Научная статья на тему 'Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения'

Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балыхин Михаил Григорьевич

В статье представлена авторская классификация проблем, с которыми сталкивается высшая школа РФ при коммерциализации полученных в вузах результатов интеллектуальной деятельности всего 28 проблем в 8 проблемных областях. Предлагаются направления решения рассмотренных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балыхин Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Most Important Challenges of Commercialization of Intellectual Activity Results in Russian Higher Education Institutions and Ways of Solving Them

The article presents the author's classification of problems faced by the higher education institutions of the Russian Federation when commercializing the results of intellectual activities achieved therein a total of 28 issues in 8 problem areas. The author offers some directions as regards the solution of the challenges under study.

Текст научной работы на тему «Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Балыхин М.Г.

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Московский государственный университет дизайна и технологии.

Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения

АННОТАЦИЯ:

В статье представлена авторская классификация проблем, с которыми сталкивается высшая школа РФ при коммерциализации полученных в вузах результатов интеллектуальной деятельности - всего 28 проблем в 8 проблемных областях. Предлагаются направления решения рассмотренных проблем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммерциализация, результаты интеллектуальной деятельности, вуз

JEL: 030, О34 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

Балыхин Михаил Григорьевич, канд. экон. наук, доцент, докторант Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета; проректор по инновациям и развитию Московского государственного университета дизайна и технологии (png1@list.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/75/ (с) Балыхин М.Г. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND

(http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/75/

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

Несмотря на меры, предпринимаемые в рамках реформы системы высшего профессионального образования Российской Федерации, российские вузы, включая ведущие исследовательские и федеральные университеты, сталкиваются с проблемами в организации эффективного инновационного процесса, не позволяющими обеспечить вывод на рынки конкурентоспособных продуктов и технологий. Не в последнюю очередь это связано с проблемами в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые носят комплексный, взаимосвязанный характер и требуют четкого определения и подробного изучения.

Препятствующие факторы

В качестве первоначальных исходных данных для определения проблем, влияющих на деятельность вузов по коммерциализации полученных результатов интеллектуальной деятельности, взяты результаты аналитического исследования, проведенного Высшей школой экономики (ВШЭ) в 2013 году, в результате которого сформирован рейтинг факторов, препятствующих передаче технологий, разрабатываемых в российских университетах, и коммерциализации полученных научно-технических результатов (см. табл. 1).

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

Таблица 1. Рейтинг факторов, препятствующих передаче и коммерциализации научно-технических результатов, получаемых в вузах РФ (%) (источник - аналитические материалы ВШЭ [10], дополненные автором)

Ранг Фактор Сфера действия Частота упоминания

1 2 3 4

1 Нехватка финансовых средств Финансы, инвестиции 77.0

2 Высокие экономические риски внедрения Экономический риск 45.4

3 Правовые и административные барьеры на пути передачи и внедрения научно-технических результатов Нормативно-правовое регулирование 41.3

4 Недостаточная информированность заказчиков и/или внедряющих организаций о новых технологиях Инфраструктура 33.2

5 Нехватка квалифицированных кадров (инженеров, технологов) во внедряющей организации Кадровое обеспечение 29.1

6 Высокая конкуренция со стороны зарубежных разработок Конкуренция 28.1

7 Отсутствие гарантий бесперебойного функционирования производства, базирующегося на научно-технических результатах Экономический риск 27.0

8 Правовые проблемы обеспечения инновационной деятельности Нормативно-правовое регулирование 21.4

9 Нехватка квалифицированных специалистов для обеспечения передачи научно-технических результатов (экономистов, юристов, менеджеров и др.) Кадровое обеспечение 19.9

10 Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских, прочих услуг) Инфраструктура 19.9

11 Недостаточный уровень готовности научно-технических результатов к практическому внедрению (необходимость проведения дополнительных работ, модификаций) Технический уровень, готовность разработок 18.4

12 Высокая конкуренция со стороны других российских разработок Конкуренция 17.3

13 Высокая конкуренция со стороны новых товаров, работ, услуг, импортируемых из-за рубежа Конкуренция 16.8

14 Недостаточное качество менеджмента в организации Кадровое обеспечение 15.8

15 Несоответствие уровня опытно-экспериментальных работ новейшим научно-техническим достижениям Технический уровень, готовность разработок 12.8

16 Недостаток кооперационных связей с заказчиками и/или внедряющими организациями Инфраструктура 11.2

17 Недостаток информации о потребностях рынка новых технологий в организации Инфраструктура 10.7

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

В результате анализа данных, представленных в таблице 1, шесть факторов (4, 5, 11, 14, 15, 16) отнесены нами к внутренним (относящимся к компетенции вуза), семь факторов (2, 3, 6, 7, 8, 12, 13) - к внешним (экономическим, политическим, правовым и пр., не входящим в компетенцию вуза) и четыре фактора (1, 9, 10, 17) - к смешанным (проявляющимся как на внутреннем, так и на внешнем уровнях управления).

По значимости указанных групп факторов, определяемой суммарной частотой упоминания единичных факторов, входящих в каждую группу, наивысший рейтинг имеет группа внешних факторов (197,3 баллов), далее по уровню значимости располагается группа смешанных факторов (127,5 баллов), и наименьшей значимостью по мнению респондентов обладает группа внутренних факторов (120,5 баллов).

Указанный результат опросов может свидетельствовать о том, что в Российской Федерации в целом не созданы надлежащие внешние условия для широкой коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности высшей школы и защиты интеллектуальной собственности.

С другой стороны, относительно низкая значимость по мнению опрошенных представителей высшей школы внутренних факторов негативного влияния на процессы коммерциализации может указывать на их недооценку, о чем также свидетельствуют предыдущие работы автора [1] и результаты исследований других специалистов [8].

Объединение перечисленных факторов по сферам их действия (столбец 3 табл. 1.) позволило выделить ряд проблемных областей, требующих повышенного внимания:

- внешние экономические и рыночные риски, конкуренция;

- финансирование вузовских разработок и их коммерциализации;

- наличие и состояние внешней и внутренней инновационной инфраструктуры;

- развитие нормативно-правовой базы коммерциализации РИД;

- кадровое обеспечение коммерциализации РИД;

- технический уровень и степень готовности вузовских разработок.

В диаграмме на рисунке 1 указанные проблемные области ранжированы в соответствии с уровнями их актуальности,

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

рассчитанными по результатам опросов, проведенных исследователями из ВШЭ [10].

160 140 120 100 80 60 40 20

<5° 5 у / / / 3 о«° У ^

Рисунок. Проблемные области в деятельности российских вузов по коммерциализации РИД, ранжированные по уровню актуальности (в баллах)

Для получения объективной картины нами проведена верификация указанных данных путем сопоставления их с результатами, полученными из альтернативных источников, прежде всего, из работ российских ученых и аналитиков, в центре внимания которых находятся проблемы инновационного развития страны и проводящаяся реформа высшей школы.

Инновационная инфраструктура

Наибольшее внимание исследователей привлекает комплекс проблем, связанных с созданием и функционированием инновационной инфраструктуры, представляющей собой основу для формирования эффективного организационно-экономического механизма

коммерциализации РИД.

Ряд специалистов рассматривает инновационную инфраструктуру в широком смысле, включая в нее все институты, прямо или косвенно влияющие на инновационную активность высшей школы: систему венчурного финансирования, региональные и отраслевые кластеры, технические и технологические ресурсы общего пользования

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

и т.д. [9, 11]. При этом М.А. Боровская указывает на низкую эффективность использования большого количества созданных в последние годы объектов внешней инфраструктуры, таких как технополисы, технопарки, инновационно-промышленные комплексы и другие ресурсы общего пользования [2].

Проблемы эффективности функционирования внешней инновационной инфраструктуры тесно увязываются с проблемами общеэкономического и институционального характера, такими как общее состояние экономики страны (региона), высокие административные барьеры, несовершенство отбора инновационных проектов для финансирования, отсутствие должного предпринимательского климата, невостребованность промышленностью и бизнесом инноваций.

Решение данных проблем видится в совершенствовании существующих государственных институтов, определяющих политику и практику в сфере коммерциализации РИД. В частности, Н.И. Саталкина предлагает модернизировать существующий в Российской Федерации институт промышленной безопасности, так как, по мнению ряда специалистов, в своем существующем виде он является рудиментом советской системы хозяйствования и не способствует созданию инноваций [6].

Из других мер предлагается модернизация системы налогообложения в сфере интеллектуальной собственности, включая патентные и иные пошлины [11], усиление целевой направленности финансирования вузов и повышение роли конкурентных механизмов финансирования НИОКР [8], создание комплексных механизмов стимулирования интереса промышленности и бизнеса к инновациям [3].

Практически все исследователи отмечают неразвитость информационной инфраструктуры как в плане наличия и полноты баз данных, так и с точки зрения доступа к ним. Предлагается совершенствование баз данных, содержащих патентную информацию, а также создание систем государственного мониторинга цен на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и их зарубежные аналоги [6].

Большое внимание уделяется проблемам развития внутренней инновационной инфраструктуры, формирующейся в вузах, и обеспечением ее профессиональными кадрами. Суханова П.А рассматривает эти проблемы на примере исследовательских

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

университетов [12], Дьяченко О.Г., Карев С.А. - на примере МГУ [4]. Проблемы кадрового обеспечения деятельности по коммерциализации РИД рассматриваются в работах Вдовина С.М.[3], Кужева С.Н. [7] и других. К числу важнейших проблемных факторов относятся:

- отсутствие в подразделениях управления интеллектуальной собственностью (ИС) профессионалов по маркетингу, привлечению инвестиций и управлению проектами;

- низкий уровень специалистов по конкурсным торгам;

- недостаточное внимание подготовке и подбору кадров в отделы по коммерциализации со стороны руководства вузов.

Решение кадровой проблемы видится, прежде всего, в разработке и внедрении новых образовательных стандартов и программ в сферах защиты ИС, менеджмента инноваций и венчурных инвестиций, а также финансировании краткосрочных курсов повышения квалификации специалистов в сфере коммерциализации РИД и формировании эффективной системы обмена опытом управления ИС .

Что касается нормативно-правовой базы коммерциализации РИД, то исследователи отмечают ряд пробелов в части регулирования РИД, не получавших охранного статуса, в сфере учета нематериальных активов в бюджетных учреждениях и в ряде других областей [4, 6, 11]. Так, законодательством не предусмотрена норма, обязывающая государственных заказчиков и исполнителей к обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения НИОКР по госконтрактам. При этом большая часть создаваемых результатов надлежащим образом не оформляется, а, следовательно, остается недоступной для легальной коммерциализации [11].

Нормативно-правовая база коммерциализации

Важной задачей совершенствования нормативно-правовой базой коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является устранение противоречий, существующих в части положений по коммерциализации РИД в законодательстве, действующем в различных областях правого регулирования. С этой целью необходимо обеспечить гармонизацию соответствующих норм, действующих в следующих областях:

- бюджетное законодательство;

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

- техническое регулирование;

- законодательство об образовании;

- регулирование корпоративных отношений;

- таможенное регулирование;

- закупки, федеральная контрактная система;

- регулирование института государственно-частного партнерства;

- трудовое законодательство.

В качестве важнейшего направления развития нормативно-правовой коммерциализации РИД исследователями рассматривается разработка и принятие нового законодательного акта, регулирующего передачу технологий и коммерциализацию РИД, полученных за счет бюджетных средств. Н.И. Саталкина полагает, что такую роль может сыграть ФЗ «О передаче технологий», работа над которым велась в течение последнего времени, но была заморожена [6]. Другие исследователи считают необходимым разработку закона более широкого действия, призванного регулировать всю сферу инновационной деятельности [11].

В результате проведенного анализа нами установлены две дополнительные проблемные области в сфере коммерциализации РИД:

- низкая эффективность организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью в вузах;

- низкая эффективность стратегического управления коммерциализацией РИД в высшей школе.

В результате всего лишь 15-20% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, завершаются получением охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. При этом число реализованных патентов и заключенных лицензионных договоров покрывает не более 20% от общего числа РИД, получивших охранный статус. Данную проблему подтверждает и то, что доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов организаций оценивается всего в 0,3-0,5%, в то время как в экономически развитых странах этот показатель доходит до 30% [11].

В рамках двух дополнительных проблемных областей отмечены следующие проблемные факторы:

- отсутствие эффективного механизма выявления РИД;

- низкая эффективность применяемых методик оценки рыночной

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоимости РИД;

- отсутствие механизма коммерциализации РИД, не являющихся

ОИС;

- отсутствие системы мониторинга использования ОИС, созданной в вузах;

- низкий уровень стимулирования непосредственных разработчиков;

- нацеленность на патентование, а не на коммерциализацию;

- отсутствие в миссии и стратегиях развития вузов цели повышения их конкурентоспособности как генераторов инноваций;

- отсутствие стратегического подхода к коммерциализации РИД, нацеленность на получение краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным;

- несоответствие стратегий развития вузов региональным, государственным и (или) отраслевым стратегиям инновационного развития;

Решение указных проблем видится в интенсификации деятельности по следующим направлениям:

- инвентаризация РИД, полученных в вузах, и формирование системы мониторинга их использования;

- разработка и внедрение методик оценки рыночной стоимости РИД, формирование сферы услуг в этой области, в том числе обучения специалистов;

- формирование комплексного механизма коммерциализации РИД, получивших статус ОИС, и без такового на основе вузовской инновационной инфраструктуры в тесной связи с региональными центрами передачи технологий;

- включение в декларации о миссиях вузов и в стратегии их развития обязательного положения и плана коммерциализации РИД, полученных за счет бюджетных средств;

- гармонизация стратегических планов инновационной деятельности вузов с региональными инновационными стратегиями, а также с федеральными стратегиями и целевыми программами.

Таким образом, нами достоверно определены восемь проблемных областей, влияющих на эффективность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вузов РФ и двадцать восемь действующих проблемных факторов. Результаты анализа с указанием

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

рекомендуемых направлений решения выявленных проблем представлены в таблице 2.

Заключение

Решение рассмотренных проблем лежит в плоскости формирования эффективного организационно-экономического механизма коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в вузе, включая:

- создание методической основы эффективного обращения с объектами интеллектуальной собственности, развитие внутренней и внешней инновационной инфраструктуры,

- создание системы профессиональной подготовки специалистов в сфере коммерциализации РИД, а также включение вузов в региональные, отраслевые, страновые и международные инновационные системы.

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

Таблица 2. Проблемные области и факторы, влияющие на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в вузах РФ (источник -составлено автором)

Проблемные области

Проблемные факторы

Направления решения

Низкое качество инфраструктуры, обеспечивающей оформление прав собственности на ИС

Наличие и состояние внешней и внутренней инновационной инфраструктуры

Низкое качество информационной инфраструктуры, не позволяющей наладить

эффективные связи и доступ к базам данных

Отсутствие

эффективных связей

вузовский

инновационной

инфраструктуры с

региональной

(отраслевой)

Создание сферы услуг в области формирования защиты ИС, ведения баз данных и обеспечения доступа к ним. Развитие территориальных структур правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Создание инновационных кластеров вокруг (или с привлечением) ведущих вузов.

Формирование горизонтальных информационных связей между вузами различных категорий, и территориальными инновационными структурами.

Создание системы государственного мониторинга цен на объекты ИС и их зарубежные аналоги.

Кадровое обеспечение коммерциализации

РИД

Отсутствие в подразделениях управления ИС профессионалов по маркетингу, привлечению инвестиций и управлению проектами

Низкий уровень специалистов по конкурсным торгам

Разработка и внедрение образовательных стандартов и программ в сферах защиты ИС, менеджмента инноваций и венчурных инвестиций.

Организация и финансовая поддержка краткосрочных курсов повышения квалификации специалистов в сфере коммерциализации РИД. Формирование системы обмена опытом управления ИС в вузах.

Недостаточное внимание подготовке и подбору кадров в отделы по

коммерциализации со стороны руководства вузов

Механизм управления интеллектуальной собственностью в вузе

Отсутствие эффективного механизма выявления и комплексной оценки РИД

Проведение обязательной инвентаризации РИД в вузах и формирование системы мониторинга использования ОИС в вузах и на территориальном уровне.

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

Низкая эффективность применяемых методик оценки рыночной стоимости РИД Разработка и внедрение методик оценки рыночной стоимости РИД, формирование сферы услуг в этой области. Формирование комплексного механизма коммерциализации РИД, получивших статус ОИС, и без такового на основе вузовской инновационной инфраструктуры в тесной связи с региональными центрами передачи технологий Введение нормативной обязанности вузов осуществлять коммерциализацию РИД, получаемых за счет бюджетных средств.

Отсутствие механизма коммерциализации РИД, не являющихся ОИС

Отсутствие системы мониторинга использования ОИС, созданной в вузах

Низкий уровень стимулирования непосредственных разработчиков

Нацеленность на патентование, а не на коммерциализацию

Развитие нормативно-правовой базы коммерциализации РИД Противоречивость существующей нормативно-правовой базы Устранение противоречий в действующем законодательстве об ИС и гармонизация в этой части всей законодательной базы РФ Совершенствование нормативно-правовой базы в области оценки и финансового учета нематериальных активов. Разработка и принятие самостоятельного законодательного акта, регулирующего передачу технологий и коммерциализацию РИД, полученных за счет бюджетных средств. Совершенствование правоприменения в сфере защиты ИС.

Неполнота существующей нормативно-правовой базы

Проблемы правоприменения в сфере защиты ИС

Проблемы регулирования РИД как нематериальных активов

Стратегическое управление коммерциализацией РИД в вузе Отсутствие в миссии и стратегиях развития вузов цели повышения их конкурентоспособности как генераторов инноваций Включение в декларации о миссиях вузов и в стратегии их развития обязательного положения и плана коммерциализации РИД, полученных за счет бюджетных средств. Гармонизация стратегических планов инновационной деятельности вузов с региональными инновационными стратегиями, а также с федеральными стратегиями и целевыми программами.

Отсутствие стратегического подхода к коммерциализации РИД, нацелен-ность на получе-ние краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

Несоответствие стратегий развития вузов региональным, государственным и (или) отраслевым стратегиям инновационного развития

Финансирование и поддержка вузовских разработок и их коммерциализации Низкая эффективность отбора исследований для государственного финансирования Усиление целевой направленности финансирования вузов, повышение роли конкурентных механизмов финансирования НИОКР. Модернизация системы налогообложения в сфере ИС, включая патентные и иные пошлины.

Неразвитость системы венчурного финансирования

Недофинансирование процессов коммерциализации

Внешние экономические и рыночные риски, конкуренция Высокие риски внедрения, связанные с недостаточным уровнем экономической устойчивости в стране Формирование комплексных механизмов стимулирования создания объектов интеллектуальной собственности в вузах и их коммерциализации. Улучшение инвестиционного климата и условий для предпринимательства на муниципальном, региональном государственном уровнях. Развитие системы патентной информации и мониторинга инноваций в России и за рубежом. Создание системы стимулов в использовании инноваций промышленностью и бизнесом.

Общее состояние предпринимательског о сектора

Высокая конкуренция на международных рынках инноваций

Неразвитость внутреннего рынка инноваций; низкая заинтересованность российского бизнеса в инновациях

Технический уровень и степень готовности разработок Несоответствие уровня вузовских разработок новейшим научно-техническим достижениям и потребностям рынка

Незавершенность исследований, не доведение РИД до статуса ОИС Проведение инвентаризации незавершенных РИД и

Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 111-124. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/75/

ИСТОЧНИКИ:

1. Балыхин М.Г. Направления и механизм передачи технологий в высшей школе России

и за рубежом // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». — 2014. — № 2 (50). — С. 349-352.

2. Инструментарно-методическое обеспечение механизма взаимодействия

инновационно-ориентированных субъектов на региональном уровне / М.А. Боровская, Т.В. Морозова, М.А. Масыч [и др.]. Под ред. проф. М.А. Боровской. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. — 157 с.

3. Вдовин С. М. Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации

результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете / С. М. Вдовин, Д. В. Окунев, И. А. Головушкин // Интеграция образования. — 2011. — № 3. — С. 3.

4. Дьяченко О.Г., Карев С.А. Развитие инновационной инфраструктуры МГУ им. М.В.

Ломоносова. Проблема коммерциализации ВУЗовских технологий // Бурение и нефть. — 2007. — № 7-8. — С. 39-40.

5. Калюжнова В.Г., Юсова В.В. Проблемы и перспективы коммерциализации результатов

инновационной деятельности вузов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. — № 1. — С. 161-166.

6. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных и

образовательных учреждений: состояние и перспективы развития: Монография / Н.И. Саталкина, С.И. Дворецкий, М.Н. Краснянский [и др.]. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 168 с.

7. Кужева С.Н. Научная и инновационная деятельность вузов (Часть 1; Часть 2): Доклад на

2-ой научно-практической конференции «Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 31.05.2011 г., г. Омск.

8. Медовников Д., Оганесян Т. Рыночные и нерыночные каналы трансфера технологий.

9. Морозов С.И. Региональная политика формирования промышленных кластеров (на

примере Ульяновской области) // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». — 2011. — № 3(39). — С. 206-208.

10. Использование механизмов государственной финансовой поддержки (частоты в

подвыборке организаций, осуществляющих передачу научно-технических результатов) // «Мониторинг инновационной активности субъектов инновационного процесса» с сайта Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

11. ОАО «РВК»: Основные приоритеты государственной стратегии в области ИС.

12. Суханова П.А. Действующая инновационная инфраструктура российских

национальных исследовательских университетов в региональной инновационной системе: проблемы и решения // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.