5. Бэринг М. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1991.
6. Витрук Н.В, Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979. - С. 47.
7. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // В кн.: Международная защита прав и свобод человека: сб. док. - М., 1990.
8. XVIII Всемирный философский конгресс // Вопросы философии. -1989. - № 2. - С. 84.
9. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. - СПб., 2004. - С. 353.
10. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М., 1978. - С. 184.
11. Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 2007. - С. 102.
12. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 27.
13. Сорокина Ю.В. Государство и право: философские проблемы: курс лекций. - М., 2004. - С. 162.
14. Соловьев Э.Ю. От обязанности к призванию, от призвания к праву // Одиссей. Человек в истории. - М., 1990. - С. 48-55.
15. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. - Казань, 2003. - С. 254.
В РУСЛЕ ПРАВА (ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ БАССЕЙНА РЕКИ АМУР)
© Носова С.Ф.*
Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск
В данной статье рассматриваются эколого-экономические проблемы бассейна трансграничной реки Амур и пути их решения.
Река Амур является одной из крупнейших трансграничных рек евразийского континента, занимая девятое место в мире по протяженности (с рекой Аргунь - 4 тысячи 444 километра) и десятое по площади бассейна -1 миллион 850 тысяч квадратных километров.
В бассейне Амура расположены территории пяти субъектов Российской Федерации: Приморского, Хабаровского, Забайкальского краев, Амурской области и Еврейской автономной области, а также трех провинций Китайской Народной Республики, трех аймаков Монгольской Народной Республики и незначительная без постоянного населения территория Ко-
* Доцент кафедры «Право», кандидат юридических наук.
рейской Народной Демократической Республики. На Российскую Федерацию приходится 54 процента бассейна реки, 44 процента на территорию Китая, около 2 процентов - Монголии.
В бассейне реки проживает более 80 миллионов человек, в том числе 75 миллионов на территории Китая, это 93,8 процента, около 5 миллионов в России, 6,2 процента, и 30 тысяч на территории Монголии.
Как один из приоритетных экорегионов амурский бассейн имеет международное значение в сохранении мирового биоразнообразия флоры и фауны. Водно-болотные угодья Амура признаны объектом общемировой ценности. В бассейне Амура обитает свыше 130 видов рыб, в том числе осетр, калуга, лососевые, насчитывается 520 видов позвоночных животных. Здесь гнездятся 95 процентов мировой популяции дальневосточных аистов, 65 процентов японских и 50 процентов даурских журавлей. Юг Хабаровского края и Приморья - единственный ареал обитания амурского тигра и дальневосточного леопарда.
Экосистема бассейна Амура, в том числе лесные массивы, водные и болотные пространства, оказывают значительное влияние на формирование глобального климата, экологического баланса на северо-востоке Азии.
Жизнедеятельность населения в значительной мере связана с природопользованием. Соответственно основополагающим принципом должен быть экономический рост при условии сохранения окружающей среды, существующих экосистем. Тем не менее, антропогенное воздействие определяет негативные для Амура процессы.
Д ля бассейна реки Амур характерен ряд эколого-экономических проблем.
1. Устойчивое физическое, химическое и бактериальное загрязнение реки Амур на всем ее протяжении. Выделяются четыре участка общей протяженностью более 600 км, для которых характерна достаточно высокая степень, 4-6 классы, загрязнения. Река Амур в значительной степени утратила способность к самовосстановлению.
2. Системность и долговременность загрязнения реки Амур.
Выделяются два их типа:
- аварийное загрязнение при залповых сбросах и выбросах продуктов и отходов промышленности и сельского хозяйства, содержащих стойкие органические вещества, соли тяжелых металлов и другие компоненты;
- системное загрязнение, начиная с 90-х гг. XX столетия, ионами металлов, нитритами, нитратами, фосфатами, в том числе стойкими органическими веществами, часть которых относится к высокотоксичным со свойствами накопления в потребителях при любых концентрациях.
3. Негативное влияние Амура на морскую биоту. Река Амур является основным загрязнителем Тихого океана. Это может сказаться на потреби-
телях морепродуктов, добытых в Японском и Охотском морях. Амур выносит в моря различные химические компоненты, часть которых поглощается морскими организмами. Как вариант последствий - возможность попадания токсикантов в организм человека по пищевой цепочке и достаточно высокая вероятность преобразований на генном уровне и соответствующие последствия для будущих поколений.
4. Обезлесивание в бассейне Амура и уменьшение водности реки влияют на климат значительного региона Северо-Восточной Азии. В последнее десятилетие более контрастными становятся засушливые периоды, сопровождаемые пыльными бурями, берущими начало в бассейне реки Сунгари и в Монголии. Растет количеств «сухих» гроз, небрежное отношение людей к лесу, что приводит к лесным и лесостепным пожарам. Сокращаются площади лесов. Уменьшается возможность предотвращения «углеродного» стока. Отмечается увеличение масштабов наводнений, особенно в районах, переходных от океана к континенту.
5. Напряжённость социально-экономического ситуации в бассейне реки Амур. Потребление природной речной воды и рыбы обуславливает рост числа заболеваний населения Нижнего Приамурья. Количество больных гепатитом «А», болезнями желудочно-кишечного тракта, серозно-вирусного менингита, онкологических заболеваний в 1,5-4 раза превышает среднероссийские показатели. Особенно резко загрязнение Амура проявляется на аборигенах. Наряду с другими факторами, это приводит к вырождению и повышенной смертности представителей коренных малочисленных народов.
Односторонние усилия России не смогут привести к значимым результатам по стабилизации ситуации на Амуре. Стабилизация экологической ситуации на реке Амур и оптимизации обстановки в бассейне реки Амур возможны только посредством объединения усилий Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Монгольской Народной Республики, а также поддержки международными организациями. Наиболее приоритетным направлением в государственной политики России явилось установление цивилизованных отношений в части охраны и рационального использования реки с великим соседом - Китайской Народной Республикой.
Начиная с 1994 г. в течении 4 лет между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был заключен ряд двусторонних соглашений экологического характера о сотрудничестве в областях: рыбного хозяйства (1994 г.); охраны лесов от пожаров (1996 г.); охраны амурского тигра (1997 г.). Кроме того, в доперестроечный период было заключено соглашение об охране окружающей среды (1988 г.)
Однако практический эффект отмеченных документов, исключая соглашение по рыболовству, крайне низок в силу отсутствия правовых механизмов двустороннего регулирования трансграничных проблем, полной и
объективной экологической информации, планирования мероприятий по выполнению соглашений только на федеральном уровне. Основная причина со стороны Российской Федерации - экономическая. Мероприятия по реализации двусторонних Соглашений не включаются в состав целевых программ и не обеспечиваются финансированием.
Следующий период активизации отношений с КНР начат с 2001 г. Подписано несколько межправительственных документов:
- договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, 16 июля 2001 г.;
- совместное коммюнике по итогам 8 регулярной встречи глав правительств России и Китая, 24 сентября 2003 г.;
- совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, 14 октября 2004 г.;
- план действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве ме^ду Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2002-2008 гг..), 14 октября 2004 г.;
- меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственной администрацией Китайской Народной Республики по охране окружающей среды и по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных водных объектов, февраль 2006 г.;
- совместная декларация Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя КНР Ху Цзиньтао, 21 марта 2006 г. В декларации впервые на высоком уровне отмечена необходимость принятия мер по экологическому оздоровлению реки Амур;
- межправительственное Соглашение между Россией и КНР о рациональном использовании и охране трансграничных вод, 29 января 2008 г.
Основным недостатком заключенных совместных документов является то, что они предусматривают только обязательства по контролю за состоянием пограничных вод, принятию мер по предотвращению трансграничных загрязнений, а обязательства по возмещению ущерба в результате трансграничного воздействия на водные объекты в них отсутствуют.
В силу острой необходимости урегулирования вопросов прогрессирующего трансграничного загрязнения амурских вод и сокращения биоресурсов усилиями приамурских субъектов создан Координационный Комитет амурского бассейна как межрегиональный и межведомственный орган для совместной разработке мер по стабилизации экологической безопасности бассейна реки Амур. Им разработана национальная программа « Экологическое оздоровление бассейна реки Амур и создание условий для развития региона».
В программе важны следующие три раздела:
1. Характеристика экорегиона и его основных проблем.
2. МероприятияПрограммы.
3. Управления Программой.
Накоплен достаточно большой материал по состоянию природной среды, природных ресурсов и природопользованию в бассейне реки Амур. Поэтому составление этого раздела Программы, определяющего виды и характер мероприятий по стабилизации экологической ситуации в регионе и непосредственно на самом Амуре, представляется достаточно стандартным процессом научной обработки данных с последующей их интерпретацией.
Более сложным является второй раздел. Следует отметить, что даже на современном уровне знания далеко не систематизированной информации по обстановке в бассейне можно говорить о текущих, первоочередных и долгосрочных мероприятиях. Они заключаются в следующем:
Текущие мероприятия:
- Разработка программы «Экологическое оздоровление бассейна реки Амур и создание условий для устойчивого развития региона».
- Разработка проекта Федерального закона «О рациональном природопользовании в бассейне реки Амур».
- Мониторинг качества вод, геологических процессов, экосистем.
- Переход на водоснабжение из подземных источников.
Первоочередные мероприятия:
- Переход на водоснабжение из подземных источников.
- Уменьшение нагрузки биогенных веществ на экосистемы Приамурья (проектирование и строительство очистных сооружений).
- Ландшафтное планирование.
- Разработка моделей субъектов природопользования.
- Поддержка традиционного природопользования.
- Мониторинг качества вод, опасных геологических процессов, экосистем.
Долгосрочный этап:
- Подготовка и принятие Соглашения о правилах природопользования в бассейне р. Амур.
- Переход на экологически чистые технологии.
- Прекращение сбросов недостаточно очищенных стоков.
- Реабилитация деградированных экосистем.
- Мониторинг качества вод, состояния экосистем.
Следует отметить, что предлагаемые мероприятия отражают в целом группировки действий по сохранению водных и около водных экосистем. Они безусловно претерпят изменения особенно после проведения работ по ландшафтному планированию региона и его отдельных природных
объектов. Трансформации в содержательной части мероприятий возможны и на этапе разработки различных моделей природопользования. Следует также подчеркнуть, что в процессе реализации программы будут вноситься определенные коррективы, связанные с социально-экономическими особенностями развития государств.
Третий раздел касается управления программой. С созданием Координационного комитета по устойчивому развитию бассейна реки Амур российская сторона получила возможность накопить определенный опыт государственно-общественного управления охраной окружающей среды и рационального природопользования в бассейне реки Амур.
Реальные успехи в решении экологических проблем Приамурья могут быть получены при использовании Российским государством всего спектра подходов:
1. Укрепление связей с Китайской Народной Республикой и с Монгольской Народной Республикой - создание Международного Бассейнового Совета.
2. Привлечение международных организаций и фондов, реализация экологических проектов по грантам.
3. Разработка и реализации бассейновых правил мониторинга.
Проблемы Амура должны стать одним из главных приоритетов региональной социально-экологической политики. На первый план выходят следующие аспекты общей безопасности Приамурья: геополитической, экономической, социальной, экологической, природно-ресурсной и организационно-административной.
Стабилизация ситуации на Амуре возможна при условии объединения усилий всех водопользователей и, в первую очередь, органов государственной власти России и Китая. Без взаимодействия России, Китая и Монголии любые усилия одной стороны не приведут к сколь либо заметным положительным результатам. Необходимы усилия как на федеральном, так и на региональном уровнях. Успех в развитии отношений с Китайской Народной Республикой на региональном уровне будет определяться уровнем межгосударственных отношений двух стран, позицией федерального центра к вопросам приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации, степенью консолидации сил Приамурских территорий на основе разработки единой стратегии по вопросам трансграничного урегулирования отношений, уровнем поддержки данных инициатив международными экологическими организациями и фондами.
На первом этапе целесообразно вовлечь в процесс восстановления экосистем природные факторы. Во всяком случае не причинять ущерба лесу и болотам.
Главным помощником реки остаются леса. Площади их в Китае составляют около 13 %. Это в основном молодые искусственные лесонасаж-
дения. На территории России лесной фонд Приамурья превышает 50 %, в том числе, около 70 % из них представляют лесопокрытые территории. Политика первоначального площадного сведения лесов без сохранения водоохранных зон с последующим их восстановлением и охраной от пожаров, вредителей леса и неконтролируемых вырубок, активно проводимая в последние годы в Китае, должна стать примером негативного опыта для России.
Трудно представить полноценный водоем умеренных широт в обезлесенной местности. Равным образом нет устойчивых лесных экосистем вне водоемов и водотоков. Фактор взаимосвязи леса и реки определяет лесовос-становительные, профилактические противопожарные, антибраконьерские и другие мероприятия, нацеленные на формирование устойчивого симбиоза на региональном уровне. Положительный эффект взаимодействия двух компонентов - лесов и водоемов усиливается определенным вкладом со стороны болот. Последние играют стабилизирующую роль в жизнедеятельности водных систем. Этим обусловливается необходимость первоочередных мероприятий, направленных на сохранение и охрану реки, лесов и болот.
Не менее важным для сохранения водотоков и биоразнообразия считается рационализация землепользования в бассейне реки, создание своеобразного «зеленого пояса» охраняемых природных территорий вдоль русла Амура, в чем несомненен приоритет России. Заповедники и заказники, формируемые в российском Приамурье, планируется соединить с помощью экологических коридоров и охраняемых участков.
В дальнейшем, на следующем этапе помощи реке, отрицательные последствия антропогенного воздействия могут быть компенсированы переходом на неистощительное природопользование и разумное потребление природных ресурсов. При этом принципы экстенсивного природопользования должны уступить место интенсивному освоению природных ресурсов. Это приведёт, прежде всего, к сохранению лесных массивов.
Таким образом, восстановление такого крупного природного объекта как река Амур потребует многих десятилетий, поэтому важным инструментом будет являться программа «Экологическое оздоровление бассейна реки Амур и создание условий для устойчивого развития региона».
Программа, прежде всего, даст объективный анализ всех проблем и негативных процессов. Отдельные из них могут быть решены в результате привлечения международной грантовой помощи. К достаточно трудоёмким, но информативным можно отнести ландшафтное планирование, разработку и продвижение документов по формированию правового поля управления бассейном, создание и поддержание системы охраняемых природных территорий, разработку штрафных санкций и другие действия.
Результаты районирования определят источники загрязнения, как на государственном уровне, так и в части действий конкретных предприятий.
Имея международный опыт применения штрафных санкций и использования этих средств на охрану природы, управляющие структуры получат в свое распоряжение дополнительный источник финансирования мероприятий по экологическому оздоровлению бассейна реки Амур.
Последовательная реализация мероприятий программы позволит изменить ситуацию в лучшую сторону. Мировое сообщество имеет значительный опыт реализации программ по оздоровлению и восстановлению водных объектов. Совместными усилиями многих стран восстановлены или восстанавливаются такие реки как Рейн, Дунай, Днепр, Меконг, Янцзы и другие.
Список литературы:
1. Носова С.Ф. Россия - Китай: правовое регулирование отношений природопользования в бассейне реки Амур // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - № 3 (40).
2. Носова С.Ф. История, опят и проблемы отношений природопользования в бассейне реки Амур // XX век в истории России: Актуальные проблемы. Сборник материалов III международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПСХА, 2007.
О ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И РЫНКА СЕКСУАЛЬНЫХ УСЛУГ
© Нурмухаметова A.M.*
Казанский юридический институт МВД России, г. Казань
Настоящая статья посвящена исследованию взаимосвязи проституции и организованной преступности. Криминальный бизнес в сфере проституции тесно связан с криминальным рабством, организацией притонов, склонением к занятию проституцией, незаконным лишением свободы, принуждением к употреблению наркотиков и торговлей живым товаром. Увеличение числа и удельного веса преступлений, связанных с проституцией, и, в частности, сращивание проституции с организованной преступной деятельностью, точнее - эксплуатация проституции организованными преступниками, их группами и сообществами в настоящее время приобретают особую значимость, что требует от законодателя принятия кардинальных решений для того, чтобы остановить этот процесс.
Проституция в современной России, воспринявшей западные либеральные ценности, приобрела угрожающие масштабы. Современные ус-
* Адъюнкт кафедры Криминологии и уголовно-исполнительного права.