Научная статья на тему 'В. Н. Востриков "Продолжатель художественно-пластических традиций Советской страны. "Публичная мозаика" В. Д. Герасимова 1960-х - 1970-х годов. Самарские страницы"'

В. Н. Востриков "Продолжатель художественно-пластических традиций Советской страны. "Публичная мозаика" В. Д. Герасимова 1960-х - 1970-х годов. Самарские страницы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Н. Востриков "Продолжатель художественно-пластических традиций Советской страны. "Публичная мозаика" В. Д. Герасимова 1960-х - 1970-х годов. Самарские страницы"»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018

Рецензия на статью Е.В. Галиева «Место компьютерных технологий в образовательной среде педагогического вуза»

© 2018 Н.В. Иванушкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет). Самара, Россия

Представленная к рецензированию статья Е.В. Галиевой (с. 10 - 12) посвящена процессу формирования и эффективного использования информационной среды педагогического вуза. Данный вопрос относится к сфере изучения методик преподавания, информационных технологий в рамках научно-педагогического направления, которое активно развивается в последнее время. Автор охватывает своим вниманием не только цели использования компьютера в педагогическом вузе, но и рассматривает проблемы использования компьютеров, определяет целесообразность их применения в процессах улучшения формирования качеств личности, развития деловых умений, развития коммуникативных способностей и другие аспекты. В статье показаны результаты эмпирического исследования - диаграмма внедрения компьютерных технологий на кафедре физики, математики и методики обучения Самарского государственного социально-педагогического университета.

Статья насыщена важным и интересным фактическим материалом. Результаты исследования, описанные в статье, их анализ и сделанные автором выводы представляют интерес не только для педагогов и методистов, но и для специалистов в области информационных технологий. Считаем, что изучение вопросов использования компьютерных технологий, особенно в учебном процессе педагогического вуза, является весьма актуальной задачей в обучении подрастающих поколений.

Статья Е.В. Галиевой имеет четкую структуру, написана грамотным научным языком, содержит обоснованные выводы, оформлена согласно требованиям, предъявляемым к материалам, публикуемым в рецензируемых журналах для исследователей. Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью

В.Н. Востриков «Продолжатель

художественно-пластических

традиций Советской страны.

«Публичная мозаика» В.Д. Герасимова

1960-х - 1970-х годов.

Самарские страницы»

© 2018 О.А. Кривдина

Кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ведущий научный сотрудник отдела скульптуры Государственного Русского музея, действительный член Петровской академии наук и искусств, член ИКОМ. Санкт-Петербург, Россия

В представленной для рецензирования статье В.Н. Вострикова (с. 5 - 9) анализируется творческая деятельность известного художника из г. Самары В.Д. Герасимова, наиболее активно работавшего в конце 1960 - 1970-х годах.

Основная направленность творчества художника представлена в контексте развития искусства социалистической эпохи.

Автор характеризует главные и определяющие тенденции формирования монументального искусства Советского Союза в данные годы. Исследованы вопросы, связанные с созданием мозаик «Революция» и «Социалистическое строительство», оформляющих Дом профсоюзов в городе Куйбышеве.

В.Н. Востриков убедительно доказывает, что включение в архитектурные решения зданий произведений монументального искусства позволяло добиться неожиданно интересных результатов. Речь идет о гармонизации пространственной структуры. Значимость публикуемых материалов и выводов свидетельствует об объективном научном подходе к вопросу соотношения композиций с архитектурными объектами и определяется за счет параметров, своеобразия масштабов и местоположения объекта в определенной градостроительной системе, а также возможности восприятия конкретной среды. Автором учтены сведения, приведенные в двух каталогах, посвященных В.Д. Герасимову (Герасимов Вячеслав Дмитриевич. 40 лет творческой деятельности. Каталог. Самара, 2005; Герасимов Вячеслав Дмитриевич. Каталог выставки, посвященной 70-летию со дня рождения автора. Самара, 2007).

Рецензия Review

В статье убедительно представлено взаимовлияние монументальной и станковой живописи, которое придавало стилистике и образности советского искусства 1960-х годов определенную однородность и единство. Во второй половине этого десятилетия важнейшие позиции за авторской индивидуальностью в создании художественного образа, разрабатываются новые изобразительные подходы с четкой архитектоникой композиции, тяготением к документальной стилистике, выразительным неподвижным планам.

В.Н. Востриков справедливо пишет, что Дом профсоюзов в г. Куйбышеве не мог удостоиться «такого внимания без мозаичных панно, украшающих фасады. Темы достаточно броские и динамичные по исполнению, звучные по колориту. Они однозначно стали важными зрительными акцентами в панораме города».

Автор четко выявляет средства достижения композиционной целостности, характерные специфические приемы созданных произведений в данный период времени в соответствии с авторской концепцией В.Д. Герасимова, с чем невозможно не согласиться.

Представленные в статье В.Н. Вострикова научные положения отличаются продуманностью и обоснованностью, характеризуются своей новизной. Информационная значимость, обобщения и выводы имеют практическое применение, как в научно-исследовательской, так и в педагогической деятельности. Кроме того, материалы данной публикации могут быть использованы теоретиками искусства, в трудах архитекторов и художников-монументалистов, а также в музейной деятельности.

Статья В.Н. Вострикова «Продолжатель художественно-пластических традиций Советской страны. «Публичная мозаика» В.Д. Герасимова 1960-х - 1970-х годов. Самарские страницы» рекомендуется к публикации в издании «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» в 2018 году.

Рецензия на статью Н.А. Тимощук «Преемственность в развитии и формировании конкурентоспособного российского инженера»

© 2018 Л.П. Овчинникова

Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия

В статье Н.А. Тимощук (с. 47 - 53) рассматривается актуальная проблема преемственности в процессе развития и формирования конкурентоспособного российского инженера, связанная с идеями непрерывного образования и профессиональной мобильностью.

Анализ психолого-педагогических, социологических и философских источников, который проводит автор, показывает, что личностное формирование конкурентоспособного российского инженера происходит успешнее, если система его становления связана с процессом психолого-педагогической подготовки: именно она создаёт благоприятные условия и возможности для овладения обучающимися положительными духовными, эмоциональными и социальными ценностями. Психолого-педагогическая подготовка определяет его самопознание, самоопределение, самореализацию, а также способствует приобретению опыта социологизации и адаптации в обществе. Развитие метапредметных знаний у обучающихся, осознанный и осмысленный результат познавательной деятельности студентов, на основе которого формируется целостная картина мира, имеет рефлексивный характер, способствуя осознанию и саморегуляции индивидуума своей жизнедеятельности. Универсальные знания помогают молодому человеку самостоятельно, творчески и критически мыслить, формировать способность к саморазвитию и самореализации, то есть - целостному восприятию окружающего мира.

В статье Н.А. Тимощук показано, что подготовка будущего инженера должна проходить в контексте новых подходов к современному высшему техническому образованию. Это требует формирования метапредметных компетенций студентов в техническом вузе не только с помощью цикла гуманитарных дисциплин, а прежде всего, в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, что потребует проектирования и разработки новых технологий обучения, включающих в себя дополнительные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.