\ программный продукт \
Вас найдут
Не пользователь ищет информацию, а информация находит его. Этому принципу соответствует мобильное новостное приложение News360 — пример успешного стартапа, созданного командой русских программистов и математиков. За три года приложение набрало 4 млн пользователей в США и Канаде.
Виктория КостоЕВА
Роман
карачинский,
сооснователь News360
Угол зрения
Заместитель руководителя направления по образованию и исследованиям ^-кластера Фонда «Сколково» Екатерина Гайка интересуется рынком иностранных стартапов. Об этом может узнать любой, кто прочитает ее профиль в социальной сети. Но у молодого управленца есть и другие технологические пристрастия, о которых Екатерина не стремится оповестить Facebook.
«Каково же было мое удивление, когда я вдруг начала получать интересные новости о робототехнике. Между тем об увлечении этой сферой знали очень немногие, — рассказала Екатерина Гайка. — Круг источников был настолько широк, что до большинства из них мне не хватило бы времени добраться самостоятельно. А о некоторых я узнала впервые».
Новости нашли своего пользователя самостоятельно? Можно сказать и так — если бы за этим феноменом не стояли сложные лингвистические и семантические технологии анализа взаимодействия пользователя с контентом. Эти технологии, в которых используются элементы искусственного интеллекта, были созданы командой молодых московских программистов, лингвистов и математиков для новостного мобильного приложения News360.
Обзор новостей на все 360° и освобождение пользователя от предвзятости — такова фабула, заложенная в названии молодого российского стартапа.
Дело не только в том, что новости показывают из всех источников сразу, исключая ангажированность (например, политическую или социальную). Намного сложнее и интереснее определить кругозор пользователя, его уникальные, скрытые пристрастия и даже предсказать, какие темы могут оказаться интересными ему в будущем.
48 часов до прорыва
Сегодня у News360 — свыше 4 млн пользователей в мире. Как этого удалось добиться учредителям компании?
В 2010 году будущий сооснователь News360 24-летний Роман Карачинский, выпускник канадского университета Waterloo, думал над тем, как упростить себе жизнь. «Каждый день я тратил часы на чтение новостей в Google Reader и Facebook, ежедневно просматривая несколько десятков лент и блогов, и все равно ощущал, что упускаю много важного».
В то время Роман работал в компании «Медиало-гия» — разработчике одноименной популярной системы для мониторинга СМИ, которая присутствовала на рынке с 2003 года. В середине 2010 года в лаборатории «Медиа-логии» искали новые способы предоставления пользователю контента, который удовлетворял бы его личные информационные нужды. Так и появилась идея разработать продукт, способный заниматься созданием и доставкой персонализированной информации на мобильные устройства. Деньги на реализацию идеи — $6 млн — выделил венчурный фонд Oradell Capital. Годом позже, в 2011 году, команда News360 стала одним из первых грантополу-чателей Фонда «Сколково», выиграв грант на научно-исследовательские разработки в размере $1,5 млн.
Созданием нового сервиса занялись 15 человек под руководством Романа Карачинского и Нины Григорьевой, второго основателя News360, — все они отделились от команды «Медиалогии». Для стартапа у проекта были неплохие возможности: наработки компании в сфере анализа СМИ, собственный офис и команда профессионалов. Первое приложение News360 для iPhone появилось в октябре 2010 года. «Получился очень простой новостной агрегатор, который еще не умел обучаться в процессе взаимодействия с пользователем, — рассказывает Роман Карачинский. — Мы не ждали успеха, хотелось лишь одного — получить тысячу первых пользователей, чтобы они рассказали нам о своих впечатлениях, а мы бы пошли все дальше переделывать». Однако за первую же неделю приложение скачало 100 тыс. человек, а сама Apple поставила News360 на первую страницу AppStore.
«За двое суток до этого мы получили от Apple письмо: ребята, у вас есть 48 часов на то, чтобы увеличить количество серверных мощностей и прислать нам графику для размещения на AppStore, — вспоминает Роман Карачинский. — Мы не спали 48 часов, пока не сделали то, что было нужно».
Своими основными конкурентами News360 считает мобильные приложения Flipboard и Zite. Вместо привычных социальных сетей и подписок по RSS Flipboard создал единый красочный журнал, в котором удобно читать статьи, новости и посты. А Zite находит источники, которые могут быть интересны пользователю, и по мере чтения добавляет контент, который еще больше соответствует интересам клиента. Однако если требуется найти непопулярные источники информации, почитать специализированный контент, который самостоятельно найти очень сложно, то Zite не поможет.
Чтобы быть минимум на шаг впереди конкурентов, создателям News360 требовалось произвести на свет такой сервис, функционал которого оказался бы новым словом в персонализации. И в июле 2012 года команда вывела на рынок уникальный продукт, способный обучаться и выявлять не только очевидные пристрастия пользователя, но и его скрытые интересы.
50 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (138) 2013
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
«Мы бесконечно оттачиваем и уточняем портрет пользователя, — говорит Роман Карачинский. — Ведь со временем его интересы меняются: к старым он охладевает, появляются новые». Каждый день News360 обрабатывает 200 тыс. статей из более чем 30 тыс. источников. Чтобы не столкнуться с эффектом «пузыря» — когда информация фильтруется настолько, что пользователь может оказаться вне элементарного информационного поля, к персональному контенту добавляются новости о наиболее важных событиях, случившихся в мире и в стране.
ми
AppSto это себ ы т
Лю Pus
о
:та
Пазл из информации
Начать пользоваться мобильны легко: нужно загрузить его из приложению свои интересы. Для открыть доступ к информации о циальных сетях и сервисах, котор ким образом приложение сможе" трет интересов своего читателя из Twitter, Facebook и Google друг друга. По сути, информаци ется по принципу пазла, из с и рождается целостная картинка Как быть, если пользовате, доступ к информации о себе? В берет за отсчет некие средние п теле и затем пытается нащупать большое количество разных мате акцией. Для анализа поведения специальные инструменты, осн семантического и лингвистическ цесс «нащупывания» очевидных примерно неделю — достаточ лем 20-30 статей, чтобы понять и затем «включать» движок персо1 ставляет собой целый набор техн за текстов и преобразования так и для нахождения взаимосвя вателя, его действиях в социаль News360.
м приложением News360 ге, а затем объяснить й цели человек может е, собранной в тех со-он пользуется, — та-||стрее составить пор-бопытно, что сведения органично дополняют пользователе собира-вных частей которого
но
Платформа для монети
«Главное конкурентное преиму| Google News, Flipboard и Zite вателю контента не по ключев глубокому анализу его интересе читает человек», — считает Екал Аналитик ИК «ФИНАМ» Анн; «основное преимущество про в многолетнем опыте компани хорошо зна<
щес в
ым в и
'в| а кта и « ет
ь отказывается открыть этом случае приложение редставления о пользова-его интересы, показывая риалов и наблюдая за реи эмоций в News360 есть ованные на технологии :ого анализа текста. Про-интересов продолжается прочтения пользовате-его первичные интересы нализации. Движок пред-ологий — как для анали-в смысловые категории, зей в поведении пользо-ных сетях и внутри самого
зации
;тво News360 перед предложении пользо-словам, а благодаря смысла того, что и как
на Гайка. Зайцева считает, что заключается лишь «Медиалогия», которая своего потребителя».
ри
Пока News360 говорит только по-английски, но со следующего года будет знать испанский язык. По словам сооснователя News360 Нины Григорьевой, мобильное приложение с самого начала было ориентировано на американский рынок — он насчитывает более миллиарда англоговорящих пользователей, из которых свыше 50% потребляют новостной контент.
«Изначальная ориентация подобного проекта на западные рынки — скорее плюс, — уверена Екатерина Гайка. — Показать свою конкурентоспособность на Западе — большая удача. А для молодого российского стар-тапа — двойной и довольно редкий успех».
Если два года назад в News360 основной своей задачей считали набрать критическую массу пользователей, то сегодня — начинать монетизацию проекта. На чем намерены зарабатывать создатели News360?
«Мы пытаемся создать платформу, которая будет независимым рынком контента, — это интересно крупнейшим корпорациям мира, производящим свой контент самостоятельно и заинтересованным в том, чтобы он находил своего читателя, — рассказал Роман Карачинский. — Наши технологии — это то, что им нужно. Мы находим аудиторию, которой могут быть интересны материалы, скажем, от Intel про будущее рынка Big Data, а корпорации готовы платить за их чтение».
Кто владеет информацией
Не пользователь ищет информацию, а информация сама находит его, считают эксперты, — таков тренд ближайшего будущего. Одна из самых влиятельных персон мировой IT-индустрии, глава и владелец фонда EDventure Holdings Эстер Дайсон считает, что будущее поиска информации — за технологиями персонализации контента. «Самыми востребованными окажутся технологии, способные помочь пользователю найти среди множества источников наиболее интересные и полезные, — уверена Эстер Дайсон. — Подобные технологии — лучшее решение для любого из нас, потому что основываются не на мнении друзей, а на вашем собственном выборе».
Но не все эксперты так считают. «При помощи информации одни люди могут управлять другими, — возражает Анна Зайцева. — По сравнению с традиционными СМИ, показывающими одни и те же события, новые информационные сети могут отфильтровывать определенные высказывания представителей референтной группы, нагнетая напряженность, создавая страхи на пустом месте или, наоборот, формируя пренебрежительное отношение к серьезным рискам».
Кто окажется уникальным поставщиком новостей для пользователей всего мира? В News360 рассчитывают, что именно они. Или — в крайнем случае — что места на мировой арене хватит для нескольких победителей.
Будет ли эта подборка новостей отражать полную картину происходящего — большой вопрос. Новые технологии подтверждают старую истину: кто владеет информацией — тот владеет миром.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (138) 2013 51