Научная статья на тему 'Вариает оформления предметной аудитории кафедры философии'

Вариает оформления предметной аудитории кафедры философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариает оформления предметной аудитории кафедры философии»

�в от завершения XI в. до н. э. до IX в. н.э.

Религиозно-философские и мифологические воззрения древних славян (I—IX вв. н. э.)

— мифы о Вселенной, человеке, сверхъестественных силах и явлениях;

— языческое многобожие.

племена

Славянские племена

1. Род — безликое божество, главный бог славянского пантеона, творец Вселенной, «отец и мать» всех богов.

2. Сварог — мужская половина и ипостась бога Рода. Завершитель творения Вселенной. С помощью уточки достал Землю из первичного океана, населил ее первыми людьми. Супруг богини Лады, отец всех богов.

3. Лада— богородица, женская ипостась Бога Рода. Богиня брака, благочестия, супруга Сварога, мать всех богов.

4. Перун — бог грозы и войны. Сын Сварога, отец Даждьбога.

5. Даждьбог — бог Вселенной, солнечный бог. Сын Перуна и русалки Роси.

6. Богумир — богочеловек, сын Даждьбога и полузмей-полуженщины Марены (Мары). Прародитель ряда славянских народов. Имел сыновей Севу, Руса и Славена, дочерей Древу, Скребу и Полеву. От этих детей пошли северяне, русы, новгородские славяне, а также древляне, кривичи и поляне.

7. Арий — богочеловек, сын Даждьбога и сестры Марены — Шивы. Прародитель ряда славянских народов. Считается отцом

Кия, Щека и Хорива, от которых пошли киевские русы, чехи и хорваты.

8. Велес — бог богатства и скота, сын небесной коровы Зе-мун. Велес в одной ипостаси — разрушитель Вселенной (в борьбе с Даждьбогом), в другой — бог мудрости.

- Явь — светлая сила, управляющая миром; одновременно — сам этот светлый мир, «весь белый свет».

- Навь — темная сила, управляющая миром; одновременно — загробный мир, «тот свет».

- Правь — одно из основных понятий древнеславянской «жизненной философии»: всеобщий справедливый закон существования мира, установленный Даждьбогом.

Философские воззрения периода Киевской Руси (IX — нач. XIII вв.)

Источники:

- Библия и другие письменные трактаты христианства;

- летописи и сказания, жития святых;

- грамоты и уложения князей;

- сохранившееся язычество;

- устный эпос.

Основные философские воззрения

- Христианский Бог есть безликое, бестелесное, непознаваемое существо, абсолют, творец космоса и человека из ничего. Существует в 3-х ипостасях: Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух святой

- Бог создал «этот мир» за 6 дней

- Иисус Христос — богочеловек, основатель христианства и спаситель человечества

- мир существует на «двух уровнях»: земной мир («белый свет») и мир загробный («тот свет»)

- человек-тварь (творение) божие, раб божий

- бедные, слабые и больные — наибольшие праведники, пользующиеся особой поддержкой Бога

- князь — наместник Бога на Земле

- история людей развивается прямолинейно: от божественного творения к концу света и спасению в Боге

- познание божественного возможно только через откровение или озарение

- нравственность имеет божественное происхождение, а безнравственность — земное

- сохранение мифологии и язычества

- самостоятельное философское творчество отсутствует

Представители: Иларион Киевский, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Даниил Заточник и др.

Философские взгляды на Руси в период монгольского нашествия (XIII—XIV вв.)

Источники:

- Библия, трактаты православной церкви;

- местные летописи, изборники и грамоты князей;

- Сказания и Слова о героических деяниях;

- устный эпос.

Основные философские воззрения

- Библейские религиозно-философские идеи и догмы

- исихазм — религиозно-философские воззрения и образ жизни как особое «служение Богу»: аскетизм, полное пренебрежение личностным, смирение перед божественной волей, мистическое созерцание Христа

- эсхатология — идея о близком «конце света», распространившаяся на Руси в результате монгольского нашествия, неудачных попыток русских князей объединиться; серии неурожаев и эпидемий

- идея духовного единства и «собирания» русских земель

- героика и патриотизм прошлого и настоящего по защите веры и земли русской

- распространение идей первого перевода на церковно-

славянский язык Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника

- самостоятельное философское творчество отсутствует

Представители: Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Донской, митрополит Петр.

Философствование на Руси в XI—XVII вв.

Источники:

- Библия, трактаты православной церкви;

- первый перевод философского предисловия трактата И. Дамаскина «Точное изложение православной веры»;

- местные летописи и указания князей;

- светские рукописные книги;

- печатные книги с 1564 г.;

- первые религиозные учебные заведения;

- устный эпос.

Философские идеи и воззрения

- библейские религиозно-философские воззрения канонического характера и старообрядчества

- идеи национального самоопределения и патриотика

- усиление национального авторитета идеи о русской государственности с центром в г. Москве

- пропаганда идеи «Москва — третий Рим»

- новое осмысление соотношения церковной и светской (царской) власти

- убывание эсхатологических воззрений

- противоборство иосифлян и нестяжателей по проблеме: церковь — вера — народность — богатство

- дискуссии по общественной морали

- зарождение идей раннего отечественного демократизма, «естественного права» и гражданства — возрастание потребности в гуманитарном знании, в изучении древних текстов греческих и римских авторов. Основание в 1685 г. Московского эллино-греческого училища, преобразованного в

1700 г. в Славяно-латинскую академию. Создание П. Могилой в Киеве в 1631 г. Братского училища (с 1701 г. Киево-могилянская академия)

- самостоятельное философское творчество отсутствует

Представители: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Феодосий Косой, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Федор Карпов, Петр Могила, патриарх Никон протопоп Аввакум.

Русская ренессансная философия (XIII — начало XIX вв.)

Источники:

- Библия, трактаты православной церкви;

- рукописные и печатные книги светского характера;

- первые философские работы;

- учебные заведения.

Основные философские идеи и учения

- явное отделение светского мышления от религиозного

- утверждение устойчивого интереса к философии и профессиональному философствованию

- в связи с открытием в 1755 г. Московского университета и преобразованием в 1755 г. Московской славяно-латинской академии в Славяно-греко-латинскую академию

- религиозно-христианская концепция бытия и жизни человека

- утверждение светского понимания процесса познания и его соотношения с религиозной верой

- возникновение естественнонаучного философского материализма (натурфилософии)

- распространение с начала XIX в. идей немецкой идеалистической философии

- дальнейшее развитие идей «естественного права», теорий «общественного договора», «просвещенного монарха»

- разработка проблем человека

- пропаганда гуманизма в стиле французского просвещения

- философия масонства

- создаются основы для самостоятельного философского творчества

Представители: «Ученая дружина Петра»: Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Посошков, А. Кантемир, Г. Сковорода и др., а также: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, М. М. Сперанский, Д. И. Велланский, А. И. Галич и др.

Становление и развитие русской философии как науки (XIX— начало XX вв.)

Источники:

- религиозная литература;

- светская литература;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оригиналы и переводы философских трудов зарубежных (европейских) авторов;

- первые философские работы отечественных авторов.

2 6 (Л

Основные идеи, учения и направления

- Славянофилы и западники

- натурфилософские идеи

- философия анархизма и нигилизма

- философия народничества

- русский позитивизм и логизм

- неокантианство в России второй половины XIX — начала XX вв.

- отечественная религиозно-идеалистическая философия

- русский персонализм и космизм

- экзистенциализм в России XIX — начало XX вв.

- интуитивисты

- философия поэтов-символистов

- материализм революционных демократов

- диалектический материализм

- яркое проявление самостоятельного философского

творчества

Признаки РУССКОЙ философии как науки

1. Общественно признанный вид профессионально-интеллектуальной деятельности;

2. наличие кадров и учреждений;

3. определение объекта и предмета философских исследований;

4. полнота философской проблематики и глубина ее разработки;

5. наличие категориального аппарата;

6. тесная связь с зарубежной научной философией

Представители: И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, Л. М. Лопатин, А. А. Козлов, А. И. Введенский, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, Л. И. Шестов, А. Белый, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин.

Современная отечественная философия (с 20-х годов XX в.)

Источники:

- отечественная философская и другая литература;

- труды представителей зарубежного крыла русской философии;

- источники религиозно-христианской направленности.

Основные направления и концепции

- современная русская зарубежная религиозная философия

- русский экзистенциализм за рубежом

- русский позитивизм за рубежом

- русский персонализм за рубежом

- русская зарубежная социально-философская мысль

- философское творчество А.Ф. Лосева

- диалектико-материалистическая философия советского периода:

- онтологическая проблематика

- гносеологическая проблематика

- социальная философия

- философия человека

- философские науки советского периода: история философии, этика, эстетика, формальная логика, философские проблемы естествознания и др.

- отечественная интегративная философия 90-х гг. XX в.

диалектический материа-_ лизм и материалистическая диалектика

исторический материализм

Представители: Н. А. Бердяев, И. А. Илъин, В. В. Зеньков-ский, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, В. Ф. Асмус, Б. М. Кедров, А. Ф. Лосев, М. Т. Иовчук, И. С. Нарский, Т. И. Ойзер-ман, В. В. Соколов, П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, А. П. Шепту-лин, П. В. Алексеев, Н. В. Мотрошилова, А. И. Ракитов, И. Т. Фролов, В. С. Барулин и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.