Научная статья на тему 'Уверен, наши усилия принесут добрые плоды (к вопросу о переписке патриарха Алексия II с президентами России)'

Уверен, наши усилия принесут добрые плоды (к вопросу о переписке патриарха Алексия II с президентами России) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕПИСКА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ С ПРЕЗИДЕНТАМИ РОССИИ / CORRESPONDENCE OF PATRIARCH ALEXIY II WITH THE PRESIDENTS OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукичев Борис Михайлович

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) внёс существенный вклад в развитие церковно-государственных отношений. В статье дан статистический анализ, а также описание содержательной стороны его деловой переписки с президентами России Б.Н. Ельциным и В.В. Путиным, приведённой в хронологической последовательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лукичев Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The All Russia and Moscow Patriarch Alexiy II (Ridiger) has brought the essential contribution to development of the relations between church and state. In article the statistical analysis, and also the description of the substantial party of his correspondence with presidents of Russia of B.N. Yeltsin and V.V. Putin, stated in chronological sequence is given.

Текст научной работы на тему «Уверен, наши усилия принесут добрые плоды (к вопросу о переписке патриарха Алексия II с президентами России)»

Этносы и конфессии

Борис ЛУКИЧЕВ

УВЕРЕН, НАШИ УСИЛИЯ ПРИНЕСУТ ДОБРЫЕ ПЛОДЫ (к вопросу о переписке патриарха Алексия II с президентами России)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) внёс существенный вклад в развитие церковногосударственных отношений. В статье дан статистический анализ, а также описание содержательной стороны его деловой переписки с президентами России Б.Н. Ельциным и В.В. Путиным, приведённой в хронологической последовательности.

The All Russia and Moscow Patriarch Alexiy II (Ridiger) has brought the essential contribution to development of the relations between church and state. In article the statistical analysis, and also the description of the substantial party of his correspondence with presidents of Russia of B.N. Yeltsin and V. V. Putin, stated in chronological sequence is given.

Ключевые слова:

переписка патриарха Алексия с президентами России; correspondence of patriarch Alexiy II with the presidents of Russian Federation.

Зтими словами, вынесенными в заголовок, завершается одно из писем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Президенту Российской Федерации В.В. Путину1. За восемнадцать лет своего первосвятительского служения патриарх Алексий II направил на имя глав государства Б.Н. Ельцина и В.В. Путина не менее двухсот пятидесяти письменных обращений.

В данной статье рассматривается малоисследованная часть современного опыта церковно-государственных отношений — переписка патриарха Алексия II с президентами России. По своей интенсивности, широте охвата церковных проблем и результативности она представляет собой уникальное явление, ранее не встречавшееся в истории Русской православной церкви2.

Возникновение этой практики было обусловлено потребностями активно протекавшего под руководством первосвятителя возрождения религиозной жизни народа. Характерно, что эта деятельность осуществлялась одновременно со становлением и развитием самого государства, формированием его взаимодействия в новых условиях с общественными институтами, традиционными религиозными объединениями России. Но прежде всего, это результат напряжённого, творческого труда самого патриарха Алексия II.

Содержание писем Святейшего президентам России Б.Н. Ельцину и В.В. Путину даёт представление о масштабе и разнообразии проблем, которые приходилось решать Алексию II, отражает полноту его служения и конкретно иллюстрирует определённые стадии развития церковно-государственных отношений в период с 1990 по 2008 г.

Интересно отметить, что в соответствии с протоколом все письменные послания патриарха к главе государства начинаются со слов: «Ваше Превосходительство!» Это старомодное обращение вполне гармонично встраивается в контекст переписки, поскольку кроме выражения исключительной уважительности оно чётко определяет статусность адресата.

ЛУКИЧЕВ

Борис

Михайлович — соискатель кафедры государственно-конфессиональньа отношений при Президенте РФ, государственный советник Российской Федерации 3 класса [email protected]

1 Приветственное письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с празднованием дня России в 2007 г. // Пресс-служба Московской патриархии, 12.06.2007 г. Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП для органов информации от 11.04.2005.

2 Анализ писем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проведён по его благословению на основе материалов, представленных Московской патриархией, и публикаций в открытых СМИ.

Не рассматривая здесь подробно обоюдные поздравления и письменные благодарности за поздравления, отметим лишь, что оба президента ежегодно направляли свои приветствия патриарху Алексию II к Рождеству и Новому году, к Пасхе, ко дню тезоименитства (25 февраля) и патриаршей интронизации (10 июня). Кроме того, в разные годы на имя предстоятеля церкви направлялись поздравления, связанные с различными юбилейными датами, например с 45-летием его архиерейской хиротонии, 55-летием священнического служения и другие.

В свою очередь и патриарх Алексий II благодарил за приветствия, направлял поздравления с Рождеством и Новым годом, с Пасхой, Днём России (12 июня) и Днём народного единства (4 ноября), а также по случаю дней рождения.

Эта рутинная часть переписки (8—10 писем в год с обеих сторон) всё-таки не была в полной мере формальной. В определённой степени тексты поздравлений отражали «текущий момент», несли актуальную смысловую нагрузку. Так, поздравляя в июне 2007 г. патриарха Алексия с днём тезоименитства, президент России В.В. Путин особо отметил его вклад в восстановление канонического единства РПЦ: «Искренней признательности миллионов верующих заслужили Ваши труды, результатом которых стало преодоление трагического раскола, воссоединение Церкви с православными соотечественниками за рубежом»1.

Следует отметить, что в этот период были также письма и телеграммы-соболезнования, связанные с террористическими актами, гибелью авиапассажиров, шахтёров и иными трагическими обстоятельствами. Эти документы остаются за пределами данного анализа.

Переписка Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Б.Н. Ельциным была существенно менее интенсивной, чем его письменное общение с В.В. Путиным. За неполные девять лет предстоятель церкви написал непосредственно Б.Н. Ельцину 41 письмо, в то время как в адрес его преемника за 8 лет было направлено не менее 169.

Эта статистическая разница обусловлена, в частности, тем, что в начале 90-х гг.,

1 Поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с днем интронизации // Официальный сайт Президента России, 11 июня 2007 г.

когда резко менялось содержание внутренней политики государства в отношении к свободе вероисповедания, на такого рода общение оказывала существенное влияние инерционность антирелигиозного мышления, доставшаяся нам от прошлого. Властные структуры ещё только начинали формулировать и отрабатывать на практике новые подходы во взаимоотношениях с религиозными объединениями и их представителями. Да и церковь в этот период ещё только определяла для себя пути эффективного взаимодействия с органами государственной власти в новых условиях.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал Б.Н. Ельцину в этот период свои обращения о нуждах церкви в среднем по 4 за год. При этом были годы, когда писем было больше, например, в 1991 г. — 8, в 1998 г. — 7, и наоборот — в 1999 г., в последнем году президентства Ельцина, патриарх лишь дважды обращался к президенту с просьбами. Резкие изменения интенсивности переписки объясняются не столько наличием или отсутствием насущных церковных проблем (проблем во все времена было достаточно), сколько ситуацией, которая складывалась в обществе и в государственно-церковных отношениях.

Так, в 1997 г., в период общественной дискуссии о судьбе проекта закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», имели место различные подходы к этой проблеме со стороны главы государства и предстоятеля церкви. В августе патриарх Алексий II опубликовал «Заявление в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нового закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”», в котором, в частности, говорилось: «22 июля сего года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”... Его окончательное отклонение может создать в России напряжение между властью и большинством народа, что существенно затруднит движение нашего общества к миру и согласию... Посему убеждён в необходимости введения в действие этого закона без изменения его структуры и принципиальных положений»2.

2 Архив Московской патриархии: Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 2971 от 24.07.1997.

По доброй воле обеих сторон эти различия в подходе к содержанию законопроекта были быстро урегулированы, и ожидаемый обществом правовой акт был принят в наиболее приемлемой редакции с точки зрения защиты интересов государства и традиционных религиозных объединений. Отметим, кстати, что принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» стало одним из первых примеров общественного согласия представителей политических структур, общественных организаций и религиозных объединений перед лицом явно проявившей себя (и провалившейся) попытки негативного внешнеполитического влияния на законодательный процесс в Российской Федерации.

Заметим также, что, активно участвуя в формировании современного законодательства, регулирующего вопросы вероисповедной политики государства, патриарх не только защищал права Русской православной церкви, но и тем самым объективно отстаивал интересы других традиционных для России религиозных объединений.

Анализ содержания писем патриарха Алексия II Б.Н. Ельцину показывает, что наиболее часто он обращался с просьбами о возврате церкви в собственность или в пользование движимого и недвижимого церковного имущества (10 писем, т.е. почти 25%). Часто это давало позитивные результаты. Так, уже к осени 1991 г. был урегулирован один из принципиальных вопросов: президент России разрешил Московской патриархии использовать для богослужений храмы Московского Кремля.

В этот период патриарх Алексий II последовательно и настойчиво обращается главе государства с предложениями способствовать возврату церкви и отдельных зданий храмов и целых архитектурных комплексов Заиконоспасского (Москва), Ни-коло-Перервинского (Москва), Воскресенского Новоиерусалимского (Истра), Богоявленского -Анастасьинского (Ко -строма), Саввино-Сторожевского (Звенигород) монастырей, а также Оптиной пустыни (Калужская обл.).

Знаменательно, что, заявляя об интересах церкви, патриарх побуждал органы государственной власти к решению острых социальных проблем, поскольку при возвращении церкви монастырей, как правило, требовалось отселять проживавших

на их территории граждан. Так, в своём обращении от 8 мая 1998 г. он ставит вопрос о переселении из находящегося в аварийном состоянии строения Богоявленского-Анастасьинского монастыря 36 семей и о предоставлении им нормальных жилищных условий1.

В этот же период, стремясь преодолеть массу препятствий в деле освобождения Троице-Сергиевой лавры от нецерковных структур, патриарх Алексий II находит оригинальное решение одной из самых сложных проблем. Он пишет главе государства: «.обращаюсь к Вам, глубокоуважаемый Борис Николаевич, с предложением о. создании первого в России Музея православной культуры на территории Троице-Сергиевой Лавры, на базе исторически принадлежавшей ей ризницы. При этом предполагается, что фонды музея останутся в федеральной собственности, а Лавра будет нести ответственность перед государством за их сохранность и поддержание в надлежащем состоянии»2.

Эта часть переписки иллюстрирует, как первоиерарх настойчиво и последовательно боролся за возвращение церкви её станового хребта — древних монастырей, чтобы воссоздать материальную основу возрождения монашеской жизни. С течением времени эта стратегическая задача была успешно решена.

В тот период не менее актуальной была и защита законных прав верующих, поэтому на втором месте по количеству патриарших обращений к руководству страны были просьбы по данной тематике (7 писем, т.е. 17%). Были и трагические эпизоды!. В частности, в июле 1999 г. в СМИ было опубликовано обращение патриарха Алексия II к главе государства с просьбой сделать всё возможное для освобождения похищенных в г. Грозном иеромонаха Захарии и двоих его сотрудников3.

На третьем месте (6 писем — 14,6%) — печалование предстоятеля о проблемах православных общин за границей. Предвидя возрождение российского паломничества на Святую землю, патриарх замыс-

1 Архив Московской патриархии: Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на имя Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 2225 от 08.05.1998.

2 Там же: Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину № 3130 от 03.07.1997.

3 См.: сообщение ИНТЕРФАКС «Новости» от 28.07.1999.

лил воссоздать здесь российский культурный и паломнический центр. Он обращался с просьбами к главе государства о политико-дипломатической и юридической поддержке возвращения церкви ранее принадлежавших ей зданий, а также о помощи в проведении в них реставрационных работ. В одном из писем к Б.Н. Ельцину он писал: «.разработано предложение по реконструкции принадлежащих Русской Православной Церкви зданий на Святой земле для передачи их под нужды православных паломников, число которых, к счастью, из года в год растёт.

Прошу Вас в контексте подготовки к 2000-летию Христианства .оказать высокое содействие в восстановлении строений на участках Русской духовной миссии в Яффе и Тиверии.»1.

Следует отметить, что количество писем патриарха Алексия II по той или иной проблеме не всегда отражало её важность. Бывало, что существенный вопрос решался с первого раза. Примером может служить положительное решение главы государства в ответ на просьбу патриарха о финансовом обеспечении российских захоронений на кладбище в г. Сент-Же-невьев-де-Буа (Франция)2.

Значительная часть переписки этого времени была посвящена организации издания многотомной «Православной энциклопедии», как писал предстоятель церкви, «первого в истории нашего Отечества фундаментального труда, призванного собрать воедино и систематизировать двухтысячелетний духовный, исторический, научный и культурный опыт Пра-вославия»3. На эту тему было 4 письма (10%); потребовались годы упорного труда, чтобы расходы на этот проект были включены в федеральный бюджет.

Два письма (5%) были связаны с организационными вопросами формирующегося Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

1 Архив Московской патриархии: Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину № 3928 от 02.10.1996.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 г. № 1866-р // Интернет-справочник «Консультант Плюс».

3 Архив Московской патриархии: Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину № 4300 от 08.11.1995.

В самые значимые моменты жизни первого и второго президентов России — при вступлении их в должность — патриарх Алексий неизменно писал им о своей духовной поддержке. Характерно, что при этом он каждый раз не столько поздравлял, сколько акцентировал внимание на высокой ответственности, которой облечён глава государства.

С избранием в 2000 г. президентом Российской Федерации В.В. Путина переписка значительно активизировалась и на протяжении всех восьми лет пребывания его у власти развивалась как в количественном, так и в «качественном» отношении. Так, уже в 2000 г. патриарх направил главе государства 12 писем, т.е. в 3 раза больше, чем в период переписки с Б.Н. Ельциным. Далее по годам шло последовательное увеличение интенсивности переписки, и после переизбрания В.В. Путина на второй срок (2004—2008 гг.) она осуществлялась с темпом в среднем по 24 письма в год.

Предстоятель церкви последовательно наращивал накопленный в этой сфере опыт. Он продолжал настойчиво добиваться решения ранее поставленных вопросов и формулировал новые проблемы, актуальные для церкви, государства и общества.

Письма по наиболее значимым вопросам патриарх стремился передавать президенту лично. Этому способствовало то обстоятельство, что с В.В. Путиным у него сложились тёплые, доверительные отношения. Стали обычной практикой их регулярные личные встречи — до 6—7 раз в год (без учёта официальных церемоний и приёмов). На переданных лично патриархом обращениях Путин, как правило, накладывал резолюции, которые способствовали самому внимательному отношению исполнителей к изложенным в них проблемам.

Интересно отметить изменение содержания переписки в этот период: в поле внимания патриарха по-прежнему были вопросы законодательства, но теперь речь шла о нормативно-правовых актах, затрагивающих конкретные вопросы повседневной жизни религиозных организаций (7 писем — 12%). Как и ранее, много обращений связано с возвратом церкви в пользование или в собственность объектов недвижимости религиозного назначения (33 письма — 20%).

Вместе с тем появляются и новые темы. В связи с ростом международного авторитета Российской Федерации патриарх Алексий II стал чаще обращаться к В.В. Путину с просьбами о поддержке законных интересов Русской православной церкви за рубежом. Учитывая, что речь, как правило, шла о реставрации и ремонте зданий храмов в Европе, в США и на Святой земле, являющихся памятниками истории и культуры, эти просьбы были созвучны интересам государства.

Значительную часть переписки занимали вопросы сохранения единства церкви на территории СНГ и восстановления канонического общения с Русской православной церковью за границей (всего 32 письма — 18%).

Самым существенным изменением содержания переписки в период второго президентского правления В.В.Путина было то, что на первое место вышли предложения по взаимодействию или совместному проведению крупных общественно значимых мероприятий. В их числе международные Рождественские образовательные чтения, акции Международного фонда единства православных народов, заседания Всемирного русского народного собора, конференции против наркотиков и распространения СПИДа, а также по проблеме демографии (всего 68 писем — 39%). Эти изменения отражали уровень развития взаимоотношений Мос-

ковского патриархата с федеральными органами власти.

Следует отметить, что в последние годы своей земной жизни Святейший Патриарх писал главе государства ходатайства о поддержке преподавания в средних образовательных учреждениях предмета «Основы православной культуры», о содействии в предоставлении священнослужителям и учащимся духовных образовательных учреждений отсрочек от призыва на военную службу, о возможности защищать диссертации по специальности «теология». Увидеть результаты по этим обращениям ему уже не удалось.

В целом же опыт переписки предстоятеля Русской православной церкви с главой государства дал любопытный результат: подавляющее число обращений получило положительное разрешение. И хотя в ряде случаев просьбы о нуждах церкви реализовывались не в полном объёме, порой это длилось годами, но стало ясно, что совместными трудами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и первых президентов России на федеральном уровне был обретён один из действенных механизмов влияния на решение наиболее актуальных и животрепещущих проблем, связанных с возрождением церковной жизни в России в конце XX — начале XXI в. Тем самым была создана серьёзная основа для наращивания и развития этого опыта в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.