Научная статья на тему 'В. В. Розанов о национальном воспитательном идеале'

В. В. Розанов о национальном воспитательном идеале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. РОЗАНОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ДУХОВНОE И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛЫ / V.V. ROZANOV / NATIONAL EDUCATIONAL IDEAL / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PURPOSES AND PROBLEMS OF EDUCATION / VALUES / IDEALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Людмила Юрьевна

Раскрываются основные взгляды В.В. Розанова на духовно-нравственное воспитание школьников в национальной культуре и базовую систему национальных ценностей и идеалов. Составлена модель национального воспитательного идеала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.V. Rozanov touches upon the national educational ideal

V.V. Rozanov's main views about the spiritual and moral education of schoolchildren in the national culture and about the basic system of national values and ideals are revealed in the article. Model of the national educational ideal is composed

Текст научной работы на тему «В. В. Розанов о национальном воспитательном идеале»

1. Зорина А.В. Дорогие друзья, коллеги // Страстной бульвар, 10. М., 2009. Спец. вып. С. 2-3.

2. Фокина К.И. Информационное сопровождение спектакля в современном театральном процессе: автореф. дис. ... канд. иск. М., 2007.

3. Театральная завалинка в Подмосковье 19942004: каталог. М., 2004. С. 43.

4. Филонов А., Зорина А. Авангард и традиции // Страстной бульвар, 10. М., 2005. Спец. вып. С. 4-7.

5. Сухов Ф.В. Творчество как живой процесс развития в детском сообществе // Страстной бульвар, 10. М., 2003. С. 18-19.

6. Иванов А. Фестиваль в Хаапсалу // Страстной бульвар, 10. М., 2004. Спец. вып. С. 8-9.

7. Геманн Л., Келлеманн К. Международный практический семинар «Система К. С. Станиславского сегодня» // Страстной бульвар, 10. М., 2006. Спец. вып. С. 6-8.

Поступила в редакцию 11.09.2009 г.

Klimov O.M. Functional particularities of festival formats in amateur theatre movement. In this article the basic and its derivatives of the formats of festival movement, functional tasks for each of them are defined that allows building a quality model of the festival formats, in which artistic and pedagogical principles are laid which are directed on creational development of collectives and person.

Key words: festival; competition; laboratory;

“platform”; evaluation criterions; regulation; repertoire poster.

УДК 371

В.В. РОЗАНОВ О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ИДЕАЛЕ

© Л.Ю. Панина

Раскрываются основные взгляды В.В. Розанова на духовно-нравственное воспитание школьников в национальной культуре и базовую систему национальных ценностей и идеалов. Составлена модель национального воспитательного идеала.

Ключевые слова: В.В. Розанов; национальный воспитательный идеал; духовное и нравственное воспитание; цели и задачи воспитания; ценности; идеалы.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) признан сейчас как философ, писатель, публицист, внесший заметный вклад в развитие русской мысли конца Х1Х - начала ХХ в. [1, 2]. Его также можно считать теоретиком педагогики, поскольку он обогатил российскую педагогическую мысль оригинальными решениями различных проблем воспитания и образования. Его книга «Сумерки просвещения» (1899) получила положительную оценку современников. В настоящее время значение педагогических идей В.В. Розанова отмечено в некоторых монографиях, посвященных принципам отечественного образования [3, 4], но педагогические взгляды мыслителя еще не стали достоянием широкой педагогической общественности. Так, его имени даже нет в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [5], и оно не всегда упоминается в научных исследованиях по истории отечественной педагогической мысли. Поэтому потребность целостного пред-

ставления педагогического аспекта в творчестве В.В. Розанова требует дальнейших исследований.

Особый смысл педагогического наследия В.В. Розанова заключается в том, что проблемы, на решение которых были направлены идеи мыслителя, вновь стали актуальными в связи с происходящей сейчас модернизацией системы образования в России, когда фактически определяется стратегия общего образования, направленная на духовнонравственное воспитание школьников на основе национальных российских ценностей.

Тематика педагогического наследия В.В. Розанова в основном посвящена духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе национальной культуры. Его основная идея - это воспитание нового человека в национальном духе.

Цель данной работы - смоделировать национальный образовательный идеал, обладающий качествами, которые, по замыслу

29б

В.В. Розанова, должны быть сформированы в человеке на основе его приобщения к ценностям национальной культуры.

Основные педагогические взгляды на воспитание раскрыты мыслителем в книге «Сумерки просвещения» [6], составленной из статьей, публиковавшихся в течение пяти лет в разных журналах. Такая компоновка книги затрудняет ее изучение, поскольку высказывания В.В. Розанова по проблемам воспитания оказались рассредоточенными и бессистемными. Учитывая это, ход исследований будет проведен в два этапа. На первом этапе предстоит обобщить и систематизировать взгляды В.В. Розанова, на втором - на их основе составить модель национального воспитательного идеала, адекватную его взглядам.

Человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Исходя из этого, проанализируем взгляды В.В. Розанова на высшую цель образования. В качестве критериев отбора этих взглядов используем понятия, выступающие в качестве основных при изучении проблемы воспитательного идеала: воспитание, культура, потребности, идеалы, ценности, человек; природные особенности человека; социальные свойства человека; свойства человека как субъекта культуры.

Воспитание. Высказанные В.В. Розановым педагогические идеи о воспитании опираются на следующие теоретические основы образования:

- общим основанием познавательной деятельности человека является созерцание (чувственное познание);

- три главных принципа образования: индивидуальности, целости, единства типа, сформулированные В.В. Розановым.

В. В. Розанов был убежден, что воспитывающее воздействие достигает результата только после переживания воспитуемым своего отношения к этому воздействию. Слабость национального сознания у образованной молодежи он объяснял ошибками государства в организации воспитания. Он писал, что в государственных учебных учреждениях учебный материал лишь передается в виде краткого изложения событий, поэтому все воспитание, естественно, получило характер усвоения переданного. Все реальные ощущения, качества, идеи для воспитуемого являются запоминаемыми, а не испытываемыми.

Главной задачей воспитания В.В. Розанов считал развитие души и природных задатков человека.

Культура. К определению понятия «культура» мыслитель пришел путем введения понятия «культ», полагая, что оно является ближайшим и родственным к понятию «культура»: «Культура есть все, в чем завит, скрыт какой-нибудь культ». Мыслитель разъяснял: «В понятии «культа» содержится внутренний, духовный смысл культуры» [6, с. 29]. Он считал, что культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность.

В.В. Розанов рассуждал: «Предметом культа может быть все» [6, с. 30]: земля, домашний кров, свой край и Родина. Но во главу угла мыслитель ставил чисто духовные предметы, которые человек глубоко почитает, но уже не ради себя, а «себя оценивает в меру того, насколько он крепок им, предан». Это уже высшая степень духовного развития, подчеркивал он, когда человек готов отдать свою жизнь ради идеи или открытой им истины. В итоге мыслитель определил культуру как «синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной» [6, с. 31].

Потребности. Потребность воспитания личности в русской культуре В. В. Розанов обосновывал слабостью национального сознания у высших сословий, отсутствием у образованных людей русского менталитета -«русских мыслей и русских привычек», а причину этого видел в отсутствии соответствующего содержания образования [6, с. 237]. Он с горечью писал, что в России патриотизм воспитывается на образцах французской чести.

Интересы государства состояли, по мнению В.В. Розанова, в формировании мысленного образа «человека и гражданина», усвоившего привила веры, знающего сыновние обязанности и достаточно обогащенного сведениями. Он считал, что государственный подход к образованию необходимо менять, что цель воспитания должна быть прежде всего направлена на воспитание творческого человека.

В отношении потребностей общества В.В. Розанов отмечал, что они определяются

потребностями сословий. У низших сословий преобладают практические потребности, т. е. знания для удовлетворения практических нужд, у высших сословий основная потребность - это карьера («гимназия открывает всюду дороги» [6, с. 211]). Он полагал, что каждый город должен иметь отвечающую своему господствующему типу школу, т. е. школу, удовлетворяющую нужды города [6, с. 206].

Ценности. В понимании мыслителя главная ценность - это какой-нибудь культ. Мыслитель отмечал: «задачей просвещения может быть только выработка в подрастающих поколениях какого-нибудь культа, то есть преданности, любви, верности - без определения, чему именно» [6, с. 45]. При этом В.В. Розанов особо выделял нравственный аспект: «чтобы человек, к чему бы различному не стремился, во всяком стремлении оставался прекрасен», т. е. был нравственным [6, с. 88].

Мыслитель был убежден, что прежде всего необходимо формировать культ цельного человека, семьи, религии, церкви, своей Родины и ее прошлого. Он подчеркивал, что необходимо формировать чувство уважения к прошлому, не допускать кощунства над прошлым: «чтобы в целом своем каждое поколение помнило свой долг перед прошлым, и чем обильнее в нем уродливые выражения, тем тверже оно встало бы перед ними за святыню прошлого» [6, с. 73]. Он предлагал. чтобы в пору отрочества и первой юности воспитание осуществлялось в типично-национальном духе, на ценностях национальной культуры, а затем уже на общечеловеческих ценностях. Оценку явлений материальной и духовной культуры В.В. Розанов выражал через общечеловеческие ценности: истину, любовь, красоту.

Идеалы. За высшую ценность В.В. Розанов принимал философскую категорию «абсолютное» (безусловное, вечное). Для него абсолютное есть Бог. Мыслитель отмечал, что абсолютному человек может придавать другое значение, но в этом случае это значение не может сохранить свою вечность в истории. Для мыслителя идеальным человеком является цельный человек - пусть не «гениальный, пусть даже не очень сведущий», но религиозный [6, с. 144]. Обосновывал он это тем, что именно религия, а не наука, государство и искусство, дает человеку ответ на

вопрос - кто я, зачем, откуда? Идеальная семья - это та, в которой сама мысль о наказании уже оскорбительна; дети трудятся, потому что старшие трудятся; имеется теплота религиозной жизни и слияние с церковью.

Человек. Сущностью человека В.В. Розанов считал его индивидуальность, а задачами воспитания - формирование личности, поскольку, заключал он: «“Личность” - вот его высшее, глубочайшее определение» [6, с. 92].

Природные особенности человека. Приоритетным в умственном развитии учащихся В. В. Розанов считал развитие у них мышления и способности мыслить творчески, поскольку он был убежден, что индивидуальное в человеке выражается в творчестве. Во главу угла в воспитании личности мыслитель ставил формирование четырех высших чувств личности: нравственных (любовь,

долг), эстетических, умственных, трудовых (труд, учеба). Он был глубоко убежден, что в основе нравственных чувств должна лежать христианская мораль. В.В. Розанов указывал на активизацию деятельности ученика, поскольку «в жизни, в последующем, в самом приобретении знаний - везде ему предстоит быть именно деятельным» [6, с. 126].

Социальные свойства человека. В.В. Розанов выделял следующие социальные свойства человека - это гражданин, христианин, отец, мыслитель или художник (творческая личность). Он отмечал: «В новом мире, оставаясь гражданином, каждый хочет вне этого и независимо от этого быть еще христианином, отцом, наконец - мыслителем или художником» [6, с. 89]. Социальное свойство человека из высшего сословия - это творческая личность (мыслитель или художник), а простолюдина - труженик.

Свойства человека как субъекта культуры. В.В. Розанов полагал, что человек должен быть свободным для культурного саморазвития. Он писал: «В конце концов возведение человека, всех групп его, на степень сознательности и свободы есть задача истории, и к ней же должна стремиться школа» [6, с. 42]. О необходимости создания условий воспитания гуманной личности мыслитель прямо заявлял: «Дайте нам просвещенного, образованного человека, дайте нам человека не на словах гуманного - вот чего мы днем с огнем не можем отыскать; а уж будет ли он инженер, чиновник, учитель -

это второстепенно» [6, с. 173]. Он писал, что в процессе воспитания воспитуемый должен быть свободен, а основой воспитания должна стать любовь к ребенку.

Мыслитель придавал первостепенное значение развитию духовных потребностей. Он считал, что духовное не только должно преобладать, но и «сообщать ему бесконечный смысл, проникать его неугасающим светом» [6, с. 143]. Источник духовного мыслитель видел в религии. По его мнению, становление личностного в человеке проявляется в его способности творить. Он обосновывал это тем, что сущность искусства, умственного творчества и всякой духовной жизни одна, она вечна для всех времен. Именно по способности человека творить он определил социальное свойство человека как личность творческую - художник или мыслитель.

Проведенная систематизация высказываний В.В. Розанова о высшей цели воспитания показывает, что мыслитель достаточно подробно рассмотрел и критически проанализировал все ее составляющие. При этом его взгляды на формирование системы качеств воспитательного идеала обоснованы им ссылками на психологические свойства человека, педагогический и исторический опыт воспитания, знания философии. Следовательно, они могут быть использованы для составления модели воспитательного идеала.

Итак, национальный воспитательный идеал представляет собой свободную, гуманную, духовную, творческую и физически развитую личность; это гражданин, христианин, семьянин, работник, выполняющий свой долг в соответствии с собственными мировоззренческими, нравственными, эстетическими, умственными и трудовыми качествами, сформированными на основе национально-культурных ценностей. При этом нацио-

нальный воспитательный идеал - это целостный человек, носящий в себе какой-нибудь культ, любящий Родину, чтящий исторические традиции, помнящий свой долг перед прошлым, стремящийся к духовности и творчеству.

Отметим, что свойства и качества личности, которые, по мнению В.В. Розанова, должны быть сформированы и развиты в человеке, воспитанном в национальной культуре, во многом совпадают с качествами национального воспитательного идеала, заданными новым стандартом общего образования.

1. Русская философия: словарь / под общ. ред. М. Маслина. М., 1999.

2. Розановская энциклопедия / сост. и гл. ред.

A.Н. Николюкин. М., 2008.

3. Белозерцев Е.П., Крикунов А.Е., Павленко А.И. Школа и семья в философско-педагогической публицистике В.В. Розанова. Елец, 2002.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003.

6. Розанов В.В. Сумерки просвещения / сост.

B.Н. Щербаков. М., 1990.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

Panina L.Yu. V.V. Rozanov touches upon the national educational ideal. V.V. Rozanov’s main views about the spiritual and moral education of schoolchildren in the national culture and about the basic system of national values and ideals are revealed in the article. Model of the national educational ideal is composed.

Key words: V.V. Rozanov; national educational ideal; spiritual and moral education; purposes and problems of education; values; ideals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.