2010 История №2(10)
IV. СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ
УДК 930:37.016
Н.С. Белый В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТГУ И НГТУ)
Анализируется опыт подготовки специалистов по международным отношениям на базе исторического факультета Томского государственного университета и гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета в 1997-2007 гг. как прецедент реализации тенденций Болонского процесса в России.
Ключевые слова: сфера образования, сотрудничество вузов, международные отношения.
Развивающееся международное сотрудничество России, её регионов, в том числе Сибири, со странами мирового сообщества в сфере экономических, социально-политических, культурных и иных отношений требует специалистов соответствующего профиля. По мере углубления и расширения этих отношений потребность в высококвалифицированных специалистах в области международных отношений существенно возрастёт.
Более чем десятилетний опыт совместного научно-педагогического сотрудничества двух ведущих высших учебных заведений Сибири - Томского государственного университета (ТГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) - показал, что эти университеты способны готовить кадры в области международных отношений необходимой квалификации. В 1997 г. ТГУ и НГТУ заключили договор о совместной подготовке специалистов с высшим образованием в области международных отношений, включая первое и второе высшее образование. При создании совместного проекта учитывались научные, учебно-методические и организационно-юридические возможности вузов-партнёров. Так, ТГУ уже обладал практическим опытом подготовки специалистов-международников, располагал высококвалифицированными специалистами в названной области, являлся ведущим центром в Сибири по исследованию проблем международных отношений, а результаты научных исследований регулярно публиковались в специальных изданиях: «Американские исследования в Сибири», «Сибирский международный ежегодник», «Европейские исследования в Сибири». Преподаватели выпускающих кафедр исторического факультета проходили стажировки в университетах Западной Европы (Великобритания, Бельгия, Швеция, Г ермания) и США, на базе ТГУ постоянно проводятся международные конференции, симпозиумы, семинары с участием учёных-международников из России, стран Западной Европы, США, Китая, на которых обсуждаются актуальные проблемы истории и теории международных отношений, а также проблемы, связанные с подготовкой специалистов-международников. В рамках программы ТЕМПУС/ТАСИС, базовым центром которой в Сибирском регионе является ТГУ, научное сотрудничество
осуществляют Оксфордский, Кентский университеты, Свободный университет (Брюссель), университеты Гессена, Зальцбурга, НГТУ, Кемеровский, Тюменский, Иркутский университеты. Результаты научных исследований широко используются в учебном процессе при освоении основной образова -тельной программы в лекционных курсах и семинарских занятиях, при подготовке студентами курсовых работ и дипломных проектов.
НГТУ, в свою очередь, располагает квалифицированным профессорско-преподавательским составом для ведения занятий по циклам общих гуманитарных и социально-экономических и общих математических и естественнонаучных дисциплин, а также по иностранным языкам. Кроме того, НГТУ располагает необходимой материально-технической базой, способной обеспечить обучение на достаточно высоком научно-методическом и организационном уровне, специализированными учебными мультимедийными аудиториями, оснащёнными современной компьютерной и вычислительной техникой, аудио- и видеоаппаратурой. В университете имеются языковые центры, лин-гофонные кабинеты, крупнейшая в городе вузовская библиотека. Функционируют немецкий центр при НГТУ - партнёр культурного центра имени Гёте в Москве, информационный центр Германской службы академических обменов, ресурсный центр французского языка, американский учебный центр, центр восточной культуры. Важным аргументом в пользу совместной деятельности по подготовке специалистов-международников, как уже отмечалось, явилась всё возрастающая потребность в специалистах-международниках. Во второй половине 90-х гг. прошлого века Томский государственный университет был единственным государственным высшим учебным заведением в Сибири, в котором готовились кадры по столь дефицитной специальности, как международные отношения. Ограниченность материально-технической базы, дефицит мест в студенческих общежитиях и т.п. не позволяли университету удовлетворять растущий спрос на специалистов-международников в Сибири. Новосибирск, с его полуторамиллионным населением, располагает значительно большим молодёжным потенциалом, из которого формируется студенческая среда. Географическая близость Новосибирска и Томска, традиции сотрудничества классического и технического университетов также сыграли положительную роль в разработке и осуществлении проекта.
Учебный процесс был организован по своеобразному принципу разделения труда между двумя учебными заведениями: преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин, научное руководство курсовыми и дипломными работами осуществлялись в основном профессорами и преподавателями ТГУ, многие из которых имели не только необходимую теоретическую подготовку, но и обладали практическим опытом международной деятельности, проходили стажировки в университетах Великобритании, США, Швеции, Канады, Германии, Бельгии, принимали участие в научных зарубежных командировках (симпозиумы, семинары, конференции).
При организации учебного процесса использовался богатый опыт подготовки специалистов-международников в МГИМО(У), установлено сотрудничество с его ведущими специалистами. Учебные планы МГИМО(У) были адаптированы к условиям и особенностям Сибирского региона, его зарубеж-
В поисках новых форм сотрудничества
ным торгово-экономическим, научно-образовательным, культурным и иным связям. На НГТУ была возложена обязанность по обучению студентов общенаучным дисциплинам: гуманитарным, социально-экономическим, математическим и естественным. Кроме того, НГТУ обеспечивал освоение учебных программ по изучению иностранных языков: основного, английского, и второго, на выбор студента (немецкого, французского, испанского, китайского, японского, корейского, турецкого). В общей сложности на освоение иностранных языков (основного и второго) образовательная программа отводит более 3000 часов учебного времени, в том числе не менее 1500 - аудиторных. Это примерно одна треть всего учебного времени, предусмотренного Госстандартом на теоретическое обучение. В целях повышения качества обучения к учебному процессу привлекались высококвалифицированные преподаватели из других вузов Новосибирска, в частности из Новосибирского государственного университета, специалисты-международники из Москвы и из-за рубежа.
Важным компонентом подготовки будущих специалистов-международников явилось прохождение студентами языковой и производственной практики. Диапазон мест для организации практик весьма широк и многообразен. Благодаря усилиям руководства ТГУ и НГТУ значительное количество студентов практиковалось в Государственной Думе, Совете Федерации, Министерстве иностранных дел, Торгово-промышленной палате (г. Москва). Кроме того, местом прохождения практики студентами, обучающимися на базе НГТУ, становятся предприятия и учреждения Новосибирска: торгово-промышленная палата, ассоциация «Сибирское соглашение», «Сибирская ярмарка», Президиум и научно-исследовательские институты СО РАН, туристические фирмы, промышленные предприятия, имеющие деловые партнёрские отношения с зарубежными фирмами, такие как Торговый Дом металлургического завода им. Кузьмина, оловозавод. Многие студенты по своей собственной инициативе, при содействии ТГУ и НГТУ, практиковались в странах Западной Европы, США, Китае, Республике Корея. ТГУ организовал для ряда студентов практику в Свободном университете (Брюссель) и Оксфордском университете (Великобритания).
Важную роль в подготовке кадров-международников, их специализации занимает выполнение студентами курсовых работ и дипломных проектов. Тематика их весьма актуальна и охватывает широкий спектр международных отношений, например, проблемы взаимоотношений Европейского Союза и России, германо-российские отношения, расширение НАТО и проблемы европейской безопасности, Россия и Китай, энергетические ресурсы и международные отношения, энергетическая дипломатия, американо-российские отношения: состояние и перспективы. Этот вид учебной работы выполнялся в основном под руководством профессорско-преподавательского состава ТГУ.
Следует отметить, что за период совместного сотрудничества было подготовлено по очной и заочной формам обучения более 300 дипломированных специалистов, до 80 % которых трудоустроены с учётом приобретённой специальности в качестве референтов, экспертов-консультантов, переводчиков, менеджеров. Это фирмы и предприятия, осуществляющие внешнеэкономические и иные международные связи, государственные структуры, в т.ч.
Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, администрации субъектов Федерации, муниципальные учреждения. Ряд выпускников работают преподавателями в высших учебных заведениях, поступили на учёбу в аспирантуру университетов Москвы, Томска, Новосибирска, продолжили обучение в вузах США, Франции, Германии, Высшей политической школе Чикаго.
Важным направлением совместной деятельности явилась также заочная форма обучения для лиц, пожелавших получить второе высшее образование в области международных отношений. Это, как правило, специалисты технического и экономического профиля, реже - гуманитарного или медицинского, связывающие свою дальнейшую профессиональную деятельность, карьерный рост и расширение возможностей трудоустройства с получением второго высшего образования по специальности «международные отношения». Более 100 студентов-выпускников заочной формы обучения стали обладателями диплома о высшем профессиональном образовании Томского государственного университета с присвоением им квалификации «специалист в области международных отношений». Партнёрские отношения классического и технического университетов продуктивно сказались на развитии профессионального гуманитарного образования в НГТУ. Так, ТГУ оказал организационно-методическую помощь в открытии и подготовке специалистов по специальности «регионоведение» со специализацией по странам Западной Европы и Дальнего Востока (Китай, Республика Корея, Япония) и специальности «связи с общественностью». Кроме того, ТГУ оказывает научно-методическую помощь в повышении квалификации преподавателей-гуманитариев через аспирантуру, соискательство, защиты кандидатских и докторских диссертаций, публикацию научных трудов, участие в научных семинарах и симпозиумах, в т.ч. международных. Заметим, в НГТУ ведётся подготовка студентов по восьми направлениям и специальностям гуманитарного профиля.
Таким образом, накопленный положительный опыт позволяет сделать вывод об успешности и эффективности совместной деятельности ТГУ и НГТУ в сфере подготовки специалистов-международников, что соответствует болонским принципам образовательной деятельности. Однако изменившееся в последние годы законодательство в области образования не позволяет продолжить работу в прежнем формате. Современное законодательство в сфере образования разрешает совместную образовательную деятельность с иностранными вузами, но запрещает сотрудничество вузов России. Считаем целесообразным продолжить поиск новых форм по совместной подготовке специалистов вузами страны, с учётом и использованием опыта партнёрских отношений между ТГУ и НГТУ. Очевидно, что необходимо внести соответствующие изменения в правовые нормы и директивные документы, регламентирующие процесс подготовки специалистов с высшим образованием.