Научная статья на тему 'Василий Александрович Фриауф: к 60-летию со дня рождения'

Василий Александрович Фриауф: к 60-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
198
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Василий Александрович Фриауф: к 60-летию со дня рождения»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

РЕРБОМДИД

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФРИАУФ: к 60-летию со дня рождения

Василий Александрович Фриауф родился 25 февраля 1950 г. в городе Таштагол Кемеровской области. После службы в армии (1969-1971) поступил на философский факультет Уральского госуниверситета (1972). После его окончания в 1979 г. работал на кафедре философии Сибирского металлургического института в г. Новокузнецке Кемеровской области. В 1985 г. в Уральском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию на тему «Принцип монизма в марксовом методе восхождения от абстрактного к конкретному». В 1989 г. переезжает в Саратов и работает на кафедре философии Саратовского технического университета.

В октябре 1992 г. В. А. Фриауф защитил докторскую диссертацию на тему «Знание и реальность: типы онтологий и типы дискурса» на философском факультете Санкт-Петербургского университета. В этом же году становится президентом философского общества имени С. Л. Франка, организует регулярные встречи философов, поэтов, общественных деятелей и религиозных лидеров города Саратова. С 1994 г. - доктор философских наук, с 1996 г. имеет ученое звание профессора. В январе 2005 г. В. А. Фриауф переходит на работу в Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского - профессором кафедры философии культуры и культурологии, а с июня 2005 г. и по сегодняшний день является профессором кафедры религиоведения и философской антропологии.

Область научных интересов Василия Александровича широка и в то же время концептуально целостна. В разные годы своей жизни и разные периоды творчества Василий Александрович обращается к разработке тем по философии имени, философии языка и сознания, уделяет пристальное внимание условиям и возможности постижения метафизических и духовных традиций, критически переосмысливает и творчески интерпретирует вопросы современной западной и русской философии. Особое значение в интеллектуальной биографии В. А. Фриауфа принадлежит философии М. Хайдеггера, который для него отнюдь не «общее место». В. А. Фриауф - автор монографий «Как возможна содержательная логика», «Язык. Сознание. Человеческая реальность... Абсолютно Другое». Читает лекции по курсам: «Культурология», «Философская антропология» и таким оригинальным спецкурсам, как «Русская философия Имени», «Язык. Культ. Культура», «Тра-

Personalia

диция правящего Логоса», ведет актуальный спецсеминар «Постмодерн: текст культуры и культура текстов», пользующийся у студентов особенной популярностью.

Василий Александрович Фриауф не человек словарной статьи, он живой, ищущий, одаренный человек, философ, педагог и руководитель, ускользающий, подобно Dasein, от шаблонов любых дефиниций. Для людей и чисел нет устойчивых определений. Имя, как и число, одинаково загадочны, по крайней мере, всегда неоднозначны. Имя Василий философом и богословом П. А. Флоренским истолковывается на почтенных пяти страницах и при этом все равно остается для читателя загадкой: «Василий - царственный, но не в смысле банального величия, а в смысле субъективной утонченности... Его интеллект быстро схватывает отношение вещей, людей, событий и никогда не теряется во многосложности жизненных отношений. Все существующее взвешивается им и находит себе место, хотя и не в отвлеченной системе. Истинным предметом его внимания служит преимущественно задача культуры, а не метафизики и не естествознания сами по себе. Не отвлеченное и пассивно хранимое знание влечет, а такое, которое он может пустить в

оборот культуры и организовать на его почве людей. Очень сознательный на своих вершинах, он с большой постепенностью переходит в интуицию, угадку, инстинкт и поэтому способен действовать гибко. Василию нужно не самоудовлетворение прямой линии, не школьное самодовольство чистотою работы, а достижение цели в мере ее целесообразности». Каждый, кто знает Василия Александровича, согласится, что эти характеристики Флоренского удивительно точны, но все же оставляют ощущение перспективы. Так и должно быть: «Открытый финал -один из устойчивых и радостных признаков бытия» - это слова, сказанные однажды В.А. Фриауфом.

Василий Александрович умеет удивлять: своими философскими текстами, которые никогда не повторяются и впечатляют магией языка и интеллектуальностью; неформальным подходом к знанию и передаче духовного опыта, за что любим студентами; уважением к творческой и интеллектуальной свободе других, за что уважаем коллегами.

Ученики, коллеги и друзья поздравляют Василия Александровича Фриауфа с юбилеем и желают здоровья, творческих успехов и процветания!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.