числу отрицательных факторов, вызывающих его, можно отнести: проблемы в семье, неустроенность в жизни, незаслуженное оскорбление, сильный страх, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться, обиду, тоску.

Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс («эу» в переводе с греческого - «хороший» или «настоящий») - положительный стресс, мобили-

1 Старший преподаватель кафедры Физического воспитания № 2.

зующий организм для приспособления к новым условиям и к оптимальному режиму работы. «Плохой» стресс - дистресс является главной причиной возникновения неврозов. Многие студенты иногда переживают такой сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать. Психологи считают, что душевное здоровье человека зависит не столько от событий, происходящих в его жизни, сколько от его реакции на них. Открытая, активная, оптимистическая позиция помогает превозмогать беды.

Предотвращение срывов при стрессах обеспечивают полноценный отдых, сон, правильное питание, регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли удовольствие, а не были горьким лекарством.

Один из доступных способов регулирования психического состояния -психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки.

В системе аутогенной тренировки важную роль играет дыхательная гимнастика. Фаза вдоха является мобилизующей. Поэтому, если необходимо мобилизовать себя, вдох растягивается и завершается энергичным коротким выдохом. Если же необходимо успокоить себя, снять излишнее напряжение, прибегают к другому типу дыхания: после сравнительно короткого энергичного вдоха следует несколько растянутый удлиненный выдох, а за ним короткая пауза - задержка дыхания. Также можно воспользоваться рекомендацией К.П.Бутейко, автора оригинальной методики дыхательных упражнений - стараться дышать поверхностно, чтобы в крови прибавилось СО2 -окись углерода способствует расслаблению [2, с. 209].

Занятия физической культурой должны носить систематический характер. Определенный объём двигательной активности должен стать постоянной частью общей культуры человека.

Поэтому, основная цель физвоспитания у студентов - это формирование физической культуры личности. Очень важно на промежуточном этапе между школьной и «рабочей» жизнью осознать роль физической культуры не только в развитии личностных качеств, но и в подготовке к профессиональной деятельности. Именно в студенческое время можно сформировать у человека установку на здоровый образ жизни, ввести в привычку регулярные упражнения и научить заниматься самовоспитанием. Принято выделять 5 основных психофизический качеств в отечественной теории: сила, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость. И развитие всех этих качеств могут привести студентов к большому успеху не только в дальнейшей профессиональной деятельности.

Воспитание в человеке этих качеств, путем осознанных и целенаправленных занятий регулярными физическими упражнениями или тренировками помогает воспитать помимо умений и навыков еще и определенные черты характера и психологические свойства. Профессор А.Д. Новиков, один из основоположников теории физвоспитания, говорил, что одними

158

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

разговорами о том, что человек должен быть сильным характером, мужественным, смелым, ничего не выйдет, пока человека не поместят в среду, где потребуется проявлять эти самые качества. А с помощью определенных физических нагрузок человек может сам моделировать себе ситуации и проходить их снова и снова, тренировать себя для дальнейшей жизни. С помощью спорта в человеке развиваются целеустремленность, дисциплинированность, уверенность в себе, настойчивость, инициативность, решительность, самообладание. Все эти качества студентам важны, чтобы реализовать себя в жизни. Но интересно, как воспринимает это студенческая «каста».

Нами был проведен интернет-опрос среди студентов третьего курса направления «Менеджмент» одного из ведущих экономических ВУЗов Москвы.

Целью опроса было: выяснить, как физическая культура и спорт влияют на повседневную жизнь студентов. Согласились пройти опрос 71 человек с потока.

Вопросы были следующие:

1. «Занимаетесь ли вы спортом или любыми другими видами физических нагрузок?».

2. «Видите ли Вы четкую цель в жизни?».

3. «Довольны ли Вы своей физической формой и состоянием здоровья?».

4. «Управляете ли Вы своим временем?».

5. «Быстро ли Вы смогли найти себе работу / подработку?»

Казалось бы, на первый взгляд, вопросы никак не связаны друг с другом

и тем более не все связаны с физической культурой. Но, по итогам опроса интервьюируемые разделились на 2 лагеря по 1 вопросу: приблизительно 40 % (28 человек) «лагерь спортивных» и около 60 % (43 человека) «лагерь хилых». И дальше ответы на вопросы кардинально разнятся.

В лагере спортивных 80 % (т.е. 23 человека) отвечавшие видят четкую цель в жизни, смогли быстро найти себе работу (или уверены в том, что им не составит труда сделать это в короткие сроки), управляют правильно своим временем и все успевают, но недовольны своей физической формой. Остальные 20 % (5 человек) отличаются тем, что довольны своей физической формой и здоровьем. Эти ответы позволяют спрогнозировать рост в «лагере спортивных», ведь 23 человека, регулярно занимающихся, по-прежнему недовольны и стремятся к лучшему. Играют и крепнут амбиции. 5 человек, которые всем довольны, занимаются ради поддержания общей физической формы.

Более печальная картина складывается в «лагере хилых»: 38 человек (это более 90 %) не смогли сформулировать точную цель, жалуются, что ничего не успевают или не могут найти работу и часто болеют, остальные 5 человек довольны своей жизнью, все успевают, но цель так же сформулировать не могут.

Может быть, в наибольшем масштабе результаты оказались бы отличными от наших, но мы надеемся позитивными.

В целом вывод очевиден. Регулярные занятия спортом позволяют развивать не только внешние физические качества, но и внутренние психологические и ментальные. Необходимо и очень важно приобщать студентов к здоровому образу жизни.

Образ жизни, жизненные мотивации каждого человека, в конечном счете, определяют его здоровье, социальное благополучие, место и роль человека в обществе, в трудовом коллективе, в семье. Здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности и социального благополучия. И растет число тех, кто благодаря спорту, физической культуре обладает высоким тонусом, оптимизмом и менее подвержен заболеваниям и стрессам.

Список литературы:

1. Носов С.М., Носова А.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов // Физическая культура, спорт и здоровье: проблемы и пути их развития»: сборник научных трудов / Под ред. к.м.н. доц. Т.И. Волковой. - Чебоксары: ЧИЭМ «СПбГПУ», 2014.

2.Бочкарева С.И., Кокоулина О.П. Физическая культура (теоретический курс). - М., 2008.

3. Кроль В. Психофизиология человека. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

4. Сиротюк А.Л. Психофизиологические факторы, влияющие на формирование одаренности // Журнал «Вестник экспериментального образования». - 2014.

5. Ефремова Н.Г. Влияние физических нагрузок на юношеский организм (19-25) // Сборник материалов 6 МНПК «Воспитание и обучение: теория, методика и практика». Том 1. - Чебоксары: «Интерактив плюс», 2016.

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РЕГУЛЯЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

© Мелентьева Н.Н.1

Вологодский государственный университет, г. Вологда

Статья посвящена вопросу изучения влияния занятий дыхательной гимнастикой на регуляцию деятельности кардиореспираторной систе-

1 Доцент кафедры Теоретических основ физического воспитания и спортивных дисциплин, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.