Научная статья на тему 'Валютная политика КНР и ее влияние на экономическую стабильность страны'

Валютная политика КНР и ее влияние на экономическую стабильность страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3488
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / СТЕРИЛИЗАЦИЯ / СПЕКУЛЯТИВНЫЙ КАПИТАЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютная политика КНР и ее влияние на экономическую стабильность страны»

Я А. Шестакова

Преподаватель Восточного института ДВГУ

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА КНР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ СТРАНЫ

Благодаря уже вошедшей в историю грандиозной трансформации экономики Китай за три десятилетия (1979—2008) превратился в одну из крупнейших экономических держав. В результате многолетнего бурного экономического роста в 2008 г., обогнав Германию, Китай въттттел на третье место в мире после США и Японии по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу На протяжении многих лет эта страна также являлась одной из самых инвестиционно привлекательных экономик. За последние десять лет в Китае было освоено около 25% всех инвестиций в развивающиеся страны и около 70% инвестиций в страны Азии [1]. В настоящее время Китай превратился в крупнейшего инвестора на мировых финансовых рынках, он также является крупнейшим в мире экспортёром.

Впечатляющие результаты достигнуты во многом благодаря гибкому экономическому курсу. Экономическая стратегия характеризуется активным вмешательством государства в экономическое развитие, основанным на внедрении новых технологий, привлечении зарубежных инвестиций, стимулировании экспорта, повышении производительности за счет изменения отраслевой структуры через мобилизацию дешевой рабочей силы из аграрного сектора в производственный, где добавочная стоимость труда выше в семь раз. В основе этой экономической стратегии — продуманная и во многом успешная валютная политика. Привязка юаня к ам. доллару была важным элементом политики по стабилизации экономики последние два десятилетия.

Однако текущая валютная политика имеет и побочные эффекты. Регулирование валютного курса отвлекает финансы из экономики и в долгосрочной перспективе может подорвать финансовую стабильность в стране. В частности, меры по стерилизации огромных валютных поступлений для поддержания его фиксированного курса постоянно провоцируют повышение ликвидности рынка и рост кредитования, что в конечном счете ведет к «перегреву» экономики. А возникший в результате этих стерилизационных операций гигантский валютный резерв, на 70% состоящий из долларовых активов, на фоне финансового кризиса в США и падения доверия к ам. доллару как мировой резервной валюте также является угрозой экономической стабильности Китая.

Таким образом, чтобы избежать негативных последствий в будущем, Китаю необходимо скорректировать стратегию дальнейшего экономиче-

ского развития. И начинать нужно с ключевого её элемента — валютной политики.

Постепенная либерализация валютной политики

До начала проведения политики открытости все внешнеэкономические операции осуществлялись строго в соответствии с директивами правительства. Правительство устанавливало планы на экспорт и импорт, чтобы поддерживать баланс во внешней торговле. Также были установлены строгие правила обмена валюты — обязательная продажа валютной выручки государству и осуществление валютных расчётов субъектов внешнеэкономической деятельности только через Банк Китая. Ведение внешней торговли на основе плановых директив означало, что валютный курс был условным и практически не влиял на уровень и структуру внешней торговли. Он, скорее, являлся учётным механизмом для планирования экспортно-импортных операций.

Роль валютного курса изменилась в 1978 г. после того, как центральные власти Китая делегировали полномочия осуществлять экспортно- импортные операции местным властям и внешнеторговым предприятиям, которым государство разрешало оставлять часть валютной выручки, но только на определенный срок и определенные нужды. Однако предприятиям всё ещё было запрещено депонировать валюту, а также выпускать ценные бумаги в иностранной валюте для продажи за границей без разрешения Госсовета. Ввоз иностранной валюты был неограничен, а вывоз мог осуществляться только на основании разрешения Банка Китая. Когда внешнеторговые предприятия получили некоторую степень свободы, курс юаня начал приобретать функцию ценового барометра для принятия решений об объёмах и структуре торговли. Из-за завышенного валютного курса юаня внешнеторговые предприятия не были заинтересованы в увеличении экспорта. Для стимулирования экспорта китайское правительство с 1984 г. начало реформировать валютную политику страны.

Во-первых, власти Китая провели постепенную девальвацию юаня относительно ам. доллара, чтобы компенсировать растущие экспортные расходы. Во-вторых, была введена схема, по которой внешнеторговые предприятия и местные власти могли оставлять значительную часть валютной выручки для осуществления импорта, юридическим и физическим лицам было разрешено открывать валютные депозиты в американских и гонконгских долларах, марках, иенах и фунтах-стерлингах. В-третьих, в 1988 г. были созданы валютные рынки свопов, которые давали возможность экспортёрам переводить свою валютную выручку в юани по более выгодному курсу. Все эти меры, направленные на стимулирование экспорта, также способствовали росту конвертируемости китайской национальной валюты.

С 1988 по 1993 г. в Китае была введена двухколейная валютная система, в которой, с одной стороны, действовало плановое распределение иностранной валюты правительством, а с другой — предприятия могли на

валютных рынках свопов осуществлять валютообменные операции с той частью выручки, которая оставалась в их распоряжении. По сравнению с высокоцентрализованной системой распределения валюты предрефор-менного периода в двухколейной валютной системе рынку отводилась большая роль в распределении иностранной валюты в стране, она оказалась довольно эффективна для стимулирования роста экспорта, а также повышения эффективности внешней торговли.

1 января 1994 г. Народный Банк Китая (НБК) ввёл контролируемый государством плавающий валютный курс, а также создал единый межбанковский рынок. Из оборота были выведены валютные сертификаты, которые с 1980 г. иностранцы, находящиеся в Китае, должны были выкупать за валюту и пользоваться ими для оплаты за товары и услуги на территории КНР. Предприятия всю валютную выручку должны были продавать государственным банкам, а взамен могли приобретать валюту у банков в необходимом количестве. При этом они должны были предоставить банку контракт на импорт и платежное требование от иностранного банка. Предприятиям с иностранным капиталом по-прежнему разрешалось хранить его на банковских счетах в любой валюте, их выход на межбанковский валютный рынок был разрешен только в 1996 г.

Двухколейная система в значительной степени помогла Китаю развить внешнюю торговлю и стимулировать приток иностранного капитала, что усилило связь внешнего и внутреннего секторов экономики, а также повлияло на отклонение официального курса юаня от рыночного и курса на черном рынке при распределении ресурсов в экономике. С другой стороны, резкое увеличение экспорта и притока иностранного капитала значительно повысило уровень золотовалютных резервов и снизило необходимость жёсткого контроля валютного курса.

С 1995 г. правительство сохраняло фиксированный курс юаня по отношению к ам. доллару на уровне 8,28 юаней за доллар. Этот режим был отнесён к управляемому плаванию, при котором юань мог колебаться, но в пределах установленного валютного коридора. На практике, однако, юань сохранял абсолютную привязку к американской валюте с середины девяностых годов. Колебания реального и номинального эффективного валютного курса юаня обуславливаются колебаниями валютного курса доллара по отношению к другим валютам. После роста инфляции на 20% (1993 — 1995гг.) политика фиксированного валютного курса эффективно помогала контролировать уровень цен на экспортные товары и на внутреннем рынке, она считалась положительной в период азиатского кризиса 1998 г., так как предотвратила обесценивание валюты.

Юань был конвертируем на текущих банковских счетах, но не на счетах движения капитала. Целью валютной политики было сделать юань полностью конвертируемой валютой. Тем не менее частично из-за азиатского финансового кризиса, произошедшего в 1998 г., правительство КНР решило, что финансовая система материкового Китая не сможет сдержать стремительный отток спекулятивного капитала за границу, и как резуль-

тат — в 2003 г. конвертируемость всё ещё оставалась целью, которую предстояло достигнуть.

В июле 2005 г. юань был ревальвирован по отношению к доллару на 2,1%, и правительство объявило, что впредь стоимость юаня будет определяться в соответствии с корзиной валют, хотя ни составляющие корзины валют, ни их весомость не были объявлены. По заявлению китайских властей курсу юаня было позволено изменяться в пределах 0,3 % относительно доллара и 1,5% относительно других валют, при этом каждый день должна была объявляться цена закрытия, которая считалась центральной точкой валютного коридора на день вперед. Межбанковский валютный рынок был открыт для нефинансовых институтов. Иностранным банкам разрешалось осуществлять форвардные сделки на валютных рынках [9].

13 августа 2007 г. были внесены поправки в закон о регулировании валютных операций. Предприятия освобождались от обязанности обменивать часть валютной выручки на юани, все 100% было разрешено оставлять на счёте предприятия. В июле 2008 г. после трех лет непрерывного укрепления юаня власти Китая остановили его ревальвацию и установили курс юаня на отметке 6,85 юаней за ам. дол. Таким образом, за три года непрерывной ревальвации юань относительно ам. доллара укрепился почти на 17,5% . 5 августа того же года были внесены существенные изменения в закон о валютном регулировании, обобщающие все изменения валютной политики за последние 10 лет. Китай отказался от привязки юаня исключительно к ам. доллару и ввел систему плавающего валютного курса. С этого момента курс юаня стал устанавливаться в соответствии со спросом и предложением, однако за государственным управлением валютного регулирования оставалось право регулировать операции на валютном рынке в соответствии с изменениями в экономике и кредитно-денежной политике страны. Новые правила также предоставили предприятиям право выбора оставлять всю валютную выручку на счетах выручки либо обменивать ее на юани [11].

Валютные резервы страны

Наличие значительных валютных резервов у Китая означает его способность расплатиться по своим обязательствам перед другими странами и снизить инвестиционный риск. Однако в этом случае большая часть огромного резерва в действительности стране не принадлежит. Китайская экономика является экспортно-ориентированной, она на 70% зависит от экспорта и только на 30% от внутреннего потребления. Таким образом, предприятия в основном продают товары за границу и получают за них ам. доллары. А так как доллар не используется в денежном обращении на территории Китая, предприятия вынуждены обменивать его на юани. По мере роста экспорта и торгового профицита увеличивается и валютный резерв страны.

Валютная политика используется в Китае и для осуществления контроля над потоками капитала. Теоретически контроль над капиталом может предотвратить его огромный приток или отток в зависимости от того, выше или ниже процентные ставки внутри страны и за рубежом. Но на практике трудно удержать эффективный контроль потоков капитала на протяжении долгого времени, особенно в экономиках, зависимых от внешней торговли. И даже если стране удаётся эффективно справляться с этой задачей, курс национальной валюты остается заниженным, вследствие появляется огромный профицит внешнеторгового баланса, неизбежные проблемы стерилизации огромной денежной массы внутри страны, которая возникнет в результате валютной интервенции. В случае отказа от стерилизации рост ликвидности в банковской и финансовой системах приведёт в конечном счете к инфляции и укреплению национальной валюты. Однако если курс национальной валюты занижен, единовременные успешные стерилизации приносят только временный эффект. Со временем Центробанку придется увеличивать выпуск государственных облигаций, которые и являются основным инструментом стерилизации, что приводит к росту процентной ставки. В результате расходы Центробанка по выплате процентов по гособлигациям могут превысить его доход от иностранных ценных бумаг.

В Китае, где курс национальной валюты был традиционно заниженным, в результате многолетних масштабных валютных интервенций сформировался чрезмерно большой валютный резерв. С марта 2007 г. валютный резерв КНР увеличился почти в два раза и составил на начало 2009 г. около 2 трлн. ам. дол., что составляет примерно 50% всего ВНП страны [1].

Экономика Китая не получает никакой выгоды от огромного валютного резерва. Скупая ам. доллары у предприятий, Центробанк вынужден выпускать юани в оборот. А это увеличивает денежную массу в стране, снижает покупательскую стоимость юаня и вызывает инфляцию. Для решения этой проблемы Центробанк прибегает к упомянутой выше процедуре стерилизации. К числу таких процедур помимо выпуска гособлигаций, также относится банковская резервная ставка. По грубым подсчетам в марте 2007 г. объемы стерилизации составили около 40% валютного резерва (это около 600 млрд. ам. дол.). Наличие огромных средств в резервах также ведёт к вмененным потерям, то есть потерям от упущенной выгоды, которую банки могли бы получить от инвестирования за то время, что капитал находится в обязательном резерве. Средства, находящиеся в резерве, также могли бы использоваться для стимулирования экономики: для импорта необходимых ресурсов, на создание новых рабочих мест или социальные выплаты гражданам.

Рассматривая проблему валютного резерва Китая, необходимо остановиться также на его структуре. Точный состав госинвестиций Китая является государственной тайной, однако, по оценкам разных источников, [3] доля долларовых активов в них составляет порядка 70% при общем объеме

почти 2 трлн. ам. дол. По данным американского Министерства финансов, Китаю принадлежит примерно четверть внешнего госдолга США. На сегодня — это более 1 трлн. ам. дол. Из них от 480 до 500 млрд. инвестировано в ведомственные ценные бумаги. А объем инвестиций китайского правительства в облигации обанкротившихся ипотечных агентств Fannie Мае и Freddie Mac, по данным рейтингового агентства Standard & Poor’s, составили примерно 340 млрд. ам. дол. И если учесть, что стоимость этих облигаций упала в цене на 90%, то валютные резервы Китая в результате финансового кризиса в США уже, как минимум, сократились на 306 млрд. ам. дол. [5].

Принимая решения о размещении валютного резерва, власти Китая, конечно, понимали, что нельзя складывать все инвестиции в одну «корзину». Однако такая структура инвестиций была выбрана не случайно. Когда в 2005 г. объём валютных резервов КНР достиг 700 млрд. ам. дол., китайское правительство пыталось диверсифицировать инвестиционные вложения, однако самой надежной экономикой на тот момент была американская. Даже в разгар кризиса в конце 2008 г. соотношение госдолга США к ВНП составляло более 70%, в то время как у Японии этот показатель может достигать 140%. Кроме того, США являются основным рынком сбыта китайского экспорта. И до недавнего времени Китай также кредитовал экономику США для поддержания потребительского спроса на собственные товары. Кроме того, изменение курса доллара на мировых валютных рынках и падение доверия к нему как к мировой резервной валюте также негативно сказываются на стоимости валютного резерва Китая. Так, падение курса доллара относительно мировых валют может привести к обесцениванию резерва Китая. С падением курса ам. доллара на каждые 10% валютные резервы Китая будут сокращаться на сумму, эквивалентную 3% ВНП страны. Поэтому Китай, несмотря на потери, вынужден продолжать кредитовать экономику США, скупая все больше гособлигаций американского правительства вместо того, чтобы повышать независимость собственной экономики, поднимая жизненный уровень граждан и стимулируя внутреннее потребление.

Спекулятивный капитал

По мнению китайских экономистов, 30% сегодняшнего резервного фонда сформировалось после 2003 г. Из них 60% — за счет притока капитала, а не в результате наличия положительного сальдо торгового баланса. В действительности эти средства не принадлежат Китаю. Последние два года на мировых рынках по разным причинам произошло падение спроса на китайский экспорт, однако валютные резервы продолжали расти, вынуждая Центробанк увеличивать эмиссию юаней и наращивать денежную массу в экономике. С января по июнь 2008 г. валютный резерв Китая увеличился на 280 млрд. ам. дол. Рост валютной массы на фоне снижения экспорта объясняется тем, что большая её часть прирастала за счёт

спекулятивного капитала, а не за счёт прямых иностранных инвестиций и торговли. Резкий приток и отток спекулятивного капитала представляют угрозу экономической стабильности страны. Спекулятивный капитал опасен внезапностью перемещения, в периоды оживления и подъёма он стимулирует экономический бум. Когда наступает перегрев экономики, капитал перетекает на рынок ценных бумаг и недвижимости, поднимая цены на этих рынках в разы. Когда же тенденции на внутренних рынках меняются, либо появляются признаки экономического спада, происходит резкий отток спекулятивного капитала, который усугубляет и обостряет кризисные явления путём усиления инфляции, нестабильности платежных балансов, колебаний валютных курсов.

По неофициальным данным, в Китае в 3 квартале 2008 г. находилось, по меньшей мере, 500 млрд. ам. дол. спекулятивного капитала. Одной из основных причин его притока в Китай является жёсткое регулирование валютного курса. Так как курс юаня был существенно ниже своей рыночной стоимости, то огромные суммы спекулятивного капитала в иностранной валюте поступали в Китай под видом иностранных инвестиций или авансов за экспортные товары и оседали на счетах банков в ожидании его повышения.

Эффект от стерилизационных операций

Стерилизация влечёт за собой расходы, которые растут быстрее, чем валютные резервы. В платёжном балансе Центробанка они фактически равны нулю, так как доходность стерилизационных гособлигаций ниже, чем доходность среднесрочных и краткосрочных гособлигаций США, доля которых в валютных резервах КНР на сегодня составляет порядка 70%. Однако в таком методе подсчета стоимости стерилизации есть неточности. Так как Народному Банку Китая в будущем, возможно, придется увеличить количество выпущенных для стерилизации государственных облигаций как для того, чтобы стимулировать покупку вновь выпущенных облигаций, так и для того, чтобы рефинансировать уже размещённые облигации. Так как средний срок беспрецедентных по уровню стерилизационных долговых обязательств составляет менее года, то существует вероятность того, что повышение процентных ставок внутри страны скоро спровоцируют рост доходности стерилизационных облигаций.

Но важнее всего то, что для урегулирования денежной массы НБК придётся вернуться к контролю операций по кредитам и займам. Например, так было в 2005 г.. Тогда ограничения на выдачу банковских кредитов на фоне быстрого роста депозитов вызвали избыточную ликвидность в банковской системе, которая привела к повышенному спросу на стерилизационные облигации НБК и сбила ставки по этим ценным бумагам ниже процентных ставок по банковским депозитам. Таким образом, принимая во внимание осуществляемый Центробанком контроль над кредитами, реальная стоимость стерилизации частично переносится с платёжного

баланса Центробанка на балансы банковской системы, раздувая прибыль НБК от стерилизационных операций и нанося ущерб стабильности финансовой системы в долгосрочной перспективе. Вероятно, если бы не было подобных административных перекосов в банковской системе, доходность стерилизационных гособлигаций была бы выше, а доход от стерилизации НБК — скромнее.

Более того, растущая диспропорция между валютными активами и обязательствами в национальной валюте вызывает опасения, что укрепление юаня снизит текущую стоимость активов Центробанка, в то время как сумма обязательств в национальной валюте останется неизменной, что может существенно сократить стоимость капитала в платежном балансе государственного финансового органа.

Кроме того, зависимость кредитно-денежной политики от валютной мешает либерализации процентной ставки, которая является ключевым условием развития эффективного механизма её воздействия на уровень плановых затрат. Она также тормозит создание мощных финансовых институтов, способных проводить независимую финансовую политику.

Потенциальная угроза стабильности банковского сектора

С начала 1990-х гг. банковская система Китая получила значительное развитие на фоне роста сбережений. Доля депозитов с 1990 по 2005 г. в ВНП увеличилась почти вдвое. На сегодня сумма на сберегательных счетах китайских банков составляет около 50% ВНП*. Существует несколько факторов, способствующих росту накоплений. Во-первых, уровень внутреннего потребления, который можно отследить по изменению доли в ВНП чистых доходов населения и компаний после уплаты налогов, начиная с 1983 г. непрерывно падает. Так, доля чистых доходов в ВНП сократилась с 70% в 1983 г. до 52% в 2006 г. [1]. Сокращение доходов населения связано с медленным ростом заработной платы в Китае, обусловленным избытком рабочей силы. Сокращение доходов населения также связано с низкой доходностью вкладов. Банковские вклады являются самым распространенным объектом инвестирования доходов населения из-за отсутствия альтернатив. Власти Китая ведут политику ограничения круга держателей акций и не дают возможности гражданам получать прибыль от растущего благосостояния корпоративного сектора.

Во-вторых, из-за реструктуризации государственных предприятий граждане лишились значительной части социальных гарантий, поэтому большую часть дохода стали откладывать на здравоохранение, образование и старость. В-третьих, частным лицам сложно получить потребительский кредит из-за недостатков в финансовой системе Китая. В-четвертых, согласно политике обязательной продажи части валютной выручки, кото-

* Для сравнения, в СШАдоля внутреннего потребления в ВНП в 2006 г. составляла 86%, в странах Евросоюза — 78%, а в Индии — 69%.

рая сохранялась до августа 2007 г., предприятия аккумулировали огромные суммы в национальной валюте на счетах банков. Ситуацию с ликвидностью также обостряет уже упомянутый спекулятивный капитал.

Считается, что быстрый рост статьи «Депозиты» в платёжных балансах банков неразрывно связан со стабильным расширением кредитования. Однако из-за введения высокой резервной ставки, рост кредитования намного отставал от роста депозитов. И соотношение кредитов к депозитам упало с 78% в 2002 г. до 69% в середине 2007 г., в результате чего в платежном балансе банков накопились чрезмерные внутренние резервы, которые государственный финансовый контроль удерживал от оттока за границу. Соответственно доля активов в иностранной валюте в общей стоимости банковских активов последние годы продолжала постепенно снижаться. Таким образом, из-за контроля над кредитованием и ограничения операций на счетах капиталовложений огромный рост депозитов в конечном счете привел к увеличению ликвидных активов банков, доля которых в общей стоимости банковских активов увеличилась с 10% в 2002 г. до 17% в середине 2007 г., что составляет 950 млрд. ам. дол., или 37% ВНП страны за 2006 г.

Однако, несмотря на меры по стерилизации, к их числу относится и повышение резервной ставки, с 2003 г. в Китае начался кредитный и инвестиционный бум, который длится до сих пор. Если расширение кредитования и наращивание производства продолжатся, то это приведёт к дефляции и, в худшем случае, к рецессии. В корпоративном секторе из-за дефляции падает прибыль, а рост процентных ставок по кредитам ведёт к увеличению задолженности. Таким образом, число невозвратных кредитов может быстро вырасти и подорвать стабильность банковской системы.

Здоровье банковской системы в значительной степени зависит от качества кредитов, выданных за время кредитного бума. И если часть этих кредитов окажется невозвратной, банки понесут серьезные убытки. Проблема невозвратных кредитов усугубляется слабостью банковской системы, где маржа прибыли сравнительно мала, уровень капитализации слабый, качество активов низкое, а система менеджмента и контроля слабо развиты. Несмотря на то, что в результате проведённой недавно реструктуризации трёх крупнейших банков, находящихся в собственности государства и владеющих 50% всех банковских активов страны, доля невозвратных кредитов была снижена с 17,2% от всех кредитов в 2004 г. до 8% на текущий момент, качество активов банков по международным стандартам по-прежнему остается низким.

Помимо невозвратных кредитов, которые на конец 2005 г. насчитывали 206 млрд. ам.дол., в коммерческих банках также накопилось 270 млрд. плохих долгов, что составило 25% активов всей банковской системы Китая. По данным рейтингового агентства Fitch Ratings, власти Китая с 1998 г. потратили около 400 млрд. ам.дол. (15% ВНП 2006 г.) на оздоровление государственных банков. Конечно, при оценке рисков устойчивости финансовой системы необходимо также принимать во внимание огромные валютные

резервы и низкий уровень государственного долга — факторы, которые в конечном счете могут стать ресурсами оздоровления финансовых институтов в случае систематических финансовых потрясений.

Действия властей по спасению экономики

Итак, валютная политика последнего десятилетия породила в экономике Китая следующие основные проблемы: огромные валютные резервы, чрезмерную зависимость экономики от мировых финансовых рынков, избыточную ликвидность в банковском секторе и неконтролируемые потоки спекулятивного капитала.

Власти Китая уже предприняли ряд мер для разрешения этих проблем. Для снижения ликвидности в банковском секторе осенью 2008 г. Народный банк Китая (НБК) трижды снижал учетную ставку по кредитам, в результате

14 ноября установил ее на отметке 5,58%, а новая ставка по депозитам снизилась до 2,52%. НБК также снизил резервную ставку на 1% для крупных банков и на 2% для небольших банков. Чтобы стимулировать банки расширять кредитование, Центробанк снизил ставку по резервным депозитам, которые банки хранят в нём. Однако резкое увеличение объёма кредитов уже в первом квартале 2009 г. вызвало обеспокоенность китайских органов банковского надзора. Главная опасность кроется в том, что недвижимость является основным объектом залога при выдаче кредитов. Стоимость недвижимости в Китае падает. В конце 2008 г. остались нереализованными 164 млн. кв. метров недвижимости, а в 2009 г., по оценкам экспертов, это число возросло до 300 млн. кв. метров. Таким образом, удешевление заложенных объектов недвижимости приведёт к наращиванию в банковской системе «плохих долгов» и ухудшит качество активов банков, которые и так являются слабым местом банковской системы Китая. Рост кредитования усугубил уже имевший место в Китае перегрев экономики.

Что же касается спекулятивного капитала, то его приток прекратился, когда после непрерывного укрепления курс юаня остановился на отметке 6,85. Кроме того, для перекрытия каналов притока спекулятивного капитала в страну 5 августа 2008 г. были введены новые правила валютного регулирования, которые ужесточили проверку подлинности и законности выплат, осуществляемых со счетов выручки, и обязывают банки, обслуживающие данные операции, проверять все документы о сделке на подлинность. Что касается капитальных счетов, то обмен валюты на юани на таких счетах теперь может осуществляться только при наличии разрешения. Новые правила оставляют без изменения требование регистрации капитальных счетов в отделениях Государственного управления по валютному регулированию (State Administration of Foreign Exchange —SAFE). Эта регистрация будет и дальше способствовать усилению контроля над потоками капитала, особенно в свете увеличения притока спекулятивного капитала, который обычно оседает на капитальных счетах. Считается, что спекулятивный капитал приходит в страну под видом операций с ценны-

ми бумагами либо под видом прямых иностранных инвестиций. Однако, по мнению некоторых экспертов, он может оседать и на счетах выручки под видом предоплаты за экспортные товары. Новые правила валютного регулирования в совокупности с уже существующими правилами регулирования средств на капитальных счетах свидетельствуют о стремлении правительства КНР перекрыть каналы притока спекулятивного капитала в страну. Государственное управление по валютному регулированию отвечает за соблюдение новых норм и правил и наделяется особыми полномочиями, такими как проникновение на территорию предприятий для сбора доказательств, допрос представителей контрагентов и других организаций (частных), связанных с подозреваемой организацией, — а также осмотр и снятие копий соответствующих финансовых документов. Новые правила устанавливают более жёсткое наказание за нарушение валютного режима вплоть до конфискации нелегально ввезенного капитала и наложения крупных штрафов.

Однако при вывозе капитала власти Китая ослабили валютный контроль. Как для счетов выручки, так и для капитальных счетов новые правила сохраняют требование перевода средств в иностранную валюту для оплаты обязательств перед зарубежными партнерами или при репатриации инвестиции. Но теперь гражданам Китая разрешается средства, полученные за границей, хранить в иностранной валюте в китайских банках.

Самой сложной проблемой остается чрезмерная зависимость Китая от изменений на мировых финансовых и товарных рынках и, в частности на рынке США. Такая зависимость напрямую связана с экспортной ориентацией экономики, что в результате и привело к тому, что распределение капитала в экономике, а особенно иностранной валюты, стало определяться силами финансовых рынков. А, как известно, рынки направляют ресурсы в те сферы, где можно быстро заработать, а не туда, где они действительно нужны. Погоня за максимальной эффективностью рынка и является причиной существующего дисбаланса в экономике Китая. При наличии в стране самого большого в мире валютного резерва более 30% граждан живут за чертой бедности, а около 15% (200 млн. мигрантов из деревень) эксплуатируются на трудоёмких, низкотехнологичных производствах иностранных предприятий, которые пользуются различными льготами и извлекают огромную прибыль от деятельности на территории КНР. Чтобы предотвратить угрозу подрыва социальной и финансовой стабильности страны, Китаю необходимо прекратить финансировать экономику США и направить ресурсы на развитие сельского хозяйства и производства, ориентированного на внутренний рынок, на создание новых рабочих мест, а также на повышение благосостояния граждан для стимулирования внутреннего спроса. Однако объявленный 14 ноября 2008 г. на встрече Большой двадцатки в Вашингтоне план по вливанию в экономику 4 млрд. юаней для её — стимулирования опять был направлен на развитие инфраструктуры. Похоже, что новый антикризисный проект ничем не от-

личается от старого: стимулирование экспорта, привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры и спасение рынка недвижимости.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Cappiello L., Ferrucci G. The sustainability of China’s exchange rate policy and capital account liberalization. // http://www.ecb.eu/pub/pdf/scpops/ecbocp82.pdf

2. China’s four trillion yuan rescue package is misleading//The Epoch Times, November 2008. http://www.theepochtimes.eom/n2/c/china/business-economy/7/

3. Geof Dyer. China has long way to go to dislodge dollar//Financial times, May 2009. http://www.ft.eom/cms/s/0/2522ed5e-462d-llde-803f-00144feabdc0.html7nclick check=l

4. Henry C.K. Liu. China and the global crisis. Part 2://Частное консалтинговое агентство Henry C.K. Liu, http://www.henryckliu.com

5. He Qinglian. China-U.S. Economic Ties //The Epoch Times, November 2008. http://www. theepochtimes.com/n2/content/view/7471/

6. Joseph W. K. Chan, Greg L. Pickrell Client Alert — China Revises Foreign Exchange Regulations//Консалтинговая компания Pillsbury http://www.pillsburylaw.com/index. cfm?pageid=34&itemid=38862

7. Lian Cheng. What does China’s $1.8 trillion foreign currency reserve tell us? //The Epoch Times, August 2008. http://www.theepochtimes.com/n2/business/chinas-huge-foreign-currency- reserves- 216 5. html

8. Lidia Lin. Chilene Chu. China — asset quality improving. But caution still warranted// Рейтинговое агентство Fitch Rating http://www.fitchratings.com/corporate/reports/

9. Min Zhao. External liberalization and the evaluation of China’s exchange rate system: an empirical approach //http://www.imf.org/extemal/np/pp/2006/eng/

10. Qin Yue. Li Ping. The Impact of Yuan Depreciation on China’s Economy// The Epoch Times, December 2008. http://www.theepochtimes.com/n2/content/view/8392/

11. Ronald I. McKinnon China’s exchange rate policy and fiscal expansion//Joumal of Chinese Economic and foreign trade studies Vol. 2 №2, 2009. P. 81—85.

12.. YC Richard Wong. ML Sonia Wong. Removing Regulatory Barriers in China: Changing the Foreign Exchange Regime / Hong Kong.: The University of Hong Kong, 1997 //http:// www.cato.org/events/china/papers/wong.html

Yana A. Shestakova

China’s foreign exchange policy and it’s impact on the potential economic stability of the country

The article is devoted to the impact of Chinese currency exchange policy on economic stability of the country. The main argument of the article is that the current exchange rate regime exacts high welfare costs from different sectors of the Chinese economy and poses a potential risk to domestic financial stability. The article argues that China would be better served by an independent monetary policy geared towards domestic objectives.

Ключевые слова: банковский сектор валютная политика валютный курс валютные резервы стерилизация спекулятивный капитал

Key words: banking sector foreign exchange policy foreign exchange rate foreign exchange fund sterilization “hot” money

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.