Научная статья на тему 'Валютная политика Российской Федерации: особенности и перспективы'

Валютная политика Российской Федерации: особенности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4856
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ ЗА ВАЛЮТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ECONOMIC CRISIS / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT REGULATION OF FOREIGN CURRENCY TRANSACTIONS / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Марина Евгеньевна, Васильев Сергей Александрович, Козырева Анна Дмитриевна

Экономика России сталкивается с новыми вызовами: низкая, неустойчивая цена на нефть, растущая инфляция, санкционный режим. Эти факторы обуславливают необходимость принятия мер по усилению государственного регулирования валютных операций. В статье исследованы конкретные методы усиления контроля за валютными операциями, проанализированы способы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONETARY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: FEATURES AND PROSPECTS

Russian economy faces new challenges: low and unstable oil prices, growing inflation, sanctions against Russia. These factors call for the necessity to take measures of strengthening of government regulation offoreign currency transactions. In the present article the certain measures of government regulation of currency control are suggested, giving the analysis of their implementation.

Текст научной работы на тему «Валютная политика Российской Федерации: особенности и перспективы»

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Экономика России сталкивается с новыми вызовами: низкая, неустойчивая цена на нефть, растущая инфляция, санкционный режим. Эти факторы обуславливают необходимость принятия мер по усилению государственного регулирования валютных операций. В статье исследованы конкретные методы усиления контроля за валютными операциями, проанализированы способы их применения.

Ключевые слова. Экономический кризис, государственное регулирование, контроль за валютными операциями, экспорт, импорт.

Lebedeva M.E., Vasil'ev S.A., Kozyreva A.D.

MONETARY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: FEATURES AND PROSPECTS

Absract. Russian economy faces new challenges: low and unstable oil prices, growing inflation, sanctions against Russia. These factors call for the necessity to take measures of strengthening of government regulation offoreign currency transactions. In the present article the certain measures of government regulation of currency control are suggested, giving the analysis of their implementation.

Keywords. Economic crisis, government regulation, government regulation of foreign currency transactions, export, import.

Экономическое состояние России в 2016 году характеризуется рядом экономических проблем, обусловленных факторами внешнего и внутреннего свойства, которые сложились в предшествующие годы [1-5 и др.]. Прежде всего, это низкие, непрерывно колеблющиеся цены на нефть (рис. 1). Так, по данным NASDAQ, американской биржи, специализирующейся на акциях высокотехнологичных компаний, в декабре 2015 года цена за один баррель нефти марки Brent колебалась на уровне 37 долларов США, упав при этом относительно начала года на 26%, а относительно максимума (08.05.2015 г.) -69,63 долларов США - на 47% [16, 18].

По мнению специалистов Министерства финансов Российской Федерации, государство понесло основные убытки из-за снижения цен на нефть в 2015 году [13]. Возможный доход бюджета страны был рассчитан при условии цены нефти 100 долларов США за баррель и курсе обмена 38 рублей РФ за 1 доллар США. Это являлось базовым сценарием. Фактические же доходы федерального бюджета России за нефтяной баррель в январе-июне 2015 года получились меньше на 22,2% и составили 2059 рублей или 32,2 доллара США за один баррель марки Brent, что ниже рассчитанных доходов в соответствии с базовым сценарием на 49%.

ГРНТИ 06.51.67

© Лебедева М.Е., Васильев С.А., Козырева А. Д., 2016

Марина Евгеньевна Лебедева - доктор экономических наук, заведующая кафедрой банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий Международного банковского института (г. Санкт-Петербург). Сергей Александрович Васильев - доктор экономических наук, профессор, советник ректора Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

Анна Дмитриевна Козырева - аспирант Международного банковского института (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Васильев С. А.): 191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 60 (Russia, St. Petersburg, Nevsky av., 60). Тел. 8 (812) 571-65-55. E-mail: nir@ibispb.ru.

Второй существенный фактор, который, безусловно, повлиял на состояние российской экономики в 2016 году, - это растущая инфляция. Индекс потребительских цен (ИПЦ), как один из основных показателей, который характеризует уровень инфляции, в декабре 2015 года по данным Росстата [14] превысил 112% (рис. 2). Фактор роста инфляции пагубно влияет на экономическое развитие страны. Не будем детально перечислять его последствия, но необходимо отметить, что его воздействие усугубляется ожиданием роста инфляции. Это обстоятельство ведет к усилению оттока капитала из страны, сдерживанию инвестиций, внешних и внутренних.

2015 год

Рис. 2. Уровень инфляции по данным Росстата в 2015 г., %.

Еще один негативный фактор, с которым Россия впервые столкнулась в 2014 году, но который оказывал влияние на отечественную экономику на протяжении всего 2015 года, - это санкции со стороны западных стран, а также ответные санкции России в отношении этих, стран. По словам Н. Масленникова, эксперта Института современного развития, последствия от принятых санкций достаточно серьезны [6]. Согласно расчетам сотрудников указанного института, за период с начала третьего квартала 2014 года по конец второго квартала 2015 года прямое влияние санкций на экономику может составить вычет от ВВП в размере от 1,5% до 1,2%. Следует отметить, что не все эксперты согласны с

этим утверждением и придерживаются мнения, что ситуация не столь критична. Так, например, А. Рар, научный директор Германо-Российского форума, и И. Юргенс, вице-президент РСПП, сходятся во мнении, что даже при самом неблагоприятном сценарии развития ситуации, при отключении Российской Федерации от системы межбанковских финансовых телекоммуникаций SWIFT, что входит в требования некоторых радикально настроенных европейских политиков, позиция России не изменится, а обоюдность и взаимность санкций со стороны России делает их болезненными и для Запада [6].

Воздействие санкций на финансовый сектор России больше, чем на реальный сектор экономики. Так отток капитала из Российской Федерации только за IV квартал 2014 года составил 77 млрд долларов США, что превышает показатели за весь 2013 год [7]. Безусловно, санкции не единственная причина, обуславливающая отток капитала. Есть и другие факторы, например, резкое ослабевание российской валюты, которое привело к росту стоимости внешних финансовых заимствований в рублях, а также снижение кредитного рейтинга России и российских институтов. Тем не менее, неоднородность движения инвестиционного капитала в разбивке по странам отражает то, что политические факторы оказали серьезное влияние на перераспределение инвестиций в Российскую Федерацию. В соответствии с данными Банка России (рис. 3), западноевропейские инвесторы активно выводили средства в 2014 и начале 2015 гг. из российской экономики, в то время как инвестиции из офшорных зон уменьшились, оставаясь положительными [15].

Рис. 3. Прямые инвестиции в Россию по странам в 2014 г. и I-II кв. 2015 г. (данные ЦБ РФ).

Существенно различаются последствия от вывода капитала иностранных инвесторов для разных сегментов экономики России. Небанковский сектор в меньшей степени пострадал, в сравнении с банковским. Так, сокращение внешнего долга банковского сектора за период с июля 2014 г. по март 2015 г.

составило 26% (55 млрд долларов США), а внешнего долга небанковского сектора 21% (96 млрд долларов США) [12]. Мы полагаем, что это может быть связано с рядом факторов.

Во-первых, западные санкции в банковском секторе, прежде всего, повлияли на лидеров отрасли (на крупнейшие банки и госбанки), которые располагают больше чем половиной активов всего банковского сектора.

Во-вторых, на протяжении последнего времени иностранный капитал попадал в небанковский сектор России путем прямого инвестирования, которое составляло не менее чем 85% от всего прироста инвестиций из-за рубежа. Таким образом, треть внешнего долга российских заемщиков из небанковского сектора приходилась на обязательства прямым инвесторам. В банковском же секторе данный показатель составляет менее 5%. Справедливо предположить, что головные организации не заинтересованы в том, чтобы привести свои российские дочерние структуры к банкротству путем истребования возврата долга в жесткой форме.

В-третьих, российский банковский сектор привлекал заимствования в краткосрочной форме активнее, чем небанковский сектор. В начале 2014 года краткосрочные обязательства российских банков составляли четверть внешнего долга, а в небанковском секторе - 10%. В результате, банки вынуждены постоянно пролонгировать краткосрочное валютное финансирование Банка России. Российские коммерческие банки, которые попали под действие санкций, официально не признают этих проблем, по всей видимости, опасаясь реакции иностранных контрагентов на попытку ее решения. Например, в интервью журналу «Коммерсант» представитель ПАО «Сбербанк» заявил, что банк активно работает со своими клиентами на российском рынке, при этом строго соблюдает применимое российское и международное законодательство [11].

Валютная политика государства является одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере [10, с. 7]. Все вышеперечисленные аспекты подчеркивают актуальность пересмотра валютной политики Российской Федерации с целью повышения ее эффективности, прежде всего, для сохранения валютных ценностей государства, которые в нынешней экономической ситуации особенно важны. Валютные ценности перераспределяются путем проведения валютных операций, которые Федеральным законом № 173-ФЗ определяются как операции с валютными ценностями между резидентами и нерезидентами, операции с валютой Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, ввоз и вывоз валютных ценностей и валюты Российской Федерации и пр.

Таким образом, одной из важнейших задач должно являться ужесточение статистического контроля за валютными операциями в Российской Федерации. Под ужесточением нами понимается детальный анализ форм отчетности, полученных от коммерческих банков, а не просто их технический прием и обработка. Поскольку количество кредитных организаций в России в 2012-2015 гг. снижалось [19], что наглядно представлено в таблице, уменьшилась и нагрузка на сотрудников Банка России по приему и обработке отчетов, и они могут быть более детально проработаны.

Таблица

Количество кредитных организаций (КО) и их филиалов (по данным Банка России)

Регион Количество КО и филиалов КО в регионе

на 01.06.2014 на 01.12.2015

Российская Федерация в целом, в том числе: 2795 2171

Центральный федеральный округ 907 737

Северо-Западный федеральный округ 341 276

Южный федеральный округ 259 204

Северо-Кавказский федеральный округ 185 99

Приволжский федеральный округ 470 350

Уральский федеральный округ 249 185

Сибирский федеральный округ 257 206

Дальневосточный федеральный округ 118 97

Крымский федеральный округ 9 17

Кредитные организации обязаны представлять в Банк России отчетность в виде установленных форм отчетности в соответствии с Указанием Банка России от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации ». Статистический контроль за валютными операциями в Российской Федерации ориентирован на решение следующих задач: информационное обеспечение, разработка и проведение валютной политики; обеспечение и контроль за репатриацией валютной выручки экспортерами; сокращение размеров необеспеченных товарной поставкой авансовых платежей импортеров; контроль за оборотом наличной иностранной валюты; предотвращение оттока отечественного капитала за рубеж и уменьшение притока сомнительного капитала; осуществление надзора за банковской деятельностью; сбор информации для составления платежного баланса Российской Федерации и баланса доходов и расходов граждан России в денежной форме.

Состав отчетных форм и перечень включенных в них показателей, по мнению авторов, должны быть пересмотрены. Могут быть предложены и другие методы ужесточения валютного контроля. Их можно условно ранжировать от менее жестких к более жестким (рис. 4). В современной истории редко применяются жесткие меры. Одним из ярких примеров может послужить дефолт в Аргентине в 2002 году, когда правительством было введено принуждение к переводу депозитов из долларов США в национальную валюту Аргентины [8]. Международный валютный фонд в январе 2014 года опубликовал работу под названием «Effectiveness of Capital Outflow Restrictions» (« Эффективность ограничения оттока капитала»), в которой были рассмотрены попытки ограничения оттока капитала. Лишь 2 из 38 попыток были признаны удачными: в 1998 году в Малайзии, когда правительство ввело жесткие ограничения валютообменных операций, и в 2008 году в Исландии, когда было ограничено движение капитала от резидентов к нерезидентам [17].

1. Обязательная продажа всей экспортной выручки _ ^ > __

2 ♦ Ограничения (временные и налоговые) на репатриацию прибыли от вложений в активы (в

том числе в ценные бумаги)

|

3 . Ограничение обменных операций населения

4 . Продажа валюты только под импортные контракты, либо ограничения курсовых колебаний (фиксация курса)

о

5 . Ограничение валютных депозитов и принудительная ко^сртация в национальную валюту

Рис. 4. Меры ужесточения валютного контроля.

Одним из методов ужесточения является метод введения обязательной продажи экспортной выручки. На данный момент действует Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», в пункте 1.1 которой указано, что обязательная продажа осуществляется в нулевом размере от выручки экспортера. Но в это положение при необходимости могут быть внесены соответствующие изменения, обязывающие экспортеров продавать установленный процент выручки. По нашему мнению, этот метод может быть задействован и принесет существенный экономический эффект.

Новые правила обмена валюты вступили в силу 27 декабря 2015 года. Теперь при обмене валюты на сумму, превышающую 15 тысяч рублей, клиент должен будет пройти полную идентификацию, а банк должен заполнить анкету. Таким образом, реализуется ужесточение контроля за валютообмен-ными операциями, что необходимо для ограничения вывода капитала за рубеж. Неизбежно возникает потребность внесения изменений и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Правительство Российской Федерации уже внесло предложение о пересмотре в сторону увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. На рассмотрение нижней палаты парламента был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 925087-6) [9]. Предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности с одного года до двух лет.

Такая мера может помочь решить ряд проблем, объективно не позволяющих выявить факты правонарушения, определить нарушителя и привлечь его к административной ответственности в пределах установленного на данный момент срока давности. В роли таких причин могут выступать следующие: необходимость обязательно извещать лицо, которое привлекается к административной ответственности, в соответствии с установленной процедурой, но невозможность принять решение по делу в его отсутствии и без доказательств его надлежащего извещения (большая часть привлекаемых к ответственности за невозврат валютной выручки в Россию организаций отсутствует по месту регистрации); резиденты нередко злоупотребляют своим правом заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении; необходимость проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков правонарушений резидентами валютного законодательства, которая поступает от кредитных организаций.

По нашему мнению, помимо увеличения срока давности, необходимо внести изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пункты 4 и 5 статьи 15.25 устанавливают размер наказания за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по репатриации экспортной выручки и возврату денежных средств, уплаченных за неввезенные товары и неоказанные услуги. Следует как минимум оставить штраф, равный одному размеру средств, неполученных по экспортным контрактам и невозвращенных средств по импортным договорам, исключив, таким образом, возможность обойтись меньшим штрафом.

Перечисленные меры, по нашему мнению, позволят сократить отток капитала из страны, повысят устойчивость банковской системы и эффективность работы экономики РФ в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобализация экономики и развитие промышленности: теория и практика. Коллективная монография / Харламова Т.Л., Новиков А.О., Бабкин А.В. и др. СПб.: Изд-во СПБПУ, 2013.

2. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса. Коллективная монография в 2 томах. Том 2 / Андреев А.М., Бабанчикова О. А., Бережной И.В. и др. СПб., 2010.

3. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Последствия современных экономических трансформаций и пути преодоления финансового кризиса в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6. С. 71-78.

4. Пролубников А.В., Плотников А.В. Направления трансформации государственной экономической и промышленной политики в условиях экономических санкций и развития процессов импортозамещения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2 (24). С. 45-50.

5. Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий. Коллективная монография / Александрова А.В., Андросенко Н.В., Бабкин А.В. и др. СПб.: Изд-во СПБПУ, 2014.

6. Богачев И. Какие санкции страшны России? // Коммерсант. Деньги. 2015. № 4 (02). C. 8.

7. Егоров А.В. Жизнь после санкций // Банковское дело. 2015. № 8 (08). C. 8-9.

8. Зотин А. Валюта Скуратов // Коммерсант. Деньги. 2015. № 37 (09). C. 16.

9. Рысев А. Срок привлечения к ответственности нарушителей валютного законодательства хотят увеличить // Экономика и жизнь. 2015. № 45 (11). C. 9.

10. Скудалова Т.В. Валютное регулирование и валютный контроль. СПб.: Интермедиа, 2015. 376 с.

11. Шестопал О. На валютный страх и риск // Коммерсант. Daily. 2015. № 53 (03). C. 8.

12. Внешний долг Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/debt_new.xlsx (дата обращения 22.12.2015).

13. Информация о влиянии «налогового маневра» на нефтяной сектор экономики. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=79979 (дата обращения 22.12.2015).

14. Об оценке индекса потребительских цен. Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/248ozen9.htm (дата обращения 22.12.2015).

15. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/inv_in-country.xlsx (дата обращения 22.12.2015).

16. Crude Oil. NASDAQ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasdaq.com/markets/crude-oil.aspx?timeframe=1 (дата обращения 23.12.2015).

17. Saborowski С., Sanya S., Weisfeld H., Yepez J. Effectiveness of Capital Outflow Restrictions. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp1408.pdf (дата обращения 23.12.2015).

18. Васильев С.А., Киевич А.В., Круглова И.А. Перспективы развивающихся экономик на фоне глобального падения финансовых рынков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 1 (18). С. 11-18.

19. Региональный рынок розничных банковских услуг: проблемы и перспективы развития / под ред. Зайцевой И.Г., Шашиной И. А., Сиговой М.В., Кругловой И.А. СПб.: МБИ, 2014. С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.