Научная статья на тему 'В поисках новых форм сотрудничества (из опыта партнёрских отношений ТГУ и НГТУ)'

В поисках новых форм сотрудничества (из опыта партнёрских отношений ТГУ и НГТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EDUCATION / INTER-UNIVERSITY COOPERATION / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белый Николай Семенович

Анализируется опыт подготовки специалистов по международным отношениям на базе исторического факультета Томского государственного университета и гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета в 1997-2007 гг. как прецедент реализации тенденций Болонского процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the experience of training experts in international relations on the basis of the Tomsk State University Department of History and the Novosibirsk State Technical University Department of Humanities from 1997 to 2007. This experience is regarded as a precedent of Bologna process implementation in Russia.

Текст научной работы на тему «В поисках новых форм сотрудничества (из опыта партнёрских отношений ТГУ и НГТУ)»

2010 История №2(10)

IV. СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ

УДК 930:37.016

Н.С. Белый В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТГУ И НГТУ)

Анализируется опыт подготовки специалистов по международным отношениям на базе исторического факультета Томского государственного университета и гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета в 1997-2007 гг. как прецедент реализации тенденций Болонского процесса в России.

Ключевые слова: сфера образования, сотрудничество вузов, международные отношения.

Развивающееся международное сотрудничество России, её регионов, в том числе Сибири, со странами мирового сообщества в сфере экономических, социально-политических, культурных и иных отношений требует специалистов соответствующего профиля. По мере углубления и расширения этих отношений потребность в высококвалифицированных специалистах в области международных отношений существенно возрастёт.

Более чем десятилетний опыт совместного научно-педагогического сотрудничества двух ведущих высших учебных заведений Сибири - Томского государственного университета (ТГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) - показал, что эти университеты способны готовить кадры в области международных отношений необходимой квалификации. В 1997 г. ТГУ и НГТУ заключили договор о совместной подготовке специалистов с высшим образованием в области международных отношений, включая первое и второе высшее образование. При создании совместного проекта учитывались научные, учебно-методические и организационно-юридические возможности вузов-партнёров. Так, ТГУ уже обладал практическим опытом подготовки специалистов-международников, располагал высококвалифицированными специалистами в названной области, являлся ведущим центром в Сибири по исследованию проблем международных отношений, а результаты научных исследований регулярно публиковались в специальных изданиях: «Американские исследования в Сибири», «Сибирский международный ежегодник», «Европейские исследования в Сибири». Преподаватели выпускающих кафедр исторического факультета проходили стажировки в университетах Западной Европы (Великобритания, Бельгия, Швеция, Г ермания) и США, на базе ТГУ постоянно проводятся международные конференции, симпозиумы, семинары с участием учёных-международников из России, стран Западной Европы, США, Китая, на которых обсуждаются актуальные проблемы истории и теории международных отношений, а также проблемы, связанные с подготовкой специалистов-международников. В рамках программы ТЕМПУС/ТАСИС, базовым центром которой в Сибирском регионе является ТГУ, научное сотрудничество

осуществляют Оксфордский, Кентский университеты, Свободный университет (Брюссель), университеты Гессена, Зальцбурга, НГТУ, Кемеровский, Тюменский, Иркутский университеты. Результаты научных исследований широко используются в учебном процессе при освоении основной образова -тельной программы в лекционных курсах и семинарских занятиях, при подготовке студентами курсовых работ и дипломных проектов.

НГТУ, в свою очередь, располагает квалифицированным профессорско-преподавательским составом для ведения занятий по циклам общих гуманитарных и социально-экономических и общих математических и естественнонаучных дисциплин, а также по иностранным языкам. Кроме того, НГТУ располагает необходимой материально-технической базой, способной обеспечить обучение на достаточно высоком научно-методическом и организационном уровне, специализированными учебными мультимедийными аудиториями, оснащёнными современной компьютерной и вычислительной техникой, аудио- и видеоаппаратурой. В университете имеются языковые центры, лин-гофонные кабинеты, крупнейшая в городе вузовская библиотека. Функционируют немецкий центр при НГТУ - партнёр культурного центра имени Гёте в Москве, информационный центр Германской службы академических обменов, ресурсный центр французского языка, американский учебный центр, центр восточной культуры. Важным аргументом в пользу совместной деятельности по подготовке специалистов-международников, как уже отмечалось, явилась всё возрастающая потребность в специалистах-международниках. Во второй половине 90-х гг. прошлого века Томский государственный университет был единственным государственным высшим учебным заведением в Сибири, в котором готовились кадры по столь дефицитной специальности, как международные отношения. Ограниченность материально-технической базы, дефицит мест в студенческих общежитиях и т.п. не позволяли университету удовлетворять растущий спрос на специалистов-международников в Сибири. Новосибирск, с его полуторамиллионным населением, располагает значительно большим молодёжным потенциалом, из которого формируется студенческая среда. Географическая близость Новосибирска и Томска, традиции сотрудничества классического и технического университетов также сыграли положительную роль в разработке и осуществлении проекта.

Учебный процесс был организован по своеобразному принципу разделения труда между двумя учебными заведениями: преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин, научное руководство курсовыми и дипломными работами осуществлялись в основном профессорами и преподавателями ТГУ, многие из которых имели не только необходимую теоретическую подготовку, но и обладали практическим опытом международной деятельности, проходили стажировки в университетах Великобритании, США, Швеции, Канады, Германии, Бельгии, принимали участие в научных зарубежных командировках (симпозиумы, семинары, конференции).

При организации учебного процесса использовался богатый опыт подготовки специалистов-международников в МГИМО(У), установлено сотрудничество с его ведущими специалистами. Учебные планы МГИМО(У) были адаптированы к условиям и особенностям Сибирского региона, его зарубеж-

В поисках новых форм сотрудничества

ным торгово-экономическим, научно-образовательным, культурным и иным связям. На НГТУ была возложена обязанность по обучению студентов общенаучным дисциплинам: гуманитарным, социально-экономическим, математическим и естественным. Кроме того, НГТУ обеспечивал освоение учебных программ по изучению иностранных языков: основного, английского, и второго, на выбор студента (немецкого, французского, испанского, китайского, японского, корейского, турецкого). В общей сложности на освоение иностранных языков (основного и второго) образовательная программа отводит более 3000 часов учебного времени, в том числе не менее 1500 - аудиторных. Это примерно одна треть всего учебного времени, предусмотренного Госстандартом на теоретическое обучение. В целях повышения качества обучения к учебному процессу привлекались высококвалифицированные преподаватели из других вузов Новосибирска, в частности из Новосибирского государственного университета, специалисты-международники из Москвы и из-за рубежа.

Важным компонентом подготовки будущих специалистов-международников явилось прохождение студентами языковой и производственной практики. Диапазон мест для организации практик весьма широк и многообразен. Благодаря усилиям руководства ТГУ и НГТУ значительное количество студентов практиковалось в Государственной Думе, Совете Федерации, Министерстве иностранных дел, Торгово-промышленной палате (г. Москва). Кроме того, местом прохождения практики студентами, обучающимися на базе НГТУ, становятся предприятия и учреждения Новосибирска: торгово-промышленная палата, ассоциация «Сибирское соглашение», «Сибирская ярмарка», Президиум и научно-исследовательские институты СО РАН, туристические фирмы, промышленные предприятия, имеющие деловые партнёрские отношения с зарубежными фирмами, такие как Торговый Дом металлургического завода им. Кузьмина, оловозавод. Многие студенты по своей собственной инициативе, при содействии ТГУ и НГТУ, практиковались в странах Западной Европы, США, Китае, Республике Корея. ТГУ организовал для ряда студентов практику в Свободном университете (Брюссель) и Оксфордском университете (Великобритания).

Важную роль в подготовке кадров-международников, их специализации занимает выполнение студентами курсовых работ и дипломных проектов. Тематика их весьма актуальна и охватывает широкий спектр международных отношений, например, проблемы взаимоотношений Европейского Союза и России, германо-российские отношения, расширение НАТО и проблемы европейской безопасности, Россия и Китай, энергетические ресурсы и международные отношения, энергетическая дипломатия, американо-российские отношения: состояние и перспективы. Этот вид учебной работы выполнялся в основном под руководством профессорско-преподавательского состава ТГУ.

Следует отметить, что за период совместного сотрудничества было подготовлено по очной и заочной формам обучения более 300 дипломированных специалистов, до 80 % которых трудоустроены с учётом приобретённой специальности в качестве референтов, экспертов-консультантов, переводчиков, менеджеров. Это фирмы и предприятия, осуществляющие внешнеэкономические и иные международные связи, государственные структуры, в т.ч.

Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, администрации субъектов Федерации, муниципальные учреждения. Ряд выпускников работают преподавателями в высших учебных заведениях, поступили на учёбу в аспирантуру университетов Москвы, Томска, Новосибирска, продолжили обучение в вузах США, Франции, Германии, Высшей политической школе Чикаго.

Важным направлением совместной деятельности явилась также заочная форма обучения для лиц, пожелавших получить второе высшее образование в области международных отношений. Это, как правило, специалисты технического и экономического профиля, реже - гуманитарного или медицинского, связывающие свою дальнейшую профессиональную деятельность, карьерный рост и расширение возможностей трудоустройства с получением второго высшего образования по специальности «международные отношения». Более 100 студентов-выпускников заочной формы обучения стали обладателями диплома о высшем профессиональном образовании Томского государственного университета с присвоением им квалификации «специалист в области международных отношений». Партнёрские отношения классического и технического университетов продуктивно сказались на развитии профессионального гуманитарного образования в НГТУ. Так, ТГУ оказал организационно-методическую помощь в открытии и подготовке специалистов по специальности «регионоведение» со специализацией по странам Западной Европы и Дальнего Востока (Китай, Республика Корея, Япония) и специальности «связи с общественностью». Кроме того, ТГУ оказывает научно-методическую помощь в повышении квалификации преподавателей-гуманитариев через аспирантуру, соискательство, защиты кандидатских и докторских диссертаций, публикацию научных трудов, участие в научных семинарах и симпозиумах, в т.ч. международных. Заметим, в НГТУ ведётся подготовка студентов по восьми направлениям и специальностям гуманитарного профиля.

Таким образом, накопленный положительный опыт позволяет сделать вывод об успешности и эффективности совместной деятельности ТГУ и НГТУ в сфере подготовки специалистов-международников, что соответствует болонским принципам образовательной деятельности. Однако изменившееся в последние годы законодательство в области образования не позволяет продолжить работу в прежнем формате. Современное законодательство в сфере образования разрешает совместную образовательную деятельность с иностранными вузами, но запрещает сотрудничество вузов России. Считаем целесообразным продолжить поиск новых форм по совместной подготовке специалистов вузами страны, с учётом и использованием опыта партнёрских отношений между ТГУ и НГТУ. Очевидно, что необходимо внести соответствующие изменения в правовые нормы и директивные документы, регламентирующие процесс подготовки специалистов с высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.