Научная статья на тему 'Утонченность и природная Грация -балерина Зухра Ильясова'

Утонченность и природная Грация -балерина Зухра Ильясова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЬЯСОВА / ЛЕНИНГРАДСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ / БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА / A. YA. VAGANOVA / ILYASOVA / THE LENINGRAD ACADEMIC CHOREOGRAPHY COLLEGE / THE BASHKIR STATE THEATRE OF OPERA AND BALLET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вильданова Олия Галеевна

Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Башкортостана и Татарстана Зухра Хамитовна Ильясова, окончив Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой по классу Феи Ивановны Балабиной, в 1969 г. приехала работать в Уфу, в Башкирский государственный театр оперы и балета. Танцовщица романтического плана, Ильясова стала лучшей исполнительницей партии Жизели на башкирской сцене. Статья посвящена замечательной балерине и педагогу, своим творчеством сохраняющей лучшие традиции ленинградской — петербургской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ballerina Zukhra Ilyasova

Honored Artist of Russia, National Artist of the Republics of Bashkortostan and Tatarstan Zukhra Hamitovna Ilyasova, after graduation from Leningrad Academic Choreographic School named after Vaganova, class of Feya Ivanovna Balabina, in 1969, comes to work in Ufa, the Bashkir State Theatre of Opera and Ballet. Dancer of a romantic plan, Ilyasova becomes the best performer of Giselle at the Bashkir stage. The article is dedicated to the wonderful dancer and teacher, whose creative work keeps the best traditions of Leningrad — St. Petersburg school.

Текст научной работы на тему «Утонченность и природная Грация -балерина Зухра Ильясова»

О. Г. Вильданова

УТОНЧЕННОСТЬ И ПРИРОДНАЯ ГРАЦИЯ -БАЛЕРИНА ЗУХРА ИЛЬЯСОВА

Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Башкортостана и Татарстана Зухра Хамитовна Ильясова, окончив Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой по классу Феи Ивановны Балабиной, в 1969 г. приехала работать в Уфу, в Башкирский государственный театр оперы и балета. Танцовщица романтического плана, Ильясова стала лучшей исполнительницей партии Жизели на башкирской сцене. Статья посвящена замечательной балерине и педагогу, своим творчеством сохраняющей лучшие традиции ленинградской — петербургской школы.

Ключевые слова: Ильясова, Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой, Башкирский государственный театр оперы и балета.

Семья Ильясовых не была связана с театром. Мама — Саки-на Валеевна воспитывала трех дочерей, папа — Хамит Хайрна-сович работал на заводе. Правда, старшая сестра Зухры — Роза с детства проявляла способности к театрализованному действию: собирала со всего двора ребят и к их восторгу устраивала дворовые спектакли. Это были «Золушка», «Красная шапочка», «Теремок» и другие, на которые с удовольствием приходили все соседи в округе. (Впоследствии Роза Хамитовна окончила ГИТИС и сегодня является авторитетнейшим специалистом в области балетоведения в республике.) Случайно прочитав объявление о наборе в училище им. А. Я. Вагановой (а жили они рядом с оперным театром), Роза привела сестренку сразу на третий тур отборочной комиссии [1]. Маленькая Зухра недолго занималась во Дворце пионеров у выпускницы Вагановской школы — Венеры Ахметовны Хабиби и имела небольшое представление о хореографии. Председателем приемной комиссии в том, 1961, году была старейший педагог училища — Варвара Павловна Мей, не раз приезжавшая для набора детей в Уфу. Ее опытный взгляд тотчас определил способности

хрупкой девочки, и в числе 12 детей Зухра поехала учиться в прославленную балетную школу.

В этот год на национальное отделение помимо ребят из Башкирии приняли детей из Марийской и Удмуртской республик.

Классным руководителем Зухры стала Маргарита Андреевна Мазурок, у которой довелось учиться и автору этих строк. С большим вниманием она относилась к своим подопечным. Прекрасный профессионал своего дела, Маргарита Андреевна добивалась безупречных знаний своего предмета — истории и обществоведения. Не было случая, чтобы кто-либо прогулял или не подготовил ее урока.

Воспитателями в интернате были Зинаида Ивановна Романова и Вера Федоровна Якушева. Они старались всячески скрасить жизнь ребят: утешить в трудную минуту, помочь с уроками. Водили на прогулку и в музеи, знакомили детей с одним из красивейших городов мира. В детской памяти особенно запечатлелось отношение Веры Федоровны: буквально каждому ребенку в день рождения она приносила свою выпечку — печенье, кекс или лимонник и даже возила на свою дачу в Комарово. «Впервые оторванные от родителей, мы были горячо благодарны нашим воспитателям за такое искреннее участие в нашей жизни», — вспоминала впоследствии Зухра Хамитовна.

Классический танец в первом классе вела Надежда Романовна Тихонова. Позднее она уехала в США. На первом году обучения некоторое время девочкам пришлось заниматься вместе с мальчиками.

Во втором классе девочки попали к Алле Михайловне Черновой. «Прекрасный педагог Алла Михайловна подолгу заставляла нас держать attitude, у нас окрепли спины, и мы начали понимать, как работать мышцами», — рассказывает Зухра Ильясова. Для юных балерин было очень значимо мнение Аллы Михайловны. Строгий и требовательный наставник (ее любимыми выражениями были «Это ниже всякой критики!», «Феноменально плохо!» ), она в течение двух лет вела этот класс.

Уже со второго года обучения ученицы принимали активное участие в производственной практике, знакомившей с большой сценой и постепенно вводившей в театральный творческий процесс. Как и многим воспитанникам школы Вагановой, Зухре посчастливилось танцевать Детский танец и воронят в балете «Шурале», амурчиков в «Дон Кихоте», вальс в I акте «Спящей красавицы» и другие детские партии во многих спектаклях. Особенно запомнилась девочке блистательная Наталья Дудинская в балете К. Караева «Тропою грома», в котором Зухра с одноклассниками участвовала в партии негритят.

На четвертом и пятом годах обучения классику преподавала Надежда Михайловна Базарова, развивавшая у своих учениц танцевальность и пластику движений. Надежда Михайловна сочиняла комбинации, в которых большое внимание уделялось правильному положению рук, красивой посадке и повороту головы.

Забавный случай произошел с Зухрой, когда она под влиянием тогдашней моды подстриглась «под молодежную». Учительница математики Мария Соломоновна Вайзберг, ничего не поняв, заявила: «Чтобы завтра же были косы». А Надежда Михайловна даже не заметила — Зухра на урок классики тщательно заколола за уши оставшиеся волосы. «Класс у нас был веселый, — поделилась с автором Зухра Хамитовна, — ребята скучать не давали. Особенно Мансур Еникеев, с которым мы сидели на первой парте среднего ряда, мы вместе заглядывали в журнал, видели поставленные точки и заранее предупреждали тех, кого сегодня будут спрашивать. Среди отъявленных озорников класса числился и Александр Василевский — ныне директор Новосибирского хореографического училища».

Три последних года классический танец вела Фея Ивановна Балабина, в прошлом замечательная танцовщица, прекрасно владевшая техникой классического танца, покорявшая эмоциональной выразительностью своих образов. Ученица Вагановой, она прорабатывала каждое движение в медленном темпе, начиная со станка. «Постепенно мы начали прыгать, почувствовали силу ног, — вспоминает Ильясова. — Несмотря на свою занятость,

Фея Ивановна занимала должность художественного руководителя училища, она стала с нами репетировать, и на первом курсе мы станцевали в школьном театре трио одалисок из балета „Корсар"».

На втором курсе Зухра на концерте в школьном театре исполнила партию принцессы Флорины в раз-с1е-с1еих с Голубой птицей. Партнером Зухры оказался Владимир Иванцов — ученик Владлена Григорьевича Семенова, который вместе со своей супругой Ириной Колпаковой готовил начинающих артистов. Работа с выдающейся балериной запомнилась юной ученице на всю жизнь. Грамотные руки, остренькие ноги, необычайная легкость — Колпакова поражала своей грациозностью. Ее прекрасный показ, искусные, как у фарфоровой статуэтки, позы воспитывали вкус и прививали особую манеру исполнения.

На выпускной спектакль Фея Ивановна, хорошо понимая возможности своей ученицы и учитывая ее внешние данные — хрупкость, воздушную легкость и природную грацию, решила подготовить Зухру в раз-с1е-с1еих из II акта балета «Жизель». В этой партии парящая невесомость как нельзя лучше подходила выпускнице Ильясовой.

Порядок пришла показывать Елена Евтеева. Ильясовой повезло — репетиционную работу в очередной раз вели Колпакова, сумевшая передать прозрачность и легкость этого романтического образа, и Семенов, ученик которого — Андрей Чесноков исполнял партию Альберта. На выступление прима Кировского театра сама принесла юной выпускнице костюм, когда-то принадлежавший Наталье Макаровой.

«Что касается замечательных педагогов, бывших в прошлом выдающихся танцовщиц, удача не оставляла меня на протяжении всего обучения в святых стенах училища, — рассказывает наша героиня. — Я застала и мэтра мужской школы классического танца — Александра Ивановича Пушкина. После выпускного меня оставили для участия в фестивале „Белые ночи", и мне посчастливилось репетировать „Жизель" с великим Мастером, у которого учились Р. Нуреев и М. Барышников».

После окончания училища в 1969 г. в Уфу приехала прекрасно подготовленная, профессиональная балерина, готовая взяться за любую сольную партию. В то время в Башкирском театре на положении ведущих балерин находились молодая Леонора Куватова (выпуск 1967 г.) и выпускницы ЛАХУ 1956 г. — Фирдаус Нафикова, Венера Галимова, Эмма Тимиргазина. Несмотря на достаточно обширный репертуар, все ведущие роли были расписаны. В свой первый год работы Зухра Ильясова протанцевала в кордебалете во всех спектаклях театра. В конце сезона руководство спохватилось, и молодой танцовщице поручили лирический дуэт (романс) в балете «Голубой Дунай», затем рав-с^клв в «Лебедином озере», и дело пошло. На первых своих гастролях в Барнауле Ильясова срочно заменила заболевшую коллегу — исполнила Машу в «Щелкунчике». Подготовить партию ей помогли педагог-репетитор Этика Бареевна Прохорова и партнер, выпускник Пермского училища Юлай Ушанов. Вернувшись в Уфу, на этот спектакль пришлось долго ждать своей очереди. Тем не менее лед тронулся, и молодой балерине начали предлагать ведущие партии в балетах: Анель в «Голубом Дунае» Штрауса, затем Айгуль в национальном балете «Страна Айгуль» Н. Сабитова. В творческой жизни артистов случай — явление обычное: и в партии Сююмбике в балете Ф. Яруллина «Шурале» Зухра вышла, когда театр остался без главной исполнительницы. М. Тагирова писала: «Эта роль как нельзя лучше подошла к трепетному дарованию артистки Ильясовой» [2, с. 4]. Когда в Уфу приехал выпускник Пермского хореографического училища Марат Даукаев, вместе с Зухрой они успешно исполнили главные партии в романтическом балете Адана «Жизель».

Утонченность и природная грация, характерные для манеры Зухры Ильясовой, помогали раскрыться ее лирико-романтиче-скому дарованию. Героини в ее исполнении отличались возвышенностью и благородством. Танцовщица блестяще передавала воздушную прозрачность образа Авроры, изящество и женственность Марии ( «Бахчисарайский фонтан»), глубокую искренность и чистоту Одетты... Но визитной карточкой балерины

стала партия Жизели. «Ильясова в ..Жизели"" была просто очаровательна, — писали критики. — Она создана для этой роли, весь ее талант проявляется в этом спектакле — образце классического танца. Танец балерины настолько легок, чист и непринужден, что кажется прозрачным» [3, с. 3].

Первой партнершей Зухра была у приехавшего в 1979 г. выпускника ЛАХУ им. Вагановой Радика Зарипова. Случилось так, что накануне спектакля «Дон Кихот» заболел исполнитель главной партии. За утро Радик выучил с Зухрой все мизансцены, и вечером спектакль прошел блестяще.

Вспоминая о своей творческой деятельности уфимского периода, Ильясова с большим уважением отзывается об Эрки Хенриковиче Танне, который занимал пост главного балетмейстера в Башкирском театре с 1976 по 1980 г. В 1977 г. им был возобновлен национальный балет «Журавлиная песнь», поставленный Ниной Александровной Анисимовой в 1944 г. Премьера была доверена лучшим исполнителям — Зухре Ильясовой и Юлаю Ушанову. Балетмейстер не ошибся: самая взыскательная критика с восторгом отозвалась о молодых солистах [4]. С огромной благодарностью Ильясова говорит о своем постоянном педагоге-репетиторе народной артистке СССР Зайтуне Агзамовне Насретдиновой, сыгравшей большую роль в становлении Зухры как ведущей балерины. Первое место среди партнеров Ильясовой в Уфе занимал Юлай Ушанов — один из любимых учеников выдающегося педагога Юлия Иосифовича Плахта. Партнерами балерины были и другие ведущие танцовщики театра: Шамиль Терегулов, Зуфар Галимов и упомянутые Марат Даукаев, Радик Зарипов.

С 1977 г. балерина начинает принимать гастрольные приглашения. В Смоленске Ильясову в главных партиях «Жизели» и «Спящей красавицы» увидела Н. М. Садовская и позвала в числе других солистов различных театров на гастроли с концертной программой. Выступив в Москве, они отправились по странам Европы [5, с. 9]. В поездке участвовали лучшие танцовщики театров страны: Ирина Хакимова и Владимир Бортяков из Казанского театра оперы и балета, Галина Клековкина

и Евгений Попов из Челябинска, Рамазан Бапов из Казахстана. В этих выступлениях партнером Ильясовой был солист оперного театра из города Горького (Нижний Новгород) Валерий Миклин, с которым она танцевала pas-de-deux II акта «Жизели». Кроме того, в программу Ильясовой входило adagio I акта балета «Спящая красавица» с четырьмя кавалерами. Критики отмечали тонкое воплощение балериной образа юной принцессы, прекрасную пластику рук, передающих кокетливую парадность танца Авроры [6, с. 19].

С 1980 г. Зухра Ильясова стала ведущей солисткой Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Исполняющая обязанности главного балетмейстера театра Лариса Васильевна Исакова пригласила Зухру на гастроли в Сочи, в Уфе в это время театр закрыли на капитальный ремонт. После успешных выступлений Ильясова решила переехать в Казань. Вскоре в 1984 г. получила звание заслуженной артистки РФ. Балетная труппа Татарского театра приняла балерину очень тепло. Атмосфера в театре была творческая, дружеская, никаких недомолвок и интриг. Лариса Васильевна заранее распределяла составы исполнителей. Примы Ирина Хакимова и Сания Хантимирова сразу нашли общий язык с новой коллегой. Ведущие танцовщики театра Камиль Гайнуллин, Владимир Бортяков, Игорь Жуков, Рифат Абульханов с огромным удовольствием танцевали с Ильясовой, хрупкой и вдохновенной, увлекавшей своей тонкой выразительностью.

В 1990 г. Ильясова по приглашению молодого и энергичного директора театра Радика Гареева вновь приехала в родную Уфу. Вскоре она по инициативе Алика Салиховича Бикчурина — директора хореографического училища стала педагогом Башкирской балетной школы. Сегодня Ильясова ведет классический танец у девочек. Сумев создать живую творческую атмосферу в классе, она пользуется искренней любовью и уважением воспитанниц. Утонченная, изящная балерина, яркая представительница прославленной ленинградской школы, Зухра Хамитовна Ильясова передает накопленные годами знания и опыт, подготавливая к балетной сцене будущих танцовщиц.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Власенко В. А началось все с балетных туфелек // Ленинец. — 1974. — 8 марта.

2. Тагирова М. А. Молодое лицо балета // Вечерняя Уфа. — 1972. — 27 сентября.

3. Горшков В. Дарящий радость труд // Красное знамя. — 1982. — 11 июня.

4. Селемджина JI. Журавлиная песнь // Вечерняя Уфа. — 1977. — 27 ноября.

5. Вонсяцкий А. Становятся традицией // Театральная жизнь. — 1979. — №7.—С. 9.

6. Шереметьевская Н. Молодой балет России // Музыкальная жизнь. — 1977.—№12.—С. 19.

Honored Artist of Russia, National Artist of the Republics of Bashkortostan and Tatarstan Zukhra Hamitovna Ilyasova, after graduation from Leningrad Academic Choreographic School named after Vaganova, class of Feya Ivanovna Balabina, in 1969, comes to work in Ufa, the Bashkir State Theatre of Opera and Ballet. Dancer of a romantic plan, Ilyasova becomes the best performer of Giselle at the Bashkir stage. The article is dedicated to the wonderful dancer and teacher, whose creative work keeps the best traditions of Leningrad — St. Petersburg school.

Key words: Ilyasova, the Leningrad academic choreography College, A. YA. Vaganova, the Bashkir state theatre of Opera and ballet.

3. Ильясова и М. Даукасв в балете «Жизель», 1973 г.

3. Ильясова — Аврора, Ю. Ушанов — Дезире, 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.