Научная статья на тему 'Валеоустановки общественного мнения: степень восприятия и отторжения'

Валеоустановки общественного мнения: степень восприятия и отторжения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОУСТАНОВКИ / ВОСПРИЯТИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОТТОРЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валеоустановки общественного мнения: степень восприятия и отторжения»

6. Распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2012 г. N 854-р «О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 гг.».

7. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. № 221-рп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года».

И.А. Чернов

ВАЛЕОУСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: СТЕПЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ И ОТТОРЖЕНИЯ

Ключевые слова: валеоустановки, восприятие, здоровье, общественное мнение, отторжение.

Здоровье как важнейшая ценность человеческой жизни - неотъемлемый атрибут валеоустановки общественного мнения. Ценность валеоустановки общественного мнения во многом связана с тем, что здоровье грядущих поколений людей во многом зависит от здоровья ныне живущих. По мнению ряда исследователей, 9/10 человеческого счастья основано, прежде всего, на здоровье. Применительно к этому общественное мнение выступает как инструмент самосохранения индивида и человеческого рода. Оно берет на себя нормотворческую функцию, направленную на выработку системы социальных нормативов, позволяющих индивидам адаптироваться к изменяющейся среде их существования.

Валеоустановка общественного мнения есть установка на оздоровление, на понимание, на сохранение и поддержание здоровья. Структура валеоустановки общественного мнения не только трехкомпонентна, но и биополярна. Биополярность проявляется в наличии противоположных установок по отношению к здоровью и по отношению к болезни. Когнитивный компонент валеустановки общественного мнения представляет совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте здоровья в системе общественных отношений [4]. Эмоциональный компонент валеоустановки общественного мнения характеризуется положительным отношением к здоровью и отрицательным к нездоровью, степенью осознания угрожающих здоровью факторов, идей о способах сохранения, укрепления здоровья. Поведенческий компонент валеоустанов-ки общественного мнения связан с одобрением разумного, рационального поведения и осуждением девиантного, иррационального.

Социально-психологическое воздействие валеоустановки общественного мнения, прежде всего, связано с социальной оценкой, социальной волей и целеполаганием. Мотив здорового стиля жизни - саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, повышение уровня здоровья. В психологическом плане достоинство здорового образа жизни проявляется в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, хорошей волевой устойчивости, уверенности в себе. Валеоустановки общественного мнения -продукт коллективного осмысления, оценки прошлой, настоящей и будущей ценности здоровья, здорового образа жизни. Не случайно Гегель в «Философии права» отмечал,

© Чернов И.А., 2013

что для общественного мнения характерен человеческий здравый смысл [2].

Как правило, валеоустановка общественного мнения предстает в виде ценностных ориентиров, общих верований, социальных нормативов, стереотипов, проявляющихся в форме суждения, побудительных мотивов, поведенческого акта. Характерными чертами валеоустановки общественного мнения выступают: рефлексия, осознание, опредмечивание.

Механизм воздействия общественного мнения связан с подражанием, уподоблением, идентификацией. Борьбе мотивов, переживаниям, устаревшим установкам общественное мнение противопоставляет убеждение, внушение, принуждение, побуждение, заражение. В результате основными функциями общественного мнения в сфере здорового образа жизни являются: социализация, воспитание, регуляция, социальная ориентация, социально-психологический контроль [6]. Валеоустановка общественного мнения связана с формированием навыков эмоциональной саморегуляции, сбалансированного духовного самочувствия, способности устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и генерировать стремление к ним. Опосредуя эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие валеоустановка общественного мнения формирует представление об особых компонентах внутренней картины здоровья. Под воздействием общественного мнения поведенческий аспект здоровья, реализуемый в соответствующем образе жизни, отражает ценностно-смысловую сущность конкретной установки.

Классический тип валеоустановки общественного мнения характеризуется формированием, приобретением, освоением, обладанием, системой привычек и навыков здорового образа жизни, отказа от вредных привычек (курения, употребления наркотиков, алкоголя и др.). Негативное отношение общественного мнения к нездоровью характеризуют следующие пословицы: «Болезнь человека не красит», «Больному и золотая кровать не поможет», «У кого болят кости, тот не думает идти в гости».

Валеоустановка общественного мнения связана с притягательностью соматического и психического благополучия, значимостью здорового досуга, физкультуры, занятий в спортивных секциях, различного рода оздоровительных кружках, увлечениями, хобби.

В то же время в современных условиях находит подтверждение высказывание Хосе Ортега-и-Гассет о том, что в условиях кризиса социума общественное мнение становится все более динамичным, фрагментарным и краткосрочным. В результате нарастает полное распадение всяких убеждений и все увеличивающееся равнодушие толпы ко всему, что не касается ее непосредственных интересов. Происходит исчезновение общих верований.[5] Подобное состояние также нашло свое отражение в русских пословицах: «Болит голова - остричь догола, посыпать ежовым пухом да ударить обухом», «Заболит нос - высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет», «Та душа не жива, что по лекарям пошла».

В современной жизни отчетливо просматривается, что базовые валеоустановки общественного мнения входят в противоречие с текущими изменениями адаптивного поведения. Налицо противоречие положительных установок общественного мнения на здоровый образ жизни и группового мнения с его сиюминутными предпочтениями. Приоритет девиантных минимальных побудительных стимулов связан, прежде всего, с нехваткой времени для собственного оздоровления, разрушением прежних ценностей, потерей духовного стержня, глобальной ломкой традиционных социальных стереотипов, ростом психоэмоциональных нагрузок, вредных привычек, состоянием повышенной со-

циальной тревожности, неопределенностью будущего и др.

Согласно статистическим и социологическим данным около семи миллионов человек в России страдают хроническим алкоголизмом. Каждый десятый из молодых людей, употребляющих алкоголь, становится алкоголиком. Состояние алкогольного опьянения нравится 65 % юношей и 52 % девушек. Большинство респондентов знают о вреде алкоголя для здоровья (96 %) . Однако лишь 45 % респондентов считают, что выпиваемое ими спиртное наносит вред здоровью. Налицо необъективность в оценивании отрицательного эффекта алкоголя. Между тем, еще Мэдисон отмечал, что степень влияния мнения на практическое поведение, поступки в значительной степени зависят от представления о том, сколько людей думают так же. Основной целью употребления спиртных напитков является повышение настроения (52 %) , снятие напряжения (34 %) , поддержание компании (9 %) . Многие молодые люди считают, что алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие, делает жизнь более интересной, оживленной.

Многочисленные исследования показывают, что учащиеся школ демонстрируют высокий риск приобщения к наркотикам. Доля тех, «кто хочет попробовать», «пробовал и перестал», «употребляет регулярно» или «время от времени», составляет четверть среди опрошенных юношей и шестую часть среди девушек. Каждый третий знаком с людьми, кто их употребляет (38,5 %), каждый четвертый хорошо информирован о видах наркотиков и знает их сленговые названия (25,2 %).

В стране отмечается рост подростковой наркомании, преступности, детского алкоголизма, суицидов и психических болезней. По оценке академика РАМН А. Баранова свыше 70 % выпускников школ страдают нервно-психическими расстройствами в той или иной форме. Во многом это связано с тем, что СМИ пропагандируют безверие, беспринципность, культ денег, легких удовольствий, сексуальной доступности, социальной лени и др.

Если исходить из концепции Д. Гавра, что общественное мнение есть единство социальной оценки и социальной воли, то в настоящее время отчетливо просматривается несбалансированность валеоустановки с другими ценностями жизни. В жизни общества начинает преобладать дефицитарный тип валеоустановки связанный с ощущением недостаточности собственных ресурсов для обеспечения здорового образа жизни.

В числе наиболее распространенных форм нездорового образа жизни: аддиктив-ное (зависимое) поведение, наносящее вред соматическому и/или психическому благополучию. Аддиктивное поведение характеризуется зависимостью от табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Для гемблингового поведения характерно доминирование игромании. При этом индивид зачастую не может обнаружить связь между вредными привычками и их конкретными соматическими последствиями для здоровья.

В основе нездорового образа жизни лежит отсутствие ценностного компонента здоровья в сознании. И если ценностный компонент здоровья предполагает наличие сложной, иерархически организованной системы мотивов, то при алкогольной зависимости дефицит ценностного компонента здоровья обусловливает формирование нового, патологического мотива - мотива употребления спиртного, который перестраивает иерархию мотивов, приводя к утрате значимости социальных ценностей. В результате, как правило, происходит переструктурирование психологических характеристик и моделей поведения, исключение человека из социальной жизни, деградация личности, утрата работы, семьи, нравственное и физическое падение и т.д.

Исследователи отмечают, что уровень способности заботиться о себе является одним из атрибутов психологической зрелости. Соответственно нездоровый образ жизни

можно рассматривать как отсутствие психологической зрелости, системы самоконтроля. Все это усиливает риск различных рецидивов, а в ряде случаев угрожает самой жизни. Налицо противоречие негативного общественного мнения в отношении девиантного поведения и деформация волевого компонента, неспособность следовать жизненно важным ценностям. Во многом это связано с толерантным отношением к потреблению алкоголя, наркотических средств в молодежной среде, с переструктурированием моделей группового поведения, неспособностью придерживаться важных для здоровья императивов и принципов.

Среди факторов, разрушающих здоровье, психологические стрессы, эмоциональное выгорание, неправильный образ жизни и поведения, вредные привычки и др. При этом поводы блокирования валеоустановок общественного мнения тривиальны: «от любопытства» до «желания получить острые ощущения». В их числе «пример друзей» (31,1 %), «желание ощутить воздействие» (29,5 %), «желание острых ощущений» (28,5 %). Налицо проблема не сформированности у молодежи потребности в сохранении и укреплении потенциала индивидуального здоровья. В подростковой субкультуре ценность здоровья зачастую вступает в конфликт с «позитивным смыслом» табакокурения, употребления спиртных напитков, наркотиков как акта коммуникации, атрибута принадлежности к референтной группе. Знание о вредных последствиях курения, употребления спиртных напитков, наркотиков не выступает реальным регулятором поведения, направленного на здоровый образ жизни.

Таким образом, очевидно, что актуализация деятельности индивида по сохранению здоровья связана с усилением мотивационного воздействия общественного мнения, находящего свое подкрепление в массовых оценочных и поведенческих актах.

Библиографический список

1. Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 5-17.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права // Академия наук СССР. Институт философии. - М., Мысль, 1990.

3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб. пособие / Ж.М Глозман. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

4. Зинова У.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальная проблема / Под ред. Козлова В.В. // Седьмая волна психологии. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2011. -Вып. 7.

5. Ортега-и-Гассет Х. Необходимость философии // Избранные труды. - М.: Мир, 2001.

6. Трофимчук А.Г. Общечеловеческие ценности здорового образа жизни // Здоровый образ жизни как социально-психологический феномен: сборник статей международной научно-практической конференции / Под ред. Койсман Л.А. - Биробиджан, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.