Научная статья на тему 'Ваххабизм: традиции и современность'

Ваххабизм: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1656
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ваххабизм: традиции и современность»

ИСТОРИЯ

О.Л. Малышева

ВАХХАБИЗМ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Мир ислама охватывает около миллиарда человек. В 40 странах мусульмане составляют большинство населения, в 30 - его значительную часть. За последнее время в исламе стал преобладать фундаментализм - течение, требующее возврата к истокам ислама, прежде всего к Корану. В фундаментализме все отчетливее выделяются два направления:

-оборонительный фундаментализм, призванный сохранить чистоту ислама. Его сторонники уверены, что реорганизация общества в целом, снизу до верху, а также личной жизни каждого отдельного человека в соответствии с исламскими догмами, зафиксированными в Коране, является кратчайшим путем человечества к счастью;

-наступательный фундаментализм, ставящий во главу угла принцип «джихада» с безбожным западным миром. Его сторонники считают, что западный путь развития не оправдал себя и полностью обанкротился. Поэтому этот путь развития должен быть отвергнут человечеством.

Символическим рубежом взаимоотношений Запада и Востока стал XVIII век. Тогда ослабление Османской империи привело к экономической, политической и культурной экспансии на мусульманский Восток. Ей противостояли различные религиозно-политические течения, в том числе и ваххабизм. Впрочем, термин «ваххабиты», образованный от имени основателя движения Мухаммада ибн Абд-аль Ваххаба, не применялся его последователями. Они предпочитали называть себя «муваххидун» - «последователи единобожия» или «салафиййун»- «приверженцы первоначального ислама». Призыв Мухаммада ибн Абд-аль Ваххаба возвратиться к «чистому исламу» получил поддержку рода Аали Сауд и даже стал знаменем борьбы за политическое объединение Аравии под их властью. К началу XIX века ваххабизм перешагнул границы Аравии, завоевывая себе сторонников в других регионах мусульманского мира.

Сегодня знамя ваххабизма крепко держат в своих руках Мухаммад Ибн Джамиль Зину, Богаутдин Мухаммад, шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками. Их книги растиражированы и распространяются многочисленными фондами, действующими в России и за ее пределами. Разногласия с традиционным исламом касаются как догматики, так и религиозного ритуала.

- Священной книгой мусульман является Коран и хадисы, систематизированные основателями мазхабов - правовых школ. Но если Коран - слово Аллаха, то хадисы - это рассказы о жизни, деятельности и суждениях пророка Мухаммеда. Уже это говорит о разной значимости этих источников. Ваххабиты не только приравнивают их друг к другу, но и свободно трактуют хадисы в зависимости от ситуации.

- Ваххабиты выступают против поклонения святым и святым местам, считая это идолопоклонством: «Тот, кто поклоняется и взывает к кому-то, помимо Аллаха, является язычником» [1]. В XIX веке они осквернили величайшую святыню ислама - черный камень, вделанный в стену Каабы. По арабским преданиям, храм Кааба был построен на том месте, где некогда находился храм Адама - первый храм на Земле. Это место было указано первопредку северных арабов Исмаилу ангелом Джибрилом. Он и руководил строительством, витая над землей на плоском белоснежном камне. Со временем камень почернел от прикосновений грешников, но от этого не потерял свое значения, обозначая место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы.

- Ваххабиты отрицают празднование Маулида - дня рождения пророка Мухаммеда [2]. Маулид они считают христианским заимствованием, завышающим статус Пророка в глазах верующих. Действительно, Маулид стали отмечать спустя ЗООлет после возникновения ислама. Но в отличие от христианского Рождества, Маулид приурочен ко дню смерти Пророка, которая в исламе трактуется как рождение для вечной жизни. Маулид не единственное нововведение, введенное после смерти Пророка. Например, михраб - углубление в стене мечети, указывающее направление на Каабу, появился во времена халифа Умара ибн Абд алъ Азиза. Ваххабиты же, борясь за чистоту ислама, отвергают всякое нововведение после Пророка. Но сам пророк Мухаммед говорил, что непротиворечащее исламу - разрешено.

- Идеологи ваххабизма отвергают чтение Корана над умершими мусульманами, утверждая, что «Коран - для живых, а не для мертвых» [3]. Однако в хадисе Пророка говорится: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы (Он его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы» [4]. Аш-Шафии также настаивал: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана, а если Коран прочтут полностью, будет прекрасно» [5].

- Вызывает отпор представителей традиционного ислама и утверждение Мухаммада ибн Джамиля Зину о «возвышенности Аллаха на своем троне» [6]. Они считают, что само обсуждение «о местонахождении Аллаха» неправомерным, так как Аллах существует вне пространства и времени.

- Ваххабиты крайне агрессивно относятся ко всем, кто не разделяет их воззрений. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб говорил: «Кто не вошел в наше общество, тот - кяфир» Его последователи называют себя «спасшейся группой», единственной из мусульманской уммы, кто обретет спасение. Несогласных с их убеждениями разрешено преследовать, отнимать имущество, наконец, убивать. Впрочем, формирование поляризованного менталитета «мы - они» характерно для деструктивных культов, которые усиленно эксплуатируют психологическую потребность человека в присоединении к группе со стабильной системой ориентации, к тому же обещающей спасение.

- Главной составляющей ваххабизма является джихад, который трактуется буквально и идет в открытую. Следует вспомнить, что почти 13 лет

ского халифата, простиравшегося от Северной Африки до Закавказья и Средней Азии; от Пиринейского полуострова до реки Инд.

И сегодня некоторые мусульманские богословы пытаются найти некую правовую формулу, опирающуюся на терпимость и созидание. Они исходят из того, что общепринятый перевод «джихада» как «священной войны» неточен. Слово «джихад» происходит от арабского корня «прилагать усилия». И в этом смысле повседневная жизнь мусульманина также предполагает джихад. Худа Хаттаб, например, делает акцент на джихаде - ннафсе(джихад против своего «я»), который означает напряженную внутреннюю борьбу, направленную на преодоление низменных инстинктов и дурных привычек [13]. Понятие джихад наполняется новым содержанием: «джихад сердца» - борьба с собственными дурными наклонностями и духовное совершенствование; «джихад мысли и языка» - чистота помыслов и речей; «джихад руки» - благородство поступков; «джихад тела» - умеренность и гигиена.

Суданский реформатор Абдуллахи Ахмед Ан-Наим пытается соотнести нормы Корана и шариата с современными правовыми нормами и общечеловеческими ценностями. Он предлагает признать истинными пророчества Мухаммеда мекканского периода, когда иудеи и христиане признавались как «люди писания». Но призыв Ан-Наима затерялся в хоре мулл, трактующих нормы ислама в экстремистском смысле. Нынешняя, уже третья по счету волна исламского фундаментализма сделала востребованными новых духовных лидеров: шейха Ахмеда Ясина(«Хамас»), шейха Хасана Насруллу («Хезболла»), шейха Юсуфа аль Карадхауи («Братья- мусульмане»). Радикализация исламского фундаментализма имеет целый ряд причин.

- Расширение социальной базы экстремизма в лице маргинального населения. В Иране к началу хомейнистской революции только в крупных городах насчитывалось 1,5миллионов люмпенов; в Пакистане в 1980-е годы 3/4 горожан были неимущими или малоимущими [14]. Переход к рыночным отношениям привел к поляризации общества в России. За чертой бедности в России оказалось 65% населения; в Татарстане в число нищих и бедных входило 75,4% населения [15]. Политически неискушенные люди объясняют свои беды забвением предписаний ислама и навязыванием западных ценностей.

- За национальными и конфессиональными конфликтами зачастую скрываются геополитические, экономические, социальные интересы политической элиты, крупного бизнеса мировых держав, национальной элиты и даже криминальных объединений. В этом случае объединение вокруг этнических и религиозных ценностей является лишь способом мобилизации населения для достижения отнюдь не декларируемых целей. Радикальные группировки рассматривались как серьезный аргумент в политическом диалоге и потому поддерживались как экономически, так и на политическом уровне. Так, США на протяжение многих лет поддерживали талибов в их борьбе против СССР, и Бен Ладен в какой-то степени - непокорное детище американской политики. СССР делал ставку на арабских экстремистов в их борьбе против Израиля. Израиль первоначально поддерживал «Хамас», чтобы осла-

бить влияние Арафата. Деятельность исламских групп поощряли Алжир, Иордания, Египет, рассматривая их как противовес просоветским идеям. Следствием стала активная деятельность таких радикальных организаций, как «Братья-мусульмане», «Аль-Каида», «Аль-джихад», «»Аль-джамаат аль-исламийя»(Египет), «Джамиат уль-улема и Пакистан», «Харкат уль-муджа-хедин»(Пкаистан), «Хизб ат-тахрир» и «Исламское движение Узбекистана» (Центральная Азия).

— На рост мусульманского радикализма повлияли афганская война и локальные конфликты. На них пришло взросление целого поколения, у которого сформировался стойкий иммунитет к виду льющейся крови и которое лучше всего умеет стрелять. С их подачи взрывы и насилие стали напрямую связываться с «исламским терроризмом». Начало было положено взрывом американского посольства в Бейруте 18апреля 1983г. Ответственность за теракт взяла на себя организация «Хезболлах», чем внесла сумятицу в ряды мусульманского духовенства. Тогда большинство действия камикадзе осудило. Фетва (религиозный декрет), определяющая смерть террориста как самопожертвование во имя веры, появилась в недрах организации «Исламский джихад» И хотя видные теологи(улемы) фетву не подписали, муллы, близкие к экстремистским организациям, ее одобрили. Начало было положено. Невнятность мусульманской элиты лишь усиливала позиции радикалов. А после операции Израиля «Защитная стена», когда де-факто была упразднена палестинская автономия, ситуация вышла из под контроля. Мусульманский мир бурлил, а умеренные улемы были вынуждены определиться в своей позиции. Это и было сделано в лице руководителя мусульманского университета Аль-Азхар великого имама Мохаммеда Сейеда Тантауи. Изданная им фетва давала зеленый свет экстремизму: «акт самопожертвования против любого израильтянина, включая женщин, детей и стариков, является легитимным с точки зрения шариата, пока палестинцы не вернули свои земли и не прогнали израильских агрессоров» [16]. Трудно не согласиться с мнением Михаила Зыгарь: «Экстремисты - радикалы, подменив теологические постулаты политическими, стали диктовать свои условия великой мировой религии» [17].

- Распространение исламского фундаментализма в России было обязано антирелигиозной политике, проводимой десятилетиями. В результате в России из 14300мечетей сохранилось 80; ЗОтысяч священнослужителей были репрессированы Советской властью [18]. Образовавшийся религиозный вакуум сыграл с российскими мусульманами плохую шутку. То, что говорили иностранные «братья по вере», не только воспринималась как истина в последней инстанции, но и принималась как руководство к действию. Зерна ваххабизма попали в благодатную почву. Это вынужден были признать и президент Татарстана М.Шаймиев: «...В Россию уже сегодня проникли различные течения ислама, включая и самые радикальные, как, например, ваххабизм - учение о «чистом исламе» [19]. Схема проникновения проста и не раз опробирована: оказание финансовой помощи в строительстве мечетей и медресе при условии, что обучать молодых мусульман будут арабские наставники; создание благо-

творительных фондов; увеличение сторонников исламского фундаментализма в мусульманских общинах республики; обучение молодежи в арабских странах, по приезду на Родину они становятся агентами влияния. Об опасности последнего М.Шаймиев заявлял еще в 2000году: «Получив в этих странах духовный сан, эти молодые люди начинают сейчас возвращаться в Россию..., начинают преподавать в наших медресе и других духовных учебных заведениях основы радикального ислама» [20]. Фундаменталистские лозунги все чаще используются в политике радикальным крылом национального движения. Партия «Итгифак» настойчиво выступает за исламизацию татарстанского общества, заявляя о необходимости введения в судопроизводство норм шариата, выступая против межнациональных браков. Сохранение нации и морали напрямую связывается с исламским воспитанием.

Фундаменталистские лозунги получили развитие в программах общественно-политического движения «Омет», «Союза исламской молодежи Республики Татарстан», «Набережно-Челнинского отделения ТОЦ». И все бы ничего, если бы не агрессивное неприятие других конфессий и национальностей. Впрочем, злобным нападкам подвергается как мусульманское духовенство, исповедовавшее традиционный ислам («татарское духовенство - это банды для обирания сирот и вдов»), так и руководство Татарстана, которое, по мнению экстремистов «продалось Москве» и «долг каждого истинного мусульманина с ним бороться» [21]. Вакханалия злобы и нетерпимости вылилась за рамки митинговых страстей и вот уже Набереждно-Челнинское отделение ТОЦ «активно открывает молитвенные дома, самостоятельно назначает имамов, не имеющих даже тени богословского образования, зато имеющих четкую антироссийскую идеологическую направленность», вербует боевиков в Чечшо, помогает в организации летних лагерей для мусульманских юношей. Пробный шар был брошен. А дальше - срыв фестиваля православной культуры, осквернение и разрушение строящегося в Набережных Челнах православного храма. Традиционные священнослужители бьют тревогу: «У мусульман и православных в Поволжье всегда были очень хорошие отношения... Конфликтов на религиозной почве никогда не было, так как не было почвы для их возникновения. В этом отношении действия ТОЦ создают крайне опасный прецедент» [22].

Россия как полиэтничное и мультиконфессиональное государство оказалась в опасной ситуации. С одной стороны, в целом ряде мусульманских республик, в том числе и в Татарстане, происходит усиление позиций исламского фундаментализма, с другой - трагедии терактов общественное мнение напрямую связывает с исламистами, что чревато ростом антиисламских настроений. Трудно не согласиться с мнением Г.В.Новиковой: «В России, имеющей значительную долю мусульманского населения и граничащей с мусульманскими государствами, решение проблемы исламского фундаментализма, сопряженного с терроризмом, требует особой аккуратности и осторожности. Для того, чтобы избежать широкомасштабной конфронтации с миром ислама не только в рамках самой страны, но и за ее пределами, необходимы взвешен-

ная оценка происходящего и сотрудничество с теми силами мусульманского общества, которые стоят на позициях ортодоксального ислама» [23].

Литература

[1] Мухаммад Ибн Джамиль Зину Столпы ислама и веры. М. 1992. С.23.

[2] Мухаммад Ибн Джамиль Зину Путь спасшейся группы и победоносной общины. Шарг-Гарб. 1996. С.91.

[3] Там же. С. 106.

[4] Сады праведных из слов господина посланников. Составитель: Имам Му-хий - Д - Дин Абу- Навави. М. 2001. С.438.

[5] Там же. С.438.

[6] Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры. М.1992. С.15.

[7] Коран. 2:186

[8] Коран. 2:245.

[9] Генри Чарльз Ли История инквизиции в средние века. Смоленск. 2002. С.75.

[10] Сады праведных из слов господина посланников. М.,2001, С. 177.

[11] Там же. С.546.

[12] Коран. 2:257.

[13] Худа Хаттаб Справочник мусульманской женщины. М. 2002. С.25.

[14] Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. //Вопросы истории. 1993. №1. С.37.

[15] Факты.Цифры.Комментарии.//Татарстан. 1994. №7-8. С. 12.

[16] ЗагарьМ. Неверный джихад. //Коммерсант. Власть. 2002. №9. С.31.

[17] Там же. С.31.

[18] Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. //Вопросы истории. 1993. № 1. С.38.

[19] Шаймиев М. Россия - страна многоконфессиональная. // Новое время. 2000.№ 8. С.ЗО.

[20] Там же. С.ЗО.

[21] Муфтий Фарид Салман. Исправление имен: Татарстан «выздоравливает».// Евразийское обозрение. 2001. Специальный выпуск. С.2

[22] Там же. С.2.

[23] Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце XX века. // Полис. 2000. №1. С. 172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.