Научная статья на тему 'В поисках научной доминанты современного языкознания'

В поисках научной доминанты современного языкознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДОМИНАНТА / ЯЗЫК МЫСЛЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / КОНЦЕПТОСФЕРА / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЯДРО / СТЕРЕОТИПНОСТЬ / SCIENTIFIC CORE / THE LANGUAGE OF THE REFLECTIVE INDIVIDUAL / GRAMMAR TENSE AS A CATEGORY OF TIME / CONCEPT-SPHERE / CONCEPTUAL CORE / STEREOTYPICITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельченко Светлана Романовна

В статье рассматривается эволюция научных взглядов на язык известного русиста С.П. Лопушанской, концентрированно представленных в докладах на проходившей в разные годы в Волгоградском государственном университете международной конференции «Человек в современных философских концепциях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Омельченко Светлана Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN SEARCH OF A SCIENTIFIC DOMINANT IN MODERN LINGUISTICS

The paper considers the history of the scholarly ideas of the well-known Russian language linguist Sophia Lopushanskaya, which were collected from her presentations at the international conference "Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions" that took place at Volgograd State University over several years.

Текст научной работы на тему «В поисках научной доминанты современного языкознания»

© Омельченко С.Р, 2011

РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

УДК 81:94 ББК 81г

В ПОИСКАХ НАУЧНОЙ ДОМИНАНТЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

С.Р. Омельченко

В статье рассматривается эволюция научных взглядов на язык известного русиста С.П. Ло-пушанской, концентрированно представленных в докладах на проходившей в разные годы в Волгоградском государственном университете международной конференции «Человек в современных философских концепциях».

Ключевые слова: научная доминанта, язык мыслящей личности, грамматическая категория времени, концептосфера, концептуальное ядро, стереотипность.

В марте 2011 года исполнилось 85 лет со дня рождения известного лингвиста, профессора Волгоградского государственного университета Софии Петровны Лопушанс-кой, сфера научных интересов которой была связана прежде всего с историческим языкознанием. В статье хотелось бы остановиться на ее работах, отражающих непростой поиск новых теоретических ориентиров изучения истории и современного состояния русского языка.

Анализ докладов С.П. Лопушанской, сделанных на проходившей в разные годы в Волгоградском государственном университете международной конференции «Человек в современных философских концепциях», свидетельствует о том, что поиск научной доминанты был сосредоточен в рамках систе-

моцентрической и антропоцентрической парадигм с учетом когнитивного взгляда на язык. Отдавая дань традиции, основанной на лингвистических идеях М.В. Ломоносова и А.Х. Востокова, С.П. Лопушанская пыталась найти объяснение взаимообусловленности мыслительных, языковых и речевых процессов. Такое объяснение стало возможным, когда в качестве главного принципа научных исследований С.П. Лопушанской и ее учеников стало изучение феномена «язык мыслящей личности».

Так, в 1998 году в докладе «Конкретнопространственное и абстрактно-пространственное восприятие мира человеком как философская основа объяснения эволюции языка» были изложены результаты исследования русского глагола с учетом особенностей мышления и восприятия отдельной личности, условно принятой в качестве эталона определенной хронологической, этнической и культурной отнесенности. Функционально-семантический анализ грамматических форм времени в раз-

личных древнерусских текстах с учетом «степени участия субъекта в описываемых событиях» позволил С.П. Лопушанской показать взаимодействие конкретно-пространственных и абстрактно-пространственных представлений о времени совершающегося действия. В частности, в докладе было отмечено, что древний русич осмысливал личный и коллективный опыт как бы глядя в прошлое и считая его реальностью. Что же касается будущего, то оно было «за ним» и воспринималось не как обозримое следование, а как нечто ирреальное, неизвестное, существующее постольку, поскольку проявляется его соотнесенность с прошлым [1, с. 340]. Специфика такого мышления, когда необходимо было фиксировать и уточнять связь каждого данного момента с прошедшим, принципиально отличалась от более позднего восприятия времени действия в соотношении с представлением о времени высказывания в качестве абстрактной точки отсчета на шкале лингвистического времени. Причем употребление форм времени в древнерусских текстах было ориентировано главным образом на обозначение времени создания письменного документа в качестве основной темпоральной вехи текста, либо на установление последовательности событий и их отношения к хронологии летописания, либо на актуализацию определенных нравственных постулатов в так называемой учительной литературе, что и отражало конкретно-пространственное мышление древних славян [там же, с. 341-342].

С развитием абстрактного восприятия времени действия постепенно исчезает необходимость использования лексических средств для разграничения того, что уже происходило, и того, чему предстоит осуществиться впоследствии. Такой границей, по мнению С.П. Ло-пушанской, становится абстрактное представление о соотнесенности действия во временном плане с другим (или другими) действием (действиями) [там же, с. 343].

Согласно мнению С.П. Лопушанской, изменение содержания категории времени заключалось в том, что представление о времени высказывания постепенно переосмысли-лось и приобрело свойства грамматической абстракции. Все это создавало, в частности, условия для распространения и закрепления в

качестве описательных форм будущего времени сочетаний с инфинитивом несовершенного вида, в которых вспомогательный глагол способствовал выражению направленности действия в будущее. Таким образом, делает вывод С.П. Лопушанская, изменение человеческих представлений о времени как объективно-реальной форме бытия находит свое опосредованное отражение в языке, в изменении содержания грамматической категории времени, в перестройке морфологической системы времен [1, с. 343-344].

Развивая идею о феномене «язык мыслящей личности» на второй конференции «Человек в современных философских концепциях» (2000 г.), С.П. Лопушанская выступила с докладом, посвященным языковой личности русского философа И.А. Ильина, в котором были изложены результаты лингвистического анализа двух его работ «Путь духовного обновления» и «Духовный смысл войны».

Антрополингвистическая точка зрения С.П. Лопушанской проявилась в том, что ее интересовал процесс лексикализованной вербализации содержания базового понятия духовность с целью описания языковой личности И.А. Ильина. При этом она отмечает, что намеренно отказалась от термина «концепт», «ибо до сих пор в русистике отсутствует его однозначное представление и, кроме того, концепты (с позиций когнитивной лингвистики) могут быть реализованы как вербально, так и образно» [4, с. 13]. Вместо термина «концепт» С.П. Лопушанская использует терминологическую номинацию «базовые языковые единицы», к которым она относит лексему дух и ее производные - духовный, духовность. Однако она обращается к другому термину когнитивной лингвистики - «концептуальное пространство», которое, по ее мнению, «достаточно информативно» выражается при помощи названных выше базовых единиц.

Анализ содержания слова духовный в сочинениях философа И.А. Ильина позволил С.П. Лопушанской воссоздать облик умного, эрудированного, искреннего в своих убеждениях, благородного в помыслах и бескомпромиссного в своих принципах русского интеллигента [там же, с. 10-15].

В 2004 году на третьей конференции «Человек в современных философских кон-

цепциях» С.П. Лопушанская обобщила результаты исследований возглавляемого ею НИИ истории русского языка. В докладе на тему «Концептуализация языковедческих идей» был сформулирован основной принцип монографических работ языковедов Волгоградского госуниверситета, занимавшихся изучением «языка мыслящей личности». В рамках этой научной доминанты, с опорой на «осмысление языка с антропоцентрических и системоцентрических позиций, стала возможной концептуализация языковедческих идей, обладающая объяснительной силой» [2, с. 5].

В частности, было отмечено, что в центре внимания находятся такие спорные понятия современной лингвистики, как концептос-фера, концептуальное ядро и стереотипность. С.П. Лопушанская высказала мнение о том, что стереотипность в лингвистическом аспекте является выражением минимальной языковой компетенции, характеризуемой знанием обязательных характеристик некоторого конкретного стереотипа. Именно это свойство слова обеспечивает набор наиболее значимых признаков определенного концепта, его концептуальное ядро, отличающее обозначаемое явление от других подобных. Стереотипность является стержневым маркером, показателем выраженности того или иного концепта в процессе мыслительной деятельности, направленной на преобразование внутренней речи во внешнюю [там же, с. 4].

Сложное преобразование внутренней речи во внешнюю сопряжено с цепью взаимосвязанных речемыслительных процессов -от формирования концепта как пучка признаков во внутренней речи до реализации его смысловой доминанты, то есть стереотипности как части концептосферы во внешней речи. Такое преобразование, по убеждению С.П. Лопушанской, осуществляется по закону семантической модуляции. В докладе, в частности, было отмечено, что разграничение разных уровней концептуализации языковых явлений, закономерностей и их объяснения позволили языковедам НИИ на разнообразном материале доказать, что «единица языка, будучи средством номинации (отдельное явление), систематизации (часть общего), классификации (общее и частное), является сред-

ством реализации речемыслительных процессов» [2, с. 5-6].

В 2007 году в докладе на четвертой конференции «Человек в современных философских концепциях» С.П. Лопушанская говорила о том, что наиболее адекватному описанию мыслящей (языковой) личности и объяснению языковой наивной картины мира способствует междисциплинарный, интернаучный характер исследований. По ее мнению, «любые теоретические построения и их терминологическое оснащение в аспекте новой научной доминанты могут стать продуктивными только тогда, когда они базируются на комплексном “миропонимании изучаемой эпохи” (по словам акад. В.В. Виноградова) и мыслящей личности, чье миропонимание в процессе речемыслительной деятельности находит опосредованное отражение в языке» [3, с. 9]. При этом С.П. Лопушанская подчеркивала важность развития всего того, что сложилось в научной традиции отечественной лингвистики и философии. Этот доклад был опубликован на английском языке в сборнике избранных материалов, изданном в университете Кембриджа [5].

Таким образом, язык мыслящей личности, рассмотренный С.П. Лопушанской в качестве научной доминанты концептуализации познаваемой действительности, может выступать основой для объединения различных научных парадигм в современном языкознании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лопушанская, С. П. Конкретно-пространственное и абстрактно-пространственное восприятие мира человеком как философская основа объяснения эволюции языка I С. П. Лопушанская II Человек в современных философских концепциях : материалы Междунар. науч. конф. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 1998. - С. 337-346.

2. Лопушанская, С. П. Концептуализация языковедческих идей I С. П. Лопушанская II Человек в современных философских концепциях : материалы Третьей Междунар. науч. конф. В 2 т. Т. 2. - Волгоград : ПРИНТ, 2004. - С. 3-7.

3. Лопушанская, С. П. Язык мыслящей личности как новая доминанта концептуализации познаваемой действительности I С. П. Лопушанская II Чело-

век в современных философских концепциях : материалы Четвертой Междунар. науч. конф. В 4 т. Т. 4. -Волгоград : Изд-во ВолГУ 2007. - С. 7-11.

4. Лопушанская, С. П. Языковая личность русского философа Ивана Александровича Ильина I С. П. Лопушанская II Человек в современных философских концепциях : материалы Второй Меж-

дунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000. - С. 10-15.

5. Lopushanskaya, Sophia. Human Language as a Means of Conceptualizing Reality / Sophia Lopushanskaya // The Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions. - Cambridge Scholars Publishing, 2009. - P. 63-69.

IN SEARCH OF A SCIENTIFIC DOMINANT IN MODERN LINGUISTICS

S.R. Omelchenko

The paper considers the history of the scholarly ideas of the well-known Russian language linguist Sophia Lopushanskaya, which were collected from her presentations at the international conference “Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions” that took place at Volgograd State University over several years.

Key words: scientific core, the language of the reflective individual, grammar tense as a category of time, concept-sphere, conceptual core, stereotypicity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.