Научная статья на тему 'Валютно-финансовая интеграция в АТР'

Валютно-финансовая интеграция в АТР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубрилова Н.В.

Рассматриваются предпосылки развития интеграционного процесса в АТР и его особенности, анализируются основные направления формирования субрегиональной валютной системы: выбор региональной резервной валюты, режим и взаимное регулирование валютных курсов, усиление роли действующих и создание новых международных региональных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютно-финансовая интеграция в АТР»

Финансы, кредит, денежное обращение

Н.В. ЗУБРИЛОВА

Валютно-финансовая интеграция

в АТР

Рассматриваются предпосылки развития интеграционного процесса в АТР и его особенности, анализируются основные направления формирования субрегиональной валютной системы: выбор региональной резервной валюты, режим и взаимное регулирование валютных курсов, усиление роли действующих и создание новых международных региональных организаций.

Рост экономического веса Азиатско-Тихоокеанского региона в мире порождает объективную потребность в развитии взаимосвязей между странами региона. В настоящее время АТР представляет собой весомую часть мирового хозяйства. На него, включая Россию, приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли, 40% населения земного шара. АСЕАН, Китай и остальные страны региона (без учета России и Японии) экспортируют и импортируют около 18% мирового объема товаров и услуг [6].

Новый импульс для развития регионализации в АТР дал валютно-финансовый кризис 1997 г. Регионализация выражается в формировании межгосударственных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, «общих рынков», экономических сообществ и т.д.). Общими чертами данных объединений являются облегчение условий торговли и инвестиций, координация экономической и финансовой политики в сочетании с защитной политикой региона в отношении отрицательных последствий глобализации.

Азиатско-Тихоокеанский регион имеет свои особенности, которые отличают его от других региональных интеграционных центров - Европейского и Северо-Американского. Внимание к АТР обусловлено прежде всего концентрацией в этом регионе геополитических интересов трех ядерных держав - США, России и Китая; двух самых населенных стран мира - Китая и Индии. В этом регионе сохранились страны с коммунистическим режимом - Китай, Вьетнам и Северная Корея. Для АТР характерно наличие территориальных споров: Китай - Россия, Япония - Россия, Китай - Япония. Здесь находятся два мощных экономических лидера - Япония и растущий Китай. Страны региона сильно различаются между

собой по многим параметрам, в том числе политическим строем и культурными традициями.

Важной предпосылкой развития интеграционных процессов в регионе является взаимодополняемость стран АТР факторами производства. С точки зрения насыщенности производственными ресурсами (природные ресурсы, капитал и технологии, трудовые ресурсы) страны АТР подразделяются на капиталонасыщенные (Япония, новые индустриальные страны), трудонасыщенные (Китай, страны Юго-Восточной Азии) и ресурсонасыщенные (Австралия, Россия, Монголия). Таким образом, в регионе существует ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме внешней торговли и обмена факторами производства [2].

Это предопределяет особенности экономической, и в том числе ва-лютно-финансовой, интеграции стран АТР.

Уровень экономической интеграции стран АТР значительно выше во внешней торговле, чем в области долгосрочных вложений капитала. Активность японских инвестиций создает эффект мультипликатора и сопровождения возникновения новейших технологических отраслей в странах региона, что вызвало рост внешнеторговых внутрирегиональных потоков за счет экспортной ориентации. В области прямых и портфельных инвестиций страны связаны больше с японскими партнерами, чем друг с другом. Страны региона имеют качественно разный уровень экономического развития. В развивающихся странах региона не возникли прямые взаимные интеграционные комплексы. Лишь Япония, Китай, Австралия и Сингапур способны играть ведущую роль в интеграционных процессах. До настоящего времени региональное сотрудничество слабо регулировалось правительствами. Все импульсы к интеграции в АТР исходили от частного сектора и финансистов.

На общерегиональном уровне в рамках АТЭС процесс интеграции идет очень медленно. Начало тесному экономическому сотрудничеству было положено в 1994 г. после встречи в Багоре, где экономические лидеры стран поставили цель создания в регионе (не позднее чем к 2010 г. для развитых стран и к 2020 г. для развивающихся) зоны свободной и открытой торговли и инвестирования. Особенностью экономической интеграции на общерегиональном уровне является провозглашенный принцип «открытого регионализма».

Наибольшее развитие процесс экономической интеграции получил на субрегиональном уровне в рамках двух субрегиональных блоков: реально существующего в Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и намечаемого к созданию в Северо-Восточной Азии (общий рынок Северо-Восточной Азии).

Фундаментальные изменения в торговой политике трех главных держав Восточной Азии - Японии, Республики Корея и Китая - положили начало целому ряду субрегиональных и двусторонних переговоров о свободной торговле. В последние два года в АТР сформировались зоны свободной торговли, в том числе между Японией и Сингапуром; Японией и Китаем; и др. С 2002 г. в регионе функционирует зона свободной тор-

говли в АСЕАН. На четвертом ежегодном саммите АСЕАН в конце 2000 г. Китай предложил создать зону свободной торговли Китай - Юго-Восточная Азия, которую страны АСЕАН, опасаясь китайского господства, предложили расширить включением Японии и Республики Корея. В последние годы на субрегиональном уровне начинает обретать очертания Восточноазиатский экономический блок, формируется восточноазиат-ский общий рынок [5].

Будучи большим по территории государством с высоким уровнем развития производства и значительным людским потенциалом, Китай сам по себе выступает в качестве новой основообразующей региональной структуры на локальном уровне. Идея создания китайского общего рынка высказывалась на протяжении ряда лет. «Великий Китай», или «Китайский круг» - это неформальный экономический регион, в состав которого входят наиболее динамично развивающиеся экономики региона: Китай с его природными запасами, огромной территорией и трудовыми ресурсами, Гонконг с его финансовыми ресурсами, Тайвань с его технологическими и производственными мощностями. В основе концепции «Великий Китай» лежат культурная общность, экономическая интеграция и тесное политическое взаимодействие. После вступления в ноябре 2001 г. во Всемирную торговую организацию КНР и Тайвань пытаются сформировать экономическое сообщество, подобное Европейскому союзу. Неформальный процесс интеграции развивается достаточно быстро и распространяется на такие страны АСЕАН, как Сингапур, Малайзия. Если китайский общий рынок возникнет, то на экономической карте мира появится объединение, сравнимое по своему потенциалу с ЕС и НАФТА.

Процесс экономической интеграции, начавшись в сфере внешней торговли, получил свое продолжение в валютно-финансовой сфере. Создание зон свободной торговли на основе двусторонних и многосторонних соглашений стран АТР приводит к процессу либерализации внешней торговли, а также к росту прямых инвестиций, передаче технологий, расширению международного обмена экспертами. Происходят изменения в таможенной политике стран в части отмены или существенного снижения таможенных пошлин во взаимной торговле, в налоговой политике в части льготного налогообложения предприятий с участием иностранного капитала. Вместе с тем, как показал опыт стран Европы, в условиях формирования зоны свободной торговли стабильность валютных курсов играет более важную роль, чем уровень таможенных тарифов.

Основными предпосылками развития региональной валютно-фи-нансовой интеграции являются изменения, произошедшие в конце 90-х годов в международных валютных отношениях: введение единой европейской валюты, расширение долларовой валютной зоны и валютно-фи-нансовый кризис 1997 г. в регионе.

В настоящее время в АТР реально можно говорить о процессе ва-лютно-финансовой интеграции на субрегиональном уровне. Представители Европейского центрального банка считают, что через 20-30 лет Азия будет представлять собой валютную зону юаня. Однако это далекая перспектива. На сегодняшний день китайский юань является неконверти-

руемой валютой, и можно только предполагать, каковы будут реальные сроки его использования в качестве резервной региональной валюты [3].

Процесс формирования элементов субрегиональной валютной системы идет в следующих направлениях: выбор региональной резервной валюты, режим и взаимное регулирование валютных курсов, усиление роли действующих и создание новых международных региональных организаций.

Выбор региональной резервной валюты. Значительная часть внешнеторгового оборота в АТР приходится на внутреннюю торговлю: около 46% экспорта и 50% импорта. В 2000 г. Малайзия, Таиланд и Китай направляли в Сингапур 16,7; 4,4 и 5,2% своего экспорта соответственно. На Гонконг приходилось 17,2% китайского и 9,2% корейского экспорта. В свою очередь Сингапур экспортировал в Малайзию 18,1%, Гонконг - 7,9, Таиланд - 4,3% своей продукции, а Гонконг в Китай и Сингапур - 20,7 и 2,0% соответственно [4]. Местные торговые связи между странами региона очень тесные, особенно в странах Юго-Восточной Азии. В связи с этим страны начинают склоняться к использованию во взаимной торговле собственных национальных валют. В начале 1998 г. главы центральных банков Малайзии, Индонезии, Сингапура, Таиланда и Филиппин обсудили возможность перевода расчетов во взаимной торговле на местные валюты с последующим взаимозачетом и погашением сальдо в долларах США.

Вместе с тем основной поток экспортной выручки развивающихся стран АТР приходится на Японию и США, что предполагает их зависимость от основных торговых партнеров. Филиппины, Гонконг, Китай, Сингапур и Тайвань экспортировали в США в 2000 г. 30,2%, 21,3; 26,8; 17,2 и 23,5% своей продукции соответственно. Япония является основным потребителем сырьевых ресурсов в АТР (энергоносители, металлы, текстиль и т.д.). Индонезия, Филиппины, Китай и Республика Корея в 2000 г. поставляли в Японию 22,3; 14,7; 14,6 и 14,4% своей экспортной продукции [4]. Взаимозависимость стран в области внешней торговли и сосредоточение экспортных потоков товаров в направлении Японии предполагает возможность использования во взаимных расчетах японской иены. Однако со второй половины 90-х годов использование японской иены в качестве резервной валюты в регионе наталкивается на препятствия, связанные с крайней неустойчивостью колебаний ее валютного курса. Непредсказуемая политика монетарных властей Японии в области валютного курса японской иены к доллару США, корректировка курса национальной валюты Банком Японии путем проведения большого количества незапланированных интервенций после финансового кризиса привели к сокращению объема сделок с японской иеной в регионе. В настоящее время японская иена не может стать основой для валютной интеграции в АТР [1]. Сохранение доллара США в качестве основной расчетной единицы региона в связи с неустойчивостью его курса по отношению к японской иене и евро также наталкивается на определенные трудности. После финансового кризиса большинство стран АТР отказались от более или менее жесткой фиксации своих валют к доллару США. Кроме того, ориентация большинства товарных потоков в АТР на внут-

реннюю торговлю не способствует использованию доллара в качестве резервной валюты в регионе. Создание зоны евро побудило страны АТР подумать о создании в перспективе собственной общей валютной единицы в регионе - азиатской денежной единицы. Однако введению единой валюты в регионе препятствует ряд обстоятельств. Это значительные различия в экономическом развитии стран, слабость их финансовых рынков, нестабильность национальных валютных систем, значительные различия в принципах управления банковско-кредитными системами и валютного контроля.

Режим и взаимное регулирование валютных курсов. Финансовый кризис в регионе подтвердил опасность привязки национальных денежных единиц стран АТР к доллару США. В связи с этим возникла проблема сохранения стабильности валютных курсов в условиях неокрепших финансовых систем стран с развивающейся экономикой, валютные системы которых подвержены внешнему влиянию и требуют создания надежного защитного механизма. В качестве одного из предложений рассматривается смена «якоря» национальных валют с одной валюты на корзину валют. При этом существуют разные мнения о количестве валют в составе корзины. Так, предлагается вернуться к системе привязки валют к корзине валют основных торговых партнеров Азии. По мнению профессора Института международной экономики (Вашингтон) Джона Вильямсона, к числу последних относятся США, Япония, Европейский союз и Китай. На данном этапе развития, учитывая, что китайский юань является неконвертируемой валютой, наиболее оптимальной является корзина из доллара США (40%), японской иены (30%) и евро (30%). По мнению профессора Азиатско-Тихоокеанского института Такехито Кон-до (Япония), корзина должна состоять из пяти валют: доллара США, японской иены, китайского юаня, корейского вона и тайского бата. При этом на начальном этапе планируется использовать новую азиатскую денежную единицу на рынке капиталов. Азиатский банк развития мог бы выпустить облигации на Токийском рынке с номиналом в новой валюте. На сегодняшний день вопрос о собственной азиатской денежной единице находится в стадии обсуждения. Проект создания азиатской валютной единицы на основе корзины из ключевых мировых валют, которая служила бы ориентиром денежно-кредитной политики стран Азии, активно поддерживается Японией.

Механизм валютных свопов и сделок репо страны АТР начали использовать после девальвации мексиканского песо в 1994-1995 гг. Валютное управление Гонконга подписало соглашение с десятью другими азиатскими центральными банками по операциям своп и репо в рамках коллективных усилий по укреплению национальных валют. В середине 1997 г. в связи со снижением валютного курса таиландского бата по отношению к доллару США центральные банки Таиланда, Малайзии, валютное управление Сингапура и Гонконга ввели в действие механизм региональной солидарности. Были предприняты согласованные действия на валютном рынке, чтобы предотвратить дальнейшее падение бата и восстановить доверие иностранных инвесторов к экономике Таиланда.

На встрече министров финансов стран АСЕАН+3 в мае 2000 г. в Чиенг Мэй (Таиланд) было заявлено о создании региональной системы двусторонних своп-соглашений с целью защиты валют стран региона от внешнего влияния. Было решено расширить сферу ранее действующего соглашения АСЕАН о валютных свопах, объединив все десять стран -участниц организации и увеличив объемы сделок до 1 млрд долл. США. Ранее действующие соглашения подписывались с целью обеспечения ликвидности валют относительно такой формы обеспечения, как облигации казначейства США. Новые двусторонние своп-соглашения между центральными банками стран АТР подразумевают получение иностранной валюты в обмен на национальную валюту сроком на шесть месяцев. Объемы сделок различаются по странам. Например, соглашение Японии с Таиландом заключено на сумму 3 млрд долл. США, с Малайзией - на 1 млрд долл. США. На сегодняшний день центральными банками подписано 13 двусторонних своп-соглашений на общую сумму 32 млрд долл. США (см. рисунок).

Схема двусторонних своп-соглашений центральных банков стран АСЕАН+3. Сплошная линия - заключенные соглашения, пунктир - планируемые соглашения (в долл. США)

При проведении данных операций предусмотрен контроль со стороны Международного валютного фонда. Толька одна десятая часть суммы свопов будет доступна автоматически. Остальная часть будет предоставляться на условиях фонда.

Усиление роли действующих и создание новых международных региональных организаций. Международные финансовые организации, в том числе Международный валютный фонд, на поддержку которых страны АТР полностью полагались, во время и после валютно-финансового кризиса в Азии показали свою небезупречность. Международный валютный фонд как основной регулирующий орган мировой валютной системы оказал помощь в преодолении последствий кризиса Республике Корея, Индонезии, но обусловил оказание помощи настоятельными требованиями проведения разработанной им монетарной политики и установления жесткого контроля за ее реализацией. Однако финансовая задолженность этих стран перед Фондом осталась достаточно велика. Таиланду же в помощи со стороны мировых финансовых организаций было отказано. Малайзия в первые месяцы кризиса выполняла рекомендации МВФ, но вскоре сама отказалась от поддержки Фонда на его условиях в связи с тем, что они не отвечали национальным интересам страны. Очевидный успех Малайзии в преодолении тяжелых последствий кризиса без поддержки МВФ явился свидетельством того, что необходимость следования глобальным требованиям фонда не является обязательной.

Кризис подтолкнул страны к выработке новых региональных подходов к обеспечению стабильности своих национальных валютных систем. Вновь заговорили о необходимости создания Азиатского валютного фонда. Япония предложила основать Азиатский валютный фонд с уставным капиталом 100 млн долл. США и выразила готовность внести половину этой суммы.

Ранее данная идея была однозначно отвергнута директором-распорядителем МВФ М.Камдессю, а позднее - министрами финансов и главами центральных банков западных стран на ежегодной сессии Мирового банка и МВФ в 1997 г. В качестве компромисса было принято решение об обязательстве МВФ предоставить фонды в рамках Новых соглашений о займе для оказания помощи азиатским странам. Однако страны Азии не оставили идею создания собственного регионального финансового органа. В октябре 1998 г. Япония выдвинула «инициативу Миядзавы» по созданию фонда для финансовой поддержки наиболее пострадавших от кризиса пяти стран Азии. По этому плану из 30 млрд долл. США половина была направлена на краткосрочную поддержку капитала, а оставшиеся 15 млрд - на средне- и долгосрочную поддержку. Япония инициировала и вторую стадию «новых инициатив Миядзавы», выделив сумму 2 трлн японских иен из местных и иностранных фондов частного сектора для обеспечения стабильности финансовой системы в регионе. Данная идея нашла свое продолжение в «чиенгмэйской инициативе», когда группа АСЕАН+3 объявила об углублении сотрудничества финансовых властей своих стран и расширении рамок соглашения АСЕАН о финансовой взаимопомощи и взаимном погашении долгов, дополнении его системой двусторонних инструментов финансовой взаимопомощи. Это фактически первый конкретный шаг к созданию Азиатского валютного фонда.

Таким образом, в настоящее время можно говорить только о развитии валютно-финансовой интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

на субрегиональном уровне. Предварительные шаги к созданию единого экономического и валютного пространства уже сделаны. Учитывая, что решения о создании свободных экономических зон в регионе уже приняты, начата работа по созданию стабильного валютного механизма.

Дальнейшее развитие требует многоуровневого и поэтапного подхода к валютной интеграции: от создания азиатской зоны свободной торговли и активизации регионального инвестиционного процесса до либерализации различий между банковскими системами.

Литература

1. Белокурова Г., Мизгулина М. Проблемы интернационализации японской йены // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 6. С. 8-15.

2. Кузнецова Н.А. Особенности интеграции в АТР// Дальневост. ученый. 2001. № 23. С. 12-13.

3. Целищев И. Восточная Азия: интеграция? // МЭИМЭ. 2003. № 7. С. 43-51.

4. Pacific Economic Cooperation Council // Pacific Economic Development Report. 2001. P. 31.

5. Philip R. Lane, Gian Maria Milesi-Ferretti International Financial Integration / IMF Staff Papers. Vol.51. Special Issue // IMF. 2003. Р. 82-113.

6. Yang Chul Park. A post-crisis paradigm of development for East Asia: governance, markets and institutions / ADB Institute. Research paper № 52. 139 p.

© Зубрилова Н.В., 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.